Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 9

 

Поиск            

 

Социологические аспекты исследования процесса становления и функционирования идеологии социальной работы

 

             

Социологические аспекты исследования процесса становления и функционирования идеологии социальной работы

Социологические аспекты исследования процесса становления и функционирования идеологии социальной работы

Старшинова Алевтина Викторовна

Исторически системы социального обеспечения и социальной помощи в российском обществе развивались под воздействием идеологии, придавшей им форму патернализма. Несмотря на кардинальные преобразования, происходившие в XX столетии, патерналистская идеология не претерпела существенных изменений в советский период, не изменились и институты социальной защиты, поддерживаемые данной идеологией. Но последняя социальная трансформация на рубеже XX–XXI веков потребовала значительного усиления акцентов на самом индивиде и обеспечении его благосостояния, включая социальные группы и отдельных граждан, традиционно нуждающихся в помощи и поддержке со стороны государства и общества. Необходимость теоретического осмысления вызревания такой общественной потребности и условий ее реализации в отечественной практике определяет обращение к исследованию идеологии социальной работы, в которой человеческое достоинство, солидарность, демократия и право индивида на достойные условия жизни, апелляция к его активности, признание его способности к изменению и ответственности за свое благополучие наряду с гарантиями обеспечения социальных прав государством выступают в качестве основополагающих ценностей и принципов. Общечеловеческий характер базовых ценностей идеологии социальной работы обусловливает ее уникальную роль в общественной системе, связанную с направленностью на интеграцию интересов социальных субъектов, занимающих разные позиции в структуре общества, а не с усилением их групповой дифференциации и конфронтации. Объединительный характер идеологии социальной работы делает ее особо востребованной в России, стремящейся предотвратить риски общественного раскола в результате масштабных изменений конца прошлого столетия.

Глубинные последствия трансформации общественных отношений, проявляющиеся в современном российском обществе, нацеливают научные исследования на все более конструктивный характер, требуя сконцентрировать усилия не столько на их острой критике, сколько на выявление внутренних механизмов, посредством которых осуществляются социальные преобразования. Понимание внутренней природы общественных процессов позволяет использовать полученное знание для воздействия на происходящие изменения. В контексте осуществляемых преобразований общественной системы происходит становление нового для отечественной практики вида общественной деятельности – социальной работы. Изучение идеологии социальной работы с позиций социологии ориентирует исследователей на ее рассмотрение в качестве неотъемлемого компонента общественной системы, выполняющего определенную роль в функционировании и развитии общества, в воспроизводстве и сохранении им своей целостности. Последовательное применение данного подхода дает возможность, сместив акценты с критического восприятия происходящих в социальной сфере изменений, вызванных реформами, апеллировать в теории и практике не только к зарубежным моделям социальной работы как своеобразным эталонам, следуя которым можно сформировать отечественную модель, но и выявить собственные основания развития социальной работы в России. Ее идеология и связанные с ней процессы – смена политических парадигм, противоборство идей и интересов, дифференциация ценностей на уровне элит и масс, изменение целей социального развития, эволюция современного социального идеала, способы его трансляции и т. п. – выступают в качестве таких оснований.

Подходы к пониманию сущности и характера социальной работы, применяемые сегодня в отечественных исследованиях, не раскрывают до конца специфики механизма ее функционирования. Нуждается во всестороннем теоретическом обосновании представление, что ее устойчивое и динамичное развитие обеспечивается благодаря определенной системе идей и ценностей, задающих цели и вектор общественного движения, которые объединяют основных акторов социального взаимодействия. Продолжающиеся в научной литературе дискуссии свидетельствуют, что во многом предмет социальной работы как теории еще формируется, интегрируя в себе знания других наук. Но такая интеграция предполагает не прямое заимствование идей этих наук, а преобразование их в соответствии с ценностями, традициями, целями социальной работы. Идеология оказывает существенное влияние на предмет теории и практики социальной работы, а исследование данного процесса с позиций социологии объясняет его, помогает понять противоречивость и неоднозначность идеологического воздействия, прогнозировать тенденции ее развития. Практика социальной работы, в свою очередь, может быть эффективной лишь при условии четко определенных и воспринятых профессиональным сообществом целей, заключенных в идеологии. При этом идеология не только целенаправленно ориентирует практическую социальную работу, но и проектирует ее. Идеология социальной работы обеспечивает вхождение в профессиональную субкультуру и профессиональную социализацию за счет усвоения соответствующих ценностей в процессе получения профессионального образования.

Обращение к исследованию с социологических позиций идеологии, ее роли в общественной системе, функций, которые она выполняет, механизмов их реализации свидетельствует об устойчивом научном интересе к данному общественному феномену, который существенно возрастает в эпоху кардинальных социальных трансформаций. Идеология посредством свойственных ей структурных компонентов и функций позволяет в переломные эпохи компенсировать, восстановить утраченную привычную картину мира, обрести новые представления, личностные смыслы и общественные цели, объединить и мобилизовать людей на их реализацию. В традициях классической социологии, идущих от признанных теоретиков данного феномена К. Маркса и К. Манхейма, принято рассматривать идеологию как групповое/классовое сознание, формирующееся в результате конфликта интересов общественных групп, занимающих разные социальные позиции. Утвердившееся в русле данной традиции понимание роли идеологии в общественной системе ограничено узкими парадигмальными рамками. Исследование идеологии социальной работы в историческом и актуальном аспектах содержит развитие самой теории идеологии, позволяя представить ее как способ достижения динамичного баланса интересов различных общественных групп, способ социальной интеграции. Предлагаемый подход представляется своевременным, отвечая актуальным потребностям современного состояния российского общества, нацеленного не на конфронтацию, а на утверждение равновесия, гармонизацию общественных интересов. Идеология социальной работы, обладая существенным объединительным потенциалом, способна удовлетворить объективно вызревающий общественный запрос.

Идеология как таковая представляет опосредованное отношение к миру сквозь призму тех идей, которые соответствуют актуальным общественным интересам тех или иных социальных групп или общества в целом. Выступая как ценностная система философских, правовых, политических, экономических, социологических и иных представлений о мире и месте в нем человека, она конструирует программы движения к будущему или стабилизации в настоящем, организует и направляет действия социальных субъектов на их реализацию.

Социология в исследовании ценностей сосредоточена на выявлении их функциональной роли в общественной системе как определенной целостности. В контексте социологического анализа ценности рассматриваются в качестве фактора регуляции социальных взаимодействий. Ценности являются основой идеологии, которая через выполнение присущих ей функций включена в ценностно-нормативный механизм социальной регуляции. Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, М. Вебер и другие рассматривали ценности как высшие принципы, на основе которых происходит интеграция как общества в целом, так и отдельных социальных групп; данная традиция была продолжена последующими попытками социологической интерпретации ценностей. Актуализируясь в ситуациях выбора социальными субъектами, ценности становятся их ценностными ориентациями.

Выполнение ценностями системной роли обусловлено тем, что в них выражаются приоритеты, определяющие желаемый жизненный проект и систему ориентаций индивида. Наряду с философской категорией «ценность» социология оперирует категорией «ценностная ориентация», которую можно определить как направленность активности личности на достижение определенных ценностей, ее предпочтительное отношение к тем или иным ценностям. Необходимым компонентом формирования ценностной ориентации выступает ценностное отношение, реализуемое в процессе оценивания. Ценность для того, чтобы превратиться в мотив деятельности, осознается и принимается личностью. Ценностные ориентации, представляя собой сложный, но упорядоченный комплекс принципов, возникающий в процессе оценивания как следствие трех различных элементов – когнитивного, аффективного и директивного, определяют действия и сознание социального субъекта в той степени, в какой это связано с решением «общечеловеческих проблем» 1 . Ценностные ориентации социальных субъектов формируются под влиянием идеологии, которая становится актуальным регулятором сознания и поведения социальных субъектов посредством ценностно-ориентирующей деятельности 2 .

Исторически социальная работа возникает в ответ на необходимость предупреждения угрозы социальной дезинтеграции и социального конфликта в условиях усиления общественной дифференциации. Идеология социальной работы вбирает в себя совокупность идей и представлений, выражающих проект общественного устройства, основанного на равновесии групповых/классовых интересов, формируя программу снятия социального конфликта или его предупреждения. Философские основания идеологии социальной работы как системы ценностных ориентаций составили учения, развивающие представления о взаимоотношении общества и человека, позволяющие достигнуть их равновесного состояния. К ним относятся философские концепции прав человека, развиваемые в рамках теории общественного договора в эпоху Просвещения, различные варианты которого содержали обоснования справедливого общественного устройства. В эпоху Нового времени они получили всестороннее развитие и обоснование в учении И. Канта о моральной автономии индивида и В. Гегеля о правовом государстве. Эволюция этих идей привела к формированию современной идеологии социальной работы как неотъемлемой части идеологии социального государства.

Социологический подход к социальной работе основан на рассмотрении ее в качестве деятельности, выполняющей определенные функции в общественной системе, посредством которых осуществляется интеграция групп людей или отдельных индивидов, испытывающих затруднения в социальном функционировании. Потребность в социальной работе как системной деятельности по оказанию помощи и поддержки формируется в условиях, когда процессы, вызванные социальным неравенством, порождают массовые явления (бедность, дискриминация, социальные исключения, несправедливость и т. п.), создающие угрозу функционированию общественной системы как целостности и равновесной динамике ее развития.

Необходимо подчеркнуть сущностную характеристику социальной работы в ряду таких институтов помощи и поддержки, как социальное обеспечение и социальное обслуживание. Принципиальное отличие заключается в том, что последние основаны на идеях универсального подхода к каждому человеку, имеющему право на определенный минимум благ, право на помощь со стороны общества при определенных обстоятельствах. Социальная работа исходит из признания многообразия индивидуальных потребностей, из идеи уникальности, неповторимости каждого человека, его способности к изменениям, она апеллирует к его активности, внутреннему потенциалу субъекта, помощь в реализации которого возвращает человеку способность к изменению своей жизни в ситуациях, затрудняющих его социальное функционирование, возвращает способность действовать самостоятельно. Следовательно, существует принципиальная разница в ценностных ориентациях, обусловливающих разные требования к технологиям работы, к профессиональной деятельности и подготовке специалистов. В широком смысле слова социальная работа предстает как совокупность разнообразных видов общественной и государственной деятельности, направленной на поддержку людей, испытывающих затруднения в социальном функционировании. В данном аспекте она включает системы социального обеспечения и социального обслуживания и может рассматриваться как социальный институт с присущими ему атрибутами. В более узком смысле социальная работа выступает как профессиональная деятельность, во многом еще обретающая атрибуты социального института, представляя собой систему индивидуальной помощи и поддержки людей, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах. Оба выделенных аспекта в определении социальной работы взаимосвязаны. История социальной работы за рубежом свидетельствует, что функционирование систем социального обеспечения и социального обслуживания не достигало необходимого социального эффекта без профессиональной деятельности социальных работников. Как профессия она возникла относительно недавно, вырастая из гражданских инициатив. Признание государством ее в качестве профессиональной деятельности и придание официального статуса происходит во второй половине XX столетия 3 .

Идеологию социальной работы можно определить как систему идей, ценностей, ценностных ориентаций, целей и представлений о способах их реализации, обусловленных актуальным состоянием взаимодействия интересов социальных субъектов в государстве и гражданском обществе, направленных на социальную интеграцию общественных групп, классов или отдельных индивидов, включая тех, кто испытывает затруднения в социальном функционировании и развитии. Под влиянием идеологии происходит развитие социальной работы как системной деятельности, обеспечивающей устойчивость и динамическое равновесие общественных отношений.

Рассмотрим модель идеологии социальной работы, воспроизводящую ее наиболее типичные, существенные характеристики и структурные компоненты. В модели идеологии социальной работы следует прежде всего выделить ядро, состоящее из базовых идей, ценностей, ценностных ориентаций. Ядро любой идеологии составляют социально обусловленные способы отражения действительности, поэтому необходимо обозначить субъект, интересы которого выражают идеи, образующие его. Особенность идеологии социальной работы в том, что ее ядро составляют идеи общечеловеческого характера, гуманистические ценности, разделяемые социальными субъектами вне зависимости от той социальной позиции, которые они занимают в структуре общества. Они приобретают форму философских, религиозных, этических концепций, апеллирующих к ценности человеческой жизни, свободе и достоинству человека, его активности, к неотъемлемым правам, эволюционируя в представления о социальных правах человека и социальной справедливости. Социальная справедливость присутствует так или иначе в любой идеологии на определенных этапах функционирования, но в идеологии социальной работы она выступает системообразующей идеей, что и позволяет включить ее в ядро модели наряду с идеей личной ответственности и активности человека, верой в его способность к изменениям. Базовые идеи и ценности, образующие ядро идеологии социальной работы, выражают не групповой, но общий интерес, в котором в конечном счете воплощается объективная потребность в поддержании и воспроизводстве общественной целостности. Практика социальной работы через разнообразные формы помощи и поддержки связана с интеграцией тех, кто в силу определенных причин оказался в ситуации затруднения социального функционирования или социального исключения. Отражая данную практику, идеология социальной работы демонстрирует свою интегративную, объединительную природу. Ее носителем выступает государство.

Затем следует выделить систему идей, воплощающих программы, определяющие цели, вектор, направление общественных преобразований в соответствии с базовыми ценностями (как правило, выраженные в политической форме, поскольку главным субъектом данных преобразований выступает государство наряду с другими политическими субъектами). К ним относятся и идеи, закрепляющие способы реализации базовых ценностей в правовой форме, то есть способы реализации социальных прав граждан и достижения социальной справедливости. Под влиянием данных представлений формируются программы создания систем социальной защиты, формирования систем социального обеспечения и социального обслуживания и форм социального страхования как способов их организации. В выделенном ракурсе рассмотрения модели идеологии наблюдается дифференциация в представлениях различных социальных субъектов о целях и способах достижения социального идеала, что неизбежно, поскольку восхождение к общечеловеческим ценностям происходит через конкретные социальные интересы. Программы, таким образом, образуют идеи и ценности, обусловленные актуальным взаимодействием социальных акторов – государства, гражданского общества, образующих его социальных групп.

Следующий компонент в модели составляют, на наш взгляд, идеи, инициирующие модернизацию институционального регулирования в направлении, определенном идеологической программой. Их можно представить как своеобразную оболочку идей, расположенных вокруг ее ядра, регулирующих отношения, приводящие к изменениям в деятельности институтов социального обеспечения и социального обслуживания. К ним относятся идеи и ценности, образующие макроконцепцию актуальной социальной политики, в контексте которой осуществляется практическая социальная работа. В связи с этим следует подчеркнуть, что вопрос о том, признавать ли социальную работу в качестве социального института, может быть решен положительно в том случае, если существующие институты помощи и поддержки не в состоянии обеспечить выполнение идеологической программы социальной работы. В России весь аппарат идеологического обеспечения, унаследованный от прежнего этапа общественного развития, носил ярко выраженный патерналистский характер. Особенно отчетливо он обнаруживался в системе социального обеспечения и социального обслуживания. Сказанное означает, что следование идеологии неизбежно сопровождается формированием потребности в институционализации социальной работы, впоследствии подчиняющей себе социальное обеспечение и социальное обслуживание.

Применение уровневого подхода к моделированию идеологии социальной работы позволяет представить следующие компоненты. На «низовых» уровнях ее функционирования – общественной психологии, обыденного, массового сознания – это ожидания, оценки, стереотипы, установки, реакции, верования, образы, мифы, связанные со способами достижения социальной справедливости, перераспределения социальных благ. На уровне «верхов» – идеи, ценности, имеющие концептуальное или образное, символическое выражение, социальные программы, официальные решения, проекты, планы, доктрины, лозунги, посвященные проблеме создания систем социальной защиты. Развитие модели в данном аспекте позволяет представить идеологию социальной работы как официальную (господствующую) идеологию, реализуемую государством посредством социальной политики через управленческие и организационные структуры и профессиональную деятельность субъектов социальной работы. В последнем случае речь идет о профессиональной идеологии социальных работников. В то же время существуют и неформальные представления, отражающие ценности гражданских, общественных инициатив в развитии форм помощи и поддержки социальных групп или отдельных людей, испытывающих затруднения в социальном функционировании. Индивидуальный уровень идеологии социальной работы выступает в форме ценностей, ценностных ориентаций, представлений, убеждений, мотивов деятельности профессионалов и получателей социальных услуг.

Модель процесса развития идеологии социальной работы воспроизводит движение от утопии к идеологии, так что его, с одной стороны, можно представить как поэтапное развитие идеологии, но с другой – как смену исторически устаревшей идеологии новой. В утопии заключен сконструированный вне прямой связи с реальным бытием идеал, своеобразная мысленная социальная гипотеза, идеальная картина, привлекательный образ справедливого общественного порядка, отличающегося от существующего. Утопия всегда революционна, ее смысл в инициировании изменений, она выступает ориентиром социального творчества. В социальной работе таким идеалом выступали гуманистические представления о социальной справедливости и правах человека. Переход от идеала (утопии) к идеологии обусловлен потребностью смены приоритетов в выполнении идеологических функций, когда весь комплекс идей, включая проекты и программы социальной работы, начинает использоваться для поддержания пришедшего к власти класса.

Идеология по своей природе динамична, поскольку обращена к существующему общественному порядку, указывая направление движения, проектирует будущее, но исходит при этом из актуальных общественных потребностей. Утрачивая способность отвечать на жизненные запросы, она отмирает, вытесняется новой идеологией. Происходит процесс «деидеологизации» прежней идеологии, сопровождаемый процессом «идеологизации» как утверждением нового идеала и новой идеологии. Указание на механизм утраты такой способности содержится в законе продолжающегося действия идеологии, сформулированном К. Манхеймом: пришедший к власти класс не вырабатывает новые идеи, а приспосабливает их к существующим условиям 4 . Консервативные, охранительные функции зрелой идеологии рано или поздно входят в противоречие с реальной общественной динамикой.

В качестве идеологии социальной работы выступают программы, которые привели к созданию социальных государств с присущими им перераспределительными системами общественных благ в виде систем социального обеспечения, социального обслуживания, в целом систем социальной защиты.

Модель процесса функционирования идеологии социальной работы дает представление о том, как идеология выполняет свойственную ей роль в системе отношений социальной сферы, как происходит ее «идеологизация» с точки зрения распространения, проникновения в систему отношений субъектов социальной работы, принятия и усвоения ими ценностей и следования таким ценностям. Важнейшими среди них являются ценность любого человека как неповторимой и уникальной личности, право каждого на помощь и поддержку, заботу со стороны общества при наступлении определенных обстоятельств, человеческое право на самореализацию, способность к изменениям, право выбора и другие.

Используя уровневый подход, процесс идеологизации в данном аспекте можно представить как движение в направлении сверху вниз и снизу вверх. В первом случае происходит продвижение идеологии в массы со стороны официальных структур, идеологов, лидеров и т. п. Во втором – в направлении движения со стороны воспринимающей идеологию масс – в действие вступают социально-пихологические механизмы. В процессе идеологизации содержится потенциальная возможность «консервации», «замораживания» идеологии. Выделяя данную черту процесса, Е. С. Баразгова пишет, что «идеологизация создает определенные стереотипы, соответствующие интересам класса – субъекта идеологии. Бытие класса в социальном взаимодействии объективно развивается, интересы меняются, идеология призвана следовать их движению. Созданные стереотипы выступают значимым препятствием актуальному отражению» 5 . Такая стереотипизация общественного сознания особенно очевидна в сфере социальной работы – это иждивенчество, патерналистские ожидания, эгалитаристские настроения и др. Деидеологизация предстает как процесс вытеснения из системы общественных отношений идеологии, вступившей в противоречие с тенденциями развития общества. Появление новой идеологии следует рассматривать как программу разрешения назревших противоречий. Идеологизация и деидеологизация, таким образом, выступают как стороны идеологического процесса.

Выделенные процессы преломляются в деятельности субъектов социальной работы, реализуясь посредством определенных механизмов. К субъектам социальной работы относятся профессиональные группы, занятые организацией и управлением социальной работой, специалисты различных областей социальной работы, группы людей, нуждающихся в помощи и поддержке. Механизм продвижения идеологии социальной работы может быть религиозным (система различных церквей), образовательным, семейным, юридическим, политическим (политическая система, включая политические партии), профсоюзным, коммуникационным (пресса, радио, телевидение и др.), культурным (литература, искусство, спорт и др.). Профессиональное образование, предполагающее идеологическое воспитание будущих специалистов, выступает одним из наиболее действенных способов распространения идеологии социальной работы, трансляции ее в профессиональную сферу.

Таким образом, предложенная модель процесса развития и функционирования идеологии социальной работы может служить целям экспертизы при анализе практики ее становления в условиях современного российского общества.

Список литературы

1 См.: Косова Л. Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования // Социологические исследования. 1994. № 2. С. 114.

2 Баразгова Е. С. Идеологическое воспитание молодежи (на примере США): Автореф. дис. … докт. филос. наук. Свердловск, 1990. С. 20.

3 См.: Шанин Т. Социальная работа как новый культурный феномен современности: новая профессия и академическая дисциплина в контексте социальной теории и политической практики наших дней // Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. М., 1997. С. 18–43; Соловьев А. Процесс рождения новых профессий: социальная работа в США, Великобритании и России // Там же. С. 105–120.

4 Манхейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 208.