Главная Учебники - Философия Лекции по философии - часть 8
«УТВЕРЖДАЮ» НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫ №4 Подполковник В. ГРАБАРЬ « » __________ 1998 г. ЛЕКЦИЯ №2.
Тема: История развития философской мысли. Исторические типы философии.
Лекция обсуждена и одобрена на заседании ПМК «Философия» Протокол № от « » ______ 1998 Председатель ПМК «Философия» полковник В. Карпов План:
Введение.
1
.Предпосылки и условия зарождения философии. 2
.Философия Древнего Мира и Средневековья. 3.
Философия эпохи Возрождения и Нового времени. Заключение.
Литература
:
1.
Основы философии. Учебное пособие. Под редакцией Е.В.Попова - Москва: ВЛАДОС, 1997 г. (Тема 2.). 2.
Канке В.А. Философия. - Москва: ЛОГОС, 1996 г. (с. 10 - 100). 3.
Введение в философию. В 2-х частях. Часть 1. Москва: ПОЛИТИЗДАТ, 1989 г. (с. 74 - 192). 4.
Философия. Курс лекций. Под редакцией Е.Ф.Солопова. Москва: ВЛАДОС, 1997 г. (с. 251 - 285). 5.
История философии. Под редакцией В.М.Мапельмана, Е.М.Пенькова. Москва: ПРИОР, 1997 г. (с. 11 - 255). Время: 2 часа.
Аудитория: №
ВСТУПЛЕНИЕ. В предыдущей лекции уже затрагивался ряд вопросов, относящихся к истории философии.
Задача этой лекции:
- дать представление о ЛОГИКЕ развития мировой философской мысли, о тех важнейших проблемах, которые ставились перед человеком и по-разному решались в истории философии на протяжении почти 2,5 тысячелетий.
Актуальность темы
определяется самой сущностью истории философии.
- Развитие и совершенствование мировоззрения будущего офицера возможно лишь на путях всестороннего изучения истории философии, выражающей всё духовное богатство человеческой мысли.
- Изучение истории философии является необходимым условием овладения философией, развития способности теоретико-диалектического мышления.
- Изучение истории философии формирует у курсантов интерес к науке, к актуальным её проблемам, в целом интеллект человека.
- В истории философии, как ни в одной науке, наблюдается преемственность, критическая переработка, взаимосвязь идей и теорий прошлых философских систем с настоящим. Эта связь осуществляется через философские традиции. Одно поколение передаёт другому не только материальную культуру, но и свои идеи, мысли, теории, а это надо знать.
- В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, невозможно делать главную ставку на усваивание определённой суммы фактов. Важно развивать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и общественно-политической информации.
Переходим к рассмотрению логики развития мировой философской мысли.
ВОПРОС №1. Предпосылки и условия зарождения философии.
Реальный процесс возникновения развития и смены философских идей изучает особая наука - история философии. История философии
- это история самосознания человеческой культуры, т.е. в конечном счете, сама мировая история, но не в эмпирическом, а в сущностном, категориальном выражении. Отражая историю человечества, в истории мировой философии ставились и решались разные проблемы, которые по-разному и ставились и решались. Философское наследие актуально и по сей день, имеет непреходящую ценность. Каковы исторические типы философии? Это
: -Философия древнего мира
, включающая в себя: -Индийскую философию -Китайскую философию -Античную философию -Философия средневековья
-Философия эпохи возрождения
-Философия нового времени 17 века
-Философия эпохи просвещения
-Европейская философия 19 века
-Современная философия 20 века
. Каждый из этих этапов философии отличался рядом особенностей:
* Античная философия -
развивалась под влиянием, -С одной стороны - мифологии,
-С другой - формирующейся в Древней Греции науки. * Средневековая философия
- развивалась в тесной взаимосвязи с религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период. * Философия эпохи Возрождения
(15-16 в.в.) - развивалась под сильным воздействием искусства. Именно тогда начинается новое прочтение античной литературы; эстетический подход играет большую роль в формировании взглядов гуманистов. * Философия Нового времени
(17 в.) - для неё характерна ориентация на науку. Причём под наукой понимали
экспериментально-математическое естествознание, которое существенно отличалось от античной и средневековой науки, ещё не знавших эксперимента.
* Философия эпохи Просвещения
(18 в.) - основывается на критике религии, теологии, её важной функцией явилась идейная подготовка французской революции.
Большое значение придаётся разуму
как двигателю общественного прогресса. * Европейская философия 19 века
- выступила в качестве «критической совести культуры», а её ведущие представители не просто сумели проникнуть в суть коренных интересов современников, но и встала на их защиту, включились в борьбу за решение серьёзных исторических задач.
Этот период характеризуется тем, что мир начинает принимать форму индустриальной цивилизации
- в странах Европы идёт смена общественно-политического строя (феодальные основы общества меняются на капиталистические). * Философия 20 века
- характеризуется новым этапом западноевропейской, русской философии и связями с именами философов экзистенциалистов, неофрейдистов, с идеями философии жизни, идеологии франкфуртской школы и т.д. Новая эпоха с её ценностями и представлениями отразилась в философских учениях. По Гегелю философия есть «эпоха, отражённая в мышлении». При всём своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, что позволяет говорить о ЕДИНСТВЕ историко-философского процесса. Говоря о генезисе
(греч. Genesis - происхождение, возникновение) следует отметить, что философия формируется в тот период, когда традиционно - мифологические представления становятся неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы. Менялись социально-экономические условия, рушились старые формы связи между людьми, они требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Что она предлагала человеку? * Новый тип самоопределения
: не через привычку, а через собственный разум. * Философ говорил ученику
: не принимай всё на веру, думай сам. На место обычая пришло образование. ВЫВОД: Таким образом
: - Философия отражает трагическое противостояние между традицией, и новыми отношениями (формированием права и государства). - Философия - именно такой тип мировоззрения, который во все времена передавал в теоретической или художественной форме крзисность эпохи и рождение новой культуры. ВОПРОС №2. Философия Древнего Мира и Средневековья. 1. Философия Древнего Мира. Философию Древнего Мира разделяют на: - философию Древнего Востока - Античную философию. 1. Философия Древнего Востока
представлена культурами Древнего Египта, Вавилона, Индии и Китая. А. Древний Египет и Вавилон
. Первые философские представления стали складываться в Древнем Вавилоне и Древнем Египте, где рабовладельческие общества образовались ещё в 4-3 тыс. до нашей эры и, стало быть, появилась возможность некоторым людям заниматься умственным трудом. Зарождение философской мысли протекало неоднородно, под воздействием двух мощных процессов
: - с одной стороны – космогонической мифологии - с другой – научных знаний. Это отразилось на её характере. Черты:
1
. Философская мысль включала в себя представления о материальной первооснове мира.
В качестве таковой выступала вода
- источник всех живых существ. Часто упоминался в древнеегипетских памятниках воздух
, заполняющий пространство и «пребывающий во всех вещах». 2
. «Теогония» и «космогония» Древнего Египта. Большая роль отводилась светилам, планетам и звёздам
. Они играли роль
не только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир и постоянно действующие на него (мир) силы. 3.
Зарождение в философии скептицизма в отношении религиозной мифологии. Письменные памятники
: -«Книга мёртвых» - самая древняя книга в мире. -«Диалог господина и раба о смысле жизни» -«Песня арфиста» -«Беседа разочарованного со своим духом». ВЫВОД:
Философская мысль здесь (Египет, Вавилон) ещё не достигла уровня характерного для более развитых стран того времени. Тем не менее, воззрения египтян оказали существенное влияние на последующее развитие науки и философской мысли. Б. Древняя Индия:
В Индии философия возникла (как свидетельствуют памятники индийской философской культуры) во 2 - начале 1 тыс. до нашей эры, когда вторжение Ариев (скотоводческих племён) с северо-запада, покорение ими населения страны, разложение первобытнообщинного строя, привели к появлению в Древней Индии классового общества и государства. 1-й этап - Ведический
: Первым памятником мысли древних индийцев Веды
(
в переводе с санскрита означает «знание»), которые сыграли определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философии. Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 г. г. до нашей эры, они представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении - творении мироздания. Веды делятся на 4 части
: -самхиты - религиозные гимны, «священное писание»; -брахманы - сборник ритуальных текстов; -арамьяки - книги лесных отшельников (с правилами их поведения); -упанишады (сиденье у ног учителя) - философские комментарии к Ведам. 2-й этап - Эпический
(600 г. до нашей эры - 200 г. до нашей эры): В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». * Появляются философские школы
, поскольку для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определённых систем или школ. Эти школы делятся на две большие группы
: 1 группа
: Ортодоксальные - признающие авторитет Вед. 1. Санкхья - 6 век до нашей эры 2. Ванжеишка - 6 - 5 века до нашей эры 3. Миманса - 5 век до нашей эры 4. Веданты - 4-2 века до нашей эры 5. Ньяя - 3 век до нашей эры 6. Йога - 2 век до нашей эры 2 группа
: Неортодоксальные (не признающие авторитет Вед). 1. Джайнизм - 4 век до нашей эры 2. Буддуизм 7-6 века до нашей эры 3. Чарвака - Локаята. 3-й этап - Написание сутр
(3 век нашей эры - 7 век нашей эры): Происходит систематизация и обобщение накопленного философского материала. Общие черты философских школ Древней Индии
: 1. Окружающий мир и личность тесно связаны
. Вл. Соловьёв (русский философ): «Всё есть одно - это было первое слово философии, и этим словом впервые возвещалось человечеству его свобода и братское единение... Всё есть видоизменение единой сущности». 2. Философия Древней Индии направлена внутрь человека
. Высшая цель жизни
- освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления, и блаженства - Нирваны. 3. Жизненные принципы
- аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние. Т.е. философия выступает не только как теория, а ещё как образ жизни, руководства жизнью.
4. Философия носит абстрактный характер
, решает проблемы первопричины, абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами. 5. Учение о перерождении
- бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот жизни и смерти. Закон космического порядка и целесообразности заставляет неживую материю стремиться к преобразованию в живую, живую - в сознающую, разумную, а разумную к духовному, нравственному совершенству. 6. Учение о Карме
- сумме злых и добрых дел каждого человека. Карма определяет форму очередного перерождения. Т.О
. Индийская философия явилась огромным прыжком человеческого духа от полной зависимости от материального мира к его свободе. В. Древний Китай
. Китай
- страна древней истории, культуры, философии. В середине 2-го тысячелетия до нашей эры в государстве Шань - Инь (18-12 века до нашей эры) возникает
рабовладельческий уклад хозяйства
. В 12 веке до нашей эры в результате войны государство Шань - Инь было уничтожено племенем Чжоу, которое создало свою династию. В 221 г. До нашей эры Китай объединился
в могучую империю Цинь и начался новый этап развития государства и философии. Философия Китая решает ряд общечеловеческих проблем
: - осознание природы, общества, человека - взаимосвязь человека и п[11]
рироды. Основные философские школы в Древнем Китае
: 1. Натурфилософы
(сторонники учения об Инь и Янь) развивали учение о противоположных началах (мужских и женских, тёмное и светлое, восход и заход). Найти гармонию, согласие между началами - вот одна из задач тогдашней философии. 2. Конфуцианство
(Конфуций 551-479 г.г. до нашей эры - виднейший мыслитель и политический деятель, основатель школы конфуцианства): * В основе взглядов Конфуция лежало традиционное религиозное представление о Небе.
Это великое начало, верховное божество, которое диктует свою волю человеку. Небо
- всеобщий прародитель и великий управитель: рождает на свет человеческий род и даёт ему жизненные правила. * Идеализация древности, культ предков, восполнение норм СЯО - сыновья почтительность и забота о родителях. * Каждый человек должен соответствовать своему назначению и быть послушным (в соответствии с субординацией) 3. Даосизм
- учение о великом Дао (о пути вещей). Основатель Лао-Цзы (6 - 5 в.в. до нашей эры). Главная идея
: * жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает
по определённому пути
- Дао
. Дао
- естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Цы (воздух, эфир) составляет основу мира. *В мире всё находится в движении и изменении, всё постоянно меняется, как бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей, т.е. смысл жизни
- в следовании естественности и бездеятельности
(недеянии). Окружающее общество - пагубно для человека. Нужно стремиться от окружающего нас общества. Черты Китайской философии
. 1. Она тесно связанна с мифологией
, но связь с мифологией предстает, прежде всего, как исторические предания
о прошлых династиях, о «золотом веке». 2. Она связана с острой социально-политической борьбой
. Многие философы занимали важные государственные посты. 3. Она редко прибегала к естественнонаучному материалу
(исключение - школа Моистов) 4. Практицизм теоретических поисков
: самоусовершенствование человека, управление государством. Этические критерии в любом деле у китайцев были основным материалом. 5. Канонизация конфуцианства приведшее к идеологическому закону между естествознанием и философией. 6. Отрыв китайской философии от Логики и Естествознания замедлил
формирование панятийного аппарата, поэтому теоретизирование натурфилософского и мировоззренческого характера были редки. Метод философского анализа для большинства китайских школ остался фактически неизвестным. 7. Рассмотрение мира как Единого Организма. Мир един, все элементы его взаимосвязаны и гармонично поддерживают равновесие.
8. Китайская философия древности антропоцентрична, направлена на решение проблем житейской мудрости, имеет установку на естественный ход вещей, недеяние. В целом выводы по философии Древнего Востока
.
1. Она имела ряд особенностей, отражающих особенности развития народов, их социально-хозяйственные и государственные традиции. 2. Многие тезисы этой философии вошли в последующие философские системы: -индийское
- «то есть ты ( или всё есть одно )», - первое слово философии о единстве всего существующего нашло своё отражение в метафизике всеединства Вл. Соловьёва; -египетское
- о материальной первооснове природных явлений нашло своё отражение в античной философии материалистов. -китайское
- а)
философия даосов о естественном пути всех вещей - Дао - нашло своё отражение в нравственном категорическом императиве канта, диалектике Гегеля. б)
конфуцианская школа стала первой догматической школой, обосновывающей авторитетную власть - нашло своё отражение в советской философии. 3. В изучаемых регионах не были развиты периоды культуры - Возрождение, Просвещение, Реформация. Почему?
Рационалистические тенденции не получили должной реализации
, а поэтому по существу остались не затронутыми научно-техническим прогрессом очаги высочайшей древней цивилизации Индии, Египта, Китая
. Это связанно с особой восточной традицией, традицией духовности, особым менталитетом. Особенность же в том, что богатство духовной жизни с самого начала была предпочтительней рационалистической материальной жизни. Именно поэтому
цивилизация в этих странах (особенно в Индии), цивилизация смысле промышленно-технического развития, не развита именно потому, что развитие могло состояться только в ущерб развитию духовному.
А это было бы губительно. Губительность для культуры рационализма и технического прогресса хорошо сознавалась, и сознаётся теперь. 2.
Античная философия.
Известно, что наша цивилизация является дочерней по отношению к античности, поэтому античная философия выступает как предтеча
современной философии. Античная философия
- это философия древних греков и древних римлян. Она существовала с 6 века до нашей эры до 6 века нашей эры, т.е. около 1200 лет: 1. Начало
- Фалес
(625 - 547 г.г. до нашей эры) – конец
- декрет императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. нашей эры). От формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье (г. Милет, Эфес, Элея) до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса. Всплеск философской мысли был обусловлен
: -демократическим устройством общества; -отсутствием восточной тирании; -удалённым географическим положением. В своём развитии античная философия прошла 4 этапа
: 1 этап:
Досократовский
с 7 - 5 века до нашей эры (знаменитые немецкие филологи-классики 19 века: Герман Дильс, Вальтер Кранс вводят термин "Досократики" для совокупного обозначения натурфилософских школ). Ионийская группа школ
: -Милетская: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (6 век до нашей эры). -Элейская школа (5 век до нашей эры): Парменид, Ксенофан. -Гераклит из Эфеса. Афинская группа школ
: -Пифагор и пифагорийцы. -Механицизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Левкипп. -Софизм (2 половина 5 века до нашей эры): Протагор, Горгий, Продик, Гиппий. 2 этап
: Классический
(с половины 5 до конца 4 века до нашей эры). Сократ (469 - 399 г.г. до нашей эры). Платон (427 - 347 г.г. до нашей эры). Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры). Этические школы
: - гедоническая (Аристипп) - циническая (Антисеен). 3 этап
: Эллинистический
(конец 4 - 2 века до нашей эры). Философские школы
: -перипатетика (школа Аристотеля) -академическая философия (Платоновская академия) -стоическая школа (Зенон из Китиона) -эпикурейская (Эпикур) -скептицизм. 4 этап:
Римский
(1 век до нашей эры - 5-6 века нашей эры) -стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) -эпикуреизм (Тит Лукреций Кар) -скептицизм (Секст Эмпирик). Характеристика этапов.
1-й этап
характеризуется как натурфилософия (философия природы). Почему?
1. Для греков природа выступает главным абсолютом
(т.е. это что-то вечное, бесконечное, безусловное, совершенное, неизменное, самодостаточное). 2. Она не сотворена богами (боги сами составляют часть природы). 3. Человек изначально связан с природой. 4. Человеческий разум освободился от власти богов, поэтому в своей жизни люди опираются на доводы разума. 5. Первые греческие философы были и первыми естествоиспытателями. 6. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон
(Логос), которому подчиняется всё и все, и что отличает гражданина от варвара. Отсюда:
1
. Идёт поиск первоначала
(первокирпичика) из которого создано всё сущее. а) из конкретного вещества
(625-547 г.г. до нашей эры) * У Фалеса первоначало
- вода
(всё происходит из воды и в воздух обращается). * У Анаксимена
(585-525 г.г. до нашей эры) - воздух
(из-за его бесконечности и подвижности), из него рождаются вещи: «при разряжении рождается огонь, а при сгущении - ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого возникает всё прочее.» * У Гераклита
- огонь
. «Этого мира никто не сотворил, а он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, создающий сущее из противоположных стремлений». Душа - огонь. б) из чего-то неопределённого * У Анаксимандра
(610-545 г.г. до нашей эры) - Апейрон
(беспредельное), «апейрон есть не что иное как материя, в которой как бы соединены противоположности (горячее - холодное и т.д.), выделение
которых и обуславливает всё развитие в различных формах. Это движение вещей вечно». * У Левкиппа
(500-440 г.г. до нашей эры) и Демокрита
(460-370 г.г. до нашей эры) - атом
. Атомы
- это элементы, из которых состоит вся природа. Атом неделим, вечен, неизменен, непроницаем. Поэтому и мир вечен, неуничтожим. Отличаются атомы между собой
: -по форме (треугольник, крючок, и т.д.), душа человека и мысли состоят из атомов - круглых, гладких, мельчайших и подвижных. Расположены они в теле. -по величине (и весу). -по движению. в) суть вещей в числах
. * Пифагор
(580-конец 5 века до нашей эры) - всё есть число
. Число у Пифагора - не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество
верховной Единицы
, т.е. бога, источника мировой гармонии. Числа выражали, по их мнению, определённый порядок, гармонию окружающего мира и многообразие вещей и явлений. «Где нет числа и меры, там хаос и химеры». г) сущность вещей в их бытии
* У Парменида
- субстанция
- бытие как таковое. «Бытие есть, небытие нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни высказать. Бытие вечно, едино, неподвижно, неуничтожимо, тождественно и всегда равно самому себе. Оно однородно и непрерывно, шарообразно. Пустого в пространстве нет - всё наполнено бытием. 2.
Обосновываются космогонические теории строения мира
. Исходя из понимания субстанции мира (или первокирпичика), философы Древне Греции создают свои космогонические теории строения мира (вселенной). * Фалес
- Земля
- плоский диск, плавающий по поверхности воды, - она - центр Вселенной. Звёзды, Солнце, Луна состоят из Земли и питаются испарениями воды, затем во время дождя вода возвращается и переходит в Землю. * Гераклит
(первый диалектик) - его космология строится на основе стихийной диалектики
. Мир
- упорядоченный космос. Образование этого космоса происходит на основе общей изменчивости, текучести вещей. «Всё течёт, всё изменяется, нет ничего неподвижного.» Вся природа, не останавливаясь изменяет своё состояние
. «В одну и туже реку нельзя войти дважды.» Мир рождается и умирает. В основе всего движения лежит Борьба противоположностей
- она абсолютна. Демокрит
: атомы движутся хаотично, сталкиваясь, они образуют вихри, из них - земля и светила, и в дальнейшем целые миры. Идея - о бесконечном множестве миров во Вселенной. 2-ой этап
(Классический
) характеризуется как антропологический, т.е. центральной проблемой становится проблема человека
. Почему?
1. К концу 5 - началу 4 века до нашей эры в силу ряда причин (бесконечные войны, разрушение государств, переход от тирании к рабовладельческой демократии и наоборот) наступает кризис афинской демократии, что вызвало к жизни идеологию рабовладельческой аристократии. 2. Изменения в общественной жизни, новые общественные потребности, изменили условия формирования человеческой личности. 3. В самой философии накоплен достаточный объём знаний, разработан инструментарий мышления, для перехода от философии как любви к мудрости, к философии как «первонауке».
Отсюда
:
1. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистко - антропологическая тенденция в философии. 2. Решаются проблемы
: А) Проблема человека
, его познания его отношения с другими людьми. Сократ
впервые в центре философии видит проблему человека как морального существа
: -раскрывает природу нравственности человека; -определяет, что есть Добро, Зло, Справедливость, Любовь, т.е. то, что составляет суть души человека; -показывает, что необходимо стремиться к познанию себя именно как человека вообще, т.е. моральной, общественно-значимой личности. Познание
- главная цель и способность человека, т.к. в конце процесса познания мы приходим к объективным общезначимым истинам, к познанию добра, красоты, блага и человеческого счастья. В лице Сократа человеческий разум впервые стал мыслить логически. Б) Проблема политики
и государства и их отношение к человеку. * Сократ
- государство сильно тем, как граждане исполняют законы - для каждого Отечество и Законы должны быть выше и дороже отца и матери
. * Платон
- создал теорию «Идеального государства
», разделив общество на три сословия: 1-ое - управленцы - философы 2-ое - стражи (воины) 3-е - низшие (крестьяне, ремесленники, торговцы). -государство есть воплощение идей, а люди выступают в виде игрушек, придуманных и управляемых Богом. * Аристотель
- человек есть политическое животное, проявление заботы о другом есть проявление заботы об обществе. В) Проблемы синтеза
философского знания, построения метафизических систем, признававших два мира - мир идей и текучий, подвижный мир вещей, поиска рационального метода познания этих миров. * Платон
- основоположник идеалистической европейской философии. 1. Впервые разделил философию на два течения в зависимости от решения ими вопроса о природе истинного бытия (на материалистов и идеалистов). 2. Платон открыл сферу сверхчувственного бытия - «мир идей». Первооснова - это мир идей. Идеи нельзя пощупать, их нельзя увидеть, осязать. Идеи можно «созерцать» только умом, через понятия. Вещный мир тоже необходим, но он является лишь тенью мира идей. Истинное бытие - это мир идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю и временно находясь в человеческом теле, вспоминает о мире идей. Таким образом,
познание
- это воспоминание душой своего до земного существования. * Аристотель
- ученик Платона, его труды считаются вершиной философской мысли Древней Греции. Основные положения его учения
:
· подверг критике платоновскую теорию Идей («Платон мне друг, но истина дороже»); · создал учение о категориях (сущность и качество); · учение о материи и форме: первым ввёл понятие Материя, признавая её вечной, несотворимой, неуничтожимой; · произвёл разграничение наук на теоретические, практические и творческие: Теоретические:
-метафизика (или собственно философия) - изучает первопричины всех вещей, первоначало всего сущего; -физика - изучает состояние тел и определённые «материи»; - математика - абстрактные свойства реальных вещей. Практические
:
-этика - наука о норме поведения -экономика, политика Творческие
:
-поэтика -риторика. · развил науку логики, назвав её «органической» наукой для изучения бытия, выделил в ней метод познания - индукции; · учение о душе, на котором основана аристотелевская этика. 3-й этап:
эллинистический.
Связан с упадком древнегреческого рабовладельческого общества, распадом Греции. Кризис привёл к утрате Афинами и другими греческими полисами политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной державы, созданной Александром македонским. Распад державы после смерти завоевателя, усилил развитие кризиса, который вызвал глубокие изменения в духовной жизни общества. Общая характеристика философии этого этапа
: -переход от комментаторства учений Платона и Аристотеля к проблемам этики, проповедям скептицизма и стоицизма: Скептицизм
- философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Стоицизм
- учение, провозглашающее жизненный идеал - невозмутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражители. Главные проблемы
:
-мораль и свобода человека, достижение счастья; -проблемы возможности познания мира; -структуры космоса, судьбы космоса и человека; -отношение Бога и Человека. 4-й этап:
Римский
В этот период решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой, особенно эллинистического периода. Т.е. в ней развиваются стоицизм и эпикуреизм, которые приобретают свои особенности. В период упадка Римской империи, усилился кризис общества, обусловивший катастрофу личного существования. Усилилась тяга к религии и мистицизму. Отвечая на вопросы времени, сама философия становилась религией, мостом к христианству. ВЫВОДЫ:
1. Античная философия основана на принципе объективизма
. Это означает, что субъект пока не становится выше объекта (как это случилось в новоевропейской философии). 2. Античная философия исходит из чувственного космоса
, а не из абсолютной личности (что характерно для Средневековья). 3. Космос
- это абсолютное божество, а это означает, что античная философия пантеистична
, т.е. отождествляет Бога и природу. Греческие боги природны и похожи на людей. Космос одушевлён. 4. Космос обуславливает необходимость
. Необходимость применительно к человеку есть судьба. Но поскольку она ему доподлинно неизвестна, он может делать выбор. 5. Античная философия достигла высокого уровня в разработке понятий
(категорий), но она почти не знает законов. 6. В античной философии ещё нет чёткого противопоставления материализма и идеализма, и то и другое направление носят стихийный характер. 2.
Философия Средневековья.
Средневековая европейская философия
- это чрезвычайно важный содержательный и продолжительный этап в истории философии. Хронологически этот период охватывает 5 - 15 века. Характеристика этого периода:
1. Становление и расцвет эпохи феодализма. 2. Господство религии и церкви в общественном сознании. Христианство становится государственной религией. Ф. Энгельс: «догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона». 3. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного знания. Большинство учёных было представителями духовенства, а монастыри являлись очагами культуры и науки. Это определило характер философии Средневековья:
-движение философской мысли было пронизано проблемами религии; -церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления; -философия довольно часто пользовалась религиозным понятийным аппаратом; -любая философская концепция, как правило, приводилась в соответствие с учением церкви; -философия сознательно
ставит себя на службу религии «Философия - служанка богословия». Две тенденции в Средневековой философии:
1-я - сакрализация - сближение с религиозным учением; 2-я - морализация - сближение с этикой, т.е. практическая направленность философии на обоснование правил поведения христианина в мире. Черты Средневековой философии.
1.Теоцентричность
- т.е. высшей реальностью признаётся не природа, а Бог. Главные принципы миропонимания:
а) креационизм
- (или творение) - т.е. принцип сотворения мира Богом из ничего. - Бог вечен
, неизменен, ни от чего не зависит, он источник всего сущего и недоступен для познания. Бог
- это высшее благо. - Мир изменчив
, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку, поскольку сотворён Богом. б) принцип Откровения
- будучи в принципе недоступным для познания смертным людям, христианский Бог Сам открывал себя через откровение, которое зафиксировано в священных Книгах - Библии.
Основным инструментом познания выступала вера
как особая способность души человека. Задача теолога-философа
раскрыть тайны и загадки библейских текстов и тем самым приблизиться к познанию высшей реальности. 2.Ретроспективность
- средневековая философия обращена в прошлое, ибо максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее» (а самым древним документом была Библия). 3.Традиционализм
- для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни, он должен был постоянно придерживаться установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других было показателем истинности его взглядов. 4.Дидактизм
(учительство, назидательство) - установка на ценность обучения и воспитания с точки зрения к спасению, к Богу. Форма философских трактатов - диалог авторитетного учителя и скромного поддакивающего ученика. Качества учителя:
-виртуозное знание Священного Писания -знание правил формальной логики Аристотеля. Этапы Средневековой философии.
1-й этап
- Патристика
(от слова «патер» - отец, имеется в виду «отец церкви») в истории философии определяется с 1-6 века. Вершина патристики - Августин Блаженный (354 - 430 г.г.), идеи которого определили развитие европейской философии. Характеристика этапа:
-интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии; -философские элементы платонизма играют определяющую роль. Главные проблемы патристики
: 1. Проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема). 2. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян). 3. Понимание истории как движение к определённой конечной цели и определение этой цели - «Град божий
». 4. Отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его души. 5. Проблема происхождения в мире зла, и почему его терпит Бог. 2-й этап
- Схоластика
(9-15 века, от греч. схолашкола) - форма философии, широко преподававшаяся в школах, а затем в университетах Западной Европы (с 12 века). Фома Аквинский
(1223-1274) - пик средневековой схоластики, один из самых крупных философов всей послеантичной философии. Характеристика этапа:
1. Систематизация христианской философии (в 1323 Фома Аквинский провозглашён Папским престолом святым, а его система становится официальной философской доктриной римско-католической церкви). 2. Философское учение Аристотеля играет определяющую роль в систематизации христианской философии. Главные проблемы схоластики:
1. Соотношение религии, философии, науки
. Усиливается внимание к философии как науке, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о спасении человеческой души. Античная философия уже не является враждебным конкурентом религии. Отсюда
: -больше внимания к ней, к переосмыслению её положений; -а главное - восприятие развитого категориального аппарата с точки зрения религиозных проблем. 2. Соотношение разума и веры
. Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе, ещё и наукой - философией. Разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении души человека к познанию истины. А истина одна - это Христос и его учение.
К такой истине можно идти двумя путями
:
-путём веры, откровения - короткий, непосредственный путь; -путём разума, науки - это длинный путь со многими доказательствами. 3. Проблемы соотношения общего и единого
. Эта проблема связана с догмой о «Троице» и решалась с позиций «номинализма» (общее существует только в имени или в уме, реально существуют единичные вещи) или с позиции «реализма» (общее существует реально в виде некой сущности). Фома Аквинский
по своему решил этот спор
: -общее существует вполне реально, но не в уме и не в виде идей Платона; -общее в Боге. Бог есть общая полнота бытия, общее в чистом виде; -моменты общего могут быть найдены в любой вещи, т.к. вещи причастны к бытию; -то, что единичные вещи есть, т.е. существуют, связывает их в общее целое; -другого общего, кроме Бога и связи единичных вещей через бытие (т.е. опять же через Бога) нет. Выводы:
1. Средневековая философия теоцентрична
: -её мировоззрение основано на религиозной вере; -в центре философии - Бог
; 2. Но она не является бесплодным периодом
в области философского мышления. Её идеи послужили базой для развития философских систем эпохи Возрождения, Нового времени, современной религиозной философии: а) спор номиналистов и реалистов сформировал новое представление о познании, выделив тем самым гносеологию
в самостоятельную область исследования; б) интерес номиналистов ко всем деталям эмпирического мира и ориентация их на опыт и эксперимент были продолжены впоследствии материалистами эпохи Возрождения (Н.Коперник, Дж.Бруно) и английскими философами эмпирического направления (Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж.Локк). 3. Представители реализма заложили основы субъективного толкования человеческого разума (17-18 века субъективные идеалисты Дж.Беркли, Д.Юм). 4. Средневековая философия «открыла» самосознание как особую субъективную реальность, причём более достоверную и доступную человеку, чем внешняя действительность. Оформилось философское понятие «Я»
(оно стало отправным пунктом в философии рационализма Нового времени - Р.Декарт). 5. Средневековая этика стремилась к воспитанию плоти
с целью подчинения её высшему духовному началу (это направление продолжил гуманизм эпохи Возрождения - Ф. Петрарка, Э. Роттердамский). 6. Эсхатологическая (учение о конце света) установка приковывала внимание к постижению смысла истории. Возникла герменевтика
как специальный метод интерпретации исторических текстов (в эпоху Возрождения оформляется политическая философия гуманизма). ВОПРОС № 3.
Философия эпохи Возрождения и Нового Времени
.
1. Философия эпохи Возрождения. Возрождение
(ренессанс) - период перехода от средневековья к новому времени (с 14 до 17). Характеристика эпохи:
1. Зарождение капиталистических отношений, массовых промышленных производств. 2. Создание национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы. 3. Эпоха глубоких социальных конфликтов (движение Реформации революции в Нидерландах, Англии). 4. Эпоха Великих географических открытий (1492 г. - Колумб - Америка; 1498 г. - Васко да Гама- обогнув Африку, пришел морским путем в Индию; 1519- 1521- Фернан Магеллан- первое кругосветное путешествие). 5. Культура и наука все больше приобретают светский характер, т.е. освобождаются от безраздельного влияния религии (Леонардо да Винчи). 1
. Философия Возрождения прошла три периода:
I. Период
- гуманистический (14 - сер. 15 в.). (Данте Алигьери, Франческо Петрарка). II. Период
- неоплатонический (сер. 15 - 16 в.). (Николай Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс). III. Период
- натурфилософский (16 -нач.17 в.). (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей). Характеристика философии эпохи Возрождения.
1. Антисхоластический характер
(хотя для государства схоластика оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в большинстве университетов). Вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме
выражения идеи (схоластике), а ее содержанию
. 2. Пантеизм
как главный принцип мировоззрения (развитие идеи неоплатонизма - Николай Кузанский, Мирандолло, Парацельс). (Пантеизм (греч. pan- все и theos- бог) - философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа»). Иерархическое представление о мироздании заменено на концепцию о мире, в котором происходит взаимопроникновение
земного, природного и Божественного начал. Природа одухотворена. 3. Антропоцентризм и гуманизм
(Данте Алигьери - «Божественная комедия»; Петрарка - «Книга песен»). Сущность новой философии
- антропоцентризм.
Не Бог, а человек теперь помещен в центр космического бытия. Человек - не просто природное существо. Он господин над всей природой, творец. Культ красоты тела связывает его с антропоцентризмом. Задача философии
- это не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а раскрытие их
гармонического единства.
· Гуманизм
(от лат. Humanitas - человечность) - центральное для возрождения культурное явление. Гуманизм - это свободомыслие к светский индивидуализм. Он изменил характер философствования, источники и стиль мышления, сам облик ученого - теоретика (это ученые, поэты, педагоги, дипломаты. Носившие имя «философ»). · Творческая деятельность человека приобретает сакральный
(священный) характер
. Он творец, подобный Богу, он - созидает новый мир и самое высокое, что есть в нем - самого себя.
4.Натурфилософия Возрождения
: * Н. Коперник
(1473 - 1543) - создает новую модель мироздания - гелиоцентризм: · Центр мира Солнца; · Мир сферичен, неизмерим, бесконечен; · Все небесные тела движутся по круговым траекториям; · Земля вместе с планетами и звездами образует единую Вселенную; · Законы движения для планет и Земли едины. * Джордано Бруно
(1548 - 1600) - развивает философский аспект теории Н. Коперника. · Солнце - не есть центр Вселенной, такого центра вообще нет; · Солнце - центр только нашей планетной системы; · Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно; · Жизнь и разум есть на других планетах; · Вселенная равна Богу, Бог заключен в самом материальном мире. (Сожжен 17.02.1600 г. На площади «Поле цветов»). * Галилео Галилей
(1564 - 1642) - продолжил изучение Космоса, изобрел телескоп, разработал метод научного анализа с использованием математики, поэтому считается основоположником научного естествознания. (Умер, оставаясь узником инквизиции). 5. Социальная философия Ренессанса
. Философия возрождения представила оригинальные трактаты исторического процесса и проекты идеального государства, связанные с идеей социального равенства. * Николо ди Бернардо Макиавелли
(1469 - 1527) - был высоким должностным лицом в республике Флоренция, дипломатом, военным теоретиком. Труды: «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь». Идеи:
· Полностью отбрасывает идею Божественной предопределенности в общественной жизни; · Политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. находятся в вечном круговороте, не подчиненном никакой предустановленной свыше цели. Возникновение общества, государства и морали объясняется естественным ходом событий. * Томас Мор
(1478 - 1535) - основоположник утопического социализма. Лорд - канцлер Англии. Труд: «Утопия» (описание идеального строя фантастического острова Утопия (с греч.; буквально «Нигдения» - место, которого нет - слово, придуманное Т. Мором)). Идеи:
· Уничтожение всех видов частной собственности; · Обязательный труд всех граждан; · Выборность государственных органов; · Семья - ячейка коммунистического быта. * Томазо Кампанелла
(1568 - 1639) - монах- доминиканец, участник борьбы за освобождение Италии от господства испанцев. 27 лет в тюрьме. Труд: «Город Солнца» - коммунистическая утопия. Идеи:
· Упразднение частной собственности и семьи; · Дети воспитываются государством; · Обязательный 4х часовой труд; · Распределение продуктов по потребностям; · Развитие наук, просвещения, трудового воспитания; · Главой государства выбирается выдающийся по знаниям человек; · Необходимость формирования всемирного единения, союза государств и народов, что должно обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами. Выводы:
1) Сущностью философии Возрождения является антропоцентризм. Человек рассматривается как Творец. 2) Хотя эпоха Возрождения не оставила великих философов, а философское творчество разворачивалось в основном в форме «осовременивающего воспоминания», она: · обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму; · заложила основу философии, свободной от религии. 2.Философия Нового времени.
Условно философию Нового времени можно разделить на три периода: 1-й период
: эмпиризм и рационализм 17 века. 2-й период
: философия эпохи Просвещения 18 века. 3-й период
: Немецкая классическая философия. Каждый период имеет свои особенности, которые обусловлены состоянием общества на тот исторический этап. А)
Эмпиризм и рационализм 17 века
:
Исторические условия:
1) Замена феодального общества буржуазным (революция в Нидерландах, Англии). 2) Ослабление духовной диктатуры церкви (развитие протестантизма). 3) Соединение науки с практикой материального производства. -Торричелли - ртутный барометр, воздушный насос; -Ньютон - сформулировал основные законы механики; -Бойль - применил механику в химии. Исторические условия привели к изменению общественного сознания:
1. Западная Европа из двух путей исторического развития цивилизации (духовный или научно-технический прогресс) выбирает путь НТП. 2. Выработано новое понимание задач науки и философии - не «наука для науки», а наука для увеличения власти человека над природой. 3. Активизированы поиски новых методов познания для: -систематизации огромного количества фактов; -создания целостной картины мира; -установление причинно-следственных связей между явлениями природы. Поэтому, Главным
в философии этого периода становятся проблемы теории познания (гносеологии):
-что значит знать? -что пролагает дорогу к истине: · ощущение или разум; · интуиция или логика. -аналитическим или синтетическим должно быть познание. Возникает идея «чистого разума»,
т.е. свободного от «идолов» разума, который проникает в сущность явлений. Философы активно ищут истинный, главный метод познания, который приведёт к истине вечной, полной, абсолютной
, признанной всеми людьми. Основу нового метода ищут
: 1) в чувственном опыте, выдвигая идею сверх значимости эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк). 2) в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Наиболее значительными были философские системы эмпириков: Ф. Бекона, Т. Гоббса, рационалистов: Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница. 1.Эмпирики
(Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк) считали что: *
единственный источник знания - это опыт
- опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями, представлениями; - содержание всех знаний человека и человечества в конечном счёте сводится к опыту. *
в душе и разуме человека нет никаких врождённых знаний, представлений или идей. - душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а уже ощущения и восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена». *
поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. *
знание должно идти от чистого, опытного (экспериментального) к обобщениям и выдвижению теорий, это - индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом - и есть истинный метод в философии и всех науках. А) Фрэнсис Бекон
(1561-1626) - лорд - канцлер Англии, виконт. Труд:
«Новый органон» - проблемы развития науки и анализ научного познания. Идеи:
1. Практическая значимость философии и всей науки. «Знание - сила»
- его изречение. 2. Основной метод познания - индукция,
опирающаяся на опыт и эксперимент. «Наша мысль движется от знаний единичных фактов к знаниям целого класса предметов и процессов». 3. Фундамент всякого познания - опыт
(эмпирио), который должен соответственно организован и подчинён определённой цели. 4. Факты, на которые опирается наука, можно классифицировать, используя его метод (индукции). Люди, считал он, не должны уподобляться: -паукам,
которые ткут нить из самих себя (т.е. выводят истину из «чистого сознания» как такового); -муравьям
, которые просто собирают (т.е. постой сбор фактов); Они должны быть подобны пчёлам
, которые собирают и упорядычевают (т.е. это подъём от эмпирии к теории). 5. Критикуя рационализм, предостерегал человечество от четырёх «идолов», т.е. дурных привычек ума, которые порождают ошибки: -«идолы рода
» - т.е. ориентации, свойственные человеческому роду (в частности - ожидание большего порядка, чем существующий в вещах); -«идолы пещеры
» - личные суеверия, присущие отдельному исследователю; -«идолы рынка
» - использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум; -«идолы театра
» - те, что связанны с общепринятыми системами мышления (научные, философские, религиозные). Б)
В лице английского философа Т. Гоббса
(1588-1679) материализм Бэкона нашёл своего защитника и продолжателя. Материя по Гоббсу, вечная
, а отдельные тела временны. Движение материи он рассматривал как перемещение тел в пространстве, т.е. как механическое движение, и уподоблял механизму не только все тела природы, но и человека и общество. В отличии от Бэкона, Гоббс решительней отвергал религию и считал её несовместимой с наукой. В общественной жизни место религии - как средство «обуздания масс».
В)
Английский философ Дж. Локк
(1632-1704) развивал учение об ощущениях как источнике наших знаний. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорождённого - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры - знания. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях, таков основной тезис Локка. Наметив диалектику врождённого и социального, Локк во многом определил развитие педагогики и психологии. 2
.Рационалисты
- Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готтфрид Лейбниц считали что: -опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Почему?
А
. Восприятия и ощущения иллюзорны; Б.
Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны. -зато в самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчётливые идеи. -главное то, что человек мыслит. Это главная - интуитивная (внеопытная) идея такова: «Я мыслю - следовательно, существую» (Р. Декарт). -затем, по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести возможность существования Бога, природы, других людей. -каков вывод
: а) в разуме человека содержится ряд идей (безотносительно всякого опыта, т.е. эти идеи возникли без ощущений до ощущений). б) развивая заложенные в уме идеи, мы можем получить истинное знание о мире (хотя сведения о мире человек черпает из ощущений, поэтому и опыт и эксперимент - важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме
). в) мышление основано на индукции и дедукции. Оно возникает независимо и до ощущения, но мышление приложимо к ощущениям. г) истинный метод всех наук и философии чем-то похож на математические методы. - они даны вне непосредственного опыта, начинаются с общих, предельно ясных и четких формулировок, где от общих идей идут к частным выводам и в математике нет эксперимента. а) Рене Декарт
(1596-1650) - французский философ, ученый, математик. Труды:
« Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления». Идеи:
1) В учении о бытии весь сотворенный мир расчленяет на два рода субстанций: духовные и материальные. - Духовная – неделимая субстанция - Материальная – делимая до бесконечности Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга (вследствие чего Декарт считается родоначальником дуализма). 2) Развил гносеологию: -начало процесса познания – сомнение -разработал дедуктивный метод. б)
Оригинальным было учение нидерландского философа Б. Спинозы
(1632-1677). Он, отдавал дань взглядам того времени, считал, что бог существует, но он лишен каких-либо качеств личности. Бог-это природа, обладающая протяжением и мышлением. Вся природа может мыслить, человеческое мышление-это частный случай мышления вообще. Большое внимание Спиноза уделял также проблеме необходимости и свободы. Именно ему принадлежит формулировка: «Свобода есть осознанная
необходимость».
в) Немецкий философ Г. Лейбниц
(1646-1716) развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии. Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов - монад. Монады
- это духовные элементы бытия, они обладают активностью и самостоятельностью, находятся в непрерывном изменении и способны к страданию, восприятию и сознанию. Бог регулирует единство и согласованность монад. Так, низшим монадам присущи лишь смутные представления (в таком состоянии находится неорганический и растительный мир); у животных представления достигают ступени ощущения, а у человека - ясного понимания, разума. 3.
Субъективный идеализм
получил свое развитие в трудах английских философов Дж. Беркли и Д. Юма. А) Дж. Беркли
(1685-1753), убежденный сторонник религии, выступил с критикой понятия материи. Он утверждал, что понятие материи
является общим и потому ложным
. Мы воспринимаем не материю как таковую, утверждал Беркли, а лишь отдельные свойства вещей - вкус, запах, цвет и т.д., восприятие которых Беркли называл «идеями». Окружающие нас вещи существуют в качестве идей в уме бога, который является причиной и источником земной жизни. Б) Д. Юм
(1711-1776) также развивал субъективно- идеалистическую, но несколько иную, чем Беркли. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «не знаю». Он исходил из того, что данные о внешнем мире человек получает только из ощущений, а ощущения постоянно меняются. Отсюда вывод: объективное знание невозможно. Отсюда берет свое начало такое философское направление, как агностицизм
.
Выводы:
1. Философы этого периода усилили гносеологические возможности наук в изучении природы, разработав методы научного познания, тем самым, вооружив человека знаниями по использованию ее сил. 2. Под воздействием естественных наук изменилось мировоззрение 17в. Допускалось расчленение мира на логически связанные и математические точно описываемые составные элементы. 3. В ходе соперничества рационализма и эмпиризма, верх одержал рационализм, благодаря чему была заложена основа категориального аппарата теории мышления, были созданы предпосылки будущей математической и диалектической логики. 4. Дальнейшую разработку нашли проблемы социального оптимизма, идеи - о естественных правах человека, общественном договоре, формах государственного устройства, месте человека в окружающем мире. Б. Философия эпохи Просвещения 18 века.
Характеристика эпохи:
5. Потребности капиталистического способа производства стимулировали развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования. 6. Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили предпосылкой для раскрепощения умов, освобождение от феодально-религиозной идеологии, становление нового мировоззрения. 7. Общественно-политическая борьба, развернувшаяся в 18 веке накануне Великой Французской буржуазной революции (1789-1794 г.г.). С учетом этого в 18 веке центр философских изысканий переместился из Англии во Францию (а затем в Германию). Во Франции:
- насущные вопросы требовали активной деятельности философов, ясных и быстрых опровержений устаревших феодальных и клерикальных идей; - философия выходила за стены университетов и кабинетов ученых, она перемещалась в светские салоны Парижа, на страницы десятков и сотен запрещенных изданий; - философия становится делом идеологов и политиков; - развивается идея перестройки науки на разумных основаниях: · распространение положительных, практически полезных знаний о природе и обществе среди широких кругов образованных людей; · приобщение правителей (монархов) к новейшим достижениям науки и философии, которые внедрят принцип разума в государства; · критика традиционного христианства и борьба с религиозными догмами. Характеристика философии эпохи Просвещения:
1. Рационализм.
Рационализм трактуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум, ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение. 2. В центре всех философских школ и систем находится, как правило, активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своими разумами. - разум рассматривается в рационалистических системах в качестве всей субъективной деятельности человека. - человек как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношениях на разумных началах. - мир законосообразен, самоупорядочен, самовоспроизводящийся
- это связано с внутренней активностью материи, с ее всеобщим движением. - механистичность французского материализма. Законы механики твердых тел, законы тяготения возводились в ранг всеобщих и ими определялись все природные и общественные процессы. (Ж. Ламетри «Человек- машина»). Важнейшие представители французского Просвещения:
* Франсуа Вольтер (1694-1778) * Жан Жак Руссо (1712-1778) * Дени Дидро (1713-1784) (создатель 35 томной энциклопедии) * Жульен Ламетри (1709-1751) * Клод Гальвеций (1715-1771) * Поль Гольбах (1723-1789) В. Немецкая классическая философия
(конец 18 - середина 19 века). Исторические условия.
1. Мир в Европе и Америке энергично и последовательно принимает форму индустриальной цивилизации.
Прогресс в промышленности стимулирует развитие техники: 1784 г. - появляется универсальная паровая машина Уатта; 1800 г. - А. Вольта изобретает химический источник тока; 1807 г. - первые пароходы; 1825 г. - первые паровозы; 1832 г. - Л. Шиллинг - электромагнитный телеграф; 1834 г. - М. Г. Якоби - электродвигатель и т.д. 2. В естествознании механика утрачивает свою прежнюю доминирующую роль: -к концу 18 века сформировалась химия как наука о качественных превращениях природных веществ; -формируются биология и учения об электромагнетизме. 3. Бурные социально-политические изменения происходящие в развитых Европейских странах не затронули Германию: -Германия в отличие от Франции и Англии того периода оставалась экономически и политически отсталой страной, раздробленной на 360 самостоятельных государств («Священная Римская империя германской
нации»
); -она сохраняла цеховой строй, остатки крепостного права; -жёсткий политический порядок канцлера Бисмарка оставлял единственную сферу для индивидуального самовыражения, свободы творчества, независимость духа: сферу разума.
Прогресс науки, опыт революций в Европе (особенно Французской революции 1789-1794 г.г.) создали предпосылки для развития философско-теоретического мышления, в результатом чего и явилась выработка (в рамках классической немецкой философии) идеалистической диалектики
.
Черты немецкой классической философии
:
1. Несмотря на разнообразие основных философских позиций, немецкая классическая философия является единым, относительно самостоятельным
этапом развития философии, ибо все её системы вытекают одна из другой, т.е. с сохранением определённой преемственности, отрицала предшествующую. 2. Возрождение диалектических традиций (через обращение к античному наследию). Если у Канта диалектика имеет ещё негативное значение «софистики» чистого разума, то у последующих философов, и в особенности у Гегеля, она возвышается до целостной системы логических категорий. 3. Переход от объективного и трансцендентального идеализма (Кант) к объективному идеализму на основе диалектической методологии (через Фихте и Шеллинга к Гегелю). 4. Критика традиционной «рассудочной» метафизики и стремление представить философию как систему научного знания («наукоучение» Фихте, «энциклопедия философских наук» Гегеля). 5. Обращение к истории как философской проблеме и применение Гегелем диалектического метода к исследованию истории. Немецкая классическая философия представлена выдающимися философами:
* Кант * Фихте * Шеллинг * Гегель * Фейербах а) Иммануил Кант
(1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической философии - ректор Кёнигсбергского университета, субъективный идеалист. В его философском учении отчётливо проявляются два этапа: докритический и критический
. Докритический этап
(стихийно-материалистический): -разрабатывает космогоническую теорию естественного образования солнечной системы из диффузной газопылевой материи, в результате вихревых вращательных процессов. Критический этап
(начиная с 1770 г.). Труды
:
«Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Идеи:
1.
Центральная проблема - проблема возможностей человеческого познания и установление его границ
-Процесс познания
- активный творческий процесс своеобразного конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта, который протекает по своим собственным законам. -Впервые в философии рассматривалась не структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта
- как главный фактор, определяющий и способ, и предмет познания. «Коперниковский переворот»,
т.е. у Канта «не разум подобно солнцу вращался вокруг мира явлений, а мир явлений вращается вокруг разума». -Необходимые условия познания заложены a priori
(т.е. до опыта) в разуме человека и составляют основу знания. -Но разум человека определяет и границы познания. Кант различал воспринимаемые человеком: -явления вещей; -вещи сами по себе. Мы познаём мир не таким, какой он есть, а таким, каким его видим. Мы видим явления вещей
(феномены), но абсолютное знание о какой-то вещи невозможно, она остаётся вещью в себе (ноумен), из этого вывод о невозможности познания мира, т.е. агностицизм. 2.
Рассмотрена схема практического применения разума или этики
-Исходной её предпосылкой является убеждение в том, что всякая личность - самоцель (она не является средством
для решения задач, даже во имя общего блага). -Главный закон этики Канта - категорический императив: Поступок только тогда может считаться нравственным, когда он мог бы стать законом для других. Поступок
-не является
моральным,
если в его основе лежит стремление к счастью, любви, симпатии и т.д.; -является моральным
, если он основан на следовании долгу и уважении морального закона. В случае конфликта между чувствами и нравственным законом Кант требует безусловного подчинения нравственному долгу. б)
Иоган Готлиб Фихте
(1762-1814) - первый ректор Берлинского университета. Субъективный идеалист. Идеи:
1. Фихте любую теорию, любое созерцание считал вторичным
, производным от практически-деятельного отношения к предмету. 2. Сознание само порождает себя. Оно никогда не завершено, всегда остаётся процессом. 3. Сознание творит не только себя, но и весь мир - слепой, бессознательной силой воображения 4. Из активного деятельного, отношения сознания к миру Он выводил принцип единства противоположностей
(соотношение «Я» и «Не - Я») и другие категории диалектики. 5. «Я»
и «Не - Я»
для него есть мир. -«Я»
- это дух, воля, нравственность -«Не - Я
» - это природа и материя. 6. Основная проблема человека - нравственность.
7. Главная форма жизни - общественный культурный труд
. в)
Шеллинг Фридрих Вильгельм Иозеф
(1775-1854) - профессор Берлинского университета, объективный идеалист. Идеи:
1. Распространил понятие диалектики не только на сознание, но и на природу: -Природа
- не средство для реализации нравственных целей человека, не «материал» для человеческой деятельности. -Природа
- это форма бессознательной жизни разума, изначально наделённая мощной творческой силой, порождающей сознание. Природа - «окаменелый интеллект».
2. Познание и вообще вся деятельность человека не получат объяснения, если не признать природу тождественной духу, разуму. Абсолют
- тождество идеального и реального. Поэтому познать Абсолют может только философ или поэт в экстазе гениального вдохновения (иррационалистически). г)
Георг Вильгельм Фридрих
(1770-1831) - профессор Берлинского университета - апогей немецкого идеализма. Труды:
«Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Философия права», «Лекции по истории философии», «Лекции по философии истории» и т.д. Идеи:
1.
В «Феноменологии духа» рассмотрел эволюцию человеческого сознания от первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной методологией (феноменология - учение о явлениях (феноменах) сознания в их историческом развитии). 2.
Построил философию в форме взаимосвязанных идей.
Идеи Гегеля - это путь вещей
, любых, в том числе и понятий. Это суть и объекта, и субъекта, поэтому в идее противопоставление субъекта и объекта преодолено. Всё мировое развитие - это развитие Абсолютной идеи, которая является основой объективной действительности: -идея первична; -она активна и деятельна; -её деятельность состоит в самопознании. В своём самопознании Абсолютная идея
проходит три этапа:
1) Развитие идеи в её собственном лоне, в «стихии чистого мышления» - логика
, где идея раскрывает своё содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий; 2) Развитие идеи в форме «инобытия»,
т.е. в форме природы - философия природы
; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих её духовную сущность; 3) Развитие идеи в мышлении и истории - принимающая форму Абсолютного духа - Философия духа
. На этом этапе Абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает своё содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности
,
проходя при этом три стадии
: 1-я - субъективный дух
(личность) 2-я - объективный дух
(семья, гражданское общество, государство) 3-я - абсолютный дух
(тремя ступенями развития, которого является искусство, религия, философия). Система закончена. Таким образом, философии выпадает честь сказать последнее и решающее слово не только в истории человечества, но и во всей мировой истории. Общий вывод философии Гегеля состоит в признании разумности мира: «Всё действительное - разумно, всё разумное - действительно». 3. Создал диалектику как науку, как систему, как логику.
д) Фейербах Людвиг Андреас
(1804-1872) - создатель антропологического материализма. Идеи:
1. Подверг критике религию и идеализм, назвав последнею рационализированной религией. 2. Субъект в системе Л. Фейербаха - это не познающее мышление и не «Абсолютный дух», а реальный человек
в единстве телесных, духовных и родовых характеристик. 3. Человек тесно связан с природой. Природа - основа духа
. Она же должна явиться основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека. Выводы:
Немецкая классическая философия:
1. Показала людям роль, место и значение философии в осознании своей эпохи, её достижения и просчёты. Продемонстрировала важность философии для осмысления будущего. 2. Ею были развиты соответствующие современной науке методы познания - диалектический и исторический
, которые благодаря своей уникальности позволили резко продвинуться вперёд в познании мира. 3. Философия впервые предстала в виде целостной научной системы,
позволяющей с научных позиций подходить к исследованию мира. Выводы по лекции:
1. История философии показывает, что философия это не есть чисто умозрительные построения мудрецов, а что во все времена она была тесно связана с жизнью общества, отражая в своих учениях его проблемы. 2. Для каждой из исторических эпох - античности, средневековья, Ренессанса, Нового времени - характерны особые способы философствования, между которыми сохраняется преемственность. 3. Философские учения прошлого в большинстве своём имеют гуманистическую направленность. Они различны, но ни одно из них не претендовало и не претендует на абсолютную истину, а в совокупности все они составляют духовное богатство человечества. 4. Знание истории философии обогащает духовный мир человека, учит нравственному гуманному мышлению, что особенно важно для военного руководителя.
|