Определение наиболее опасных составляющих проанализированных объектов (СТО Газпром 2-2.3-400-2009)

  Главная      Учебники - Газпром     СТО Газпром 2-2.3-400-2009

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..

 

 

 

13 Определение наиболее опасных составляющих проанализированных объектов (СТО Газпром 2-2.3-400-2009). Сравнение показателей риска с уровнями приемлемого риска

 

            13.1 На данном этапе КолАР (этап 3.10 в блок-схеме на рисунке 5.1) с целью выполнения требований разделов 22, 24, 31 РД 03-14-2005 [4] (в части требований к процедуре анализа риска) осуществляется:

            - выделение наиболее вероятных и наиболее опасных по последствиям сценариев аварий на анализируемом ОПО;

            - выделение наиболее опасных составляющих анализируемого ОПО по показателям риска;

            - сравнительный анализ рассчитанных показателей риска со среднестатистическими показателями техногенных происшествий или рекомендуемыми критериями приемлемого риска.

            13.2 Выявление сценария аварии с наибольшей  вероятностью (частотой) реализации для анализируемого ОПО ГДО выполняется по результатам расчета частот возникновения аварий на различных опасных составляющих ОПО (или различных ПОУ, если ОПО – протяженный трубопровод) и условных вероятностей реализации различных сценариев на проанализированных составляющих ОПО. Наиболее вероятным признается сценарий  аварии на n-ой составляющей анализируемого объекта, удовлетворяющий условию

,

(13.1)

где - удельная частота возникновения аварий на n-ой опасной составляющей, аварий/год;

 - условная вероятность реализации сценарии Сij при условии, что произошла авария А в пределах n-ой опасной составляющей;

 – общее количество анализируемых опасных составляющих рассматриваемого ОПО.

            Выявленный таким образом наиболее вероятный сценарий следует кратко описать с указанием конкретной опасной составляющей, на которой он реализуется, размера ЗПП от превалирующего поражающего фактора, ожидаемого количества пострадавших и объемов возможного ущерба.

            13.3 Задачу выявления наиболее опасного по последствиям сценария аварии на анализируемом ОПО рекомендуется разделить на три подзадачи:

            - выявление сценария аварии с максимальной по размерам ЗПП;

            - выявление сценария аварии с максимальным количеством пострадавших;

            - выявление сценария аварии с максимальным полным ущербом.

            13.3.1 Сценарием с максимальной по размерам ЗПП признается сценарий  аварии на n-ой опасной составляющей анализируемого ОПО, удовлетворяющий условию

,

(13.2)

где - определяющий размер ЗПП (по границе 1% поражения);

- определяющий размер ЗПП (по границе 1% поражения) от превалирующего поражающего фактора для сценария Сij аварии на n-ой опасной составляющей ОПО, км;

 – общее количество анализируемых опасных составляющих.

Примечание  Для сценариев группы  «Сгорание парового облака в дефлаграционном режиме» в этом сравнении участвуют зоны 100%-го поражения с границей Сун=0,5·Снкпв.

            13.3.2 Сценарием с максимальным количеством N пострадавших признается сценарий  аварии на n-ой опасной составляющей ОПО, удовлетворяющий условию

,

(13.3)

где - ожидаемое количество пострадавших при реализации сценария Сij аварии на n-ой опасной составляющей ОПО, чел;

 – общее количество анализируемых опасных составляющих.

            13.3.3 Сценарием с максимальным полным ущербом У признается сценарий  аварии на n-ой опасной составляющей анализируемого ОПО, удовлетворяющий условию

,

(13.4)

где - прогнозируемый полный ущерб при реализации сценария Сij аварии на n-ой опасной составляющей ОПО, руб.

            Выявленные таким образом наиболее опасные сценарии аварий следует кратко описать с указанием конкретных опасных составляющих анализируемого ОПО, на которых они реализуются, размеров ЗПП от превалирующего поражающего фактора, ожидаемых количеств пострадавших и объемов возможного ущерба.

            13.4 Выделение наиболее опасных  составляющих анализируемого ОПО по показателям риска рекомендуется выполнять путем сравнительного анализа всех проанализированных опасных составляющих отдельно по уровням индивидуального и коллективного рисков.

            Наиболее опасной составляющей среди всех выделенных на анализируемом ОПО  по показателю индивидуального риска признается n-ая составляющая, обозначаемая как , удовлетворяющая условию

,

(13.5)

где - индивидуальный риск (функция номера опасной составляющей);

 - наибольший расчетный индивидуальный риск от аварий на n-ой опасной составляющей, полученный для представителей наиболее «рискующей» группы персонала или населения из числа всех анализируемых групп людей, находящихся вблизи n-ой опасной составляющей ОПО.

            Наиболее опасной составляющей по показателю коллективного риска признается n-ая  опасная составляющая, обозначаемая как , удовлетворяющая условию

,

(13.6)

где- коллективный риск (функция номера опасной составляющей);

 - суммарный коллективный риск от аварий на n-ой опасной составляющей, учитывающий коллективные риски для всех групп персонала и  населения, находящихся вблизи n-ой опасной составляющей анализируемого ОПО.

            Для выявленных таким образом наиболее опасных составляющих анализируемого ОПО следует указать наименования, обозначения, расположение этих опасных составляющих, значения коллективного и максимального индивидуального рисков от аварий на них, названия и расположение рискующих групп персонала и населения.

            13.5 Сравнительный анализ рассчитанных для анализируемого ОПО показателей риска со среднестатистическими показателями техногенных происшествий или рекомендуемыми критериями приемлемого (предельно допустимого) риска следует выполнять либо для выделенных опасных составляющих в составе анализируемого ОПО, либо для ОПО в целом в зависимости от целей и задач КолАР, причем отдельно для персонала ОПО и населения.

Сравнение рекомендуется проводить по показателям индивидуального и социального риска.

            13.5.1 По показателю индивидуального риска сравнительный анализ в отношении населения  рекомендуется проводить, сравнивая  максимальный индивидуальный риск от аварий на рассматриваемом n-ой составляющей  или на рассматриваемом ОПО в целом - (в зависимости от целей и задач КолАР), полученный для представителей наиболее «рискующей» группы населения из числа всех анализируемых групп, находящихся вблизи n-ой составляющей (или рассматриваемого ОПО в целом), последовательно с 2-мя следующими базовыми показателями:

            - со значением среднестатистического индивидуального риска  гибели человека в техногенных происшествиях (авариях на производственных объектах и/или ДТП, и/или пожарах в производственном секторе) на территории того федерального округа Российской Федерации, в котором расположен анализируемый ОПО, полученным по результатам анализа соответствующих статистических данных за последние 4 - 5 лет. При отсутствии таких данных для конкретного федерального округа допускается использовать среднестатистический показатель по Российской Федерации в целом (см. также Л.3.10 (Приложение Л));

            - с одним из рекомендуемых (в зависимости от того, является ли анализируемый ОПО действующим или проектируемым) в Декларации Российского научного общества анализа риска «О предельно допустимых уровнях риска» [13] для условий Российской Федерации значений предельно допустимого риска , которые  для населения составляют:

            а) 10-4 в год – для действующих ОПО;

            б) 10-5 в год  - для новых (вновь проектируемых) ОПО.

            Для персонала ОПО ГДО рассчитанные значения индивидуального риска рекомендуется сравнивать со среднестатистическим (по соответствующему федеральному округу или Российской Федерации в целом) индивидуальным риском гибели персонала от аварий на опасных производственных объектах, а также с рекомендуемым предельно допустимым уровнем риска для персонала, принятым равным 5×10-4 в год – для действующих ОПО и 5×10-5 в год  - для проектируемых ОПО.

            При выполнении следующих условий (для населения или персонала)

 или         или     ,

(13.7)

формулируется вывод о недопустимо высоком уровне опасности на данной опасной составляющей (или ОПО в целом) и необходимости принятия мер для данной составляющей (или ОПО в целом) по снижению риска в отношении населения или персонала.

            13.5.2 По показателю социального риска сравнительный анализ в отношении населения рекомендуется проводить, сравнивая F/N-кривую, полученную для рассматриваемой n-ой опасной составляющей или рассматриваемого ОПО в целом (в зависимости от целей и задач КолАР) с одной из рекомендуемых (в зависимости от того, является ли анализируемый ОПО действующим или проектируемым) в вышеупомянутой Декларации F/N-кривых, характеризующих предельно допустимый социальный риск для населения и представленных в виде следующих функций:

– для действующих ОПО,

(13.8)

- для проектируемых ОПО.

(13.9)

            Для персонала ОПО ГДО рассчитанные F/N-кривые рекомендуется сравнивать со следующими рекомендуемыми здесь функциями

– для действующих ОПО,

(13.10)

- для проектируемых ОПО.

(13.11)

            Если рассчитанные F/N-кривые при их совместном построении с предельно допустимыми F/N-диаграммами в одной системе координат оказываются выше последних, то формулируется вывод о недопустимо высоком уровне опасности на данной опасной составляющей или ОПО в целом и необходимости принятия мер по снижению риска в отношении населения или персонала.


 

[1] Обязательность разработки декларации промышленной безопасности устанавливается в соответствии с пунктами 2 и 3 ст.14 федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [1].

[2] Разработка паспорта безопасности осуществляется в соответствии с приказом МЧС России от 04.11.2004 г. №506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта».

[3] Для разработки деклараций промышленной безопасности эксплуатирующие организации ОАО «Газпром» имеют право привлекать корпоративные научные и экспертные организации, специализирующиеся на выполнении анализа риска в соответствии с настоящим СТО Газпром.

[4] Сноска 3 верна также в отношении паспортов безопасности.

[5] Разработка плана локализации и ликвидации предусматривает определение характерных сценариев аварий и оценку их последствий (см. п. 6.3.3).

[6] Обязательность проведения экспертизы промышленной безопасности деклараций промышленной безопасности установлена в ст.13 федерального закона №116-ФЗ [1]

[7] При разработке ПЛА должны использоваться готовые результаты анализа риска из декларации промышленной безопасности ОПО в части сценариев аварий и размеров зон поражения.

[8] При разработке ПЛА должны использоваться готовые результаты анализа риска из декларации промышленной безопасности ОПО в части сценариев аварий и размеров зон поражения.

[9] Диаметр отверстия истечения при авариях на газопроводе принимается равным внутреннему диаметру трубы

[10] Далее по тексту «n-й ПОУ с боковыми участками влияния» будет упоминаться как «n-й ПОУ»

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..