Главная      Учебники - Литература     Лекции по литературе, сочинения - часть 4

 

Поиск            

 

Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 2 (сочинение)

 

             

Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 2 (сочинение)

Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Автор: Грибоедов А.С.

Комедия Грибоедова “Горе от ума”, несомненно, лучшее его творение. Можно даже сказать, что для потомков писатель навсегда остался автором одного произведения. Комедия стоит, по словам Гончарова, “каким-то особняком” среди произведений, составляющих репертуар русских театров. Своеобразие пьесы заключается в том, что эта “гениальнейшая русская драма” (Блок) явилась особым произведением на стыке “века минувшего” и “века нынешнего”, века просветительского классицизма и нового, реалистического искусства.

В самом заглавии пьесы кроется ее важнейшая проблема - проблема ума. В отличие от комедий классицизма, в которых существовало однозначно решаемое противостояние ума и глупости, у Грибоедова противопоставлено несколько типов ума.

С проблемой ума связано переосмысление традиционных амплуа: Чацкий - и умник, и глупец одновременно. Он не всегда является резонером, часто попадает в комические ситуации. Он похож и на романтического героя, противостоящего всему миру, и это противостояние может разрешиться только смертью. Но Чацкого нельзя однозначно назвать высоким я трагическим, романтическим героем.

Кроме того, Молчалин беден, а не богат, каким традиционно должен быть второй любовник, да и Софья - главная героиня, имеющая двух любовников, совсем не идеальна. Таким образом, Грибоедов изменяет систему амплуа классицизма и романтизма. Более того, он еще углубляет характеры своих персонажей, создает индивидуальности: Лиза, субретка, произносит печальные и умные слова: “Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь”. Однако при этом все персонажи также типичны (Чацкий говорит: “Молчаливы блаженствуют на свете”).

Грибоедов наделяет своих героев “говорящими фамилиями”, раскрывающими сущность каждого из них: фамилия Чацкого созвучна с фамилией Чаадаева, Молчалин - человек, у которого нет своего мнения, князья Тугоуховские имеют проблему со слухом...

По классицистической традиции в комедии должно быть не более десяти действующих лиц, а в произведении Грибоедова “двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека”, и при этом нет однолинейных персонажей, все герои представлены выпукло и многогранно.

Однако, кроме главных и второстепенных героев, автор вводит много внесценических персонажей, которые не появляются на сцене, но играют большую роль в раскрытии основного конфликта пьесы.

Создавая свое произведение, писатель нарушил три классицистических канона: единство времени, места и действия. Хотя события разворачиваются в первой четверти девятнадцатого века, упоминается Екатерина Вторая:

При матушке служил Екатерине.

Называя Петербург, Грибоедов выводит действие пьесы за пределы дома Фамусова:

Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,

Из Петербурга воротясь...

Нарушение единства действия заключается в том, что Чацкий приехал к Фамусову совсем не для того, чтобы обличать московское общество, а чтобы просить у него руки Софьи, В тот момент, когда ее отец отказывает ему и советует “пойти послужить”, происходит завязка общественного конфликта, завязка же любовного конфликта уже произошла тогда, когда Чацкий приехал в дом к Фамусову. Герой понял, что Софья влюблена в другого, и пытается выяснить, кто же является его соперником. Таким образом, оба конфликта развиваются параллельно, но постепенно общественный конфликт выходит на первое место, и комедия из любовной превращается в общественную.

Кульминация общественного конфликта происходит в третьем действии, на балу у Фамусова. В основе сплетни о сумасшествии Чацкого лежит каламбур. Так, Софья говорит: “Вот нехотя с ума свела!”, - при этом она имела в виду сумасшествие любовное, а общество восприняло это по-своему и вынесло Чацкому приговор: “Безумен по всему!”

Развязка общественного конфликта вынесена за рамки пьесы. Вопреки симпатиям автора, победа оказалась на стороне фамусовского общества, но герой одержал победу моральную: спокойная жизнь крепостников закончилась...

Развязка любовного конфликта тоже до конца не ясна. Неизвестно, захочет ли Софья после сцены за колонной выйти замуж за Молчалина, согласится ли на это Фамусов.