Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 9

 

Поиск            

 

Античная философия 26

 

             

Античная философия 26

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Периодизация и основные черты древнегреческой философии.

2. Философские школы досократического периода.

3. Классический (сократический) период в развитии древнегреческой философии.

4. Философия эллинистического периода.

1. Периодизация и основные черты древнегреческой философии Древнегреческая философия - выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Нередко философию древнего Рима отождествляют непосредственно с древнегреческой, либо объединяют с ней под общим названием “античная философия”.

Особенности:

материальной основой расцвета данной философии был экономческий расцвет полисов;

древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;
стержневой идеей д/г философии является космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира. Космоцентризм античной философии означает, что ее теоретическую основу составляет «диалектика идеи и материи, разрабатываемая в виде чувственно-материального космоса, движимого космической душой, управляемого также космическим умом и создаваемого сврехдушевным и сверхумственным первоединством. Принцип, согласно которому бытие в конечном счете представляет собой единство, несмотря не множественность существующих вещей, является исходным принципом, который приводит к понятию космоса как гармонической взаимосвязи существующих вещей. Поэтому предметом познания античной философии является космос, в том числе и человек как его неотъемлемые части.

На поздних этапах - смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);

допускалось существование богов;

древнегреческие боги были частью природы и близки людям;

человек не выделялся из окружающей среды, был частью природы;

были заложены направления в философии - идеалистическое (“линия Платона”) и материалистическое (“линия Демокрита”), причемданные направления поочередно доминировали: в досократический периодд - материалистическое, в классический - имели одинаковое влияние, в эллинистический - материалистическое, в римский - идеалистическое.

Краткая характеристика этапов древнегреческой философии:

Досократический период (7-5 вв. до н.э.) - объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего.

К досократическому периоду относятся:

Милетская школа (“физики”) (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен);

Гераклит Эфесский;

Элейская школа;
атомисты (Демокрит, Левкипп).

Классический период (сократический) - (середина -конец 4 в. до н.э.) - время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса):.

Отличительные черты:

- философы сократического периода меньше внимания уделяли поику первоначала;

- допускали участие богов и идей в создании природы и космоса;

- выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон - автор учения о “чистых идеях”, предшествовавших реальному миру);

- положили начало спору между материализмом и идеализмом;

- проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;

- от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательному;

- внесли вклад в развитие логики;

- вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ).

философско-просветительская деятельность софистов;

философия Сократа и зарождение сократическтх школ;

философия Платона;

философия Аристотеля.

Эллинистический период ( (4-2 вв. до н.э.). - период кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с сократиками А. Македонского и их потомками.

Особенности философии этого периода:

- кризис античных моральных и философских ценностей;

- снижение страха перед богами и иными сверхестественными силами, уважения к ним;

- отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;

- поиск физической и духовной опоры в само себе;

- стремление к отрешению от действительности;

- преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

признание высшим благом счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

Особенности философии этого периода:

- кризис античных моральных и философских ценностей;

- снижение страха перед богами и иными сверхестественными силами, уважения к ним;

- отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;

- поиск физической и духовной опоры в само себе;

- стремление к отрешению от действительности;

- преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

признание высшим благом счасья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

Римский период (1 в. до н.э. - 5 в. н.э.).

наиболее известные философы этого периода - Марк Аврелий, Сенека, Тит Лукреций Кар, поздние стоики, ранние христиане.

Особенности:

- взаимовлияние д/г и древнеримской философии, слияние их в античную;

- близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам был императором);

- небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

- повышенное внимание к человеку, государству, обществу;

- расцвет эстетики;

- расцвет стоической философии;

- преобладание идеализма над материализмом;

- повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;

- рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;

- постепенно слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

2. Философские школы досократического периода.

Особенности досократического периода:

- ярко выраженный космоцентризм;
повышенное внимание к проблемам объяснения явлений окружающей природы;
поиск первоначала, породившего все сущее;
гилозоизм (одушевление неживой природы);

Милетская школа (4 в. до н.э.) получила название от города, где она была основана: Милета - крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.

Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Особенности:

- философы милетской школы выступали с материалистических позиций;
- пытались объяснить законы природы (за что получили второе название “физики”);

- искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир;

Фалес первоначалом всешго сущего считал воду, Анаксимандр - “апейрон” - вечную, неизмеримю, бескоонечную субстанцию, Анаксимен - воздух.

Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина 6-начало 5 в. до н.э.), д/г философа и математика.

Основные взгляды:

первопричина всего сущего - число (всю окружающую действительность можно свести к числу и измерить с помощью числа);

считали единицу мельчайшей частицей всего;

пытались выделить “протокатегории”, которые показывали диалектическое единство мира (четное - нечетное, светлое - темное, прямое - кривое, правое - левое и т.д.);

выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим познанием).

Гераклит Эфесский (2 половина 6 - 1 пол 5 вв. до н.э. - крупный д/г философ-материалист.

Основные взгляды:

первоначалом всего сущего считал огонь;
вывел закон единства и борьбы противоположностей - ключевой закон диалектики;

считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении (“в одну и ту же реку нельзя войти дважды”);

был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;
признавал относительность окружающего мира ( в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим;
всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос - Мировой Разум;
выступал за материальность человеческой и мировой души;
Движущей силой всех процессов считал борьбу “война (борьба) есть отец всему и мать всему”.

Элейская школа (философская школа, существовавшая в 6-5 вв. до. Н.э. в д/г полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известные представители - Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский .

Основные взгляды:

изучали проблемы познания;

жестко разделяли чувственное познание (мнение, “докса”,) и высшее духовное идеалистическое;
были сторонниками монизма - выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

Атомисты - материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) “строительным материалом”, “первокирпичиком” всего сущего считали микроскопические частицы - атомы.

Демокрит:

весь материальтный мир состоит из атомов;

атом - мельчайшая частица, “первокирпичик” всего сущего;

атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

атомы имеют различную величину, форму;
между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
атомы находятся в вечном движении;
существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
атомы невозможно увидеть путем чувственного познания.
3. Классический период в развитии древнегреческой философии

Софисты -философская школа в Др.Гр., существовавшая в 50первой пол. 4 вв. до н.э. Представители данной школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний ( в перевде с греческого “софисты” - мудрецы, учителя мудрости).

Представители:

старшиен софисты - Протагор, Горгий, гиппий, Продик, Антифонт, Критий.

Младшие софисты - Ликофрон, Алкидамант и др.

Особенности:

критическое отношение к окружающей действительности;

стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;
неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмета критики;
субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует не только в мыслях человека.

Свою правоту софисты доказывали с помощью софизмов - логических приемов, уловок, благодаря которым правильное на первый взгляд умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Пример - “Рогатый”: “То, что ты не потерял, ты имеешь, ты не потерял рога, значит, ты их имеешь”.

Данный результат достигается в результате некорректного использования логических смысловых операций. В данном софизме первая посылка ложна, но выдается за истинную, отсюда и результат.

Вклад софистов в греческую философию и культуру:

критически взглянули на окружающую действительность;
распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались д/г просветителями).

Основные положения философии представителя старших софистов Протагора:

- вне человеческого сознания ничего не существует;

- нет ничего раз и навсегда данного;

- что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;

- вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека (“То, здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким”);

- окружающий мир относителен;

- объективное (истинное) познание недостижимо;

- существует только мир мнения.

Таким образом, софисты в качестве критерия оценки окружающей действительности выдвинули субъективное мнение человека.

Сократ - наиболее уважаемый из философов античности, чья деятельность имела важное историческое значение:

- способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

- искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, любви, чести и .т.п.;

- открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании. Суть майевтики в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

- ввел диалогический метод нахождения истины - путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

- был сторонником этического рационализма, согласно которому любое знание есть добро, а любое зло, порок совершается от незнания.

Под влиянием идей Сократа и его учеников сложились так называемые сократические школы . киники, киренская школа, мегарская школа, Академия Платона, Элидо-эритрийская школа.

Одна из философских школ сократического периода - киники .

Главная их цель – не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т.д.).;

возвели в абсолют асоциальную свободу;

игнорировали государство и законы, традиционную культуру;

предпочтение наихудших условий жизни, старой, изношенной одежды, пренебрежение к гигиене;

восхваление физической и духовной бедности;

крайний аскетизм;

замкнутость;

непризнание авторитетов;

воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;

неготовность к спору, стремление подавить собеседника;

концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах;

радикализм, парадоксальность, скандальность.

Наиболее известный представитель кинической философии - Диоген Синопский выдвинул лозунг “Без общины, без дома, без отечества”, вывел понятие “гражданин мира” (космополит); отвергал брак, жестоко высеивал сторонников традиционного образа жизни; не признавал никаких законов, кроме закона природы.

Философия Платона.

Платон - выдающийся мыслитель античности, занимающий особое место среди учеников Сократа. Основатель собственной философской школы - Академии. Его принято считать основоположником объективного идеализма .

Платон стремился развить сократовские представления об общем и отдельном. Сократ уловил, что отдельным объектам данного класса присуще общее. Рассуждая о том, что есть прекрасное, Сократ отмечает, что есть много прекрасных вещей: и. кувшин, и девушка, и меч, и лошадь прекрасны по-своему. Но прекрасное нельзя связать ни с одной из вещей. Все прекрасные вещи имеют нечто общее - прекрасное как таковое, это их общая идея, эйдос , или смысл.

В своей главной концепции - концепции об идеях , Платон доказывает, что все вещи данного класса имеют один смысл, общую идею. Есть множество лошадей, пегих и вороных, карликовых и нормальных, но у всех у них имеется один и тот же смысл - лошадность. Так же точно можно говорить о прекрасном вообще, благом вообще, доме вообще и так далее.

Центральная для Платона идея - идея блага. Идеи блага, добра, справедливости не могут быть порождениями мира, “который осудил на смерть достойнейшего из людей. Поправ тем самым идеи справедливости и истины”. Значит, кроме чувственного мира существует другой мир - мир чистых сущностей, мир идей. Причем, мир идей - это не просто мир сущностей, а мир благих сущностей. То есть идеальный мир противостоит чувственному не только как сущность - явлению, но и как благо - злу.

Мир идей - это мир подлинного, неизменного и вечного бытия. Антиподом бытия у Платона является мир небытия , где господствует не идея, а материя. У Платона такого понятия “материя” нет. Платон употреблял термин “хора” - вещество, материал. Мир чувственных вещей, природы образуется в результате соприкосновения идеи с материей.

Главный для Платона - это мир идей. Мир вещей - это мир возникновения и постоянной гибели. В природе все изменчиво, непрочно, преходяще, смертно, несовершенно.

Что такое платоновская идея , существующая сама по себе, независимо от человеческого сознания, от отдельной вещи?

По-гречески слово идея, или эйдос, означает “внешний вид”, “образ”, качество, форму. То есть у Платона под идеей понимается не мысль, а общее данного класса вещей, некий эталон , образец , модель , идеальный предмет, облик которой “копируют” вещи. Это первообраз вещи.

Идея одна - вещей, воплощающих идею, много. Вещь существует в течение ограниченного времени, идея - вечна, неизменна.

Душа, по Платону, бессмертна. Бессмертие души Платон доказывает следующим образом. Душа привносит жизнь в то, во что входит. То, что приносит жизнь другому, само не может быть смертно. Если душа бессмертна, то она и неуничтожима, а таковое подобно Богу. Поэтому, будучи подобной Богу, душа неуничтожима и нетленна. Она вечна, поскольку невозможно помыслить ничего способного разрушить ее.

Тело - полная тому противоположность. Телесное начало - не только низшее по сравнению с духовным, но само по себе злое, отрицательное.

Платон является сторонником теории переселения душ. Этим объясняется процесс познания. Познание Платон представляет как анамнезис, припоминание душой того, что она когда-то созерцала, находясь в мире идей.

С концепцией идей тесно связано учение Платона об идеальном государстве. Платон не исследует реальное общество, а строит идеальное государство, которое должно быть неизменным, как идея, основанным на идеале справедливости.

Справедливое государственное устройство соответствует устройству души, состоящей из разумной, вожделеющей и аффективной частей. В идеальном государстве Платона имеются три сословия: правители (их отличает мудрость), обладающие по преимуществу разумной частью души, воины, стратеги, аффективные (их добродетель - мужество), ремесленники, земледельцы, обладающие преимущественно вожделеющей душой (их добродетель - умеренность, сдержанность).

Платон выделяет добродетель внесословную, общую для всех - меру. Ничего сверх меры - принцип, который выступает важнейшей этической ценностью не только у Платона, но у большинства греческих мыслителей. Когда Платона спросили о том, будут ли воины счастливы, он ответил, что им это и не нужно. Жизнь в идеальном государстве строго регламентирована. Права и обязанности каждого гражданина строго определены законами. Индивидуальное подчинено общественному, человек живет ради государства, а не наоборот, т.к. идеальное государство - высшее из того, что может существовать на Земле.

Платон подверг критике существующие формы государственного устройства. Он называет пять видов государственного устройства : при аристократии у власти стоят лучшие, второй вид - тимократия, когда у власти находятся честолюбцы, третий - демократия (власть толпы), затем - олигархия (власть богатых) и тирания - наихудший вид. Наиболее неприемлемы - тирания и демократия.

Платона обвиняют в том, что он - враг открытого, демократического общества, создавший утопию. Но, главное, в учении Платона - не устаревшие идеи об общности жен и детей для стражей, об отмене для них собственности. Главное - Платон исходил из идеи, некоторого идеала. У него идеал - справедливость, и это вполне приемлемо. Но он отрицал идеал свободы. Поэтому у него в результате получилась утопия.

Философия Аристотеля.

Труды и учение Аристотеля.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель А. Македонского. К наиболее известным трудам Аристотеля относятся: “Органон”, “Физика”, “Механика”, “Метафизика”, “О душе”, “История животных”, “Никомахова этика”, “Риторика”, “Политика”, “Афинская полития”, “Поэтика”.

Историческое значение философии Аристотеля:

- внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о “чистых идеях”;

- дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

- выделил 10 философских категорий;

- дал определение бытия через категории;

- определил сущность материи;

- выделил 6 типов государства и дал понятие идеального типа – политии;

- внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему; обосновал систему силлогизмов – вывода из из двух и более посылок заключения).

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делится на мир вещей и мир идей. Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал “мир идей” от реального мира и рассматривал “чистые идеи” вне всякой связи с окружающей действительностью.

Аристотель иначе, чем Платон, трактует соотношение общего и единичного. У Платона идея заключает в себе сущность и выражает общее, вещь представляет собой явление.

По Аристотелю, единичное бытие, вещь, есть сочетание материи и формы (эйдоса). Для него материя - первичный, исходный материал, возможность, потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.). Придает материи актуальное состояние форма. Форма - это активный жизненный принцип, деятельное начало. Материя - это возможность бытия, некоторый субстрат, пассивное начало. Материя без формы лишена жизни. Форма - это сущность, принцип каждой вещи, а не только внешний вид. Понятие формы у Аристотеля заменяет платоновскую идею. Но у Платона идея (сущность) существует независимо от единичной вещи. По Аристотелю, сущность не может существовать раздельно с тем, сущностью чего она является. Сущность находится в самом предмете. Сущность - это единичное, самостоятельное бытие. Итак, всякая вещь есть единство материи и формы.

Изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета. Реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи. Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Поскольку бытие не есть “чистые идеи” и их материальное отражение, возникает вопрос: что такое бытие? Аристотель пытается ответить на этот вопрос через высказывания о бытии, через категории - высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие:

- сущность;

- количество;

- качеств;

- отношение;

- место;

- время;

- положение;

- состояние;

- действие;

- страдание.

Аристотель первым из античных философов стал различать философское знание от конкретно-научного . Он выделил первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах, и вторую философию, предмет которой - природа.

Предмет первой философии - “метафизика”, не природа, а то, что существует сверх нее - сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. Первая философия в понимании Аристотеля и есть философия в собственном смысле слова, а физика, или учение о природе, тоже была философией, но второй.

В центре первой философии - проблемы бытия. Аристотель разработал учение о четырех первоначалах или первопричинах всего существующего : формальная, материальная, движущая, целевая. Завершает эту концепцию учение об абсолютном Уме, перводвигателе.

Душа , по Аристотелю, имеет три уровня: растительная душа, животная душа, разумная душа.

Аристотель материалистически подходит к проблеме человека : человек является одним из видов высокоорганизованных животных, но отличается от животных наличием мышления и разума.

Проблема государства : выделяет 6 типов государства . Подобно Платону Аристотель разделяет “дурные” формы государства (тирания, крайняя олигархия, и охлократия (власть толпы, крайняя демократия) и “хорошие” (монархия, аристократия и полития) Наилучшая - полития - совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство “среднего класса”.

4. Эллинистический период.

Концепция космоцентризма с ее установкой на образ жизни «здесь и только сейчас» исчерпала себя. Античное общество переживало кризис. Философию характеризует не поиск истины, а проповедь морали; не открытие закономерностей, а скепсис, эклектика и мистика. Если Платоновская академия и Аристотелевский ликей пошли по пути угасания и вырождения, то приятным исключением была школа Эпикура (342-271 до н. э.).

Согласно Эпикуру, цель философии состоит в том, чтобы помочь человеку обрести счастье. Поэтому «пусть никто не откладывает философию в юности и пусть не устает от нее в старости». Чтобы обрести счастье, человек должен познать законы Природы. Подлинное наслаждение может дать только знание. Знание обеспечивает свободу.

Философия Эпикура включает учение о природе (физика), о нравственности (этика), о познании (каноника). Отвечая на вопросы, что есть мир и как его можно познать, мыслитель ориентирует человека на нравственное отношение к миру.

Философия учит благоразумию, а благоразумие является основанием всех добродетелей и счастья. Думающий о счастье не уклоняется ни от жизни, ни от смерти. Жизнь ему не мешает, а смерть не представляется злом.

Помня о мере, человек стремится к удовольствию и избегает того, что производит в душе смятение.

Эпикур разделяет атомистическую концепцию Демокрита, но не повторяет ее, а вносит свой вклад в дальнейшее развитие атомистической картины мира. Эпикур снимает жесткий детерминизм, который проявляется в обществе как фатальная неизбежность. Допуская случайность, Эпикур как бы открывает первую страницу в прочтении проблемы свободы и необходимости применительно к развитию общества.

В учении о душе Эпикур — материалист. Для него летальность тела одновременно обозначает и летальность души. Посему страх перед смертью не обоснован: «Пока мы живы — смерти нет, когда она придет — нас уже нет».

В области религии Эпикур — атеист. По его мнению, «природа не нуждается в сверхъестественных силах». Она имеет свое основание в себе, и все в ней совершается в силу естественной закономерности. Источник религии — страх смерти и незнание законов природы.

В сфере познания Эпикур — один из основателей сенсуализма. Он полагает, что в основе познания лежат наши ощущения как предпосылки понятий (сгустков нашего чувственного опыта).

В этике Эпикур ориентирован на достижение высшего блага. Последнее обеспечивает спокойствие души (атараксию) и счастье (эвдемонию). Источником страданий является отсутствие знания. Снятие неопределенности обеспечивает спокойствие и счастье.

В области социальных отношений Эпикур предвосхищает теорию общественного договора, полагая, что справедливость между людьми должна носить договорной характер.

Достоинства философии Эпикура не подлежат сомнению, и тем не менее эта философия лишена перспективы. Она без остатка «растворяется» в концепции космоцентризма, культивируя природную сущность человека, ориентированного исключительно на рациональное основание мира. И в этом смысле философия Эпикуpa уступает философии Платона, Аристотеля, где уже намечается поиск выхода за рамки концепции космоцентризма.

В конце IV в. до н. э. оформляется стоицизм. Основатель этого направления Зенон из Кития (336-264 до н. э.). В трактате «О человеческой природе» он формулирует основной тезис стоицизма «жить согласно с природой и это то же самое, что жить согласно с добродетелью», ориентируясь не на приятную, а на праведную жизнь.

Философия стоицизма носит системный характер. Она включает логику, этику и физику. Логика — это органон, инструмент познания; этика — философия человека, а физика — философия природы.

В онтологии стоики допускают дуализм материального и духовного. В гносеологии стоики ориентируются на чувственное познание. Общее познается через единичное и закрепляется в категориях количества и качества, отношения и сущности.

Отправной точкой отсчета этики является положение о том, что основанием блага выступает добродетель. Основные качества добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Человек не может активно влиять на окружающий его мир, но он может над ним возвыситься, культивируя покой (атараксию) и терпение (анатею). Настоящий стоик отличается терпимостью и сдержанностью. Его счастье состоит в том, что он не желает никакого счастья.

Наряду со стоицизмом оформляется скептицизм. Основатели этой школы Пиррон из Элиды (360-270 до н. э.), а также Тимон (320-230 до н. э.). Исходная позиция скептицизма заключается в отрицании истинности любого познания.

Причину того или иного явления объяснить нельзя, ибо все доказательства лишены основания. Об окружающем мире мы ничего не знаем, посему должны воздерживаться от каких-либо суждений по этому поводу. И только тогда мы сможем обрести устойчивый и невозмутимый покой. Скептицизм не сомневается в существовании мира, но сомневается в том, что говорится об этом мире.

В эллинистический период получили развитие идеи представителей киренской школы (одна из сократических школ).

Киренаики выступали против изучения природы;

высшим благом считали наслаждение;

цель жизни - наслаждение;

счастье - совокупность наслаждения;

богатство понимали как средство для достижения наслаждения.