Главная Учебники - Литература Лекции по литературе, сочинения - часть 4
Автор: Пушкин А.С.
Преобладающими в лицейской поэзии Пушкина были элегические мотивы в духе Жуковского. Поэт писал о муках неразделенной любви, о преждевременно увядшей душе, горевал об угасшей молодости. В этих ранних стихотворениях Пушкина еще много литературных условностей, поэтических штампов. Но сквозь подражательное, литературно-условное уже и тогда пробивалось самостоятельное, свое: отголоски реальных жизненных впечатлений и подлинных внутренних переживаний автора. "Бреду своим путем", — заявил он в ответ на советы и наставления Батюшкова. И этот "свой путь" то там, то здесь постепенно вырисовывается в произведениях Пушкина-лицеиста. Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но как вино — печаль минувших дней... Уже в Лицее Пушкин выработал самостоятельное и порой весьма критическое отношение к своим литературным предшественникам и современникам. В этом смысле особый интерес представляет "Тень Фонвизина", в которой поэт устами "известного русского весельчака" и "насмешника", "творца, списавшего Простакову", вершит смелый суд над литературной современностью. Анакреонтические и элегические стихотворения Пушкин продолжал писать как в эти, так и в последующие годы. Но вместе с тем выход из "монастырских", как называл их поэт, лицейских стен в большую жизнь был выходом и в большую общественную тематику. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья... Если в стихах самого могучего предшественника Пушкина, Г.Р. Державина, мы находим, по справедливым словам В.Г.Белинского, только "проблески художественности", то в стихах Пушкина русская поэзия обретает величайшую художественность, становится в полном смысле искусством слова. В этом отношении Белинский правильно считал именно Пушкина "первым поэтом-художником Руси", поясняя, что и "до Пушкина у нас были поэты, но не было ни одного поэта-художника". "Это не значит, что в произведениях прежних школ не было ничего примечательного или что они были вовсе лишены поэзии: напротив, в них много примечательного и они исполнены поэзии, но есть бесконечная разница в характере их поэзии и характере поэзии Пушкина". Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь...
|