Главная Учебники - Философия Лекции по философии - часть 8
Задание 1.
Определить отношения между понятиями и изобразить их кругами Эйлера: 1. Ученый, российский ученый, профессор. У
РУ ПР
Обозначения : У
– ученый, РУ
– Российский ученый ПР
– профессор. Отношения : Данные понятия являются сравнимыми, РУ и ПР
понятия перекрещивающиеся, подчиненные понятию У. У
– понятие родовое, РУ
и ПР
– видовые. 2. Метр, сантиметр, миллиметр. М
СМ ММ
Обозначения : М
– метр, СМ
– сантиметр, ММ
– миллиметр. Отношения : Эти понятия являются сравнимыми, несовместимыми и находятся в соподчиненности. 3. Преступление, кража, контрабанда. П
КР КБ
Обозначения : П
– преступление, КР
– кража, КБ
– контрабанда. Отношения : Эти понятия являются совместимыми, сравнимыми. КР
и КБ
находятся в подчинении родовому понятию П
. 4. Риск, обоснованный риск, необоснованный риск. Р
ОР
НР
Обозначения : Р
– Риск, ОР
– обоснованный риск, НР
– необоснованный риск. Отношения : Вышеназванные понятия являются сравнимыми, несовместимыми. Понятие Р
является родовым по отношению к ОР и НР
, которые являются контрадикторными по отношению друг к другу. Задание 2.
Являются ли данные предложения определениями и если да, то корректны ли они ? 1. Кража есть тайное похищение общественного имущества.
Это предложение является определением, но в нем содержится ошибка – оно слишком узкое, потому что определяя кражу как тайное похищение таким образом, мы не охватим им всё остальное виды имущества, в частности, не подойдет под наше определение и похищение частного, государственного и др. имущества. 2. Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, свершенное с прямым или косвенным умыслом.
Это предложение также является определением, но оно содержит две логических ошибки : · Определение слишком широкое, т.к. термин деяние включает в себя любое действие или бездействие, и если не указать, что деяние преступное, то под наше определение подойдет и то, что даже далеко не подходит к разряду преступлений. · Тавтология, т.е. совершенное умышленно преступление определяется через одно и то же понятие умысла. 3. Упрямство есть порог слабого ума.
Это предложение является определением и не содержит ошибок. 4. Наука – это вид деятельности, не совпадающий с искусством.
Предложение является определением, но оно только отрицательное, что представляет собой логическую ошибку. Задание 3.
Являются ли данные предложения делением и если да, то корректны ли они ? 1.
Договоры делятся на устные, письменные и безвозмездные:
Это деление, но в данном случае оно производится не по одному основанию. Такую ошибку в логике называют перекрестным делением. 2. Преступление бывают небольшой тяжести, тяжкие и особо тяжкие:
В данном предложении, которое является делением, отсутствует один из членов деления – преступления средней тяжести, следовательно, это деление является неполным. 3. Государство делится на республики, края, области, национальные области :
Это предложение вообще не является делением – это пример расчленения целого, в данном случае это государство, на его составные части. Но здесь допущена еще одна ошибка – национальные области. В соответствии с Конституцией РФ
, такого вида субъекта в РФ не существует. Задание 4
. Определить отношения между суждениями ( по «логическому квадрату» ): Ни один человек не может быть признан виновным в совершении преступления кроме как по приговору суда. – Некоторые люди признаются виновными без судебного разбирательства. А
I -
частно O
+ -
Первое суждение является общеотрицательным /
E/
(Ни один
S не есть
P).
Второе – частноутвердительным
/
I/
(Некоторые
S есть
P ).
Их отношения контрадикторны
, т.е. из истинности одного следует ложность другого, и наоборот (Если Еи, то
Iл и наоборот )
Задание 5.
Произвести превращение, обращение и противопоставление предикату: Все студенты этой группу сдали экзамен по логике. ( Все студенты этой группу есть сдали экзамен по логике ). Превращение:
Ни один студент это группы не есть не сдал экзамен по логике. Обращение:
Все сдавшие экзамен по логике есть студенты этой группы. Противопоставление
: Ни один несдавший экзамен по логике не есть студент этой группы. Задание 6.
Дать анализ силлогизма : Всякое виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ
под угрозой наказания, является преступлением. Некоторые действия, содержащие признаки деяния, предусмотренного УК РФ
, не являются преступлениями. Значит, эти действия не являются общественно опасными. Всякое виновно совершенное деяние (Р)
..... есть преступление (М).
Некоторые действия (
S)
.... не есть преступления (М).
Эти действия (
S)
не есть общественно опасные (Р).
Определяем фигуру : Р М
S M
S P
Средний термин занимает место предиката в большой и малой посылке, значит, это вторая фигура. Проверяем правила : · Большая посылка (первое суждение) – общая посылка. · Одна из посылок (меньшая ) – суждение отрицательное. · Заключение – отрицательное. Модусы: АОО
. Этот модус есть среди правильных модусов 2 фигуры, значит, заключение верное. Задание 7.
Определить вид и правильность суждения: Если человеку преступлением причинен вред, то данный человек признается потерпевшим. Петров признан потерпевшим. Значит, ему преступлением причинен вред. Данное умозаключение является условно-категорическим, т.к. 1-ая посылка – условное суждение, 2-ая – категорическое. Но данное умозаключение не будет обязательно верном, т.к.: P Q
Q
P
Этот модус является вероятностным, следовательно, умозаключение может быть верным, но может и не быть. Задание 8.
Проверить правильность энтимемы: Если у человека нет существенного повышения температуры, значит он здоров. В данной энтимеме пропущена большая посылка: Если у человека существенное повышение температура, то он не есть здоров. У человека нет существенного повышения температуры. Человек есть здоров. Проверяем модус умозаключения: Если у человека существенное повышение температуры (
P)
, то он есть нездоров (
Q).
У человека не есть существенное повышение температуры (не Р).
Человек не есть нездоров (не
Q).
P Q
не Р
не
Q
Этот модус также является лишь вероятностным, значит из него нельзя сделать каких-либо определённых выводов, следовательно, энтимема может оказаться как верной, так и неверной.
|