Главная      Учебники - Литература     Лекции по литературе, сочинения - часть 4

 

Поиск            

 

Анализ рассказа Паустовского Кот Ворюга

 

             

Анализ рассказа Паустовского Кот Ворюга

Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Кот-Ворюга»

Автор рассказа К.Г.Паустовский. Мы знаем, что Паустовский в своих рассказах пишет о любви к родине, красоте окружающей природы, доброте людей.

Название рассказа «Кот-Ворюга» является персонажным. Можно предположить, что рассказ будет о коте, который что-то воровал. Но Паустовский называет рассказ не просто кот-вор, а кот-Ворюга. Тем самым он уже в названии выражает своё отношение к нему, он будет отличаться от других котов. Важная черта характера героя заявлена уже в самом названии.

Экспозиция в рассказе Паустовского разделена на две части: одна находится не в самом начале, а примерно в середине рассказа , где начинается описание дома(Дом был маленький.) Именно здесь мы знакомимся с героями, какие они, чем занимаются и что с ними происходит. И вторая часть в начале рассказа, где повествуется предыстория того, что происходит с героями, знакомство с котом - Ворюгой.

Завязка - это то, без чего не было бы всей истории, всего действия. В данном рассказе завязкой является момент- кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие действия.

У героев встала цель во что бы то ни стало его поймать. Развиваются действия- сначала они его пытаются с берёзы снять, потом вытащить из под дома. Наконец-то кот попался- это кульминационный момент. Мы начинаем переживать за кота. Какая же будет над ним расправа - «вздуют»(как и обещали –«Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки») или будет другая расправа над котом.

Развязка заключается в том, что кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в Милиционера, чтобы показать необратимость происшедших перемен.

В рассказе поставлена проблема - борьбы добра и зла. Зло можно остановить только добром. Кажется, что конфликт разрешён - кот прижился у рассказчика и перестал воровать. Но рассказ на этом не заканчивается. Рассказчик продолжает своё повествование. Делает это он преднамеренно, чтобы показать, что добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро(кот стал совершать благородные поступки, тем самым благодарить хозяев). В рассказе показана действенная сила добра.

Повествование в рассказе ведётся от имени автора. Он участник всех событий и рассказывает, делится с нами тем, что наблюдал.

Скорее всего рассказчик (автор) молодой человек. Он любит природу, проводит всё своё свободное время на рыбалке(Все дна, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озёр. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях). У рассказчика есть друзья Рувим и Лёнька (сын деревенского сапожника), которого автор называет бесстрашным и ловким. И ребятам важен рыбный улов. Но в их беззаботную жизнь врывается кот, и не просто кот, а кот - ворюга, который ворует всё подряд: и колбасу, и сметану, и червей, и рыбный улов, который так важен ребятам. Рассказчик даёт коту кличку Ворюга и в ней он выражает своё отношение к этому коту.

Уже в самом начале рассказа мы знакомимся с котом. Он описан как хулиган, боец. И результат этого отражён в строках «у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста». Видны результаты борьбы. Видимо кот не раз получал за свои проказы, воровство. «Это кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, бандит». Затем мы узнаём, что кот имеет огненно-рыжий окрас. Не случайно Паустовский придаёт коту именно такой окрас. Он использует этот цвет, чтобы выразить через цвет характер кота, это важная деталь для его характеристики. Рыжий цвет - это символ отваги, мужества, показатель бесстрашия. Зелёные нахальные глаза у огненно-рыжего кота с белыми подпалинами на животе. Контраст цветов тоже не случаен. Это важные детали для того, чтобы показать кота как необычного героя.

Для описания поступков, действий кота автор использует такие выражения «ловко прятался», «воровал всё подряд: рыбу, мясо, сметану », «протащил кукан с окунями», «решился на отчаянный поступок», «украл кусок ливерной колбасы», «грозно выл», «вцепился мёртвой хваткой», «ужасающий вой»,«ругался под домом». Для описания поступков использованы глаголы действия. Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, не зная, что это совершал кот, мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган. Также автор сравнивает кота с подземным духом. С чем-то зловещим, со злом, с которым никто не может справиться. И одновременно он даёт его описание таким, чтобы мы посочувствовали коту (с оборванным ухом и отрубленным куском грязного хвоста). Отношение автора к коту выражено не только в самом названии рассказа, но и в фразе «кот, потерявший всякую совесть, кот бродяга и бандит». Он его осуждает в начале рассказа, удивляется его поведению, но и сопереживает ему.

Используя эпитеты, сравнения, олицетворение Паустовский создаёт образ нахального кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок. Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить. Это и есть мотив его поступков - желание выжить, будучи никому ненужным.

Таким образом, нахальные действия Ворюги вводят рассказчика и его друзей в отчаяние (Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.) Главной задачей рассказчика и его друзей становится поймать кота и наказать его («вздуть»). Они почти месяц выслеживали Ворюгу. И вот наконец-то кот попался. Здесь кот описывается так: кот смотрел дикими глазами, грозно выл, с ужасающим воем он сорвался с берёзы, забился под дом. Здесь Паустовский начинает описывать дом, в котором живёт рассказчик и его друзья. Он это делает для того, чтобы показать, что в таком доме живут добрые люди, и скорее всего они не станут жестоко наказывать Ворюгу. Справится с этим «бандитом-котом» может не каждый. Поэтому и поручают это важное дело Лёньке, который славился своей ловкостью и бесстрашием, также как и кот. Противопоставляются друг другу два равных соперника- кот и Лёнька. Но Лёнька оказывается сильнее в борьбе. Кот попался только из-за своего голода, жадности (Кот не хотел выпускать вкусную рыбу, он вцепился мёртвой хваткой.) Но когда кота вытащили, Ворюгу смогли рассмотреть как следует. (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.) Здесь автор использует описание кота для того, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам. Он был для них воплощением зла(вой сравнивается с воем подземного духа). Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует. Вот и наступает самый напряжённый момент - вздуют кота или пожалеют. Герои решают, что коту не поможет наказание (У него характер такой с детства.) И кота порешили накормить. Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел. Вот чего не хватало Ворюге- заботы и внимания. С того дня кот остался жить у рассказчика. С ним стали происходить изменения - перестал воровать, совершил неожиданный и благородный поступок. Ворюга стал на добро людей отвечать добром. Его не наказали за воровство, его приютили и тем самым его перевоспитали. Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота (Он тёрся головой о наши ноги. Он требовал благодарности.) Но несмотря на перемены, он чувствовал себя «хозяином и сторожем». Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.

В рассказе Паустовского есть описание старого заброшенного дома. Между описанием дома и описанием главного героя - кота - есть связь. Писатель использует сравнение заброшенный дом - никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга. О коте вспоминали лишь тогда, когда он «досаждал», а о доме - когда нужно было переночевать. Дом был стар и захламлен старыми вещами (завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями). Но до него никому не было дела, все смирились с его беспорядком и старостью и не обращали внимания, хотя, чтобы пройти к берегу озера, приходилось вытаптывать тропинки в душистых высоких травах, а это было далеко не просто. Кот на безразличие к себе отвечал воровством и разбоем, а дом шумел. («Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших на его тесовую крышу») Олицетворение в изображении дома подчеркивает важную мысль автора о взаимосвязи человека с природой и всем окружающим миром.

Это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения—дружбы и понимания своей значимости и полезности кому-то. Паустовский призывает нас внимательно всматриваться в окружающий нас мир. Животное в нем действует как животное, само по себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой характер.

Вопросы к рассказу «Кот-Ворюга» К. Г. Паустовского для анализа с детьми

-Понравился вам рассказ?

-Кто в рассказе главные герои?

-От чьего имени в рассказе ведётся повествование?

-Как называется часть, в которой мы знакомимся с героями и местом действия?

-Найдите в рассказе экспозицию. Прочитайте её.

-Почему экспозиция поделена на две части? Зачем автор это делает, с какой целью?

-Что мы узнаём в начале повествования о рассказчиках?

-Что привело людей в отчаяние? Что случилось?

-Почему автор называет кота Ворюгой?

-Как автор описывает кота в начале рассказа? Каким он предстаёт перед нами? Прочитайте эти строки.

-С кем автор сравнивает кота? На кого он похож по описанию и поступкам?

-Попробуйте определить, опираясь на характеристику кота, какой прием использовал писатель для изображения своего героя.

-Как автор относится к коту, судя по тому, как он его называет?

-Прочитайте строку, в которой выражено отношение автора к Ворюге?

-Почему кот- Ворюга вынужден воровать? Что его на это подталкивает?

-Как называется часть, в которой завязывается главное действие, без которого не было бы дальнейшего развития действий?

-Прочитайте завязку. Что мы узнаём из этой части?

-Как вы думаете, почему кот попался на воровстве?

-Каким кот предстаёт перед нами в этом эпизоде? Прочитайте.

-Как вы думаете, почему автор называет поступок кота отчаянным?

-Как развиваются события? Что делает кот, рассказчики?

-Кот попался. Наказания не избежать. Почему автор даёт описание дома именно в этот момент, когда кот попался? С какой целью он это делает?

-Обратите внимание на то, как автор описывает дом. Каким мы его себе представляем?

-А теперь вспомните, как автор описывал кота? Что вы заметили?

-С какой целью автор использует сравнение кота с подземным духом?(выл как подземный дух)

-В какой момент рассказа вы особенно переживали за Ворюгу? Как называется самый напряжённый момент в рассказе?

-Прочитайте строки, как удалось выманить кота из-под дома?

-Как вы думаете, почему поймать кота- Ворюгу поручили именно Леньке?

-Автор пишет: «Мы впервые рассмотрели его как следует». Каким предстал кот перед людьми?

-Как вы думаете, какое впечатление произвёл Ворюга на рассказчиков?

-А какое впечатление произвёл на вас кот?

-Почему Паустовский для описания окраса кота выбрал именно рыжий цвет?

-Рассказчики долго выслеживали кота, хотели его наказать за проказы и вот кот пойман. Почему у них возникает вопрос «Что с ним делать?»

-Почему Лёнька решил, что выдрать кота не поможет ему?

-Подумайте, почему накормить кота советует именно Ленька.

-Какой путь выбрали ребята? Почему?

-Как решение накормить кота характеризует рассказчика и его друзей?

-Что явилось сигналом того, что в характере кота начались изменения?

-Прочитайте, как кормили кота. Почему его так сытно накормили?

-Как вы думаете, почему после такого замечательного ужина кот пожевал свой хвост?

-Почему Паустовский не заканчивает рассказ на моменте, что кот прижился и перестал воровать?

-Почему поступок кота автор называет благородным? В чём заключается благородство?

-Как вы думаете, понимал кот, что совершает хороший поступок? Почему?

-С какой целью автор сообщает нам о том, что коту дали новую кличку -Милиционер?

-Произошли ли изменения с Ворюгой в конце рассказа по сравнению с тем, каким он был в начале?

-Что этому способствовало?

-Изменилось ли отношение рассказчика к коту?

-Где находится развязка в этом рассказе. Прочитайте её.

-Что мы узнаём из развязки?

-Как вы понимаете, что хотел сказать нам этим рассказом Паустовский?