Главная Учебники - Литература Лекции по литературе, сочинения - часть 3
муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа №2 по литературе на тему: «Звуки лиры и трубы в лирике Державина» ученицы 9»А» класса Рудой Ольги Игоревны. Руководитель Часова Татьяна Анатольевна. Город Лобня 2009 год. -2- Оглавление I. «Лира» и «труба» как поэтические символы………………………..3 II. Державин и его художественный мир. 1.«Бог» - поэтический манифест Державина. Опыт философской оды…………………………………………………………………………………………….4 2.«Фелица» - восхваление императрицы Екатерины II или сатира на высший свет?............................................................5-6 3.Оды М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина. Попытка сравнения………………………………………………………………………………….7 4.«Властителям и судиям» – дерзкое напоминание о высоких гражданских обязанностях царей…………………………………………8-9 5. Гибкость и лёгкость поэзии Державина (стихотворения «Водопад», «Соловей»). Словесная живопись…………………10-11 III.В.Г.Белинский о поэзии Г.Р.Державина………………………..12-13 -3- I
. «Лира» и «труба» как поэтические символы.
С древнейших времен человека сопровождают символы, с их помощью он пытался и пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои идеи. Однако функции и значения символов часто разрастаются до чего-то большего и перестают быть только художественно выполненными указателями. В течение тысячелетий они позволяли скульпторам, художникам и ремесленникам передавать глубочайшие мысли о человеческой жизни и природе. Лира – это божественная гармония, музыка сфер, вибрация космоса, музыкальное и поэтическое вдохновение, прорицание. Лира - музыкальный инструмент, наиболее вероятно связанный с античной мифологией и, в частности, с Орфеем, чья музыка околдовывала диких животных и останавливала течение рек. Наиболее важный из всех музыкальных инструментов - традиционный символ великих событий и новостей, а также казней – это труба. Удивительно, но Г.Р. Державин, поэт XVIII века – один из немногих, кто умел совмещать и звуки лиры, и звуки трубы в своём творчестве. Мы проследим это на примере его самых известных од («Бог», «Фелица», «Властителям и судиям», «Водопад», «Соловей»). -4- II
. Г.Р.Державин и его внутренний мир.
1.«Бог» - поэтический манифест Державина. Опыт философской оды. Главным объектом поэтики Державина является человек, как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти, это видно па примере оды «Бог», написанной в 1784 году: Я связь миров повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь — я раб — я червь — я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? — безвестен: А сам собой я быть не мог. Ода "Бог" - вдохновенный гимн всесилию человеческого разума и в то жe время признание, что человек - лишь звено в общей цепи существ (а ведь религия учила, что человек - совершенно исключительное творение божества и все остальное бог создал для человека): Частица целой я вселенной, Поставлен, мнится мне, в почтенной Средине естества я той, Где кончил тварей ты телесных, Где начал ты духов небесных, И цепь существ связал всех мной. Ода «Бог» включает в себя размышление об узловых моментах человеческой судьбы – рождении, смерти и собственно жизни, смыслом которой должно стать, по убеждению Державина, исполнение заветов Господа и возвращение к нему. Эта ода стала настоящим литературным откровением, в котором выразились духовные поиски Державина и в котором русская поэзия вновь обрела свою первостепенную тему. -5- 2.«Фелица» - восхваление императрицы Екатерины II или сатира на высший свет? «Фелица» - ода, написанная Державиным в 1782 году в традиционной стиховой форме оды Ломоносова — четырехстопным ямбом, десятистишными строфами, — совпадает с установкой хвалебной оды обычного типа, но в содержании просматриваются элементы как оды так и сатиры. Под именем Фелицы поэт, как это было всем очевидно, воспевает царствующую монархиню — Екатерину II. Сам он в своей новой оде порой по-старому наделяет ту, к кому она обращена, «богоподобными» атрибутами: Фелица слава-слава бога, Который брани усмирил… Равно всех смертных просвящает Больных покоит, исцеляет, Добро лишь для добра творит. Но отношение автора к его Фелице, при всей почтительности, не лишено, в то же время , некоторой шутливой кроткости, воспринятой иными почти как фамильярность: Поэзия тебе любезна, Приятна, сладостна, полезна, Как летом вкусный лимонад. Сам Державин замечает, что подобным необычным построением своей оды он стремился добиться определенного идейного и одновременно художественного эффекта: «Я для Фелицы сделался Рафаэлем.— Рафаэль, чтобы лучше изобразить божество, представил небесное сияние между черных туч». Столь характерное для Державина перенесение подобного чисто живописного приема в поэзию имело важнейшее новаторское значение. Хвалебные оды, воспевавшие добродетель, были литературно выдержаны по преимуществу в светлых тонах; сатиры, «жалящие порок», — в тонах главным образом темных. «Фелица» явилась первым русским стихотворением XVIII века, построенным на непрерывной игре светотенью: Мурзам своим не подражая Почасту ходишь ты пешком И пища самая простая -6- Бывает за твоим столом… А я проспавши до полудни, Курю табак и кофе пью; Преображая праздник в будни, Кружу в химерах мысль мою… Именно эта игра светотени и создавала ее жанровое своеобразие — оды-сатиры, в которой тонкие похвалы Екатерине сочетались с памфлетно-сатирическими, шутливыми по форме, но достаточно язвительными по существу, обличениями наиболее влиятельных лиц из ее ближайшего окружения. Например, речь, относящаяся к П.И. Панину: Или, о всех делах заботу Оставя, езжу на охоту И забавляюсь лаем псов. Таким образом, одическое и сатирическое начала оказывались слитыми в рамках одного произведения в нечто целостное и единое. Поэт в оде не только восторгается, но и осуждает, обличает, хулит, лукаво иронизирует. Державин именует свою «Фелицу» одой, но по существу это произведение, сочетающее в себе оду и сатиру, лирическое и ироническое начала, патетику и бытопись, далеко выходит за пределы торжественной оды, являет собой весьма сложное и богатое жанровое образование. -7- 3.Оды М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина. Попытка сравнения. Литературоведы часто сравнивали Г.Р.Державина М.В.Ломоносовым. Жанр произведений, избранный ими, иногда одинаков, это ода, но дух поэзии их различен. Ломоносов в стихах своих более оратор, Державин всегда и везде поэт. У Державина, взамен условного «я», появляется подлинная живая личность человека-поэта во всей конкретности его индивидуального бытия, во всем реальном многообразии его чувствований и переживаний, со сложным, «многострунным» отношением к действительности. Иль, сидя дома, я прокажу, Играя в дураки с женой; То с ней на голубятню лажу, То в жмурки резвимся порой… Хвалебные оды Ломоносова также начинаются подчас от первого лица: Не Пинд ли под ногами зрю? Пермесским жаром я горю, Однако то «я», о котором здесь говорится, представляет собой не индивидуальную личность автора, а некий условный образ отвлеченного «певца» вообще, образ, который выступает как неизменный атрибут любой оды любого поэта. Поэтическая природа Державина есть природа живая, тот же в ней пламень, те же краски, то же движение. В Ломоносове видны следы труда и тщательная отделка холодного искусства. Одним словом, все, что человечество имеет священнейшего, что человек имеет благороднейшего, - доблесть сердечная, сострадание, праведное негодование и презрение к пороку, глубокие мысли о бессмертии и создателе, печальные чувства при виде слабости и страданий человечества, сердечные воспоминания юности, родины, великих деяний предков и современников, все сокровища души, ума и сердца обогатили воображение величайшего из поэтов - Державина. Будем справедливы и признаемся, что достоинство его, как поэта, многим превышает достоинство его предшественника, но что не менее того труды и подвиги Ломоносова - труды и подвиги исполинские. Если Державин обязан природе своим гением, мы обязаны Ломоносову тем, что гений Державина, не имея нужды бороться с предлежащими трудностями языка, мог явиться на поприще его достойном. -8- 4.«Властителям и судиям» – дерзкое напоминание о высоких гражданских обязанностях царей. Поэзия Г.Р. Державина - одно из самых значительных явлений в русской литературе XVIII века. Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявился поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1780 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой». Доколе, рек, доколь вам будет Ваш долг есть, охранять законы, -9- Воскресни, Боже! Боже правых! На смену таким «властителям и судиям», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости. -10- 5.Гибкость и лёгкость поэзии Державина (стихотворения «Водопад», «Соловей»). Словесная живопись. Представление о том, какой должна быть поэзия, Державин раскрывает в стихотворении «Соловей». Это стихотворение он называет «одой» и считает возможным воспевать такой незначительный, казалось бы, предмет, как соловьиное пение: …Твой глас отрывный, перекаты От грома к нежности, от нег Ко плескам, трескам и перунам, Средь поздних, ранних красных зарь, Раздавшись неба по лазурям, В безмолвие приводят тварь. По мнению поэта, соловьиное пение является прообразом новой «сладкозвучной», «сладкогласной» лирики, идущей на смену «громозвучной», «громоподобной» одической поэзии. Например, Г.Державин пишет в одном из своих трактатов, что поэт «должен заботиться о чистом и гладкотекущем слоге, чтоб он лёгок был к выговору, удобен к положению на музыку и к изображению всех прелестей». Державин призывает поэтов «подражать природе» и в качестве высшего образца для себя избирает соловьиное пение. Очень часто стих Державина обладает необычайной мощью звуков, огромной силой звуковой изобразительности(этим поэт добивается эффекта звуковой живописи).Таковы хотя бы следующие строфы «Водопада», в которых создана единственная в своем роде «картина для слуха» — ощутимо переданы самые разнообразные звуки — от шороха до рева и многократно, отражениями эха в горах, умноженного грома: Он спит — и в сих мечтах веселых Внимает завыванье псов, Рев ветров, скрып дерев дебелых, Стенанье филинов и сов, И вещий глас вдали животных, И тихий шорох вкруг бесплотных. Он слышит: сокрушилась ель, Станица вранов встрепетала, Кремнистый холм дал страшну щель, Гора с богатствами упала. Грохочет эхо по горам, Как гром гремящий [i]
по громам. -11- Какою энергическою и дикою красотою дышит это стихотворение: это песнь угрюмого севера, пропетая сребровласым скальдом во глубине священного леса, среди мрачной ночи, у пылающего дуба, зажженного молниею, при оглушающем реве водопада![1]
-12- III.В.Г.Белинский о поэзии Г.Р.Державина.
Но анализ творчества Державина был бы неполным, если бы мы не посмотрели, как о нем отзывался известный литературный критик В.Г.Белинский. «…Невозможно исчислить неисчислимых красот созданий Державина. Они разнообразны, как русская природа, но все отличаются одним общим колоритом: во всех них воображение преобладает над чувством, и все представляется в преувеличенных, гиперболических размерах. Он не взволнует вашей груди сильным чувством, не выдавит слезы из ваших глаз, но, как орел добычу, схватывает вас внезапно и неожиданно, и на крылах своих могучих строф мчит прямо к солнцу и, не давая вам опомниться, носит по беспредельным равнинам неба; земля исчезает у вас из виду, сердце сжимается от какого-то приятного изумления, смешанного со страхом, и вы видите себя как бы ринутыми порывом урагана в неизмеримый океан; волна то увлекает вас в бездны, то выбрасывает к небу, и душе вашей отрадно и привольно в этой безбрежности.»[2]
Так же удивляет совпадение его внешнего облика с его творчеством: «…Как идет к нему этот полурусский и полутатарский наряд, в котором изображают его на портретах: дайте ему в руки лилейный скипетр Оберона, придайте к этой собольей шубе и бобровой шапке длинную седую бороду: и вот вам русский чародей, от дыхания которого тают снега и ледяные покровы рек и расцветают розы, чудным словам которого повинуется послушная природа и принимает все виды и образы, каких ни пожелает он! Дивное явление! Бедный дворянин, почти безграмотный, дитя по своим понятиям; неразгаданная загадка для самого себя; откуда получил он этот вещий, пророческий глагол, потрясающий сердца и восторгающий души, этот глубокий и обширный взгляд, обхватывающий природу во всей ее бесконечности, как обхватывает молодой орел мощными когтями трепещущую добычу? Или и в самом деле он повстречал на перепутье какого-нибудь шестикрылого херувима? Или и в самом деле огненное чувство ставит в иные минуты смертного, без всяких со стороны его усилий, наравне с природою, и, послушная, она открывает ему свои таинственные недра, дает ему подсмотреть биение своего сердца и почерпать в лоне источника жизни эту живую воду, которая влагает дыхание жизни и в металл и в мрамор?»2
-13- И в заключении мне бы хотелось закончить такими словами Белинского: «…судьба спасла его - и мы имеем в Державине великого, гениального русского поэта, который был верным эхом жизни русского народа, верным отголоском века Екатерины II.»3
1.Белинский В.Г.. Сочинения Державина. Санкт-Петербург. 1843.
! 1.Белинский В.Г.. Сочинения Державина. Санкт-Петербург. 1843. 2.Белинский В.Г. Сочинения Державина. Санкт-Петербург. 1843.
3.Белинский В.Г. Сочинения Державина. Санкт-Петербург. 1843.
|