«Красное
и черное»
Блистательным
намеченных
творческих
установок стал
роман Стендаля
«Красное и
черное» (1830). В
своем вымысле
писатель шел
от самой жизни
– случая из
судебной хроники,
на который он
однажды натолкнулся,
просматривая
газету; заметка
и послужила
основой для
события канвы
стендалевской
«хроники XIX
века», как уведомлял
подзаголовок
книги. Приведя
юношу Жюльена
Сореля, сына
плотника –
вчерашнего
крестьянина,
во враждебное
соприкосновение
с хозяевами
жизни монархической
Франции, однажды
уже сметенной
волной революции
и снова ухитрившейся
продлить свои
дни в виде режима
Реставрации,
Стендаль создал
повествование,
трагедийность
которого –
трагедийность
самой тогдашней
истории.
Дом
главы провинциального
городка, семинария,
особняк парижского
вельможи – три
ступеньки
карьеры одаренного
честолюбивого
простолюдина
в «Красном и
черном» и вместе
с тем три пласта
власть имущих.
Обитатели
захолустного
Верьера, откуда
Сорель родом,
поклоняются
одному всемогущему
кумиру – денежному
мешку. Нажиться
– чаще всего
путями неправедными
– спешат все:
от тюремщика,
вымогающего
«на чай», до
«отцов города»,
обирающих
округу. Отбросив
сословную
спесь, местные
дворяне, наподобие
господина де
Реналя, мэра
и владельца
гвоздильного
завода, извлекают
доходы из источников,
которыми прежде
брезговали.
А на смену этим
«владельцам
замков», соперничающим
в пошлости с
заправскими
мещанами, уже
идет делец иной
закваски –
оборотистый
безродный
мошенник и
продувная
бестия Вально,
не гнушающийся
тем, чтобы
обкрадывать
бедняков из
дома призрения.
Царство беззастенчивых
хапуг, пресмыкающихся
перед королевской
властью до тех
пор, пока она
подкармливает
их подачками,
- такова насквозь
обуржуазившаяся
провинция у
Стендаля.
В
семинарии, куда
попадает затем
Сорель, готовятся
духовные пастыри
этого стада
рвачей. Здесь
шпионство
считается
доблестью,
отречение от
самостоятельной
мысли – мудростью,
рабская услужливость
и бездумное
послушание
– высшей доблестью.
Обещая своим
ученикам, спасение
на небесах и
вдобавок сытость
на земле, иезуиты
готовят слепых
в своем рвении
служителей
церкви, призванных
внушать почтение
к «святости»
трона и существующего
жизнеустройства.
После
выучки в семинарских
кельях Сорель
волею случая
заброшен в
высший парижский
свет. В аристократических
салонах не
принято подсчитывать
в слух прибыль
и разглагольствовать
о плотном обеде.
Зато тут столь
же непререкаемое
царит почитание
издавна заведенных,
уже утративших
свой смысл
обычаев и мнений.
В глазах завсегдатаев
особняка маркиза
де Ла-Моль
вольнодумство
опасно, сила
характера
опасна, наблюдение
светских приличий
опасно; опасно
все, что выглядит
посягательством
на окаменевшие
традиции, привилегии,
ветхий иерархический
распорядок.
Среди пожилых
аристократов
– у них за плечами
нелегкие годы
изгнания из
Франции – еще
встречаются
люди неглупые,
предприимчивые,
по-своему
значительные,
вроде самого
маркиза де
Ла-Моль. Однако
когда историческая
судьба хочет
кого-нибудь
покарать, она
лишает его
достойного
потомства:
лощенная светская
молодежь вежлива,
элегантна,
порой остра
на язык, но при
этом совершено,
безмозгла и
безлика.
Правда,
когда речь
заходит о защите
касты, среди
вельможных
посредственностей
находятся
такие, чья злоба
и подлость
может оказаться
угрозой для
всей страны.
На собрании
аристократов
заговорщиков,
где Сорель
присутствует
в качестве
секретаря
своего покровителя,
разрабатываются
планы иностранного
вторжения во
Францию, поддержанного
изнутри наемниками
дворян-землевладельцев.
Цель этой затей
окончательно
принудить к
молчанию всех
несогласных,
«подрывателей»
устоев и «подстрекателей»,
заткнуть рот
печати, искоренить
остатки «якобинства»
в умах, сделать
все население
поголовно
благомыслящим
и покорным.
Стендаль как
бы увенчивает
государственную
пирамиду верхушкой
рьяных охранителей
монархии, у
которых корысть
с предательством
родины.
Пресмыкательство
перед вышестоящими
и разнузданное
стяжательство
в провинции,
воспитание
полчища священников
в духе воинствующего
мракобесия
как один из
залогов прочности
режима, стертость
умов и душ «наверху»
как следствие
испуга перед
недовольными
«низами», чужие
войска как
орудие расправы
перед инакомыслящими
– такова эта
монархия-пережиток,
с хроникальной
точностью
запечатленная
на страницах
«Красного и
черного».
И
как бы подчеркивая
черные тени
этой картины
еще рельефнее,
Стендаль бросает
на нее багряно-красные
отсветы былого
– памятных
грозовых времен
революции и
наполеоновских
побед. Для писателя,
как и для его
Сореля, прошлое
– героический
миф, в котором
рядовые французы,
затравленные
белым террором
и доносом святош,
черпают подкрепление
своему чувству
достоинства,
внутреннему
протесту и
хрупкой надежде.
Так обозначаются
масштабы философски
исторического
раздумья в
«Красном и
черном»: Почти
полувековые
судьбы Франции,
прослеженные
в их преизбыточной
разветвленности
на многих тысячах
страниц «Человеческой
комедии» Бальзака,
получают в
резком столкновении
эпох, исподволь
пронизывающем
книгу Стендаля,
памфлетно
острое и предельно
сжатое выражение.
Стендаль
(1783
– 1842)
Один
из самых выдающихся
французских
писателей XIX
века, Анри Бейль,
писавший под
псевдонимом
«Стендаль»,
при жизни не
пользовался
ни признанием
у критики, ни
успехом у широкого
читателя. Почти
все его многочисленные
произведения
художественного,
исторического
и критического
характера
прошли незамеченными,
лишь изредка
вызывая рецензии,
далеко не всегда
благоприятные.
Тем не менее
Мериме, испытавший
на себе влияние
Стендаля, высоко
ценил его, Бальзак
им восхищался,
Гете и Пушкин
с удовольствием
читали его
роман «Красное
и Черное».
Уделом
Стендаля была
посмертная
слава. Его друг
и душеприказчик
Ромен Коломб
в 1850-е годы предпринял
полное издание
его произведений,
включая журнальные
статьи и переписку.
С этого времени
Стендаль вошел
во французскую
литературу
как один из
самых крупных
ее представителей.
Школа
французских
реалистов 50-х
годов признала
его вместе с
Бальзаком своим
учителем; И.
Тэн, один из
вдохновителей
французского
натурализма,
написал о нем
восторженную
статью (1864); Э. Золя
считал его
представителем
нового романа,
в котором человек
изучен в глубокой
связи его с
общественной
средой. Началось
научное изучение
Стендаля, главным
образом его
биографии. В
1880-егоды появляются
в свет его
автобиографические
произведения,
черновые наброски,
незаконченные
повести, которые
Р. Коломб не
включил в свое
издание. Уже
в XIX
веке его романы
переводятся
на многие языки.
В России
Стендаля оценили
очень рано,
раньше, чем на
его родине. На
«Красное и
черное» обратили
внимание А. С.
Пушкин и некоторые
его современники.
Весьма положительно
отозвался о
нем Лев Толстой,
которого особенно
поразили военные
сцены «Пармского
монастыря».
Горький считал
его одним из
крупнейших
мастеров европейского
романа. В Советской
России были
переведены
на русский язык
все произведения
Стендаля, вплоть
до незаконченных
отрывков, а его
романы и новеллы
переиздавались
десятки раз.
Основные его
произведения
переведены
на многие другие
языки стран
бывшего СССР.
Стендаль у нас,
несомненно,
является одним
из самых любимых
иностранных
писателей.
1.
Мари
– Анри Бейль
родился на юге
Франции, в городе
Гренобле. Отец
Стендаля, Шерюбен
Бейль, адвокат
при местном
парламенте,
и дед, Анри Ганьон,
врач и общественный
деятель, как
и большая часть
французской
интеллигенции
XVIII
века, были увлечены
идеями Просвещения.
Отец имел в
своей библиотеке
«большую энциклопедию
наук и искусств»
составленную
Дидро и Д-Аламбером,
и увлекался
Жан – Жаком
Руссо. Дед был
поклонником
Вольтера и
убежденным
вольтерьянцем.
Но с началом
Французской
революции
(1789) их взгляды
сильно изменились.
Семья обладала
достатком, и
углубления
революции
испугало ее.
Отцу Стендаля
пришлось даже
скрываться,
и он оказался
на стороне
старого режима.
После
смерти матери
Стендаля семья
надолго облеклась
в траур. Отец
и дед впали в
набожность,
и воспитание
мальчика было
передано священнику,
скрывавшемуся
от под гостеприимной
кровлей Бейлей.
Этот священник,
аббат Ральян,
о котором Стендаль
с возмущением
вспоминал в
своих мемуарах,
тщетно старался
привить своему
воспитаннику
религиозные
взгляды.
В 1796 году
Стендаль поступил
в открывшуюся
в Гренобле
Центральную
школу. Задачей
этих школ,
учрежденных
в некоторых
провинциальных
городах, было
ввести в республике
государственное
и светское
обучение, чтобы
заменить им
прежнее – частное
и религиозное.
Они должны были
вооружить
молодое поколение
полезными
знаниями и
идеологией,
соответствующей
интересам
складывающегося
буржуазного
государства.
В Центральной
школе Стендаль
увлекся математикой
и по окончании
курса бал отправлен
в Париж для
поступления
в Политехническую
школу, готовившую
военных инженеров
и артиллерийских
офицеров.
Но в
Политехническую
школу он так
и не поступил.
Он приехал в
Париж через
несколько дней
после переворота
18 брюмера, когда
молодой генерал
Бонапарт захватил
власть в свои
руки и объявил
себя первым
консулом. Тотчас
же начались
приготовления
к походу в Италию,
где вновь
восторжествовала
реакция и
установилось
австрийское
владычество.
Стендаль был
зачислен
сублейтенантом
в драгунский
полк и отправился
к месту службы
в Италию. В армии
он прослужил
больше двух
лет, однако,
ему не пришлось
участвовать
ни в одном сражении.
Затем он подал
в отставку и
1802 году вернулся
в Париж с тайным
намерением
стать писателем.
Почти
три года Стендаль
прожил в Париже,
упорно изучая
философию,
литературу
и Английский
язык. В сущности,
только здесь
он получает
свое первое
настоящее
образование.
Он знакомится
с современной
французской
сенсуалистической
и материалистической
философией
и становится
убежденным
врагом церкви
и всякой мистике
вообще. В то
время когда
Бонапарт готовил
себе императорский
престол, Стендаль
на всю жизнь
возненавидел
монархию. В
1799 году, во время
переворота
18 брюмера, он
был доволен
тем, что генерал
Бонапарт «стал
королем Франции»;
в 1804 году коронация
Наполеона, ради
которой в Париж
прибыл папа
римский, кажется
Стендалю очевидным
«союзом всех
обманщиков».
Между
тем приходилось
думать о заработке.
Множество
начатых Стендалем
комедий остались
незаконченными,
и он решил добывать
средства к
существованию
коммерцией.
Прослужив около
года в каком-то
торговом предприятии
в Марселе и
почувствовав
навсегда отвращение
к торговле, он
решил вернуться
на военную
службу. В 1805 году
опять начались
непрерывные
войны с европейской
коалицией, и
Стендаль был
зачислен в
интендантство.
С этого времени
он непрерывно
разъезжает
по Европе вслед
за армией Наполеона.
В 1806 году он вступает
вместе с французскими
войсками в
Берлин, в 1809-м –
в Вену. В
1811 году он проводит
отпуск в Италии,
где задумывает
свою книгу
«История живописи
в Италии».
В 1812 году Стендаль
по собственному
желанию отправляется
в армию, уже
вторгшуюся
в Россию, вступает
в Москву, видит
пожар древней
русской столицы
и бежит вместе
с остатками
войска во Францию,
надолго сохранив
воспоминания
о героическом
сопротивлении
русских войск
и доблести
русского народа.
1814 году он присутствует
при занятиях
русскими войсками
Парижа и, получив
отставку, уезжает
в Италию, находившуюся
тогда под австрийским
гнетом.
Он поселяется
в Милане, в городе,
полюбившемся
еще в 1800 году, и
живет здесь
почти безвыездно
около семи лет.
Как наполеоновский
офицер в отставке,
получает половинную
пенсию, которая
позволяет ему
кое-как просуществовать
в Милане, но
недостаточна
для жизни в
Париже.
В
Италии Стендаль
печатает свое
первое произведение
– три биографии:
«Жизнеописание
Гайдна, Моцарта
и Метастазио»
(1814)
В 1814
году Стендаль
впервые знакомится
с романтическим
движением в
Германии, главным
образом по
книге А. В. Шлегеля
«Курс драматической
литературы»,
только что
переведенной
на французский
язык. Принимая
мысль Шлегеля
о необходимости
решительной
литературной
реформы и борьбы
с классицизмом
ради более
свободного
и более современного
искусства, он,
однако, не
сочувствует
религиозно
– мистическим
тенденциям
немецкого
романтизма
и не может
согласиться
со Шлегелем
в его критике
всей французской
литературы
и просвещения.
Уже с1816 года
Стендаль увлекается
поемами Байрона,
в которых видит
выражение
современных
общественных
интересов и
социального
протеста. Итальянский
романтизм,
возникающий
приблизительно
в это же время
и тесно связанный
с итальянским
национально
– освободительным
|