Требования к организации и производству ремонтных работ на действующем газопроводе под давлением

  Главная      Учебники - Газпром     СТО Газпром 2-2.3-137-2007

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9    ..

 

 


 

      1. Требования к организации и производству ремонтных работ на действующем газопроводе под давлением

         

        1. Производство ремонтных работ на действующем газопроводе с допустимым (расчетным) рабочим давлением с транспортировкой или без транспортировки продукта допускается выполнять в случаях невозможности или нецелесообразности ремонта участка газопровода традиционным методом сварки (вварки) трубы или катушки или методом сварки (наплавки, заварки), вварки заплат или приварки патрубков с временным выводом ремонтируемого участка из эксплуатации.

        2. Расчетное проходное давление из условий безопасности на ремонтируемом участке должно ограничиваться:

  • допустимым давлением, определяемым с учетом максимальной глубины дефектов в месте установки муфты;

  • допустимым давлением, определяемым с учетом потери прочности нагретого металла в месте сварки кольцевых швов муфты.

          1. Организация и производство работ по ремонту участка газопровода, находящегося под давлением, сварными муфтами должны производиться в соответствии с требованиями рабочего проекта или проекта производства работ, разработанных, согласованных и утвержденных дочерним обществом ОАО “Газпром”, в котором проводится ремонт газопроводов с учетом требований СТО Газпром 14-2005, ВРД 39-1.10-006 [19] и настоящего стандарта.

          2. Для обеспечения безопасности проведения работ при ремонте сварными муфтами действующего газопровода допустимое давление в газопроводе должно быть снижено:

            а) из условия максимальной глубины дефектов до величины, определяемой по формуле


             

            image

            Р = 2к т(S  ), МПa;


             

            (3)

            D

             

            доп

            H


             

            б) из условия потери прочности нагретого металла в месте сварки кольцевых швов муфты до величины, определяемой по формуле


             

            image

            Р = 2к т(S  c), МПa,


             

            (4)

            D

             

            доп

            H


             

            где к – коэффициент условий работы газопровода, принимаемый в зависимости от категории участка равным 0,9 – для III–IV категорий, 0,75 – для II категории (в случае проведения работ по врезке между участками разных категорий принимается наименьшее значение

            Рдоп) [12];

            т – предел текучести металла трубы газопровода, принимаемый по техническим условиям на трубы, МПа;

            S – толщина стенки трубы, мм;

             – максимальная глубина дефекта, мм;

            c – коэффициент потери прочности нагретого металла стенки в месте сварки, с = 2,4 мм; DН – наружный диаметр трубы в месте сварки, мм.

          3. Если максимальная глубина дефектов (, мм) больше коэффициента потери прочности нагретого металла (с = 2,4 мм), то величина допустимого давления определяется по формуле (3), если максимальная глубина дефектов (, мм) меньше или равна коэффициенту потери прочности нагретого металла (с = 2,4 мм), то величина допустимого давления определяется по формуле (4).

            Определение допустимого расчетного давления должно выполняться проектной организацией при разработке рабочего проекта и/или проекта производства работ.

            Пример расчета максимально допустимого рабочего давления приведен в приложении К.

          4. При производстве ремонтных работ сварными муфтами не допускаются подъем и опускание газопровода, а также любые виды работ, связанные с возможным перемещением ремонтируемого газопровода от оси.

          5. С целью предотвращения возможного проседания грунта под газопроводом, а также провисания газопровода в месте установки муфты должны применяться инвентарные (деревянные из бруса) опоры или иные методы “якорения” газопровода.

          6. Сборка муфты и ее фиксирование на трубе должны производиться с помощью различных съемных приспособлений, которые обеспечивают обжатие муфты по отношению к трубе.


     

        1. Подготовка дефектного участка газопроводов к ремонту

          1. Подготовительные работы, предварительный и сопутствующий подогрев, сварка и контроль качества приведены в 11.4.

          2. До начала ремонта газопроводов сварными стальными муфтами с поверхности ремонтного участка газопровода механическим способом должно быть удалено изоляционное покрытие и произведена очистка поверхности на ширину не менее 100 мм от границ предполагаемой установки муфт.

          3. С целью уточнения параметров и границ дефектов, толщины стенки, выявления возможных недопустимых поверхностных дефектов, внутренних дефектов или расслоений металла трубы на расстоянии не менее 100 мм от границ предполагаемой установки муфт должен быть проведен:

  • визуальный, измерительный, ультразвуковой контроль основного металла трубы полного периметра очищенной поверхности ремонтного участка газопровода;

  • визуальный, измерительный, радиографический или ультразвуковой контроль продольного заводского шва;

  • радиографический или ультразвуковой контроль полного периметра кольцевого сварного шва (при наличии внутри зоны установки муфты кольцевого шва).

    Допускается при необходимости применять дополнительные физические методы неразрушающего контроля (магнитный, капиллярный).

          1. При наличии в контролируемой зоне недопустимых поверхностных и/или внутренних дефектов (расслоений), толщины стенки, выходящей за минусовой допуск, место сварки муфты к газопроводу должно быть изменено с перекрытием конечных участков расслоений или дефектов на расстоянии не менее 150 мм в каждую сторону.

          2. Монтаж муфт или элементов муфт следует выполнять с перекрытием дефектного участка на расстояние не менее 150 мм в каждую сторону, при этом предполагаемые кольцевые угловые сварные соединения муфт или элементов муфт должны располагаться на расстоянии не менее 150 мм от кольцевого сварного шва ремонтного участка газопровода.

          3. При монтаже на ремонтируемый участок газопровода двух или более муфт, расстояние между муфтами конструкций № 1, № 2 должно быть не менее 150 мм, между муфтами конструкций № 3–6 – не менее 0,5 D, где D – диаметр газопровода.

          4. Допускается монтаж нескольких муфт конструкции № 4 методом наращивания, при условии подтверждения расчетами на конструктивную прочность ремонтируемого участка газопровода (на стадии разработки рабочего проекта или проекта производства работ).


     

        1. Сборка продольных стыковых, кольцевых нахлесточных и угловых сварных соединений муфт газопроводов

          1. До начала сборки муфт усиление продольного заводского шва ремонтного участка газопровода должно быть удалено механическим способом заподлицо с наружной поверхностью газопровода под муфтами (конструкция № 1) и элементами муфт – кольцами (конструкции № 2–7) на расстоянии не менее 150 мм от предполагаемых границ установки муфт в каждую сторону с плавным переходом на наружную поверхность заводских швов

            (шероховатость поверхности не более Rz 32).

          2. До начала сборки к внутренней поверхности элементов муфт (полумуфт, полуколец) со стороны разделки по всей длине свариваемых кромок должны быть выполнены ручной дуговой сваркой прихватки подкладных пластин, при этом концы подкладных пластин должны выступать за торцы элементов муфт на расстояние от 50 до 60 мм в каждую сторону.

          3. При изготовлении полумуфт или полуколец с двусторонним продольным сварным швом усиление внутреннего продольного сварного шва должно быть удалено механическим способом заподлицо, при этом на полумуфтах конструкции № 1 и полукольцах конструкций № 2–7 усиление снимается по всей длине, на полумуфтах конструкций № 2–5 усиление снимается на расстояние не менее ширины кольца от торцов полумуфты с плавным переходом на наружную поверхность внутренних продольных сварных швов (шероховатость

            поверхности Rz 20–Rz 32).

          4. Сборка полумуфт, полуколец и их фиксирование на ремонтном участке газопровода должны производиться с применением съемных приспособлений для обеспечения обжатия муфты на газопроводе и необходимых зазоров.

          5. В качестве сборочных приспособлений рекомендуются наружные звенные центраторы, преимущественно с гидравлическим приводом, а также приспособления жесткой конструкции типа центраторов-корректоров, цепных домкратов. Количество сборочных приспособлений определяется длиной муфты или ее элементами. При установке муфты на ремонтный участок газопровода запрещается наносить удары кувалдой или другими предметами с целью получения необходимого обжатия.

          6. Продольные стыковые швы полумуфт и полуколец должны быть расположены преимущественно на середине вертикальной образующей ремонтного участка газопровода на расстоянии не менее 100 мм от продольных заводских швов, при этом продольные стыковые швы полумуфт и полуколец должны быть разнесены между собой на расстояние не менее 100 мм.

          7. Нахлесточные и угловые соединения муфт и элементов заводского исполнения должны собираться по периметру трубы с равномерным зазором не более 4,0 мм.

          8. Полумуфты или полукольца должны иметь подготовленные под сварку кромки:

  • кромки для сварки продольных стыковых сварных соединений должны иметь угол скоса от 25° до 30°, притупление от 1,0 до 3,0 мм, допускается неравнобочная разделка кромок с углом скоса от 10° до 15° на нижних полумуфтах или полукольцах, от 30° до 35° – на верхних;

  • кромки для сварки кольцевых нахлесточных сварных соединений должны иметь угол скоса 90° ±5°;

  • наружные и внутренние поверхности, примыкающие к свариваемым кромкам, должны быть зачищены до металлического блеска на ширину от 10 мм до 15 мм.

Геометрические параметры разделки кромок и сборки продольных стыковых и кольцевых нахлесточных и угловых сварных соединений полумуфт, полуколец на подкладных пластинах приведены на рисунках 11.34, 11.35.

        1. Смещение свариваемых кромок продольных стыковых соединений полумуфт, полуколец не должно превышать 20 % толщины стенки, но не более 3,0 мм. Для муфт с толщиной стенки до 10,0 мм допускается смещение кромок до 40 % толщины стенки, но не более 2,0 мм.

        2. Смещение свариваемых торцов нижней и верхней полумуфт относительно друг друга должно быть не более 5,0 мм. В случае смещения торцов более 5,0 мм допускается регулировать смещение за счет регулирования зазоров продольных стыковых соединений полумуфт.


 

image image image


 


 

image image image


 


 

1 – стенка верхней полумуфты (или полукольца); 2 – стенка нижней полумуфты (или полукольца); 3 – стенка ремонтного участк газопровода;

4 – металлическая подкладная пластина под продольный шов


 

Рисунок 11.34 – Разделка кромок и сборка продольных стыковых соединений муфт и элементов муфт с симметричной и несимметричной V-образной разделкой, изготовленных

в заводских (а) и трассовых (б) условиях


 

image image


 

image


 

image image


 

image


 

а) при толщине стенки муфты больше толщины стенки ремонтного участка газопровода (конструкция № 1 для изготовления в трассовых условиях);

б) при одинаковых толщинах стенки ремонтного участка газопровода, кольца, муфты (конструкция

№ 2 для изготовления в трассовых условиях, конструкции № 3, № 4, № 5, № 7 для изготовления в заводских условиях);

в) при одинаковых толщинах стенки ремонтного участка газопровода, кольца, муфты (конструкции

№ 6 для изготовления в заводских условиях);

1 – стенка ремонтного участка газопровода; 2 – стенка муфты; 3 – стенка кольца; 4 – металлическая подкладная пластина под продольный шов;

Sм, Sк, Sт – соответственно толщины стенок муфты, кольца, ремонтного участка газопровода Рисунок 11.35 – Геометрические параметры сборки нахлесточных и угловых сварных соединений

муфты и элементов (кольца) в сечении продольного шва

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9    ..