Главная Учебники - Литература Лекции по литературе, сочинения - часть 4
Автор: Булгаков М.А.
БУЛГАКОВ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ КОМЕДИЯ В ТРЕХ ДЕЙСТВИЯХ ДЕЙСТВУЮТ: Зинаида Михайловна - киноактриса. Ульяна Андреевна Бунши - жена управдома. Царица. Тимофеев - изобретатель. Милославский Жорж. Бунша-Корецкий - управдом. Шпак Антон Семенович. Иоанн Грозный. Якин - кинорежиссер. Дьяк. Шведский посол. Патриарх. Опричники. Стольники. Гусляры. Милиция. ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Московская квартира. Комната Тимофеева, рядом - комната Шпака, запертая на замок. Кроме того, передняя, в которой радиорупор. В комнате Тимофеева беспорядок. Ширмы. Громадных размеров и необычной конструкции аппарат, по-видимому, радиоприемник, над которым работает Тимофеев. Множество ламп в аппарате, в которых то появляется, то гаснет свет. Волосы у Тимофеева всклоченные, глаза от бессонницы красные. Он озабочен. Тимофеев нажимает кнопку аппарата. Слышен приятный певучий звук. Тимофеев. Опять звук той же высоты... Освещение меняется. Свет пропадает в пятой лампе... Почему нет света? Ничего не понимаю. Проверим. (Вычисляет.) А два, а три... угол между направлениями положительных осей... Я ничего не понимаю. Косинус, косинус... Верно! Внезапно в радиорупоре в передней возникает радостный голос, который говорит: "Слушайте продолжение "Псковитянки"!" И вслед за тем в радиорупоре грянули колокола и заиграла хриплая музыка. Мне надоел Иоанн с колоколами! И, кроме того, я отвинтил бы голову тому, кто ставит такой приемник. Ведь я же говорил ему, чтобы он снял, что я поправлю! У меня нету времени! (Выбегает в переднюю и выключает радио, и рупор, крякнув, умолкает. Возвращается к себе в комнату.) На чем я остановился?.. Косинус... Да нет, управдом! (Открывает окно, высовывается, кричит.) Ульяна Андреевна! Где ваш драгоценный супруг? Не слышу! Ульяна Андреевна, ведь я же просил, чтобы он убрал рупор! Не слышу. Чтобы он убрал рупор! Скажите ему, чтобы он потерпел, я ему поставлю приемник! Австралию он будет принимать! Скажите, что он меня замучил со своим Иоанном Грозным! И потом, ведь он же хрипит! Да рупор хрипит! У меня нет времени! У меня колокола в голове играют. Не слышу! Ну, ладно. (Закрывает окно.) На чем я остановился?.. Косинус... У меня висок болит... Где же Зина? Чаю бы выпить сейчас. (Подходит к окну.) Какой странный человек... в черных перчатках.. Чего ему надо? (Садится.) Нет, еще раз попробую. (Жмет кнопки в аппарате, отчего получается дальний певучий звук и свет в лампах меняется.) Косинус и колокола... (Пишет на бумажке.) Косинус и колокола... и колокола... то есть косинус... (Зевает.) Звенит, хрипит... вот музыкальный управдом... (Поникает и засыпает тут же у аппарата.) Освещение в лампах меняется. Затем свет гаснет. Комната Тимофеева погружается во тьму, и слышен только дальний певучий звук. Освещается передняя. В передней появляется Зинаида Михайловна. Зинаида (в передней, прислушивается к певучему звуку). Дома. Я начинаю серьезно бояться, что он сойдет с ума с этим аппаратом. Бедняга!.. А тут его еще ждет такой удар... Три раза я разводилась... ну да, три, Зузина я не считаю... Но никогда еще я не испытывала такого волнения. Воображаю, что будет сейчас! Только бы не скандал! Они так утомляют, эти скандалы... (Пудрится.) Ну, вперед! Лучше сразу развязать гордиев узел... (Стучит в дверь.) Кока, открой! Тимофеев (в темноте). А, черт возьми!.. Кто там еще? Зинаида. Это я. Кока. Комната Тимофеева освещается. Тимофеев открывает дверь. Вместо радиоприемника - странный, невиданный аппарат. Кока, ты так и не ложился? Кока, твой аппарат тебя погубит. Ведь нельзя же так! И ты меня прости, Кока, мои знакомые утверждают, что увидеть прошлое и будущее невозможно. Это просто безумная идея, Кокочка. Утопия. Тимофеев. Я не уверен, Зиночка, что твои знакомые хорошо разбираются в этих вопросах. Для этого нужно быть специалистом. Зинаида. Прости, Кока, среди них есть изумительные специалисты. Тимофеев. Пойми, что где-то есть маленькая ошибка, малюсенькая! Я чувствую ее, ощущаю, она вот тут где-то... вот она бродит! И я ее поймаю. Зинаида. Нет, он святой! Пауза. Тимофеев занят вычислениями. Ты прости, что я тебе мешаю, но я должна сообщить тебе ужасное известие... Нет, не решаюсь... У меня сегодня в кафе свистнули перчатки. Так курьезно! Я их положила на столик и... я полюбила другого, Кока... Нет, не могу... Я подозреваю, что это с соседнего статика... Ты понимаешь меня? Тимофеев. Нет... Какой столик? Зинаида. Ах, боже мой, ты совсем отупел с этой машиной! Тимофеев. Ну, перчатки... Что перчатки? Зинаида. Да не перчатки, а я полюбила другого. Свершилось!.. Тимофеев мутно смотрит на Зинаиду. Только не возражай мне... и не нужно сцен. Почему люди должны расстаться непременно с драмой? Ведь согласись, Кока, что это необязательно. Это настоящее чувство, а все остальное в моей жизни было заблуждением... Ты спрашиваешь, кто он? И, конечно, думаешь, что это Молчановский? Нет, приготовься: он кинорежиссер, очень талантлив... Не будем больше играть в прятки, это Якин. Тимофеев. Так... Пауза. Зинаида. Однако, это странно! Это в первый раз в жизни со мной. Ему сообщают, что жена ему изменила, ибо я действительно тебе изменила, а он - так! Даже как-то невежливо! Тимофеев. Он... этого... как его... блондин, высокий? Зинаида. Ну, уж это безобразие! До такой степени не интересоваться женой! Блондин Молчановский, запомни это! А Якин - он очень талантлив! Пауза. Ты спрашиваешь, где мы будем жить? В пять часов я уезжаю с ним в Гагры выбирать место для съемки, а когда мы вернемся, ему должны дать квартиру в новом доме, если, конечно, он не врет... Тимофеев (мутно). Наверно, врет. Зинаида. Как это глупо, из ревности оскорблять человека! Не может же он каждую минуту врать. Пауза. Я долго размышляла во время последних бессонных ночей и пришла к заключению, что мы не подходим друг к другу. Я вся в кино... в искусстве, а ты с этим аппаратом... Однако я все-таки поражаюсь твоему спокойствию! И даже как-то тянет устроить сцену. Ну, что же... (Идет за ширму и выносит чемодан.) Я уже уложилась, чтобы не терзать тебя. Дай мне, пожалуйста, денег на дорогу, я тебе верну с Кавказа. Тимофеев. Вот сто сорок... сто пятьдесят три рубля... больше нет. Зинаида. А ты посмотри в кармане пиджака. Тимофеев (посмотрев). В пиджаке нет. Зинаида. Ну, поцелуй меня. Прощай, Кока. Все-таки как-то грустно... Ведь мы прожили с тобой целых одиннадцать месяцев!.. Поражаюсь, решительно поражаюсь! Тимофеев целует Зинаиду. Но ты пока не выписывай меня все-таки. Мало ли что может случиться. Впрочем, ты такой подлости никогда не сделаешь. (Выходит в переднюю, закрывает за собой парадную дверь.) Тимофеев (тупо смотрит ей вслед). Один... Как же я так женился? На ком? Зачем? Что это за женщина? ("У аппарата.) Один... А впрочем, я ее не осуждаю. Действительно, как можно жить со мной? Ну что же, один так один! Никто не мешает зато... Пятнадцать... шестнадцать... Певучий звук. В передней звонок. Потом назойливый звонок. Ну как можно работать в таких условиях!.. (Выходит в переднюю, открывает парадную дверь.) Входит Ульяна Андреевна. Ульяна. Здравствуйте, товарищ Тимофеев. Иван Васильевич к вам не заходил? Тимофеев. Нет. Ульяна. Передайте Зинаиде Михайловне, что Марья Степановна говорила: Анне Ивановне маникюрша заграничную материю предлагает, так если Зинаида... Тимофеев. Я ничего не могу передать Зинаиде Михайловне, потому что она уехала. Ульяна. Куда уехала? Тимофеев. С любовником на Кавказ, а потом они будут жить в новом доме, если он не врет, конечно... Ульяна. Как с любовником?! Вот так так! И вы спокойно об этом говорите! Оригинальный вы человек! Тимофеев. Ульяна Андреевна, вы мне мешаете. Ульяна. Ах, простите! Однако у вас характер, товарищ Тимофеев! Будь я на месте Зинаиды Михайловны, я бы тоже уехала. Тимофеев. Если бы вы были на месте Зинаиды Михайловны, я бы повесился. Ульяна. Вы не смеете под носом у дамы дверь захлопывать, грубиян! (Уходит.) Тимофеев (возвращаясь в свою комнату). Чертова кукла! Нажимает кнопки в аппарате, и комната его исчезает в полной темноте. Парадная дверь тихонько открывается, и в ней появляется Милославский, дурно одетый, с артистическим бритым лицом человек в черных перчатках. Прислушивается у двери Тимофеева.
|