Главная      Учебники - Литература     Лекции по литературе, сочинения - часть 4

 

Поиск            

 

Петербург Ф. Достоевского по роману Преступление и наказание. (сочинение)

 

             

Петербург Ф. Достоевского по роману Преступление и наказание. (сочинение)

Петербург Ф. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»).

Автор: Достоевский Ф.М.

Петербург... Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели — от Ломоносова до поэтов наших дней. “Дух неволи”, отмеченный в Петербурге еще Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно уставших героев Гоголя, Блока, Белого, Достоевского. Но у последнего город во всех произведениях многолик. Царственный град Петра, воплощение силы и власти, открывается мечтателю из “Белых ночей”; Раскольникову же ближе другая, вторая ипостась столицы — сдавленное пространство примыкающих к Сенной площади кварталов, темные дворы, черные лестницы. Герой просто не замечает остального города, он слишком поглощен своими мыслями и переживаниями. Ему знаком только такой Петербург: “духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу”.

Родион живет в каморке, которая “походила более на шкаф, чем на квартиру”. Писатель называет ее и “пеналом”, и “гробом” — знаки чрезвычайно замкнутого пространства, а последнее наименование — смерти (недаром герой постоянно лежит на кровати). А это типичная петербургская комнатушка для бедных. Понятно, почему в таком пространстве вынашивается страшная и дерзкая теория Раскольникова.

Улочки Коломны также производят гнетущее впечатление и на читателя, и на героя. Данные писателем повторяющиеся детали — “вонь”, “духота”, “жара” — как бы нагнетают обстановку в преддверии трагедии. Жаре соответствует и доминирующий цвет романа — желтый. Это цвет и обоев, и мебели в комнатке процентщицы, и одновременно определяющий цвет столицы, так как именно в желтый красили все казенные учреждения.

Все действие разворачивается в районе Сенной, населенном людьми на грани бедности и просто нищими, пьяницами и проститутками. Лишь раз перед Раскольниковым возникает царственная панорама Петербурга. И что же? Она ему чужда, это не его город. “Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина...”

Петербург дан в романе как самостоятельный персонаж, виновник разыгрывающихся драм, враждебная людям сила. Атмосфера Сенной давит и калечит судьбы и души людей, но подавляет и великолепная панорама Исаакиевского собора, поскольку “городу пышному” нет дела до страданий “города бедного”.