Главная Учебники - Литература Лекции по литературе, сочинения - часть 3
СУДЬБА КРЕСТЬЯНСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М.А.ШОЛОХОВА. В советское время тема судьбы русской деревни стала чуть ли не ведущей, а вопрос великого перелома актуален и в наши дни. Судьба крестьянства, его положение в России всегда считались не экономической проблемой, а в первую очередь нравственной. В 20-м веке крестьяне были прикреплены к земле и лишены возможности пользоваться плодами своего труда, а тысячи крестьянских семей вообще были уничтожены. Год сплошной коллективизации - 1929 - официальные власти именовали "Годом великого перелома". Именно тогда все самое талантливое, трудолюбивое, жизнеспособное население деревень было уничтожено в ходе ликвидации кулачества как класса. В русской литературе XX века тема крестьянской судьбы складывалась очень непросто. Писателей заставляли, обязывали создавать произведения о сельских жителях. Известно, что только за короткий период 1929-34 гг. было напечатано более 300 произведений разных жанров о коллективизации, о работе сознательных колхозников и происках кулаков. Строились эти произведения по строгим канонам и часто сильно отличались от реальной деревенской жизни. Немного было произведений, в которых встречалась реальная картина, решались реальные проблемы. В их числе, например, Котлован Платонова, Год великого перелома Белова. В. , Облава Быкова, По праву памяти Твардовского, Мужики и бабы Мажаева. В1930-м году появляется также роман В.Вересаева "Сестры”. Одна из самых страшных сцен в романе Вересаева - раскулачивание семьи старого крестьянина, главная вина которого в том, что на собрании он высказал здравую мысль: «На своей земле мужик всегда будет работать лучше, чем на общей». Тогда же, в 1930 г., М.Шолохов задумывает, прервав работу над "Тихим Доном", написать произведение о современности, о "перевоспитании крестьян в духе коллективизма". Так началась работа над "Поднятой целиной". Творческая история романа необычна. ВСТАВКА№1 Поднятая целина - это, по словам автора, "ликвидация кулачества как класса, сплошная коллективизация, массовое движение крестьянства в колхозы..." Поднять целину - вовлечь в гигантское строительство нового мира громадный слой инертного "непаханого крестьянства". ВСТАВКА№2 Шолохов писал произв-е, следуя трём установкам. Первое- это собственное авторское видение, которое позволяет ему правдиво отобразить многое из того, что творилось в деревне и в человеческих душах: естественное нежелание отдавать нажитое добро, неограниченная власть людей, иногда очень далеких от совершенства в нравственном смысле (Макар Нагульнов, который угрожает крестьянам оружием и говорит о своей готовности стрелять в баб и ребятишек, если того потребует революция). Вторая установка- это те идеологические догмы, которые писатель обязан был отразить в романе (происки врагов, звериный образ кулака, уморившего голодом свою мать, и мудрый секретарь райкома партии). Все эти установки переплетаются в романе. Поднятая целина сразу же была воспринята современниками Шолохова как нужная книга. Внешне конфликт романа разворачивается вокруг борьбы коммунистов с контрреволюционерами. В более широком смысле основной конфликт произ-я состоит в борьбе старого и нового. Главная мысль Подн. целины – нельзя бесчеловечно ломать сознание, привычный уклад жизни крестьянства, связанный с единоличным хозяйствованием на земле, нельзя делать преобразование в спешке. Часто главы романы начинаются и заканчиваются описанием пейзажа. Он выполняет разные функции в романе. Во-первых, пейзаж – средство….ВСТАВКА ИЗ ТЕТРАДИ Во- вторых,…. Как я уже отмечала, существуют различные точки зрения на роман М.Шолохова "Поднятая целина". Наиболее близка мне та, которая рассматривает произведение как факт истории русской литературы XX века. Без этого произ-я наше представление о теме крестьянства в русской прозе предвоенных и послевоенных лет было бы неполным. Даже те крупицы правды, которые автор смог донести в своём романе через все политические установки, очень важны.
|