Главная      Учебники - Литература     Лекции по литературе, сочинения - часть 4

 

Поиск            

 

Островский Как закалялась сталь

 

             

Островский Как закалялась сталь

«Как закалялась сталь»

Корчагин Павел (Павка) – главный герой, автобиографический персонаж. Это один из основных идеальных образов – «мифов» литературы социалистического реализма. Имя «Павел» сближает персонажа с Павлом Власовым – героем повести М. Горького «Мать» (мотив самоотвержения, забвения личного ради коллективного, «телесного» ради духовного). Актуализируются и евангельские ассоциации (тип героя-«мученика», проходящего че­реду «умираний» и «воскреше­ний»). Роман построен по прин­ципу жизнеописания-хроники. В детстве Павла выгоняют из школы за то, что он в знак протеста на­сыпал учителю закона Божия отцу Василию махорки в тесто. Затем Павел в течение двух лет работает в буфете на железнодорожной станции. По оплошности Павла, ос­тавившего открытым кран, вода заливает зал ожидания и вещи пассажиров; за это официант Прохошка жестоко избивает П., а брат Павла Артем, в свою очередь, избивает Прохошку, за что про­водит неделю в жандармском от­делении. Артем устраивает Павла на электростанцию. 1917 год не приносит особенных перемен в жизни Павла и его друзей — Сереж­ки Брузжака и Климки; однако весной 1918 года в город входят красные партизаны. Покидая го­род, они раздают оружие населе­нию: Павел добывает винтовку, от­няв ее у некоего мальчишки. Ар­тем знакомит Павла с Федором Жухраем, который оставлен в го­роде для подпольной работы. Жухрай начинает работать мон­тером на электростанции; он воспитывает Павла, учит его драться «по-настоящему» — т. е. по правилам английского бокса. Во вре­мя рыбной ловли Павел знакомится с Тоней Тумановой, дочерью лес­ничего; она наблюдает его драку с сыном начальника депо Сухарько, в которой Павел применяет науку Жухрая. Через некоторое время Тоня встречается с Павлом на берегу озера; она полагает, что его можно «приручить». На ра­боте в свободное время Павел читает роман «Джузеппе Гарибальди»; узнав о его любви к чтению, Тоня показывает ему библиотеку в их доме. Под влиянием Тони Павел начинает выглядеть по-друго­му даже внешне: «черномазый кочегар предстал совсем в ином свете».

Город занят петлюровцами. Жух­рай, скрываясь, в течение восьми дней живет у Павла, и общение с ним оказывает на героя огром­ное влияние. Однажды вечером Жухрай не возвращается. На сле­дующий день Павел видит его на улице арестованного под конво­ем. Бросившись на конвоира, Павел спасает Жухрая. Вскоре по доно­су арестовывают самого Павла. Сидя под замком в ожидании расстре­ла, Павел оказывается в одной каме­ре с девушкой по имени Христи­на. Предполагая, что наутро бу­дет изнасилована комендантом, она хочет отдаться Павлу, однако он, вспоминая о Тоне, не может вы­полнить просьбу Христины. Вско­ре по недоразумению из тюрьмы выпускают почти всех арестован­ных, включая Павла. Убегая, он ока­зывается около усадьбы лесниче­го; встречает Тоню, которая пря­чет его. Наутро Павел с помощью Артема покидает город на паровозе. Че­рез некоторое время Артем по­лучает от него письмо, в котором Павел сообщает, что воюет в кавале­рийской бригаде им. Котовского; был ранен в ногу, в феврале 1920 года перенес тиф. В течение года Павел воюет на тачанке в разведке. На привале он читает бойцам роман «Овод», а на следующий день говорит политруку о своем намерении «перемахнуть» в 1-ю Конную: «у них дела впереди по­горячее». Летом 1920 года Павел уже в 1-й Конной. 19 августа 1920 года под Львовом он тяже­ло ранен в бою; тринадцать дней лежит без памяти, а затем начи­нается «второе рождение». Этот период его жизни описан в днев­нике младшего врача госпиталя, Нины Владимировны. В середине октября Павел выписывается из гос­питаля, оставшись слепым на один глаз. Он начинает занимать­ся комсомольской работой и пы­тается привлечь к ней Тоню, од­нако видит, что ей это неинте­ресно. «Дешевый индивидуализм Тони становился непереносимым Павлу. Необходимость разрыва была ясна обоим». Павел работает в Губчека под началом Жухрая, однако изнуряющая работа ему не по силам, и он становится секре­тарем комитета комсомола же­лезнодорожных мастерских. Гражданская война оканчивается, и Павел приезжает к матери, а через две недели уезжает в Киев. Зани­маясь политграмотой под руко­водством Риты Устинович, Павел чувствует, что влюбляется в нее, и решает прервать занятия, внешне мотивируя это тем, что плохо понимает объяснения Риты.

Приближается зима, и возникает угроза голода и холода: «Хлеб и дрова решали все». Чтобы обес­печить подвоз дров, необходимо в течение трех месяцев постро­ить узкоколейку к лесоразработ­кам. Работа в нечеловечески тя­желых условиях усугубляется тем, что в лесах действуют бандиты. Приехавший на стройку Жухрай дарит Павлу свой маузер. Во вре­мя сильного снегопада на расчис­тку железнодорожного полотна привлечены пассажиры проходя­щего поезда. Среди них Павел встре­чает Тоню с мужем: «Она с тру­дом узнала в оборванце Корчаги­на в рваной, истрепанной одеж­де и фантастической обуви, с грязным полотенцем на шее, с давно не мытым лицом стоял пе­ред ней Павел. Только одни глаза с таким же, как прежде, незату­хающим огнем». Павел называет Тоню «замаринованной», заявляет, что от нее «нафталином за­пахло» и говорить с ней ему не о чем. На строительстве начинает­ся тиф, которым заболевает и Павел. Ошибочно сообщается о его смерти, однако герой «перевалил четвертый раз смертный рубеж и возвращался к жизни». Выздоро­вев, Павел бродит по городу, прихо­дит на кладбище, где похороне­ны его друзья, погибшие в годы гражданской войны; он думает о ценности жизни и о том, что нужно «спешить жить»: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и про­жить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое».

В Киеве Павел начинает работать в мастерских помощником элект­ромонтера: заботится о чистоте рабочих, мест, о трудовой дис­циплине и т. п. Подает заявление о вступлении в партию. Вместе с другими комсомольцами Павел ра­ботает на лесосплаве, спасая дро­ва из ледяной воды; у него начи­нается острый ревматизм. Вра­чебная комиссия признает Павла не­трудоспособным, однако он отка­зывается от пенсии и просит но­вое дело. Получает назначение в губвоенкомат для политработы в системе всеобуча; становится во­енным комиссаром батальона всеобуча на польско-советской

границе, вместе с батальоном принимает участие в маневрах. Павел прилагает много усилий к со­зданию комсомольских ячеек в приграничных селах; вся моло­дежь в районе знает его: «Никог­да еще гармонь не играла такой большой роли в пропаганде, как здесь, на сельских вечеринках, на улице». Павла отзывают в губком комсомола для направления на ответственную работу. Он прини­мает участие в дискуссиях с оп­позиционерами-троцкистами. На Шестом съезде комсомола в Москве Павел встречается с Ритой Устинович, которая не знала, что он жив. На вопрос о том, зачем три года назад он прервал заня­тия с ней, Павел отвечает, что хотел взять пример с героя романа «Овод»: «Я за основное в «Ово­де» — за его мужество, за безгра­ничную выносливость, за этот тип человека, умеющего перено­сить страдания, не показывая их всем и каждому. Я за этот образ революционера, для которого личное ничто в сравнении с об­щим». На прощание Рита остав­ляет Павла письмо и две тетради своего дневника, посвященные ему.

Через два года П. требуется се­рьезное лечение в Крыму; он едет в санаторий. Вернувшись в Харьков, попадает в автокатаст­рофу: необходимо оперировать колено. Операция становится для Павлу «первым актом траге­дии». В письме к брату Артему он сообщает, что стал часто бы­вать в госпиталях. Врачи пред­сказывают ему полную потерю подвижности (последствия ста­рого ранения в спину). Находясь в санатории, Павел получает от ма­тери письмо с просьбой заехать к живущей неподалеку от Евпа­тории подруге ее юности. В ев­рейском семействе Кюцам Павел знакомится с Таей, которая ста­нет впоследствии его женой. Павел возвращается в Харьков и пыта­ется приступить к работе в ЦК комсомола, однако здоровье не позволяет. Он просит подобрать ему подходящую работу: «Из строя меня выведет только смерть». Однако вскоре ему приходится выйти на пенсию по инвалидности, и он уезжает в семью Кюцам, живет в их доме, - несмотря на враждебность отца семейства. Все более явственной становится «трагедия неподвиж­ности». Павел подумывает о само­убийстве, однако затем называет эту затею «бумажным героиз­мом», говоря себе: «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полез-