Подводные переходы трубопроводов, выполняемые способом наклонно-направленного бурения (ННБ)

  Главная       Учебники - Газ      СНиП РК 3.05-01-2010 (Магистральные трубопроводы)

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

6.8.2

Подводные переходы трубопроводов, выполняемые способом наклонно-направленного бурения (ННБ)

 

 

6.8.2.1 Строительство переходов способом ННБ включает следующие основные виды работ:

- комплекс работ на монтажной площадке; сварочно-монтажные работы, гидравлическое испытание трубопровода, изоляция сварных стыков, монтаж спусковой дорожки, подготовка трубопровода к протаскиванию;

- комплекс буровых работ: бурение пилотной скважины, ее расширение и калибровка;

- протаскивание трубопровода;

- гидравлическое испытание трубопровода после протаскивания;

- соединение участка ННБ с прилегающими участками перехода;

- комплекс работ по завершении строительства: удаление оставшейся промывочной жидкости, захоронение шлама и строительных отходов, восстановление и рекультивация территории.

6.8.2.2 Спусковая дорожка для протаскивания трубопровода оборудуется, как правило, инвентарными роликовыми опорами, устанавливаемыми прямолинейно по оси створа перехода на спланированном основании. На переходном участке от спусковой дорожки к скважине трубопровод поддерживают с помощью кранов-трубоукладчиков. Конструкция спусковой дорожки определяется проектом и ППР.

6.8.2.3 Катки опор должны иметь эластичную поверхность (твердая резина, полиуретан) и рассчитаны на удельное давление, допустимое для изоляционного покрытия труб.

6.8.2.4 Для изгиба трубопровода с заданным углом входа в скважину могут предусматриваться следующие инженерные мероприятия:

- планировка основания под опоры по допустимому радиусу трассировки;

- устройство грунтовых призм под опоры на криволинейно изогнутом участке трубопровода с одновременным увеличением общего уклона спусковой дорожки;

- использование трубоукладчиков с троллейными подвесками в качестве стационарных или подвижных опор на подходном участке к скважине.

Заданный угол входа трубопровода в скважину складывается из естественного уклона спусковой дорожки, угла поворота вертикальной кривой при трассировке спусковой дорожки по радиусу окружности, дополнительного изгиба трубопровода на приподнятых опорах подходного участка к скважине.

6.8.2.5 Схема протаскивания трубопровода в скважину разрабатывается в проекте организации строительства (ПОС) и уточняется в проекте производства работ (ППР) с учетом конкретных условий и применяемого оборудования. Проектом определяется состав механизмов и оборудования, их расстановка, технические параметры, расчетные строительные нагрузки на трубопровод и опоры, напряженное состояние трубопровода определяется в соответствии с требованиями 5.6.2.8.

6.8.2.6 При определении расчетных значений тяговых усилий следует учитывать:

- массу трубопровода;

- выталкивающую силу бурового раствора;

- упругий изгиб плети;

- усилие на преодоление сопротивления движению калибра или расширителя в головной части трубопровода;

- силы трения трубопровода о стенки скважины;

- силы трения трубопровода на роликовых опорах и троллейных подвесках спусковой дорожки;

- вес колонны бурильных труб в буровом растворе;

- силы трения колонны бурильных труб в буровом растворе о стенки скважины.

6.8.2.7 Общее тяговое усилие для каждого этапа протаскивания определяется как сумма составляющих усилий при протаскивании участков трубопровода на спусковой дорожке и в скважине, а также дополнительных усилий, затрачиваемых на перемещение расширителя в головной части трубопровода и буровой колонны.

6.8.2.8 Расчетные величины тягового усилия должны определяться с учетом максимальных значений расчетных коэффициентов.

Для трубопроводов с положительной плавучестью в расчет следует принимать максимальные значения объемного веса бурового раствора, а для трубопроводов с отрицательной плавучестью соответственно минимальные значения.

Сопротивление протаскиванию трубопровода на участке скважины, не заполненной буровым раствором, соответствующем перепаду отметок точек входа и выхода скважины, рассчитывается отдельно.

Окончательно в расчет принимается максимальная суммарная величина тягового усилия.

6.8.2.9 Буровая установка должна создавать усилие, не менее чем в 2 раза превышающее расчетную величину тягового усилия (с учетом возможного ее увеличения при обрушении стенок и сужении ствола скважины).

6.8.2.10 Бурение скважины выполняют одновременно с монтажом трубопровода. Готовность скважины к протаскиванию трубопровода устанавливается пропуском калибра. К этому моменту должны быть закончены все подготовительные работы к протаскиванию плети трубопровода.

6.8.2.11 Протаскивание трубопровода следует по возможности предусматривать одной плетью с минимальным перерывом между окончанием калибровки и началом протаскивания.

6.8.2.12 Перед началом протягивания рекомендуется предварительно осуществлять циркуляцию бурового раствора.

6.8.2.13 В процессе производства работ необходимо регистрировать следующие технологические параметры:

- время начала и окончания технологической операции по каждой трубе, продолжительность операции;

- крутящий момент;

- нагрузку на каретке;

- параметры бурового раствора;

- давление нагнетания и расход бурового раствора.

6.8.2.14 Отклонения точки выхода пилотной скважины на дневную поверхность от проектного должны быть ≤ 1% от длины перехода, но не более плюс 9,0 м, минус 3,0 м по оси скважины, и 3 м по нормали к ней.

6.8.2.15 Контроль пространственного положения пилотной скважины должен производиться через каждые 10 м с помощью специального навигационного оборудования.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..