Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 8

 

Поиск            

 

Истоки философии от мифа к логосу. Круг философских проблем. Поворот к человеку в философии Сок

 

             

Истоки философии от мифа к логосу. Круг философских проблем. Поворот к человеку в философии Сок

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Заочное отделение.

ИСТОКИ ФИЛОСОФИИ: ОТ МИФА К ЛОГОСУ. КРУГ ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ. ПОВОРОТ К ЧЕЛОВЕКУ В ФИЛОСОФИИ СОКРАТА.

Контрольная работа

Исполнитель:

студентка группы 42 ССО

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Истоки философии: от мифа к логосу. Круг философских проблем. 5

1.1. Истоки философии: от мифа к логосу 5

1.1.1. Философия и мировоззрение 5

1.1.2. Мифология как основа для возникновения философии 7

1.1.3. Религиозное мировоззрение 9

1.1.4. Переход от мифа к логосу 10

1.2. Круг философских проблем 12

Глава 2. Поворот к человеку в философии Сократа. 15

2.1. Философия досократиков15

2.2.Классический период античной философии.16

2.2.1. Личность Сократа 16

2.2.2. Философская этика Сократа 18

Заключение 21

Список литературы 23

ВВЕДЕНИЕ

Объектом исследования данной работы являются два вопроса: философия Сократа и генезис философии, что обуславливает структуру данной работы. Первая часть посвящена исследованию эволюции философии – от мифа к логосу. Во второй части будет рассмотрена особенность философии Сократа.

В целом, существует большое количество исследовательской литературы, посвящённой исследованию данных вопросов. Сюда входят философские словари, учебные издания, работы отдельных авторов. Как правило, это два отдельных раздела, мы же попробуем рассмотреть эти два вопроса в рамках одной работы. Проблема исследования заключается в недостатке литературы, посвященной рассмотрению философии Сократа в контексте общей эволюции философии.

Философия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Со временем ее роль не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Слово философия греческого происхождения (phileo – любить, sophia – мудрость), что означает любовь к мудрости. Актуальность данной работы, обусловлена тем, что пытаясь выяснить, что такое философия, мы сразу попадаем в противоречивую ситуацию. С одной стороны, философия представляется чем-то предельным и высшим, уделом мудрецов, великих гениев. С другой стороны, круг вопросов философии предполагает раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. И если философы ХХ века сложны для понимания неподготовленного человека, то мысли людей, находящихся у истоков философии, как, например, философия Сократа с её акцентом на человека и его поведение, нам более или менее понятны, хотя бы потому, что ещё нет сложной терминологии. Также иногда философия предстает как то, к чему способны в той или иной мере все, как бы не являясь только профессиональным занятием. Философия есть в нашей обыденной жизни, каждый чувствует себя способным философствовать, и ему мешает, может быть, только отсутствие свободного времени. Для того, чтобы разобраться с этим вопросом необходимо изучить как возникла и развивалась философия.

Для раскрытия специфики философии важно, в первую очередь, обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке, предтече философии. Целью данной работы является исследование генезиса философии.

Задачи

1. Изучение последовательного развития философии.

2. Рассмотрение круга философских проблем.

3. Исследование философии Сократа.

Апробация

Материалы данной работы могут быть использованы при подготовке к экзамену, в образовательной практике, создании статей и докладов, посвящённых генезису философии и философии Сократа. Результаты, полученные в данной курсовой работе, могут применяться при дальнейшем исследовании философии Сократа.


ГЛАВА 1

ИСТОКИ ФИЛОСОФИИ: ОТ МИФА К ЛОГОСУ. КРУГ ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ.

В данной главе рассматривается эволюция философия от мифологии и религии. Раскрываются такие понятия как «мировоззрение», «философия», «миф», «религия», «наука», «логос. Во втором параграфе названы основные проблемы философии и показана её взаимосвязь с наукой.

1.1. Истоки философии: от мифа к логосу

1.1.1. Философия и мировоззрение

Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Термин «философия» впервые встречается у выдающегося философа и математика Пифагора, который считал, что от философии «рождается три плода»: дар хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать. Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Позднее Платон придает этому понятию новое значение: наука, которая изучает мир в целом и место человека в этом мире. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно ощутимо в эпохи перемен с их сложным сплетением проблем - ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение.

«Мировоззрение - система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры». Субъектами мировоззрения может быть отдельный человек, социальные или профессиональные группы, этнические или религиозные объединения, классы, общество в целом. Таким образом, мировоз­зрение выступает в качестве своеобразной интегративной целостности знания и ценностей, разума и чувств, интеллекта и деятельности.

Мировоззрение – одна из общественных форм отражения действительно­сти человеком. Его специфика заключается в том, что оно отражает действитель­ность целостно; то есть не только жизнь и деятельность чело­века; но и его общественные отношения и жизненные интересы. Мировоззрение – неотъемлемый атрибут человеческого сознания. Его спецификой является то, что оно, во-первых – форма общественного самосозна­ния человека, во-вторых – способ духовно–практического овладения действи­тельности. Отличие мировоззрения от философии состоит в том, что философия является не «духовно – практическим», а теоретическим освоением мира. Она возникает соответственно как система доказательств и знаний фундаментальных проблем мировоззрения. «Философия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Ф. стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, Ф. базируется на теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений».

Мировоззрение не сводится лишь к знанию о мире и не функционирует в виде знания, хоть и включает его. Оно выполняет функцию самопознания, то есть является духовным инструментом субъекта в его практическом самовыражении в общественной и природной действительности. Поэтому сначала в истории общества возникают систематизированные, но не философские типы мировоззрение, такие как мифология и религия.

1.1.2. Мифология как основа для возникновения философии

В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. Можно рассматривать мифологию как первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другие природные явления.

«Мифология (греч. myphos - сказание и logos - рассказ) - тип функционирования культурных программ, предполагающий их некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием, сакрализацию их содержания и неукоснительность исполнения». То есть мифы помимо объяснения явлений ещё и содержат в себе программу поведения для общества, передавая последующим поколениям накопленный опыт - совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований. «Миф - форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности. Мифологическое сознание отличается синкретизмом, восприятием картин, рожденных творческим воображением человека, в качестве "неопровержимых фактов бытия" (Лосев). Для М. не существует грани естественного и сверхъестественного, объективного и субъективного; причинно-следственные связи подменяются связью по аналогии и причудливыми ассоциациями». С помощью миф а прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения. Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

Своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. Здесь сближались явления природы и культуры, на окружающий мир переносились человеческие черты. В результате очеловечивались космос и другие природные силы. Это роднит миф с мышлением детей, художников, поэтов. Вместе с тем в причудливости мифологических сюжетов заключалась и обобщенная работа мысли - анализ, классификация, особое символическое представление мира как целого. Это и послужило основой для возникновения религии и философии, в которых продолжается начатый мифологическим сознанием поиск ответов на сложные вопросы – о рождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. То есть философия имеет дело с теми же вечными проблемами, что и мифология, но рассматривает их по-своему.

Мифология состоит из двух уровней: образного и более глубокого – смыслового , который по мере эволюции логического мышления и развития тенденции рационализации становился все более важным. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями . Общество совершенствуется, человек постепенно начинает осознавать себя как индивидуальность в пределах целого. Философия предполагает личные усилия, а критическая направленность мышления заставляет подвергать сомнению как общепринятые, так и собственные выводы, возникает необходимость пересмотреть мифы с рациональной точки зрения. Философия, в отличие от мифологии, занимается рациональным описанием и толкованием действительности, стремиться понять мир из его собственных, внутренних начал и оснований.

Таким образом, мифология с ее эмоционально-чувственным, наглядно-образным и антропоморфным постижением мира исторически предшествует философии. Зарождение философии - это движение, переход от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума, веры человека в самого себя, в Человека с большой буквы.

1.1.3. Религиозное мировоззрение

«Религия (лат. religio - благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, …в качестве Бога, божества. Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе». То есть религия — это богопослушание, сверхъестественная связь человека с богом. Для религии характерны чудеса, безудержная вера в догматы. В то же время есть определенное сходство религии и философии и тема бога не является чуждой для философии. Поиски единого в философии очень часто приводят к теме бога. Религия, также как философия объясняет устройство мира, воздействие на сознание и поведение людей; и по сути философия также как и религия есть поиск Бога, однако, если с точки зрения религии вопросов здесь не возникает, то чтобы объяснить это с философской точки зрения необходимы доказательства. Мы этого касаться не будем, так как это отдельное масштабное исследование.

Мифологическое, религиозное как формы сознания были первыми из известных мироощущений человека окружающего его мира. Они выступали не столько способом понимания явлений, предметов, вещей, сколько своеобразной поддержкой человеку хоть в какой-то ориентации и объяснении происходящего. Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей. Тут можно добавить, что не всегда религия несёт положительную функцию, не стоит забывать про фанатизм и вражду к людям другой веры.

Если обратиться к истории, то мы видим, что на первых порах религия занимает главенствующее положение. На мой взгляд, это объясняется тем, что человеку проще следовать догмам и правилам, чем думать самостоятельно, проще верить в защиту божественной силы, чем самому решать проблемы. Естественно, что мыслить свободно, самостоятельно способны были только образованные, интеллектуально развитые люди и неудивительно, что философски мыслящие люди составляли малую часть в общем числе глубоко религиозных людей. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире.

Таким образом, философия и религия объясняют устройство мира, воздействие на сознание и поведение людей; и по сути сводятся к поиску Богу, который в философии мыслится другими категориями. Однако религия есть жизнь в общении с Богом, она удовлетворяет личное общение человека с Богом, поиск человеком незыблемости созданного Богом мира, душевного покоя и радости, потребность человеческой души в спасении. Философия же совершенно не зависит от личных интересов и является высшим постижением бытия путём поиска его абсолютной первоосновы.

1.1.4. Переход от мифа к логосу

«Наука - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире». Наука – один из важнейших компонентов духовной культуры. В течение всего своего существования человечество познавало мир. Однако мифология оперировала с конкретными понятиями, тогда как научное мировоззрение обладает способностью абстрагироваться и обобщать накопленные опыт или теории. Если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному, и от причин к следствиям, то мифологическое это всегда конкретное и персональное. Мифы, по сути, представляют собой рассказы, без анализа и обобщённых выводов.

Особенность научного мировоззрения заключается в различии между субъективным и объективным. На этом различии научная мысль строит критический и аналитический метод, с помощью которых последовательно сводит все индивидуальные явления к типическим событиям, подчиняющимся универсальным законам. Например, видя восход и заход Солнца, мы знаем, что это Земля движется вокруг Солнца. Мы видим цвета, но описываем их как длины волн. То есть эти явления можно доказать, и они обладают большей степенью объективности, чем наши чувственные впечатления. В мифологическом мировоззрении нет места для критического восприятия, отделения субъективного от объективного, так как не происходит отвлечения от происходящих явлений.

Одно из центральных мест в античной философии занимает учение о Логосе. В обыденном значении "логос" - не что иное, как просто речь, а также беседа, суждение, решение или даже общий математический смысл, порядок. Кроме того, в греческой традиции логос рассматривался как жанр прозы, отличной от поэзии, а люди, работающие в данном прозаическом жанре, назывались логографами. В античной драме логос обозначал диалог действующих лиц в отличие от хорового выступления. Однако в современную культуру входит иное понимание данного термина в античности, прежде всего его философская интерпретация. И здесь логос означает процесс рационального (логического) проникновения мыслящего человека в смысл явлений, противостоящий нерациональному мышлению.

«Логос (греч. logos) - философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла, причем слово понимается в данном случае не столько в фонетическом, сколько в семантическом плане, а понятие - как выраженное вербально. В значении данного термина имеется также не столь явно выраженный, но важный оттенок рефлексивности: "отдавать себе отчет"».

Таким образом, на смену субъективности мифологии и религии приходит научная объективность. Философия возникла из мифологии, как результат борьбы между мифологической, стихийной картиной мира и объективным знанием, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности.

1.2. Круг философских проблем.

Философия – это система представлений о мире в целом и месте в нем человека, выраженная в теоретической форме.

Предметом философии является мир как целостная система. Основным вопросом философии является вопрос об отношении материи и духовного, бытия и сознания, вопрос о возможности и достоверности человеческого знания. Всё разнообразие философских проблем можно свести к ряду больших групп:

· Онтологическая группа - в учении о бытии;

· Гносеологическая группа ("гносис" - знание) - проблемы познания мира, логика, методология, философия науки;

· Антропологическая - проблемы, возникающие в процессе реальной жизни человека (философия, антропология);

· Аксиологическая ("аксио" - ценность) - учение о ценностях. Древнейшими ценностными науками являются этика и эстетика;

· Праксиологическая ("праксис" - деятельность) - изучает наиболее общие проблемы человеческой деятельности (праксиология);

· Социально-философская группа - проблемы общества.

В период своего зарождения философия включала в себя все научные знания; можно сказать, что она была наукой обо всем. Позднее начали формироваться в качестве самостоятельных отдельные научные дисциплины: в IV в. до н.э. в Древней Греции как теоретическая дисциплина сформировалась логика, ко II в. до н.э. - математика (геометрия Евклида и арифметика), астрономия (с астрологией), позднее — филология. Тем самым начался процесс дифференциации наук: сначала выделения в рамках философии различных дисциплин, а затем выделения их из философии как самостоятельных наук.

Неудивительно, что много общего у науки и философии. Наука и философия стремятся осмыслить мир в строго логически обоснованных формах, выйти за пределы опыта, проникнуть в сущность предметов и явлений. Однако в процессе такого осмысления наука «нарабатывает» общепризнанные, проверенные экспериментально, опытным путем, законы и принципы. В философии фактически нет ни одного вопроса, который однозначно решался бы всеми философами. Философское знание носит гипотетический, плюралистический, многовариантный характер. На этом основании многие философы отрицают тезис, что философия – это наука. Другие, если и признают за ней статус науки, то говорят, что это наука особого типа.

Таким образом, философия, рассматривая мир как целостную систему, охватывает большой спектр проблем, затрагивающих жизнь человека, его поведение и место в мире. Не являясь наукой по сути, тем не менее, она является родоначальницей многих наук и также как наука мыслит рациональными и объективными категориями.

Выводы к первой главе.

Истоки философии находятся в мифологии и религии. Мифологическое и религиозное мировоззрение по началу является достаточным для общества и удовлетворяет потребность в знаниях о зарождении мира и происхождении тех или иных явления. Однако постепенно возникает необходимость философского познания мира. Эта необходимость коренится в динамике социальной жизни и обусловлена реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, имеющих в своей основе веру и фантастические представления о мире, философия опирается на теоретические методы постижения действительности, использует объективные понятия и рациональные обоснования своих положений. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование .


ГЛАВА 2

ПОВОРОТ К ЧЕЛОВЕКУ В ФИЛОСОФИИ СОКРАТА

1.

1.1. Философия досократиков

Античная философия – первый период в истории западной философии. Он охватывает примерно тысячу лет – с VI в. до н. э до начала VI в. н.э – и включает в себя философские учения, созданные в Древней Греции и Древнем Риме.

В это время происходит переход от мифа к логосу, от веры в богов и героев к личному, самостоятельному исканию истины и объяснению мира, то есть к научному, теоретическому, философскому.

Важнейшие вопросы античной философии: 1) вопрос о бытии, об «архэ», о единой первооснове, всех вещей, а также о главном законе, «логосе» мира; 2) вопрос об истине – «алетейя», или о раскрытии бытия в мышлении человека; 3) вопрос о месте человека в космосе, о свойствах и строении души и её связи с телом, о назначении человека, о добродетели.

Философия досократиков (или натурфилософский период) охватывает старших натурфилософов, младших натурфилософов и атомистов.

Прежде всего, греческих философов интересовала природа как единое закономерное целое. Именно в Древней Греции возникла теоретическая идея природы и были заложены основные принципы научного естествознания.

Представители милетской школы ищут начало для всего существующего, архэ, и понимают его как материю, первовещество, природную стихию, как то, из чего «всё состоит», из чего «всё выходит» и куда «всё уходит», как то, что сохраняется неизменным при всех изменениях в мире – «воду» (Фалес), «воздух» (Анаксимен).

Пифагорейцы создают чистую (теоретическую) математику как науку о числах, линиях и фигурах и рассматривают число и числовые отношения, как гармонию, как первоначало и божественное в мире. Они выдвигают принцип формы, как сущности вещей.

Школа элеатов противопоставляет чувственно воспринимаемый мир множественных вещей, как текучий, постоянно изменяющийся, а потому – неистинный, мнимый, – миру умопостигаемому или мыслимому разумом как истинному бытию, вечному и неизменному. Истинное бытие – это то и только то, что мыслится разумом (Парменид).

Гераклит, напротив, признав первоначалом всего огонь, как абсолютно подвижную и всё изменяющую стихию, учил, что истинно лишь всеобщее изменение, становление, что «всё течёт, всё изменяется». Всё неподвижное и неизменное – не существует, представляет собой иллюзию.

Атомисты считали, что все тела в природе – сложные, что они сложены из «простых», неделимых частей, абсолютно твёрдых «атомов», и что все чувственно воспринимаемые качества тел – результат воздействия на органы чувств человека этих мельчайших невидимых частиц.

К досократикам причисляют также софистов, которые осуществили в философии антропологический поворот – от исследования природы они обратились к изучению человека как общественного существа. Они говорили что первоначалом всего, «архэ», надо признать человека, личность, его чувства и его ум.

1.2. Классический период античной философии.

Главные представители классического периода в античной философии – Сократ, его ученик Платон и ученик Платона Аристотель. Поворот и переворот в античном мышлении наметился с появлением афинянина Сократа. Недаром греческая философия делится на периоды: досократовский и последующий.

1.2.1. Личность Сократа.

Сократ (ок. 469 г. до н. э. — 399 г. до н. э) — древнегреческий, первый афинский (по рождению) философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Сократ интересен не только своим учением, но и своей жизнью, поскольку его жизнь была воплощением его учения.

Сам Сократ, активно вступавший в различные собеседования, ничего не писал. В диалоге Платона «Федр» Сократ выступает против египетского Тота, которому египтяне приписали изобретение письменности. Сократ высказывается против письменности: письменность делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению; письмена мертвы, сколько их ни спрашивай, они твердят одно и то же. Сократ предпочитал записанному монологу живой разговорный диалог. Поэтому все, что мы знаем о нём, мы знаем от его учеников - историка Ксенофонта и философа Платона. Ксенофонт посвятил Сократу свои произведения «Апология Сократа» и «Воспоминания о Сократе». Платон же почти все свое учение приписал Сократу, так что трудно отличить их учения друг от друга.

Сократ считал, что в каждой душе есть доброе начало, как у каждой души есть демон-покровитель. Сократ слышал голос своего «демония», предостерегавший его или его друзей (если они советовались с Сократом) совершать те или иные поступки (замечательно, что «демоний» Сократа проявлял свою запретительную силу только в случаях смертельной угрозы для жизни, в менее важных случаях он молчал). Свой внутренний голос Сократ считал своеобразным оракулом, посредством которого бог сообщает ему свою волю — соответственно, Сократ не мог ослушаться божественных указаний. Именно за это подозрительное с точки зрения государственной религии учение в конце жизни он был обвинен в неблагочестии.

После поражения Афин в Пелопоннесской войне (в ходе которой Сократ трижды становился участником военных сражений) в 404-403 годах в городе была установлена проспартанская «тирания тридцати. Хотя Сократ никак не сотрудничал со спартанской властью во время тирании, спустя четыре года после свержения диктатуры афиняне привлекли Сократа к суду по обвинению в расшатывании устоев государства и в безбожии.

Сократа должны были казнить сразу, но накануне суда из Афин ушел корабль с религиозной миссией, до его возвращения казни запрещались обычаем. В ожидании Сократу пришлось тридцать дней провести в тюрьме. Накануне ее к Сократу пробирается его друг Критон, сообщивший, что стражи подкуплены и можно бежать. Сократ отказался, считая, что надо повиноваться установленным законам, и хотя его осудили несправедливо, закон надо чтить. В диалоге «Федон» Платон повествует о последнем дне жизни Сократа. Этот день Сократ провел со своими учениками. Он говорит им, что не боится смерти, потому что был к ней подготовлен всей своей философией и образом жизни. Ведь само философствование есть не что .иное, как умирание для земной жизни и подготовка к освобождению бессмертной души от ее смертной телесной оболочки. В присутствии своих учеников Сократ выпил чашу цикуты и скончался через несколько минут в полном сознании.

1.2.2. Философская этика Сократа.

В центре внимания Сократа, также как в философии некоторых софистов, - человек, но он рассматривается Сократом только как нравственное существо, поэтому философию Сократа можно определить как этический антропологизм. Мифология и физика были чужды интересам философа, его не интересовала и природа. «Местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то что люди в городе »[1] . Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным.

Сократ считает, что необходимо обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Сомнение («я знаю, что ничего не знаю») должно было привести к самопознанию («познай самого себя»). Лишь на пути проникновения в свое «Я», в свой внутренний мир возможны самосовершенствование, правильный выбор ценностей, соответствующий им благой образ мышления и действия. Только таким путем можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла.

В центре учения Сократа стоят вопросы о нравственных добродетелях, моральных качествах человека. Основная цель - поиск идеалистической морали, а для этого необходимо было познание сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как «всеобщее», служащее основной всех частных добродетелей. В этом мог помочь метод Сократа, имевший своей задачей обнаружение «истины» путем беседы в форме своеобразного, методологически направленного к определенной цели спора.

Моральная философия Сократа исходит из ясности того, как должно жить, можно сказать, что Сократ не оставляет человеку морального выбора: выбор предопределяется знанием, поскольку добродетель — это знание, а пороки и зло творятся по незнанию, неведению. Ввиду всеобщей мировой связи явлений добродетели и пороки отдельных людей сказываются не только на них самих, на благе их семьи, друзей, родного полиса, но и на судьбе всех грядущих поколений, на всем космическом порядке вещей. Тем самым вопросы о человеческих добродетелях и пороках, добре и зле, справедливости и несправедливости оказываются не только личными и не просто общественными, но общечеловеческими, всеобщими и вечными. Сознательное следование разуму бытия — вопреки всем встречным препятствиям — является ясным, хотя и тяжким, жизненным долгом человека перед собой, своим окружением, полисом, грядущими поколениями и богами.

Для Сократа добродетель и знание тождественны. Добродетель, как источник или творческое начало нравственности, представляет такой же предмет изучения, как и грамота или арифметика, и только тот может быть с правом назван добродетельным или, нравственным, кто этим предметом так же вполне и сознательно владеет, как грамотный — грамотою и математик — арифметикой.

Таким образом, главное внимание в философии Сократа уделено нравственным добродетелям человека. Сократ показал, что существует добро как таковое и поставил знак равенства между совершенством человека, его добродетелью и знанием. Любое знание – есть добро, любое зло, порок совершается от незнания.

Выводы ко второй главе.

Философия Сократа – это этический антропологизм, в центре которого нравственные добродетели человека. Темами философии Сократа были злободневные проблемы его времени, актуальные и сейчас: добро, зло, любовь, счастье, честность и т.п. Главным в жизни человека по Сократу является добродетель - божественный разум, доступный, и то не полностью, лишь философскому уяснению в понятиях. Истинное мнение, так же как и знание, руководя человеком, направляет его к верной цели и удерживает в границах добродетели. Такое истинное мнение и соответствующая ему добродетель доступны человеку, и он может при необходимых условиях им научиться. Для Сократа добродетель и знание тождественны, и потому пороки и зло творятся по незнанию, неведению.

Свои взгляды Сократ распространял в разговорах и дискуссиях, в них же сформировалсяфилософский метод Сократа, целью которого было достижение истины путём обсуждения спора. Главной целью метода Сократа было обнаружить нравственную основу человеческого поведения и помочь людям, чтобы они нашли «сами себя».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первой части данной работы рассмотрены истоки философии от мифологии и религии. Мифологическое и религиозное мировоззрение по началу является достаточным для общества и удовлетворяет потребность в знаниях о зарождении мира и происхождении тех или иных явления. Однако постепенно в связи с динамикой социальной жизни возникает необходимость философского познания мира, перехода от мифа к логосу. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, имеющих в своей основе веру и фантастические представления о мире, философия опирается на теоретические методы постижения действительности, использует объективные понятия и рациональные обоснования своих положений. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы.

Во второй части данной работы сделан акцент на этическую антропологию Сократа, в центре которой нравственные добродетели человека. В период своего становления человеческое познание направлено «вовне», на объективный мир. И впервые греческие философы стремятся сконструировать картину мира, выявить всеобщее основания бытия этого мира. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая тенденция в философии. Родоначальниками этой тенденции являются софисты и Сократ. Строго говоря, именно с их деятельностью начинается переход от философии как любви к мудрости к философии в подлинном смысле этого слова - это осмысление, переживание мыслителем своего места, своей роли, своего предназначения.

Темами философии Сократа были злободневные проблемы его времени, актуальные и сейчас: добро, зло, любовь, счастье, честность. Главными в жизни человека по Сократу является добродетель и знание. Истинное мнение, так же как и знание, руководя человеком, направляет его к верной цели и удерживает в границах добродетели. Такое истинное мнение и соответствующая ему добродетель доступны человеку, и он может при необходимых условиях им научиться. Для Сократа добродетель и знание тождественны, и потому пороки и зло творятся по незнанию, неведению.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кузнецов, В.Г., Кузнецова, И.Д.. Философия: учебник. -

2. Миронов, В. В. Философия: учебник для ВУЗов. - http://society.polbu.ru/mironov_philosophy/

3. НерсесянцВ. С. Сократ, 1954. - http://www.i-u.ru/biblio/archive/ nersesyanc_sokrat/socrat5.aspx

4. Платон. Федр. - http://www.philosophy.ru/library/plato/fedr.html

5. Франк, С.Л. Философия и религия. - http://www.vehi.net


[1] Платон. Федр. - http://www.philosophy.ru/library/plato/fedr.html