Главная      Учебники - Литература     Лекции по литературе, сочинения - часть 2

 

Поиск            

 

Литературное развитие младшего школьника (сочинение)

 

             

Литературное развитие младшего школьника (сочинение)

Введение


Литературное развитие – один из компонентов в общей системе обучения, раз-вития и воспитания младших школьников.

«Цели литературного образования: ввести ребёнка в мир культуры, познако-мить с языком культуры, сделать не только потребителем, но созидателем духовных ценностей».1

Литературное развитие как учебный процесс предполагает развитие « способ-ности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений со-знательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями »2 и развитие собственного литературного творчества детей.

На уроках чтения младшие школьники изучают лучшие произведения детской литературы. Истоки детской литературы - в сказочном волшебном царстве уст-ного народного творчества. Русский фольклор - богатейшая сокровищница на-родной мудрости и загадка – одна из её ярчайших жемчужин.

Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отга-дывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д.

Художественные образы загадок не только знакомят с языком народной лите-ратуры, но и помогают созданию художественной картины мира, тем самым вы-полняя не только познавательную, но и эстетическую функцию литературы. Эстетическое воспитание осуществляется путём выявления и использования средств эстетического содержания, что позволит детям взглянуть на мир и человека в нём с художественной стороны, облагородит личность ребёнка, поможет общему и литературному развитию.

При отгадывании развивается чёткая логика, способность к рассуждению и доказательству, а это является основой творческой деятельности. Сочиняя за-гадки, дети выражают себя, свой внутренний мир, формируют себя как лич-ность, развивают свою речь, как устную так и письменную. Коллективное отгадывание загадок и последующее обсуждение также развивает речь и спо-собствует формированию коммуникативных способностей.

Тайный условный язык загадки заставляет рассуждать, соображать, присталь-но всматриваться в окружающую действительность, находить поэзию в самых простых вещах. « Ни для какого жанра, кроме загадки,- пишет В. Митрофано-ва, - не представляет интереса простой сучок в бревне или доске, заслонка рус-ской печи, оконное стекло, ледяная сосулька, свисающая с крыши, ковш в воде, иголка, ножницы и т.п. А загадка <...> умеет включить этот будничный мир ме-лочей <...> в яркую систему образов». Загадки дают представление не только о быте, но и о культуре нашего народа , о его истории. . В загадках обращается


1.Воюшина М.П. Программа по литературе. Санкт – Петербург. 1997., с.3.

2- Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения.

Москва. Педагогика. 1975, с.3.

3- Зубарева Е. Е. Детская литература. Москва. 1985, с.1.


-- 1 --


внимание на близкие и дорогие детям понятия: семья, дом, Родина, родная при-рода, человеческие взаимоотношения, интерес к родному языку. Это определяет духовное развитие детей.

Педагогическая направленность народных загадок очевидна, все вышепере-численные особенности, характеристики и признаки загадки определяют её богатые дидактические возможности.

Великие отечественные педагоги – К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой применяли этот жанр для обучения детей чтению, для их развития, воспитания. Авторы учебников чтения применяли загадки. К. Д. Ушинский писал: » Загадку я помещал <…> для того, чтобы доставить уму ребёнка полезное упражнение»1. В “Азбуке” Л. Н. Толстого широко применены загадки, отражающие быт крестьянина, русскую природу.

В наше время возможности загадки для развития детей возрастают в связи с тем, что загадка, бывшая некогда фольклорным жанром стала жанром литера-

турным. Авторы современных загадок сохраняют и продолжают традиции рус-ского фольклора, в новых загадках отражаются предметы и явления, окружаю-щие современного ребёнка, природа, близкий и знакомый ребёнку мир.

Учитывая актуальность проблемы, мы выбрали тему исследования: “ Литера-

турное развитие младших школьников при изучении загадок”.


Цели исследования: Проанализировав научную и методическую литературу,

выявить методические условия, способствующие литера-

турному развитию младших школьников при изучении

загадок.

Объект исследования: Процесс изучения загадки как жанра в научной литера-

туре и школьной практике.

Предмет исследования: Методические условия, способствующие литератур-

ному и речевому развитию младших школьников на

материале загадки.

Задачи исследования: 1.Анализ учебных программ по чтению в начальной

школе.

2. Анализ литературы о специфике жанра загадки, об

особенностях литературного развития младших

школьников в контексте исследования.

3. Выявить уровень представлений детей о понятии

“загадка”, о загадке как жанре литературы.

4.Обучить выявлению жанровых особенностей загадки,

приёмов построения в ней художественных образов.

5. Использование полученных знаний в самостоятельном

речевом и литературном творчестве.

6. Обучение методике отгадывания загадки.

7. Определение изменения уровня знаний и умений

младших школьников после экспериментального

обучения.


1-Ушинский К. Д. Родное слово. Собрание сочинений. Т. 6. Москва. 1949, с.229.


- 2 –


Методы исследования:

1. Наблюдение за работой учащихся на уроках чтения.

2. Беседа.

3. Интервьюирование.

4. Анкетирование.

5. Тестирование.

  1. Творческие задания, сочинения по аналогии с литературным образцом.

  2. Опытно-экспериментальная работа на базе школы

Невского района № 569 г. Санкт-Петербурга.

1-А класса.

Гипотеза:

Изучение загадки как литературного явления, её структуры и формальных особенностей способствует литературному развитию младшего школьника, помогает освоить такие сложные явления литературного произведения как сравнения, метафора. Литературное развитие младших школьников может быть эффективным в процессе изучения загадок при соблюдении следующих

условий:

1.Взаимосвязь языкового образования и литературного развития.

2.Обеспечение правильности понимания жанровых особенностей загадки.

3.Использование методики выявления жанровых особенностей

загадки, её художественных средств.

4. Сочетание изучения загадки с творческими заданиями, использование полученных знаний при сочинении загадок, в собственной речи.

5. Отбор загадок с учетом возрастных особенностей, интересов

учащихся.


Глава 1. Литературоведческий анализ загадки как жанра русского фольклора.

    1. Определение понятия.


При определении жанра загадки мы столкнулись с противоречием: с одной стороны никто не ошибётся в отношении жанровой принадлежности загадок,

с другой стороны – определений жанра много и порой они противоречат друг другу.

Энциклопедический словарь Брокгауза Ф. А. и Ефрона Е. А. предлагает такое определение: » Загадка, метафорическое выражение, в котором один предмет

изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдалённое сходство.» 1.

Большой справочник по литературе так определяет: « Загадка – вид устного народного творчества. Вопрос или задание, которое требует разгадки».2


  1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. ЭЭнциклопедический словарь: Философия и ли-

тература. Мифология и религия. Язык и культура. Москва. Эксмо. 2003, с.234.

  1. Большой справочник по литературе, с. 121.


-- 3 --


Ожегов С. И. в «Словаре русского языка» толкует смысл слова «загадка»

так: «Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке».1

Энциклопедический словарь издательства «Большая советская энциклопедия»:

«Загадка, замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа, выражен-ные в краткой и занимательной форме, иногда стихотворной».2

Литературоведы по-разному определяют загадку как малый жанр устного народного творчества. « Загадка - иносказательное описание какого-либо предмета, данное обычно в форме вопроса» - писал В. И. Чичеров.3

П. Г. Богатырёв определял так: « Загадка как художественное произведение <…> представляет собой иносказательное изображение предмета или явления на основании черт сходства между скрытым предметом и тем, который его заменяет».4

У А.Квятковского своё определение: « Загадка - замысловатое поэтическое выражение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифро-ванном, уводящем в сторону виде. Загадка является своеобразной формой остраннения и строится обычно на принципе замедленной метафоры(вернее - симфоры), каламбурного алогизма и затруднённого параллелизма».5

Аристотель определял загадку как хорошо сформулированную метафору.

В.П.Аникин писал: «Определяя загадку по существу её жизненного назначе-ния, по её смыслу, можно сказать, что загадка- это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на поэти-ческую красоту и богатство предметно-вещественного мира».6

М.А.Рыбникова утверждала:»Загадки в их тематике образуют круг примитив-ного мироведения <…> загадка, давая конкретный предмет, опознаёт его в его происхождении, в его назначении и в диалектике его жизни. Загадка играет соединением предметов, их взаимодействием, соотношением. Свежая, сохра-нившаяся загадка звучит повествованием, диалогом, встаёт метонимией или метафорой».7

У Митрофановой В.В.: «Загадка – краткое, требующее отгадки, опирающееся на иносказание ( чаще всего метафору во всех её проявлениях ) поэтическое произведение о явлениях природы и предметах, окружающих человека в его повседневной жизни и труде».8

1.Ожегов С. И. Словарь русского языка. Москва. 1997, с. 166.

2.Энциклопедический словарь. Издательство «Большая советская энциклопе- дия». , Москва. 1953, c.622.

3. Чичеров В. И. Вопросы теории и истории народного творчества. Москва. Советский писатель. 1959, с.322.

4. Богатырёв П. Г. Русское народное творчество. Москва. Высшая школа. 1966, с.128.

5.Квятковский А. П. Поэтический словарь. Москва. Советская энциклопедия. 1966, с. 110.

6.Садовников Д. А. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Москва. Терра. 1996, с. 15.

7.Круглов Ю. Г. Русское народное творчество. Хрестоматия. Москва. Высшая школа. 1986, с. 176.

8.Митрофанова В.В. Русские народные загадки. Ленинград. Наука. 1978.

-- 4 --

Сам народ придумал такую краткую и чёткую формулу: « Без лица в личине». Предмет загадывания – «лицо» скрыт под личиной, то есть иносказанием.

Из вышеприведённых примеров видно, что конкретное определение загадки

как жанра вопрос не простой. Попытка дать более развёрнутое понятие загадки, чем у Ожегова, неизбежно суживает круг явлений, которые относятся к загад-кам. Поэтому как основное, универсальное возьмём определение Ожегова: «изображение или выражение, нуждающееся в разгадке». Хотя в практике нас будут интересовать те загадки, которые можно определить как

краткое иносказательное, требующее отгадки, ритмичное, часто рифмованное поэтическое произведение о предметах и явлениях, близких человеку, описы-вающее предмет загадывания обычно при помощи метафор, сравнений.

Большую роль в таких загадках играют звуковая организация образа, ритм, рифма. «Ритм создаётся и созвучием слов при произношении и всем интонационным рисунком фразы».1

Лаконизм в загадке «достигается преодолением описаний, пропуском отдель-

ных членов предложений и союзов».2

Главным жанровым признаком загадки является требование отгадать её. Это и

интригует детей. Отгадывание загадок всегда доставляет удовольствие, прибли-жаясь к игре. А в игровой ситуации учащиеся начальных классов и осваивают сложные литературоведческие понятия. Поэтому на данном этапе мы и не рассматривали математические загадки, загадки – шутки, загадки – шарады.


1.2. Эволюция загадки и процесс ее изучения.


Русские народные загадки не раз привлекали внимание учёных, но часто интересовали как подсобный материал при изучении различных общих проблем. А. Н. Афанасьев рассматривал загадку в связи со сказаниями и мифами древних славян. «Народные загадки,- писал он, сохранили для нас обломки старинного метафорического языка».3 Исследуя «поэти-

ческие воззрения на природу», в качестве примеров, подтверждающих от-дельные выводы, он привлекал загадки, параллельно делая наблюдения над образами в них, «писал о том, что в загадках народ запечатлел »свои старинные воззрения на мир»»4, и что “нельзя отрицать связи загадок с тайной речью, но нельзя не замечать и их вхождение в обряд, магического значения в определённых условиях, обрядовых действиях».5 Ф. И. Буслаев обращался к загадкам в связи с изучением мифологии и относил их к « древнейшему периоду первых проблесков человеческого ума»6, он утверждал:»Загадка сохранила<…>свой первобытный мифический характер».7

Древность загадок не ставилась фольклористами под сомнение, но происхо-ждение их недостаточно ясно раскрыто наукой.


1.. Митрофанова В. В Русские народные загадки. Ленинград. Наука. 1978, с.14.

2.Детская литература/ Сборник статей. Москва. 1986, с.19.

3. Митрофанова В. В. там же, с.16.

4. Садовников Д. А. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Москва. Терра. 1996, с.15.

5. Митрофанова В. В. там же, с.15.

6. Митрофанова В. В. там же, с.10.

7.Садовников Д. А. там же, с. 15.

-- 5 --

Фольклорист и этнограф Д. К. Зеленин, освещая вопрос о словесных и бытовых запретах, говорил, что знание загадочной речи было обязательным для каждого человека, желающего обеспечить себе и своему роду благополучие и достаток, и что проверка этих знаний становилась одним из обязательных условий принятия юноши в ряды равноправных членов племени.1

К середине 17-го века загадки были распространены в народном быту и имели языческое, обрядовое значение. Тогда этот самостоятельный жанр подвергался осуждению церкви и правящих кругов. C развитием верования загадка была включена в религиозные обряды и литературу. »Беседа трёх святителей» – про- изведение, переведённое с греческого, пришло на Русь через болгарское посре-

дство, в ней - вопросы о христианской религии и ответы на них. Возможно, эта книга стала праобразом первых публикаций русских загадок.

Знаменитый путешественник ХYIII-го века С.П.Крашенинников отметил ос-татки древней тайной речи у русских охотников по соболю: » Промышленные сказывают,что в прежние годы гораздо больше вещей странными именами на-зывали, например: церковь – востроверхою, бабу – шелухою или белоголовкою, девку - простыгою, коня – долгохвостым, корову – рыкушею, овцу – тонконо-гою, свинью – низкоглядою, петуха – голоногим и прочее; но ныне все, кроме

вышеобъявленных слов, оставили».2 «Загадки, которые мы знаем в поздних записях, иногда содержат в себе эти древние образные «зёрна». Подставное слово «низкоглядая» воспроизведено в загадке про свинью: »По земле ходит, неба не видит». Иногда такое «зерно» прорастает и разворачивается в целый образ. Так, условное обозначение «востроверхая», данное церкви, превратилось в развёрнутое описание:» Плеть плетена вверх сведена о ста углов, о тысяче рублей».3

Загадки сохранили в остаточной форме свою прежнюю непосредственную

связь с тайной речью. Практическое назначение условной речи древности во

многом объясняет и функции первых загадок. «Весьма ценны данные статьи К.П.Герда, опубликованной в «Трудах научного общества по изучению Вотско-го края» за 1927 г. К.П.Герд описал вечера загадок, которые ещё можно было наблюдать в удмуртских сёлах в первое десятилетие ХХ в. «Здесь, - пишет ис-следователь, - загадки загадываются постепенно расширяющимися, концентри-ческими кругами предметов и явлений. В центре их стоит человек. Прежде все-го начинают загадывать о человеке, функциях его тела; затем о доме и предме-тах, находящихся в нём, ит.д.<…>Определённый порядок в загадывании об-легчал положение тех, кто отгадывал загадки». Сведений о существовании ве-черов загадок у русского народа не сохранилось, но важно, что и в русском фо-льклоре существуют тематические круги загадок. Одно это говорит о системе. Что же касается самой передачи знаний от поколения к поколению, то традиция лежит в основе быта, жизни и труда всех народов мира. Можно с уверенно-стью предполагать, что и у русских загадки помогали усвоить образную ино-сказательную систему подставных слов тайной условной речи. Такова первая функция загадок».4

1.Круглов Ю. Г. Русское народное творчество. Хрестоматия. Москва. Высшая школа. 1986, с. 103.

2.Круглов Ю. Г. там же, с. 104.

3.Круглов Ю. Г. там же, с. 107.

4.Герд К. П. К изучению удмуртских сказок// Труды научного общества по изучению Вотского края. 1928, с. 124.

-- 6 --

Основа наших знаний о загадках – записи 19 – 20 веков. Зачинатели новой поры в собирании и публикации загадок – И. П. Сахаров, И. М. Снегирёв и

В. И.Даль. Сначала загадки публиковали вместе с пословицами . Первым ввёл отдельную публикацию И.П.Сахаров. В 60-е годы XIX века издают свои сбор-ники загадок И.А.Худяков и Д.Н.Садовников. Правила записи народных зага-док складывались постепенно. Они изменялись с течением времени, но суще-ственных перемен не происходило. Как у В. Даля, у Д. Н. Садовникова распо-ложение материала при издании загадок – по тематике отгадок.

В.И.Чичеров предложил классификацию по художественному строению зага-док. Указывать место записи загадки и исполнителя предложила М. А. Рыбни-кова. В. И. Чичеров писал: » Загадки, как особый жанр народно - поэтического творчества возникли в глубокой древности, они были порождены условиями жизни первобытного общества. Основой их явилась общественно-полезная трудовая деятельность людей, в процессе которой человек накапливал опыт и познавал мир. Загадка тренирует сообразительность, умение сравнивать и со-поставлять, а поэтому вошла в обряд испытания зрелости ума человека».1

Вопрос генезиса загадки нельзя считать решённым, тогда как чётко выяснены общественная функция и назначение первых загадок – учить, передавая опыт, тренируя молодёжь в иносказательной речи.

В наше время научно–технического прогресса людям не нужна тайная речь, нет ни бытовых, ни охотничьих запретов, вместе с древними народными обрядами исчезла связь их с загадкой. Теперь загадка как жанр устного народного творчества служит развлечением, игрой и серьёзным помощником в воспитании и обучении.


1.3. Классификация загадок.


В сборниках публикуется огромное количество загадок. Многие авторы таких сборников для удобства обзора материала предлагают классификацию по темам. Объясняется это ещё и тем, что загадка предметна по своей сути.

В. В. Митрофанова предлагает такую классификацию:

  1. Загадки о явлениях природы, небе, земле, воде.

  2. Загадки о растениях: а) встречающихся в лесу и на лугах, б) в саду и огороде.

  3. Загадки о рыбах, земноводных, пресмыкающихся.

  4. Загадки о насекомых.

  5. Загадки о птицах.

  6. Загадки о животных.

  7. Загадки о человеке:

а) о внешнем виде человека, частях его тела,

б) о родственных отношениях, о семье,

в) об одежде и украшениях,

г) о пище и питье,

д) о средствах передвижения.

  1. Загадки о трудовой деятельности человека:

а) о посеве и обработке хлеба, пашне, покосе,

б) о занятиях и ремёслах.

1.Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. Москва. Высшая школа. 1986, с. 322.

-- 7 --

9.Загадки о жилище:

а) о деревне, дворе, дворовом хозяйстве,

б) о крестьянской избе,

в) об отоплении и освещении,

г) об убранстве дома,

д) о посуде и утвари.

10. Загадки о музыкальных инструментах.

11. Загадки о грамоте, письме, книге, почте, буквах алфавита.

12. Загадки о времени, смене дня и ночи, годе и т.д..

13. Загадки о предметах, связанных с религией.

14. Шутки, шарады.

15. Задачи.

В. И. Чичеров классифицирует загадки по форме, опираясь на их происхожде-ние. Он выделил четыре группы: метафорические, звукоподражательные, арифметические и шуточные.

  1. Метафорические или аллегорические – наиболее древний вид загадок, в них описываются, в основном, явления природы, времена года:

Синенька шубёнка

Весь мир покрыла.

(небо)

На улице рубашка, в избе рукава.

(лучи солнца)

В их основу легло познание окружающей действительности, требующее наблю-дательности, сообразительности и упражняющее в сравнении и сопоставлении

предметов и явлений окружающего мира.

  1. Звукоподражательные загадки построены не на смысловом, а на звуковом образе. В этих загадках ключом к отгадыванию является звуковой образ:

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: « Ку-ку…

Ку-ку!».

(кукушка)

Чёрный, проворный,

Кричит «кррак»,

Червякам враг.

(грач)

Таким загадкам свойственна богатая и многообразная звукопись – в них ча-

сто встречаются аллитерации и ассонансы:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

(пчела)

Рассыпался горох

На семьдесят дорог,

Никто его не подберёт.

(град) –

частое повторение звуков р, с, а, о создаёт звуковую картину звенящего, ба-

рабанящего града.


-- 8 --

  1. Арифметические - дают обычно одну цифру и указывают соотнесение с ней других величин, которые надо определить:

Летела стая гусей. Одного убили.

Сколько гусей осталось?

(один)

  1. Шуточные - позже других возникшая группа, так как это пародия на сам жанр загадки. Они повились тогда, когда появилось и развилось отношение к загадкам, как к забаве, развлечению, шутке. Многие шуточные загадки построены на обманчивом звучании вопроса:

Отчего утка плавает?

(от берега)

Слияние в устном произношении слов «от чего» воедино («отчего») даёт

другой смысл вопросу. Поэтому ответ: »от берега» звучит неожиданно.

В. П. Аникин предлагает классификацию загадок по форме и приёму создания

образа в загадке.

1. Описательные - метафора,

  • сравнение -- параллелизм,

-- отрицательное сравнение,

  • без сравнения (без названия предметов).

2. Олицетворение – олицетворение,

  • без собственных имён.

3. Диалог.

4. Речь от первого лица.

5. Вопрос - вопрос в скрытой форме,

- вопрос в явном виде.

6.Омонимия.

Классификацию по типам и приёмам описания предлагает Ю. Г. Илларио-нова. Она выделяет 4 признака загадки:

  1. По содержанию это замысловатое описание, которое надо расшифровать.

  2. Описание оформляется в виде вопросительного предложения.

  3. Описание даётся лаконично.

  4. Загадке свойственен определённый ритм.

Далее Ю. Г. Илларионова рассматривает разнообразие приёмов описания по выдвинутым признакам.