Главная      Учебники - Литература     Лекции по литературе, сочинения - часть 4

 

Поиск            

 

Мать и дочь в драме А. Н. Островского (сочинение)

 

             

Мать и дочь в драме А. Н. Островского (сочинение)

Мать и дочь в драме А. Н. Островского

Автор: Островский А.Н.

Девятнадцатый век в России – это время освобождения от крепостной зависимости. В эти годы писатели, поэты и другие творческие люди чаще и больше. Говорили о свободе, и не только крестьян. В эти времена женщины не имели таких прав, каких имели мужчины: женщина подчинялась мужчине и даже может служить его прихотям. Эту проблему эпохи А. Н. Островский затронул в пьесах «Гроза» и «Бесприданница». Так же в пьесах Александр Николаевич открывает мир обмана и лжи, в котором за деньги покупается все: женщины, любовь, красота. И в этом мире нет счастливых людей.

В пьесе «Бесприданница» представлены две женские судьбы – матери и дочери. Харита Игнатьевна – мать Ларисы – имеет «небольшое состояние» и не может дать приданного дочери, поэтому она живет, открыто, всех принимает, ее дом всегда полон состоятельных мужчин. Одну свою дочь она выдала за кавказца, который из ревности вскоре убил свою жену. И теперь Харита Игнатьевна Лариса хочет найти более достойного мужа. Лариса – красивая женщина, прекрасно поет, играет на разных инструментах, поэтому у них в доме всегда приятная атмосфера, в которой можно прекрасно отдохнуть и получить удовольствие. Но за это удовольствие нужно платить, и Харита Игнатьевна часто своих гостей «просит помочь» то купить Ларисе подарок, то еще что-то. Обстановку, сложившуюся в доме Огудаловых, называют, цыганским табором, в котором Ларисе живется не легко, так как она натура утонченная, лирическая, чувствительная. Мать заставляет ее улыбаться гостям, петь песни и играть, любезничать с мужчинами. Лариса в этом «таборе» чувствует себя чужой, она хотела бы жить в более спокойной и домашней атмосфере, но здесь за нее принимают решения, распоряжаются ее судьбой, а мнение и чувства Ларисы никого не интересуют.

Среди круга мужчин, часто бывающих у Огударовых в доме, Лариса выделяет Паратова, считает его своим идеалом. Он – человек широкой души, коварный обольститель, готов поставить на карту не только свою, но и чужую жизнь. Лариса любит его на столько, что едет гулять с ним по Волге, будучи невестой другого человека. Из-за своей доверчивости она считает Паратова благородным человеком, поэтому доверяет ему свою судьбу и надеется, что он на ней женится. Но Паратов оказывается не таким героем, каким его представляет себе Лариса, он оставляет ее ради выгоды и «женится» на миллионах. А с Ларисой он рад был лишь провести последние холостые дни.

Совершенно другой человек Карандышев, за которого Лариса собралась выйти замуж. Он не такой богатый и выгодный мужчина, как другие, окружающие Ларису. Карандышев, благодаря Ларисе Дмитриевне, хотел подняться в глазах Кнурова, Вожеватова и других, и доказать этим господам, что он не такой уж и простой, каким его считали. Лариса в его намерениях не замечает этой корыстной и глупой цели и считает, что он ее любит. Карандышев, сделав Ларисе Дмитриевне предложение, гордится и хватается тем, что она выбрала его, а не богачей, поэтому приглашает на обед Кнурова, Вожеватого и Паратова. Карандышев на обеде чувствует себя большим человеком и не замечает, что все его гости смеются над ним. Ларисе становится не выносимо видеть эти издевательства над своим женихом, а его хвастовство унижает ее, поэтому она больше не может находится с ним и уезжает.

В конце пьесы к Лариной приходит прозрение, Она понимает, что представляют собой окружающие люди, и что она значит для них, поэтому называет себя вещью, и таким образом, бросает вызов миру корысти и лжи. Лариса в этот момент отчаяния хочет бросится в Волгу, но у неё не хватает сил на такой решительный поступок. А Карандышев смог сделать то, чего не смогла она – он выстрелил в неё. Это он сделал, потому что Лариса его бросила и собиралась найти на содержание к Кнурову. Такого поражения для себя он не выдержал, и в порыве гнева сделал непоправимое. Этот выстрел для неё оказался спасением от позора, избавлением от мук и страданий. Лариса благодарила своего «спасителя» за этот поступок и перед смертью простила всех.