Главная      Учебники - Литература     Лекции по литературе, сочинения - часть 2

 

Поиск            

 

Изображение дворянства в романе "Евгений Онегин" (сочинение)

 

             

Изображение дворянства в романе "Евгений Онегин" (сочинение)

Изображение дворянства в романе "Евгений Онегин"

Все вложено в эту книгу: ум, сердце,

молодость, мудрая зрелость, минуты

радости и горькие часы без сна - вся

жизнь прекрасного, гениального и веселого человека.

Н.Долинина.

Из книги "Прочитаем "Онегина" вместе".

План

1.Вступление. "Евгений Онегин"- "энциклопедия русскойжизни".

2. Основная часть. Сатирическое изображение дворянства вромане.

1) Пустая жизнь светского общества Петербурга.

2) Косность и консерватизм московского дворянства.

3) Поместное дворянство:

а) сравнение его с дворянством столичным;

б) отсутствие высоких интересов;

в) барский произвол;

г) подражание иностранному, боязнь нового.

4) Отношение автора к дворянству.

3. Заключение. Продолжатель сатиры Фонвизина.

Роман "Евгений Онегин", мне кажется, занимает центральноеместо в творчестве Пушкина. Это не только самое крупное поразмерам произведение, но и самое широкое по охвату тем, характеров, картин, мест. Оно оказало огромное влияние на становление русского реализма. Писатель работал над ним болеевосьми лет.

За широту изображения русской жизни, за глубину типических образов и богатство мыслей В.Г.Белинский назвал его"энциклопедией русской жизни". По нему, действительно, можносудить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века.Хотя это время подъема национального самосознания, начало организованного революционного движения, абсолютное большинстводворянства не было затронуто этими процессами. Только по мятущейся натуре Онегина, его неудовлетворенности жизнью можноувидеть в романе эти явления ( я не говорю о 10 главе).

Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциальногодворянства. Уже с первых строк мы чувствуем пышность и пустоту, "блеск и нищету" петербургского дворянства. Вот отец Онегина, который "давал три бала ежегодно и промотался наконец".Вот и сам Онегин, который "легко мазурку танцевал и кланялсянепринужденно", и "свет решил, что он умен и очень мил". Дниего проходят весело, "три дома на вечер зовут". Он легковписывался в высшее общество, где присутствуют "необходимыеглупцы", "моды образцы", "с виду злые дамы", "неулыбающиеся"девицы. Балы, обеды, детские праздники и прочее - вот основноевремяпровождение. Жизнь "однообразна и пестра", и "завтра тоже, что вчера".

Московское дворянство тяжеловеснее. Хотя и здесь:

Шум, хохот, беготня, поклоны,

Галоп, мазурка, вальс...

Неудивительно, что Татьяне "душно здесь". Московские знакомые Лариных наперебой говорят о том, как выросла Таня. Самиони, однако, не меняются. Пушкин с убийственной сатирой говорит:

Но в них не видно перемены;

В них все на старый образец...

И дальше начинает перечислять их "неизменные" качестватак, что читатель невольно чувствует содроганье перед такойпоразительной пустотой, да еще с "прикрасой легкой клеветы".Правда, "они клевещут даже скучно". Несколько строф, и навекизапечатлены и эпоха, по словам Л.Толстого, самые выгодныеусловия жизни, но который истратил их на балы, праздники, дуэли.

Поместное дворянство всегда считалось главной опорой трона. Посмотрим, как рисует его Александр Сергеевич.

Перед нами проходит галерея образов и типов. Как ни убогажизнь помещиков по сравнению с человеческим идеалом, все же,на мой взгляд, они симпатичнее, чем столичная знать. Уже только потому, что большинство из них занимаются хозяйством, азначит, имеют дело в руках. Ведь у высшего света дела-то никакого нет. То, что барин живет рядом, следит за благосостояниемкрестьян, тоже немало. Вспомним "Забытую деревню" Некрасова.

Эти люди живут в ладу с природой, ведут здоровый образжизни, не превращая утро в полночь. И, может быть, поэтомуздесь и рождаются такие поэтические натуры, как Ленский иТатьяна.

Но все-таки какая поразительная убогость! Смотря глазамиобразованного человека, Онегина, мы видим портреты сельскихпрожигателей жизни. Вот дядя Онегина, который "лет сорок сключницей бранился, в окно смотрел и мух давил". Вот помещики,которые только и говорят о хозяйстве, псарне, вине и своейродне. Низкая культура, отсутствие высоких духовных интересов,подражание иностранному, боязнь нового и какая-то душевнаялень- вот характерные черты многих из них. Их образование имеет как бы очень внешний налет. Так, мать Тани умела "русскийН, как N французский", произносить в нос, знала иностранныхавторов не потому, что их прочла, а потому, что московская кузина твердила часто ей о них. Подражание иностранному у многихпроявляется даже в смешных мелочах.

Зато уж спеси помещикам не занимать. И крестьян они залюдей не считают. В них много жестокости, причем часто неосознанной. Это то, что поэт назвал "барство дикое". Так, мать Лариной сама "служанок била осердясь".

Все они боятся нового, что может ограничить их власть.Это особенно видно по их отношению к Онегину, когда

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил...

Соседи-помещики увидели в этом "страшный вред", а егоославили, как "опаснейшего чудака".

С другой стороны, в этих людях видно и то, что не можетне нравиться: простота, хлебосольство, сохранение старыхрусских традиций.

И столичное, и поместное дворянство видится в остросатирическом плане. При всем различии их объединяют паразитизм,убогость внутреннего мира, пренебрежение интересами других людей, пустое провождение времени, сплетничество и прочее.

Пушкин открыто смеется или иронизирует над этим обществом, хотя порой с грустью говорит о сельской простоте или сумилением вспоминает свои забавы. Будучи сам человеком дела,он не может и не хочет принять пустоту светской жизни, хотя,конечно, и не чурается ее.

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей,

говорит он. Но ведь прежде - дельным!

Несомненно, в этом своем романе, как и в других произведениях ( например, "Капитанская дочка" в сценах воспитанияГринева ), он является продолжателем сатиры Фонвизина так же,как и Грибоедова. И темы, и ситуация у трех этих писателей порой сильно похожи. Это значит, что они отражали то типичное,что было характерным для тогдашней России.

Заложенные традиции сатиры стали основой для ее расцветапозже. Белинский говорил, что "без "Онегина" был бы невозможен"Герой нашего времени" так же, как без "Онегина" и "Горя отума" Гоголь не чувствовал бы себя готовым на изображениерусской действительности, исполненное такой глубины и истины.