Главная Учебники - Философия Лекции по философии - часть 8
1999-2000гг. Джордж Беркли (1685-1753 г.г.)
“
Единственное преимущество, на которое я претендую,
-
это то, что я всегда мыслил самостоятельно
”
.
(Беркли) “
Если будет хорошо принято мое учение, я имею в виду имматериализм, рушится вся эта философия Эпикура, Гоббса, Спинозы и т. п., показавшая себя отъявленной противницей религии
”
.
(Беркли) “
Я более, чем другие философы, придерживаюсь реальности…Пусть не говорят, что я отбрасываю существование. Ибо я только устанавливаю смысл этого слова, насколько я его понимаю
”
.
(Джордж Беркли) “
Странным образом среди людей господствует мнение, будто дома, горы, реки – одним словом, все чувственные предметы имеют существование, естественное или действительное, отличие от факта восприятия их нашим разумом. Ибо что такое эти предметы, как не наши собственные идеи или ощущениях
? И что же мы воспринимаем, как не наши собственные идеи или ощущения?
И не будет ли полным противоречием допустить, что какое-либо их сочетание существует, не будучи воспринимаемым
?”
(Беркли) “
Существовать – значит быть воспринимаемым
”
(“Esse
est percipi”)
(Джордж Беркли) Этот момент важен. Он не праздный! Когда я объект лицезрения кого-то извне, то он на меня смотрит как на обычное смертное образование. Зная, что я родился и сейчас живу, он уже мысленно примеряет черточку справа к первой дате и как-то вполне естественно ждет, когда моя смерть даст ему вторую, итоговую, цифру. Для него это обычное дело- смерть другого. Но для меня-то моя смерть- это не просто уход из жизни еще одного живого существа. Это мой
уход. Мой уход навсегда
. Это мой уход навсегда из жизни
! И хотя я «про смерть» все понимаю, но смириться со своей смертью не хочу и никогда не смогу. Вот с этого-то всплеска волнующейся живым беспокойством человеческой индивидуальности по поводу привычного, тривиального и обычного начинается философия
. Но если это так, а это неоспоримо так, то Беркли философ и философ глубокий. Он обратил свой взор на то, что для других стало неким общим местом, настолько общим, что его, подобно привычке к музыке небесных сфер в пифагорейском космическом оркестре, перестали воспринимать и, соответственно, чувствовать. Беркли всколыхнул всю последующую философию. Без ссылок на него сегодня невозможно представить ни одну дискуссию о материи. Завидная судьба! Он стал гигантом, потому что не боялся быть первым. Не согласившись с расхожими воззрениями на материю, Беркли в свой век повторил философский подвиг Зенона Элейского, подставившись под критику и несогласие с ним каждого, кто знакомится с учением Беркли и его аргументами. Но как бы то ни было, формулировке «Нет познанного без познавшего»; а именно в ней следовало бы резюмировать совершенную Беркли познавательную революцию, жить во славу гордой смелости духа и во славу философии, которая тем только и живет, что выбирает себе местом острие проблем. 1. Нам нужно только отдернуть завесу слов, чтобы ясно увидеть великолепнейшее древо познания, плоды которого прекрасны и доступны нашей руке. 2. Те препятствия и затруднения, которые задерживают и отягощают дух в его поисках истины, проистекают не от темноты или запутанности предметов или от природного недостатка ума, а скорее от ложных начал… 3. Не что не может быть более очевидным, нежели существование Бога. 4. Не воспринимается ничего, кроме идей. 5. Под идеей я подразумеваю любую ощущаемую или воображаемую вещь. 6. Существуют врожденные идеи, т. е. идеи, сотворенные вместе с нами. 7. Существование, протяжение и т. д. абстрактны, т. е. они не есть идеи: они только неизвестные и не нужные простонародью слова. 8. Все наше знание и размышления ограничиваются одними нашими идеями. 9. Все познаваемые нами вещи есть, во-первых, мысли, во-вторых, способности воспринимать мысли, в-третьих, способности вызывать мысли. 10. Не может быть никакого рассуждения о вещах, о которых у нас нет идей. 11. В соответствии с моими принципами существует реальность, существуют вещи, вещная природа. 12. Различие между идеей и восприятием ее было одной из главных причин воображения материальных субстанций. 13. Предположение о том, что вещи отличны от идей, уводит от истины… 14. Я более уверен в существовании и реальности тел, чем г-н Локк, поскольку он претендует только на то, что он называет чувственным познанием, в то время как я считаю, что, представляя тела комбинациями сил в неизвестном субстрате, обладаю демонстративным познанием их. 15. Отбросьте материальную субстанцию… и понимайте под телом то, что непосредственно видится и осязается. 16. Я отрицаю… чтобы я мог образовать общее понятие, отвлекая его от частных. 17. Для меня, очевидно, что различные ощущения или идеи не могу иначе существовать, как в духе, который их воспринимает. 18. Тела существуют вне сознания, т. е. они не сознание (mind), но от него отличаются. 19. Что касается, то в моей системе они сохраняются. 20. Я одобряю аксиому схоластиков: нет ничего в интеллекте, чего бы, не было раньше в чувствах. 21. Субстанцию тела мы знаем. Субстанции духа мы не знаем, она непознаваема. 22. Я, не отрицаю, существования ни одной вещи, которую мы можем воспринять посредством ощущения или рефлекса. 23. В том, что вещи, которые я вижу моими глазами или осязаю моими руками, действительно существует, я отнюдь не сомневаюсь. 24. Внешний мир действительно существует и пребывает вне наших умов, но только как система идей, сотворенных и непрестанно воспринимаемых универсальным духом- Богом. 25. Глаз или, если выражается правильно, дух воспринимает… Материи нет:
· Единственная вещь, существование которой мы отрицаем, есть то, что философы называют материей, или телесной субстанцией.
· Очевидно, что само понятие о том, что называется материей или телесной субстанцией, заключает в себе противоречие.
|