Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 8

 

Поиск            

 

Социокультурные условия и особенности средневековой философии

 

             

Социокультурные условия и особенности средневековой философии

1)

2) Вопрос: Средневековая христианская философия: проблема взаимоотношения веры и разума в работах Августина, А. Абеляра, Ф. Аквинского.

Социокультурные условия и особенности средневековой философии

Временные границы средневековой философии достаточно условны. Если историческая наука традиционно связывает начало Средних веков с падением Рима (476г.), то философия этого периода формируется значительно раньше - в I-II вв. Основным критерием, позволившим установить нижнюю границу средневековой философии, является появление в ней особого блока проблем, образующих тематическое единство и устойчиво сохранивших свои позиции вплоть до верней границы Средних веков, т.е. до XIV в. Это проблемы человека, его внутреннего мира в аспекте феноменов веры и индивидуального переживания идеи Бога; духовности в широком смысле.

Среди условий, в которых формировалась и реализовала свой потенциал средневековая философия, выделить несколько факторов:

· идеологический фактор, который связан с зарождением, оформлением, распространением и утверждением в различных сферах духовной жизни христианства. Процесс этот сопровождался острой конкуренцией с религиозно-мифологическими и научно-философскими идеалами и ценностями античности, мировоззренческим кризисом;

· геополитический фактор, его специфика заключается в синтезе и адаптации друг к другу двух культурных потоков: античного и германского, варварского. Первый из них транслировал в культуру будущей Европы традиции духовности, развитые формы социально-политической жизни, идеологические основания; второй – сильную энергетику, мобильность. В результате на сравнительно небольшом пространстве Западной Европы с ее сложным географическим рельефом возникло большое количество государственных образований, что обеспечило высокую динамику их развития и культурное разнообразие;

· цивилизационный фактор - выражается в длительном общем упадке всех подсистем жизни общества и особенно – материально-производственной. Многие технико-технологические достижения античности были забыты. Центрами интеллектуальной жизни, просвещения и развития философии стали монастыри Италии, Франции, Германии, Британии. В этом специфическом научном сообществе сложился особый способ коммуникации – диспуты, которые продолжались по нескольку месяцев в связи с отсутствием или опасностью средств сообщения. Благодаря монастырям при первых признаках экономического подъема стало возможным открытие университетов и оживление научной деятельности, так как они сохранили и развили традиции интеллектуального творчества.

Особенности средневековой философии:

· доминирование антропологической проблематики. Если античность экстравертировала философское сознание, так есть направляла его на внешний мир, то средневековье преобразовывало эту установку. В поле зрения философии попадает человек, на нем концентрируется ее внимание. Человек рассматривался как микрокосм, как нечто более важное, существенное и достойное, чем сам мир. Мир перестает быть самоценностью, его происхождение объясняется теорией креационизма и выступает фоном, условиям, основанием для существования человека. Бытие мира центрировано на человека, поэтому его познание по сравнению с познанием духовного мира – суета мирская. В этой связи необходимо отметить, что широко распространенная характеристика средневековой философии как служанки богословия не учитывает того мощного антропологического поворота, интровертированности (направленности на внутренний мир), который больше не повторялся почти до начала XX вв.;

· утверждение символического типа объяснение событий, явлений и процессов, когда античная прозрачность мира сменяется завесой тайны. Всякая вещь не есть нечто легко исчерпываемое, угадываемое, ее сущность скрыта, а выявление требует процедур истолкования, интерпретации. Основательная деятельность поэтому наделена меньшим оптимизмом;

· религиозно-метафорический, аллегорический язык выражения философских знаний, его стилическая близость с библейскими текстами;

· особое внимание к законам и формам мышления, логике, диалектике, что выразилось в кропотливой работе над уточнением содержательного объема философских терминов, понятий, категорий;

· влияние на философскую мысль традиции юридического мышления, что объясняется широким распространением Римского права. Бытие мира, человека и Бога, связи между ними зачастую представлялись как системы правовых отношений.

Становление религиозной картины мира и христианской традиции

Эпоха Средневековья охватывает огромный период истории Западной Европы, начиная с падения Римской империи (V в) и кончая буржуазной революцией в Англии(XVII в). Своеобразие и особенности философии европейского средневековья непосредственно вытекали из той роли, которую играло религиозное мировоззрение в духовной жизни общества, и той роли, которую играла церковь среди социально-политических институтов средневекового общества.

Церковь накапливает огромные земельные богатства и денежные средства. Являясь экономически могущественной и политически наиболее централизованной организацией, церковь безраздельно господствовала в области идеологии. Духовенство было к тому же единственным образованным слоем и имело навыки управления. Отсюда само собой вытекало, что церковная догма была основой всякого мышления.

Кроме того, церковь, располагая полной поддержкой со стороны светских властей, а в вв. являясь своеобразным политическим руководством Западной Европы, беспощадно карала любые проявления свободомыслия и даже сомнения по отношению к официально принятым догматам католицизма. Вследствие этого философская мысль могла развиваться только в рамках, жестко очерченных для нее церковно-религиозной догматикой. Самые смелые умы средневековья не могли открыто выступать против католической апологетики. Философия была обречена на участь служанки теологии.

К важнейшим чертам средневековой философии относятся:

- тесная связь со Священным писанием;

- монотеизм (Бог един и уникален);

- креационизм (учение о сотворении мира и человека Богом из ничего; без посредников, через «слово»).

Проблема веры и разума в философии Средних веков

Проблема веры и разума является одной из наиболее интересных, оригинальных проблем в интеллектуальной культуре средневековой Европы. Сущность ее заключается в определении ценностного статуса, соотношения религиозной веры и научно-рациональной деятельности, их реальных функций в раскрытии творческого потенциала как отдельной личности, так и всего общества в целом.

Поиск ответа на этот вопрос сопровождал философские искания средневековых мыслителей всех периодов и направлений. От решения его зачастую зависело не только социальное положение или научное признание, но и его личная судьба. Из разнообразных вариантов рассмотрим наиболее значимые для понимания основной тенденции в развитии философии и культуры Европы в Средние века:

- первый тезис звучал так: «Верую, ибо абсурдно» и принадлежал Квинту Тертуллиану (II-III вв.); в нем провозглашается несовместимость веры и разума, безусловный приоритет веры, сила которой возрастает прямо пропорционально нелепости ее положений с точки зрения разума;

- автором второго был Августин Блаженный (IV-V вв.): «Верую, чтобы понимать»; длительное время он оставался официальной установкой религиозной философии, которую разделяло большинство мыслителей. В XI-XII вв. ее еще раз сформулировал Ансельм Кентерберийский: «Не ищу уразумения, чтобы уверовать, но верую, чтобы уразуметь». Здесь вере отдается ведущая роль в сфере познания, истина гарантируется божественным авторитетом, но участие разума полностью не отрицается, хотя он и занимает подчиненное по отношению к вере положение;

- третья версия проблемы была очевидно неортодоксальной, и если не революционной, то резко оппозиционной, ее сформулировал Пьер Абеляр (XI-XII вв.): «Понимаю, чтобы верить». Это утверждение свидетельствовало не только о личной позиции автора, но и о его способности отразить скрытые тенденции в развитии общества, а именно первые признаки повышения статуса научных знаний и сомнения в том, что религиозные авторитеты являются последним критерием научных истин, знаний. Отношение церкви к крамольному монаху было крайне негативным, его всячески преследовали и дважды официально осуждали на Соборах, но это не могло остановить те процессы, которые происходили в европейской культуре;

- в XIII-XIV вв. в творчестве Фомы Аквинского, Дунса Скота, Уильяма Оккама сложилась теория двойственной истины, которая стала новой интерпретацией традиционной проблемы. В ней знание и вера не противопоставляются, а разделяются по специфике и целям познания: истинное в философии может быть в теологии и наоборот. Знанием в этот период уже нельзя было игнорировать, оно становилось реальностью, на пороге расцвета находились науки, начинались географические открытия, открывались университеты – все свидетельствовало о повышении статуса научной рациональности в жизни социума, о формировании нового типа духовности, основанного на ценностях науки и практики.

Таким образом, проблема соотношения разума и веры, проходящая красной нитью через всю средневековую философию, явилась не только показателем преемственности между философией античности и философией Средних веков, но и подготовила основу для становления будущих ценностных ориентаций в философии и культуре Европы эпохи Возрождения и Нового времени. Эти ориентации были связаны прежде всего с развитием рационализма.

Августин

Аврелий Августин (354-430), прозванный Блаженным, - крупнейший представитель патристики. Кроме него здесь могут быть также названы христианские философы Тертуллиан ( 150-222) и Ориген (185-254)и теологи того времени Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский.

Августин, хотя и считается «отцом церкви», но в созданном им образе философской мысли выходил за пределы открытого мировоззренческого обоснования христианского учения. Он считал, что в богословии надо рассуждать подобно платоникам. В главном средоточии он оставался религиозным мыслителем. И тем не менее, им поставлены в сочинениях «Исповедь», «О граде Божием» многие вопросы, которые в последующем обсуждались средневековыми мыслителями, как выходящие за рамки христианской веры. Августин впервые использует так называемое «онтологическое доказательство» бытия Божия: из понятия всесовершенства Бога следует вывод о его существовании. Бог творит мир из Ничто. Бог – благо, высшая красота, абсолютная истина. Августином ставится проблема соотношения того общего, что составляет бытие Божие (идеи, виды, формы) с отдельными вещами. Частное, индивидуальное определяется духовным общим. В этой связи Августин развивает мысль о тесной связи человечества с планами и измерениями божества. Согласно Августину, христианская церковь – царство Божие на земле. Жить в небесном царстве «по Богу» - означает вдохновляться любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе. Пребывать в «земном» царстве – опираться на любовь человека к самому себе, доведенной до презрения к Богу. Эти два града, земной и небесный, в жизни человека развиваются параллельно и проходят, по Библии, ряд этапов. Этот вывод Августина можно рассматривать как попытку создания философии истории.

Фома Аквинский

Сын итальянского графа Фома Аквинский стал монахом. Но преподавал богословие в Париже, Кельне, в некоторых городах Италии. В отличие от всех прежних европейских схоластов он средоточием своей философии избрал учение Аристотеля. В сочинении «Сумма теологии» Фома предпринял грандиозную попытку приспособить аристотелевскую философию к нуждам католической церкви. Фома – представитель поздней схоластики. Он не остался в стороне от интересовавших ранее религиозных мыслителей вопросов. Это касается и вопроса об универсалиях. Он – сторонник умеренного разума. Фома считал, что универсалии имеют троякое существование:

· они существуют до вещей как идеальные прообразы индивидуальных предметов в божественном разуме;

· универсалии находятся в вещах как нематериальные формы, т.е. общее существует объективно лишь постольку, поскольку оно имманентно отдельным вещам;

· универсалии образуются после вещей в человеческом разуме, где они возникают как понятия путем абстрагирования от отдельных вещей.

Такое понимание соотношения общего и единичного (отдельного) определяет особенности образа объективно-идеалистического мышления Фомы. Он решает следующие задачи: по-новому обосновать существование бога; устранить конфликт разума и веры учением об их гармонии – «Верую, ибо истинно»; доказать необходимость приоритета религии над философией. Аргументы, «доказательства» бытия бога Фома ищет в чувственных следствиях творения им мира:

- Должен существовать перводвигатель.

- Цепь действующих причин не может быть бесконечной: должна существовать первая причина.

- Все вещи мира случайны, случайное зависит от необходимого; должно, следовательно, существовать абсолютно необходимое существо.

- Вещи обнаруживают различные степени совершенства; должно поэтому существовать абсолютно совершенное существо.

- Целесообразность природы не может быть объяснена естественными причинами, следовательно, необходимо принять сверхприродное разумное существо, упорядочивающее мир.

Все подобные аргументы основываются на ошибочных допущениях и потому не имеют безусловной доказательной силы.

Учение Фомы (томизм) не воспроизводило буквально содержание философии Аристотеля. Многое у него обусловливалось церковной догматикой католицизма (демонология и др.). в социальных вопросах Фома – убежденный монархист: власть покоится на божьей воле. Но светской власти (государю) подчинены лишь тела людей, а не их души; душа – компетенция церкви. Поэтому церкви принадлежит и верховная, всеобъемлющая власть. Фома объявляет Папу наместником Христа над светскими государями.

2) Вопросы: Социальные институты: основные и неосновные. Формы развития. Функции и дисфункции.

Понятие социальный институт. Животные приспосабливаются к среде при помощи инстинктов. Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты - мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Термин «социальный институт» впервые предложил английский социолог XIX века Герберт Спенсер. Он изучил и определил 6 типов социальных институтов: промышленный, профессиональный, политический, обрядовый, церковный, домашний.

Они помогают в борьбе за выживание и существование всему сообществу. Назначение социальных институтов – удовлетворение важнейших жизненных потребностей.

Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

1. Потребности в воспроизводстве рода

1. Институт семьи и брака

2. Потребности в безопасности и социальном порядке

2. Политические институты

3. Потребности в добывании средств существования

3. Экономические институты

4. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения.

4. Институты образования

5. Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни

5. Институт религии

Признаки социальных институтов

Символы - образы, представления об институте, отражающие его специфические черты в концентрированном виде. Основные роли - шаблоны, образцы поведения. Физические черты - материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы). Кодексы поведения - способ закрепления ролей и осуществления социального контроля.

Признаки основных социальных институтов

ИНСТИТУТЫ

СИМВОЛЫ

ОСНОВНЫЕ РОЛИ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ

КОДЕКСЫ ПОВЕДЕНИЯ

ИНСТИТУТ СЕМЬИ

кольца, обручение, контракт

отец, мать, ребенок

дом, квартира, мебель

семейные запреты и допущения

ИНСТИТУТ ПОЛИТИКИ

флаг, гимн, герб

законодатель, судья, избиратель

общественные здания

конституция, законы

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

фабричная марка, деньги

работодатель, покупатель, продавец

фабрика, офис, магазин

контракты, лицензии

ИНТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

диплом, степень

учитель, ученик

школа, библиотека, стадион

правила учащихся

ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ

крест, алтарь, библия

пастор, прихожанин

собор, церковь

вера, заповеди, посты

Некоторые институты в обществе могут не обладать полным набором признаков. Это означает, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке.

Если большинство институтов недостаточно развиты, значит, общество находится в упадке либо на начальных стадиях культурного развития.

Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты , которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.

НЕОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования, имя наречения и другие.

Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др.

Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др.

Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др.

Институт религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.

Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, предопределяющие жизнеспособность любого общества в целом. Они образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений индивидуумов, социальных групп и общностей, однако их нельзя сводить к сумме этих лиц и их взаимодействию. Социальные институты носят надиндивидуальный характер и представляют собой самостоятельные общественные образования, имеющие собственную логику развития. Они включают в себя систему ценностей, идеалов, образцов деятельности и поведения, обязательных для всех, включенных в социальный институт и тем самым

- гарантируют сходное поведение людей

- согласовывают и направляет в русло их определенные стремления

- устанавливают способы удовлетворения их потребностей

- разрешают конфликты, возникающие в повседневной жизни

- обеспечивают состояние равновесия и стабильности в рамках той или другой

социальной общности и обществе в целом.

Институционализация - это процесс закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, т.е. образования социального института.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Процесс образования социального института состоит из нескольких последовательных этапов

ЭТАПЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ

· Возникновение потребности, формирование общих целей

· Стихийное появление социальных норм и правил (методом проб и ошибок)

· Практическое применение , принятие этих норм и правил

· Установление санкций для поддержания норм и правил, создание системы статусов и ролей для всех членов института

Для институционализации , устойчивости социальных институтов необходимы следующие условия:

1. Особый тип регламентации. Институт основывается на социальном регулировании взаимоотношений, которое приобретает довольно жесткий и обязывающий характер, который обеспечивает регулярность, четкость, высокую предсказуемость и надежность функционирования социальных связей. Например, в разных культурах институт семьи одним из основных требований предъявляет соблюдение супружеской верности. Появление определенных теорий, понимаемых гражданских свобод и отдельных случаев нарушения в целом оставляет незыблемым это требование. Так, историческим курьезом сейчас воспринимаются попытки теоретически обосновать преимущества семьи-коммуны в первые послереволюционные годы.

2. Четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия. Невыполнение обязанностей ведет к применению санкции. В результате поведение личности в рамках социального института обладает большой предсказуемостью, а деятельность институтов – регулярностью и самовозобновляемостью. В институте экономики отношения во многом регулируются взаимозависимостью товар=деньги, являющейся важнейшей составляющей рынка. Реализация товара происходит эффективнее предсказуемости его востребованности на рынке, при минимальных затратах на производство этого товара и высоком качестве исполнения. Это невозможно без жесткого и обязывающего регламента ко всем членам взаимосвязи.

3. Обезличенность требований к тому, кто включается в деятельность института, замещая выбывшего. Права и обязанности членов социального института – это исторически отобранный наиболее эффективный вариант поведения. Статус, предписывающий выполнение определенных социальных ролей, является указанием данного института, и, следовательно, общества. Одинаково обезличенные, то есть не допускающие преимуществ требования общества. Одинаково обезличенные, то есть не допускающие преимуществ требования преподаватели должны принимать во внимание качество знаний, учитывать же многочисленные личные обстоятельства и проявлять снисходительность – значит, в конце концов дискредитировать предмет, свой вуз. Точно такие же требования предъявляются к преподавателям, объем их знаний, постижение предмета должны быть на высоком уровне, снисходительность к молодому, неопытному преподавателю может быть очень кратковременной.

4. Разделение труда и профессионализация выполнения функций, что обеспечивает высокую эффективность институтов. Например, в институте экономики определенный исторический отрезок времени присутствовало натуральное хозяйство, изменяясь, оно в конце концов переродилось в цеховое разделение труда, сейчас же внутри определенной деятельности существует узкая специализация. Одни люди занимаются прогнозированием востребованности сбыта, другие конструкторской разработкой изделия, третьи подсчетом себестоимости, четвертые - производством отдельного фрагмента этого изделия и так далее.

5. Учреждения, в которых организуется деятельность институтов. Каждый институт обладает необходимыми средствами и ресурсами. Например, семья связана с так называемыми загсами, женскими консультациями и родильными домами, больницами, школами, нотариальными конторами, в которых оформляются дела о наследстве и т.д.

6. Развиваясь, социальные институты меняют свою форму. Источники развития по факторам подразделяются на:

- эндогенные (внутренние)

- экзогенные (внешние)

Эндогенные изменения происходят из-за кризисных явлений внутри института, когда социальный институт уже не удовлетворяет все общественные потребности. Постепенно вызревает необходимость перемен. Например, в догосударственный период общественного развития в человеческом стаде половые отношения были беспорядочными, что грозило генетическим вырождением человеческому роду. Постепенно свободу сексуальных отношений стали ограничивать запретами, что стало одним из первых видов социальных норм.

Экзогенные изменения возникают под воздействием развития культуры как совокупность всех видов человеческой деятельности. Например, практически до конца XIX века женщины из верхних слоев общества не работали. Промышленный и общественный прогресс того времени востребовал женщину на рынке труда в качестве учительницы, врача, телеграфистки.

История появления и развития социальных институтов — это история постепенного превращения социального института традиционного типа в современный социальный институт. В ходе своего развития социальные институты стали более специализированными по функциям, а некоторые из них заняли господствующее место в системе социальных институтов.

Развитие социальных институтов может осуществляться двумя путями:

1) появление новых социальных институтов;

2) развитие и совершенствование уже сложившихся социальных институтов.

Первый путь развития институтов в настоящее время характерен для многих народов бывшего СССР, где создаются такие важнейшие институты, как финансы, армия, дипломатия, высшее образование, наука и т.д.

Второй путь — развитие и совершенствование уже сложившихся социальных институтов — в свою очередь также может проходить по-разному:

а) за счет внутренней дифференциации, специализации связей, функций, учреждений. Например, в настоящее время в рамках института здравоохранения появилась тенденция к превращению наркологической службы в самостоятельный институт;

б) за счет перерегулирования социального института. В данном случае основные участники институализированных социальных связей стремятся кардинально изменить принципы регуляции, не уничтожая при этом сам институт, так как потребность в нем сохраняется.

Функции и дисфункции социальных институтов . Социальный институт - специфическое образование, выполняющее общественно значимые функции и обеспечивающий достижение целей. Функция – это та польза, которую социальный институт приносит обществу, ее характеризуют два момента: сознательно сформулированные цели и объективные последовательные деятельности данного института, т.е. функция как задача и как реальный результат. Во многих случаях возникает расхождение между провозглашенными целями и объективными последствиями соответствующих действий.

Следует учитывать наличие скрытой, латентной функции социального института. Эта явная, осознаваемая, признанная функция носит произвольный («управляемый») характер. Латентная функция является непреднамеренной, часто неосознаваемой. Подлинное значение социального института проявляется именно на уровне реально получаемых результатов функционирования.

Выполняя свои функции, социальные институты стимулируют действия субъектов, согласующиеся со стандартами поведения. Необходимость следовать этим стандартам заставляет людей играть строго определенные роли, жестко предписанные теми институтами, в которые включен человек. Роли в семье отличаются от тех, которые человек выполняет на работе, учась в этом в заочном вузе, он вынужден следовать другим ролям.

Институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами, однако, в реальной жизни эти функции переплетены столь тесно, что провести между ними какую-либо грань чрезвычайно сложно. Фундаментальные институты при строгой необходимости должны выполнять прежде всего свои специфические функции в разной степени задействованы в решении следующих задач:

1.Экономическо-социальные институты – собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения.

2. Политические институты – государство, партии, профсоюзы, общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти.

3. Семья, образование, религия – освоение, последующее воспроизводство и защита социальных и культурных ценностей и норм.

4.Семья, религия – механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Они придают поведению и мотивации нравственную аргументацию и этическую основу.

5.Политические, экономические – общественно-социальная регуляция поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией.

6.Политические институты, экономические, образование, семья – основаны на более или менее длительном принятии договорных норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения (методы передачи информации, приветствия, регламент собраний, деятельности объединений и т.д.)

Но при этом каждый институт выполняет свою социальную функцию. Их совокупность составляет общие социальные функции институтов как элементов определенных социальных систем.

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений — это система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым.

2. Регулятивная функция — это выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества (т.е. социальный институт как элемент социального контроля).

3. Интегративная функция — это процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

4. Транслирующая функция — это передача социального опыта приходящим в социальный институт новым людям как за счет расширения социальных границ института, так и смены поколений, для этого в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

5. Коммуникативная функция — это распространение произведенной в институте информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами.

А также:

- создают возможность индивидам удовлетворить различные свои потребности;

- регулируют действие индивидов в рамках социальных отношений, то есть обеспечивают выполнение желаемых действий и осуществляют наказание за совершение нежелательных действий;

- определяют и поддерживают общественный строй своей системой социальных регуляторов и осуществляют воспроизводство безличных общественных функций (то есть такие функции, которые выполняются всегда одним и тем же способом, независимо от личных черт и интересов человечества);

- производят интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.

Если институт не может справиться с выполнением своих явных функций, то его непременно ждут дезорганизация и изменения.

Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием:

· цели своей деятельности

· конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели

· набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которого выступает общество или сообщество, называется дисфункцией института. В условиях интенсивного протекания общественных процессов и социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят отражения в структурных функциях социальных институтов. Возникает дисфункция, т.е. неясность целей деятельности института, падения его авторитета и престижа, вырождении его отдельных функций в ритуальную деятельность.

Выражением дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Это означает, что он перестал действовать в соответствии с объективными потребностями и целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц. Потеря деперсонализации, нарушение условия нормального функционирования социального института. Приход деперсонализации означает, что обеспечение всех функций института не зависит главным образом исключительно от личных особенностей тех, кто должен выполнять существенные задания, обеспечиваемые данным институтом, не зависит от их склонностей, предпочтений и т.д. Институт государства во многом зависит от прочности входящего в него института юстиции, в котором главное – уважение к закону. Равная ответственность перед законом исключительно всех членов общества – важнейшее условие существования справедливости, веры в нее и уверенности в собственной защищенности каждого законопослушного гражданина, что укрепляет в конце концов государство. Там, где действие закона приобретает субъективный характер, постепенно зарождаются и развиваются в соей разрушительности дисфункции в масштабах государства.

3) Вопрос: Выборы и избирательное право. Основные принципы демократических выборов. Референдум.

Избирательное право

Осуществление демократии возможно в двух основных формах – прямой и косвенной (представительской). Представительство правоотношение, содержанием которого является право одного лица (представителя) действовать в интересах и за счет другого лица (представляемого). Концепция национального (народного) представительства сложилась еще в XVIII-XIX вв. и представляет собой совокупность следующих принципов:

1) национально (народное) представительство учреждается Основным законом страны;

2) нация (народ), являясь носителем суверенитета, уполномочивает парламент осуществлять от его имени законодательную власть (а не суверенитет);

3) для наиболее эффективного функционирования законодательной власти нация (народ) избирает в парламент своих представителей – депутатов, сенаторов, парламентариев;

4) член парламента является представителем всей нации, а не только тех, кто его избрал, поэтому он не зависит от своих избирателей и не может быть ими отозван;

5) работа парламента характеризуется особыми организационными формами деятельности, а его решения имеют основополагающий характер.

Исходя из сказанного под представительной демократией обычно понимают свободу народа выдвигать своих представителей для управления государством , т.е. для принятия решений, выражающих волю народа или населения, проживающего на определенной территории. Из теории представительства, основывающегося на мандате, даваемом народом парламенту, следует, что представительный характер могут иметь лишь выборные учреждения.

Современная представительная демократия характеризуется тем, что позволяет осуществлять власть в государстве постоянно и непрерывно, а особенностью представительных органов власти является то, что они формулируют и выражают волю народа в принимаемых ими законах либо решениях. Кроме того, представительные органы являются связующим звеном между народом и профессиональным государственным аппаратом, всегда несколько обособленным от общества. Органы представительной демократии способствуют подконтрольности государства народу, поскольку в принимаемых ими нормативно-правовых актах часто содержатся положения, которые регламентируют деятельность других властных структур.

Основной целью осуществления народовластия в Республике Беларусь является создание такого механизма власти, который может обеспечить нормальное функционирование в соответствие с волей народа представительных органов. Согласно ст. 3 Конституции Республики Беларусь, народ выступает единственным источником государственной власти, осуществляя ее через представительные органы и непосредственно. Представительные же органы формируются гражданами путем выборов. С помощью выборов образуется Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, местные Советы депутатов, органы территориального общественного управления. Избирается в Республике Беларусь и Президент.

Выборы представляют собой форму прямого народного волеизъявления. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование государственных органов и тем самым реализуют свое право на участие в управлении делами общества и государства. Выборы – это совместное и независимое волеизъявление граждан в форме голосования в пользу тех или иных кандидатов на должность в органах власти. Народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государственной власти. Выборы могут быть всеобщими и частичными . Во всеобщих выборах участвуют все избиратели, а частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов. Кроме того, выборы могут проводиться на республиканском и местном уровнях. Различают выборы очередные и внеочередные, могут проводиться в один или два тура.

Выборы проходят в том или ином государстве в соответствии с принципами исторически сложившейся в политической системе общества избирательной системы. Термин «избирательная система» в широком и узком значениях. В широком смысле избирательная система определяется как совокупность общественных отношений, возникающих в связи с выборами. Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов выборов. В этом смысле избирательная система подразделяется на виды: мажоритарную и пропорциональную. Часто применяется смешанная избирательная система.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства: избранным считается тот кандидат, который получил установленное большинство голосов. В зависимости от того, как закон определяет большинство голосов, выделяются:

- система относительного большинства – побеждает тот кандидат, который получил больше голосов, чем его соперники;

- система абсолютного большинства - п обеждает тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов - 50%+1 голос;

- система квалифицированного большинства - п обеждает тот кандидат, который получил квалифицированное большинство голосов – 2/3, 3/4;. Достижение подобного результата возможно только при бесспорной поддержке кандидата в конкретном округе, что бывает достаточно редко.

Мажоритарная система всегда результативна и проста в применении. Она позволяет хорошо учитывать местные интересы; обеспечивает устойчивую связь депутата с избирателями; кандидат в депутаты должен доказать преимущество своих программных идей, своей компетентности. Основным недостатком данной системы является то, что пропадают голоса, поданные против кандидатов.

В странах, имеющих длительные демократические традиции, устоявшуюся многопартийность, чаще используется пропорциональная избирательная система. Данная система предполагает соперничество между списками различных политических партий в многомандатных округах, смыслом которого является то, что, участвуя в выборах, политическая партия получила в парламенте число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов. Для определения результатов голосования используется избирательная квота (заградительный пункт), т.е. определяется минимальное число голосов, которые должна набрать каждая партия для того, чтобы провести своего кандидата в представительный орган. Это правило вводится для того, чтобы избежать засилья в парламенте мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы, незначительного числа избирателей. Партии, не собравшие установленного минимума голосов, исключаются из распределения мандатов. В России заградительный пункт составляет 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в Болгарии, Венгрии, Украине, Италии – 4%, в Испании – 3%, в Израиле – 1%.

В некоторых странах при пропорциональной системе (Нидерланды, Румыния, Эстония и др.) рассчитывается избирательная квота – общее количество подданных по округу голосов делится на число депутатских мест. Например, если партия получила 20 тыс. голосов, она будет иметь одно место, если 40 тыс. – 2, если 60 тыс. – 3 и т.д. В некоторых странах применяются более усовершенствованные системы расчетов, но в основе их лежит выше представленная. В юридической литературе часто можно найти описание различных видов пропорциональных систем, их классификации. Однако пропорциональная система имеет не только преимущества, но и недостатки. К положительному можно отнести то, что пропорциональная система учитывает мнение различных политических сил, выборы носят целенаправленный политический характер, дается возможность каждому избирателю сделать свой выбор, активно участвовать в политической жизни страны. Но при этой системе практически не учитываются интересы и потребности избирателей, депутаты независимы и территориально не связаны с избирателями, велика вероятность того, что в парламент может прийти партийная элита. Кроме того, чтобы пропорциональная система работала эффективно, необходимы, с одной стороны, сложившаяся многопартийность, а с другой – отсутствие поляризации политических сил.

Для того чтобы снизить негативный эффект недостатков той или иной избирательной системы, а в некоторых странах стали применяться смешанные избирательные системы (Италия, Грузия, Россия, Албания, Венгрия).

Смешанная избирательная система предполагает использование элементов мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Различают две разновидности данной системы. Первая основана на преимущественном использовании пропорциональной системы, вторая – мажоритарной. Например, в Азербайджане 20% мест в парламент распределяются по партийным спискам, а 80% - по одномандатным округам, в Италии – 25 и 75%, в Германии – 50 и 50%. При формировании Государственной думы в Российской Федерации используется также смешанная избирательная система – 50 и 50%. На выборах избиратель располагает двумя голосами: один он может отдать за конкретного кандидата, а другой – за список партии. Комбинируются также разные способы подсчета голосов.

Контроль за проведением выборов осуществляется в разнообразных формах избирательными комиссиями, общими судами, органами конституционного контроля. Существует общественный контроль: включение представителей партии и трудовых коллективов в избирательные комиссии и присутствие их представителей при подсчете голосов, присутствие на выборах международных наблюдателей и т.д.

В Республике Беларусь при выборах Президента Республики Беларусь, в Палату представителей (1 тур) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства, а при выборах в местные Советы депутатов и во втором туре голосования в Палату представителей - мажоритарная избирательная система относительного большинства.

Правовую основу проведения выборов в Республике Беларусь составляют:

- Конституция Республики Беларусь;

- Избирательный кодекс Республики Беларусь;

- Закон Республики Беларусь «О центральной комиссии Республики Беларусь и проведению республиканских референдумов» и другие нормативные акты.

Принципы избирательного права в Республике Беларусь. Общественные отношения, связанные с выборами, регулируются нормами, которые в своей совокупности представляют конституционно-правовой институт – избирательное право. Данное значение термина трактуется в объективном смысле. Избирательное право в объективном смысле – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами. Избирательное право в субъективном смысле представляет собой гарантированную государством возможность для гражданина избирать и быть избранным в различные государственные органы. Оно бывает активное (избирать) и пассивное (быть избранным).

Выборы в Республике Беларусь проводятся на следующих принципах (принципы избирательного права):

- Принцип всеобщего избирательного права. В соответствии со ст. 64 Конституции Республики Беларусь «Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет». Какие-либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан в зависимости от происхождения, пола, расовой, национальной принадлежности, вероисповедания, образования, социального положения, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий не допускаются.

В выборах не участвуют граждане:

· признанные судом недееспособными;

· лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы;

В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых избрана мера пресечения – содержание под стражей.

Гражданам Республики Беларусь, достигшим 18 лет, предоставлена возможность участвовать в голосовании и быть избранным в местные Советы депутатов. Исключением являются выборы в Национальное собрание Республики Беларусь. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года, Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области, г.Минска не менее пяти лет.

- Принцип свободных выборов. Выборы депутатов Республики Беларусь являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого ему голосовать. Этот принцип закреплен в Конституции Республики Беларусь (ст. 65).

- Принцип равного избирательного права. Этот принцип закреплен в ст. 66 Конституции Республики Беларусь: «Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов». Все граждане участвуют в выборах на равных основаниях и ни одна группа населения, и ни один гражданин не имеют каких-либо преимуществ. Все граждане имеют равное количество голосов, т.е. при выборах в Советы они могут проголосовать равное количество раз и столько же раз заносятся в списки избирателей. Равенство избирателей обеспечивается и тем, что каждый депутат избирается в Совет примерно от одинаковых по численности групп населения.

- Принцип прямого избирательного права. Он означает, что депутаты всех местных Советов депутатов и Палаты представителей избираются непосредственно избирателями (ст. 67 Конституции Республики Беларусь).

- Принцип косвенного избирательного права. Косвенные (многоступенные) выборы – избирательная система, при которой депутаты представительного органа избираются нижестоящими выборными органами. В Республике Беларусь на основании этого принципа происходит формирование Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, члены которого избираются депутатами местных Советов депутатов базового уровня.

- Принцип тайного голосования. Ст. 68 Конституции Республики Беларусь закрепляет, что голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается. Раскрывая этот принцип, необходимо сказать, что такой порядок голосования позволяет их избирателю свободно выразить свое отношение к каждому из кандидатов. Тайное голосование обеспечивается устройством в помещениях избирательных участков закрытых кабин, в которых избиратели могут заполнять бюллетени. Избирательный бюллетень не имеет никаких отметок и невозможно определить, кем он заполнен.

- Принцип гласности при подготовке и проведению выборов депутатов. Подготовка и проведение выборов осуществляется открыто и гласно. Это обеспечивается тем, что избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, об образовании избирательных округов, участков, составе, месте нахождения и времени работы избирательных комиссий и списках избирателей. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан данные о кандидатах, о результатах голосования и выборах в целом.

На заседаниях избирательных комиссиях, а в день выборов – в помещениях для голосования имеют право присутствовать представители политических партий, общественных объединений, трудовых коллективов, средств массовой информации, доверенные лица кандидатов. А также наблюдатели других государств и международных организаций. Кроме этого, средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов депутатов.

Референдум. Референдум (народное голосование)- это способ принятия гражданами Республики Беларусь решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни или выявления мнений граждан по этим вопросам. Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок) или получения государственной властью одобрения какого-то своего акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

Референдумы Республики Беларусь проводятся в соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь на основании принципов избирательного права. Могут проводиться республиканские и местные референдумы. Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава) каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой области и г. Минска (ст. 74 Конституции Республики Беларусь). Решения, принятые референдумом, предписываются Президентом Республики Беларусь.

Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории (ст. 75 Конституции Республики Беларусь).

Референдумы по силе принимаемых решений могут быть обязательными и консультативными.

Решения, принятые на референдуме, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом. Датой принятия решений референдумом считается день референдума. Решение вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в нем не установлен иной срок.

Роль референдумов достаточно велика. На голосование граждан выносятся значимые вопросы политического, социального, морального, религиозного, этического характера. Референдум позволяет четко определить позицию граждан по политической линии, ощутить самим гражданам ответственность за состояние дел в стране. Не всегда может быть принято вместе с тем, сложные комплексные вопросы нельзя выносить на референдумы. Не всегда может быть принято правильное решение. К тому же результаты голосования о многом зависят от того, какую позицию по данному вопросу займут средства массовой коммуникации.

Референдумы проводились и проводятся во многих странах мира, в том числе и в Республике Беларусь. Родиной референдума считается Швейцария, где первое всенародное голосование было проведено в 1439 г.

Список используемой литературы

1) Философия: учеб. Для студентов вузов / Ю.А. Харин; под общ. ред. Ю.А. Харина. – 7-е изд., испр. и доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 448 с.

2) Человек. Общество. Государство: пособие для абитуриентов вузов / А.И. Авременко, Т.И. Адуло, И.Н. Бобкова и др.; Под общей редакцией А.И. Авременко,Ф.В. Пекарского. – 5-е изд., испр. и доп. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2007. – 384 с.

3) Социология: Учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др.; Под общей редакцией А.Н. Елсукова. – 5-е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 544 с.