Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 8

 

Поиск            

 

Связующие нити любви

 

             

Связующие нити любви

Любви связующая нить

План

Вступление

1. Любовь с научной точки зрения

2. Э.Фромм о любви

3. Любовь в литературе и искусстве

4. Библия и богословы о любви

Заключение

Библиография

Вступление

О любви сказаны миллионы слов и написано множество книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты, художественные произведения и шедевры искусства. Но для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, философия любви - это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь.

Любовь - понятие необычайно емкое и многозначное. Любят свое дело, своих товарищей, друзей. Любят близких, семью, детей. Бывает любовь живая и действенная. Бывает любовь абстрактная, отвлеченная, ни к чему не обвязывающая, например,- к человечеству вообще, к природе вообще...

Но умы людей больше всего занимает любовь мужчины и женщины. Другой вопрос насколько сильной, прочной она оказывается. И выдерживает ли она проверку временем, страданием…Здесь уже можно рассмотреть не только любовь, как чувство, но и способность человека любить. От чего она зависит? Наверное, в этом играют важную роль не столь биологические параметры, но качества души, такие как, например, умение понимать и принимать человека как он есть, без попыток манипулировать им в угоду себе, а также видеть в нем как достоинства, так и недостатки, но при этом, все-таки, уметь доверять и прощать. От таких качеств человеческой личности напрямую зависит, какой будет любовь, качество этого чувства. Будет ли она передвигать горы, или же станет тихо тлеть на пепелище. Перенесет ли она боль, разлуку или же растает как снежинка на руке?

Богатая, сильная и стойкая, приносящая удовлетворение обоим. Без такой любви наша жизнь не имеет смысла. Желание давать и получать здоровую, нескончаемую любовь живет в сердце каждого человека. Заповеди Нового завета тоже говорят о любви, о ее необходимости. Именно любовь и есть та самая связующая нить между Богом и человеком, мужчиной и женщиной, матерью и ребенком, между друзьями… Продолжать эту цепочку можно долго. Мы рассмотрим в ней лишь несколько звеньев.

1.Любовь с научной точки зрения

Любовь и ненависть – одни из сильнейших чувств человека. Из этих диаметрально противоположных представлений о любви можно увидеть, насколько широк диапазон этого чувства. Если же подойти исключительно с духовной точки зрения, то не случайно именно любовь – главное, всеобъемлющее чувство, на котором строится христианская этика. Сложился целый ряд концепций любви, основанных на результатах исследований. Одни ученые полагают, что любовь - это скорее не врожденная тенденция, а реакция, возникающая в результате социализации, другие считают любовь одной из основополагающих человеческих эмоций. Сравнительный анализ этнографических сведений показал, что между существующими в разных культурах представлениями о любви, сексе и близости наблюдается заметное сходство, между тем как индивидуальные различия могут оказывать на формирование основополагающих для отношения к любви установок и поведения конкретного человека куда более значительное влияние, чем культурная среда. В дальнейшем эти предположения были подтверждены результатами исследований генетики поведения. По всей видимости, стиль любви зависит скорее от жизненного опыта.

Агностицизм объявляет любовь самой таинственной областью человеческих отношений: любовь не терпит прямого света и держится непониманием. Да, любовь - это тайна. Но здесь вопрос не в том, познаваема ли суть любви, а в том, какому виду знания она подвластна, каковы пути, способы, методы ее исследования. Такие научные дисциплины, как физиология, в том числе физиология высшей нервной деятельности, психология, конкретная социология, выявляют материальные основания любви, общественные условия ее возникновения и развития. Но в ее существе частные науки разобраться не могут. И этому есть причины. Любовь целостна и уникальна в каждом личном проявлении. Отдельные науки, “ухватив” нечто массовое и повторяющееся в ее физиологии и общественном функционировании, разнимают ее на части и вынуждены пренебречь индивидуальностью любовного чувства, признав его непознаваемым средствами науки. Представить же себе специальную науку о любви - невозможно. Но, наука и познание нетождественны. Существует безграничная, живая область повседневного мышления. Почти каждый человек вносит свое отношение, вклад и в чувство любви, и в суждения о ней. А самое возвышенное, яркое, меткое бережно сохраняется в неисчерпаемой сокровищнице общественного опыта. Повседневные, обыденные чувства, мысли, поступки людей всех эпох и наций, всех классов и сословий, всех профессий и возрастов, испытавших чувство любви, составляют важнейший источник искусства и особенно литературы, которые и вносят в ее понимание системность. Единого определения любви, как и единой классификации этого понятия, не существует. В разные времена различными исследователями предлагались различные трактовки, как самого понятия, так и вариативные классификации предмета. Это происходит из-за высокой полисемичности понятия любовь и еще большего количества значений у ее синонимов.
В рамках одной из наиболее разработанных типологий любви выделяется шесть психологических установок по отношению к любви, которые обозначаются греческими терминами.

* Для эроса , или чувственной любви , характерны страстность, преданность и физическое влечение ("Мой любимый (моя любимая) и я созданы друг для друга").


* Людус , или любовь как игра , подразумевает менее ответственное отношение к партнеру, поскольку любовь воспринимают как игру, партнеров в которой может быть сколь угодно много ("Мне нравится играть в любовь со всеми"). Нет при людусе ни глубины чувств, ни настоящей преданности, нет тревоги за себя и любимого человека. Сегодня ты со мной, завтра с другим, послезавтра мы снова вместе, и никаких слез, упреков, взаимных обещаний. Игра, в которую играют все, кому не лень. И, тем не менее, это - любовь, потому как начинается людус с влечения. “Нравится!” - решает про себя юноша (или девушка) и делает шаг навстречу человеку, которого выделил из всех. Бывает людус веселый, озорной, шутливый, вроде детской полузабытой игры в прятки: и хочется выскочить из укрытия собственных представлений о том, что такое хорошо, что такое плохо, и вроде страшновато. С одной стороны, и приятно, и как-то по-особому тепло с этим человеком. Но, с другой - при расставании тоска не гложет. Одно время людус даже был в моде, считался современным видом межличностных отношений. Но потом люди стали постепенно уставать от дешевки, все больше жизненного пространства в человеческом сообществе отвоевывало себе микрообщество “Ты и Я”. Людус притупляет чувство, оно не развивается вглубь, качество отношений подменяется количеством партнеров, не давая возможности подняться выше эмоций, влечения.

Психологические разновидности, любви могут переходить друг в друга, видоизменяться. Углубляться или, напротив, затухать, становиться поверхностнее. Людус иногда бывает прелюдией эроса.


* Мания - это стиль любви, для которого характерны одержимость, страстность и ревность ("Я прихожу в ужас, когда любимый (любимая) не обращает на меня внимания"). Мания - любовь-тревога, любовь-тоска. Мания - чувство чрезвычайно опасное, изматывающее, иссушающее. Это вечная неуверенность в себе, в любимом, ревность, недоверие. Большое терпение надо иметь, чтобы понять и простить мучимого манией.


* Прагма - это весьма практичный стиль любви, сторонники которого выбирают партнера, соответствующего определенным критериям ("Я хочу выбрать такого любимого (любимую), с которым (которой) нам гарантирована счастливая жизнь"). При прагме, рассудочной любви, рядом с влечением, эмоцией, страстью, стоит верный страж - сознание. Прагма не отличается разнообразием эмоциональных оттенков. Человек встречает привлекательного партнера, испытывает к нему или к ней легкое влечение и сейчас же начинает анализировать: “ А сколько зарабатывает ее отец? “, “ А его бабушка согласится отдать нам квартиру? “ и так далее. Одним словом - расчет.


* Сторге - это стиль любви, основанной на сильной и прочной дружбе ("Мой любимый (моя любимая) – мой лучший друг"). Сторге - любовь-дружба. Это когда все ясно, хорошо, спокойно, но не пресно, не скучно. Сторге - само доверие, сторге - с улыбкой, умеет ждать и прощать, сторге - терпеливое чувство. Сторге и мания - в какой-то степени антиподы. Мания - постоянное беспокойство: любит - не любит? Меня - не меня? Как посмотрел? Почему не туда села? И тому подобное.


* Агапе , или жертвенная любовь , - это альтруистический подход к любви, при котором потребности любимого человека имеют для любящего гораздо большее значение, чем его собственные ("Лучше буду страдать я, чем смотреть на то, как страдает любимый (любимая)").

Живая индивидуальность любви, пусть даже в особых социальных обстоятельствах ее развития, для философии в отличие от искусства есть воплощенная абстракция. Это определяется конкретной целью философского исследования. Опираясь на массовые проявления и условия любви, диктуемые ей социумом, на ее изображение литературой и искусством, философия следует от ее индивидуальных значений, от особенного и типического к ее общей социальной значимости и функциям, к пониманию ее общественных противоречий. Конкретность любви для философии должна приобрести вид всеобщего и всесторонне объясненного социального чувства и отношения.

Любовь - маленькое, но сложно устроенное государство. Тут возможны всякие формы отношений: и демократия, и анархия, и просвещенный абсолютизм, и даже, к сожалению, деспотия. Но при одном условии: если форма эта принята добровольно. Нет ничего печальнее и безнадежней, чем долгая изматывающая борьба за власть.

В начальную, самую праздничную пору любви мы уступаем друг другу радостно, как уступают ребенку в игре. Но ссора, другая - и кончился праздник. А в будни уже не до игры. И вот каждый обиженно и скандально требует то, что ему недодано. А ведь любовь - это когда я забочусь о тебе, а ты обо мне. Любовь - не для эгоцентриков.


2. Э.Фромм о любви


Но любовь - это не счастливая случайность или мимолетный эпизод, а искусство, требующее от человека самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку и самопожертвованию. Именно об этом говорит в своей книге “Искусство любви” известный философ Эрих Фромм. “ Любовь - не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости. Все попытки любви обречены на неудачу, если человек не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации; удовлетворение в любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины. “
В своей работе Фромм выделяет пять элементов, присущих каждому виду любви. Это давание, забота, ответственность. уважение и знание.
Способность любви давать предполагает достижение “высокого уровня продуктивной ориентации”, в которой человек преодолевает нарциссистское желание эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в достижении своих целей. “ Чем более недостает человеку этих черт, тем более он боится отдавать себя, - и, значит, любить “, - считает Фромм.
То, что любовь означает заботу , наиболее очевидно в любви матери к своему ребенку. Никакое ее заверение в любви не убедит нас, если мы увидим отсутствие у нее заботы о ребенке, если она пренебрегает кормлением, не купает его, не старается полностью его обиходить, но когда мы видим ее заботу о ребенке, мы всецело верим в ее любовь. “ Любовь - это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим “.
Другой аспект любви - ответственность - есть ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть “ответственным” значит быть в состоянии и готовности “отвечать”. Любящий человек чувствует ответственность за своих ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви между взрослыми людьми ответственность касается, главным образом, психических потребностей другого человека.
Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было уважения в любви. “Уважение - это не страх и благоговение, это способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность”. Таким образом, уважение предполагает отсутствие эксплуатации. “ Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы чтоб он был, в качестве средства для моих целей “.
“ Уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание “. Фромм рассматривал любовь как один из путей познания “тайны человека”, а знание - как аспект любви, являющийся инструментом этого познания, позволяющий проникнуть в самую суть.
Существует несколько видов любви, которые Фромм называет “объектами ”: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу.
Под братской любовью Фромм понимает любовь между равными, которая основывается на чувстве, что все мы - одно. “ Любовь начинает проявляться только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях, “ - пишет Фромм.
Материнская любовь , по Фромму, - это любовь к беспомощному существу.
Эротическая любовь , то, что наиболее часто мы подразумеваем под словом “любовь”. Абсолютно полная, всеохватная любовь органически включает в себя все эти виды. Но так уж повелось от века, что среди всех них наиболее соблазнительным и, как это не парадоксально, наиболее недоступным является тот, который Фромм назвал “эротической любовью”, любовь двух взрослых людей друг к другу, любовь, жаждущая полного слияния, единства с любимым человеком. Она по своей природе исключительна, а не всеобща. Поэтому она существует не только в органическом единстве с остальными видами любви, но и как относительно самостоятельное стремление, потребность и проявление
О любви к себе Э.Фромм говорит как о чувстве, не испытывая которого, невозможно любить кого-то другого.
Любовь к Богу Фромм трактует как связующую нить человеческой души, как основу всех видов любви, способных в ней уместиться, как прародительницу родительской и эротической любви. Он говорит о ее сложной структуре и взаимосвязях со всеми гранями человеческого сознания.

Абсолютно полная, всеохватная любовь органически включает в себя все эти виды. “ Прежде всего ее часто путают с бурным переживанием “влюбленности”, внезапного крушения барьеров, существовавших до этого момента между двумя чужими людьми, “ - пишет Эрих Фромм. Влюбленность чаще всего - чувство “я-центрическое”, чувство для себя. Она может быть горячее любви, может жечь человека сильнее, но она мельче проникает в его душевные глубины и поэтому меньше меняет его, быстрее гаснет.
Любовь поражает человека глубже влюбленности, она проникает во все самые потаенные уголки его души, заполняет всю ее - и поэтому дольше живет в человеке и больше меняет его.
Не-эгоизм и двуцентричность любви - это, видимо, ее основа основ, ее самое человечное свойство и главный, наверное, водораздел, который отличает ее от влюбленности.
Но в основе и того, и другого лежит страсть. Та самая страсть, которая двух почти незнакомых людей вдруг яростно швыряет друг к другу. Без всякой высокой идеи. Без всякой предварительной подготовки. Разум в сторону, дела в сторону, страхи в сторону. И это не уважение, не общность интересов, не единство жизненных принципов, это - страсть!
И ведь какая сила у этой страсти!. Нерассуждающий, неудержимый порыв. Не зря страсть так часто называют слепой.
Это загадочное чувство из несчетной толпы довольно точно выбирает единственного.
Но кроме страсти необходимо и что-то еще. Потому что после того, как чужой станет близким, нет больше барьеров для преодоления, нет больше неожиданного сближения, и чем останется для человека этот порыв - мимолетной влюбленностью или всепоглощающей любовью - зависит не только от сексуального влечения.


3. Любовь в литературе и искусстве

Существует безбрежный мир искусства и литературы. Театр, кино, музыка, живопись, скульптура дают нетривиальное понимание любви, непосредственно формируют культуру любовного чувства. Художественная литература, создавая живое, богатое, многостороннее его изображение, предлагает множество раздумий, суждений, афоризмов, которые - собранные вместе - могли бы составить целые тома.

Романисты и поэты, композиторы и художники романтической ориентации возвысили любовь до уровня всемогущей силы, правящей ходом мировой истории. Любовь может стать - смыслом жизни человека, оттеснить все другие дела. Отсюда постоянный интерес к природе любовного чувства, стремление понять: что же такое любовь? Это есть самый известный риторический вопрос, на который так никто и не смог дать исчерпывающий, окончательный ответ, с которым были бы согласны все. Для каждого живущего на земле помимо общих трактовок слова »Любовь» есть именно его личная, сокровенная трактовка этого понятия, есть и своя мечта о любви.
Мировая литература описала и исследовала тысячи вариантов любви, но смогла выделить лишь единственную общую ее черту - требовательную избирательность. Любят по различию, по контрасту, даже по антагонизму склонностей, когда качества одного восполняются, нейтрализуются или исправляются качествами другого. Но любят и по подобию, по тождеству характеров, интересов и пр., что умножает стойкость любящих в суровых обстоятельствах жизни. Перед нами антиномия, контурно обрисовывающая глубинное противоречие и указывающая на некий закон любви, который еще предстоит раскрыть в ее бесчисленных проявлениях.
По мнению некоторых философов, любовь - духовное по своей сути состояние, которое только и дает человеческое право на физическую близость. Огонь любви может разгораться медленно, постепенно. Но особенно поразительны вспышки любви с первого взгляда, раскрывающие глубокую сторону ее сущности. Почему мужчина и женщина, дотоле совсем не знакомые, внезапно проникаются друг к другу столь пылкими чувствами? Первый же восхищенный взгляд связывает Ромео и Джульетту будто в единое существо. Онегин стал идеалом Татьяны, прежде чем она смогла осознать его духовные качества. Любовь этих литературных героев оказалась трагичной. Но если внешних препятствий нет, любовь с первого взгляда может стать счастливой и долговечной, как верное чувство мифических Филемона и Бавкиды.
Чем объяснить это? Называемые причины обыкновенно сводятся к двум: действительное или мнимое соответствие ранее взлелеянному в душе образцу; любовное ослепление, зачастую в самих недостатках любимого видящее его неповторимую привлекательность. Из этого делают вывод, будто любовь возникает и развивается вопреки здравому смыслу и логике, будто она в принципе иррациональна.
Но нет, не в капризе сердца тут суть. Мудрая проницательность и удивительная точность интуитивной оценки любимого, озаряющие сердце и разум предчувствием счастья, не противоречат разумности. Интуиция это скрытая и очень “быстрая” логика. Вопрос, за что люди любят друг друга, не следует считать неуместным. Это необходимый вопрос. В его решениях господствует предельная неясность. Сказать, что любовь есть взаимное тяготение к душевным и физическим качествам друг друга или что любят только за высокие проявления человеческого в человеке, значит либо свести объяснение к общим местам, либо сказать заведомую неправду.
Мы приблизились к вопросу о свободе и необходимости любви. Художественная литература и искусство показывают, что любовь не терпит никакого насилия, никакой внешней зависимости и диктата. Любовь неподкупна. Любовь находит тысячи путей, чтобы вырваться из плена, она - сфера особого рода свободы, в чем видится одна из примет ее глубинной сути. Ее свобода и ее необходимость - в ней самой. Ведь и помимо материальных соображений, не трезвость выбора, а искренность чувства, освещенная интеллектуальным пониманием, составляет высшее нравственное достоинство любви.

Свобода любви естественно выражается в богатстве ее проявлений. Доминанты восхищения, жалости, преклонения, даже тщеславия, придающие любви разнообразие индивидуальных окрасок, являются такими формами избирательности любовного чувства, которые, по существу, чужды ошибок и ослепления. К заблуждению может привести именно рассудочная оценка душевных и иных качеств другого человека, и стоит заметить, что если страсть, физическое влечение сами по себе не исключают рассудочности, то подлинная любовь отвергает ее. Непосредственно-интуитивное чувство направлено прежде всего на потенциальные духовные возможности любимого - пусть даже им никогда не суждено реализоваться.
Рассмотрим самые крайние случаи. Взбаломошность, неуравновешенность, бесконечные капризы “падшей”, но очаровательной Манон Леско гибельны для любящего ее кавалера де Гриё. Но он чувствует, что за всем этим скрыто неизмеримое духовное богатство, тоска но настоящей любви, по материнству, и остается верным Манон, несмотря ни на что. Такие герои как Манон Леско, Дон Жуан ищут счастье и обещают его другим. Но дать не могут. В тщетной погоне за полнотой физического, умственного и нравственного совершенства, расколотого на части в разных мужчинах и женщинах, они и сами несчастливы. Их человеческие возможности приобретают извращенный вид, а чувство любви преломляется в игру бесчестных уловок. Перед нами еще одна антиномия любви - противостояние неисчерпаемых возможностей человека и их усеченной реализации в жизни. Это возвращает к проблеме устойчивости, единственности, наконец, “вечности” любви - но уже в ином ракурсе.

Хорошо понять предмет можно, если рассмотреть то, что могло бы быть при отсутствии этого предмета в жизни человека, а также рассмотрев и его противоположное значение. Любовь - отсутствие любви. Любовь – желанна, ее ждут, а без нее считают себя ущербными и обделенными. Люди хотят сами любить и быть любимыми, как правило, их не пугает цена, которую придется платить что бы это чувство реализовалось в их жизнях. Любовь приносит наслаждение, чувство целостности, единения с избранником. У людей словно вырастают крылья, появляется смысл, цель, творческий потенциал начинает проявляться сильнее, мир и живущие в нем видятся прекрасными. Сейчас давайте представим мир, где нет любви, нет даже иллюзий любви. Это мир полный тоски и страдания по невозможности любви (это в том случае если ранее любовь была, но теперь она уже невозможна, в силу определенных жизненных обстоятельств). Такую ностальгическую боль об утраченной любви выражает Г. Иванов в своей лирике:

Ничего не вернуть. И зачем возвращать?

Разучились любить, разучились прощать.

Забывать никогда не научимся…

* * *

Мы не молоды. Но и не стары.

Мы не мертвые и не живые.

Вот мы слушаем рокот гитары

И романса слова роковые:

О беспамятном счастье цыганском,

Об угарной любви и разлуке,

И- как вызов - стаканы с шампанским

Подымают дрожащие руки.

За бессмыслицу! За неудачу!

За потерю всего дорогого!

И за то, что могло быть иначе,

И за то - что не надо другого1

Другой поэт не менее красочно написал:

«Любовь неописуемо страшна, как будто-облученный город».

И, тем не менее, не смотря на риск утраты любви, возможности боли и страдания, так часто сопутствующих ей, люди хотят любви. Мир без любви хорошо описал Е.Замятин в романе» Мы». Он рисует общество, где все живут без имен, под номерами, где развитие личности человека минимизировано, где нет намека на то, чтобы могли зародиться хоть какие-то симпатии, душевные связи. Общение мужчин и женщин сведено до секса по расписанию с разными номерами (чтобы не возникло и капли привязанности). И, тем не менее, автор показывает, что и в таком мире любовь найдет сердце, которое откликнется на ее зов.
А если в мире никогда и не было любви возможна ли была бы на ней жизнь? Не перебили бы люди друг друга из-за неуправляемой ненависти? О мире без любви есть песня. В ней нарисован страшный мир, в котором не захотел бы жить ни один нормальный человек.

Без любви все теряет смысл,

Без любви все теряет цвет,

Без любви умирает все,

Без любви не найти ответ,

Без любви все тяжелый груз,

Все дела без любви пусты,

Без любви самый сильный – трус.

Без любви - безнадежный крик,

Без любви - ненависть в глазах,

Без любви - исчезает мир,

Без любви - все лицо в слезах,

Без любви - на земле война,

Каждый день льется чья-то кровь;

Без любви нету сил простить,

Без любви нету сил найти,

Без любви нету смысла встать

и по узкому пути эту жизнь пройти…

Музыканты предлагают и альтернативу миру, существующему без любви:

Без любви так желает плоть

на Земле свой оставить след,

а земля вся лежит в грехе,

ей осталось быть так немного лет

Где любовь там приходит свет,

Где любовь расцветает все,

Где любовь другом станет враг,

За неверный шаг не осудит никто.

А любовь она больше всех,

А любовь покрывает все,

А любовь живет в сердце тех,

кто не ищет в жизни своего.

( муз. группа «Глас вопиющего»)

У любви существует несколько стадий развития. Однако нельзя вывести точную формулу возникновения и развития этого чувства. Слишком много здесь неизвестных, да и это не математическая наука. Здесь нет теорем и аксиом, а если мы их и выведем когда-нибудь, то всегда будут исключения из правил.

Потребность в любви существует у человека от рождения. И развивается она в прогрессии, один вид любви не отменяет другой. Любовь растет и развивается вместе с личностью человека. Сначала осознается потребность в родительской любви и как отражение оной - любовь к родителям. Затем появляется нужда в дружеской любви, за ней следует поиск своей второй половинки (особенной и неповторимой, уникальной и единственной). В завершении круга - возвращение к родительской любви, но уже в качестве взрослого (родителя). Это любовь к своим детям. И самый высокий вид, любви, доступный единицам, таким, как, например, Мать Тереза-это любовь – Агапе.

Также проявляются и другие подвиды любви, не направленные непосредственно на личность другого человека, например, любви к чему-либо, соответственно наклонностей, способностей и потребностей данного индивида .Это может быть любовь к литературе(определенным жанрам, авторам), живописи и так далее. Над тем чтобы увлечение переросло в любовь необходимо трудиться. Таким образом, мы видим, что для любви требуется определенный труд человеческой души, любовь культивируется, словно фруктовый плод, она растет, развивается, она приносит, грубо говоря, дивиденды своему вкладчику. Но любовь может быть и пустоцветом-бесплодной, бессмысленной иллюзией чувства. Она только изматывает, опустошает, выпивает все соки и, кажется самою жизнь из человека. У нее, как правило, нет будущности. Она имеет в себе нечто демоническое. Поэтому такое чувство скорее и не любовь вовсе, или же любовь со знаком »минус», направленная на разрушение. Такую любовь-муку прекрасно описывал М.Ю.Лермонтов во многих своих произведениях.

Еще в литературе поднимаются темы любви страдальческой, любви неразделенной. Остро во все времена звучал вопрос о верности и о длительности, жизнестойкости этого чувства. Здесь существует множество сюжетов для литературы и искусства. И, как правило, спутниками влюбленных на пути следования любви являются вера и надежда. А дорога эта отнюдь не устлана розами, она проходит и долину страданий... Поэт пишет:

Настанут холода,

Осыпятся листы-

И будет льдом вода.

Любовь моя, а ты?

И белый, белый снег

Покроет гладь ручья,

И мир лишится ног…

А ты любовь моя?

Но с милою весной

Снега растают вновь.

Вернутся свет и зной-

а ты, моя любовь?

(Г.Иванов)

В этом стихотворении есть и предчувствие прохождения разных периодов этого чувства, и вопрос сможет ли любовь выдержать испытания…

Настоящая любовь не имеет эгоизма, она направлена целиком на свой объект. Желание полного слияния и души и тела вполне естественно, и об этом тоже пишут поэты, например:

«…Я - твой, ты - моя

Друг в друге живем

И кто из нас «я» уже не поймем ».

Здесь чувствуется отголосок Древнего завета: »…И прилепится к жене своей, И будут два одна плоть». Возможно это как в мифе о двух половинках единого целого: мужчине и женщине стремящихся найти свою половинку и соединиться, слиться с ней, чтобы стать самими собой. Ибо один человек это Полчеловека, а два (муж и жена) - Человек.

Давайте вернемся к тем качествам человеческой души, от которых зависит качество и самой любви. Герои известного советского фильма »Влюблен по-собственному желанию» отнюдь не горели друг к другу страстью, не было той самой искры, разжигающей пожар чувств с первого взгляда. Был поставлен некий эксперимент на тему: возможна ли любовь как акт воли человека. Однако любовь к ним пришла, когда эксперимент они сочли неудавшимся. Но, тем не менее, именно задействованность в нем позволила героям узнать друг друга так, как они бы не смогли при других обстоятельствах. Значит воля человека – решение любить, играет огромную роль, помимо личностных и внешних характеристик. Другими словами - ответственность человека за себя и за партнера также сопутствует жизнестойкости любви. И, опять-таки, получается, для того, чтобы любовь была долгой необходимо быть сопричастным интересам, потребностям возлюбленного. Должно существовать некое родство душ, иначе, когда физическая страсть остывает, человек, ранее восхищавший, может показаться пустым, или же недосягаемым в силу полярности интересов. Также не следует растворяться в личности возлюбленного, и в то же время не навязывать свое представление о мире, но учиться принимать, понимать человека с его глубинами и изломами, достоинствами и недостатками. Любовь, в идеале должна дополнять и обогащать партнеров, связывать их в единое целое, делать сильнее, лучше. Вот и получается что чем человек бескорыстнее, чем более нравственно развит - тем больше у него шансов иметь качественную любовь, которая не будет ранить окружающих. Как показывает жизнь и литература - любовь настолько разнообразна, насколько разнообразно человечество и тема эта никогда не устареет, сценарии любовных тем никогда не истощатся и люди никогда не перестанут спрашивать »Что есть любовь?»

3.Библия и богословы о любви

В христианском богословии нет такого разнообразия классификаций любви, как мы ранее рассмотрели. Традиционно принято разделять любовь на Эрос-сексуальную (физическую любовь), в основе которой половое влечение друг к другу.

Филео-дружескую(душевную любовь)в основе ее заложено родство душ.

Агапе-безусловную, Божественную (духовную любовь). Это наивысший вид любви, достичь которого могут далеко не все люди на земле. Эта любовь взращивается, культивируется. Недаром в Библии Любовь названа одним из плодов духа. А, как известно плоды не появляются сразу. Они растут, а для этого требуется время, а также непрерывная работа души. Любовь Агапе свойственна Самому Богу. Ибо в Писании сказано – Бог есть Любовь. То есть Он совершенен и обладает качествами присущими Любви-Агапе. Давайте рассмотрим, что же есть любовь, какими качествами она обладает. Древнееврейский апостол в послании к Коринфянам описал любовь, которую мы ищем:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, любовь никогда не перестает..»(1Кор.13:4-8)

За прошедшие 2000 лет никто не смог дать лучшее определение любви.

Такой любви действительно хотят все.

Рассмотрим понятие любви шире. Итак, Бог-есть Любовь , Он обладает Совершенной любовью-агапе. И такой же любовью Он возлюбил этот мир. Это один из главнейших составляющих общего понятия Любовь. Сначала Сам Бог, являющийся Любовью, возлюбил людей. Он дал им способность любить, так как они сотворены по образу Его и подобию. Верно предполагать что Бог сотворил человека не для некой абстрактной любви, или только лишь для любви к подобным. Скорее всего, Бог желает, чтобы люди научились любить в первую очередь Его. И это правильно - любить Создателя, это прекрасно и это полезно для человеческой души. Это на человеческом примере можно сравнить с любовью ребенка к Матери, от которой он получает безопасность и знания об этом мире, что хорошо, а что плохо. Любовь имеет в себе свободу воли и выбора. Двумя наиглавнейшими заповедями Нового Завета, на которых также зиждется и весь нравственный закон человечества, являются следующие: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего своего как самого себя; на сих двух заповедях утверждаются весь закон и пророки » ( Матф.22:37-39).

Как мы рассмотрели - любить Бога, который является Любовью и Творцом человека просто верх логики. В проявлении этой любви человеком должны быть задействованы: сердце его, душа его и разум. Причем они должны быть вовлечены в эту любовь целиком и полностью о чем свидетельствует слово» всем сердцем, всею душою, всем разумением. Любить на половину не получится, иначе и результаты мы получим половинчатые… Ни один человек не хочет чтобы его любили наполовину, потому что в этом проглядывает что-то неверное, ненадежное. Рассмотрим что же такое сердце человека . В Писании сказано, что оно есть средоточие человеческого существа, источник всех проявлений жизни. Это место координаций действий разума, чувств, воли. Сердце, например, может быть ожесточенным или же благодарным. Характеристик того, какими бывают сердца человеческие можно привести множество. Что же такое есть душа ? Согласно книги Бытия 2:7,человек был сотворен из двух независимых элементов: телесного и духовного. Когда Бог вдохнул в человека дух - появилась душа. Она является причиной индивидуальности человека, она отвечает и за волю человека. В Книге Бытия сказано: »…и сотворил Бог человека по образу Своему...» (Напомним, что Бог есть Любовь. Значит в человеке изначально заложено чувство любви, возможность развития его до высшего проявления-агапе). Словосочетание «всем разумением своим» в особом комментарии не нуждается. Я бы хотела подчеркнуть здесь слово «своим». То есть – любить надо размышляя, пропуская это чувство через собственное разумение, а не через чье-то размышление, пусть даже очень точное и правильное. Здесь надо использовать собственный опыт и мышление, направляя оные на думы о любви (а не о зле).

Рассмотрим вторую заповедь, где говорится о необходимости возлюбить ближнего. Вопрос напрашивается такой же, как и у фарисея спросившего Христа: »А кто мой ближний?» Ответ же мы получаем следующий: ближним является любое человеческое существо, находящееся около нас. Может быть это бомж на остановке где я жду транспорт, или две склочные женщины в очереди готовые разорвать друг друга за право первенства совершить покупку, или террорист который стоит рядом с недобрыми замыслами? Как возлюбить таких ближних? Легко любить спокойных, добрых, не раздражающих нас своими недостатками. Легко любить в целом, абстрактно, не переходя на личности…В Писании сказано любить своих врагов, а не только ближнего. Как писал К.С.Льюис»…надо относиться к врагу как к себе, то есть хотеть, чтобы он не был таким плохим, и надеяться, что он сумеет стать лучше. Словом, мы должны желать ему добра. Вот что имеет в виду Библия когда говорит, чтобы мы возлюбили своих врагов: мы должны желать им добра не питая к ним особой нежности и не говоря что они люди хорошие, если они совсем не такие. Да, нам сказано любить и тех людей, в которых нет ничего достойного любви. Но, с другой стороны, есть ли в каждом из нас что-нибудь уж очень достойное любви и обожания? Нет, мы любим себя только потому, что это мы сами. Бог же велел нам любить каждого человека точно так же и по той же причине, по какой мы любим себя. В нашей любви к самим себе Он дал готовый образец, чтобы показать, как эта любовь работает. Воспользовавшись собственным примером, мы должны перенести правило любви на внутреннее »я» других людей. Возможно нам легче будет это усвоить, что если мы вспомним что именно так любит нас Бог: не за приятные качества, которыми по нашему мнению мы обладаем, а просто за то что мы - люди.» Итак, Бог являясь Воплощением Совершеннейшей любви, возлюбив нас, по природе своей эгоистичных существ, предлагает людям тем не менее, научиться любить Его, а также научиться принимать и любить себя как частичку того самого человечества, которую в качестве ближних предлагается нам полюбить. Тяжелая это задача. Вот что пишет К.С.Льюис: «Любовь – не состояние чувств, а скорее состояние воли. Любовь к себе не свидетельствует о том, что мы себе нравимся. Она означает, что мы желаем себе добра. Точно также как христианская любовь к ближним не обязывает нас восхищаться ими. Правило, которое существует для всех нас, очень ясно :не теряйте времени раздумывая над тем, любите ли вы ближнего; поступайте так будто вы его любите. Как только мы начинаем это делать мы открываем один из великих секретов: ведя себя так, словно мы его любим, мы начинаем постепенно любить его. …Тот же самый закон действует и в обратном направлении. Христианская любовь к Богу и человеку - это волевой шаг. Помните великую истину: наши чувства появляются и исчезают, Божья любовь неизменна..»Я согласна с тем, что любовь это волевой акт, а не только чувства. Мне вспоминается красивая клятва новобрачных, где они обещают друг другу быть верными и в болезни, и в здравии, и в богатстве, и в бедности, в беде и в счастье. Возможно ли исполнить слова сей клятвы,( если конечно для произносящего ее это не пустые слова) если человек будет жить только руководствуясь своими чувствами: сегодня люблю сильнее, через год- уже меньше, а то и закончилась любовь,- поискать новую что ли на горизонте. Или как в поговорке: »любовная лодка разбилась о быт»…Что же за утлая лодочка была, или как же огромен и неизбежен этот айсберг под названием «быт», разбивший столь много семейных лодок? Но как показывает статистика - и следующая построенная лодка дает течь, и следующая…Куда проще менять партнера, проще уплывать от трудностей на своем непотопляемом лайнере »Эгоизм», чем пытаться взять ответственность за ситуацию. Безусловно, ситуаций множество - и решения соответственно разные. Но верно одно, - то, что оба партнера должны высшим себя считать другого. Здесь ключ к обретению той самой Агапе. Оба должны трудиться над жизнестойкостью своей любви. Это обоюдный труд. Нельзя что бы один всегда вкладывал, а другой только пользовался. Вот здесь мы сталкиваемся с тем, что рядом с любовью идет страдание. Оно словно тень следует за любовью. Иногда, как тень от предмета в солнечный день, страдание кажется неимоверно огромным, поглотившим эту самую любовь. И тогда хочется сказать: »А была ли любовь?» или «осталось ли что-нибудь от былой красоты и величия чувства?» О страдании прекрасно сказал Павел Биллхаймер: »..Пока супруги одержимы иллюзией, что основная цель жизни и супружества - это не омрачаемое удовольствие и безоблачное счастье, их союз не имеет насколько-то прочного основания. Пока они не поймут, что жизнь и супружество есть школа обучения Агапе, они потерпят большую потерю. Если они будут проводить свою жизнь в сожалениях разочарованиях и упреках, они будут без пользы расточать свои печали. Супруги должны осознать что Бог соединил их для того, чтобы они друг через друга преодолевали в себе себялюбие и возрастали в любви-агапе. Жизнь предназначена для познания любви-агапе, а не для чувственных наслаждений, стяжания богатств и известности. Если человек научился любви, то он достиг успеха в жизни, независимо от того каким неудачливым он оказался в других областях жизни. Человек, сломленный горем и страданием, которые, в свою очередь, являются результатом его невежества в любви - терпит крушение. Любой грех есть грех против любви. Успех, в жертву которому принесена любовь, есть провал. Приобретение ценой любви есть утрата. Любовь же никогда и никого не подведет. Любовь - высший закон Вселенной; закон, который не может быть нарушен безнаказанно». В Евангелие от Матфея Иисус Христос пророчески предупреждал своих учеников о том, что должно произойти на земле. Он произнес страшные слова, которые как приговор звучат современному миру: »..И по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь..». Мы уже рассуждали на тему каков был бы мир без любви. И кое-какие признаки наступления эры такого мира мы уже наблюдаем. Что является Беззаконием? Это преступление против Любви, - против Бога и ближнего. Это нарушение моральных нравственных норм жизни общества. Дело в том, что подобное рождает подобное. И современное поколение, в котором наблюдается катастрофическое падение нравов, что становится как бы «нормой» не может вывести грядущее за ним поколение на более высокий нравственный уровень, чем имеет само. Поэтому в прогрессии будет происходить охлаждение любви, сведение ее до бытового уровня. Нельзя научить тому, чего сам не знаешь. Итак, наивысший закон это любовь. Многократное нарушение закона и безнаказанность свидетельствуют что закон бессилен, исчезает страх перед расплатой и растет число нарушителей. Но преступления, как известно, не имеют срока давности, и закон остается законом, исполнение времени наказания может быть отсрочено, но наказание как неизбежность остается. Также в следствии многократного нарушения законов любви появляется ее охлаждение, соблазн думать что ее нет и свести ее до уровня животных инстинктов. Охлаждение любви -это тот же самый выбор,- волевой акт человеческой души, когда она решает прежде всего жить только для себя. Мотивации здесь могут быть различны. Это, например, лозунг »все так живут, чем я хуже», »любовь причиняет боль, я не хочу страдать» и так далее. Но, каждое решение имеет последствия, и они касаются не только отдельной личности, но и поколений, и наций, вообще человечества. Снизив планку любви до элементарного полового влечения и ни к чему не обязывающих отношений, боясь боли, боясь раскрываться душой, человечество духовно себя истощает. В поколениях, не ведающих любви, вряд ли появятся Ромео и Джульетты, Данко с его горящим для людей сердцем (правда ими же растоптанном). А вот Нарцисс, - о, да это популярный, востребованный герой, для общества где правит «Я». Не просто так звучат песни в молодежной среде: »зачем любить, зачем страдать, ведь все пути ведут в кровать..» Такие слова звучали в каждом поколении людей, но раньше их говорили циники, малочисленные группы, разделяющие эту идею». Сейчас же это явление довольно-таки распространенное. И неважно здесь заявление: »Я в любовь не верю», »я разочаровался в любви». Вот здесь-таки уместно задать вопрос» а что вы называете любовью, подразумеваете под этим понятием? Вы хотите жать там, где не сеяли?»,»А может это лишь мираж любви, жажда по ней?» Что ждет человека, не научившегося любви? Об этом также сказал апостол:

«И если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, -,нет мне в том никакой пользы.»(1Кор.13:1-3)

Отсюда вытекает вопрос « а можно ли научиться любви?» Да, можно! Даже если чувство не будет взаимным, даже если вместо роз будут тернии…Любовь-это решение, посвящение и труд. Одних человеческих сил здесь будет недостаточно и поэтому необходим Помощник, Тот, Кто Сам является Любовью, и Кто заинтересован в том, чтобы мы научились любить. И тогда вместе с апостолом Павлом мы сможем сказать, что любовь все переносит и никогда не перестает. Недаром Любовь причислена к плодам духа. А всякий плод, как известно, проходит долгий путь роста и созревания.

«Земля же производящая тернии и волчцы негодна и близка к проклятию»

В заключение этой части я хочу привести некоторые цитаты Симеона Афонского. Они предельно ясны, отражают суть и не требуют дополнительных комментариев.

Сначала мы боимся неизвестного в себе, а когда оно открывается в нас как Любовь, мы понимаем что эта Любовь непостижима.

Предельная Любовь - отдать свою жизнь всему что существует. Предельная ненависть - уничтожить себя и других.

Тот, кто действительно любит Бога не ищет к себе жалости.

Божественная Любовь никогда не прекращается, а течет из сердца как поток живой воды. Любви ничто не может противостоять; она побеждает все даже смерть.

Если в нас нет любви, мир губит нас и убивает. Если в нас есть любовь, весь мир наполняется любовью.

Все ложное находится вне Любви, ибо любовь-это вечная Правда.

Любовь не знает никакого насилия, ибо только в Любви исчезает всякое насилие.

Изначально Любовь пребывает такой же неизменной и вечной. Только в Любви и через Любовь можно познать начало всего.

Любовь это предельное смирение, в котором нет и не может быть никакой гордости .

Избери в жизни самое существенное - Любовь, а все остальное подобно праху. Любовь требует постоянных и целенаправленных усилий, а не одноразовых. Любить- самый высший подвиг, а ненавидеть - самое большое преступление. Самое страшное в жизни - это утратить любовь.

Божественная Любовь ищет самоотдачи и смирения. А плотская Любовь -самопочитания и обладания другим человеком.

Все что совершается без любви, любые поступки и желания-порочно.

Уметь любить Бога и человека - самое трудное искусство.

Сама природа Бога это любовь. Он намного больше и величественнее чем мы можем себе представить

Заключение

Мы рассмотрели примеры того, как классифицируют любовь ученые, как воплощает ее в своих творениях художественная литература и искусство, как размышляют о ней христианские богословы. Но любовь невозможно систематизировать, просчитать и постичь. Она имеет множество форм и оттенков. Мы можем уловить лишь некую суть, закономерность. Но любовь никогда не устанет нас удивлять и она никогда не кончится. Без любви полноценно прожить невозможно.

Итак, перед человеком всегда есть выбор: »любить или не любить». А вот какой тип любви избрать- на это существует свобода воли. А раз есть выбор, то надо постараться сделать наилучший. За каждым выбором всегда есть цена-это то, что человек заплатит за свое решение и его воплощение, а также и за качество выбранного им. Любовь-это самое прекрасное чувство и великий нравственный закон человечества.

Библиография:

1. Библия с тематическими комментариями,2004,1294с.

2. Биллхаймер П.Любовь покрываетюС-Пб,1994,108с.

3. БиллхаймерП. О страдании,1995,126с.

4. Василев С. Психология любви. М.: Интерпринт, 1992.

5. Гудинг Д.,Леннокс Дж.Мировоззрение человека в поисках истины и реальности,2004,480с.

6. Льюис К.С.Просто христианство.Любовь:Собр.соч.в 8т.Т.1,1998,304с.

7. МакдауэллДж.,Льюис П.Дарите друг другу любовьМ.,1994,94с.

8. Монах Симеон АфонскийКнига,написанная скорбью,или восхождение к небу.М,2009,240с.

9. Принс Д.Брачный завет,М.,1994,110с.

10. Уайт Дж.Эрос оскверненный,1993,207с.