Главная Учебники - Литература Лекции по литературе, сочинения - часть 4
Автор: Некрасов Н.А.
Поэмы “Мертвые души” и “Кому на Руси жить хорошо” помимо жанрового имеют и другие сходства. Одним из них является сходство композиций поэм, основанных на путешествии главных героев. Оба автора хотели написать произведения, в которых бы отображалась реаль жизнь на Руси во всем ее разнообразии. “Какой огромный, оригинальный сюжет!... Вся Русь явится в нем”, - писал Гоголь в начале работы над “Мертвыми душами”. И семеро мужиков - временнообязанных идут искать по Руси, “кому живется весело, вольготно”. Таким образом, оба сюжета завязаны на путешествии, что позволяет более разнообразно показать жизнь разных людей. Путники Некрасова увидели и “ярмонку”, со всей ее пестротой и мно-гоголосицей, и сенокос, и “пир на весь мир”, побывали в деревнях, в одной из которых крестьяне, например, почти добровольно “подчиняются” всем прихотям выжившего из ума помещика (глава “Последыш”) в другой, затерянной в лесах, наоборот, никому не хотят подчиняться (“Савелий, богатырь святорусский”), увидели множество разных людей: помещиков и их верных слуг, крестьян-предателей (таких, как Глеб) и честных людей (Ермил Гирин, Влас), народных заступников и бунтарей (Савелий). Странники выслушали и горестный рассказ “счастливицы” Матрены Тимофеевны. Но к выбранной цели они так и не приблизились, поэтому путь их бесконечен. У Гоголя Чичиков не ищет счастливого, не ищет истину. Его заставляет путешествовать по окрестностям города NN личная выгода, стремление скупить души умерших крестьян, которые еще не учтены в “ревизских сказках”. Он сталкивается, в основном, с помещичьим сословием: от Манилова до Плюшкина. Дорога, выбранная Чичиковым, извилиста и темна, так же как и его цель. Чичиков, этот талантливый по-своему человек, растрачивает свои способности впустую. Жадность и желание обогатиться движут им. Может быть, поэтому и путь Чичикова не прямой. Дорога все время поворачивает, заводит его не туда, куда ему нужно. Вспомним, как он попадает к Коробочке. Заблудившийся герой сбился с пути. Эта сцена символична: жизнь Чичикова напоминает сбившегося с дороги путника. Не следует забывать также, что Гоголь хотел показать в последующих томах перерождение главного героя, его моральное исправление. На нить дороги в обоих произведениях как бы нанизываются бусинки-фрагменты жизни русского народа. И нить эта, как и дорога, бесконечна. Поэма Гоголя открывается началом пути П. И. Чичикова: “В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка...”; и у Некрасова “на столбовой дороженьке сошлись семь мужиков...” Герои обеих поэм по пути встречают .не только людей, они видят и окружающую их природу. Вот описание дороги из “Кому на Руси жить хорошо”: Широкая дороженька, Березками обставлена, Далеко протянулася, Песчана и глуха. По сторонам дороженьки Идут холмы пологие С полями, с сенокосами, А чаще с неудобною, Заброшенной землей... Или: ...Но вы, поля весенние! На ваши всходы бедные Невесело глядеть!... Здесь, как мы видим, изображение дороги является пейзажной зарисовкой. Другое описание встречаем мы в “Мертвых душах”: “Едва только ушел назад город, как уже пошли писать по нашему обычаю чушь и дичь по обеим сторонам дороги: кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор...”; или: “Счастлив путник, который после длинной... дороги с ее холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками... видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками...” В поэме Гоголя пейзажные зарисовки, как правило, предваряют дальнейшее повествование: это либо описание очередного помещика, либо лирическое отступление. Так, размышление о счастливом путнике, наконец попавшем в родимый дом, предшествует размышлению о двух типах писателей. Один выбирает путь, на котором его ждут почести и лавры, внимание публики. Другой не ищет славы, он честно описывает все мерзости жизни, бичует общественные недостатки. Такой путь тяжел, но он единственно правильный. Интересно, что именно это лирическое отступление в “Мертвых душах” вдохновило Некрасова. Он создал стихотворение, посвященное памяти Н. В. Гоголя, в котором в поэтической форме переложил содержание этого лирического отступления (“Блажен незлобивый поэт”): Блажен незлобивый поэт, В ком мало желчи, много чувства: Ему так искренен привет Друзей спокойного искусства... Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Ее страстей и заблуждений... Со всех сторон его клянут, И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он - ненавидя! Оба произведения остались незаконченными, и, по-моему, путники Некрасова нескоро еще “в домишки воротятся и с женами увидятся, и с малыми ребятами”, потому что понятие “счастья” у всех разное, да и есть ли на самом деле счастливые люди на Руси? Некрасов отвечает на этот вопрос утвердительно. Гриша Добросклонов, народный заступник, с которым странники так и не встретились, должен был примирить странников, ответив на их вопрос. “Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творится с Гришею”. Для Некрасова счастье -это бескорыстное, бескомпромиссное служение Отечеству, народу. И именно такой герой изображен поэтом в главе “Пир - на весь мир”. И несмотря на то что путешествия Чичикова и семерых мужиков так и не закончены, авторам все же удалось показать многие стороны жизни на Руси. Но главный вопрос так и остался без ответа: “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ: не дает ответа”.
|