Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 8

 

Поиск            

 

Мораль и право в правоохранительной деятельности

 

             

Мораль и право в правоохранительной деятельности

Санкт-Петербургский университет МВД России.

Кафедра философии.

Контрольная работа по этике

На тему: «Мораль и право в правоохранительной деятельности».

Выполнена:

слушателем группы № 513

Малютиной Ириной Владимировной

мл. сержантом милиции

милиционером батальона милиции

ОВО при УВД по Кировскому району

г. Санкт-Петербурга

тел. 252 28 55

Санкт-Петербург

2007

Содержание.

Введение

  1. Кодекс чести рядового и начальствующего состава ОВД РФ – основа профессиональной деятельности ОВД.
  2. Закон и служебный долг. Моральные принципы в деятельности сотрудников ОВД.
  3. Совесть, честь и культура – основополагающие качества сотрудника милиции.
  4. Формирование общественного мнения о деятельности ОВД и пути укрепления авторитета милиции среди населения.
  5. Заключение.
  6. Список используемой литературы.

Введение.

Социологи и психологи отмечают, что люди, различающиеся по чувству собственного достоинства, по тому, дорожат ли (или не дорожат) своей честью, в сходных ситуациях ведут себя по разному.

Все зависит от того, какой смысл человек вкладывает в понятие «честь» и «достоинство». Задумывается ли он над тем, что такое честь, а что такое бесчестье. Правильно ли он понимает, какие последствия влечет за собой потеря чести или утрата человеком личного достоинства, а вместе с ним позитивной репутации, завоеванного авторитета, доброго имени. Задает ли себе эти вопросы человек наедине со своей совестью или для него имеет значение только то, как он выглядит в глазах окружающих – в любом случае (а лучше – в обоих) отношение к своей чести, осознание личного достоинства прямо влияет на характер поступков и поведения, определяет его престиж в обществе, или, как теперь часто говорят «имидж». Во все времен это было важным для всех людей, представителей всех профессий.

Но есть такие профессии, посвятив себя которым, человек становится обязанным не только думать о своей чести и личном достоинстве, но и оберегать честь других, охранять и защищать достоинство каждого гражданина. Именно такой, на мой взгляд, является профессия работника милиции. Так может ли он допускать, чтобы о нем говорили: «Ни чести , ни совести»? Нет, не может.

Чего больше в оценке его другими людьми хотел бы услышать работник милиции: чтобы его уважали (граждане, сослуживцы, начальники) или чтобы его одни боялись, сторонились, а другие – относились с уважением, почтением? Нормальная ли это потребность, чтоб тебя уважали, ценили, видели в тебе хорошего человека и специалиста, достойного всеобщего уважения? А как большинство людей относится к человеку в милицейской форме? Что главного в нас, работниках милиции, они выделяют в первую очередь? И почему эти оценки других людей не так уж нам безразличны? Хотим ли мы, чтоб окружающие понимали специфику нашей работы и воспринимали лично каждого из нас по доброму, нормально, по крайней мере, считались бы с тем, что и нам тоже трудно, что и мы не «железные».

Меняются времена, но не меняется смысл таких понятий, как честь и человеческое достоинство работника милиции. Однако одного только внутреннего чувства чести и желания быть человеком чести еще мало. Для этого нужно быть проффесионалом высокого класса, мастером своего дела, человеком, преданным своей профессии, своему служебному долгу. Но время формальных лозунгов безвозвратно прошло. Чтобы иметь право сказать: «Честь имею!», надо еще много знать, нужно быть хорошо подготовленным и информированным по большому кругу вопросов проффесиональной милицейской этики, они отнюдь не самоочевидны и не элементарны, не так просты, как это иногда кажется.

Кодекс чести рядового и начальствующего состава ОВД РФ – основа профессиональной деятельности ОВД.

Почему профессионально-этические кодексы обычно называются КОДЕКСАМИ ЧЕСТИ? Уже само по себе понятие «кодекс» указывает здесь на существенную взаимосвязь правовых и моральных норм. Однако словосочетание «этический кодекс», «кодекс чести» подчеркивают, что это не тот кодекс, который определяет «сколько и за что дают», а тот свод норм и правил, которой определяет и регулирует нравственные отношения конкретной профессиональной группы в рамках профессиональной морали.

Юридическая норма, как известно, содержит указания на последствия, которые повлечет за собой его нарушение: лишение свободы, возмещение ущерба, взыскание штрафы и прочее. Другими словами, нормы права принудительны. Моральные правила нельзя заставить выполнить силой. Им следуют по внутреннему убеждению. На страже их стоит не суд и прокуратура, а совесть и общественное мнение. Нравственные нормы несут в себе частицу опыта, признанных социальных идеалов. Идеалы воплощаются в нормах, предписывающих, настоятельно рекомендующих осуществлять определенное поведение. Юридические правила устанавливает государство и каждый обязан их выполнять, независимо от того, хочет он этого или нет.

Нравственная норма профессионала представляет собой образец, мораль поведения, предписываемого общественным мнением, обществом, профессиональной группой к обязательному исполнению на основе осознания, понимания, желания быть достойным представителем данной профессии.

Нормы морали профессиональной группы могут быть и системой «неписаных законов», но жизнь подтверждает необходимость их изложения в некотором письменном своде правил, принципов, этических требований. Иначе откуда молодой работник милиции сможет узнать о тех этических нормах, которые исторически сложились и стали общепринятыми в большой профессиональной группе работников милиции? Чтобы моральные нормы кодекса чести стали понятными, были восприняты, как говорят «душой и сердцем», их надо знать, изучать, осмыслить. Только тогда они станут руководством к действию, внутренним побуждением, позволят проникнуться сознанием профессионального достоинства, гордости за принадлежность к стражам порядка.

Профессиональный кодекс чести рядового и начальствующего состава ОВД РФ – это обобщение целого ряда моральных норм, наиболее необходимых и общепризнанных. Здесь могут быть только те моральные нормы, которые одобряются обществом, населением, а также сотрудниками ОВД, рассматриваются ими как необходимые для моральной ориентации кадров, укрепления авторитета, поддержания престижа, воспитания молодых сотрудников, обеспечения единства моральных требований, предъявляемых ко всем работникам системы МВД России.

Требования к кадрам ОВД России изложены в самых различных документах: Присяге, Законе о милиции, Положении о службе, в приказах МВД РФ, должностных инструкциях и функциональных обязанностях. Наиболее сжато, лаконично эти требования изложены в Присяге сотрудника ОВД РФ, которая хотя и является сугубо правовым документом, предусматривает установленную законами уголовную ответственность за ее нарушение; но также имеет и глубокий нравственный смысл, раскрыть который не позволяют сами рамки юридической точной и краткой клятвы на верность народу.

В Положении о службе в ОВД прямо говорится о том, что кроме многих правовых требований к сотруднику системы МВД, например, к его служебной дисциплине, ко всем, кто принимается на службу, является работником ОВД, предъявляется и целый ряд моральных требований. Так, в статье 58 Положения о службе записано, что одним из оснований для увольнения из ОВД является «совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми и личным, нравственным качествам сотрудника ОВД».

Сами эти моральные, нравственные качества не были ранее указаны ни в каком другом документе, кроме их краткого перечисления в Присяге. Здесь отмечены такие необходимые качества работника ОВД:

Верность народам РФ в выполнении служебного долга;

Добросовестность в выполнении приказов начальников и своих служебных обязанностей;

Способность достойно (с достоинством) переносить трудности, связанные со службой;

Честность, мужество, бдительность;

Способность хранить государственную и служебную тайну.

Несколько сложнее представить в виде моральных качеств работника ОВД способность и стремление соблюдать Конституцию и законы РФ. Более точную моральную нагрузку имеет положение Присяги об обязанности, а значит и о нравственном, по сути требовании к сотруднику «уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина».

Все эти требования к нравственным качествам работника ОВД подлежат раскрытию и комментарию. В интересах практики работы с личным составом по разъяснению положений Присяги, ее морально-этического смысла, пропаганде и аргументации ее лаконичных фраз, за которыми скрыто глубокое содержание, необходим и другой, несколько более подробный документ, уже не правовой, а этический. Более подробным, освещающим как систему нравственных качеств сотрудника, так и достаточно более полную систему специфических для работника ОВД профессионально-этических норм поведения является кодекс чести. Само понятие кодекса чести более близко к нашей российской практике, к нашим отечественным традициям. Истории известны различные кодексы чести офицера российской армии, кодексы чести инженера, этические кодексы врачей, педагогов, учителей, юристов. То же достаточно подробно рассматривают различные этические кодексы (законы этики, деонтологические кодексы) зарубежной полиции.

Закон и служебный долг. Моральные принципы в деятельности сотрудников ОВД.

Независимо от личных политических пристрастий каждый, кто носит погоны,
должен быть сторонником политики, которую проводит власть через закон. Он служит
закону. Закону о безопасности, закону об общественном порядке, закону об обороне, закону
о неприкосновенности наших границ, закону о правах личности наших граждан и т.д. Это
тоже одна из гарантий нашего патриотизма - служение закону, уважение закона.К сожалению, в обществе наблюдаются и иные настроения. Закон нередко попросту игнорируют на любых уровнях. А вот англичане, к примеру, до сих пор считают своим основным законом Великую Хартию вольностей 1215 года.

Уважение закона - основа государственности.

Уважение закона предполагает поведение, соответствующее его нормам, и
проявляется в готовности сознательного исполнения его требований.

Но для того чтобы достичь в этом деле положительных результатов у населения,
необходимо комплексно решать задачу, связанную с его правовым воспитанием. И здесь
первостепенная роль принадлежит сотрудникам правоохранительных органов.

В этих целях необходимо активно использовать печатную пропаганду, телевидение,
правовое обучение, художественные средства правового воздействия.

Правовая пропаганда представляет собой определённый вид массовой
идеологической работы, в ходе которой сотрудниками ОВД на основе научной информа­ции о правовой деятельности вырабатывается у людей прежде всего эмоциональное воспри­ятие процесса правового регулирования общественных отношений и формируется готовность беспрекословно выполнять содержащиеся в законе правила поведения. Она понимается в единстве трёх основных функций: изучать, пропагандировать, организовывать право­вое бытие.

Именно здесь заложены известные резервы углубления знаний о государстве,
демократии и праве. Не случайно в России получили широкий размах соответствующие
классы в общеобразовательных школах, милицейские колледжи; где учащиеся полу­чают азы правовых знаний.

Вместе с тем, ключевая роль в процессе правового и правопослушного воспитания
населения принадлежит низовому звену, сотрудникам, непосредственно «стоящим на
земле». И одной из центральных фигур этого звена является участковый уполномочен­ный милиции - человек, входящий в каждый дом в прямом смысле этого слова, вступающий в непосредственный контакт с гражданами и стоящий ближе всех других работников ОВД к населению. Он всегда на переднем плане и от результатов его работы прежде всего зависят общие конечные результаты борьбы с преступностью.

В этом вопросе первоочередной задачей является повышение авторитета как УУМ,
так и сотрудников ДПС и ППСМ среди местного населения, воспитание у них высо­ких нравственных качеств.

Первостепенная важность этой задачи обусловлена тем, что нередко сотрудники
данных служб являются и судьями, и прокурорами, и следователями, и мудрыми
педагогами. В их работе, как говорил К.Д. Ушинский, должна участвовать серьёзность,
допускающая шутки, но не превращающая дело в шутку, Ласковость без притворства,
справедливость без придирчивости, доброта без слабости, постоянная разумная
деятельность. Немало зависит и от того, насколько сотрудники ОВД справедливы, честны;
каково их отношение к службе и поведение в быту.

Работа в системе правоохранительных органов выковывает сильные и благородные
характеры, достойные всеобщего уважения. Сотрудникам нередко приходится действовать
в сложных, а иногда и экстремальных ситуациях, требующих от них таких черт, как
храбрость, мужество, преданность служебному долгу, готовность в любой момент прийти на помощь людям.

Однако в настоящее время престиж ОВД явно недостаточен, что осложняет
налаживание эффективного взаимодействия с другими гос. органами, населением в деле
укрепления правопорядка, противодействия преступности.

Основными факторами, снижающими авторитет правоохранительных органов,
являются:

крайне недостаточное ресурсное обеспечение;

низкий уровень культуры общения работников милиции с гражданами;

низкий профессионализм, бюрократизм, волокита, коррумпированность;

использование служебного положения в корыстных целях.

Во избежание выше перечисленных негативных факторов необходимо укрепление
нравственных основ правопорядка, преодоление духовного кризиса в обществе, выработать
правовые, материальные, моральные и иные стимулы обеспечения законопослушного
поведения граждан.

Нравственная сущность служения сотрудников правоохранительных органов
обществу и государству - один из важнейших факторов воспитания у людей уважитель­ного отношения к закону.

Строжайшее соблюдение законности в деятельности органов внутренних дел,
повышение профессиональной культуры - важная предпосылка укрепления правосознания
граждан, их уважительного отношения к закону.

Личный состав ОВД в работе по укреплению правопорядка и борьбе с
преступностью должен в своей основе опираться на исторические традиции верного
служения отечеству, нравственные и духовные устои в обществе, быть достойным
представителем своего народа, твёрдо стоять на страже законности, Конституции РФ,
неуклонно выполнять свой служебный долг.

Категория долга - одна из важнейших в этике вообще и среди категорий
профессиональной этики в особенности. Сферу морали с достаточным основанием име­нуют сферой должного. Будь добрым, честным, справедливым. В долге как ни в какой другой категории силён обязательный побудительный момент. Он не только чётко формулирует саму идею, но и придаёт ей повелительный характер: зовёт, требует, настаивает на её претворении в жизнь. Быть человеком долга - значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.

Областью, в которой категория долга получила особенно большое признание,
издавна были сферы военной и правоохранительной деятельности. Именно в этих сфе­рах деятельности долг, действительный или мнимый, использовался и используется как крайне действенная движущая людьми сила.

Служебный долг сотрудника ОВД является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинён решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга
могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным
отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, кото­рому служишь.

Долг сотрудника ОВД - это высокая и почётная обязанность, вытекающая из
объективных потребностей защиты личности, общества и государства, освещённая
государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.

Отношение к общественному долгу характеризует не только личность, но и
коллектив, и духовные силы общества в целом. В правоохранительных органах придаётся
первостепенное значение долгу как непосредственному регулятору деятельности их
сотрудников. Механизм поведения сотрудников правоохранительных органов, суть
нравственных отношений в их коллективах основывается на трёх важнейших факторах:

зависимости сотрудника от коллектива, государства и общества, его
заинтересованности в общественной поддержке и одобрении, находящую эмоциональное
выражение в чувстве и муках совести;

определённой свободе, независимости сотрудника, которая выражается в
возможности выбора той или иной линии поведения в пределах объективно определённого
спектра возможностей;

ответственности сотрудников за результаты и возможные последствия
«свободы» своих действий, т.е. обязанности каждого отдельного сотрудника быть готовым
ответить за свой моральный выбор в рамках нравственных норм, формируемых
коллективом и обществом.

Нравственный долг сотрудников ОВД имеет объективную и
субъективную стороны. Объективная определяется потребностью защиты безопасно­сти государства и общества, обеспечения прав и свобод его граждан. Субъективная
представляет чётко сформированные задачи, поставленные государством перед ОВД;
сознательность и ответственность сотрудников при выполнении возложенных на них задач
по укреплению правопорядка, защите безопасности государства и общества, прав и сво­бод его граждан; готовность и способность каждого сотрудника осознать требования
нравственного долга, своё место и роль в общем деле, определить своё внутреннее
отношение к долгу, предъявить высокие требования к самому себе.

Следует заметить, что требования общественного долга едины для всех членов
общества. Однако труд сотрудников ОВД особый. Специфика требований долга
обусловлена характером задач, стоящих перед сотрудниками, особенностями организации,
своеобразием условий, в которых протекает их деятельность. Эта организация требует особой ответственности, организованности и напряжения нравственных и физических сил.

В силу специфики организации правоохранительных органов нравственные
отношения в них регламентированы нормами права более детально, чем в других сферах
гражданской жизни. Поэтому долг не столько пожелание, сколько требование государства и
общества, и его веления должны быть выполнены. Нравственное содержание долга
подкрепляется правовыми требованиями, имеющими силу закона. Через нравственную
основу долга раскрываются высокие качества - исполнительность и разумная инициатива,
самоотверженность и мужество, достоинство и честь, активное отношение к общественным
обязанностям.

Все отношения, которые прямо выражают и закрепляют профессиональны долг,
обладают нравственным и правовым авторитетом. Отступление от норм морали, как
правило, является и нарушением юридических норм. В требованиях юридически
оформленного профессионального долга, выраженного в присяге, уставах, наставлениях,
инструкциях, вместе с тем заключена моральная оценка и правовая норма. В сфере
профессионального долга нет юридических требований, которые были бы лишены
моральной силы, как нет и нравственных норм, лишённых правовой активности.

Нравственное воспитание в ОВД - это целенаправленная деятельность
начальников, имеющих подчинённых, кадровых и воспитательных аппаратов,
общественных институтов по формированию у сотрудников высоких гражданских,
морально-психологических и профессиональных качеств, мобилизации их на успешное
выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач, укрепление законности и
служебной дисциплины.

Актуальность и значимость нравственного восприятия в современных
условиях определяются:

возросшей активностью различных политических партий и общественных
движений, стремящихся оказать влияние на сотрудников ОВД;

значительным увеличением физической, моральной и психологической нагрузки
на сотрудников ОВД, резко усилившимся воздействием на них со стороны противоправных
элементов;

недостаточной социально-правовой защищённостью личного состава и
необходимостью его юридической, материальной, моральной и психологической
поддержки;

деформированной нравственностью, эстетической невоспитанностью и низкой
культурой многих сотрудников, отрицательно влияющими на состояние служебной
деятельности, дисциплины и законности;

необходимостью повышения авторитета (престижа) ОВД в обществе,
формирования объективного общественного мнения об их деятельности;

существенным ослаблением внимания к проблемам нравственного воспитания
сотрудников в предшествующий и настоящий периоды времени.

Приоритетной задачей руководителей органов и подразделений внутренних дел
является воспитание подчинённых в духе неукоснительного выполнения требований
Конституции и законов РФ, уставов, приказов, верности Присяге, Кодекса чести, высо­кого профессионализма В службе, вежливого и внимательного обращения с гражданами,
добросовестного выполнения своего служебного долга.

Реализация данной задачи должна осуществляться по следующим основным
направлениям:

Профессионализм. Предполагает формирование у каждого сотрудника гордости и
уважения к своей профессии, понимания её общественной значимости, убеждённости и
потребности в постоянном повышении профессионального мастерства и деловой
квалификации, преданности служебному долгу, честного и добросовестного отношения к
выполнению обязанностей по ООП и БОП, развитие здоровой потребности в служебном
росте.

Морально-психологическая устойчивость. Направлена на формирование и
поддержание требуемого морально-психологического состояния сотрудников и обеспечение
оптимального проявления профессиональных качеств при выполнении ими
функциональных обязанностей.

Морально-психологическая подготовка требует проведения регулярного анализа
морально-психологического климата в коллективах и своевременного разрешения
возникающих конфликтов, оказания воздействия на различные категории личного состава и
отдельных сотрудников для психолого-педагогической помощи в решении острых проблем
в быту и на службе, нейтрализации негативных индивидуально-личностных состояний и
предупреждения профессионально-нравственной деформации, снятия психологических и
физических нагрузок, стрессовых состояний и реабилитации сотрудников, изучения причин
нарушения прав и законных интересов личного состава, случаев травматизма, гибели,
суицида и организации профилактических мероприятий по их предупреждению,
противодействия расколам служебных коллективов по различным признакам, повыше­ния уровня готовности сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях и боевой
обстановке.

Нравственная культура. Достигается в ходе целенаправленного воздействия на
нравственное самосознание сотрудников с целью превращения знаний о профессиональной
и общечеловеческой морали и красоте в глубокие личные убеждения, подлинно
нравственные поступки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к личному
составу. Основными задачами профессионально-этического воспитания являются:
формирование у сотрудников устойчивых нравственных чувств и потребностей, высо­кой культуры общения и поведения, чуткого и внимательного обращения с гражданами,
профилактика грубости, чёрствости и бездушия, умение творчески применять нравственно-
эстетические принципы и понятия в конкретных ситуациях, использование духовного
богатства, содержащегося в произведениях искусства, для повышения культурного уровня
сотрудников, организация содержательного культурного досуга сотрудников и членов их семей.

Строгое и неуклонное соблюдение норм и правил поведения, закреплённых в
Кодексе чести рядового и начальствующего состава ОВД, является основным
критерием нравственно воспитанной личности.

Правосознание. Достигается целенаправленным воздействием на сознание
сотрудников с целью формирования у них правовой образованности, установок, навыков и
привычек активного правомерного поведения и действия.

Задачи правового воспитания неразрывны с воспитанием нравственным и решаются
посредством юридического образования сотрудников, их правового информирования,
профилактики правонарушений среди личного состава, установления и поддержания
правопорядка в служебной деятельности сотрудников.

Патриотизм. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений
предполагает систематическое воздействие на сознание и чувства сотрудника с целью
воспитать в нём качества патриота и гражданина России, ответственного за судьбу страны и
способного уважать другие народы.

В целях воспитания патриотизма должны решаться следующие задачи:

изучение героической истории Российского государства и народов, его
населяющих;

воспитание у сотрудников любви к многонациональной родине;

формирование глубокого понимания необходимости защиты её от нападения
извне;

воспитание потребности жить в мире и дружбе со всеми народами и
государствами;

воспитание уважения к национальным особенностям каждого народа.
Говоря о традициях ОВД, отметим, что они тесно связаны с традициями своего
народа, своей Родины. Воспитание на традициях направлено на побуждение сотрудников к
образцовому выполнению своего долга, честному служению народу - через изучение,
пропаганду, внедрение передаваемых из поколения в поколение правил, обычаев и норм.

Наиболее прочными традициями ОВД, на которых строится воспитательная работа,
являются: преданность Родине, России; кровная связь с народом; строгое соблюде­ние законности; всемерная охрана прав и законных интересов граждан, гуманное отношение к ним; верность присяге, служебному долгу и кодексу чести; товарищество и коллективизм; любовь к своему делу, своей профессии, постоянное стремление к профессиональному, нравственному совершенствованию.

Воспитание на традициях предполагает изучение истории ОВД и коллективов, в
которых служат сотрудники; проведение встреч с ветеранами; создание комнат и музеев
боевой славы; проведение торжественных ритуалов; организацию шефства над семьями
погибших сотрудников.

Практика показывает, что, как правило нравственная невоспитанность отдельных
сотрудников ОВД сводит на нет их положительные качества, профессиональные зна­ния, служебный опыт, приводит, по существу, к моральной ущербности человека. Нравственная культура - большая ценность. Речь идет не только о культуре нравственного осознания личности. Принцип «От человека знаний к человеку культуры» определяет статус профессиональной нравственной культуры сотрудника как одно из приоритетных направлений все воспитательной работы. Настоящий профессионал службы по поддержанию правопорядка формируется только при условии естественного пробуждения в нем нравственного самосовершенствования, при сохранении преданности долгу, чувству удовлетворенности от своей работы, при несомненном обладании определенным моральным стержнем повседневного поведения.

Поэтому нравственное воспитание представляет собой сложный психолого-
педагогический процесс перевода объективных требований профессиональной морали в
личные убеждения сотрудника и на этой основе развития у него способности к
саморегуляции поступков, а также регуляции общественного поведения. Движущей силой
этого процесса выступает целенаправленное преодоление несоответствия между
достигнутым и необходимым уровнями профессиональной нравственной культуры.

Принципы морали – это наиболее обобщенное выражение моральных требований, которые определяют общую направленность поведения человека. Роль принципов заключается в том, что они:

дают социальную ориентацию поведения;

формируют нравственные требования к поступку в той или иной ситуации;

выступают в качестве моральной оценки поступков.

В теории этики выделяют порядка трех десятков принципов, условно разделенных на несколько групп. Некоторые из них, положенные в основу оценок деяний личности, позволяют дать им негативную оценку (например: волюнтаризм, утилитаризм, цинизм). Другие же, напротив, придают поступкам индивида ярко выраженный нравственный аспект (принципы: гуманизма, альтруизма, справедливости, патриотизма и т.п.).

Последние, безусловно, являются необходимым компонентом профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел, в соответствии с ними должна строиться их деятельность. Наряду с этим, оценивая моральный аспект профессий сотрудника органов внутренних дел и медицинского работника, зачастую используют понятие «профессиональный цинизм». Его суть заключается в том, чтобы поставить некий психологический «заслон» между миром собственных переживаний и чужими страданиями (как физическими, так и психологическими). Если врач будет ежедневно искренне воспринимать чужую боль, «пропуская» ее через себя, то очень скоро он будет и физически и психически надломлен. Сотрудник органов внутренних дел, постоянно сталкиваясь с чужой бедой, тоже вынужден в какой-то степени отгораживаться от поступающей негативной информации, способной причинить вред его психологическому состоянию. Поэтому ему очень важно четко представлять себе ту грань, которая разделяет «профессиональный цинизм» и обыкновенное равнодушие, черствость по отношению к человеку, нуждающемуся в помощи и ожидающему ее от представителя органов внутренних дел. Работать в системе органов внутренних дел должны только те люди, которые обладают способностью к сопереживанию, состраданию и не утрачивают ее с течением лет.

Если же для представителя органов правопорядка, человек – это не ценность, а всего лишь досадный элемент профессиональной деятельности, то можно констатировать наступление состояния, именуемого профессионально-нравственной деформаций личности. Это состояние, характеризующееся искажением морального сознания личности.

Кроме того, нельзя забывать о том, что всякая профессия выполняет определенную социальную функцию, и она же определяет выбор специфической среды общения, накладывающей свой отпечаток на ее представителей, независимо от того, хотят они этого или нет. Среда общения сотрудников органов внутренних дел не всегда благоприятна для развития лучших человеческих качеств. Приходится сталкиваться с грубостью, хамством, ненавистью и т.п. Между тем связь двух людей не может быть односторонней. Если представитель правоохранительных органов не выработает у себя иммунитет против агрессии и недоброжелательности, которые будут регулярно направляться в его адрес, то он рискует со временем принять моральный облик тех людей, с которыми борется, то есть преступников. Это будет свидетельством духовного распада личности. Предотвратить подобный исход может гуманное, доброжелательное отношение сотрудника ОВД ко всем лицам, с кем ему приходится сталкиваться по роду службы. Таким образом, гуманизм как принцип деятельности сотрудников органов внутренних дел необходим не только тем лицам, которые выступают объектом их профессионального интереса, но и самим людям в погонах.

Гуманизм означает человечность, любовь к людям, уважение их достоинства.

В профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел данный принцип занимает одно из центральных мест (ст. 3 Закона РФ «О милиции»).

В теоретическом значении гуманизм выступает как принцип мировоззрения, политики, права, морали.

Нравственное содержание принципа гуманизма применительно к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел выражается в целом ряде норм и требований морали. Отметим, что основными среди них являются следующие:

отношение к человеку как к высшей ценности;

уважение его прав и свобод;

неприемлемость унижения чести и достоинства личности в ходе осуществления правоохранительных и правозащитных функций;

непримиримость ко всякого рода дискриминации по отношению к лицам – объектам профессионального интереса;

готовность к самопожертвованию.

Все эти требования, положенные в основу морального сознания сотрудника и воплощенные в конкретных его поступках становятся основой нравственных качеств, необходимыми для эффективной, морально оправданной профессиональной деятельности. Они также отражены в законе РФ «О милиции».

Указанный нормативный акт в ст. 5 конкретизирует принцип гуманизма в профессиональной деятельности сотрудников сил правопорядка в следующих формах:

милиция обязана предоставить возможность задержанным лицам реализовать установленное законом право на юридическую помощь;

милиция обязана сообщить по просьбе задержанного (а при задержании несовершеннолетнего – в обязательном порядке) о задержании родственникам, администрации по месту работы или учебы;

милиция при необходимости должна принять меры к оказанию задержанным доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц;

милиция не имеет право разглашать сведения, относящиеся к личной жизни гражданина, порочащие его честь и достоинство или могущие повредить его законным интересам, если исполнение обязанностей или правосудие не требуют иного.

Особенно четко и наглядно принцип гуманизма проявляется в международной и внутригосударственной регламентации применения сотрудниками органов внутренних дел огнестрельного оружия.

Одним из руководящих принципов, закрепленных в подобных документах является запрет применения таких видов огнестрельного оружия и боеприпасов, которые наносят чрезвычайно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска. Общим лейтмотивом международных актов является положение о том, что «в любом случае преднамеренное применение силы со смертельным исходом может иметь место лишь тогда, когда оно абсолютно неизбежно для защиты от смерти».

О каждом случае применения огнестрельного оружия должно быть незамедлительно сообщено компетентным властям.

В основе нормативных актов, регулирующих деятельность сотрудников органов внутренних дел, заложен принцип справедливости . Справедливость выражает соответствие между трудом и вознаграждением, практической деятельностью людей и их социальным положением, между преступлением и наказанием.

Нарушение справедливости как нормы морали не образует правонарушения, если не входит в сферу права. В то же время любое нарушение правовых норм является проявлением неуважения к праву и поэтому имеет нравственную оценку: правонарушение всегда является нарушением морали и, прежде всего, справедливости.

В содержании справедливости выделяют три элемента:

меру воздаяния;

меру требования;

правомерность оценки.

Понятие «меры воздаяния» означает вознаграждение или наказание человека со стороны общества за совершенные поступки в соответствии с их моральной значимостью.

Понятие «мера требования» выражает совокупность моральных требований, предъявляемых к личности со стороны общества и представленных в виде норм и правил поведения, традиций, обычаев.

Понятие «правомерность оценки» означает правильность оценки, наличие единого морального критерия, предъявляемого ко всем людям, их действиям и поступкам.

Закрепленный в нормах права, принцип справедливости выступает и как признанный государством масштаб соизмерения действий людей, и как морально-правовое требование, выполнение которого строго обязательно. Благодаря праву то, что было только моральным, приобретает силу закона. Всякое отступление от него является не только правонарушением, но и нарушением норм морали.

Высшим проявлением принципа справедливости является равенство прав и свобод граждан, а также их равенство перед законом и судом.

Принцип справедливости требует, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был осужден. Неотвратимость наказания лиц, совершивших преступления – основная задача правоохранительных органов демократического государства.

Следователи и сотрудники криминальной милиции зачастую не видят моральных препон тому, чтобы сознательно пойти на нарушение прав человека в виде обмана допрашиваемого лица, психического принуждения его к даче показаний, фальсификации доказательств его вины и т.п. При этом в качестве решающего аргумента приводится ссылка на исчерпанность всех имеющихся правовых способов и методов добывания доказательств по делу. Справедливость при этом отождествляется с неизбежностью наказания за совершенное деяние и вполне, по их мнению, оправдывает нарушения прав человека.

В подобных ситуациях важно осознать, что утверждение справедливости должно производиться справедливыми (то есть моральными и, одновременно, правомерными) средствами. В противном случае на смену идеям справедливости приходит произвол.

В качестве средств реализации справедливости как цели права выступают санкции, предусмотренные правовыми актами. Применение их всегда связано с ограничением прав и свобод человека, поэтому они должны быть справедливыми по своему характеру.

Следует заметить, что принцип справедливости в области уголовного наказания непосредственно проявляется в том, что:

направлен на индивидуализацию ответственности;

при определении меры ответственности суд руководствуется точной оценкой преступления и данных, характеризующих субъекта, его совершившего;

наказание должно быть соразмерно совершенному преступлению;

при наличии исключительных обстоятельств оправдано более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление;

недопустимо дважды привлекать к уголовной ответственности за одно и то же преступление.

Иногда в сознании личности справедливость как принцип права и как моральный принцип противоречит ее субъективному пониманию социальной справедливости. Отсюда – внутреннее неприятие сотрудником существующего в обществе явного социального и имущественного неравенства и как следствие - нежелание защищать интересы лиц, чье благополучие (в первую очередь материальное) не вписывается в каноны его субъективного представления о социальной справедливости вообще и принципе распределения материальных благ – в частности. Это является нарушением требований Присяги сотрудника органов внутренних дел, предполагающей обязанность соблюдения Конституции и законов РФ, добросовестное выполнение служебных обязанностей.

Центральное место в системе моральных требований занимает уважение прав си свобод человека. Права человека – это его неотъемлемые свойства, возможности свободного развития, вытекающие из его природы и определяющие меру его свободы, гарантированные обществом и международным сообществом. В нравственном смысле права человека отражают идею достоинства личности. Достоинство – это наивысшая социальная ценность личности; нет никаких материальных и духовных ценностей выше, чем достоинство. С точки зрения гуманистической теории прав человека все люди, независимо от национальности, расы, вероисповедания, пола, социального положения равны в своем достоинстве, и, следовательно, в своих правах.

Эти принципы положены в основу таких международных документов, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейская декларация о полиции от 8 мая 1979 г., Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17 декабря 1979 г., Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия 1990 г., Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными и др.

Российский законодатель в ст. 4 действующего Закона РФ «О милиции» установил, что международные договоры РФ являются одним из элементов правовой основы деятельности милиции. Указанные стандарты правоохранительной деятельности должны быть изучены представителями сил правопорядка и положены ими в основу выполнения своего служебного долга.

Национальные кодексы полицейской этики, как правило, провозглашают в качестве одного из важнейших этических принципов правоохранительной деятельности уважение достоинства любого человека, независимо от его происхождения и национальности, его социального статуса, политических, религиозных или мировоззренческих убеждений.

Но при этом сотрудник сил правопорядка должен четко сознавать, что немалое количество преступлений сегодня совершается именно по политическим мотивам с национальной окраской (например, терроризм, массовые беспорядки и т.п.) Таким образом, он обязан, с одной стороны, осознавать значимость не допущения какого-либо ущемления прав человека по политическим, национальным или иным основаниям, а с другой стороны, не должен воздерживаться от активного преследования лица, совершившего противоправное деяние по вышеназванным мотивам.

Совесть, честь и культура – основополагающие качества сотрудника милиции.

Деятельность правоохранительных органов всегда находилась под пристальным вниманием общества, поскольку эта деятельность в той или иной мере всегда затрагивает интересы как всего общества, так и отдельных его членов. Работа правоохранительных органов сопряжена со множеством нравственных проблем, исходя из специфики целей, содержания, форм, методов и средств в их деятельности. В современных условиях особое значение приобретает четкая постановка обществом задач, стоящих перед правоохранительными органами, определение их функций и полномочий, возможных и допустимых средств в борьбе с преступностью. Предоставление сотрудникам правоохранительных органов властных полномочий и как следствие моральной санкции на проведение мероприятий по охране и защите прав граждан, налагает на этих сотрудников высокую ответственность за неуклонное исполнение законности, и в том числе обязанность придерживаться границ допустимых действий, связанных с выполнением служебных обязанностей.

Уже сегодня в России, современное общество достигло такого уровня демократичности и цивилизованности, что и в таких строго регламентированных структурах, как правоохранительные органы, нравственность и культура, честь и совесть сотрудников приобрели огромную значимость. Соблюдение законности и служебной дисциплины определяется на сегодня не только, и не столько требовательностью руководителей, сколько нравственными и моральными установками, и культурной воспитанностью. Во многих случаях эти качества оказывают на эффективность служебной деятельности большее воздействие и играют большую роль, чем профессиональная компетентность, что естественно не умаляет роли последней. Иными словами, нравственность и культура, честь и совесть сотрудника рассматриваются как важнейшие профессиональные качества, определяющие его готовность к обеспечению служебных задач, желание их выполнить, чувство ответственности за их выполнение с наиболее результативным эффектом.

Профессиональная честь - это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками ОВД высокой социальной ценности (нужности и важности) самоотверженного выполнения своего долга. Чувство чести - это мощный движитель дел и поступков сотрудников ОВД.

Категория чести очень близко примыкает к категории достоинства. Они практически совпадают по своему объективному содержанию, но различаются по форме. Оценка чести – это оценка общественного мнения, а оценка достоинства - это прежде всего дело самой личности.

Сотрудники правоохранительных органов в своём большинстве - люди чести. Она проявляется у них прежде всего в выполнении ими своего служебного долга. Его специфика в том, что и в мирное время выполнение долга требует мужества, выдержки, а порой и самопожертвования.

Честь сотрудника ОВД неотделима от чести коллектива, подразделения, в котором он несёт свою нелёгкую службу. Поэтому он не может позволить себе ничего такого, что позорило бы своих товарищей по службе. Честь коллектива - это и его честь.

Авторитет ОВД за последние годы в общественном мнении значительно снизился, всё же вся система ОВД в народе рассматривается как необходимая и в целом оценивается положительно. Долг каждого сотрудника постоянно поднимать авторитет правоохранительных органов в глазах общественного мнения и возрождать лучшие традиции, которые у нас несомненно были.

Честь сотрудников ОВД требует от них движения вперёд, овладения современной техникой и новейшими приёмами и методами для выполнения своих профессиональных обязанностей. В этом смысле важно изучать опыт работы и достижения правоохранительных органов других стран. Это возвышает и укрепляет честь и достоинство наших ОВД, помогает более эффективно выполнять свой служебный долг.

Ничто так не подрывает чести сотрудника ОВД как нарушение данного слова, отступление от него. В конце концов, он неизбежно теряет авторитет и его ждёт неотвратимое фиаско.

Категория чести одна из важнейших в нравственной культуре сотрудника ОВД. Дорожить честью - это долг и повседневная обязанность. Содержание чести как категории в значительной степени зависит от уровня общей культуры человека, его духовного и физического развития, умения мыслить по государственному. Этому необходимо постоянно учиться.

Именно совесть представляет характеристику сущности человека. Утеря совести, даже умаление этого чувства означает деградацию человеческого начала личности.

Формы проявления совести могут быть самыми разными, например, совесть может проявляться:

• в форме нравственного удовлетворения, когда исполненный долг, помощь человеку в ней нуждающемуся, защита от насильника, уважительное отношение к старшим, женщине, забота о детях, пусть даже связанные с переживаниями, трудностями, а то и с риском для жизни вызывают у человека чувство душевного удовлетворения, счастья и радости от содеянного;

• в форме стыда, когда чувство стыда испытывается как перед другими людьми за безнравственное деяние, ставшее известным им, либо перед самим собой - за поступок или поступки, о которых люди, товарищи по службе могут даже не догадываться. Этот стыд проявляется в форме угрызений совести. И только раскаяние, открытое признание своей вины может освободить душу от мук совести;

• в форме сомнения. Сомнение есть результат незнания или неполного знания, поспешности или игнорирования объективных законов, уступок себе или групповым интересам и т.п. Поэтому человек и терзается сомнениями: а правильно ли я поступил? Этот вопрос не даёт человеку спокойно жить: он вроде и прав, и не прав, и в основе этого чувства - неспокойная совесть.

Совесть выступает как огромная побудительная сила, это иммунитет от многих нравственных заболеваний. Она не позволяет сотруднику милиции спустя рукава относиться к порученному делу, лгать, обманывать, грубить.

Нравственная культура занимает одно из центральных мест в личной культуре сотрудников ОВД. Это объясняется характером их деятельности, так как она связана с обеспечением прав и свобод граждан, выполнением их обязанностей перед обществом и государством, что в свою очередь предъявляет к сотрудникам ОВД высокие нравственные требования. Ведь даже в мирных условиях их деятельность часто сопряжена с риском для жизни.

Нравственные качества, входящие в понятие нравственной культуры личности, всегда играли и играют ныне огромную роль во всех сферах человеческой жизнедеятельности, особенно ОВД. Когда Ф.Э. Дзержинский говорил о горячем сердце и чистых руках сотрудника ВЧК, то он имел в виду прежде всего его высокие нравственные качества.

Работник милиции постоянно находится в сфере нравственного воздействия общества и своей служебной структуры. С одной стороны он испытывает воспитательное нравственное воздействие общества, формирующее его в соответствии с принципами общественной нравственности, с другой, он своей деятельностью сам оказывает воспитательное воздействие на граждан.

. В одной ленинградской газете 8 апреля 1943 г., была напечатана передовая статья «Каким должен быть работник милиции». В ней говорилось: «В нашем милицейском работнике должно сочетаться: высокая бдительность, политическая острота в работе, находчивость, подтянутость, опрятный внешний вид. Нарушение или невыполнение одного из показателей данных условий будет говорить о неполноценности работника и неспособности его выполнить все требования, предъявляемые к органам милиции». Это написано в газете города, находящегося в блокаде, где свирепствовали голод и холод, болезни и смерть.

К сожалению проблема задержки заработанной платы, плохое материально - техническое обеспечение, отсутствие должного комфорта служебных помещений и т.п. называется всего лишь объективными или субъективными причинами, и рассматривается лишь в связи как с причиной могущей поколебать моральный фактор. И до тех пор пока сохраняется подобное положение вещей поддерживаемое официальной идеологией, «низкие» моральные качества не перейдут в «высокие», несмотря ни на какую «всестороннюю поддержку» государства, и несмотря ни на какие всесторонние изучения профессиональной этики

Формирование общественного мнения о деятельности ОВД и пути укрепления авторитета милиции среди населения.

Подготовка и принятие грамотных управленческих решений на современном уровне организации деятельности органов внутренних дел предполагает использование разносторонней, достоверной информации о проблемах, касающихся правоохранительной деятельности. Успешно решить задачу сбора такой информации, не прибегая к изучению общественного мнения, не представляется возможным.

Объективная потребность в изучении общественного мнения, его большая значимость для органов внутренних дел нашла свое отражение в ряде правовых документов МВД России, принятых за последние годы. Это – приказ № 297 от 22 августа 1992 г. «Об организации изучения общественного мнения о деятельности ОВД», приказ № 337 от 4 июля 1997 г. «О мерах по совершенствованию изучения общественного мнения о деятельности ОВД». Это «Комплексная программа формирования общественного мнения о деятельности ОВД от 28 мая 1997 г.».

В этих документах четко определены задачи, которые должны решаться при организации изучения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел. Такими задачами являются:

1. Фиксация мнения населения о состоянии правопорядка и эффективной работы тех или иных служб и подразделений ОВД.

2. Выявление недостатков, нерешенных проблем, узких мест в деятельности конкретных служб и отдельных должностных лиц.

3. Возможность по итогам изучения общественного мнения скорректировать различные стороны оперативно-служебной деятельности.

Значимость результатов изучения мнения населения о деятельности ОВД заключается в том, что общественное мнение во многом предопределяет практические действия и поступки людей. Поэтому очень важно определить специфические формы такого использования в системе управления ОВД.

Общественное мнение, как мера доверия со стороны населения должно использоваться, прежде всего, для организации социального контроля над деятельностью ОВД. Оно позволяет исключить обособленность ОВД от общества, выделить проблемы, которые необходимо решать не только с позиции ведомства, но и с учетом потребностей развития общества. Опыт показывает, что когда правоохранительные структуры выходят из-под контроля социальных институтов (к таковым в полной мере можно отнести и общественное мнение), то появляется угроза их использования в качестве инструмента подавления личности и демократических свобод.

Одним из показателей доверия населения к милиции является уровень обращаемости в ОВД по поводу преступных посягательств. Среди причин, побуждающих людей не обращаться в ОВД, преобладает неверие в то, что милиция может помочь.

Непосредственным истоком обращения к изучению мнения населения о деятельности ОВД на региональном и местном уровне в первую очередь являются различные моменты практической работы, связанной с обнаружением, решением или предвидением нежелательного явления. Наиболее распространенная задача с использованием изучения мнения населения может вытекать из потребности органа (службы) или руководителя лица в проверке отдельных элементов служебной деятельности. Важно знать, совпадает ли цель и результат деятельности и удовлетворительна ли в данном случае применяемая система средств, например, в обеспечении общественного порядка в микрорайоне города конкретным отделением милиции. Таким образом, предназначением результатов изучения мнения населения является конкретизированная диагностика пригодности используемых средств и поиск (замена) непригодных или неэффективных ее элементов.

В соответствии с реализацией функции социального контроля может быть принят комплекс организационно-управленческих решений. В общих чертах эти решения могут быть сведены к следующему:

осуществление мер по конкретизации претензий к конкретным службам и сотрудникам;

изучение мнения потерпевших и обращавшихся в ОВД с целью выявления причин недовольства и претензий к сотрудникам милиции;

изучение, анализ и критическое обобщение отказных и иных материалов, заведенных по обращениям граждан;

принятие мер по организации дополнительного контроля за деятельностью дежурных частей, участковых инспекторов, подразделений ГИБДД, паспортно-визовых служб и др.;

проверка учетно-регистрационной дисциплины в подразделениях;

проведение контрольных проверок служб, отдельных подразделений и сотрудников ОВД.

В отношении отдельных видов преступлений, которые, на основе мониторинга мнения населения, получили наиболее сильный резонанс, необходимы жесткие, своевременные и действенные меры органов внутренних дел, направленные на предупреждение негативной реакции на «бездействие милиции» со стороны населения.

Особенно актуально использование информации, получаемой на основе социологических опросов, проводимых как ведомственными силами, так и сторонними независимыми социологическими организациями.

Значительным потенциалом в реализации обратной связи органов внутренних дел с населением обладают такие «срезы» мнения населения, как телефонные экспресс-опросы, «прямые линии», телефоны доверия. Также большое значение имеют такие «наработанные» формы работы с населением как встречи с гражданами на предприятиях, организациях, учреждениях, на общественных мероприятиях, с преподавателями и студентами учебных заведений различного уровня.

Особую ценность результаты изучения мнения населения представляют при подготовке аргументированных выступлений руководителей региональных и местных ОВД в печати, электронных СМИ («прямой эфир»), а также при создании информационных программ антикриминальной направленности, способных наряду с информированием населения о деятельности милиции также содействовать формированию в общественном мнении позитивного портрета современного милиционера.

Реализация директивной функции общественного мнения в решении организационных и кадровых проблем на уровне региональных и местных ОВД предполагает проведение комплекса мероприятий воспитательной и кадровой работы, направленной на искоренение недостатков:

систематические инструктажи и профессиональная подготовка личного состава в плане корректного взаимодействия с населением;

использование мер дисциплинарного характера к сотрудникам, нарушающим нормы служебной этики;

освобождение от сотрудников, дискредитирующих органы внутренних дел;

строгий отбор поступающих на службу по морально-психологическим качествам.

Приведенные данные о направлениях в работе милиции свидетельствуют о том, что ее деятельность все больше выходит за рамки собственно правоприменительной деятельности, связанной с борьбой с преступностью. От милиции требуется, чтобы она постоянно была доступна для населения. Поэтому высокий авторитет милиции связан прежде всего с ее ориентацией на интересы и нужды населения.

Несмотря на наметившиеся в последнее время тенденции к некоторым позитивным изменениям в общественном мнении о деятельности органов внутренних дел и росту доверия к ним, в целом у населения преобладают негативные оценки: значительное число граждан высказывают неудовлетворенность деятельностью органов внутренних дел, не верят в их способность обеспечить правопорядок.

Причины низкого авторитета милиции население видит в значительной мере в недостатках деятельности сотрудников органов внутренних дел, низком уровне их профессионализма, деловых и моральных качеств, культуры общения с гражданами. Это подтверждается статистическими данными: в среднем каждый пятый из всех уволенных за последние 4 года из органов внутренних дел был уволен по отрицательным мотивам. Кроме того, заметно возросло число обращений граждан, связанных с обеспокоенностью вопросами борьбы с преступностью и состоянием правопорядка. Почти каждое восьмое обращение касалось негативных сторон деятельности органов внутренних дел.

С учетом факторов, влияющих на общественно мнение и авторитет милиции можно определить и основные направления в усилиях по формированию общественного мнения о деятельности органов внутренних дел.

Таковыми являются:

- оптимизация взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации;

- повышение эффективности взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями, религиозными организациями и населением;

- совершенствование научного, учебно-методического и психолого-педагогического уровня подготовки сотрудников органов внутренних дел;

- организационное обеспечение деятельности органов внутренних дел по формированию объективного общественного мнения.

Если не касаться объективности освещения вопросов деятельности ОВД, то для материалов центральной прессы характерна апелляция к эмоциям читателей и низкая конструктивность, что естественно, в силу особенностей массового сознания сказывается на формировании негативного общественного мнения.

Заключение

В современной России немыслим возврат к тоталитарному прошлому, когда основным принципом правоохранительной системы был принцип приоритета защиты интересов государства над интересами личности. Важнейшей вехой на пути демократизации правоохранительной деятельности стало активное включение России в общемировые и европейские процессы, интеграция отечественных органов внутренних дел с полицией зарубежных государств, в том числе и в форме сотрудничества в Интерполе.

Российский законодатель позитивно воспринимает гуманистические идеи, воплощенные в различных международных соглашениях (в том числе и в сфере полицейской этики) и постепенно отражает их в своих отраслевых и текущих нормативных актах. Важно, чтобы в ряды сотрудников органов внутренних дел попадали люди, способные позитивно воспринимать эти идеи и руководствоваться ими в своей практической деятельности. Для этого нужно улучшить систему профессионального отбора будущих сотрудников органов охраны правопорядка и их последующей профессиональной подготовки.

Рост преступных посягательств, нестабильность политической обстановки в отдельных регионах (Чечня), низкий уровень жизни миллионов граждан (в том числе и самих сотрудников ОВД) – факторы, действующие негативно, разрушительно на сферу морального сознания как всего общества, так и отдельных его представителей. А ведь сотрудники органов внутренних дел – это часть общества. Чем сложнее условия, в которых им приходится нести службу, тем больше зависимость благополучия каждого гражданина от их порядочности, гуманности, стремления честно выполнять свой долг. А для этого необходимо защищать и самих сотрудников ОВД.

Хотелось бы видеть в нашем национальном этическом кодексе – Кодексе Чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ этическую норму, аналогичную содержащейся в Кодексе деонтологии национальной полиции Франции: «Министр внутренних дел защищает сотрудников национальной полиции от угроз, насилия, самоуправства, несправедливости, клеветы, оскорблений, жертвами которых они становятся при исполнении служебных обязанностей или в процессе служебной деятельности». Думается, что при подобном отношении государства в лице чиновников подобного ранга к «стражам правопорядка» служба в российских правоохранительных органах станет действительно делом чести и доблести.

Список литературы.

1. Закон РФ «О милиции».

2. Кодекс чести рядового и начальствующего состава ОВД РФ. Утвержден приказом МВД № 501 от 19.11.93 г.

3. Кукушкин В.М. «Твоя профессиональная этика», М. «Кодекс», 1994 г.

4. Положение о службе в ОВД