Главная Учебники - Литература Лекции по литературе, сочинения - часть 2
Хороша
была Танюша,
краше не было
в селе, Красной
рюшкою по белу
сарафан на
подоле. У
оврага за плетнями
ходит Таня
ввечеру. Месяц
в облачном
тумане водит
с тучами игру. Вышел
парень, поклонился
кучерявой
головой: «Ты
прощай ли, моя
радость, я женюся
на другой». Побледнела,
словно саван,
схолодела, как
роса. Душегубкою-змеёю
развилась ее
коса. «Ой
ты, парень
синеглазый,
не в обиду я
скажу, Я
пришла тебе
сказаться: за
другого выхожу». Не
заутренние
звоны, а венчальный
переклик, Скачет
свадьба на
телегах, верховые
прячут лик. Не
кукушки загрустили
– плачет Танина
родня, На
виске у Тани
рана от лихого
кистеня. Алым
венчиком кровинки
запеклися на
челе, -
Хороша
была Танюша,
краше не было
в селе. <1911> Фонетические
средства:
аллитерация
– [р], [ш] – 1строфа
+ посл. строка
4ой строфы
[с] - Побледнела,
словно саван,
схолодела, как
роса.
ассонанс
– нетууууу [у] * Морфемные
средства:
cуффиксы:
кров-ин-к-и
народные
постфиксы:
женю-ся,
запекли-ся,
сказать-ся песенные
префиксы:
в-вечеру,
с-холодела традиции
корневые: скажу
– сказаться
(3я строфа) ****************************************************************************** Лексические:
просторечные
– на подоле
(вместо “подОле”);
кучерявая
голова,
лихой (=злой),
схолодела
Устаревшие
– краше, душегубка,
венчальный
переклик, лик Синонимы
–
Антонимы
–
Омонимы
– * Сравнения:
развернутое
–
Прямое
– побледнела,
словно саван,
схолодела, как
роса. Отрицательное
– Не заутренние
звоны, а венчальный
переклик, традиционные
Не
кукушки загрустили
– плачет Танина
родня сравнения Существительное
в тв. п. –
Душегубкою-змеёю
развилась ее
коса. (унт) Алым
венчиком кровинки
запеклися на
челе ****************************************************************************** Олицетворения:
Месяц в облачном
тумане водит
с тучами игру. ****************************************************************************** Метафоры:
нет ****************************************************************************** Гипербола:
побледнела,
словно саван,
схолодела, как
роса ****************************************************************************** Литота:
нет ****************************************************************************** Оксюморон:
нет ****************************************************************************** Перифраз:
нет ****************************************************************************** Эпитет
А) метафорический:
нет Б)
изобразительный:
красной рюшкою,
в облачном
тумане, кучерявой
головой,
парень синеглазый,
венчальный
переклик, алым
венчиком. В)
лирический:
от лихого кистеня ****************************************************************************** Метонимия:
скачет свадьба ****************************************************************************** Синекдоха:
нет ****************************************************************************** Поэтический
синтаксис:
А) градация:
Б)
повторы:
кольцо – 1я и
последняя
строки совпадают В)
эллипсис:
Алым венчиком
кровинки запеклися
на челе, -
Хороша была
Танюша, краше
не было в селе. Г)
инверсия:
Хороша была
Танюша;скачет
свадьба и др. ****************************************************************************** Р Б)
вопрос:
нет В)
умолчание: Размер:
силлабика,
по-моему. Там
фигня какая-то
с ударениями. Рифма:
смежная аавв,
полная,
мужская ЕСЕНИН
С.А. Свищет
ветер, серебряный
ветер,
\-\--\--\- В
шелковом шелесте
снежного шума.
\--\--\--\- В
первый раз я
в себе заметил
– \-\--\-\- Так
я еще никогда
не думал.
\--\--\-\- Пусть
на окошках
гнилая сырость,
\--\--\-\- Я
не жалею, и я
не печален.
\--\--\--\- Мне
все равно эта
жизнь полюбилась,
\--\--\--\- Так
полюбилась,
как будто вначале.
\--\--\--\- Взглянет
ли женщина с
тихой улыбкой
– \--\--\--\- Я
уж взволнован.
Какие плечи!
\--\- |
-\-\- Тройка
ль проскачет
дорогой зыбкой
– \--\--\-\- Я
уже в ней и скачу
далече.
\--\--\-\- О,
мое счастье
и все удачи!
\--\--\-\- Счастье
людское землей
любимо. \--\--\-\- Значит,
удача промчалась
мимо. \--\--\-\- Жить
нужно легче,
жить нужно
проще, \--\- |
\--\- Все
принимая, что
есть на свете, \--\--\-\- Свищет
ветер, серебряный
ветер. \-\--\--\- 14.
X. 1925 Фонетические
средства:
аллитерация
– [с] [ш] [щ] [ж] (особенно
1, 5 строфы)
ассонанс
– [и] [е] ****************************************************************************** Морфемные
средства:
нет ****************************************************************************** Лексические:
Устаревшие
– далече, тройка Разговорные
– вначале,
обалдев, полюбилась ****************************************************************************** Сравнения:
развернутое
– нет Прямое
– нет Отрицательное
– нет Существительное
в тв. п. –нет ****************************************************************************** ****************************************************************************** Метафоры:
шелест шума. ****************************************************************************** Гипербола:
нет ****************************************************************************** Литота:
нет ****************************************************************************** Оксюморон:
нет ****************************************************************************** Перифраз:
нет ****************************************************************************** Эпитет
А) метафорический:
серебряный
ветер; шелковый
шелест; снежный
шум; гнилая
сырость. Б)
изобразительный:
зыбкая дорога. В)
лирический:
тихая улыбка;
людское счастье;
счастье любимо ****************************************************************************** Метонимия:
тройка проскачет ****************************************************************************** Синекдоха:
взглянет ли
женщина с тихой
улыбкой; тройка
ль проскачет. ****************************************************************************** Поэтический
синтаксис:
А) градация:
Б)
повторы:
кольцевая
композиция
(первая и последняя
строки) В)
эллипсис:
в первый раз
я в себе заметил
–
так я еще никогда
не думал; тот,
кто хоть раз
на земле заплачет,
-
значит,
удача промчалась
мимо. Г)
инверсия:
Свищет ветер;
взглянет ли
женщина; счастье
людское землей
любимо и др. ****************************************************************************** Рит.
приемы: А)
восклицание:
Какие плечи!
О, мое счастье
и все удачи! Б)
вопрос:
нет В)
умолчание
нет: Размер:
дольник Рифма:
авав, женская
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
СТИХОТВОРЕНИЯ
С. ЕСЕНИНА
«ПРОПЛЯСАЛ,
ПРОПЛАКАЛ ДОЖДЬ
ВЕСЕННИЙ».
Замерла
гроза. --\-\ 3 Скучно
мне с тобой,
Сергей Есенин, \-\-\-\-\- 5
Подымать
глаза… --\-\ 3 Скучно
слушать под
небесным
древом \-\---\-\- 5
Взмах
незримых
крыл: \-\-\ 3 Не
разбудишь
ты своим
напевом --\-\-\-\- 5
Дедовских
могил! \---\ 3 Привязало,
осадило
слово --\---\-\-
Даль
твоих времен. \-\-\ Не
в ветрах, а, знать,
в томах тяжелых --\-\-\-\-
Прозвенит
твой сон --\-\ Кто-то
сядет, выгнет
плечи, \-\-\-\-
Вытянет
персты. \---\ Близок
твой кому-то
красный вечер, \-\-\-\-\-
Да не
нужен ты. --\-\ Всколыхнет
он Брюсова
и Блока, --\-\---\-
Встормошит
других. --\-\ Но
все так же день
взойдет с
востока, --\-\-\-\-
Так же
вспыхнет
миг. \-\-\ Не
изменят лик
земли напевы, --\-\-\-\- Навсегда
твои пригвождены
ко древу --\-\-\---\-
Красные
уста. \---\ Навсегда
простер глухие
длани --\-\-\-\-
Звездный
твой Пилат. \-\-\ Или,
Или, лама
савахфани, \-\-\---\-
Отпусти
в закат. --\-\
<1917>
РАЗМЕР: хорей
(5/3) с пиррихиями
(см. выше ----)
РИФМА: жен\муж\жен\муж;
перекрестная
авав;
полная Фонетические
средства:
аллитерация
– [пр][р][л]
[вс][вз] - Vстрофа
ассонанс
– [о][ы][а] ****************************************************************************** Морфемные
средства:
Префиксы:
про-конечность
При- связанность,
невозможность
движения
Вз-(вс-) – движение
по кругу, замкнутость ****************************************************************************** Л
->обращение
к вечному,
повторимость
судеб: Поэт=Иисус)
вечность Просторечные
–
подымать,
знать
(близость к
читателю)
Старославянизмы
– крыл, персты,
лик, древо, уста,
длани Синонимы
–привязало,
осадило – акцент
остановки
Всколыхнет,
встормошит
- псевдооживление
Омонимы\антонимы
– проплясал,
проплакал (но
сливаются за
счет [прапл]
(созд-е однообразности
жизни, в которой
и печаль, и веселье
суть одно) ****************************************************************************** Сравнения:–
нет ****************************************************************************** ****************************************************************************** Метафоры:
даль времен,
прозвенит сон,
вспыхнет миг,
пригвождены
ко древу уста ****************************************************************************** Г ****************************************************************************** Литота:
**********************
НЕТ
******************************************************** Оксюморон:
****************************************************************************** Перифраз:
****************************************************************************** Эпитет
А) метафорический:
небесное древо,
незримые крыла,
глухие длани Б)
изобразительный:
весенний дождь,
тяжелые тома,
красный вечер,
красные уста В)
лирический:
дедовские
могилы (т.к.
обобщение) * Метонимия:
***************************
НЕТ
*************************************************** Синекдоха: ****************************************************************************** Поэтический
синтаксис:
А) градация:
нет Б)
повторы:
анафора: скучно В)
эллипсис:
нет (не мысли,
но факт) Г)
инверсия:
см. текст ****************************************************************************** Рит.
приемы:
А)восклицание:
Не
разбудишь ты
своим напевом
Дедовских
могил!
Б) вопрос:
нет В)
умолчание:
Скучно
мне с тобой,
Сергей Есенин,
Подымать
глаза… Не
изменят лик
земли напевы, Не
стряхнут листа…
Скучно
мне с тобой,
Сергей Есенин, Подымать
глаза. «Скучно»
- это слово рефреном
пройдет через
шесть строф
стихотворения.
Ему, автору
этих строф,
надоело бессмысленно
звучать вместе
с поэтом Есениным.
Что «ему» с
того, что крылья
взлетят и опустятся
под высоким
небом, и весенняя
гроза с ее ритмом,
звоном, запахами
окажется заключена
в результате
волшебного
взмаха в двух
строках: Проплясал,
проплакал дождь
весенний, Замерла
гроза. Гроза
поймана со всем
ее глухим стуком
капель по крышам
– четкий рисунок
повторяющейся
группы [прапл]
и одного [л] в
конце первых
двух слов – и
особенностью
последней
капли, стекающей
по стеклу –
[рл] с переходом
на [р] и [з] во второй
из приведенных
строк, - но что
это дает? Этим
«напевом» не
разбудить
«дедовских
могил», не сотворить
чуда… Слово
изменяет мир
Поэта, не доносит
его до читателя,
упивающегося
«красным вечером»
стихотворения,
но не видящего
в нем Художника.
Читателю нужен
не поэт-человек
с его переживаниями,
а только поэт-творец
«вечеров».
Человек же
способен
«всколыхнуть»
немногих других
поэтов небольшого
круга – автор
не зря называет
здесь две фамилии,
еще более
конкретизируя,
сужая этот
круг. А «других»,
не посвященных
в творчество,
«сон» поэта
лишь «встормошит»
отголоском
той волны, что
живет в стихах
его. Но это
безразлично
уже Художнику,
он видит бессмысленность
искусства: ведь
«все так же
день взойдет
с востока, так
же вспыхнет
миг»… Автору
ясно, почему
волшебные
зеркальные
«напевы» Сергея
Есенина «не
изменят лик
земли»: уста
поэта навсегда
«пригвождены
ко древу», к
тому древу,
которое во
второй строфе
предстает
«небесным»
- к вечности.
Наряжая «сон»
в слово, стихотворец
обрекает его
(сон) на жизнь
«в томах тяжелых»,
а не в ветре.
Книга «не стряхнет
листа» с ветки,
а ветер умрет
в тяжелой словесной
оправе… Но
автор не обвиняет
поэта. Поэт не
выбирает: путь
предопределен. Навсегда
простер глухие
длани Звездный
твой Пилат, -
и
участь Художника
– сочетание
несовместимого
всегда
противоречие:
ветер его снов
неясен, а слова,
понятные людям,
способны нарисовать
момент «сна»,
но не передать
его движение
– движение
ветра… И
– пик стихотворения:
автор его и
Сергей Есенин
сливаются в
единое. Теперь
строка звучит
молитвой, а не
рассуждением: Или,
Или, лама савахфани, Отпусти
в закат. «Боже!
Зачем ты меня
оставил?» - эти
слова кричал
Иисус на кресте,
эти же слова
повторяет Поэт.
Он молит о вечном
закате, неизменяемом
ничем земным,
том самом закате,
что у Булгакова
назван «покоем»
- просит о возвращении
в истинный дом
Мастера, Художника,
Творца… Путь
художника перед
нами – от юношеского
восторга перед
собственным
могуществом
до зрелого
крика о бессилии.
Остается лишь
добавить, что
стихотворение
написано
двадцатидвухлетним
поэтом, который
не только знал
о предначертанности
Пути, но и угадывал
его – наверное,
поэтому творчество
Есенина, несмотря
на раннюю его
смерть не «раннее»,
а полное, и стихи
двадцатых годов
мы называем
«зрелыми». Он
знал и хотел
успеть совершить
все задуманное...
Он успел все.
И отправился
«в закат», не
прощаясь, но
говоря: «До
свиданья». Скирды
света в водах
лонных. \-\-\-\- Я
хотел бы затеряться
\-\-\-\- В
зеленях твоих
стозвонных. --\-\-\- По
меже, на переметке, --\---\- Резеда
и риза кашки. --\-\-\- И
вызванивают
в четки --\---\- Ивы
– кроткие
монашки. \-\---\- Курит
облаком болото, \-\---\- Гарь
в небесном
коромысле, \-\---\- С
тихой тайной
для кого-то \-\-\-\- Затаил
я в сердце
мысли. --\-\-\- Все
встречаю, все
приемлю, \-\-\-\- Рад
и счастлив душу
вынуть. \-\-\-\- Я
пришел на эту
землю, \-\-\-\- Чтоб
скорей ее
покинуть. --\-\-\- <1914>
р
отклонения:
пиррихий:
В зеленях
твоих стозвонных. --\-\-\- пиррихий
придает
По меже,
на переметке, --\---\- стихотворению
Резеда
и риза кашки. --\-\-\- легкость
и
И вызванивают
в четки --\---\- напевность
+
Ивы – кроткие
монашки. \-\---\- на
интонац. уровне отражает
переход
Курит облаком
болото, \-\---\- от
восторж.
Гарь в небесном
коромысле, \-\---\- возгласов
к
размышлению
и
Затаил
я в сердце
мысли. --\-\-\- обратно
Чтоб
скорей ее
покинуть. --\-\-\-
спондей:
нет ( т. к. в стихотворении
не утверждение,
но описание
|