Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 8

 

Поиск            

 

Средневековая философия 9

 

             

Средневековая философия 9

Борисоглебский государственный педагогический институт.

Контрольная работа

по философии студентки 2 курса 1 группы историко - филологического факультета заочного отделения

Чёшевой Ю.А.

2011г.

Тема 13: «Средневековая философия»

Средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения – почти целое тысячелетие. Раннее средневековье в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования Европейских государств в результате падения Римской империи ( V в.), а зрелое средневековье ( начиная с XI в.) связано со становлением и утверждением феодализма , который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство.

Религиозная ориентация философских систем средневековья диктовалось основными догматами христианства , среди которых наибольшее значение имели такие , как догмат о личностной форме единого бога.

Сущность и существование.

В средневековой философии проводится различение бытия , или существования ( экзистенции ), и сущности ( эссенции ). У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на 4 вопроса : 1.Есть ли вещь? 2.Что она такое? 3.Какова она? 4.Почему ( или для чего ) она есть? Первый вопрос , как видим , требует установить существование ,а второй и последующие - сущность вещи. У Аристотеля , всесторонне исследовавшего категорию сущности , ещё не было проведено столь определённого различения сущности и существования , хотя некоторые подходы к нему и намечались. Чёткое различие этих понятий даёт Боэций ( ок. 480 – 524 ) , чья разработка проблем логики оказала решающее влияние на последующее развитие средневековой схоластики.

Сущность вещи выражается в её определении , в понятии этой вещи , которое мы постигаем разумом. О существование же вещи мы узнаём из опыта , то есть из прямого контакта с вещами , так как существование возникает не из разума , а из акта всемогущей воли творца , а потому и не в ходит в понятие вещи. Таким образом понятие существования как не принадлежащего к самой сущности вещи вводится для осмысления догмата творения.

Спор о природе общих понятий : реализм и номинализм.

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. « Реализм » в его средневековом понимании не имеет ничего общего в современном значении этого термина. Под реализмом подразумевалось учение , согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия , или универсалии , а не единичные предметы , существующие в эмпирическом мире. Согласно средневековым реалистам , универсалии существуют до вещей , представляя собой мысли , идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей , ибо эта сущность и есть не что иное , как всеобщее понятие.

Противоположное направление было связанно с подчёркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Термин « Номинализм » происходит от лат. Слова « nomen » , что значит « имя ». Согласно номиналистам , общие понятия – только имена ; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путём абстрагирования признаков , общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так , например , мы получаем понятие « человек » , когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то , что является общим для них всех . а поскольку все люди суть живые и одушевлённые существа , обладающие разумом , то , стало быть , в понятие человека входят именно эти признаки : человек есть живое существо , наделённое разумом . таким образом , согласно учению номиналистов , универсалии существуют не до , а после вещей . Крайние номиналисты , которым принадлежал , например , Росцелин ( XI – XII в.) , даже доказывали , что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса ; реально лишь единичное , а общее – только иллюзия , не существующая даже в человеческом уме .

Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего, как она ставилась ещё у Аристотеля , различавшего первичные и вторичные сущности и затруднявшегося в определении онтологического статуса тех и других .

Если реализм рассматривал как нечто идеальное и предшествующее вещи , т.е. фактически разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного , то номинализм был своеобразным выражением материалистического решения этой проблемы .

Таким образом , спор реалистов и номиналистов явился философским , так как в нём фактически обсуждались проблемы природы единичного и общего , их диалектика .

Проблема разума и веры , сущности и существования ,свободы воли .

Исходным пунктом философских размышлений стали догматы Священного писания . Предпочтение отдавалось вере , а ни знанию : религии , а не науке . Характерной чертой средневековой философии является теоцентризм – обращение к Богу , его сущности как первопричины и первоосновы мира.

Августин говорил о скептиках : « им показалось вероятным , что истину найти нельзя , а мне кажется вероятным , что найти можно » Разум по Августину , есть взор души , которым она сама собой , без посредства тела , созерцает истинное. Истина же содержится в нашей душе , а душа наша бессмертна , и человек не в праве забывать о внеземной цели своей жизни. Человек должен подчинять свои знания мудрости , ибо в спасении души – его высшее назначение. « Всё , что мы созерцаем , мы схватываем мыслью или чувством и разумением. Душа угаснуть не может , если не будет отделена от разума. Отделиться же она никак не может. ». Августин рассматривает разум как очень важную функцию души :

« Я полагаю , что душа питается не иным чем , как разумением вещей и знанием , умозрениями и размышлениями , если может через них познать что – нибудь. К изучению наук ведёт нас двоякий путь – авторитет и разум : по отношению ко времени первенствует авторитет , а по отношению к существу дела – разум.

Вера в авторитет весьма сокращает дело и не требует никакого труда. Если она тебе нравится , ты можешь прочитать много такого . что об этих предметах написали , как бы из снисхождения , великие и божественные мужи , находя это необходимым для пользы простейших , и в чём они требовали веры к себе со стороны тех , для чьих душ , более тупоумных или более занятых житейскими делами , другого средства к спасению быть не могло. Такие люди , которых всегда громаднейшее большинство , если желают постигать истину разумом , весьма легко одурачиваются подобием разумных выводов и впадают в такой смутный и вредный образ мыслей , что отрезвиться и освободиться от него не могут никогда или могут только самым бедственным для них путём. Таким полезнее всего верить превосходнейшему авторитету и соответственно ему вести жизнь ».

Большое влияние на последующую христианскую философию оказало учение Августина о божественной благодати в её отношении к воли человека и о божественном предопределении. Суть этого учения в следующем. Первые люди до грехопадения обладали свободной волей : могли не грешить. Но Адам и Ева дурно использовали эту свободу и после грехопадения потеряли её. Теперь они уже не могли не грешить. После искупительной жертвы Иисуса Христа избранные Богом уже не могут грешить. Божество от века предопределило одних людей к добру , спасению и блаженству , а других - к злу , погибели и мучениям. Без предопределённой божественной благодати человек не может иметь доброй воли.

Патристика и схоластика.

Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья была патристика. Патристика ( от лат. pater – отец ) – философские учения « отцов церкви ». Наиболее ярким представителем патристики был епископ в Гиппоне ( северная африка ) Августин Блаженный ( 354 – 430 ) , оказавший сильнейшее влияние на средневековую философию , а так же на многих более поздних представителей философского творчества.

Для Августина ( истинная философия и истинная религия – одно и тоже). Бог создал мир из ничего. Спасение человека прежде всего в принадлежности христианской церкви , которая является представителем « града божьего » на Земле. Августин рассматривал два противоположных вида человеческой деятельности – « град земной » , то есть государственность , которая основана « на любви к себе , доведённой до абсолюта , презрения к Богу » , и « град божий » - духовную общность , которая основана « на любви к Богу , доведённой до презрения к себе ».

Августин решает две важнейшие проблемы : динамика личности и динамика общечеловеческой истории. Он рисует внутренний мир личности с младенческих лет и до утверждения человека как христианина. Августин выдвигает проблему свободы личности. Он считал , что субъективно человек действует свободно , но всё , что он делает , делает через него Бог. О бытие Бога можно вывести из самосознания человека , из самодостоверности человеческого мышления.

Схоластика ( от греч. schole – школа ) – это средневековая христианская философия , господствовавшая в школьном преподавании и всецелом зависящая от теологии. Обоснование , защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным , логическим путём – такова была основная задача схоластики. Одним наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский ( 1225/26 – 1274 ). Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии , опираясь на учение Аристотеля. При этом последним было преобразовано им таким образом , что бы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. Сущности , или субстанции , обладают , согласно Фоме , самостоятельным бытием , в отличии от акциденций ( свойств , качеств ) , которые существуют только благодаря субстанциям. Отсюда выводится различение так называемых субстанциальных и акцидентальных форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие , а потому при её появлении мы говорим , что нечто возникло , а при её исчезновении - что нечто разрушилось. Акцидентальная же форма – источник определённых качеств , а не бытия вещей. Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи , считает Фома , столько бытия , сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет 4 уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности , выражающееся в том , каким образом форма , то есть актуальное начало , реализуется в вещах.

На низшей ступени бытия форма , согласно Фоме , составляет лишь внешнюю определённость вещи ; сюда относятся не органические стихии и минералы.

На следующей ступени форма предстаёт как конечная причина вещи , которой поэтому внутренне присуща целесообразность , названная Аристотелем

« растительной душой » , как бы формирующей тело изнутри , - таковы растения.

Третий уровень – животные , здесь форма есть действующая причина , поэтому сущее имеет в себе не только цель , но и начало деятельности , движения. Наконец , на четвёртой ступени форма предстаёт уже ни как организующий принцип материи , а сама по себе , не зависимо от материи. Это дух , или ум , разумная душа , высшее из сотворённых сущих. Не будучи связанные с материей , человеческая разумная душа не погибает со смертью тела. По этому разумная душа носит у Фомы имя « самосущего ».

В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счёте индивидуумы. Это своеобразный персонализм составляет специфику средневекового естествознания, предмет которого – действие индивидуальных « скрытых сущностей » - « деятелей » , душ , духов , сил. Начиная с бога , который есть чистый акт бытия , и кончая малейшей из сотворённых сущностей , каждое сущее обладает относительной самостоятельностью , которая уменьшается по мере движения вниз , то есть по мере убывания актуальности бытия существ , располагающихся на иерархической лестнице.

Список литературы:

1) Философия:Учебник./ Спиркин А.Г. - М.: Гардарики, 1999.

2) Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч1/Под общей ред. И.Т.Фролова. – М.: Политиздат, 1989.