Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 9

 

Поиск            

 

Теория черт лидера

 

             

Теория черт лидера

«Лидер - ведущий; тот, кто способен увлекать за собой; тот, кто генерирует и проводит решения, затрагивающие интересы и определяющие условия жизни другого человека, и этот другой готов принимать их и следовать за ними».

Лидером можно также считать личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели.

На вопрос о том, почему одни люди становятся лидерами. А другие нет, ученые отвечают по-разному. Можно, в частности, выделить следующие популярные западные теории обоснования лидерства.

1. «Теория черт лидера».

Первая из четырех теорий – «теория черт лидера» - объясняет феномен

лидерства выдающимися качествами личности, согласно этой теории, лидером не может быть любой человек. Лидер должен обладать особыми чертами. В частности, больше всего называют такие черты, как остроумие, энергичность, твердая воля, организаторские способности, тактичность и т.д. Перечисляются десятки черт, вплоть до чувства юмора, внешней привлекательности и фотогеничности, которые якобы обязательны для современного лидера.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что суть «теории черт лидера» в том, что лидерами становятся индивиды с особыми личностными чертами (трудолюбие, энергичность, творческий дух, организаторские способности и т.д.).

2. Ситуационная концепция лидерства.

Как и «теория черт лидера», ситуационная концепция учитывает не только черты личности, но и соответствующие им обстоятельства. Согласно ей, не существует некоего универсального набора личностных качеств, подходящих для всех стран, периодов и любых ситуаций.

Таким образом, лидерские качества относительны. Главное не они, а те

сложившиеся конкретные обстоятельства (время, место, ситуация), которые могут «позвать» именно данного человека на определенное лидерство. Задача же «позванного» угадать, «почувствовать» момент и место, когда и где он может завоевать «трон».

Итак, суть ситуационной концепции заключается в том. Что лидерские качества относительны: для каждого возможного лидера существуют свои конкретные обстоятельства (определенный момент, место и ситуация).

3. Теория «свиты, делающей короля».

Свои обстоятельства предлагает и третья концепция – с условным

названием теория «свиты, делающей короля». Здесь, похоже, не соискатель лидерства преодолевает трудности на пути к «трону», а та или иная политическая группа ищет подходящего для себя вождя. Найдя нужную фигуру, эта группа «делает» из нее своего лидера. Подобный лидер может оказаться марионеткой в руках своего окружения.

Суть теории «свиты, делающей короля» в том, что лидерами не становятся самостоятельно. «Нужного» лидера ищут, находят, «сажают на трон» и поддерживают его «создатели» и приверженцы.

Теория черт, или теория лидерских качеств, является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

В этом направлении были проведены сотни исследований, породившие предельно длинный список лидерских качеств, но всё же, выявили, что лидера характеризуют в основном пять качеств:

· ум или интеллектуальные способности;

· господство или преобладание над другими;

· уверенность в себе;

· активность и энергичность;

· знание дела.

Однако эти пять признаков не объясняли появление лидера. Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом У. Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:

-управление вниманием, или способность так представить сущность

результата, цели или действий, чтобы это было привлекательным для последователей;

-управление значением, или способность так передать значение идеи,

чтобы она была понятна и принята последователями;

-управление доверием, или способность построить свою деятельность с

таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

-управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя

признавать свои слабые и сильные стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая других людей.

Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические (или эмоциональные), умственные (или интеллектуальные) и личностные деловые.

К физиологическим относят такие качества человека, как рост, масса тела, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лидером.

Психологические качества , такие как смелость, независимость, инициативность, честность, работоспособность и т.д., проявляются на практике главным образом через характер человека. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило подтверждения практикой своей связи с лидерством.

Изучение умственных качеств и их связи с лидерством проводилось многими учеными, и в общем их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров. К этому, видимо, привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения. Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень последователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит сталкиваться с множеством проблем.

Личностные деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидерства.

Так, например, деловые качества, сделавшие кого-то лидером в коммерческом банке, вряд ли пригодятся для лидерства в исследовательской лаборатории или в театре.

Личность становится лидером вследствие наличия:

• определенной ситуации, которая выдвигает требования к действиям людей, объединенных в данную группу, и формирует потребность в лидере;

• ожиданий к потенциальному лидеру со стороны группы;

• определенных черт личности у потенциального лидера, способностей, характера, воли и т. д.

Процесс возникновения лидера представляет собой последовательность следующих этапов:

1. человек испытывает стремление к превосходству;

2. он начинает демонстрировать доминирующее поведение;

3. его доминантность находит воплощение в конкретных результатах

деятельности коллектива;

4. окружающими начинает ощущаться факт его лидерства;

5. они признают за ним статус лидера.

По способу утверждения (установления) лидерства в малых группах и организациях различают лидеров формальных и неформальных.

Формальным лидером называют руководителя, «назначенного сверху» и управляющего людьми согласно действующим постановлениям и инструкциям.

Неформальное лидерство – то, которое сложилось естественно, как бы само собой, в процессе личных взаимоотношений людей, на основе их доверия и симпатий к своему «избраннику».

Появлению неформальных лидеров способствуют:

-желание группы упорядочить, скоординировать свои действия,

особенно в условиях недостатка в формальном руководстве в силу несовершенства организационных и личных интересов группы;

-значимость работы;

-наличие у одного или нескольких членов группы явно большего

потенциала лидерства;

-конфликтные ситуации, которые также стимулируют процесс

формирования лидеров.

Группа не обязательно ограничивается единственным лидером, и далеко не всякому лидеру удается удерживать единоличную власть в группе по всему спектру вопросов групповой деятельности. Часто лидеров бывает несколько. Они либо действуют параллельно, каждый в своей «сфере влияния», либо их действия координирует признаваемый ими основной лидер.

Число лидеров в группе определяется такими факторами, как:

-численность группы: чем многочисленнее состав группы, тем больше

возможность распада группы на более мелкие подгруппы, каждая из которых выдвигает из своих рядов собственного лидера;

-дифференцированностъ группы по возрасту, полу, роду выполняемой

деятельности: чем разнообразнее различия между членами группы, тем больше ее потребность в определении лидеров, более подходящих для различных сфер деятельности, в большей степени разделяющих и понимающих взгляды различных сегментов группы;

-степень сплоченности: чем она ниже, тем противоречивее интересы

членов группы, тем больше их потребность выдвижения собственного лидера, защищающего их интересы.

Вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров. Лидерами могут быть люди разных личностных качеств и общественного положения: старший в семье, капитан дворовой хоккейной команды, учитель, тренер, главарь преступной группы, армейский старшина, бригадир, начальник отдела, художественный руководитель, заведующий кафедрой.

Таким образом, личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом. Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов.