Главная Учебники - Философия Лекции по философии - часть 7
Лекция первая: Предмет философии. Философия в пространстве культуры. Истоки философии.
Варианты определения философии
• Любовь к мудрости; духовный опыт; • Гуманитарная дисциплина, изучающая начала, законы, принципы, смыслы бытия человека, природы, общества; • Наука, изучающая универсальные законы природы и общества; • Особый вид духовной деятельности человека, основа различных видов мировоззрения, одна из форм рационального знания; • Высший уровень мировоззрения, или теоретически оформленное, системно-рациональное знание; • Творческий прорыв к смыслу бытия (Н. Бердяев); • Последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающие его целиком и постоянно (М. Хайдеггер); • Воздушный замок, живущий лишь до следующего философа (И. Кант). Все точное знание ведет к науке, все догмы, поскольку они превышают точное знание, ведут к теологии. Но между наукой и теологией имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон, эта Ничья Земля и есть философия (Б. Рассел). Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, это показывает, что некоторая форма жизни постарела, и своим серым по серому философия может не омолодить, а лишь понять ее; сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек (Г. Гегель). Цель и основные вопросы философии
• Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? • Что такое человек? • Что есть что? Что есть мир? Что есть Бог? • Что есть любовь? Что есть красота? Философия всегда указывает путь, она говорит, что делать, ради чего жить, раскрывает смысл бытия. Поэтому философия – это всегда повествование, рассказ о том, что есть и должно быть. Цель философии – обнаружение смысла бытия через объяснение окружающего мира. Философия – рациональное умозрение, стратегия человеческой жизни. Основные разделы философии
. Философия и другие дисциплины.
• Онтология
– учение о __________ Естественные науки: физика, астрономия, химия, математика • Гносеология
– учение о _____________ Гуманитарные науки: психология, педагогика, культурология, история, филология • Социальная философия
Социология, политология, экономика • Этика
Педагогика, психология, культурология, политология Философия как вид мировоззрения
• Мировоззрение – результат духовного осознания мироздания с точки зрения взаимодействия человека, природы и общества • Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения людей • Мироощущение - __________________________________________ • Мировосприятие - __________________________________________ Философия в пространстве культуры
Миф Наука Исторические типы мировоззрения: миф
- чувственное мировосприятие; до- и внетеоретическое обобщение мира; знание и переживание сплавлены между собой - приверженность _____________________ - символизм и аллегоричность - начало формирования рациональных (абстрактных) понятий – с возникновением фиксации мифов на письме - мышление не _________________, а чувственно-образное, м.б. выражено в художественной форме - основа мудрости – _________________________________ - разум не выделяется в качестве особого объекта - этика определяет космический порядок, окружающая реальность полностью связана с __________________________________ - в мифе есть своя логика, он не иррационален. Эта логика – логика чудесного Философия против мифа
Критика софистов требовала рефлексии, т.е. традиционное (непосредственное, чувственное) знание подверглось ______________. Теперь всякое непосредственное наблюдение подвергалось проверке разумом. Этот радикальный рационализм софистики роднит ее с новоевропейским Просвещением. Религия как тип мировоззрения
• Опора на веру в сверхъестественное • Нуждается в авторитете и признает некоторые принципы на веру, не требуя доказательств. Вера возводится в принцип • Раздваивает мир на «земной» и «небесный», чувственный и сверхчувственный • Система догматов • Разум занимает подчиненное положение, преобладает чувственное мировосприятие • Религия уже
знает, философия все еще
сомневается Внимание! Вопрос! Чем миф отличается от религии?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Философия и искусство
Мир опыта – освоение реальности
• Каждый мир опыта – это одновременно и тип реальности, который складывается из: __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ Повседневность как мир опыта
• Что такое «повседневность»? ___________________________________ ____________________________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ Враги повседневности:
Трансцендентное (трансперсональный опыт) Границы повседневности: ______________________________________
Идеология как тип мировоззрения
• Отражение общественного бытия сквозь призму социальных, классовых или партийных интересов; • В содержание идеологии всегда входит система политических идей и программа практических действий; • Главный принцип идеологии – партийность
, т.е. ________________ социальной позиции субъекта Философия и наука
Кто я в этом мире? Предмет философии меняется, т.к. она _________________________________ Предмет Ф. – анализ основных проблем: «что есть мир и какова его сущность?»; «непрерывны или дискретны пространство и время?»; «обратимо или необратимо время?»; «в чем загадка человеческой души?»; «какова природа добра и зла?»; «что есть истина и каковы ее критерии?»; «чем человек отличается от животного и машины?» Философ занимается _______________ Ф. не претендует на общезначимоть своих выводов, здесь каждый может чувствовать себя _____________ Философские школы нельзя отождествлять с коллективами, скорее это ___________ философов, близких по духу Ф. вырабатывает ___________ понятия – категории (время, пространство, движение, материя, сознание и т.д.) Философы применяют метод _____________ – т.е. объект исследования изучается через особенности личности философа Нельзя сказать, что Сократ лучше или хуже Хайдеггера, - ________________________обеспечивает возможность их диалога и равную значимость Каковы законы объективного мира? Четко установлен ___________. Например, генетика – наука об изменчивости и наследственности Ученый занимается объективным, точным знанием Ученый ориентируется не только на свои результаты, но и на признание этих результатов другими учеными (научным сообществом) Сложная система обучения в науке Наука движется не только благодаря усилиям первооткрывателей, но и коллективов ученых Для науки главное – сформулировать ____________, истинность которой можно подтвердить экспериментально Наука вырабатывает общие и частные понятия Наука идет по пути прогресса, открывает новые физические законы, новые формы жизни Для науки характерна объективность, сводящая к минимуму личностное начало Функции философии
• Мировоззренческая (основная) • Аксиологическая (_________________________) • Гносеологическая (___________________________) • Методологическая • Интегративная (____________________________) • Критическая (______________________________) • Идеологическая (_______________________________________________________________________________________) • Практическая (__________________________________________) Философские методы, применяемые в частных науках
Методы эмпирического познания:
• Эксперимент - изменение/воспроизведение O в специально созданных условиях • Сравнение - выявление сходства/различия О • Описание - фиксирование результатов опытов Методы теоретического познания:
• Разложение целого на составляющие части - _____________ • Отображение содержания в знаково-символическом виде - ____________________________ • Выведение общего умозаключения из частного - _____________ • Принятие ряда утверждений в качестве бесспорных для дальнейшего построения теории на их основе - _________________ • Обобщение, сведение частей в единое целое - ______________ • Выведение частного умозаключения из общего - _________________ • Выведение заключений об одних свойствах O на основе соответствия их других свойств - ____________________ • Что такое «рефлексия»?
• Основной прием философствования, размышление о предмете (объекте или субъекте), захватывающее философа целиком Когда и где возникает философия?
• Восток: 6-5 вв. до н.э. Индия – индуизм, буддизм, классические философские школы Китай – даосизм, конфуцианство • Запад: 6-5 вв. до н.э. Древняя Греция Переход от мифа к Логосу в древности
• Миф – это мышление противоположностями • Оппозиции в эпосе (амбивалентность богов) • Боги и смертные – антропоморфность богов; начало аристократических династий • Философия – революция в мышлении – проблема языка философии • Миф – это форма жизни, мироощущения, а философия – это познание • Факт культуры:
античная трагедия как литературная форма возникла из мистерии. С ее помощью ставится и разыгрывается нечто такое, что впервые рождает в человеческих существах – человека,
которого без нее не было бы (М.К. Мамардашвили) • Важно для первых философов:
философы начинают размышление о предельных
основаниях человеческого отношения к миру. Сами эти понятия носят не буквальный, а символический характер (например, символ смерти). Две особенности первого философствования: «отвлеченное мышление» (поворот глаз); разделение на обыденную жизнь (естественно – забытие) и «умное» бытие – более организованное, более осмысленное, в котором память – искусственное, специально выстроенное, особенное состояние человеческого существа (М.К. Мамардашвили). Проблема языка философии
• Философ – человек, способный видеть мир несколькими способами – «мнения смертных» и «подлинное слово истины» (Парменид) • Пифагорейский мотив молчания: убеждение в непосредственности и внесловесности истины • Парменид: многоученость мешает умному пониманию • Зенон: активная диалогическая форма общения и изложения (апории) • Филолай: «ложь ни в кое виде не обитает в числе» • Аристотель: «сколько ни манипулируй числами, от этого справедливость не станет числом» Особенности восточной и западной философских традиций
Китайцы, в отличие от Гераклита («все есть Огонь»), не считали возможным выделять какую-либо стихию как первоначало. Круговращение ___ – пять элементов – огонь, вода, земля, дерево, металл – все они равнозначны для жизни В отличие от Логоса Дао не созидает сущее из противоположностей, а следует спонтанному ритму жизни, где инь чередуется с ян, которые в строгом смысле не противоположны друг другу, т.к. ________________ друг в друге Мудрецы Востока были озабочены законом Середины, Равновесия, видя в нем условие сохранения Целого У китайцев отсутствует идея Первоначала, поскольку инь нет без ян, и каждой стихии свое время. Поэтому китайцы более склонны к принципиальной незавершенности, безостановочности, ______________________ знания (в отличие от греков) Греки акцентировали внимание на Логосе (ум, разум, рациональность) – влияние на всю последующую __________________ культуру Гераклит: основа всего – борьба («Война есть отец всего и мать всего, одним она определила быть богами, другим людьми; одних она сделала свободными, других – рабами») У греков – культ __________, воинов и воинской славы – отсюда принцип подчинения и господства в европейской культуре У древних греков знание о мире необходимо должно быть____________________ (совершенным) Первая оппозиция мышления: Хаос и Космос. Логос должен выстроить из Хаоса Космос – поиски ________________ сущего с целью управлять Космосом
|