Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 9

 

Поиск            

 

Вечные ценности морали и религии на примере христианства

 

             

Вечные ценности морали и религии на примере христианства

Содержание

Введение.........................................................................................3

1. Понятие морали.........................................................................4

2. Мораль и религия......................................................................6

3. Заповеди - торжество вечных непреходящих ценностей

нравственной нормы......................................................................9

4. Вечные моральные ценности в христианстве.........................11

Заключение.....................................................................................16

Список используемых источников...............................................18

Введение

"Мораль, конечно, может быть основана только на Боге".

В. Чеснокова

Актуальность : Тема данного а очень актуальна, так как мы будем говорить о непреходящих, вечных истинах морали с точки зрения религии, а в частности христианства. В наше время, к сожалению, у людей стирается понимание нравственности, достойного поведения. Молодые не почитают взрослых, дети непокорны родителям, гомосексуалисты уже во многих странах легализируют свои отношения, с каждым годом растет преступность. В обществе распространяются различного рода учения, отстаивающие культ силы, антиценности "сверхчеловека", мистику и аморализм. Поэтому очень важно иметь фундаментальные научные знания о ценностях морали, содержащихся в Священном Писании. И это особенно существенно для молодёжи, не имеющей должного жизненного опыта и нужных знаний, чтобы правильно оценить поступающую информацию.

Цель данной работы – раскрыть понятие морали посредством непреходящих христианских истин.

Задачи:

1. Дать определение морали с научной точки зрения.

2. Показать какое позитивное воздействие производит на нравственную жизнь человека вера в Бога.

3. Раскрыть духовно-нравственные истины Ветхого и Нового Завета.

Предмет исследования: нравственность (мораль) в целом.

Объект исследования: вечные ценности морали с точки зрения христианства.

Структура работы: состоит из введения, четырех глав, заключения и списка используемых источников.

1. Понятие морали

Можно выделить следующие, наиболее общезначимые определения морали:

1) нравственность (мораль) есть "внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами". В данном определении мораль сводится к определённым духовным качествам человека, а также к определённым нормам и принципам поведения, т.е. к определённой форме сознания. Однако здесь не учитывается в должной мере моральное измерение общества, а также практическая нравственная деятельность. Поэтому в русскоязычной советской этике в 70-е годы XX века было предложено другое, более широкое понятие морали.

2) мораль есть особый, императивно-оценочный способ освоения действительности через дихотомию (противоположность) добра и зла. Нравственные нормы, отраженные также в категориях долга, совести, чести, достоинства, ответственности, имеют конкретно-историческое содержание, обусловленное уровнем развития общества. Очевидна связь данного понятия морали с человеком, который только и может оценивать и повелевать. Мораль, таким образом, понимается как субъективная форма бытия, хотя и всеобщая для человека.

В нравственном сознании отражаются общественные явления и поступки людей с точки зрения их ценности. Под ценностью понимается нравственное значение личности или коллектива, определенных поступков и ценностные представления (нормы, принципы, понятия добра и зла, справедливости).

Природными началами морали предстают врождённые нравственные чувства и, прежде всего, чувства совести, сострадания, любви, долга, благоговения. Есть много истинного в учении В.С. Соловьёва, который за субъективные основы морали принимал три чувства - стыд, сострадание и благоговение.

В нравственности существуют и социальные основы. К социальным основам нравственности надо отнести реально существующие нравственные отношения, нравы, обычаи, традиции, нормы и принципы поведения. Каждая культура, нация, сословие, социальная группа, класс, даже профессия вырабатывают свои специфические нравственные ценности, отношения, нормы. Нравственность предстаёт продуктом исторического творчества всего человечества. На развитие и существование морали оказывают огромное влияние такие социальные институты, как семья, право, государство, церковь.

В морали есть и свои духовные основы. И это, прежде всего, духовная деятельность самого человека. От человека требуется подчас огромное мужество, сила духа, чтобы противостоять злу, развить в себе нравственные качества.

2. Мораль и религия.

На всем протяжении своей истории нравственность всегда тесно связана с религией. Вера содержит мощный нравственный заряд, так как, во-первых, человек подчиняет свое поведение воле Бога, т.е. приучает себя к повиновению; во-вторых, собственными действиями, внешним обликом и внутренними способностями он стремится уподобиться Богу и, в какой-то степени, преображается.

По одной из версий, латинское слово «religio» происходит от глагола «religare» («связывать», «прикреплять»). То есть в религии речь идет о связи человека с Богом. Она открывает для него наивысшие добродетели – святость, любовь, смирение и справедливость, тем самым, указывая дорогу добра и любви к ближнему, как можно без препятствий пойти этот жизненный путь, где он становится более совершенным с познанием этих истин.

Вера в Бога оказывает многоплановое позитивное воздействие на морально-нравственную жизнь человека:

- во-первых, она создает такую картину мира, в которой на основе взаимодействия между естественными (человеком) и сверхъестественным (Богом) определенно воздаяние, которое будет соответствовать, как написано:

- «...Бог воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия - жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде - ярость и гнев; скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудею, потом и Еллину; напротив, слава и честь, и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Книга Нового Завета, послание к Римлянам 2 : 7-11);

- «...ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе» (к Римлянам 6 : 23);

- «блажены те, кто соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на дерево жизни и войти в город небесный воротами, а вне - псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий, и делающий неправду» (Апокалипсис 22: 14) и др.

Таким образом, обосновывается преимущество нравственного образа жизни над безнравственным, в этой земной скоротечной жизни: утверждается вера в то, что моральное добро, в конечном счете, вознаграждается, а зло и грех подвергнутся заслуженному наказанию.

В образе вечного Бога формируются понятие идеала, как высшего нравственного образца, приближение к которому должно определять жизнь всех людей на земле:

- «...научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим», «...будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», «...имейте мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евангелие от Матфея 11: 9);

- формулируются важнейшие нравственные требования к человеку;

- определяется перечень основных положительных и отрицательных качеств личности: добродетелей и пороков, разрабатываются аскетическая практика обретения первых и искоренения последних.

Так, например, в Библии в послании к Галатам апостол Павел говорит о вечных непреходящих ценностях христианской морали: «...плод же духа Святого есть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, на таковых нет закона», он же порицает аморальное поведение человека, его грехи: «...дела плоти суть известны – они: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласии, (соблазны), ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял , что поступающие так Царствия Божия не наследуют...».

Эти разнообразные линии влияния религии на нравственность можно свести к одной важнейшей: религия формирует духовность, как стремление к совершенству, смыслом которого является познание Святого Бога, через, открывшегося людям Иисуса Христа.

Сделаем вывод: религиозная трактовка происхождения морали обладает целым рядом достоинств, прежде всего, она подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер морали. Божественные предписания распространяются на всех людей без исключения. Перед моралью, как перед Богом, все равны: и богатый, и бедный, и царь, и слуга, и старый и малый.

Истинное христианское учение, в определенной мере, предохраняет людей от упрощенно-утилитарного подхода к морали, возвышает нравственные искания, до высоких «смысложизненных» вопросов.

В известных границах религия способна ограничить сферу действия субъективизма, произвола в моральных оценках и суждениях.

3. Заповеди - торжество вечных непреходящих ценностей нравственной нормы.

В Ветхом Завете нравственность понимается, как праведность, что есть безусловное повиновение Божественному закону. Благодаря могуществу Бога, праведные действия приведут к житейскому благополучию и счастью, а неправедные (грехи) - к внутреннему разложению человека (деградации) и преждевременной смерти.

Патриархальная модель господства и подчинения, на которой выстраивается ветхозаветная мораль, предполагает сыновнюю почтительность и отеческую заботу. Еврейский народ, заключивший завет с Богом, считали себя возлюбленными детьми Божьими, на которых Небесный отец обращает свою милость и любовь. «Завет» - это своего рода обещание, в котором одна сторона предъявляет другой определенные требования («заповеди»), обещая какое-то вознаграждение за их выполнение и наказание за невыполнение; другая же сторона обязуется эти требования выполнять. Заповеди даны в форме безусловных повелений, поскольку наследие первородного греха продолжает жить в сердце человеческом.

В десяти заповедях Моисея, содержащихся в ветхозаветных книгах «Исход» и «Второзаконие» сформулированы требования, касающиеся отношения человека к Богу и отношения между людьми:

1. Не признай других богов и не поклоняйся им,

2. Не делай себе кумира и никакого изображения и не поклоняйся им,

3. Не произноси имя Господне напрасно,

4. Посвяти Богу день субботний,

5. Почитать отца и мать,

6. Не убивай,

7. Не прелюбодействуй,

8. Не кради,

9. Не произноси ложного свидетельства,

10. не завидуй.

Вывод: Появление 10 заповедей – существенный этап в становлении этики. Впервые в мировой истории ритуальные предписания были заменены нравственными требованиями, и последние выражены в обобщенной форме. Заповеди – это торжество вечных непреходящих ценностей нравственной нормы.

4. Вечные моральные ценности в христианстве .

Неизмеримое богатство христианских нравственных ценностей содержится также в 27 книгах Нового завета.

По своему нравственному содержанию христианство радикально отличается от всех других религий универсальностью общечеловеческого содержания. Оно обратилось с Евангелиями (переводится с греческого как «благая весть») к тем слоям населения, которые для многих других религиозных нравственных систем выступали образцом социально-моральной деградации.

Христианство учит о равенстве всех людей перед Богом, а значит, и по отношению друг к другу, учит нравственному поведению, которое покоится на единых для всех людей устоях. Христианство обращается к униженным и оскорбленным, отвергнутым и угнетаемым: к тем, кто занимает в иерархии низшие места – к чужакам, рабам и изгоям.

Проповедь Христа обещает Царство Божие, в котором нет ни рабов, ни господ, но все друг другу братья, а всякое насилие уступает место справедливости, милосердию и любви, и взаимопониманию.

Сын Божий – Иисус воплощает в себе всю полноту божественной, и человеческой природы: он всемогущ и премудр, но может испытывать человеческие чувства, он может радоваться и страдать, скорбеть и сострадать, наказывать и миловать, с другой стороны - исцелять и воскрешать мертвых, обличать и прощать грехи, менять радикальным образом жизнь и сердца людей. Он может быть для людей не только недостижимым идеалом, но и образцом для подражания. Быть духовно- нравственным, это означает подражать Христу, читать и слушать Его Слово, исполнять его наставления.

В учении апостола Павла огромное значение приобретает идея о грядущем преображении человека. Душа человека освободится от греховности, и закон утратит для нее значение, ибо, где закон, там и грех, как отступление от него. Закон необходим для человеческой натуры, которая не может творить добра без принуждения и наказания.

Жертвенная смерть Иисуса на кресте и Его воскресение - стали залогом нашего спасения и благодати (незаслуженной милости), которая выше всякого закона. Грех преодолевается не только исполнением закона, но и повиновением и любовью, верой и надеждой, как в благодарность за то, что совершил Христос ради нас.

На этой основе существенно изменяется акцент в нравственном отношении человека к человеку. Главным становится не буквальное соответствие поступка закону, а намерение, мотив, по которому совершается поступок. Преображение человека происходит за пределами земной жизни, но начинается уже на земле с чувства любви и благоговения перед Богом. Любовь знаменует начало Царства Божия в сердце каждого верующего: «...Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1-ое послание от Иоанна. 4: 16) - гласит одно из вероисповедных положений христианства.

Любви подчинены две другие высшие вечные христианские ценности: вера и надежда, эти три добродетели вместе - составляют нераздельное единство, ибо надежда и любовь невозможно отделить от веры во Христа, а любовь и вера неотделимы от надежды. Любовь вбирает в себя все содержание нравственности, в том числе и то, которое было в Моисеевых заповедях. На ней основаны все добродетели христианства, занимающие основное место в системе нравственности.

Эта система поддерживается идеями Нового Завета – завета между Христом и лично человеком, согласно ему - нравственное отношение распространяется на всех людей без исключения, Иисус сказал: «...вы слышали, что сказано в Ветхом Завете: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего», а Я же говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас, и гонящих вас» (Евангелие от Матфея 5: 43-44).

Нравственные идеалы, достойные человека, были подробно изложены Христом в Нагорной проповеди. То, что он сказал, было неожиданным и удивительным для слушателей. Если раньше считалось вполне справедливым действовать по принципу "око за око, зуб за зуб" или "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего", то Христос апеллировал к высшим мотивам поведения человека, к более высокой степени духовности. В Нагорной проповеди он говорит не столько о мстительной справедливости, сколько любви.

Нравственное совершенство требует решения еще более сложной моральной задачи: любить не только ближних, но и врагов своих. Любить любящих вас и приветствовать братьев ваших - что тут особенного? Но «...любить врагов, молиться за обижающих и гонящих вас, прощать ненавидящих вас...» - выполнение этой заповеди предусматривает большую работу над собой на пути морального совершенствования. Это очень сложно, но стремиться к этому как к высшему идеалу – необходимо, ведь в любви к другому, человек становится нравственнее и чище.

Как видно, христианство открывает новые глубинные пласты нравственности. Нагорная проповедь Иисуса не отменяет Декалога Моисея, но включает его как частный момент в более широкую систему требований. Ветхозаветное «не убий» расширяется до осуждения враждебности, как таковой во всех ее проявлениях: во гневе, оскорблениях, ссорах и т.д. Осуждается не только сам факт прелюбодейства, но даже внутреннее потворство соблазну. Христос открывает исключительное «золотое правило нравственности»: «...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Матфея 7:12).

С точки зрения истинного христианства, целью жизни не является земное благополучие, ни наслаждение плотское, а спасение бессмертной души человеческой для жизни вечной. Под спасением подразумевается избавление от зла морального – греха, и физического – адских страданий и смерти вечной. Земная жизнь рассматривается только, как подготовительная ступень к переходу в вечность.

В связи с такой переоценкой морально-духовных ценностей особое значение приобретает отношение к самому себе и к ближнему. Праведный человек, как полагает христианское учение, ведет непрестанную работу не столько с внешними, сколько с внутренними врагами: соблазнами и собственными похотями, в числе которых: «...похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1-ое послание от Иоанна. 2: 16). Для того, чтобы победить грехи и соблазны, Иисус учит: «...бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Евангелие от Марка 14: 38).

В Библии говорится, что у каждого человека открыты два пути: узкий и широкий, путь " вечной жизни" и "путь погибели". Многие идут последним путем - путем соблазнов и удовлетворения плоти, потребительства и мирской суеты. Это убивает человека, его душу, поскольку на первый план выходят материальные потребности, эгоизм и себялюбие. Человек становится эгоцентричным, руководствуется только своими прихотями и желаниями и творит зло не только окружающим, но прежде всего самому себе. В результате разрушается личность. Узкий путь, "путь жизни" - это путь духовного совершенствования, путь духовной чистоты, внутреннего покоя, путь мира, праведности и покаяния. Это - сложный путь, и немногие его находят.

Как говорится в юридических кругах - не знание закона не освобождает от ответственности, так и духовно-моральном плане: люди, не знающие закона Божьего, и не читавшие Библию, не могут быть оправданы перед Богом за свое аморальное поведение.

Так, апостол Павел писал в Послании к Римлянам: "...когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую" (к Римлянам 2: 12-15).

В подтверждении этому древний философ Тертуллиан (II в) утверждал: "Итак, прежде Моисеева Закона, написанного на каменных скрижалях, я утверждаю, существовал неписаный закон, который обыкновенно понимался естественным образом и соблюдался предками".

Заключение:

Из всего вышеперечисленного материала сделаем следующие выводы:

1. Мораль есть особый, императивно-оценочный способ освоения действительности через дихотомию (противоположность) добра и зла. Природными началами морали предстают врождённые нравственные чувства и, прежде всего, чувства совести, сострадания, любви, долга, благоговения.

2. С точки зрения религии, происхождение морали обладает целым рядом достоинств. Прежде всего, она подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер морали. Божественные предписания распространяются на всех людей без исключения. Христианское учение в определенной мере предохраняет от упрощенно-утилитарного подхода к морали, возвышает нравственные искания до высоких смысложизненных вопросов. В известных границах, религия способна ограничить сферу действия субъективизма, произвола в моральных оценках и суждениях.

3. Христианская этика - это этика, которая основывается, как на откровении Бога человеку нравственных истин, так и на естественных, социальных фактах морали. Утверждается, что умопостигаемые людьми нравственные истины дополнены в откровении теми, которые нельзя "открыть" умом, как, например, заповедь любви к врагам своим или истина об освящающей душу Божией благодати и т.п. Христианская этика признаёт в качестве духовных основ морали - Благодать Божию, через которую, считается, переданы человеку определённые нравственные положения, законы. Здесь ссылаются на религиозный опыт человечества, в котором отражено подобное божественное происхождение некоторых нравственных предписаний. Так, своё законодательство еврейский народ получил впервые на горе Синай через Моисея от Бога, что отражено в Ветхом Завете Священного Писания. В Новом Завете описано нравственное учение Иисуса Христа, в которого истинные христиане верят как в Богочеловека.

Для чего нужно нравственное совершенствование, высокая духовность? Ведь жизнь преходящая штука, все тленно, все сотрет смерть. Может быть, в таком случае надо спешить и брать от жизни все, что можно и больше, но – нет! Как сказал один герой из романа Н. Островского «Как закалялась сталь»: «...жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...».

Богатство, слава, власть и деньги - все это не наполняют жизнь человека: сегодня - нищий, завтра - король, сегодня - враг, завтра – герой, а тяга к вечному и неизведанному сохраняется в каком бы социальном статусе не жил человек. Потребительская и ненасытная жизнь или просто чувство пустоты рано или поздно приводит личность к размышлению о более высоких ценностях. Человек всегда ищет высший смысл жизни, стремится к чему-то вечному, гармоничному, прекрасному. Поэтому главное в проповеди Христа то, чтобы люди могли коренным образом изменить свою греховную безнравственную натуру, приобрести духовно-нравственные ценности и следовать им, чтобы земное их существование было в надежде на новый тип бессмертного бытия.

Список используемых и рекомендуемых источников:

1. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (канонические)

2. Основы религиоведения: Учебник / Под ред. Н.И. Яблокова. - М.,

2004. - С. 347.

3. Гараджа В.И. Религиоведение. - М., 2005. - С. 306.

4. Гараджа В.И. Социология религии. - М., 2005. - С. 89.

5. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 2003. - С. 72.

6. Токарев О. Религия в истории народов мира. - М., 2004. - С. 55.

7. Никольский Н.М. История русской церкви. - М., 2005.

8. Религия и религиозные организации в современной России. - М.,

2006.

9. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - М., 2006.