Общие положения (СТО Газпром 2-2.3-400-2009)

  Главная      Учебники - Газпром     СТО Газпром 2-2.3-400-2009

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..

 

 

 

4 Общие положения (СТО Газпром 2-2.3-400-2009)

4.1 Назначение, цели и задачи анализа риска

4.1.1 Анализ техногенного риска (риска аварий) на ОПО ГДО ОАО «Газпром» является необходимым элементом управления промышленной безопасностью на ОПО ГДО и представляет собой циклическую процедуру, включающую систематизацию всей доступной информации о состоянии ОПО и его окружения с точки зрения промышленной безопасности, идентификацию опасностей, оценку риска аварий, анализ полученных показателей риска, разработку рекомендаций по снижению риска и проверку эффективности этих рекомендаций в следующем цикле анализа ОПО ГДО.

4.1.2 Основное назначение анализа техногенного риска на ОПО ГДО ОАО «Газпром» заключается в предоставлении лицам, принимающим решения:

-      объективной информации о состоянии промышленной безопасности ОПО;

-      сведений о наиболее опасных составляющих ОПО;

-      сведений о возможном количестве пострадавших, объемах ущерба производству, третьим лицам и окружающей природной среде от возможных аварий на ОПО и ожидаемой частоте (вероятности) реализации аварий и их нежелательных последствий;

-      обоснованных рекомендаций по уменьшению риска;

-     обоснованных рекомендаций по распределению материальных и финансовых ресурсов, направляемых на повышение уровня безопасности ОПО.

4.1.3 Цели и задачи анализа техногенного риска на разных этапах жизненного цикла ОПО (разработка проектной документации, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, вывод из эксплуатации) различаются и должны быть конкретизированы для каждого этапа.

4.1.4 На этапе разработки проектной документации на строительство и расширение ОПО целями анализа риска являются:

- выявление опасностей и предварительная количественная оценка риска для проектируемого ОПО с установленными в целом технико-экономическими характеристиками ОПО с учетом воздействия поражающих факторов аварий на персонал, население и окружающую природную среду для выбора оптимального варианта размещения технических устройств, зданий и сооружений ОПО по критерию безопасности для персонала, населения и окружающей природной среды;

- обеспечение информацией для разработки инструкций, технологических регламентов и ПЛА[7] на проектируемом ОПО;

- обеспечение разработчиков проектной документации информацией для оптимального выбора и размещения систем противоаварийной и противопожарной защиты, блокировок, сигнализаций и т.п. на ОПО;

- обеспечение информацией в соответствии с РД 03-14-2005 [4] для разработки декларации промышленной безопасности в составе проектной документации;

- обеспечение информацией для разработки раздела ИТМ ГОЧС в составе проектной документации;

- проверка правильности разработки подразделов по анализу риска в декларациях и разделах ИТМ ГОЧС в составе проектной документации при проведении экспертиз промышленной безопасности.

4.1.5 На этапе ввода в эксплуатацию (вывода из эксплуатации) ОПО целями анализа риска являются:

- выявление опасностей и оценка последствий аварий, уточнение оценок риска, полученных на предыдущих этапах функционирования ОПО;

- проверка соответствия условий эксплуатации требованиям промышленной безопасности;

- разработка и уточнение инструкций по вводу в эксплуатацию (выводу из эксплуатации).

4.1.6 На этапе эксплуатации ОПО целями анализа риска являются:

- проверка соответствия условий эксплуатации требованиям промышленной безопасности;

- получение новой или уточнение существующей информации об основных опасностях и рисках на ОПО для персонала, населения и окружающей природной среды, в том числе, при декларировании промышленной безопасности;

- получение новой или уточнение существующей информации об основных опасностях и рисках на ОПО для населения (прежде всего) и для персонала при разработке паспортов безопасности и ПЛА;

- расстановка приоритетов при направлении имеющихся в эксплуатирующей организации ограниченных ресурсов на текущий и капитальный ремонт, техническое обслуживание и обновление оборудования с целью оптимального распределения средств  по участкам ОПО в соответствии с уровнями рассчитанного для них риска;

- разработка рекомендаций и мероприятий по снижению риска;

- совершенствование инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию, планов ликвидации (локализации) аварийных ситуаций на ОПО;

- оценка степени снижения риска в результате внесенных изменений в организационные структуры ОПО, приемы практической работы и технического обслуживания ОПО при совершенствовании системы управления промышленной безопасностью.

4.1.7 При реконструкции и техническом перевооружении ОПО целями анализа риска являются:

- выбор оптимальных (с учетом показателей риска) технических решений и размещения реконструируемых (перевооружаемых) составляющих ОПО;

- уточнение информации об опасностях и рисках на ОПО с учетом технико-технологических изменений объекта, связанных с реконструкцией (перевооружением) отдельных составляющих ОПО (в том числе, при разработке ДПБ);

- уточнение инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию и ПЛА на ОПО;

4.1.8 При капитальном ремонте на ОПО целями анализа риска являются:

- выявление специфических опасностей ремонтных работ и оценка показателей риска ОПО при производстве капитального ремонта;

- уточнение информации об опасностях и рисках на ОПО с учетом изменений в результате капитального ремонта технико-технологических характеристик и технического состояния ОПО (в том числе, при разработке ДПБ);

- уточнение технологических регламентов и инструкций, связанных с капитальным ремонтом.

4.1.9 При ликвидации и консервации ОПО целями анализа риска являются:

- выявление специфических опасностей ликвидации и консервации, оценка показателей риска ОПО при производстве этих работ;

- уточнение информации об опасностях и рисках на ОПО с учетом изменений в результате консервации технико-технологических характеристик ОПО (в том числе, при разработке ДПБ).

 

4.2 Структура показателей безопасности и риска

4.2.1 Основными количественными составляющими риска являются:

- ожидаемая частота аварий;

- размеры зон негативного воздействия поражающих факторов аварий;

- количество пострадавших, в том числе погибших и раненых (при реализации конкретного сценария аварии);

- условная вероятность поражения людей (при реализации конкретного сценария аварии);

- ущерб от аварии (при реализации конкретного сценария аварии).

            4.2.2 Основными количественными показателями риска являются:

- ожидаемый годовой ущерб;

- потенциальный территориальный риск;

- коллективный риск;

- индивидуальный риск;

- социальный риск (F/N-кривая).

4.2.2.1 Ожидаемая частота аварий f в указанных в 3.1.22 единицах – «аварий/год» измеряется применительно к площадочным ОПО (объекту в целом или какой-либо его составляющей), а также к участкам трубопроводов ограниченной фиксированной длины. Для протяженных трубопроводов используется также понятие ожидаемой удельной частоты, измеряемой в числе аварий в год на единицу длины трубопровода (аварий/(км∙год)). Ожидаемая частота аварий для различных видов ОПО рассчитывается в соответствии с рекомендациями, изложенными в разделе 8 .

4.2.2.2 Размер(ы) зоны воздействия заданного поражающего фактора аварии определяе(ю)тся при необходимости (по указанию заказчика КолАР) на основе результатов расчета территориального распределения основной физической характеристики этого поражающего фактора путем задания порогового значения указанной характеристики с построением соответствующих изолинии(й) и последующего измерения характерных размеров (радиуса круга, малой и большой осей эллипса или продольного и поперечного размеров) полученного изображения зоны на уровне земли.

Примечание – Характерным размером зоны теплового воздействия от вертикального цилиндрического пламени при заданном пороговом значении теплового потока облучения 1,5 кВт/м2, является радиус круга с центром, совпадающим с центром основания пламени, который (т.е. круг) образован изолинией 1,5 кВт/м2.

 

4.2.2.3 Количество пострадавших N, чел., характеристика потерь среди людей в результате конкретной аварии на ОПО. Значения этой характеристики рекомендуется рассчитывать для каждого расчетного сценария аварии, а при разработке деклараций промышленной безопасности и паспортов безопасности ОПО требуется их определять в отношении персонала ОПО и населения при реализации наиболее вероятного и наиболее неблагоприятного по последствиям сценариев аварий на ОПО (см. 10.1).

4.2.2.4 Ущерб от аварии, У, руб., определяется как потери (убытки) в производственной сфере ОПО, убытки третьих лиц и вред природной среде в результате одной конкретной аварии на ОПО и исчисляется в денежном выражении в соответствии с 10.3. В определенных случаях (по согласованию с заказчиком КолАР) ущерб допускается исчислять в натуральных показателях. Значения этой характеристики рекомендуется рассчитывать для каждого расчетного сценария аварии, а при разработке деклараций промышленной безопасности и паспортов безопасности ОПО требуется их определять для случаев реализации наиболее вероятного и наиболее неблагоприятного по последствиям сценариев аварий на ОПО.

В настоящем стандарте рассматривается только прямой ущерб от воздействия поражающих факторов аварий, который не включает в себя косвенные потери организации, эксплуатирующей ОПО (потери доходов в результате простоев, неустойки, компенсацию недополученой прибыли третьих лиц и т.д.).

В качестве расчетных составляющих ущерба для целей данного СТО приняты:

- социально-экономический ущерб – ущерб, связанный с гибелью и травмированием людей, выбытием трудовых ресурсов в результате реализации конкретного сценария аварии;

- прямой ущерб производству на ОПО – ущерб, связанный с уничтожением или повреждением  основных фондов и товарно-материальных ценностей организации в результате реализации конкретного сценария аварии;

- ущерб, связанный с затратами на локализацию аварии, ликвидацию ее последствий и расследование причин;

- ущерб имуществу третьих лиц – ущерб, связанный с уничтожением или повреждением в результате реализации конкретного сценария аварии зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, продукции, сырья, принадлежащих другим (третьим) лицам;

- экологический ущерб – ущерб, связанный с загрязнением атмосферы, водных ресурсов, почвы, уничтожением лесных массивов, сельхозугодий, в результате реализации конкретного сценария аварии.

4.2.2.5 Условная вероятность поражения людей Pгиб, в процентах, определяется как условная вероятность гибели человека или процент погибших среди группы людей, находящихся в рассматриваемой точке территории при реализации с вероятностью, равной 1, конкретного сценария аварии. При практических расчетах рекомендуется строить изолинии условной вероятности поражения на плане территории ОПО и прилегающей территории при реализации наиболее вероятного и наиболее неблагоприятного по последствиям сценариев аварий на ОПО (см. 10.1).

4.2.2.6 Ожидаемый годовой ущерб от аварий на ОПО, У, руб/год, определяемый как математическое ожидание ущерба от возможных аварий за один календарный год эксплуатации ОПО, рассчитывается с учетом ожидаемой частоты аварий на ОПО в соответствии с рекомендациями раздела 12.

Расчетными составляющими ожидаемого годового ущерба являются виды ущербов, перечисленные в 4.2.2.4 и пересчитанные на один календарный год с учетом частоты аварий.

4.2.2.7 Потенциальный территориальный риск, Rпот, 1/год, трактуется как ожидаемая частота гибели человека в результате воздействия совокупности поражающих факторов всех расчетных сценариев аварий на ОПО при условии постоянного (условно) нахождения человека в рассматриваемой точке территории. Потенциальный риск отражает максимально возможный уровень опасности для человека без учета возможности его временного (периодического) отсутствия в рассматриваемой точке пространства. Рассчитывается в соответствии с рекомендациями раздела 11.

4.2.2.8 Коллективный риск, Rcol, чел/год, определяется как ожидаемое количество погибших в результате возможных аварий за один календарный год эксплуатации ОПО на определенной территории (территории самого ОПО и территории, примыкающей к ОПО). Определяется по результатам расчета территориального распределения потенциального риска с учетом пространственно-временного распределения людей в соответствии с рекомендациями раздела 11.

4.2.2.9 Индивидуальный риск, Rind, 1/год,  допускается определять как частоту гибели представителя выделенной категории людей (а не отдельного индивидуума) в результате воздействия совокупности поражающих факторов аварий с учетом показателей жизнедеятельности этой категории людей (доли времени нахождения в рассматриваемой точке за выбранный период времени, особенностей физиологического восприятия негативного воздействия, адекватности действий при чрезвычайных ситуациях, наличия и эффективности систем защиты от соответствующего поражающего фактора и т.д.). При этом допускается применять показатель среднего индивидуального риска (см. раздел 11).

4.2.2.10 Социальный риск характеризует риск для групп людей и интерпретируется так называемой диаграммой частот-последствий (F/N-кривой), отражающей тяжесть последствий аварий, связанных с поражением людей, т.е. катастрофичность аварий и рассчитывается в соответствии с рекомендациями раздела 11.

При практическом анализе риска F/N-диаграмма строится в виде кривой кумулятивной (накопленной) частоты потенциального события с N летальных исходов, получаемой сложением частот реализации ряда расчетных сценариев с определенным числом погибших в каждом сценарии. В итоге диаграмма иллюстрирует, по существу, вероятность реализации N или более летальных исходов.

F/N-кривая рекомендуется к использованию, когда выбран определенный критерий приемлемости ущерба, как, например, в случае, когда надзорными органами регламентируется неприемлемость реализации более чем 10 летальных исходов в результате аварии.

5 Общий алгоритм анализа риска опасных производственных    объектов добычи газа и газового конденсата

Основными этапами количественного анализа риска ОПО ГДО являются:

-      планирование и организация работ по анализу риска;

-      идентификация опасностей;

-      оценка риска;

-      разработка рекомендаций по уменьшению риска.

Указанные этапы КолАР состоят из подэтапов, приведенных на блок-схеме процедуры количественного анализа риска (см. рисунок 5.1).

Содержание и порядок выполнения этапов и подэтапов КолАР последовательно изложено в разделах 6-13.

 

 

 

 

 

 


 

1.1 Определение факторов и проблем, обусловивших необходимость проведения КолАР ОПО ГДО. Анализ технического задания

1 Планирование и организация работ

1.2 Определение целей и задач анализа риска с учетом требований заказчика и стадии жизненного цикла ОПО

1.3 Определение глубины (детальности) анализа, уточнение алгоритма и набора методов анализа с учетом сформулированных целей КолАР

1.4 Организация группы специалистов для выполнения КолАР

1.5 Описание ОПО (технологическое оборудование, коммуникации, сооружения, здания, системы управления и защиты), его природного и социального окружения на базе сбора и анализа исходных данных

1.6 Обоснование критериев приемлемого (предельно допустимого) риска

 

2.1 Идентификация источников опасностей, характеристик и количеств опасных веществ в(на) них. Определение причин, условий и факторов возникновения аварий 

2 Идентификация опасностей

2.2 Определение спектра возможных нежелательных событий, возможных сценариев аварий на различных составляющих ОПО

 

3.1 Оценка ожидаемой частоты аварий для выбранных основных (расчетных) источников опасности (составляющих ОПО)

3 Оценка риска

3.2 Выбор и обоснование основных (расчетных) сценариев аварий из числа возможных сценариев.

3.3 Оценка условных вероятностей реализации расчетных сценариев аварий

3.4  Расчет интенсивностей и объемов аварийных выбросов опасных веществ для всех расчетных сценариев аварий

3.5 Расчет распространения поражающих факторов аварий в окружающей среде для всех расчетных сценариев аварий

3.6 Расчет условных вероятностей поражения людей, количества пострадавших для всех расчетных сценариев аварий

3.7 Расчет ущерба: социально-экономического – (связанного с поражением людей), ущербов имуществу и компонентам природной среды) для всех расчетных сценариев аварий

3.8 Расчет территориального распределения потенциального риска. Расчет коллективного, индивидуального и социального рисков

3.9 Расчет ожидаемого годового ущерба с учетом ожидаемой частоты аварий на ОПО

3.10 Определение перечня наиболее опасных составляющих ОПО. Сравнение показателей риска с уровнями приемлемого риска

 

                                           Риск больше приемлемого ?        нет     

да

 4 Разработка рекомендаций по уменьшению риска (Изменения размещения ОПО в целом, пространственного размещения оборудования на площадке ОПО, повышение конструктивной надежности оборудования, совершенствование технических систем защиты и т.п.)

 

Рисунок 5.1 - Алгоритм  выполнения количественного анализа риска эксплуатации ОПО ГДО

 

 

6 Планирование и организация работ по анализу риска

6.1 Исходными информационными материалами для планирования и организации работ по анализу риска являются:

- ТЗ заказчика на выполнение работы, связанной с необходимостью проведения количественного анализа риска ОПО ГДО;

- информация о фоновых уровнях риска (среднестатистических показателях техногенных происшествий) для персонала и населения на территориях размещения газовых промыслов и смежных с ними территориях, уровнях приемлемого риска для населения и персонала, установленных применительно к аналогичным ОПО за рубежом, а также - о рекомендуемых для условий Российской Федерации уровнях приемлемого риска.

6.2 Определение факторов и проблем, обусловивших необходимость проведения КолАР ОПО ГДО. Анализ технического задания.

Типовыми (характерными) работами, указываемыми в ТЗ, как правило, являются:

- разработка декларации(й) промышленной безопасности в соответствии с РД 03-14-2005 [4] и РД 03-357-00 [5] для всего комплекса действующих ОПО в составе конкретного ГДО ОАО «Газпром»;

- разработка декларации промышленной безопасности и (или) раздела ИТМ ГО ЧС в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО в составе ГДО (фонда скважин, системы сбора газа, УКПГ, ДКС и т.п.);

- разработка паспортов безопасности действующих ОПО ГДО;

- разработка ПЛА для проектируемых и действующих ОПО ГДО[8];

- проведение анализа риска для отдельных ОПО, для обоснования возможности строительства каких–либо объектов вблизи ОПО.

В зависимости от вида указываемых в ТЗ работ следует определить цели, задачи, глубину анализа риска и состав группы специалистов для выполнения КолАР в соответствии с 6.3, 6.4.

6.3 Определение цели, задач и глубины анализа риска.

6.3.1 При разработке деклараций промышленной безопасности и паспортов безопасности для действующих ОПО ГДО целью анализа риска является расчет всего спектра показателей риска (см. 4.2) для всех составляющих ОПО и разработка рекомендаций для эксплуатирующей организации по уменьшению риска эксплуатации ОПО. Для реализации этих целей рекомендуется выполнять полный цикл количественного анализа риска с использованием методик и математических моделей, приведенных в настоящем стандарте.

6.3.2 При разработке декларации промышленной безопасности и (или) раздела ИТМ ГО ЧС в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО ГДО анализа риска является расчет всех составляющих и показателей риска (см. 4.2) для проектируемого ОПО и разработка рекомендаций по оптимизации технических решений с целью уменьшения риска ОПО. Для реализации этих целей рекомендуется выполнить полный цикл количественного анализа риска (см. рисунок 5.1).

6.3.3 При разработке ПЛА для ОПО ГДО целью анализа риска является определение характерных сценариев аварий и оценка их последствий с дальнейшей разработкой организационно-технических мероприятий и плана действий персонала по локализации и ликвидации аварий. Глубину анализа следует ограничить применением методов построения сценариев развития аварий (например, методом дерева событий) и проведением консервативных оценок зон негативного воздействия поражающих факторов аварий с использованием, как правило, инженерных моделей расчета распространения поражающих факторов аварий на ОПО.

6.4 Организация группы специалистов для выполнения  работ по анализу риска.

Для проведения работ по анализу риска ОПО ГДО должны привлекаться следующие специалисты:

- специалист в области строительства и ремонта скважин (если скважины указаны в ТЗ на КолАР в качестве анализируемых ОПО);

- специалист по технологии газодобычи и подготовки газа к транспорту;

- специалист по КИПиА объектов газодобычи и подготовки газа к транспорту;

- специалист по диагностированию технического состояния объектов газодобычи и подготовки газа к транспорту;

- специалист по анализу риска ОПО газодобычи и подготовки газа к транспорту (рекомендуется наличие квалификации эксперта, осуществляющего экспертизу деклараций промышленной безопасности и документов в части анализа риска объектов нефтегазодобычи, подготовки нефти и газа, газопереработки (шифры областей аккредитации в Системе аккредитации по промышленной безопасности 4.1.5.1; 4.2.5.1);

- инженер - программист;

- оператор ЭВМ.

Необходимая численность указанных специалистов в составе конкретной группы должна определяться количеством анализируемых ОПО и их составляющих в рамках заказанной работы и требуемой (в соответствии с выявленными целями и задачами КолАР) глубиной анализа.

6.5 Описание ОПО ГДО и его (их) окружения следует выполнять на основе анализа и систематизации следующих информационных материалов и исходных данных:

- общие сведения о заказчике проекта (только для проектируемых объектов);

- общие сведения об эксплуатирующей (для действующих объектов) организации (наименование, адрес, телефон, Ф.И.О. руководителей);

- технологическая(ие) схема(ы) ОПО ГДО;

- ситуационный план ОПО ГДО (промысловой зоны со скважинами и трубопроводной системой сбора газа, площадками УКПГ, ДКС, промышленной базой, вахтовым поселком и т.д.) и прилегающей территории (включая населенные пункты, организации, автомобильные и железные дороги, лесные и сельскохозяйственные угодья, реки);

- описание природно-климатических условий района расположения ОПО ГДО;

- характеристики грунтов (коррозионные, механические, мерзлотные и др.) в районе расположения скважин, промысловых и технологических трубопроводов, площадочных объектов;

-  генеральный(е) план(ы) промплощадки(ок) ОПО ГДО (УКПГ, ГС, УППГ, ДКС, СОГ и т.д.);

- перечень и конструктивно-технологические параметры оборудования всех составляющих ОПО (типы и конструкции скважин, конструкции кустовых площадок скважин, схемы и параметры трубопроводной обвязки скважин на кустовых площадках; способы прокладки, диаметры, давления, протяженности, данные по трубам и трубным сталям, изоляционным покрытиям, запорной арматуре промысловых трубопроводов; конструкция опор надземных промысловых трубопроводов; типы, габариты, технологические параметры емкостей, аппаратов, установок, агрегатов  на УКПГ и ДКС и.т.д.);

- перечень и характеристики переходов промысловых трубопроводов через дороги (автомобильные и железные), реки;

- перечень пересечений промысловых трубопроводов с инженерными коммуникациями;

- перечень и характеристики противопожарных средств, пожарной сигнализации, систем обнаружения утечек газа, систем аварийной вентиляции производственных зданий ОПО ГДО;

- технические характеристики и логика функционирования систем автоматики, дистанционного управления , защиты  различных составляющих ОПО ГДО;

- описание и основные характеристики лесных угодий вблизи ОПО ГДО;

- описание сельскохозяйственных угодий и распределения сельхозрабочих и сельхозтехники на территориях вблизи ОПО ГДО;

- данные о размещении и численности населения близлежащих населенных пунктов;

- данные о размещении и численности работников близлежащих организаций;

- перечень вневедомственных опасных объектов, которые могут явиться источником ЧС для ОПО ГДО;

- численность, квалификация, режим работы и распределение обслуживающего персонала на площадках ОПО ГДО;

- данные об имевших место авариях на ОПО ГДО и аналогичных объектах;

- результаты диагностических обследований и данные о проведенных ремонтах составляющих ОПО ГДО .

6.6 Обоснование уровней приемлемого риска как базы для сравнения с ними расчетных показателей риска после проведения КолАР следует выполнять отдельно для населения и производственного персонала с учетом фоновых рисков, наблюдающихся на территориях расположения анализируемого ОПО ГДО, а также с учетом существующих рекомендаций по выбору уровней приемлемого риска для условий Российской Федерации (см. раздел 13).

 

 

7 Идентификация опасностей на опасных производственных объектах добычи газа и газового конденсата. Определение причин, условий, факторов возникновения аварий и сценариев их реализации

 

7.1 Состав работ по идентификации опасностей

7.1.1 При проведении идентификации опасностей термин «опасность» используется для описания комбинации условий, которые приводят к аварии на ОПО ГДО с негативными последствиями. При этом понятие «авария» применительно к ОПО ГДО определяется в соответствии со статьей 1 Федерального закона [1]. 

7.1.2 На этапе идентификации опасностей на основе детального анализа материально-технической базы и технологической специфики ОПО ГДО следует:

- выявить и описать все источники опасностей (опасные составляющие ОПО), которыми могут быть технические устройства, технологические блоки и процессы, участки трубопроводов, обладающие признаками, перечисленными в приложении 1 Федерального закона [1]:

-  описать места их расположения на ОПО;

- выявить и описать все обращающиеся на ОПО опасные вещества (определить характеристики и количество каждого вещества). Подробное описание ряда обращающихся на ОПО ГДО ОАО «Газпром» опасных веществ приведено в Приложении А;

- определить возможные причины, факторы, условия возникновения аварий и инцидентов;

- определить принципиально возможные пути развития аварий и затем выделить основные расчетные сценарии аварий.

            7.1.3 При выполнении идентификации опасностей рекомендуется использовать один из следующих качественных методов анализа риска (или их совокупность): метод анализа опасностей и работоспособности (HAZOP), «Что будет, если…?» (What if), контрольный список (Checklist), метод анализа видов и последствий отказов (FMEA), метод анализа деревьев отказов и деревьев событий в соответствии с работой [7] (см. также Приложение Б).

            К преимущественному использованию при идентификации опасностей на ОПО ГДО рекомендуется метод HAZOP (см. Приложение Б).

 

7.2 Исходные данные для выполнения идентификации опасностей

Перечень необходимых для идентификации опасностей информационных материалов должен включать:

- справочные материалы по характеристикам опасных веществ, обращающихся на ОПО ГДО (Приложение А);

- технологическая(ие) схема(ы) ОПО и его(их) составляющих;

- ситуационный план ОПО с прилегающей территорией;

- перечень и конструктивно-технологические параметры составляющих ОПО.

 

7.3 Выявление источников опасности

7.3.1 В качестве источников опасности на ОПО ГДО рекомендуется, прежде всего,  идентифицировать те составляющие ОПО, на(в) которых обращаются опасные вещества (природный газ, газовый конденсат, абсорбенты (ДЭГ, ТЭГ), турбинное масло, метанол, одорант,  дизельное топливо, бензин, керосин и другие ГСМ), а именно (см. также 7.7.2):

- скважины с устьевым оборудованием и трубопроводной обвязкой;

- промысловые трубопроводы сборной сети (шлейфы и коллекторы);

- межпромысловые трубопроводы (на протяженных межпромысловых трубопроводах рекомендуется выделять ПОУ в соответствии с СТО Газпром 2-2.3-351-2009, для которых (т.е. ПОУ) и проводить КолАР);

- технологические трубопроводы и оборудование УКПГ, ГС, УППГ: сепараторы, разделительные емкости, выветриватели, абсорбционные и адсорбционные колонны, теплообменники, ТДА, АВО газа, АВО масла, ЗПА , емкости хранения абсорбентов, ГСМ, метанола, др. оборудование;

- технологические трубопроводы и оборудование ДКС: пылеуловители, фильтры-сепараторы, ГПА, АВО газа, АВО масла, оборудование блока подготовки топливного, пускового, импульсного газа, емкости хранения турбинного масла, ГСМ, метанола, др. оборудование;

- пылеуловители, АВО газа, ТДА, теплообменники, испарители, фильтры-сепараторы системы дренажа, оборудование блока подготовки топливного, пускового, импульсного газа, трубопроводы и оборудование парокомпрессионного контура, емкости хранения конденсата, хладагента, ГСМ, метанола, др. оборудование;

7.3.2 При описании опасных составляющих ОПО следует, кроме основных проектных параметров каждой составляющей и расположения ее на площадке, указывать термодинамические параметры состояния опасных веществ, обращающихся на(в) составляющих ОПО.

7.4 Определение характеристик опасных веществ

Следует выявить и перечислить основные характеристики и опасные свойства всех опасных веществ, обращающихся в идентифицированных опасных составляющих анализируемого ОПО ГДО, представляя данные в виде таблиц, приведенных в Приложении А.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..