Главная Учебники - Литература Лекции по литературе, сочинения - часть 2
У форм существительных, помимо категорий рода, одушевленности – неодушевленности и числа, существует еще одна характеристика, относящаяся к выбору связанных словоформ. Эту характеристику называют падежом существительного.
Категория падежа – это грамматическая словоизменительная категория, указывающая на синтаксическую функцию имени существительного и на его связи с другими словами в речи. Формы падежа указывают на отношение существительных к другим словам – к существительным, глаголам, прилагательным, наречиям. Эти отношения обобщенно отражают существующие в реальной действительности связи между предметами, явлениями, между предметами и их признаками, качествами (любить книги, любители книг, свободный от занятий, поездка верхом). Категории падежа важна грамматическая
и содержательная
ценности: вижу большой дом – вижу большого слона доктор пришел – доктор пришла Но смысловая характеристика не заключена в самой словоформе, а возникает в результате взаимодействия формы существительного с ‘подчиняющей’ ее словоформой. Между изолированными словоформами рука, руку, рукой нет смысловых различий, а есть различия в синтагматических возможностях. Но в словосочетании рука ударила руку ударила рукой ударила указанные различия между словоформами имеют содержательную ценность. Родительный/ предложный падежи. По мнению некоторых ученых, из структуры родительного и предложного падежей следовало бы выделить по одному самостоятельному падежу. Так, родительный падеж рассматривают как собственно родительный
, или родительный определительный
(производство сыра, продажа чая), и количественно-родительный
, или отделительный
, падежи (килограмм сыру, стакан чаю). Предложный падеж рассматривают как изъяснительный
(о хлебе, о лесе) и как местный
, который выступает только после предлогов в и на в словосочетаниях, имеющих местное значение (в снегу, на столе). Каждая падежная форма выполняет в предложении, в контексте несколько функций
. Функции эти не одинаковы. В одних падеж представляет собой чисто синтаксический показатель
, не зависит от семантического содержания связанных с ним слов. Такие функции называются первичными. Например, функции субъекта – подлежащего для именительного падежа, прямого дополнения при переходных глаголах для винительного падежа, субъектного (приезд матери) или объектного (убийство врага) дополнения для родительного приименного, обстоятельства места для предложного падежа и т.п. Другие функции падежей зависят от семантики
слов, которым они подчинены (например, винительный цели употребляется только при глаголах движения), условия их употребления определяются контекстом
. Такие функции падежей называются вторичными
. Например, функции именного сказуемого для именительного и творительного падежей, дополнения для предложного падежа (думать об экзамене), обстоятельства меры, времени и пространства для винительного падежа (пройти километр, ждать месяц). Предложный падеж формируется на основе набора словоформ, выступающего, например, в контексте
Я говорю о (объект говорения). Контекстов требующих данного набора словоформ, очень много в русском языке: Я знаю толк в (предмет понимания). Однако такой контекст, как Я живу в (место), требует иного набора словоформ: достаточно сравнить Я говорю о лесе (степи) и Я живу в лесу (степи). Так традиционный предложный падеж распадается на два падежа: предложный
и местный
. Местный падеж выделяется в контексте: Я живу в (место) Они находятся в Я гуляю в и т.п. Предложный падеж употребляется только с предлогами (о – обо – об; в – во; при; по; на), с чем связано его название, введенное М.В. Ломоносовым вместо принятого в XVII веке термина ‘сказательный’. В древнерусском и старославянском языках этот падеж назывался местным по одному из его главных значений. В предложении падеж выполняет роль дополнения (думать об экзамене, рассказать о поездке), обстоятельства (отдыхать в санатории). Предложный падеж обозначает: 1) объект речи, мысли чувства, состояния: мечтать о будущем заботиться о детях забота о детях 2) место и время действия гулять в парке отдыхать в мае 3) орудие действия печатать на компьютере играть на скрипке игра на скрипке 4) образ и способ действия остановиться в нерешительности стоять на ногах 5) качество предмета по отношению к другому предмету девушка в джинсах пальто на ватине Предложный падеж служит для связи словоформ в словосочетании и предложении, а также помогает дифференцировать разные омонимичные значения предлогов: (идти) в лес (направление) – в лесу (место) (ходить) на площадь (направление) – на площади (место) Очевидно, что падежная форма существенно зависит от лексических
и синтаксических свойств
‘подчиняющего’ слова и от смысловой
и формальной
организации предложения. Вопрос о содержательных характеристиках падежных форм смыкается с проблемами синтаксиса и с проблемами лексической семантики. В реализации падежных значений
участвует не только сама падежная форма имени существительного. Семантика падежей определяется: а) формой и значением управляющего слова: любить (уважать, почитать) мать (брата, сестру) сахару (изюму, меду) положить b) формой и значением управляемого слова: звать сестру – звать сестрой рисовать карандаш – рисовать карандашом c) семантикой предлога ехать через город – ехать в город считаться другом – считаться с другом Родительный падеж выступает в предложении в роли второстепенных членов – дополнения (любить литератур), несогласованного определения (книги друга), обстоятельства (гулять у пруда), редко – именной части составного сказуемого (роста он среднего), подлежащего в сочетании с количественным числительным (два стула стоит в комнате). Употребляется с предлогами и без предлогов при именах (родительный приименительный) и при глаголах (родительный приглагольный). Родительный приглагольный употребляется: для обозначения прямого объекта, если действие глагола распространяется только на часть предмета: купить хлеба выпить воды для выражения прямого объекта при глаголах с отрицанием: не читать книги не писать работы для обозначения объекта после глаголов со значением желания, достижения, ожидания, опасения, удаления: желать успеха ждать друга искать успокоения Родительный приименной употребляется: для выражения различных определительных отношений, в том числе и принадлежности: директор школы стихотворение Пушкина для обозначения субъекта, являющегося производителем действия или носителем определенного признака: пение соловья песни соловья ясность цели теплота ночи для выражения прямого объекта, на который направлено действие, выраженное отглагольным существительным: чтение книги – читать книгу (В.П.) рубка леса – рубить лес (В.П.) 4) для обозначения количественных отношений: стакан чаю килограмм рису полк солдат табун лошадей Традиционный родительный падеж у некоторых существительных располагает двумя формами: чая – чаю сахару – сахара сыра – сыру Интерпретация этого факта в рамках предлагаемого понимания падежа зависит от определения контекстов
, в которых могут употребляться указанные словоформы. Не во всех контекстах можно употребить две формы. Например, 1) У … есть недостаток предмет обладающий недостатком допускает формы на –а/ -я: у чая есть недостаток у сахара есть недостаток у сыра есть недостаток 2) Контекста стакан … предмет в данном количестве допускает формы как на –а/ -я, так и на –у/ -ю: стакан чая – стакан чаю стакан сахара – стакан сахару головка сыра – головка сыру Формы на – а/ -я и – у/ - ю в одних контекстах находятся между собой в состоянии свободного варьирования (формы: водою – водой; дверями – дверьми; граммов – грамм), в других – возможны лишь формы на –а/ -я. Нет таких контекстов, формы в которых традиционно относятся к родительному падежу и могут оканчиваться только на –у/-ю. Таким образом, следует выделять первый универсальный
родительный, употребляемый во всех соответствующих контекстах: сестры, вина, шкафа, песка, сыра, чая; и второй
родительный, включающий большее количество словоформ, однако не всегда способный заменять первый: сестры, вина, шкафа, сахара – сахару, песка – песку, сыра – сыру, чая – чаю. 3) В контекстах два …, полтора …, оба …, три … предметы, о количестве которых сообщается выступают наборы форм, трактуемые как родительный падеж. Указанный набор форм не совпадает ни со вторым, ни с первым родительным. Не совпадение касается не только словоформ типа: шага – У шага есть недостаток шага – два шага часа – У часа есть недостаток часа – полтора часа Не ударением, но окончанием различаются в данном контексте адъективные существительные: У мастерской (часового, пирожного) есть недостаток – Три мастерских (мастерские) Учет этого факта требует выделить счетный падеж
. Сущность: - число контекстов, в которых он выступает, ограниченно и поддается описанию - этот падеж возможен у существительных, обладающих номинативным значением множественного числа. В контексте Я жду … жену, друга, отца, конца, начала объект ожидания Ждательный падеж
. Его употребление ограничено глаголами: ждать, бояться, слушаться, остерегаться, опасаться. Контекст Он вышел в … объект превращения предполагает употребление словоформ начальники, люди. Признать этот набор форм именительным падежом – значит допустить возможность употребление именительного после предлога и необычная синтаксическая функции; поэтому это превратительный падеж
. Круг контекстов: произвести, выйти, выбиться, выбрать, рваться и т.д. Неясно, рассматривать ли противопоставление (принеси) чаю – чая как противопоставление ‘состояний’ (т.е. чай весь или часть) или как противопоставление ‘предметов’ (разный чай). Очевидно, что в зависимости от того, какое решение будет принято, падежная система будет строиться по-разному. Родительный падеж может выражать значение и субъекта действия : родителей не было дома доклад директора и его объекта: коснуться руки Он выступает в значении обладателя: стихи детей Имеет значение времени: второго мая восьмидесятого года В русской грамматической традиции существуют различные мнения о количестве косвенных падежей. В пределах родительного падежа некоторые русские грамматисты (В.А, Богородицкий, А.А. Шахматов, А.М. Пешковский, В.В, Виноградов) выделяют два падежа – собственно родительный
(ручка двери, чтение книги, вой ветра) количественно-отделительный
(немного сахару, горсть песку) На два падежа расщепляется предложный падеж – изъяснительный
(о друге) местный
(в лесу) Формы на – у с количественно-отделительным и местным значением не образуют особых падежей. Они охватывают небольшие группы имен существительных. Количественно-отделительные формы на – у/ -ю образуют некоторые вещественные, собирательные и абстрактные имена существительных мужского рода, а особой формой на – у/ -ю с местным значением обладают отдельные типы односложных существительных мужского рода. Многие формы на – у/ -ю с количественно-отделительным значением испытывают колебания: при них имеются дополнительные образования с вариантными окончаниями – а/ -я. два шага – В.П. нет ни шага – Р.П. счетный падеж выйти в начальники – превратительный падеж ждать поезда Р.П. (для обозначения ожидания) без роду, без племени – второй родительный падеж в аэропорту П.П, местный падеж о аэропорте – П.П. изъяснительный ждать автобуса – Р.П. При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru |