Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 7

 

Поиск            

 

Правовая сфера жизни общества 5

 

             

Правовая сфера жизни общества 5

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра философии

по дисциплине «Философия»

на тему 17 «Правовая сфера жизни общества».

Москва – 2008

План:

1. Сущность права: традиционный и либеральный подходы……….. 3 стр.

2. Взаимоотношение права и политической власти…………………. 5 стр.

3. Объясните понятие «правовое государство». Охарактеризуйте

современное правовое состояние нашего общества…………………….. 6 стр.

Список литературы ……………………………………………………. 9 стр.

Тема 17. Правовая сфера жизни общества.

1. Сущность права: традиционный и либеральный подходы.

Правовая сфера жизни общества есть сфера действия права, т. е. социальное пространство, в пределах которого функционируют правовые отношения, основанные на действующем в том или ином обществе праве. Сущность права составляют не сами правила поведения (нормы, законы, кодексы) а то, что они призваны регулировать взаимные притязания индивидов, их ожидания и требования адекватного общественного ответа на свои действия и усилия.

Подходы делятся на: традиционный, или «запретительный» и либеральный, опирающийся на идею «естественных», неотчуждаемых прав и свобод личности.

Традиционный подход отождествляет право с законом. Оно представляется системой общеобязательных норм (правил) поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством. В принципе это «нормальная» трактовка права, когда оно воспринимается как некий свод запретов и карательных санкций за их нарушение. Суть такого понимания права можно выразить принципом: «Запрещено все то, что не разрешено».

Процесс разделения труда и развитие товарного производства ставят самостоятельных индивидов в положение всеобщей взаимной зависимости друг от друга. Производителю товара все равно, кто его купит, а потребителю не менее безразлично, кто его произвел. Однако преобладание таких отношений порождает проблему гарантий соблюдения интересов отдельного человека: индивид должен быть уверен, что, предоставляя другим нечто, имеющее в обществе ценность, он сможет получить взамен соответствующий эквивалент.

Тут и появляется тонкая материя права как особой социальной реальности. Общество как бы гарантирует индивиду удовлетворение его интересов, обеспечиваемых аналогичными усилиями других индивидов. Общество, таким образом, пытается составить очень сложный «баланс» интересов отдельных лиц, который может быть сведен только в том случае, если все они будут действовать по одним и тем же правилам.

Однако если продумать то любое общество предстанет сборищем потенциальных преступников, которых лишь строгость и неотвратимость наказания удерживают от неблаговидных поступков. Здесь на первый план выходит репрессивная функция права. Его нормы и принципы видятся такими красными флажками, которыми «обложили» людей для их же собственного блага. Внутри этого кольца флажков человеку гарантируются относительная свобода и безопасность, выход же за его пределы угрожает лишением того и другого.

Либеральный подход утверждает, что в праве первичны не запреты и репрессии, не ограничения поведения человека, а, наоборот, — его права и свободы. Термину «право» было возвращено его подлинное содержание, отражающее социальную природу права. Основой права признаются «естественные» права и свободы человека, которые должны соблюдаться категорически, независимо от любых, пусть даже самых целесообразных требований момента. Никакой государственный запрет и вообще никакое требование к индивиду не должны покушаться на его неотъемлемые права и свободы.

От человека в возрастающих масштабах требуют, и, значит, воспитывают такие качества, как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, ответственность, прежде всего за себя, а не за род или общину. Соответственно возникает и необходимость гарантий, защиты достигнутого в жизни путем индивидуальных усилий от произвола со стороны государства. Таким образом, был подведен теоретический фундамент под идею о необходимости принудительного ограничения самой государственной власти.

Высшим принципом новой философии права выступает признание независимости каждого индивида, его полной самостоятельности и не менее полной ответственности за свою судьбу. Государство не имеет право решать, что для индивида хорошо, а что плохо. Он как-нибудь сам в этом разберется. Государство не мешает индивиду действовать на свой собственный страх и риск, но и не несет ответственности за успех или неуспех его действий. «Запретительный» дух старого понимания права меняется на «разрешительный»: «Разрешено всё, что не запрещено».

Логично предположить, что в принципе обе концепции имеют свою «правоту», в известном смысле они «взаимодополнительны». Однако в современных условиях, бесспорно, превалирует либерально-просветительская трактовка сущности права, оказавшаяся необычайно плодотворной. Именно в этой философской традиции появилось понятие правового государства; именно в ней удалось четко выделить основные правообразующие принципы.

Почти та же ситуация и с юридическими законами. В принципе высший законодательный орган власти может принять любой закон, даже самый драконовский. Но подобное всесилие законодателей — лишь видимость. Если принятый закон слишком далеко ушел от объективно сложившейся в обществе правовой ситуации, то он просто не будет работать, т. е. не будет исполняться.

2. Взаимоотношение права и политической власти.

Важнейшей характеристикой правового состояния общества является определенное взаимоотношение права и политической власти, разработанное либерально-просветительской мыслью в концепции правового государства.Суть такого взаимоотношения можно уменьшить до трех положений:

1) категорическое соблюдение основных прав и свобод личности;

2) верховенство закона;

3) разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной).

Один из главных инструментов права — законы, а законы создаются, принимаются и наделяются принудительной силой публичной властью, государством. Что же может удержать государственную власть от произвола, самоуправства и их легализации с помощью законов? Если государство принимает законы, ограничивающие права личности, — это право или бесправие? Вот тут-то и применяется различение права и закона: закон может быть и не правовым, если он нарушает основополагающие принципы права (равенство, свобода, справедливость), если он покушается на «естественные» права и свободы личности. Поэтому первым принципом правового состояния государства объявляется безусловное соблюдение неотъемлемых прав и свобод личности, которые выше любого закона, любого нормативно-принудительного акта государства.

Кроме того, само государство и его чиновники должны быть поставлены в рамки правовых законов. Государственная всесильная воля сама должна быть ограничена законом. В этом смысл принципа верховенства закона.

Право одинаково обязательно для всех групп и слоёв населения. Такое самоограничение государства реально возможно только при соблюдении принципа разделения властей, исключающего монополизацию власти в руках одного лица или органа.

Концепция правового государства, венчающая общий замысел либерально-просветительской трактовки сущности права, стала значительным теоретическим достижением философско-правовой мысли. В странах, где эта концепция дошла до практического воплощения, в целом сформировался достаточно строгий правовой порядок. Однако для большей части человечества, в том числе и для нашей страны, то состояние общества, которое можно было бы назвать подлинно правовым, по-прежнему остается лишь заманчивой и желанной целью, в общем-то, вполне достижимой, но, видимо, не в самом ближайшем будущем.

3. Объясните понятие «правовое государство». Охарактеризуйте современное правовое состояние нашего общества.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

В числе важнейших признаков отвечающих характеристике правового государства, следует назвать:

1) Осуществление подлинного народовластия, распространяемого во все стороны организации и сферы жизни гражданского общества и выступающего в качестве целостной системы развития демократии.

2) Конституционное обеспечение разделения властей, выражающее различные государственные формы осуществления единой власти народа.

3) Верховенство права и связанность государственной власти правовыми предписаниями.

4) Верховенство закона, согласно которому именно закон обладает высшей юридической силой в системе иных правовых актов и обеспечивает недопустимость произвольного вмешательства государства в жизнь гражданского общества, т.е. вмешательства, не основанного на положениях закона.

5) Взаимосвязь прав и обязанностей и взаимная ответственность государства и личности, а также гарантированность прав и свобод человека, обеспечивающая их реализацию в политической, социальной и культурной сферах жизни.

6) Повышение роли и авторитета судебной власти с необходимыми конституционными гарантиями независимости правосудия.

7) Формирование эффективных институтов конституционного контроля за законностью.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, частной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечиваются личные права и свободы. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Список литературы.

1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия «Золотой фонд российских учебников»). С. 491-500.

2. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002.

3. Политология / Доленко Д. В., Бахлов И. В. и др. – М.: Дело, 2002.

4. Теория государства и права / Под ред. Корельского В. М. и Перевалова В. Д. – М.: Издательство НОРМА, 2000.