Главная Учебники - Литература Лекции по литературе, сочинения - часть 2
ПОЭТИЧЕСКОЕ
НОВАТОРСТВО
Н. А. НЕКРАСОВА
Когда
Некрасов начинает
свою творческую
деятельность,
в российском
обществе ослабевает
интерес к поэзии
с ее сентиментальностью
и отрывом от
социальной
действительности
и, напротив,
просыпается
интерес к
реалистической
прозе и злободневной
публицистике.
Поэзия в то
время многим
кажется чем-то
неуместным,
ибо перестает
удовлетворять
запросы передовой
части общества,
жаждущего
перемен. Лучшие
умы сознают,
что назрела
объективная
потребность
обновления
поэзии, подчинения
ее новым веяниям,
новым идеям.
Первый
сборник стихов
Некрасова
«Мечты и звуки»,
вышедший в
1840 году, носил
явно подражательный
характер и
оставил равнодушной
читательскую
аудиторию.
Однако в течение
последующих
пяти лет поэт
настолько вырос
и созрел как
самостоятельный
художник, что
его творчество
получило признание
не только у
читателей,
но и у профессиональных
литераторов
и критиков.
Некрасов,
избегая расхожих
штампов, намеренно
создавал трудности
для восприятия
своих стихов
читателем. Он
расширил поэтический
язык, ввел в
него прозаизмы
и низкую лексику:
Ой, бабье
неугомонное!
Полно взапуски
реветь!
В стихотворении
«Муза» поэт
говорит о ней,
что она «в пеленках»
у него «свирели
не забыла»; а
в описании
осени вводит
разговорный
прозаический
язык:
Славная
осень. Здоровый,
ядреный, Воздух
усталые силы
бодрит.
Издательская
деятельность
Некрасова не
могла не повлиять
на его творчество:
в его поэзии
появляются
интонации и
обороты, свойственные
публицистике;
с этим связан
и интерес поэта
ко всякому
факту, детали,
подробности:
Вчерашний
день, часу в
шестом, Зашел
я на Сенную.
Любовную
лирику Некрасова
отличает сюжет,
конкретность,
которых не
было раньше
в любовной
поэзии, с ее
непременной
отвлеченностью
от «низменных»
бытовых тем
и нарочитой
восторженностью
в описании мира
человеческих
чувств. Поэт
приобщает к
поэзии ежедневную
«прозу», далекую
от какой бы то
ни было идиллии:
Если
проза в любви
неизбежна, Так
возьмем и с нее
долю счастья:
После ссоры
так полно, так
нежно Возвращенье
любви и участья.
Однако
для Некрасова
характерно
и то, что он никогда
не остается
только в пределах
факта, как это
имело место
у последователей
«натуральной
школы». За обращением
к деталям, частностям
в его стихах
неизменно
следует поэтическое
обобщение:
Так солнце
осени без туч
Стоит, не грея,
на лазури, А
летом и сквозь
сумрак бури
Бросает животворный
луч.
Помимо
богатства и
новизны поэтического
языка поэзию
Некрасова
отличает богатство
интонаций.
Внося в стихи
чисто разговорные
интонации, он
часто ломает
традиционную
метрику, поскольку
синтаксическая
единица не
совпадает с
метрической:
Денно
и нощно Всевышнего
Молит: «Грехи
отпусти!»
Многие
стихотворения
Некрасова
воспринимаются
как песни, поскольку
поэт намеренно
использовал
четырехстопный
ямб, часто
встречавшийся
в народном
песенном творчестве:
Ой! Тени,
тени черные...
Вас только,
тени черные,
Нельзя поймать,
обнять.
Некрасов
искусно вплетает
в поэтическую
ткань своих
произведений
чужие голоса,
тем самым давая
нам возможность
составить
представление
о герое через
особенности
его речи, манеру
говорить, давать
оценку:
Купчине
толстопузому!
— Сказали братья
Губины, Иван
и Митодор.
Для
некрасовского
творчества
характерно
обращение к
новым жанрам,
которые до него
почти не использовались
в поэзии: это
лирическая
и народная
песня, сказки,
загадки, частушки.
Интерес к народной
жизни и быту,
к крестьянской
культуре, традициям
и языку ни у
одного из русских
поэтов не проявлялся
столь сильно,
как у Некрасова.
Поэт часто
обращался к
фольклору, ибо
стремился
как можно более
полно выразить
особенности
народной души.
Расширяя поэтический
диапазон
выразительных
средств, Некрасов
вводит в поэзию
новые темы,
например он
часто обращается
к фигуре падшей
женщины и ее
горькой судьбе:
Когда
из мрака заблужденья
Горячим словом
убежденья Я
душу падшую
извлек... Заслуга
Некрасова в
том, что он, дворянин
и аристократ,
сумел не только
воспеть красоту
души русского
народа, но и не
побоялся говорить
о бедах, суевериях
и надеждах
простого народа
тем же языком,
каким говорили
крестьяне,
солдаты, городская
беднота. Его
стихи проникнуты
подлинно
демократическим
пафосом, и на
них воспитывались
грядущие поколения
россиян, жаждущих
свободы не
только для
привилегированных
сословий, но
для всех русских
людей. Роман
"Герой нашего
времени" (1840) создан
в эпоху правительственной
реакции, которая
вызвала к жизни
целую галерею
Шариков
и
шариковщина
Тема
дисгармонии,
доведенной
до абсурда
из-за вмешательства
человека в
законы природы,
в законы развития
общества с
блестящим
мастерством
и талантом
раскрыты в
повести Михаила
Афанасьевича
Булгакова
«Собачье сердце».
Эта идея реализуется
автором в
аллегорической
форме. На мой
взгляд, эта
форма повествования
наиболее удобна
для писателя.
Ведь повесть
затрагивает,
прежде всего,
социальные
вопросы и проблемы.
Критикует
власть государства
над личностью,
раскрывает
многие человеческие
пороки. Без
труда читатель
узнает в главном
герое собирательный
образ комиссарствующего
пролетария.
Добродушная,
простая дворняга
превращается
в ничтожное
и агрессивное
человекоподобное
существо,
которое под
влиянием внешних
обстоятельств
становится
опасным для
общества.
Эксперимент
с этой дворнягой
и положен в
основу повести.
Профессор
Преображенский,
немолодой уже
человек, живет
уединенно в
прекрасной
благоустроенной
квартире. Гениальный
хирург занимается
прибыльными
операциями
по омоложению.
Но профессор
задумывает
улучшить саму
природу, он
решает посоревноваться
с самой жизнью
и создать нового
человека, пересадив
собаке часть
человеческого
мозга. Для этого
эксперимента
он выбирает
уличного пса
Шарика.
Вечно
голодный горемычный
пес Шарик по-своему
неглуп. Он оценивает
быт, нравы, характеры
Москвы времен
нэпа с ее многочисленными
магазинами,
трактирами
на Мясницкой
«с опипками
на полу, злыми
приказчиками,
которые ненавидят
собак», «где
играли на гармошке,
и пахло сосисками».
Наблюдая жизнь
улицы, он делает
умозаключение:
«Дворники из
всех пролетариев
- самая гнусная
мразь»; «Повар
попадается
разный. Например
- покойный Влас
с Пречистенки.
Скольким он
жизнь спас».
Увидев Филиппа
Филипповича
Преображенского,
Шарик понимает:
«Он умственного
труда человек...»,
«этот не станет
пинать ногой».
И вот
профессор
совершает
главное дело
своей жизни
- уникальную
операцию: он
пересаживает
Шарику гипофиз
человека от
скончавшегося
за несколько
часов до операции
мужчины. Человек
этот - Клим Чугункин,
двадцати восьми
лет, судимый
три раза. Занимался
тем, что играл
на балалайке
по трактирам.
В результате
сложнейшей
операции на
свет рождается
безобразное
существо. Оно
наследовало
пролетарскую
сущность своего
предшественника.
Булгаков так
описывает его
внешний вид:
«Человек маленького
роста и несимпатичной
наружности.
Волосы у него
на голове росли
жесткие... Лоб
поражал своей
малой вышиной.
Почти непосредственно
над черными
кисточками
раскиданных
бровей начиналась
густая головная
щетка». Первые
произнесенные
им слова были
ругань и «буржуй».
С
появлением
этого человекообразного
существа жизнь
профессора
Преображенского
и обитателей
дома становится
сущим адом. Он
устраивает
дикие погромы
в квартире,
гоняется за
котами, устраивает
потоп... Все
обитатели
профессорской
квартиры в
полной растерянности,
о приеме пациентов
нет и речи. «Человек
у двери мутноватыми
глазами поглядывал
на профессора
и курил папиросу,
посыпая манишку
пеплом...» Хозяин
дома негодует:
«Окурки на пол
не бросать - в
сотый раз прошу.
Чтобы я более
не слышал ни
одного ругательного
слова в квартире!
Не плевать!.. С
Зиной всякие
разговоры
прекратить.
Она жалуется,
что вы в темноте
ее подкарауливаете.
Смотрите!»
Неожиданно
появившееся
лабораторное
существо требует
присвоить ему
наследственную
фамилию Шариков,
а имя он себе
выбирает - Полиграф
Полиграфович.
Едва сделавшись
неким подобием
человека Шариков
наглеет прямо
на глазах. Он
требует от
хозяина квартиры
документ о
проживании,
уверенный, что
в этом ему поможет
домком, который
защищает интересы
«трудового
элемента». В
лице председателя
домкома Швон-дера
он тут же находит
поддержку.
Именно он, Швондер,
требует выдачи
Шарикову документа
о проживании.
Утверждая, что
документ самая
важная вещь
в государстве.
«Я не могу допустить
пребывания
в доме бездокументного
жильца, да еще
не взятого на
воинский учет
милицией. А
вдруг война
с империалистическими
хищниками?»
Вскоре Швондер
выдает Шарикову
бумагу, где
написано, что
Шарикову полагается
в квартире
профессора
жилплощадь.
Шариков
быстро находит
свое место в
жизни. Он пристроился
в отдел очистки.
Отлавливает
бродячих
животных. Затем
пишет донос
на профессора.
Шарикову чужды
совесть и мораль,
стыд и другие
человеческие
качества. Им
движет лишь
подлость и
злоба.
Да и не
могло это существо
иметь другую
сущность. Ведь
оно было создано
из собаки, ему
был привит
гипофиз пьяницы
и уголовника,
неумного человека,
отброса общества.
Таким
образом, мы
убеждаемся,
что человекообразный
гибрид Шариков
является неудачей
профессора
Преображенского.
Он и сам это
начинает
понимать: «Старый
осел... Вот, доктор,
что получается,
когда исследователь
вместо того,
чтобы идти
параллельно
и ощупью с природой,
форсирует
вопрос и приподымает
завесу: на, получай
Шарикова и ешь
его с кашей».
Он приходит
к выводу, что
насильственное
вмешательство
в природу
человека и
общества приводит
к катастрофическим
результатам.
В дальнейшем
профессор
исправляет
свою ошибку.
Он превращает
Шарикова в
собаку. Теперь
пес доволен
своей судьбой
и самим собой.
Но в жизни такие
эксперименты
необратимы,
предупреждает
Булгаков.
В образе
Шарикова писатель
показывает
нам не только
опасность
эксперимента.
Он говорит о
том, что произошло
и может произойти,
когда к власти
приходят люди
типа Шарикова.
Ведь все то,
что произошло
в квартире
профессора,
так напоминает
историю нашего
государства.
Когда к власти
приходили люди
необразованные,
недалекие,
а зачастую,
просто преступные.
И разговоры
профессора
Преображенского
о революции
и установлении
нового порядка
- это обличение
разрухи,
несправедливости,
беззакония
и того бардака,
который творился
в 20-е годы в стране.
Своей
повестью «Собачье
сердце» Михаил
Булгаков
говорит, что
свершившаяся
в России революция
- это не результат
естественного
социально-экономического
и духовного
развития общества,
а безответственный
эксперимент.
Именно так
воспринимал
Булгаков все,
что происходило
вокруг и что
именовалось
строительством
социализма.
Писатель протестует
против попыток
создания нового
совершенного
общества
революционными,
не исключающими
насилия методами.
А к воспитанию
теми же методами
нового, свободного
человека он
относился
крайне стоически.
Главная мысль
писателя в том,
что голый прогресс,
лишенный
нравственности,
несет гибель
людям.
В повести
профессору
удалось обратное
превращение
Шарикова в
животное. Но
в реальной
жизни шариковы
победили, они
оказались
живучими. Именно
поэтому мы
говорим о таком
явлении, как
шариковщина.
В основе этого
социального
слоя стоят
полуграмотные,
наглые и самоуверенные
люди. Собачье
сердце в союзе
с человеческим
разумом является
главной угрозой
нашего времени.
Поэтому повесть
остается актуальной
в наши дни, служит
предупреждением
грядущим покопениям. Здесь
русский дух,
здесь Русью
пахнет! В
поэме Гоголя
"Мертвые души"
дан образ не
только помещичьей
и чиновничьей
России, но и
народной Руси.
В поэме показаны
СПОРЫ
О ЧЕЛОВЕКЕ В
ПЬЕСЕ «НА ДНЕ»
Пьеса
М. Горького «На
дне» создана
более восьмидесяти
лет назад. И
все эти годы
она не переставала
вызывать споры.
Это можно объяснить
множеством
проблем, поставленных
|