Главная Учебники - Литература Лекции по литературе, сочинения - часть 2
Список
использованной
литературы
Асаткин В.М.
Последние дни
России: «Окаянные
дни» Ивана
Бунина//Филол.зап.-1993.-Вып.1.-С.69-70.
Афанасьев
В.Н. И.А.Бунин.
Очерк творчества.-М.:Просвещение,
1966.-384 с.
Бабореко
А.К. И.А.Бунин.
Материалы для
биографии.
/1870-1917/-М.:Худлит.-1983.-351с.
Баранов В.
В роли противника
всех и всего.
Но не слугой
режима выступал
М.Горький в
далекие 20-е
годы//Рос.газета.-1993.-29
мая
Бунин И. Великий
дурман/Сост.,вступ.ст
и примеч.
О.Б.Василевской.-М.:Совершенно
секретно,
1997.-352с.
Бунин И.
Воспоминания.
Предисловие
В.Лаврова//М.Горький
и другие/:Отечеств.архив//Наш
современник.-1990.-№11.-С.177-190.
Бунин И.А.
Окаянные дни.
Воспоминания.
Статьи/Сост.,подгот.текста,
предисл. и коммент.
А.К.Бабореко,-М.:Сов.писатель,
1990.-416с.
Бунин И.А.
Собрание сочинений
в девяти томах
–М.:Худлит.-1967.-т.9.-622с.
Валгина Н.С.
Синтаксис
современного
русского
языка-М.:Высш.шк.,1991.-432с.
Волков А.
Художественный
мир Горького.-М.:Современник,
1978.-365с.
Волков А.А.
Горький и
литературное
движение современной
эпохи.-М.:Сов.писатель,1971.-575с.
Волков А.А.
Проза Ивана
Бунина. М.:Московский
рабочий, 1969.-448с.
Высочайшая
правда творчества:
(современники
о И.А.Бунине)//Нева.-1995.-№10.-С.201-208.
Горелов А.
Три судьбы.
Тютчев Ф. Сухово-Кобылин
А. Бунин И.-Л.:Сов.писатель,
1976.-621с.
Горький и
его эпоха:
Исследования
и материалы.
Вып.I/Отв.ред.Б.А.Бялик.-М.:Наука,
1989.-280с.
Горький М.
И поэты «Знания»-Л.,
1958.-Библиотека
поэта, Большая
серия, изд.2-ое.-422с.
Горький М.
Материалы и
исследования/Под
ред. Десницкого
В.А., Муратовой
К.Д.-М.-Л.:Изд-во
АН СССР,-1936.-Т.2.-484.
Горький М.
Несвоевременные
мысли.-М.:Современник,
1995.-157с.
Горький М.
Несвоевременные
мысли: Заметки
о революции
и культуре.-М.:Сов.писатель,
1990-400с.
Горький М.
Полное собрание
сочинений в
30 т.-М.: Гослитиздат,
1955.-Т.28.-671с.
Горьковские
чтения. 1958-1959.-М.:Изд-во
АН СССР, 1961.-383с.
Долгополов
Л. На рубеже
веков. О русской
литературе
конца XIX-начала
XX
века.-Л.:Сов.писатель,-1985,-352с.
Золотарев
А.А. И.Бунин и
М.Горький.
Воспоминания/С
пред. А.Астафьева//Наш
современник.-1965.-№7.-С.101-105.
И.Бунин и
русская культура:
Межвузовский
сборник научных
трудов/ Сост.
Г.П.Климова.-Елец,1995.-186с.
Ильин И.А. О
тьме и просветлении.
Книга художественной
критики: Бунин.
Ремизов. Шмелев.-М.:Скифы,
1991.-216с.
История
русской литературы:
ХХ век. Серебряный
век/Под ред.Жоржа
Нева, Виктории
Страды и Ефима
Эткинда.-М.:Изд.группа
Прогресс-«Литера»,
1995.-704с.
История
советской
литературы:
Новый взгляд.
По материалам
Всесоюзной
научно-творческой
конференции.
11-12 мая 1986 г.-М.:Наука,
1990.-248 с.
Киреев Р.
Бунин: «Мы в
последний раз
обнялись»:[К
биографии
писателя]//Огонек.-1994.-№6-7.
Ковтунова
И.И. Поэтический
синтаксис.-М.,1986.-206с.
Костомарова
И. Нравственно-общественная
позиция И.А.Бунина
в 1916-17 годах (по
дневникам
Н.А.Пушешникова)//
Тезисы докладов
на межвузовской
научной конференции,
посвященной
120-летию со дня
рождения И.Бунина
(24-27 сентября)
/ОГПИ.-Орел,1991.-С.7-10.
Кузнецов
В. «Блудный
сын» Октября:
Русский мир.
Две души
М.Горького//Слово.-1993.-№9-12.-С.44-47.
Кулебяко
Е.С. И.А.Бунин
и Академия
Наук//Русская
литература.-1967.-№4.-С.175-179.
Лавров В.В.
Катастрофа:
Исторический
роман.-М.:ТеРРА,
1995.-624с.
Ланин Б.Окаянная
современность
и горечь позднего
прозрения:(Заметки
о «Несвоевременных
мыслях» А.М.Горького
и «Окаянных
днях»
И.А.Бунина)//Нар.образование.-1960.-№6.-С138-144.
Ларионова
Н. Вся правда
об авторе
«Буревестника»
еще не сказана:
(Что пишет и
чего не пишет
современная
критика о
Горьком?)//Правда.-1997.-19
февраля.
Линков В.Я.
Мир и человек
в творчестве
Л.Толстого и
И.Бунина.-М.:Изд-во
МГУ, 1989.-172с.
Литературная
энциклопедия
русского
зарубежья.-М.:РОССПЭН,
1997.-512с.
Литературное
наследство.Т.84.
В 2-х кн. Книга
1. Иван Бунин/Ред.
В.Г.Базанов и
др.-М.:Наука,
1973.-696с.
Литературный
энциклопедический
словарь/Под
ред.В.М.Кожевникова,
П.А.Николаева.-М.:Советская
энциклопедия,
1987.-752с.
Мальцев Ю.
Иван Бунин
1870-1953.-М.:Посев, 1994.-432с.
Михайлов
О. «Окаянные
дни» Бунина:
Литературная
критика//Москва.-1989.-№3.-С.187-202.
Михайлов
О.Н. Иван Алексеевич
Бунин. Очерк
творчества.-М.:Наука,
1967.-173с.
Монина Т.
Семантика
синтаксических
структур пейзажных
зарисовок (На
материале
произведений
И.А.Бунина):
Лингвистические
заметки.//РЯШ-1995.-№5.-С.82-86.
Муратова
К.Д. М.Горький:
Семинарий.-М.:Просвещение,
1981.-208с.
Муромцева-Бунина
В.Н. Жизнь Бунина.
Беседы с
памятью.-М.:Сов.писатель,
1989.-512с.
Нефедова
И.М. М.Горький.
Биография
писателя.-Л.:Просвещение,
1979.-256.
Нинов А.М.Горький
и.Бунин. История
отношений.
Проблемы творчества:
Монография.-Л.:Сов.писатель,
1984.-256с.
Овчаренко
Л. М.Горький и
литературные
искания ХХ
столетия.-М.:Сов.писатель,
1971.-284с.
Ошар К. «Окаянные
дни» как начало
нового периода
в творчестве
И.Бунина//Русская
литература.-1996.-№4.С.101-105.
Парамонов
Б. Горький, белое
пятно:
Публицистика//Октябрь.-1992.-№5.-С.146-147
Пискунов
В.М. Тема о России:
Россия и революция
в литературе
нач. ХХ в.-М.:Сов.писатель,
1983.-376с.
Пьяных М. К
постижению
«русского
строя души»
в революционную
эпоху/М.Горький
о России/:Из
революционного
наследия//Звезда.-1991.№7.-С.182-187.
Резников
Л. О книге М.Горького
«Несвоевременные
мысли»//Нева.-1998.-№1.-С.148-171.
Розанов В.В.
О писательстве
и писателях/Под
общ.ред.А.Н.Николюкина.-М.:Республика,
1995.-734с.
Русские
писатели.
Библиографический
словарь. В 2-х
частях/Под
ред.П.А.Николаева.-М.:Просвещение,
1990.-448с.
Сараскина
Л. Стана для
эксперимента:
[О
публицистике
А.М.Горького]//Октябрь.-1990.-№3.-С.159-170. Смирнова
Л.А. Иван Алексеевич
Бунин: Жизнь
и творчество.-М.:Просвещение,
1991.-192с.
Смирнова
Л.А. Русская
литература
конца XIX-начала
ХХ в.:Учебник.М.:
Просвещение,
1993.-384с.
Современный
русский язык
в 3-х частях. Ч.3.
Синтаксис.Пунктуация/В.В.Бабайцева,
Л.Ю.Максимов.-М.:Просвещение,
1997.-256с.
Соколов
А.Г.Судьбы русской
литературной
эмиграции
1920-х годов.-М.:Изд-во
МГУ, 1991.-180с.
Струве В.П.
Русская литература
в изгнании.
–Париж: УМСА-Press;М.:Русский
путь, 1996.-448с.
Телешов Н.Д.
Записки писателя:
Воспоминания
и рассказы о
прошлом.-М.:Моск.рабочий.
1966.-180с.
Устами Буниных.
Дневники И.А.Бунина
и В.Н.Буниной/Под.ред.М.Грин//Нева.-1991.-№5-6
Эберт К. Образ
автора в художественном
дневнике Бунина
«Окаянные
дни»/Русская
литература.-1996.-№4.-С.106-110.
«Я пишу эти
строки в дни
величайших
страданий…»:
Ст. И.А.Бунина
20-х годов/Вступ.ст.,
публ., подгот.
текстов и примеч.
О.Василевской//Дружба
народов.-1996.-№2.-С.169-204.
И.А.Бунин
и М.Горький -
писатели, внесшие
огромный вклад
в русскую литературу.
Их судьбы пересеклись
в конце 19 века
и разошлись
навсегда к
концу 10-ых годов
20 века. Они были
современниками
таких знаменитых
людей, как Лесков,
Успенский,
И.Гончаров,
находились
в тесных дружеских
отношениях
с А.П.Чеховым,
встречались
с Л.Н.Толстым,
Ф.Шаляпиным,
Л.Андреевым,
Н.Телешовым,
А.Куприным.
Еще при жизни
писатели достигли
большого творческого
успеха и признания
художественного
мастерства.
Горький становится
известным сразу
после выхода
его первых
произведений
в конце 90-ых годов
19 века. Слава
к И.Бунину-прозаику
приходит в 10-е
годы 20 века. Однако
по достоинству
он оценен немногими,
первым среди
которых был
А.М.Горький.
Длительное
литературное
сотрудничество
и дружеская
связь Бунина
и Горького -
явление во
многом непонятное,
трудно объяснимое.
Они были людьми
разного социального
происхождения,
с непохожими
представлениями
о мире и человеке,
писателями,
представлявшими
разные литературные
направления.
Единственным
связующим
звеном между
ними стала
любовь к русской
классической
литературе,
России. Дальнейшему
сближению
способствовала
совместная
работа в журнале
"Жизнь", издательстве
"Знание", постоянное
общение в
литературном
кружке "Среда",
регулярная
переписка
художников.
Встречи Бунина
и Горького на
Капри
в 1909-1913 годы станут
лучшей порой
их дружеских
отношений. В
эти годы прослеживаются
параллели в
творчестве
писателей. В
произведениях
этих лет художники
обращаются
к теме России,
народа, грядущих
перемен, духовности.
Однако их отношения
нельзя назвать
идеальными.
Были моменты
неприятия,
раздражения,
что отражается
в переписке
с близкими и
друзьями. Они
касались
художественных
и общественных
позиций Бунина
и Горького.
Катастрофа,
постигшая
Россию в начале
20 века, резко
обострила
расхождения
писателей, что
и послужило
причиной разрыва
отношений
М.Горького и
И.Бунина в 1917 году.
Драматические
события 17 года
в России повлекли
перемены в
жизни и литературной
деятельности
И.Бунина и
М.Горького. В
1920 году И.А.Бунин
вынужден навсегда
покинуть Родину.
Горький остается
в России, становясь
символом революции,
ее "буревестником".
Внимание
и интерес
литературоведов
к творчеству
М.Горького были
постоянными,
как к писателю,
представлявшему
искусство,
связанное с
революцией.
В 30-40 годы организуется
Архив и Музей
художника,
выходят сборники
"Горьковских
чтений", в основу
которых были
положены доклады
и сообщения,
сделанные на
специальных
горьковских
конференциях.
В эти годы
обозначился
круг исследователей,
уделявших
большое внимание
изучению жизни
и творчества
писателя, среди
них В.Н.Десницкий,
С.В.Касторский,
К.Д.Муратова,
И.А.Груздев,
С.Д.Балухатый.
В печати
40-50 гг. появились
новые имена
литературоведов,
изучавших
творчество
Горького -
Л.А.Волков,
Б.В.Михайловский,
А.И.Овчаренко,
Е.Б.Тагер.
Большую
помощь горьковедам
оказало изданное
в 1949-1955 гг. тридцатитомное
"Собрание
сочинений"
Горьуого, куда
были включены
многие его
ранние произведения,
публицистические
и критические
статьи и 3 тома
писем. Академия
Наук СССР выпускает
большие сборники
документов
и исследований
о литературе
- "Литературное
наследство",
из которых два
тома посвящены
Горькому.
На этом
этапе истории
фигура Горького
изображалась
в качестве
ведущей фигуры
литературного
процесса. Дарование
других значительных
писателей
недооценивалось
или просто
принижалось.
В современных
исследованиях
Горький представляется
фигурой глубоко
трагичной и
недостаточно
изученной.
Литературоведы
обращаются
к малоизвестным
фактам из жизни
писателя, освещают
истинные причины
отъезда Горького
из России в
1921 году. До сих
пор вызывает
споры загадочная
смерть М.Горького
в 1936 году. На современном
этапе Горький
интересен как
замечательный
мастер слова,
деятельность
которого
рассматривается
с общечеловеческих
позиций. М.Горький
- художник поражает
своеобразной
трактовкой
избранных тем,
мажорным тоном
и яркостью
художественной
палитры. Он
выступает как
вестник духовного
обновления
русского человека.
Новый
взгляд на эту
проблему отражен
в работах
Н.Примочкиной,
И.Уайла. В периодических
изданиях 90-х
годов появляются
статьи Б.Парамонова,
М.Пьяных, В.Баранова,
В.Кузнецова.
"Возвращение"
Бунина началось
недавно. В течение
нескольких
десятилетий
предавался
он незаслуженному
забвению. В
советское время
первым, наиболее
полным, изданием
был девятитомник,
вышедший в
1965-1967 г.г., благодаря
личным усилиям
А.Т.Твардовского.
За рубежом
уже в 1935 году
выходит одиннадцатитомное
собрание сочинений
И.Бунина (Берлин,
Петрополис).
В Париже в 1950 году
выходят "Воспоминания"
И.Бунина, в 1977 году
хранительница
Парижского
Архива Милица
Грин публикует
дневники Ивана
Алексеевича
и Веры Николаевны
Буниных.
На Западе
впервые издаются
уникальные
произведения,
не имевшие
аналогов во
всей русской
литературе.
В 1925 году в Париже
напечатана
"Митина любовь".
Выходят сборники
рассказов
"Солнечный
удар", "Божье
древо". Вершиной
его творчества
становится
опубликованная
в 1930 году "Жизнь
Арсеньева".
В 1946 году полностью
издан цикл
рассказов о
любви - "Темные
аллеи".
Присуждение
в 1933 году литературной
премии Нобеля
- крупное событие
в творческой
жизни Бунина,
свидетельствовавшее
о признании
его таланта
западным обществом.
Знаменательно
это вручение
для России.
Именно И.А.Бунин
стал первым
русским, удостоившимся
этой чести. О
жизни и творчестве
великого писателя
писали многочисленные
современники.
Среди них историк
и критик М.А.Алданов,
В.Ф.Ходасевич,
А.Седых, В.Катаев,
Ф.А.Степун,
Г.Кузнецова.
Восхищение
и уважение к
его творчеству
и личности
высказывали
многочисленные
зарубежные
художники и
критики - Франсуа
Мориак, Андре
Жид, Р.Роллан,
Анри де Ренье,
Т.Манн, Д.Джером.
Современники
Бунина единодушно
отмечали, что
именно в изгнании
художник создал
лучшие свои
вещи. Почти все
они на русские
темы, о России.
В творчестве
Бунина ярко
отражены традиции
русской литературы
и поэтической
системы в России.
Бунин - реалист,
для которого
свойственны
неуловимая
художественность
и свобода, образная
память, знание
народного
языка, изумительная
изобразительность,
словесная
чувствительность.
И.Бунин внес
в литературу
новые, непривычные
темы и звучания,
создал ни с чем
не сравнимый
стиль, до сих
пор поражающий
своей яркой
необычностью.
Среди
современных
исследователей,
обращавшихся
к изучению
жизни и творчества
Ивана Бунина,
можно назвать
Ю.Мальцева,
Ю.И.Айхенвальда,
В.Лаврова,
Ю.Адоевцеву,
Л.А.Смирнову
и др.
К взаимоотношениям
художников
обращались
неоднократно.
Впервые систематическое
рассмотрение
проблемы в
целом предпринято
в работе А.М.Нинова.
Такие исследователи,
как В.Афанасьев,
Л.Афонин, А.Бабореко,
А.Волков, Б.Костельянц,
К.Муратова,
Л.Никулин отметили
некоторые
существенные
точки соприкосновения
М.Горького и
И.Бунина в
биографическом
и общелитературном
плане. В
современном
литературоведении
наблюдается
интерес к
публицистике
И.Бунина и М.Горького
начала 20 века.
В печати "Окаянные
дни" и "Несвоевременные
мысли" появляются
в конце 80-начале
90-х годов. До этого
они были малоизвестны
и не публиковались.
Бунинский
дневник более
известен за
рубежом. В середине
90-х годов в печати
появляются
статьи К.Ошар,
К.Эберт, О.Михайлова,
В.Асаткина. в
них рассматриваются
жанровые особенности
произведения,
выделяются
главные темы
и мотивы. Среди
исследователей,
обратившихся
к изучению
"Несвоевременных
мыслей", можно
назвать Л.Сараскину,
А.Слинько,
Л.Резникова,
И.Вайнберга.
С недавнего
времени эти
произведения
стали сопоставляться.
Они схожи по
жанру и тематике,
отражают мысли
писателей о
прошлом, настоящем
и будущем России. Основное
расхождение
писателей
определяется
приятием Горького
и неприятием
Бунина этих
кровавых дней.
По-разному они
видят пути
обновления
страны. Главным
остается то,
что их одинаково
волновали
дальнейшая
судьба России,
сохранение
ее духовных
и нравственных
начал.
Попытка
сопоставления
публицистических
произведений
И.Бунина и М.Горького
была предпринята
в книге Ю.Мальцева,
выпущенной
в Париже.
В России
в 90-е годы эта
проблема
рассматривалась
в публикации
Б.Ланина, В.Асаткина.
В современном
литературоведении
данная проблема
недостаточно
исследована.
Цель
предпринятой
работы - сопоставление
мыслей И.Бунина
и М.Горького
о России в
публицистике
1917-1920 годов. Осуществление
поставленной
цели невозможно
без решения
частных задач:
1. Раскрыть
историю взаимоотношений
писателей с
современной
точки зрения.
2. Проанализировать
суждения И.Бунина
и М.Горького
о прошлом, настоящем
и будущем России.
3. Выявить
специфику
публицистических
произведений
М.Горького и
И.Бунина 1917-1920 годов.
Материалом
исследований
явились дневники,
переписка
писателей,
публицистические
произведения
1917-1920 годов, периодические
издания последних
лет, воспоминания
современников
о Бунине и Горьком.
Методы
предпринятого
исследования
опираются на
традиции
историко-сравнительного,
функционального
изучения литературных
явлений.
Положения
дипломной
работы излагаются
в проблемно-хронологической
последовательности.
Тема
исследования
определила
структуру
дипломной
работы. Она
состоит из
введения, двух
глав, заключения
и списка использованной
литературы.
Список
использованной
литературы
содержит 65
наименований.
И.Бунин
и М.Горький –
писатели-современники.
В истории
русской литературы
их имена нередко
ставились в
один ряд. Причин
тому множество:
личное знакомство,
совместное
участие в работе
издательства
«Знание», публикации
произведений
в общих сборниках,
наконец, определенное
пересечение
в поиске новых
форм художественного
освоения мира.
Жизненные
и творческие
пути Бунина
и Горького,
действительно,
пересекались
многократно
и разнопланово.
Отношения
художников,
между тем, нельзя
отнести к числу
всегда понятных
явлений. На
протяжении
20 лет они были
и близки, и далеки
от взаимопонимания.
Первая
встреча Бунина
и Горького
состоялась
в апреле 1899 года
на набережной
Ялты. Познакомил
писателей
А.П.Чехов. «Чуть
не в тот же день,
- вспоминал
через много
лет Бунин, - между
нами возникло
что-то вроде
дружеского
сближения, с
его стороны
несколько
сентиментального,
с каким-то
восхищением
мною:
- Вы же
последний
писатель от
дворянства,
той культуры,
которая дала
миру Пушкина
и Толстого!»1
В тот же
день Горький
и Бунин провели
вместе несколько
часов.
«На обратном
пути Бунин
зашел к Алексею
Максимовичу,
который жил
в меблированных
комнатах Витмер
на Виноградной
улице. Говорили
о Чехове, вообще
о литературе,
засиделись
допоздна».2
В характере
Горького Бунин
отметил умение
быть милым,
скромным и даже
излишне застенчивым.
Горький любил
говорить о
литературе,
заинтересовался
мнением Бунина
по вопросам
художественного
творчества.
Более всего
Горького притягивала
та генетическая
связь, которая
соединяла его
нового знакомого
с дворянской
культурой. Он
не раз подчеркивал
это в разговоре
с Буниным, очень
четко сознавая
необходимость
для себя усвоения
традиции
классического
искусства.
К моменту
знакомства
сам Горький
уже был известен
как писатель
не только в
России, но и за
рубежом. В
марте-апреле
1898 года вышли
два тома его
«Очерков и
рассказов».
«…Слава
его шла уже по
всей России.
Потом она только
продолжала
расти. Русская
интеллигенция
сходила от него
с ума, и понятно
почему. Мало
того, что это
была пора уже
большого подъема
русской революционности,
мало того, что
Горький так
отвечал этой
революционности:
в ту пору шла
еще страстная
борьба между
«народниками»
и недавно
появившимися
марксистами,
а Горький уничтожал
мужика и воспевал
«Челкашей»,
на которых
марксисты, в
своих революционных
надеждах и
планах, ставили
такую крупную
ставку. И вот,
каждое новое
произведение
Горького делалось
всероссийским
событием».1
Так спустя
годы оценит
Бунин положение
своего современника
в литературном
процессе.
Имя И.Бунина
также занимало
видное место
в числе молодых
талантов. Он
был автором
нескольких
книг – «На край
света» (1897), «Под
открытым небом»
(1898), перевода
«Песни о Гайавате»,
стихов и рассказов,
опубликованных
в столичных
журналах, которые
свидетельствовали
о разностороннем,
быстро крепнущем
литературном
таланте писателя.
Сборник
«На край света»,
вышедший за
год до первых
книг Горького,
был встречен
благожелательно
многими известными
критиками и
стал заметным
событием в
литературе
порубежной
эпохи.
С момента
знакомства
в Ялте между
писателями
завязалась
оживленная
переписка.
Получив в подарок
книгу «Под
открытым небом»,
Горький писал
Бунину: «Читал
и читаю стихи.
Хорошие стихи,
ей-богу! Свежие,
звучные, в них
есть что-то
детски-чистое
и есть огромное
чутье природы».2
Огромную
роль в сближении
Бунина и Горького
играл А.П.Чехов.
Его авторитетное
мнение было
важным для
молодых художников.
Сам Чехов также
весьма ценил
общение с
представителями
«нового реализма».
Его ялтинский
дом на протяжении
нескольких
лет был местом
встреч для
Бунина и Горького.
Следующая
их встреча,
весной 1900 года,
совпала с гастролями
Московского
Художественного
театра в Крыму.
Во второй половине
марта Горький
приехал к Чехову
по его просьбе,
с тем, чтобы
«поближе подойти
к этому театру,
присмотреться»
и «написать
пьесу».
В то же
время в Ялту
приехали Бунин
и Телешов. Они
ежедневно
виделись с
Горьким. 18 апреля
1900 года Бунин
писал брату
Юлию из Ялты:
«Я провожу
здесь время
очень недурно.
Приехали мы
12-го вечером,
прямо пошли
к Горькому,
встретил очень
радушно. Он тут
с женой Екатериной
Павловной и
со своим мальчиком,
Максимом, толстый
и милый мальчик.
<…>
Вечером 12-го
мы пошли к Горьким
ужинать. На
другой день
у него завтракали
и с тех пор почти
не выходили
от него. 14-го
приехали артисты
Моск.Худ.театра.
<…>
Горький в высокой
славе, за ним
ухаживают,
умоляют его
написать пьесу”.1
В свободное
от спектаклей
и репетиций
время дом Чехова
наполнялся
знакомыми и
друзьями.
Станиславский
так описывал
эти дни: «В одном
углу литературный
спор, … И.А.Бунин
с необыкновенным
талантом представляет
что-то, а там,
где Бунин, неизменно
стоит Антон
Павлович и
хохочет, помирает
от смеха. Никто
не умел смешить
Ан.П., как И.А.Бунин…<…>”2
Минуты
хорошего настроения
сменялись у
Бунина приступами
замкнутости
и тоски, так
как в этот период
он переживал
мучительный
разрыв с женой,
Анной Николаевной
Цакни.
В конце
мая 1900 года Горький
вместе с Чеховым,
А.Н.Алексиным
и В.Васнецовым
выехал из Ялты
в Батум, Бунин
же двумя неделями
раньше уехал
через Одессу
в родную Огневку.
Из Огневки
Бунин написал
несколько писем
Телешову, в
которых слышны
отзвуки споров
вокруг имени
Горького. Вот
как Бунин излагает
впечатление
родных в деревне:
«Хотел я и в
деревне Огневке
распространить
его славу, но
брат Евгений
не поддался.
Он находит его
талантливым,…,
на ѕ не жизненным
и преувеличивающим
все до плоскости.
А мода… Я не
портной, чтобы
прилаживаться
к сезонам, да
ведь и ты не
станешь. Хотя,
конечно, тяжко,
когда ты увлекаешься,
положим, шекспировскими
изящными костюмами,
а все ходят в
широчайших
и пошлейших
портках и глумятся
над тобой»1
Бунин выражает
свой взгляд
на литературу,
он не подвержен
моде, пишет о
том, что близко
ему. В
деревне, как
всегда, Бунин
много работал,
здесь он написал
поэму «Листопад»,
которую посвятил
Горькому. Это
говорит о том,
что Горький
быстро расположил
к себе Бунина,
и тот отдает
ему должное
как человеку
и талантливому
художнику. В
то же время
Горький приглашает
Бунина посетить
его в селе Мануйловке
Полтавской
губернии, куда
он уехал для
завершения
литературных
работ. Бунин
серьезно обдумывал
это приглашение.
В письме к
А.М.Федорову
сообщает: «Много
пишу, читаю –
словом, живу
порядочной
жизнью,… Кроме
того, сильно
тянет меня к
себе Горький,
- он в Полтавской
Губернии, а
Полтавскую
губернию я
чрезвычайно
люблю.
<…>”2 Помимо
поэмы «Листопад»
Бунин подготовил
рукопись нового
стихотворного
сборника. Уже
в то время Бунин
был великолепным
мастером пейзажной
и любовной
лирики. В 1890-1900 годы
Бунин был одним
из немногих
поэтов, чей
поэтический
стиль развивался
в русле традиций
русского
классического
стиха, и, прежде
всего, стиха
Пушкина, Майкова,
Тютчева.3 После
выхода «Листопада»
Горький писал
В.Брюсову: «С
благодарностью
извещаю, что
получил прекрасную
книжку стихов
Бунина, коего
считаю первым
поэтом наших
дней»4 В
письмах Горького
1899-1900 годов звучит
неизменное
восхищение
поэзией Бунина.
Обращение к
автору было
дружеским с
долей интимной
иронии: «дорогой
дядя»,
«дядя
Ваня». «Дядя
Ваня – будь
здоров, расти
большой, большой.
Ужасно приятно
и радостно
встречать
настоящее
искусство!»1 Горький
приглашает
Бунина к сотрудничеству
в петербургском
журнале «Жизнь».
В октябрьском
выпуске журнала
за 1900 год был
напечатан
рассказ «Антоновские
яблоки», с которого
начинается
пласт классической
бунинской
прозы. Прочитав
впервые это
произведение
Горький почувствовал,
что талант
Бунина, освобождаясь
от черт подражательности,
обретает полную
самостоятельность,
оригинальность
и силу. Отвечая
на письма И.Бунина,
Горький писал
в ноябре 1900 года:
«А еще большое
спасибо за
«Яблоки» - …Тут
Иван Бунин, как
молодой бог,
спел. Красиво,
сочно задушевно».2 В
начале сентября
Горький остановился
в Москве по
пути в Нижний
Новгород с
одной лишь
целью – побывать
в Художественном
театре. Здесь,
4 сентября 1900 года,
его разыскал
Бунин. Об этой
встрече Горький
сообщает Чехову:
«Сижу на репетиции
в театре, вдруг
является Поссе,
Пятницкий,
Бунин… Пошли
в трактир и
имели огромнейший
разговор про
Вас…<…>”
В тот же день
из Москвы была
отправлена
телеграмма
в Ялту: “Любим
Вас и шлем привет.
Пешков, Поссе,
Бунин, Пятницкий,
Сулержицкий”3
Это первый
“документ”,
подписанный
Горьким и Буниным:
любовь к Чехову
действительно
объединяла
их и – особенно
в первые годы
знакомства
– была немаловажным
звеном складывающихся
отношений. Недолгое
пребывание
в Москве было
скрашено еще
одним значительным
событием –
выставкой
картин В.М.Васнецова,
живописью
которого оба
писателя тогда
чрезвычайно
увлекались. Встречи
и беседы в Москве
заставили
Горького с
новой стороны
оценить личность
Бунина и его
возможности
как художника:
“Он очень тонко
чувствует все
красивое, и
когда он искренен
– то великолепен,
- замечал Горький
в письме к Чехову,
- если этот человек
не напишет
вещей талантливых,
он напишет вещи
тонкие и умные”.1 24
сентября 1900 года
Горький и Бунин
снова встретились
во МХАТе на
премьере
“Снегурочки”.
Горький ради
этого специально
приехал из
Нижнего Новгорода,
а Бунин из
Петербурга,
куда уезжал
на две недели
по издательским
делам. После
первого спектакля
состоялся
традиционный
ужин, на котором
присутствовала
вся труппа:
среди гостей
были Горький
с женой и Бунин. В
сентябрьском
выпуске журнала
“Жизнь” публикуется
цикл бунинских
стихотворений
под общим названием
“Акварели”.
Чехов, отмечая
достоинства
этого цикла,
писал: “Мне
понравились
в “Жизни”
стихотворения
Бунина, - …Правда,
мило и хорошо?”2 Бунинская
лирика вполне
соответствовала
тональности
лучших произведений,
опубликованных
этим изданием:
“В овраге”
Чехова, “Конец
Андрея Ивановича”
Вересаева,
“Фома Гордеев”
и “Трое” Горького. В
начале 1901 года
Бунин взволнован
слухами о возможном
аресте Горького.
О своих настроениях
в эти бурные,
полные событий
дни Горький
сообщал Бунину:
“Живу очень
шибко… Теперь,
видите ли, такое
время, когда
ждешь каждый
день чего-нибудь
особенного
и потому живешь
в напряжении
всех чувств,
в некоей горячке
души”3. Арест
Горького
предопределил
судьбу “Жизни”.
Журнал был
запрещен. Переписка
писателей на
некоторое время
обрывается.
Свидетельство
тому – письмо
М.Горького из
Нижнего Новгорода,
относящееся
к концу марта
1901 года: “Простите,
что не писал,
- это не небрежность,
это – недосуг.
Живу - бойко,
поспешно, в
сумятице чувств,
встреч, мыслей.
Рад знать, что
Вам работается.
Жду Ваших рассказов
с нетерпением.”1
Бунин также
с сожалением
высказывается
по поводу некоторого
охлаждения
отношений:
“Очень буду
рад, если что-нибудь
напишите мне
и о себе. Вы упорно
замолчали…
Жаль, хотя я
уже и не раз
испытывал это
на пути житейском.
Жалко и “Жизни”
– до чрезвычайности!
Желаю Вам всего,
всего хорошего”2
Но опасения
обоих писателей
были напрасны,
их связи быстро
восстановились. “География”
встреч Горького
и Бунина в начале
века очень
разнообразна.
Хотя Горький
и жил в Нижнем
Новгороде, он
часто менял
свое пристанище,
проводя несколько
месяцев в году
то на юге в Крыму,
где лечился
от легочного
заболевания,
то наезжая в
Москву и Петербург,
где его ждали
литературно-издательские,
общественные
и иные дела. У
Бунина в родном
отечестве и
вовсе не было
своего постоянного
дома, и он, как
вечный странник,
колесил по
России. Начиная
с 1900 года художник
совершает
регулярные
поездки в Западную
Европу, на Ближний
Восток, в Алжир,
Египет и т.д. Дом
Телешова, где
собирались
знаменитые
среды, стал для
сблизившихся
писателей
постоянным
местом встреч.
В кружке “Среда”
сотрудничество
будущих знаньевцев
было закреплено
творческим
личным общением,
оставившим
глубокий след
в памяти каждого
его участника. Характеризуя
свои литературные
связи, Бунин
особо отметил
в автобиографии:
“За это время
я был, между
прочим, ближайшим
участником
известного
литературного
кружка “Среда”,
душой которого
был Телешов,
а постоянными
посетителями
– Горький, Андреев,
Куприн и др”.3 Сам
|