Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 8

 

Поиск            

 

Предмет философия

 

             

Предмет философия

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Мазилов А.И.

ФИЛОСОФИЯ

Лекции для студентов очной и заочной формы обучения специальностей

080502.65 «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 100101 «Сервис», 080401 «Товароведение и экспертиза товаров», 260501 «Технология продуктов общественного питания», 080105 «Финансы и кредит», 100200 «Туризм»

Казань

2010

Лекция №1

ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

План

1. Предмет философия

2. Мировоззрение и его исторические типы. Философское мировоззрение

3. Зарождение философской мысли. Античная философия

1. Предмет философии

Становление и развитие представлений о сущности, предмете, функциях философии осуществлялось в процессе ис­торического развития общественной жизни, расширения и уг­лубления знаний о мире. Отдельные философские идеи, взгля­ды превращались в систему знаний о мире и, наконец, в цело­стное учение, теорию, науку, опирающуюся на законы и прин­ципы, составляющие сущность процессов, явлений и самого мира как системы, целостности. Сегодня можно дать следующее определение философии и её предмета: философия - это наука об универсальных принципах и законах развития мира, материального и ду­ховного бытия. Законы неразрывно связаны с принципами, составляющими основу организации мира как развивающейся системы и высту­пающими основоположением любого знания. Философия опи­рается на принципы универсальной связи, единства и развития.

В процессе развития философии как учения о мире сложи­лась её структура: онтология /учение о бытии/, диалектика /учение о развитии/, гносеология /теория познания/, социология /учение о человеке и обществе/.

Философия отвечает требованиям научного знания по предмету, наличию категориального аппарата, мето­ду, функциям. Но философия отлична от частнонаучного зна­ния:

1. Её предметом являются универсальные, всеобщие законы и принципы бытия.

2. Философия исследует проблему субстанции мира как причины и сущности ее форм, систем и процессов природы, общества и сознания.

3. Содержанием категорий философии являются универ­сальные существенные связи бытия.

4. Философия является методологией научного познания -способом освоения мира на основе универсальных принципов и законов, теоретическим основанием синтеза частнонаучных знаний в научную картину мира. В процессе развития знаний о мире происходит взаимообогащения философии и частных на­ук.

Соотношение философского и естественно­научного знания заключается в следующем: с одной стороны, философия, предметом которой является всеобщее, выступает теоретическим обобщением эмпирического, конкретного зна­ния естественных наук. С другой стороны, фи­лософия выступает методологией естественных наук, выраба­тывая подходы к рассмотрению эмпирических фактов. В этом состоит диалектичность, взаимозависимость и взаимодействие философии и естествознания, абстрактного и конкретного зна­ния.

Любое научное знание, опирающееся на законы и принци­пы, представляет собой единство теории и метода; с одной сто­роны, сама теория, логика которой определена этими законами, становится методом исследования, с другой, эта теория своим содержанием помогает выработке новых методов и способов исследования проблем. Теория - система идей, взглядов, на­правленных на познание, объяснение явлений, процессов объ­ективного мира - отвечает на вопрос, что является предметом исследования, раскрывает его природу, сущность, всесторонние связи. Основным требованием является ее истинность и прак­тическая ценность. Метод - способ и средство познания и прак­тического изменения явлений и процессов, соответствующий законам и принципам, действующим в сфере этих явлений. Ме­тод отвечает на вопрос: как познать мир?

Философия как развивающееся теоретическое знание, имеющее своим предметом и основанием универсальные законы и принципы помогает:

• определить стратегию, направление научных исследований;

• фундаментальные философские проблемы, раскрывающие сущность, основу, причину, связи мира как целостности, являются основанием /непосредственно или опосредован­но/ содержания научных понятий, идей, теорий;

• научные предвидения и прогноз опираются на философ­скую методологию;

• научные методы опираются на принципы и законы фило­софии как теории и методологии.

Таким образом, на протяжении всей своей истории философия рассматривает и решает следующие проблемы:

1. проблема объекта и предмета философии. Объектом философии является мир как единое целое, что да­ет общий взгляд на мир. Предметом философии являются законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира.

2. Проблема первоосновы мира. Это проблема материальной или

духовной, идеальной первоосновы мира.

3. Проблема развития мира. Эта проблема формирования ме­тодов

познания мира, которые по-разному подходят к вопросу о его

развитии.

4. Проблемы познаваемости мира. Это определение объекта и субъекта

познания и раскрытие их сложного диалектического характера.

5. Проблема человека и его места в мире. Это изучение человека как мироздания в целом. Развитие человеческой культуры в этом случае предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, переходом культурно-исторических ценностей из одной эпохи в другую, с критическим преодолением уста­ревших форм развития культуры и становлением новых форм. Филосо­фия, т.о., выступает как самосознание культуры той или иной историче­ской эпохи.

2. Мировоззрение и его исторические типы. Философское мировоззрение

Осваивая и познавая мир, человек задумывается о тайнах миро­здания, судьбах человечества, о жизни и смерти, о смысле жизни, о со­вести, о добре и зле. Эти и другие "вечные" вопросы, заново решаемые новыми поколениями, составляют круг вопросов, необходимых челове­ку для общей ориентации в мире, для понимания своего места и роли в нем. Ответы на эти "вечные" вопросы формируют у человека общий взгляд на мир, составляют основу его мировоззрения.

Мировоззрение - это система взглядов человека на мир, на себя и свое место в мире.

Истоками философии и религии в древнем мире были мифы. В мифологии в целостном единстве были слиты реальность и фантазия, знание и вера, мысль и действие, естественное и сверхестественное. По­добная целостность, нерасчлененность сознания была исторически не­обходимым способом освоения древними людьми действительности. Однако по мере развития знания, угасания первобытных форм общест­венной жизни мифология уходит со сцены общественного сознания. Но остались "вечные" вопросы - о происхождении мира и человека, о жиз­ни и смерти и т.д. Их унаследовали от мифов религия и философия, но отвечают на них по-разному.

Религия - это такая форма мировоззрения, в которой мир в соз­нании человека удваивается на посюсторонний (земной, реальный, ес­тественный) и потусторонний (небесный, сверхъестественный, сверх­чувственный), причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей.

В отличие от религии, философия стремится опереться на науку: догме противостоит сомнение, эмоциям - интеллект, вере - логика.

Философское знание обосновывает соответствующее мировоззре­ние.

Первые древнегреческие философы предметом изучения сделали природу - рассматривали проблемы возникновения и строения мира, искали первооснову всего сущего, из которой все возникает и в кото­рую все превращается. Поворот от космоса к человеку совершил Со­крат (470-399 гг. до н.э.), который поставил проблемы смысла челове­ческой жизни и смерти и др. С тех пор философия ставит перед собой двуединую задачу - исследование мира и человека в их взаимосвязи, взаимоотношении.

Предназначение философии - создание целостного миропонима­ния, объяснение объективной реальности и предельных оснований чело­веческих действий в системе логических категорий и законов.

В чем же состоит своеобразие философии?

Во-первых, она обладает всеобщностью и абстрактностью.

Вторая характерная особенность философии - наличие в ней зна­чительного ценностного компонента. Это означает, что философия, будучи рефлексией над всей культурой, обладает аксиологическим ас­пектом, что она такое сложное духовное образование, которое призвано утверждать гуманистические идеалы: Истину, Добро, Справедливость, формировать целостное мировоззрение личности.

Третья отличительная черта философии заключается в ее особой рефлексивности (отражение). Она рефлексирует саму духовную дея­тельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания всей науки, пре­дельным основанием духовной культуры.

В силу этих особенностей философия является интегратором всей культуры. Ведь именно философская система в отличие от науч­ной теории не склонна выделять группу факторов, а претендует на всеобщую значимость своего принципа.

Философия всегда обращается к достижениям других наук, опи­раясь на которые она строит общую картину мира. О тесной связи фи­лософии и науки В.И. Вернадский заметил: "Точное и глубокое логиче­ское изучение понятий есть основа и самая суть философского мышле­ния. Это та сила- анализ понятий, которым философия глубочайшим образом влияет на науку".

Исходным началом философского анализа, исследования, изучения становятся, т.о., результаты богатого и разнообразного опыта духов­но-практического освоения человеком действительности (обыденного,

религиозно-мифологического, художественного, научного). Философия как бы сводит воедино все знания о единичном, конкретном, особенном, специфическом, закономерном в обобщенно схематизированное отра­жение действительности.

Знание о знании, познание "посредством понятий" (Гегель) дает возможность сформулировать общие принципы видения мира в его отношении, взаимодействии с человеком, и тем самым выявить уни­версальные законы многообразных взаимоотношений "человек - окру­жающий мир", теоретические методы их познания, способы и формы построения, проверки и доказательства достоверности результатов по­знавательной деятельности.

В философии эта проблема (мировоззренческая в своей основе и по природе) модифицируется в основной вопрос философии - вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к ма­терии. Основной во­прос философии имеет две стороны - что является первичным, материя или сознание, и познаваем ли мир.

В зависимости от решения основного вопроса философии фило­софы разделились на два направления - материалистов и идеалистов. Материалисты, опираясь на научные данные, утверждают, что пер­вична материя, а сознание человека вторично.

Идеалисты же считают, что первично сознание, - либо в виде некоего абсолютного духа или разума (объективный идеализм), либо в виде сознания человека (субъективный идеализм).

В отношении познаваемости мира сознанием человека также су­ществуют различные точки зрения - от признания познаваемости мира материалистами до отрицания этой познаваемости субъективными идеа­листами.

Среди функций философии прежде всего выделяют мировоз­зренческую. Она состоит в том, что давая человеку общий, целостный взгляд на мир, философия позволяет ему определить свое место и роль в этом

мире.

Культурологическая функция философии состоит в том, что она выявляет и формирует (эксплицирует) так называемые универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, мо­ральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности.

Методологическая функция философии состоит в том, что философия, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы сущест­вования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира, и, следовательно, выступает как стратегия процес­са познания в каждой отдельной области знания.

Гносеологическая функция философии состоит в том, что она, ориентируя познавательное отношение человека на раскрытие природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структу­ры мира, связей и законов его развития, с одной стороны, вооружает людей знанием о мире, о человеке, а с другой - оказывает влияние на каждую из форм общественного сознания, детерминируя необходимость для каждой из них в своей сфере, осознания действительности через призму отношения "человек-мир", а также определяет общую логику по­знавательного отношения человека к действительности.

Итак, философия - это исторически изменяющаяся система фун­даментальных идей, это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к объективному миру и его месте и роли в этом мире.

Философия как форма самосознания и способ духовно-практичес­кого освоения мира является основой творческого потенциала личности. Становление и развитие философско-мировоззренческой культуры про­исходит, таким образом, в процессе специального овладения философи­ей, ее проблематикой и историей. И, как отмечал французский философ Р. Декарт, «философия (поскольку она распространяется на все доступ­ное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют».

3. Зарождение философской мысли. Античная философия

Каждую науку целесообразнее всего изучать, начиная с ее исто­рического аспекта, и это особенно справедливо в отношении фило­софии. Философское учение заключает в себе, синтезирует содержа­ние всей предшествующей, обобщающей философской мысли чело­вечества. История философских идей становится в определенных пре­делах органической составной частью философской теории. Таким образом, философия в ее историческом развитии предстает как еди­ное целое, хотя и разделенное на качественно различные этапы.

Философские позиции на отдельных этапах исторического про­цесса нельзя жестко оценивать только как истинные либо только как ложные. Нужно уметь обнаружить и вычленить заключенные в каждой системе философских взглядов позитивные моменты, идеи, понять значение выдвигаемых теоретических и практических про­блем. В философии неразрывно связано вечное и временное, одно­стороннее, обобщенное, абстрактное и всеобще-конкретное, про­шлое и будущее.

Сегодня особенно остро осознается значимость общечеловечес­ких ценностей, что подтверждает правоту философов, утверждавших самые высокие идеалы, гуманистическую идею человека как самой высокой ценности и высшей цели, моральные абсолюты, внутреннее единство объективного знания и нравственности. На это необходимо ориентироваться, приступая к изучению истории философии. Этот же подход служит основанием для выделения центральных проблем в рамках определенного культурно-исторического типа философии. Рассмотрение центральных проблем, встававших перед философами того или иного периода, поможет в то же время дать представление об исторических типах философии, о своеобразии философской мысли разных народов в разные периоды их жизни. Так, античная философия возникает и развивается в «понятийном поле», полюсами которого являются, с одной стороны, онтологизм (термин «онтология» в переводе с греческого языка означает «учение о бытии»), а с другой - зарождающийся антропологизм, т.е. стрем­ление увидеть человеческое начало как определяющее во всем, что окружает человека, как своеобразный центр в мире Космоса.

Предмет размышления древнегреческих философов VI-V вв. до н.э. (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Эмпедокл, Гераклит и др.) был ограничен природой и свойствами четырех сфер, ее составляющих, - земли, воды, огня, воздуха. Поставив вопрос о первоначале, философия осуществила прыжок в царство абстрактного и всеобщего, ведь вода и воздух, другие стихии природы - это образы, символы рождающегося всеобщего. Но как объединить мир и человека, а в человеке - его телу и душу? Эти вопросы нельзя решить, отожде­ствив первоначало с отдельной вещью, материальной стихией и даже с материей вообще. Так возникает проблема бытия, поставленная элейской школой философов.

Демокритом был сделан шаг к понятию материи, означающей не сами по себе тела и состояния, а то общее, что им присуще. В основе мира, согласно Демокриту, лежат два начала - атомы и пус­тота.

Если Демокрит смотрел на человека через призму атомизма, пы­таясь объяснить его поведение только естественными, природными причинами, то Платон занял другую позицию. Он вошел в историю как противник тех, кто пытался и пытается объяснить мир исходя из него самого, из его собственного устройства.

При изучении философии Платона необходимо прежде всего уяс­нить смысл его учения об идеях. Идеи - вечные образцы, вечные сущности, по которым строится вся множественность вещей, обра­зованных из бесформенной, текучей материи. Термин «идея», кото­рый выражал лишь созерцаемую умом форму или причину чувст­венных вещей, стал обозначать бытие идеальное, нечувственное, и даже сверхчувственное. Гипотеза постигаемых умом форм, или идей, стала учением философского идеализма. В нем в преувеличенном виде нашел отражение важный момент человеческого бытия - со­зидательная роль идей и идеалов.

В отличие от Платона, Аристотель полагал, что истинную сущ­ность отдельного предмета составляют не родовые понятия, а он сам, его единичное бытие. Каждый предмет состоит из материи и формы, т.е. из материального субстрата и организующей его струк­туры. Каждая вещь имеет причинное происхождение и целевое на­значение. Материя есть чистая возможность, которая должна быть оформлена соответствующим образом. Именно форма выступает как причинно-целевая программа. Ее реализация происходит как про­цесс движения во времени и пространстве. Аристотель - основопо­ложник формальной, классической логики и этики как науки о мо­рали, выступающей основой науки о политике и государстве. Для Аристотеля человек - «общественное, политическое животное». В центре его этического учения - общее благо, счастье, добродетели, лучшие нравственные качества человека: справедливость, умение на­ходить оптимальную меру поступка, «золотую середину», чувство дружбы.

Греческая философия не только открывала первоосновы жизни всемирной, космической, но и стремилась к познанию человека. Это чрезвычайно важная проблема, на изучение которой необходимо об­ратить особое внимание. Именно Сократ познание вещей решил на­чать с себя: «Познай самого себя». Для него загадка природы имеет смысл прежде всего постольку, поскольку она есть загадка человека. Сократ первым осознал в качестве философской проблемы отноше­ние души и тела, смысла и цели человеческой жизни. По вопросу о сущности человеческого совершенства он резко расходится с софис­тами, также пытавшимися выявить цели и задачи человека. Если Сократ считал, что человек погружен в мир природы и живет в ней, опираясь на представления о гармонии Вселенной, то софисты впер­вые обозначили границы особой сферы жизнедеятельности челове­ка - сферы культуры. Протагору принадлежит знаменитый фило­софский девиз: «Человек есть мера всех вещей».

Особый интерес представляют этические взгляды древнеримских философов-стоиков, эпикурейцев. Главный вопрос, который рас­сматривают стоики, - это определение места человека в Космосе. Их исходным представлением является убеждение, что законы бытия неподвластны воле человека и он должен смириться с этим, соблюдая спокойствие духа, стойко и мужественно воспринимая удары судьбы, преодолевая жизненные испытания. Эпикурейцы подчеркивали, что они не страшатся смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет». Важно ценить жизнь как высшее на­слаждение. Результатом их этических поисков становится образ муд­реца-философа, воплощающего в себе идеал достойной человека жизни, невозмутимости и глубины человеческого духа.