Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 9

 

Поиск            

 

Социологический анализ профессионализации социальной работы в современной России: теоретико-методологические основания

 

             

Социологический анализ профессионализации социальной работы в современной России: теоретико-методологические основания

Социологический анализ профессионализации социальной работы в современной России: теоретико-методологические основания

А. С. Шило

Статья посвящена обоснованию социологического анализа профессионализации социальной работы в современной России. Рассматриваются континентальная и англо-американская социологические концепции профессии и профессионализации, позволяющие проанализировать актуальные тенденции развития профессиональной социальной работы в России. Профессионализация социальной работы представлена как социальный процесс, структура и содержание которого определяются необходимостью автономизации социально-профессиональной группы специалистов по социальной работе.

Социальная работа в России получила официальный статус профессии в 1991 г. Формально с этого момента началось становление и развитие новой для страны профессиональной деятельности. Социально-профессиональная группа специалистов по социальной работе в течение последних 15 лет заняла достаточно обширную профессиональную нишу — от учреждений социального обслуживания населения до учреждений образования и здравоохранения. В рамках социологической науки данный процесс получил название профессионализации. Актуальность исследования тенденций развития профессии социального работника в современной России обусловлена, с одной стороны, потребностью управлять данным процессом, а с другой — возможностью получить знание о?закономерностях трансформации профессии как таковой.

Исследование социальной работы как профессии должно быть направлено на анализ факторов ее развития, особенностей и закономерностей, определяющих положение профессии в современной профессионально-квалификационной структуре общества.

Исследования профессиональной социальной работы представлены в отечественной науке довольно широко в рамках историографического (Е. И. Холостова, М. В. Фирсов), культурологического (Т. Шанин, И. А. Зимняя), социологического (Е. Р. Ярская-Смирнова, П. В. Романов, И. Ф. Албегова, Ю.?Р. Вишневский) подходов. Реализация теоретико-методологического потенциала социологического подхода к исследованию становления и развития профессии социального работника связана с актуализацией идей социологии профессий. В рамках данного исследования предпринята попытка обосновать социологический анализ развития социальной работы в современной России, опираясь на теорию профессионализации, разрабатываемую в рамках социологии профессий и профессиональных групп.

Социологический анализ профессионализации социальной работы в современной России направлен на решение следующих исследовательских задач.

Во-первых, конструирование профессионализации социальной работы как теоретической категории социологического анализа. Создание теоретической модели данного процесса позволит выделить те его аспекты, которые до сих пор слабо изучены (например, особенности формирования профессиональной экспертизы социальной работы; трансформация социально-профессионального статуса специалистов по социальной работе и др.) и представляют особый интерес для данного исследования.

Во-вторых, значительный интерес вызывает интерпретация тенденций актуального развития профессии в контексте единого теоретико-методологического подхода. Последовательная реализация принципов социологического анализа по отношению к исследованию социальной работы является условием построения непротиворечивого и верифицируемого сценария развития профессии.

В-третьих, необходимо выделить систему эмпирических индикаторов, которые позволят получить представление о содержании и актуальных противоречиях развития профессии социального работника в России.

Концепции профессии и профессионализации широко представлены в зарубежной, прежде всего англо-американской, социологии. Таким образом, для данного исследования существенный интерес представляет обращение к работам западных социологов, посвященным профессии и профессионализации с?целью выделения ключевых принципов социологического анализа профессионализации социальной работы в современной России.

Современная социологическая наука уделяет значительное внимание взаимосвязи трансформации социально-профессиональной структуры и динамики социально-профессионального положения представителей разнообразных занятий: государственных и муниципальных служащих, бухгалтеров, журналистов, медицинских и социальных работников и многих других. Среди зарубежных и отечественных исследователей распространены различные подходы к?определению профессии. Профессия может рассматриваться и как вид деятельности, и как социальный институт, может отождествляться с профессиональной группой или выступать стратифицирующим фактором. Как отмечает Т.?Л.?Александрова, «“профессия” как понятие социологической науки развивалось исторически, отражая изменения самих профессиональных феноменов и конкуренцию различных, подчас радикально расходящихся исследователь-ских ориентаций в трактовке сути профессии» [1, 96]. Природа социологического знания предполагает неоднозначность любого социального явления, определение сущности которого в значительной степени зависит от актуальных задач исследования.

Задачи данного исследования актуализируют понимание профессии как категории, отражающей единство специфической деятельности и социально-профессиональной группы, ее осуществляющей. Данный подход был заложен в?работах классиков социологии — Э. Дюркгейма, К. Маркса, Г. Спенсера, М.?Вебера, П. Сорокина. Этот принцип позволяет рассмотреть социальную работу как профессию с точки зрения взаимосвязи эволюции содержания и характера труда и формирования социально-профессиональной группы специалистов по социальной работе, социальных работников. Содержание и характер профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на людей, осуществляющих ее; с другой стороны, профессионалы в своей ежедневной практике изменяют образцы, правила осуществления деятельности. В подобном контексте становится возможным анализ таких проблем развития профессии социального работника, как неопределенность содержания профессиональной социальной работы, размытость границ профессиональной компетенции специалистов по социальной работе, затрудненная профессиональная самоидентификация студентов и практикующих специалистов, низкий престиж профессии и ее специфический имидж и т. д.

Опираясь на концепцию Э. Дюркгейма о профессиональных группах и социальной солидарности, идеи Г. Спенсера о законе функциональной дифференциации как механизме появления новых профессий, а также на представления М. Вебера о развитии профессии политика и ученого, можно представить профессию как деятельность, направленную на достижение общественно одобряемых (социально позитивных) результатов, выполняемую относительно постоянным и ограниченным кругом лиц, обладающих общественной санкцией (формальным правом и доверием) на ее осуществление. Данное понимание профессии тесно связано с процессуальной моделью профессионализации, доминирующей в современных социологических исследованиях. Итак, исходя из представлений о сущности профессии, закономерностях ее эволюции, можно выделить круг задач, решение которых является наиболее существенным условием профессионализации любого вида деятельности, в том числе социальной работы в современной России.

Во-первых, появление новой профессии всегда сопряжено с актуализацией общественной потребности в том или ином виде деятельности, имеющей необходимый социальный эффект. Актуализация потребности может быть результатом как эволюционных процессов, так и процессов ломки существующего социального порядка. Превращение некоторого занятия в профессию связано с?необходимостью «доказать» социальную значимость и нужность данного вида деятельности.

Во-вторых, возникает проблема рекрутирования в профессию кадров, решение которой связано с перераспределением трудовых ресурсов, введением институтов профессиональной подготовки, выработкой стратегии и механизмов профессионального отбора.

В-третьих, процесс профессионализации связан с необходимостью выстроить границы новой профессии, т. е. определить и обосновать круг профессиональных задач и ролей. Так фактически определяется место профессии в существующей системе разделения труда.

В-четвертых, существование деятельности в профессиональной форме требует наличия ее формальных оснований и доверия со стороны общественности. Формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей профессиональную деятельность, является важнейшим условием ее развития и одним из главных оснований социально-профессионального статуса профессионала. Процессу нормативно-правового закрепления сопутствует другой важный процесс?— формирование имиджа профессии и соответственно рост доверия со стороны общественности.

В-пятых, в рамках профессионализации перед социально-профессиональной группой возникает такая задача, как выработка механизмов саморегуляции, развития профессионального сообщества и поддержания своего статуса, которые характеризуют зрелость социально-профессиональной группы, указывают на потенциал ее развития. К числу таких механизмов можно отнести создание профессиональных ассоциаций, принятие этического кодекса, введение стандартов профессиональной деятельности и др.

Таким образом, развитие профессиональной социальной работы в России включает такие аспекты, как актуализация общественной потребности в профессиональной социальной поддержке населения; формирование социально-профессиональной группы специалистов по социальной работе; определение и обоснование круга профессиональных задач специалистов; выработка стратегии развития социально-профессиональной группы, механизмов саморегуляции и способов удержания своих профессиональных позиций и др. Условия, содержание, противоречия и особенности данных процессов можно охарактеризовать, обратившись к традициям исследования профессионализации в работах англо-американских социологов второй половины ХХ в. в рамках социологии профессий и профессиональных групп.

Для социологии профессий характерно многообразие исследовательских подходов и концепций, исторически сменявших друг друга и продолжающих сосуществовать. Обобщение и систематизация данных подходов возможны в нескольких направлениях: с одной стороны, принято выделять англо-американскую и континентальную традиции исследования профессии (сравнительный анализ этих направлений представлен, в частности, в работах Р. Коллинса, Дж. Эветтс, Ч.?МакКлеланда); с другой стороны, М. Сакс, классифицируя социологические подходы к исследованию профессий, выделяет такие, как таксономический (представленный, в свою очередь, теорией черт или атрибутов и функционалистским анализом), интеракционистский, неовеберианский и марксистский подходы. Сущест-венный интерес представляет классификация подходов к исследованию профессионализации, предложенная Э. Эбботом, включающая такие подходы, как культурологический, функционалистский, структуралистский и монополистский.

Обращение к традициям исследования профессии и профессионализации позволяет охарактеризовать модель и тип профессионализации социальной работы в современной России, выявить движущие силы данного процесса, предположить возможные траектории и проблемы развития профессии.

В социологии профессий исторически первой можно считать «атрибутивную модель» профессионализации. Данная модель не была предложена каким-то конкретным исследователем, но объединяет и синтезирует идеи А. Флекснера, Э. Хьюза, И. Гринвуда, Г. Виленски, В. Гуда, Т. Парсонса, Г. Миллерсона и др. Исследователи в рамках данного подхода рассматривают профессионализацию как результат развития, эволюции некоторого рода деятельности; как путь определенного занятия через статус полупрофессии к положению профессии. В контексте данной исследовательской перспективы социальная работа представляет собой классический пример полупрофессии, что позволяет выявить такие проблемы профессионализации социальной работы, в том числе и в России, как преобладание в рамках профессиональной социальной работы практического компонента над теоретическим; сложность разграничения профессиональных и личностных отношений клиента и социального работника; поле профессиональной экспертизы, суженное до сферы «практики здравого смысла».

Таким образом, «атрибутивная модель» позволяет охарактеризовать профессионализацию социальной работы в современной России с позиции обретения социальной работой таких признаков профессии, как занятость на постоянной основе; наличие системы профессиональной подготовки; функционирование профессиональных организаций; наличие системы сертификации или лицензирования деятельности; существование этического кодекса [5]. Исходя из этого можно сделать вывод, что развитие социальной работы в России характеризуется фундаментальным противоречием между формальной и содержательной стороной профессионализации.

К проявлениям данного противоречия можно отнести наличие разветвленной системы профессиональной подготовки специалистов по социальной работе, но низкий процент выпускников, работающих по специальности; функционирование профессиональных ассоциаций, но отсутствие у них реальной власти и авторитета; существование этического кодекса, но слабая интериоризация профессиональных ценностей и др. Таким образом, опираясь на логику «атрибутивной модели», профессионализацию социальной работы в России можно охарактеризовать как «символическую». Данный подход позволяет зафиксировать противоречия становления и развития профессии социального работника в России, но для того, чтобы выявить их взаимосвязь и оценить глубину, необходимо обратиться к «процессуальной» модели профессионализации.

В основе «процессуального» понимания профессионализации лежат идеи таких исследователей, как М. Ларсон, Э. Фрейдсон, Т. Джонсон, Р. Коллинс и др. Конструируя профессионализацию как социальный процесс, исследователи актуализировали изучение содержания, структуры и факторов этого процесса. Профессионализация рассматривается исследователями как процесс автономизации профессиональной группы и установления данной группой контроля рынка. Так, М. Ларсон в своей работе «Становление профессионализма» сформулировала суть профессионализации как «попытку перевести одни дефицитные ресурсы — специальное знание и навыки в другие — социальные и экономические вознаграждения» [4, 8]. Данный подход к исследованию профессионализации социальной работы в России актуализирует изучение того, как профессиональные знания, навыки специалистов по социальной работе конвертируются в статусные позиции данной социально-профессиональной группы; какие способы выработаны группой профессионалов, чтобы удержать эти позиции; насколько сами специалисты способны влиять на процесс профессионализации.

В работах западных социологов отчетливо прослеживается тенденция наделять социально-профессиональную группу высоким уровнем субъектности, широкими властными полномочиями и стремлением эти полномочия расширить, занять как можно более прочные позиции на рынке. В то же время социальная работа в России в наименьшей степени ориентирована на рыночные отношения (так как данный сектор в стране практически не коммерциализирован); властные полномочия социально-профессиональной группы специалистов по социальной работе существенно ограничены процессами бюрократизации; к тому же сложно говорить о высоком уровне сплоченности данной социально-профессиональной группы, ее способности вырабатывать и реализовывать коллективные стратегии профессионализации.

Таким образом, «процессуальный» подход к профессионализации профессии социального работника в России позволяет сделать вывод о слабости данной социально-профессиональной группы; о существовании специфических (компенсирующих низкий уровень профессиональной автономии) механизмов формирования и удержания социально-профессиональных позиций представителями профессий. Также данный подход делает актуальным исследование влияния специфического содержания труда специалистов по социальной работе на их социально-профессиональный статус. Следовательно, профессионализацию социальной работы в современной России, можно рассматривать как социально-стратификационный процесс, содержание которого определяется ходом автономизации социально-профессиональной группы специалистов по социальной работе на основе специфического характера и содержания труда. При этом можно констатировать, что ведущая роль в данном процессе принадлежит не самой социально-профессиональной группе, а внешним условиям развития профессии, что дает возможность охарактеризовать тип профессионализации социальной работы в России как «профессионализацию сверху».

Тип профессионализации как предмет исследования заявлен в работах Дж.?Эветтс [2], Ч. МакКлелланда [3], П. Вилдинга, К. МакДональд [4], Р. Коллинса и др. Как категория социологического анализа, тип профессионализации указывает на стремление исследователей выявить различия двух социологических традиций — англо-американской и континентальной. Англо-американ-ская традиция социологии профессий рассматривает профессионализацию как совокупность стратегий профессиональной группы. Континентальные социологические подходы, напротив, дают возможность выявить роль государства и рассмотреть профессионализацию как делегирование властных полномочий в?определенной сфере деятельности группе профессионалов от государства. Выделение типа профессионализации основано на следующих критериях: особенности теоретического осмысления сущности профессии; роли и участии государства в процессе профессионализации; особенностях конструирования социально-профессионального статуса представителей профессии; типе профессионализма и его функции в контексте развития профессиональной группы. Используя данные критерии, можно обозначить основные аспекты исследования профессионализации социальной работы в современной России (см. таблицу).

Профессионализация как предмет социологии профессийКритерий Англо-американская традиция социологии профессий Континентальная традиция социологии профессий Модель развития профессии социального работника в России

Сущность профессии Профессия рассматривается как корпорация, обладающая высоким уровнем притязания на статус, власть и вознаграждение, стремящаяся поддерживать свою закрытость Профессия отождествляется с профессионально-должностным статусом, особое значение имеет наличие диплома как формального «пропуска» в мир профессионалов Актуализирует понимание профессии как единства специфической деятельности и социально-профессиональной группы

Роль государства Профессии лоббируют свои интересы через сильные профессиональные организации, «диктуя» условия государству. Обязательства перед профессионалами лежат на профессиональных организациях Государство доминирует при определении положения представителей профессии. Государство берет на себя обязательства по отношению к профессионалам Государство доминирует, определяя траектории развития профессии социального работника, однако реализует данные меры недостаточно последовательно

Социально-профессиональный статус Социально-профессиональный статус достигается и поддерживается коллективными усилиями профессиональной группы Социально-профессиональный статус определяется через формальные основания: диплом, должность. Поддерживает статус профессиональная группа и государство Социально-профессиональный статус специалистов по социальной работе можно обозначить скорее как вынужденный, а не как достигнутый. Преобладает поддержка государства

Тип профессионализма Профессионализм появляется «изнутри» профессиональной группы, вырабатывается коллегиально, средствами управления владеют практики, механизмом регулирования выступает профессиональная этика Профессионализм привносится извне, используется менеджерами для управления, рассматривается как способ обосновать, повысить профессиональный статус. Преобладают рациональные, правовые формы власти, внешние формы регуляции Профессионализм конструируется академическим сообществом и транслируется посредством образовательных стандартов. Профессионализм чаще выступает характеристикой отдельного специалиста, а не атрибутом профессии

Тип и особенности профессионализации Тип профессионализации «изнутри». Профессионализация рассматривается как стратегия социально-профессиональной группы, успешная манипуляция профессиональной группой рынком Тип профессионализации «сверху». Профессионализация происходит под влиянием внешних по отношению к профессиональной группе сил, рассматривается как последовательное изменение статуса профессии Тип профессионализации «сверху», слабые профессиональные организации, низкий уровень и нечеткая формулировка профессиональных притязаний социально-профессиональной группы

Профессионализация социальной работы в современной России может быть представлена как социальный процесс, в рамках которого деятельность по оказанию социальной помощи и поддержки населению обретает профессиональную форму. Данный процесс характеризует одновременно и развитие определенной социально-профессиональной группы, и эволюцию деятельности. Таким образом, социологический анализ развития профессии социального работника в современной России должен быть ориентирован на исследование особенностей формирования социально-профессионального статуса специалистов по социальной работе, социальных работников и влияние на данный процесс специфического содержания труда специалистов и способа конструирования профессионализма.

Исходя из представлений о профессии как единстве специфической деятельности и социально-профессиональной группы, ее осуществляющей, и тех задач, решение которых является условием профессионализации, развитие профессии социального работника в России характеризуется следующими особенностями.

Во-первых, профессионализацию социальной работы в России можно обозначить как «символическую», что указывает на рассогласованность между формальной и содержательной стороной данного процесса.

Во-вторых, характеризуя социально-профессиональную группу специалистов по социальной работе как субъект профессионализации, необходимо выделить такие существенные с точки зрения исследования профессионализации особенности, как неоднородность социально-профессиональной группы специалистов по социальной работе и социальных работников, специфические мотивы труда и способы рекрутирования в профессию, низкий уровень консолидации социально-профессиональной группы и незрелость механизмов саморегуляции и саморазвития.

В-третьих, профессионализация социальной работы в России может быть обозначена как «профессионализация сверху», так как ведущая роль в развитии профессии принадлежит государству, академическому сообществу, а не социально-профессиональной группе практиков.

Список литературы

1. Александрова А . Л . Альтернативы экономического поведения: человек в переходной экономике. Екатеринбург, 2000.

2.Evetts J. The Sociological Analysis of Professionalism. Occupational Change in the Modern World // Intern. Sociology. 2003. Vol. 18 (2).

3.McClelland C. E. The German Experience of Professionalization: Modern Learned Professions and Their Organizations from the Early Nineteenth Century to the Hitler Era. Cambridge University Press, 2002.

4.Macdonald Keith M. The sociology of the professions. SAGE, 1995.

5.Wilensky H. The Professionalisation of Everyone? // American J. of Sociology. 1964. №?70.