Главная      Учебники - Литература     Лекции по литературе, сочинения - часть 4

 

Поиск            

 

У каждого своя вершина

 

             

У каждого своя вершина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №45

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

на тему: «У каждого своя вершина»: нравственные проблемы на страницах произведений калининградской прозы».

(государственная (итоговая) аттестация)

Ученицы 11 «Б» класса

МОУ СОШ №45

Мальцева Марина

Руководитель Войчук Лариса Николаевна

г. Калининград, 2008 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 3

2.Особенности прозы писателей.............................................................. 14

2.1.Система заглавий.............................................................................. 14

2.2.Система собственных имен и географических названий........... 16

2.3.Система нравственных проблем.................................................... 17

3.Особенности поэтики писателей.......................................................... 19

3.1. В.Б.Соловьева (на примере рассказа «Мост»)............................ 19

3.2. Ю.Н.Куранов (на примере повести «Звучность леса»)........... 21

3.3. О.Б.Глушкин (на примере рассказа «Подземный Кениг»)....... 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 24

Список использованной литературы...................................................... 26


ВВЕДЕНИЕ

Русская литература тесно связана с нравственными исканиями личности. Под нравственностью же подразумевают внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Писатели в силу избранничества и профессии острее видят и слышат Время, Человека в нем и, отражая картину мира в своих творениях, раскрывают себя в полной мере, в какие «течения» ни уходили бы, какой жанр ни предпочитали бы. И не важно – столичный писатель или, как сейчас выражаются, периферийный, - масштаб его личности, мировоззренческие ценности читаются в его произведениях. Очерченность интересов, проблематики звучит уже в названиях книг. На мой взгляд, наиболее полно вопросы нравственности раскрываются в творчестве таких калининградских писателей, как В.Б.Соловьева, Ю.Н.Куранов, О.Б. Глушкин, которые в своих произведениях размышляют о совести, достоинстве, справедливости, добре и зле... Они обладают незаурядным дарованием, все их произведения интересны остро поставленными проблемами сегодняшнего дня, «вечными проблемами».

Названные писатели знакомы читающим калининградцам, и не только. Их книги переведены за рубежом. Они талантливы и воплощают собой Россию и ее часть – Калининградскую область.

Но, к сожалению, на сегодняшний день критической литературы, помогающей полнее осмыслить художественные произведения калининградских писателей, почти нет. Л.Овчинникова, Т.Колесникова, И.Моргулева – это авторы единичных литературоведческих статей о наших современных писателях.

Главной целью моей исследовательской работы я вижу выявление в произведениях калининградских писателей В.Б.Соловьевой, Ю.Н.Куранова и О.Б.Глушкина нравственных проблем, которые, как вершины желанных гор, помогают ориентироваться в жизни, не сбиться с правильного пути и в конечном итоге влияют на качество жизни, что важно в любом веке.

Для достижения цели мне надо решить следующие задачи :

- прочитав произведения писателей, обозначить основную тематику и проблематику их творчества;

- создать сравнительную таблицу системности заглавий, имен, проблем;

- проанализировать художественные особенности, ярче обозначающие нравственную проблематику на страницах произведений;

- выявить актуальность звучания писательских голосов.

Надеюсь, данная работа обратит к возвышающей душу прозе калининградских писателей моих ровесников-читателей так же, как и пишущих критические статьи.

1. Впечатления от знакомства

1.1 В.Б.Соловьева

Особенность писательской манеры В.Б.Соловьевой - «легко читать». В умении так писать, конечно же, скрыт талант, который делает В.Б.Соловьеву выдающейся писательницей современности.

Замечателен по языку, содержанию, стилю рассказ «Дивертисмент». «Музыкальное» название рассказа объясняется, во-первых, композицией из кусков-эпизодов, рассказывающих о послевоенной жизни одного из небольших городков на территории бывшей Восточной Пруссии; а во-вторых, выявлением внутреннего мира персонажей через отношение к музыке. Конфликт выстраивается на противопоставлении Оли, щедрой душой, живущей своей «нелегкой» музыкой, потрясшей в детстве повествователя - Витьку Корякина, и гостей, тоскующих, убегающих от непонятной музыки. Музыка в рассказе отражает вкусы людей, характер времени, создает конфликт: «музыка виновата!» Ее способность влиять на человека: делать его мудрее, зорче, милосерднее - также соответствует «музыкальному» названию рассказа.

Емкость прозы В.Б.Соловьевой столь велика, что заставляет размышлять о жизни, о себе, а писательницу включает в круг друзей-наставников. Оказываются справедливыми слова Б.Л.Пастернака: «Не потрясенья и перевороты для новой жизни расчищают путь, а откровенья, бури и щедроты души воспламененной чьей-нибудь».

Несмотря на ностальгический финал рассказа, неудовлетворенность временем, жизнью все-таки, по В.Б.Соловьевой, преодолевается теплом родного дома, музыкой (в широком смысле – культурой), и делом, которое надо любить.

В рассказе «Промежуточная станция» совмещаются реальность и условность, фантастика и бытовая конкретика. Его героиня, от лица которой ведется повествование, слегка тяготится монотонным течением своей регламентированной и предсказуемой жизни. Осознанно нарушив привычный ритм, она оказывается в «виртуальном» мире своей мечты и может стать знаменитой, счастливой, узнать тайны своего будущего… Преодолев искушения, самообман, она все-таки возвращается из мира иллюзий домой. Рассказ-притча заостряет проблему, актуальную для многих, – уход от действительности - и предупреждает об опасности пребывания в виртуальном мире.

В рассказе «Варежки», казалось бы, все просто: «маленький человек» в обычных и необычных обстоятельствах, то есть в буднях: семейные неурядицы, душевное одиночество, первая любовь, предательство, смена места жительства, замужество, материнство, расставания, встречи… И за щемящей грустью тональности повествования – утверждение достоинства Человека, его победы над собой.

Светка Еремина – так называют героиню на протяжении всего рассказа, что позволяет отнестись к ней как к знакомой, укорачивает расстояние между собой и читателем. Авторское повествование, переходящее в несобственно-прямую речь и внутренний монолог, позволяет лучше понять душевное состояние героини, ее незаурядность.

Варежки, которые сначала украдет героиня у одноклассницы, а потом вместо них подарит ей искуснейше связанные, имеют сюжетно-композиционное значение. Важно, с какой целью украла варежки, как вышла из постыдной ситуации, сколько времени вязала новые, получившиеся произведением искусства, но не оцененные той, кому они были подарены. И финал: эти самые варежки – писк моды в Швеции, предмет гордости Ленки Немиловой, которая уже и не помнит их историю. Как варежки согревают руки, так героиня отдает тепло своей души окружающим. А где же эротика, заявленная писательницей в обозначении жанра рассказа? Пожалуй, это сцены прощания Светки и Ромки, уходящего служить в армию, поскольку они передают влечение девушки и юноши друг к другу. Писательнице удалось сказать тонко о «щекотливых» вещах. Умение не перешагнуть грань непозволительного также является одной из черт таланта В.Б.Соловьевой.

О важном для человека говорит писательница: как трудно быть счастливым, как важно уметь принимать решения, рисковать, в чем мудрость жизни, как справиться с судьбой.

1.2. Ю.Н.Куранов

Для литературы нашего города совершенно особенное явление. Поэт, прозаик, художник, руководитель творческого объединения «Дуновение дюн» и ... «светлогорский отшельник», как называли при жизни этого замечательного человека.

Проза Ю.Н.Куранова – это своеобразная история поисков правды и справедливости, проза прекрасная, совершенная и противоречивая. Она очень хорошо передает красоту слова. «Ведь по сути своей главным действующим лицом произведений Куранова является Слово как знак высочайшего, интеллектуального, духовного стремления. Писатель стремится изобразить то, что изобразить почти невозможно, он выражает то, пределы чего бесконечны. Проза Ю.Н.Куранова несет в себе необыкновенное духовное напряжение. В этом ее красота и смысл» (Л.Овчинникова)

Лирические миниатюры «Зачем люди женятся», «О красоте человеческих лиц», «Тепло родного очага», «Дом на крыльях», «Там, в Михайловском…» создают калейдоскопическую картину человеческих характеров, различных моментов бытия, сказочности и поэзии жизни. Удивление, благоговение перед необычной обыденностью испытываешь, читая миниатюры: «дом, возникший из золота кленовой листвы, из ветра и тонкой синевы озерной ряби», дом с крыльями и удивительной душой, горящей как маленькая, но спасительная свечка. Всем, беззащитным в пути, уставшим, бесприютным помогает он. Ассоциативно возникают блоковские строки: «И всем казалось, что радость будет,/ Что в тихой заводи все корабли,/ Что на чужбине усталые люди/ Светлую жизнь себе обрели».

Мастерство писателя проявляется и в «досюжетной» открытости миниатюр: каждая словно продолжает когда-то начатое размышление. «Он мыслит как авангардный писатель XX века, для которого доминанта сознания становится главной в разговоре о человеке и его природе. Куранов в выражении восторга как эмоционального, психологического состояния человека идет от впечатления целостности к выражению духа этой целостности» (Л.Овчинникова).

Ю.Н.Куранов продолжает традиции классической русской литературы, которая стремилась создать духовное напряжение, выразить его и заставить читателя размышлять не столько над фактом жизни, сколько над самим процессом осмысления этой жизни.

Творчество Ю.Н.Куранова сопоставляют с творчеством Ф.М.Достоевского (по духовной пронзительности), И.А.Бунина, К.Г.Паустовского и М.М.Пришвина (по верности идее естественности природы и человека). Писатель подражает природе (естественной, духовной) человека и одновременно конструирует мир красоты и чувств. Именно в этом заключается его оригинальность и непохожесть. Для меня Ю.Н.Куранов просто Волшебник Слова, одухотворяющий читателя, авансирующий его в лучших душевных устремлениях.

1.3 О.Б.Глушкин

Произведения О.Б.Глушкина отличаются верой в нравственную основу жизненных начал. «Ему свойственна горячая привязанность к судьбам своих героев, вместе с ними он ищет точки приложения душевной энергии» (Ю.Иванов).

Роман «Саул и Давид» позволяет узнать о первых царях Израиля – Сауле и Давиде, об их противостоянии, о Маттафии, непризнанном сыне Саула. Ветхозаветный сюжет избран писателем не случайно: обращение к библейскому сюжету проясняет проблемы сегодняшнего дня, помогает ответить на многие вопросы. Мудрость и нравственные начала, заложенные в Библии, – вне времени. Десять заповедей, изложенные в ней, актуальны и сейчас. Например, «не убий, не укради, не желай ничего, что у ближнего твоего». Именно об этом роман О.Б. Глушкина «Саул и Давид», и еще - об испытании властью. Это произведение о человеческих страстях, о том, как противостоять им, сохранить себя. Ненавязчиво автор предлагает вопросы, которые должны решать читатели: «чем порождается величие царей – мудростью или кровью врагов, в чем мудрость царская – в победоносных воинах или в умении сохранить мир, имеет ли царь, окруженный льстецами и завистниками, право и возможность быть добрым?» Через них просматривается своеобразная перекличка с А.С.Пушкиным, рассуждавшим в своих произведениях об обязанностях и привилегии власти.

Все главные герои романа – реальные исторические лица, кроме Маттафии, судьбу которого автор поставил в центр сюжета. Мужественный и сильный, Маттафия – один из тех людей, которые выносили на себе все физичские и моральные мучения, не получая в итоге ничего, кроме страданий. Будучи на краю гибели, он выдает себя за врага, чтобы спасти любимых им людей, возможно, даже ценою смерти. Не предав здравствующего царя и царя покойного, так и не признавшего в нем своего сына, он уходит, выполнив свой долг по отношению ко всем, в чужие земли.

Около трех тысяч лет прошло со времени, описанном в романе «Саул и Давид». Но «по-прежнему идут кровавые войны и гибнут сыновья, плетутся интриги, все так же существуют льстецы и мздоимцы. И во все времена люди стремились властвовать над другими, забывая, что именно власть – самое страшное из испытаний, дарованных человечеству. Ничего не изменилось в человеке с той поры, просто стало по-другому называться» (Т.Колесникова).

Так и Калининград когда-то назывался Кенигсбергом, укороченно – Кенигом. Новое имя – новая история… Но от прошлого не уйти. И об этом рассказ «Подземный Кениг». Страшно, таинственно, любопытно. Город под землей (Кениг) – отражение города на земле (Калининграда). Это метафора бесконечности или повествование о страданиях нашего драгоценного «я», страданиях как результате двойной зависимости от внутреннего сознания и внешнего мира. Читатель оказывается вовлеченным в захватывающее путешествие: Хохрик, Юркан, Шахиня, Йя поведут его по лабиринтам подземного города, по кругам своеобразного ада, но к свету он выйдет только с рассказчиком. Возникают ассоциации и с «Божественной Комедией» Данте, «Щелкунчиком» Гофмана, «Крысоловом» Андерсена, «Детьми подземелья» Короленко, что, безусловно, обогащает восприятие художественного произведения..

Одна из проблем рассказа, трактуемая не один год во всевозможных книгах, фильмах, - проблема порабощения человечества, захвата мира. В данном случае - тихо, но верно, начиная с малого: некоторой кучки людей, уже не имеющих права на выбор или опутанных тайной подземелья. В «Подземном Кениге» людям противопоставляются крысы, как я думаю, не случайно. Возможно, крысы символизируют здравомыслие и собранность, чего не хватает людям. Также в рассказе поднимается злободневный вопрос нищеты, материальной и духовной. Автор заставил задуматься о многообразии человеческого индивидуализма, коварстве, последствиях витиеватости мысли и жестокости…

Рассказ имеет интересный, захватывающий сюжет, переходящий за грани реального и похожий порой на фантастическую сказку. Далеко не каждый знает что-то о подземном Кенигсберге, о том, что люди без определенного места жительства не всегда являются пьяницами и загубившими свою жизнь по собственной вине или из-за отсутствия трудолюбия.

Прочитав рассказ, можно увидеть, как различаются поколения и их жизнь. Все резко изменила перестройка. Автор говорит: «Все мы взрослели под знаком желанного и призрачного слова «свобода», поэтому многие оказались под землей и в прямом и в переносном смысле. Они совершенствовали свой подземный город. Откачивали воду, устанавливали фонари, прожекторы, следили за порядком. Это был их город. Совсем другой, далекий от чуждого им, от всего мира город. Там все не так. Даже люди… Подземный Кениг – это город под землей и это рассказ о вечно тревожащей совести, которая как «когтистый зверь», мучает и помогает сохранить достоинство.

Иной гранью тема совести, достоинства повернута в рассказе «К. и Анна». В доме творчества одной из прибалтийских стран писатели живут, как пауки в банке, и каждый общается со своими героями (вымышленными, в основном) так натурально, что это слышат и окружающие. Финская писательница о чем-то болтает с молодым геем, немецкий беллетрист выпивает в шумной компании солдат вермахта. Писатель К. из города К. беседует с тенью девушки, чудом выжившей после массового расстрела евреев в Пальмникене (современный поселок Янтарный Калининградской области). Он предает ее, купившись на уговоры немецких книгоиздателей смягчить правду о геноциде. И в результате его существование оказывается бессмысленным. Достоинство и человечность – вот то главное, о чем всякий раз говорит писатель.

Тема, ставшая стержневой в творчестве О.Б.Глушкина, – тема нравственного выбора, при котором правильное решение дается всегда в борьбе не только с внешними препятствиями и обстоятельствами, но и, прежде всего, с самим собой.

Литературное произведение первоначально оценивается по полученному эмоциональному впечатлению, затем предполагается его анализ для выверенной оценки его значимости, художественных достоинств. Аналогично выстраиваю свою работу: перехожу к анализу заглавий произведений, собственных имен и географических названий, в них употребленных.

Систематизирую нравственную проблематику исследуемых текстов и рассмотрю особенности поэтики названных писателей.

2.Особенности прозы писателей

2.1.Система заглавий

В.Б.Соловьева Ю.Н.Куранов О.Б.Глушкин
1)«Варежки» «Тепло родного очага» «Дом»
2)«Мост», «Взгляд из окна уходящего вагона» «Шаги и расстояния» «Обретенные причалы»
3)«Войти дважды» «Дело генерала Раевского» «Саул и Давид»
4)«Дивертисмент» «Звучность леса», «Там, в Михайловском…» «К. и Анна», «Подземный Кениг»

Итак , названия произведений в первом ряду таблицы символизируют ценность домашнего очага как опоры, корней, которые дают человеку устойчивость в жизни, способствуют обретению счастья, помогают сохранить душевное равновесие, согревают душу, делают человека Человеком. Дом - главная ценность для «самостоянья» человека.

Второй ряд заглавий заключает в себе мотив пути, который человек выбирает или, не выбирая, все-таки идет по нему в силу обстоятельств, узнавая лучше себя самого и познавая окружающий мир, выбирая различные способы самоутверждения, а мост не всегда помогает обрести желанную цель. В пути открывается истина-вершина как результат долгого, трудного движения к себе самому, своей душе.

Третий ряд названий обращает к библейской и исторической темам, философскому осмыслению человеческого прошлого и настоящего, ориентирует на нравственные истины, заданные Творцом, помогает вспомнить героев, побеждающих непредвиденные суровые и фантастические обстоятельства.

Три ряда заглавий произведений выявили своеобразную перекличку авторской тематики, неожиданное созвучие творческих индивидуальностей.

Четвертый ряд названий произведений выпадает из, казалось бы, сложившейся гармонии. Через композиционную мозаичность видим трагедию Великой Отечественной войны 1941-1945гг. и отражение ее в судьбах послевоенного поколения («Дивертисмент» В.Б.Соловьевой). Русская природа, связанная с именем великого А.С.Пушкина, влияет на внутреннюю жизнь человека и изменяет его душу и судьбу… Кто же забыл, что Пушкин – наше все?! И сегодня «… в нем каждый из русских людей невольно опознает самого себя» (митрополит Анастасий). («Звучность леса» и «Там, в Михайловском» Ю.Н.Куранова). Отказ от возможности сказать правду о геноциде евреев оборачивается для писателя-повествователя предательством своих позиций и гибелью («К. и Анна» О.Б.Глушкина). Подземный город Кениг – отражение наземного города Калининграда со своими властными структурами, со своими страхами; город под землей символизирует крах мечты, надежды, желанной свободы («Подземный Кениг» О.Б.Глушкина).

2.2.Система собственных имен и географических названий

В.Б.Соловьева Ю.Н.Куранов О.Б.Глушкин

Витька Корякин

Светка Еремина

Безымянная героиня-повествователь

Оля, Саша

Галка, Зойка

Городок на территории бывшей Восточной Пруссии

Ленинград

Андрей

Безымянная героиня

Гейченко

Тригорское

Маленец

Сороть

Кучаны

Святые горы

Маттафия

Саул и Давид

Бер-Шаарон

Хохрик

Юркан

Израиль

Йя, Шахиня, Анна

Кениг-Калининград

Пальмникен

Иерусалим

Итак,
Персонажи словно хорошо знакомые автору «маленькие люди» своего времени, живущие в реальном и виртуальном времени Современный человек в кружении жизни остается человеком, ибо «не кончается Пушкинский век!» Нравственность современного человека выверяется через ветхозаветный сюжет, историю еврейского народа, судьбу Кенигсберга-Калининграда.

Таким образом , системы заглавий и собственных имен и географических названий позволяют обнаружить основные темы творчества и своеобразие картины мира писателей. Также в заглавиях проявляются и особенности творческого мышления каждого из писателей: метафорическая емкость, «пейзажи души», «исторические и библейские видения», игра на смысловых оттенках одного слова.

2.3.Система нравственных проблем

В.Б.Соловьева Ю.Н.Куранов О.Б.Глушкин

1) совесть - регулятор нравственных поступков человека и в детстве, и во взрослой жизни;

2) верность себе, своим принципам, умение противостоять духовному мещанству как способ сохранить человеческое достоинство;

3) умение ценить дорогое тебе (дом, семья, друзья, увлечения), не менять их ради красивых иллюзий;

4) человек как существо коллективное не всегда должен идти в ногу с толпой, чтобы не попасть в беду самому и не подвергать опасности других.

1) человек силен и счастлив пониманием природы, умением жить с ней в гармонии;

2) отогреть сердце покинутого человека – и самому согреться;

3) добрыми традициями сильна жизнь, они как «весть от одного сердца к другому, а то и ко всем разом»;

4) человек города и человек сельский – как разные миры, и второй качественнее нравственно;

5) семья строится на чуткости, доброжелательности, чистоте отношения к себе и к другим;

6) война – ремесло варваров, где все искусство заключается в том, чтобы один в чем-нибудь пересилил другого.

1) противостояние страстям как заповедь Божья должно быть человеку по силам;

2) умение не поддаться лести, зависти и сохранить в себе доброту характеризует достойного человека;

3) писать по совести, «как он дышит» - это просто долг писателя;

4) всякая разновидность предательства наказуема;

5) любые перестройки, как война, ухудшают жизнь, коверкают психику и разрушают уверенность в себе.

Итак , ценностями для писателей-современников являются следующие: совесть, человеческое достоинство, дом, семья, сохранение индивидуальности, жизнь в гармонии с природой и собой, милосердие, верность традициям страны, семьи, доброжелательность как основа взаимоотношений между людьми, осмысленное соблюдение библейских заповедей, свобода совести как залог успешности писателя. Эти нравственные идеалы и являются теми вершинами, что манят читателя, заставляют отправиться в путь, следом за писателем, первооткрывателем этих вершин. И вслед за ним открыть свои-его вершины. В этом какая-то тайна взаимоотношений читателя с писателем, тайна Литературы, да и вообще тайна Бытия…

3.Особенности поэтики писателей

3.1. В.Б.Соловьева (на примере рассказа «Мост»)

1) Через описание места действия «здание «Дом последних надежд», невзрачное, обшарпанное – похожее на избушку без окон, без дверей… их все же две. И к обеим присосались длинные пиявки очередей», с помощью метафоры, сравнения, эпитетов и фольклорных элементов читатель получает представление о быте человека, времени нехватки всего самого необходимого, а также об особенностях психологии человека этого времени: вставай сразу в две очереди, тогда, может быть, что-то и достанется…

2) Полилог, в котором участвуют Книголюб, человек лет тридцати, Рыжая Девушка, муж с женой, мужчина – отставной начальник или вахтер, мальчик четырнадцати лет, заплаканная женщина, старичок, которому все нравится, дежурный, помогает увидеть потребность любого человека в надежде. И в то же время, с помощью иронии и даже сарказма, автор говорит о «парадоксе человеческой психологии, широко распространенном в народе нашего многострадального отечества: людям свойственно преувеличивать трагизм своего положения… И наоборот… в самых безнадежных ситуациях… сохранять оптимизм и присутствие духа».

3) Рассказчица-повествователь – женщина самокритичная, ироничная, коммуникабельная, доброжелательная и добрая. Стоя в очереди за последней надеждой, она вспоминает всех своих знакомых, примеряя, кому какая надежда понадобится. Персонажи раскрываются через остроумные реплики, комментарии ситуаций и поведения людей. При трагической концовке спасение героини происходит как случайность. «Внизу булькало, сопело и чавкало… короткий вскрик, тяжелый всплеск… еще…» И повисшая над бездной женщина с последней надеждой: «Только бы не упасть...»

4) Название, место действия, цель персонажей, способы спасения и финал позволяют считать весь рассказ развернутой метафорой пути человека к спасению, счастью и говорят о драматичности существования человека, стремящегося к счастью, одинокого, равнодушного по большому счету, ленивого в принятии решений, действиях, глухого к происходящему, поступающему по законам толпы, неспособного влиять на обстоятельства и в то же время не вызывающего жалость, так как человек сам сделал свой выбор и в обретении Последней надежды. Путь к ней в любое время драматичен, и финал открыт. Хотя, на мой взгляд, это еще один рассказ В.Б.Соловьевой об умении дорожить тем, что имеешь.

3.2. Ю.Н.Куранов (на примере повести «Звучность леса»)

1) Эпиграф «Являться муза стала мне», строки пушкинских стихотворений «Устав от долгих бурь…», «Спой мне песню, как синица…» и место действия (Тригорское, Савкино, Сороть) – все указывает на обращение к пушкинской теме.

2) Звучание окружающей жизни интересует автора, но услышит его только человек добрый. Ели, березы, озеро, ворона, колокол, сосны, мороз имеют свой свет и звук и помогают слышать время, которое в «в городе, среди шума и скорости действий, событий, совсем не слышно».

3) На тринадцать глав в рассказе приходится тринадцать «кто-то»: ест, стоит, ходит, сидит, положил, цвиркнул, всхлипывал, шел, забыл или оставил, скрипит, вдохнет. Эти «кто-то» говорят о тайне жизни, мира, может быть, о сказочном и неподвластном человеку.

4) Используя элементы фольклора, автор превращает лес в сказку, где камни обращаются в медведя, а тень – в парнишку в полушубке.

5) Любование природой, восторг от общения с ней заставляют писателя использовать окказионализм: «солнце ненаглядствовало».

6) Метафоры «дерево вдыхало», «солнце садиться в озеро», «солнце любовалось», «горят зеленые костры можжевельников», «голоса кленов и лип», «гремела весна», «тепло шагов» говорят о трепетном отношении автора к природе, и особенно к тем местам, что связаны с именем великого Пушкина. Перекличка с Пушкиным наблюдается в описании метели: «метель поднялась во все небо… Она подстерегала, всматривалась в окно, потом взвивалась и уносилась в сад. Сад стонал и, казалось, ломился от напора. В огне гудело, но сам огонь был веселым. И на сердце было спокойно». Гипербола, эпитет метафора, олицетворение, градация – приемы, которые использует писатель.

7) Ветка гелиотропа, инициалы А.П., Вульф, Михайловское, Тригорское через вьюгу переносят нас в 1824 г. и приобщают к пушкинской биографии.

8) Реальность и нереальность происходящего воплощаются в тексте через параллели времени настоящего и пушкинского, через таинственное «кто-то», сказочные элементы сюжета (приросшая к руке ветка яблони…), через имя девушки – Ау.

9) Точеность и точность прозы Ю.Н.Куранова ошеломляют. Например, приход весны: «С ветвей каплет. Звуки этих капель слышны далеко. Кап. Кап. Стук. Стук… Березы совсем зарумянились, … ветер тоже беспокоен… Он себе найти не может места. У него тревожная душа… Все обнажено – краски, звуки… гудят гуси, лают собаки. Вороны прямо рычат… Воздух телесно густ и душист… От него набухают глаза, тяжелеют веки, голову ломит». Человек и природа – это взаимосвязанные сосуды, утверждает писатель, используя звукоподражательные слова, олицетворение, метафору, инверсию…

10) Проблема счастья решена в повести весьма необычно: «… ты будешь счастлив, но жить тебе тревожно станет. Хотя ничего бояться не будешь… счастлив будешь тогда, когда не сможешь найти себе места». В ее решении я наблюдаю перекличку с одним из моральных законов: «Человек должен думать о своем совершенстве и заботиться о чужом счастье».

3.3. О.Б.Глушкин (на примере рассказа «Подземный Кениг»)

1)В повествователе мы видим черты автобиографические: возраст, профессия, принадлежность времени (доперестроечное - послеперестроечное). «Ветер времени», от которого не спрятаться, по мнению автора, помогает вспомнить афоризм: «Уж если вышел времени навстречу, души от ветра времени не прячь».

2) Город подземный – отражение сознания героя. И, конечно, это развернутая метафора о страданиях нашего драгоценного собственного «я».

3) Путешествие повествователя по подземному городу с Хохриком, его бывшим другом, ныне бомжем, ассоциируется с «Божественной комедией» Данте. Интертекстуальность – примета стиля писателя.

4) Идея жертвенности (Йя готова стать женой крысиного короля во спасение всего живого) через женские образы – выражение черт национального характера.

5) Элегический, иронический и одновременно философский финал вызывает сомнение в постулате «Завтра лучше, чем сегодня и вчера».

6) Прерывистый сюжет, действие происходит и в подземном городе – виртуальная реальность, и в прошлом – доперестроечное время – реальность; кольцевая композиция, параллелизм проясняют мировоззрение автора. Мы имеем возможность увидеть его отношение к истории, войне, его понимание свободы-несвободы, его представление о судьбе творческой интеллигенции, способах зомбирования масс и реформирования общества.

7) Ответы на актуальные вопросы времени О.Б.Глушкин дает через судьбы своих персонажей,поставленных в сложные условия выбора и несущих свой крест как последствие собственного выбора, композицию, сюжет и Его Величество Слово.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев нравственную проблематику в произведениях писателя-классика Ю.Н.Куранова и писателей-современников В.Б.Соловьевой и О.Б.Глушкина, отмечаем перекличку авторской тематики, неожиданное созвучие творческих индивидуальностей.

Названия произведений символизируют ценность домашнего очага как опоры, корней, которые дают человеку устойчивость в жизни, способствуют обретению счастья, помогают сохранить душевное равновесие, согревают душу, делают человека Человеком. Дом - главная ценность для «самостоянья» человека. Тема весьма актуальная – 2008 объявлен годом Семьи в России.

Авторы утверждают, что путь, который человек выбирает или, не выбирая, все-таки идет по нему в силу обстоятельств, узнавая лучше себя самого и познавая окружающий мир, избирая различные способы самоутверждения, открывает истину-вершину как результат долгого, трудного движения к себе самому, своей душе.

Философское осмысление писателями человеческого прошлого и настоящего, ориентирует на нравственные истины, заданные Творцом, помогает вспомнить героев, побеждающих непредвиденные суровые и фантастические обстоятельства.

С истемы заглавий, собственных имен и географических названий позволяют обнаружить основные темы творчества и своеобразие картины мира писателей. Анализ нравственной проблематики книг проявляет особенности творческого мышления каждого из писателей: метафорическую емкость, «пейзажи души», «исторические и библейские видения», игру на смысловых оттенках одного слова.

Итак, нравственными ценностями для писателей являются совесть, человеческое достоинство, дом, семья, сохранение индивидуальности, жизнь в гармонии с природой и собой, милосердие, верность традициям страны, семьи, доброжелательность как основа взаимоотношений между людьми, осмысленное соблюдение библейских заповедей, свобода совести как залог успешности писателя. Эти нравственные идеалы и есть те вершины, что манят читателя, заставляют отправиться в путь, следом за писателем, первооткрывателем этих вершин. И вслед за ним открыть свои-его вершины. В этом какая-то тайна взаимоотношений читателя с писателем, тайна Литературы, да и вообще тайна Бытия…

Список использованной литературы

1. Блок А. Избранные сочинения. – М.: Худож. лит., 1988

2. Глушкин О. К. и Анна. Калининград литературный. Сост.В.М.Карпенко. : Региональная общественная организация писателей Калининградской области 2002.

3. Глушкин О. Подземный Кениг. Балтика. Калининград. 2005 . №3 К.: Кладезь

4. Глушкин О. Саул и Давид: Библейский роман. – К.:Янтарный сказ, 2002

5. Дементьев В. Торопящая время. – М., 1984

6. Иванов Ю. Глушкин О.Б. Морское притяжение. – М., 1983.

7. Колесникова Т. И это все о нас. Запад России. 1999. №1 (21)

8. Куранов Ю. Тепло родного очага. Рассказы, повести. – К.: Янтарный сказ, 2003

9. Куранов Ю. Там, в Михайловском… Запад России. 1999. №1 (21).

10. Овчинникова Л. О творчестве Ю.Н.Куранова. Дуновение дюн: альманах. Вып.Л. – Калининград, 2004

11. Пастернак Б. Собр. соч.: В 5 т. М., 1989-1992

12. Соловьева В. Варежки Запад России 2002. №1

13. Соловьева В. Дивертисмент. Лики родной земли. Сост.: О.Глушкин К.: Гутграф, 1999