Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 7

 

Поиск            

 

Философия Эпохи Возрождения 10

 

             

Философия Эпохи Возрождения 10

Содержание:

1. Введение………………………………………………………….стр.2-3

2. Гуманистическая направленность и социально-философское содержание эпохи Возрождения ……………………………….стр.3-6

3. Натурфилософия эпохи Возрождения………………………… стр.6-11

4. Идеи античной философии, связанные с эпохой Ренессанса…стр.12-13

5. Заключение……………………………………………………….стр.14-15

6. Список литературы……………………………………………....стр.16

ВВЕДЕНИЕ.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) – переходный период от Средневековья к Новому времени. Она охватывает период с XIV по начало XVII. Эпоха Возрождения (или Ренессанса) возникла в Италии в конце XIV – XVI вв. Ренессанс – одна из самых ярких страниц в истории культуры, ознаменованная невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Большое развитие получили промышленность, торговля, мореплавание, военное дело. Также развивалась техника, механика, математика, естествознание. Изобретения и открытия, открытие Америки, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии. Эпоха Возрождения – это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Это период духовного изменения общества, когда церковь утратила свои идеологические потребности и возникла потребность в новом мировоззрении.

В этот период меняется общая ориентация философии и стиль философствования. Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже XV-XVI вв. становится общеевропейским явлением. В XVI в. культура Ренессанса стала, можно сказать, общеевропейским, прежде всего западноевропейским явлением. Немалые достижения духовной культуры в эту эпоху широко известны, они давно стали предметом самого пристального внимания, восхищения, изучения, осмысления. И это понятно, ведь в этой культуре был отражён всесторонний прогресс человека. Отсюда огромный интерес к эпохе Возрождения и популярность самого этого слова. Слово это означало возобновление тех великолепных достижений культуры греко – римской античности, которые были утрачены в эпоху Средневековья. Теперь рассмотрим подробнее эпоху Возрождения.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНО – ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Важный этап развития философской мысли – философия эпохи Возрождения, в которой затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Эта эпоха оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

Эпоха Возрождения – время рождения титанов мысли, чувства, характера, идеала. Выдающиеся люди этого периода – цельные, универсальные, масштабные натуры. Они ставили перед собой грандиозные задачи – опираясь на опыт, объяснить жизнь природы, общества и человека.

Для этой эпохи характерно как бы второе рождение идей античной философии, прежде всего – та же обращенность к человеку. Потребности общественно-исторической практики явились мощным импульсом развития естественных гуманитарных наук, заложив основы опытного естествознания Нового времени.

Выразителями этой тенденции были крупнейшие мыслители эпохи Возрождения, общим пафосом которой стала идея гуманизма, отстаивание принципа творческой самостоятельности человека, его достоинства. Права на земные радости и счастье.

Возникла новая культура, получившая название культура Гуманизма– это воззрение, основывающиеся на ценности человека как личности, его праве на свободу, счастье[1] . Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106—43 до н. э.). Для него humanitas — это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. Родоначальником гуманизма был поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374) – неутомимый собиратель и исследователь древних рукописей и памятников[2] .

Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращённые к проблемам государства : основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли и социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

Одним из первых буржуазных политических идеологов стал Никколо Макиавелли (1469-1527) — государственный деятель, писатель, историк. В своем наиболее известном произведении "Государь" ("Князь") раскрывает побудительные мотивы деятельности людей — материальный интерес, эгоизм. Эгоистическая природа человека делает необходимым государственное устройство общества («Цель оправдывает средство»). Государство является высшим проявлением человеческого духа, а служение государству смыслом и счастьем человеческой жизни. Макиавелли полагает, что лучшая форма государства — республика, где каждый ответственен за ее судьбу. Но если у народа не развиты демократические традиции, то для достижения политических целей государь может употребить любые средства. Как частное лицо государь не может пренебрегать моральными нормами, но ради процветания государства он может и не считаться с ними. В дальнейшем под макиавеллизмом стали понимать беспринципность, цинизм в достижении политических целей («Государь»). Макиавелли рассмотрел вопросы: 1) «Что лучше: внушать людям любовь или страх?» Ответ: «Лучше внушать страх». 2) «Как государи должны держать слово?» Ответ: «Пока им выгодно».

Английский гуманист и политический деятель Томас Мор (1478-1535) в своей книге "Утопия" пытался разрешить конкретные задачи общественного переустройства. «Утопия» (слово «утопия» в буквальном переводе с греч. (ou – нет, topos - место) - «место, которого нет») - произведение, описывающее жизнь на счастливом острове, затерянном где-то в Новом Свете. Книга состоит из двух разделов. В первом анализируются конкретно-исторические условия английского общества в XVI веке. Во втором описывается идеал общественного устройства, существующего на вымышленном острове — «Утопия». У жителей «Утопии» нет частной собственности, нет классов, труд становится жизненной и моральной потребностью всех островитян, однако есть рабы из числа преступников, которые выполняют самые тяжелые и грязные работы. Человек есть высшая ценность, и поэтому должен жить счастливо, работать по способностям и получать по потребностям. Сформированные в «Утопии» идеи оказались весьма жизнеспособными, и нашли свое дальнейшее развитие в философских системах последующих веков.

Спустя столетие утопические идеи получили развитие в творчестве итальянского мыслителя Томмазо Кампанеллы (1568-1639), доминиканского монаха, астролога и бунтовщика. Интерес к естествознанию сочетался у него с еще большей заинтересованностью в социально-политических проблемах своего времени. За участие в борьбе против испанского ига провел в заключении около тридцати лет, где и написал свой главный труд - "Город Солнца".

Кампанелла считал главной причиной всех бедствий в обществе неравенство людей; что упразднение частной собственности искоренит различие между интересами личности и интересами государства, которым должны управлять философы. Кампанелла разработал всеобъемлющую систему воспитания и подготовки новых поколений, в которой учитывается природная предрасположенность каждого индивида. Существенным моментом в программе философа было формирование всемирного единения, союза государств и народов, что должно было обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами.

В отличие от Мора Кампанелла не только мечтал о совершенном обществе, но и стремился к радикальному переустройству социальных порядков. Заговор против испанского владычества предполагал последующее учреждение такого общественного строя. Однако различие между Мором и Кампанеллой в этом важном пункте еще не дает основания для противопоставления этих мыслителей. Сходство между ними значительно. И тот и другой не придавали значения условиям и путям осуществления идеала, сосредоточивая свое внимание на детальном конструировании будущего царства добра и справедливости.

Таким образом, в эпоху Ренессанса начал формироваться новый подход к осмыслению социальных процессов. Он базировался на естественных особенностях людей, их земных интересах, учитывал исторические условия существующего времени, ориентировался на общественные идеалы, рожденные культурой Ренессанса. Идеи утопистов Возрождения сыграли значительную роль в дальнейшем формировании социалистических идей.

НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Гуманистическая культура, первоначально ориентированная главным образом на человека, всё чаще углублялась в истолкование природы. Для интеллектуальной деятельности многих ренессансных учёных такой интерес стал определяющим.

Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи , Николая Коперника , Николая Кузанского, Джордано Бруно .

Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.

Леонардо да Винчи (1452-1519), внебрачный сын нотариуса и простой крестьянки, мужчина редкой красоты и огромной физической силы, холостяк, не получил классического образования и не обучался в университете. Однако это обстоятельство сыграло скорее положительную, чем отрицательную роль в его формировании в качестве мастера искусства (его картины "Джоконда", "Тайная вечеря" и другие представляют главные шедевры ренессансного времени) и многообразного изобретательства, а затем и теоретика этой высокой практики. Им впервые высказаны идеи ткацкого станка, парашюта, вертолета, подводной лодки, гидротехнических шлюзов и другие. Почти все они далеко обгоняли технические возможности и потребности своей эпохи и были оценены по достоинству только в XIX и XX столетиях. Не оставляет Леонардо никакого сомнения и в том, какую науку он предпочитает: прежде всего это, конечно, математика, ибо только она способна придать результатам экспериментирования подлинную достоверность, искомую однозначность, делающую возможным точное практическое применение найденной истины.

Огромной философско-мировоззренческой проблемой, решавшейся мастером из Винчи, была также проблема соотношения человеческого искусства, понимаемого в самом широком смысле этого слова, и природы. Тезис гуманизма о царстве человека фактически превращался у Леонардо в положение о превосходстве человека над природой. Равнодушный к религии своей эпохи, Леонардо всё же не доходил до богоборческих утверждений, а скорее, подобно другим гуманистам, стремился к максимальному приближению человека к Богу. Стремясь к созданию новой картины мира, в основу которой были бы положены закон и необходимость как синонимы самой природы. Леонардо да Винчи выдвинул задачу математизации знания о природе и разрабатывал экспериментальный метод, опровергал практику колдунов и всевозможных магов.

Николай Коперник (1473-1573) – польский астроном, творец гелиоцентрической системы мира , экономист. В истории науки учение Коперника было революционным актом («коперниковская революция»), которым исследование природы заявило о своей независимости от религии. Теория Коперника о том, что Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира, означала разрыв с геоцентрической системой Аристотеля-Птолемея , утверждавшей центральное место Земли и ее неподвижность, и основанными на ней религиозными представлениями о Земле, как избранной Богом арене, на которой разыгрывается борьба божественных и дьявольских сил за человеческие души. Эта теория отбросила идущее от Аристотеля и использованное схоластикой противопоставление движений небесных и земных тел, создала возможность появления в будущем учений о естественном возникновении и развитии Солнечной системы. Для теории познания важным стало различие Коперника между видимыми (кажущимися) и реальными состояниями тел (Земли). Открытия Коперника стали объектом ожесточенной борьбы: церковь осудила и преследовала их, передовые мыслители его времени и последующих эпох сделали их своим боевым знанием, развивали дальше, устранив, например, такие ошибочные положения системы Коперника, как расположение всех звёзд на единой «сфере» и Солнца в центре Вселенной. Основное произведение Коперника, «Об обращениях небесных сфер», свидетельствует о знакомстве Коперника с достижениями античного атомизма и астрономическими гипотезами древних. Своим открытием Копернику, как о нем говорят, удалость остановить солнце и привести в движение Землю, т.е. опровергнуть признанную церковью геоцентрическую систему и обосновать новую гелиоцентрическую систему взглядов на устройство мира, в котором человек уже был лишен привилегированного места во Вселенной. Копернику удалось избежать преследований церкви только потому, что он умер вскоре после обнародования своего открытия.

Успехи в развитии естествознания в немалой степени определили и характер философских размышлений. Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия , а центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.

Уникальнейшим явлением в философии XV стали творения выдающегося, многогранного мыслителя Николая Кузанского (140-1464) - теолога, философа, крупного учёного, особенно в области математики, астрономии и географии. Его считают родоначальником немецкой философии. Кузанский углубляет неоплатоновскую категорию абсолютного становления и анализирует ее методом бесконечно малых величин. Средствами этого метода он приходит к выводу о совпадении противоположностей: Бог есть «абсолютный максимум», а вселенная – «конкретный максимум». Первый максимум есть вечное и непрерывное становление, второй максимум – тоже непрерывность. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, theos — бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе. Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде»[3] .

В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. Еще молодым Николай Кузанский написал свою основную работу «Об ученом незнании». Отвергая центральное положение и неподвижность Земли, Кузанский не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но, расшатывая традиционные представления о мире, он открывал путь к ее освобождению от религиозного толкования. Николай Кузанский, ведомый логикой своего диалектического метода, сделал целый ряд открытий в области естественных наук, в области натурфилософии. Кроме того, Кузанский составил географическую карту Центральной и Восточной Европы. Сделал предложение о реформе устаревшего юлианского календаря, вычислил время с помощью подсчета количества вытекающей воды, изучил биение пульса и частоту дыхания, наблюдал и вычислял явления падения тел, а из своего учения об абсолютной бесконечности сделал вывод о бесконечности мира во времени и пространстве.

Джордано Бруно (1548-1600) – представитель позднего Ренессанса, человек мужественный, он готов в своих рассуждениях к самым крайним выводам. Права человека для Джордано Бруно – вне всяких ограничений. Он развивает философские представления Кузанского и астрономические воззрения Коперника.

Бруно воплотил в своем творчестве наиболее полно и глубоко такие важные черты гуманистической философии как пантеизм, диалектичность, острое чувство гармонии природы, ее бесконечности. Радикальный пантеизм мыслителя, т.е. абсолютное отождествление Бога и природы, что отрицало постулат вероучения о сотворение мира — причина его непримиримого конфликта с церковью, сыгравшего трагическую роль в его судьбе.

Основополагающим в его учении является понятие Единого, являющегося и причиной бытия, и самим бытием вещей. Бог как бы "переселяется" в природу, которая воспринимает такие его качества, как бесконечность в пространстве и времени, творческий характер и другие. Исходя из неразрывности Бога и природы, придавал последней активную роль, утверждал, что материя "творит все из своего лона". Бруно придавал физическую однородность всем бесконечным мира, придерживался гилозоизма (всеобщая одушевленность природы), объясняя тем самым причину движения космических тел (закон всемирного тяготения еще не был открыт). Активно использует положения диалектики Н. Кузанского, освобождает ее от теологического содержания и формулирует как учение о природе. Так, например, Дж. Бруно отказывается от признания абсолютного центра Вселенной: бесконечность Единого исключает саму возможность подобного центра. Тем самым снимаются различные теолого-схоластические ограничения бесконечности Вселенной, окружающего мира.

Таким образом, если в рассуждениях Н. Кузанского природа как бы погружается в Бога, который сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира. В этом состоит кардинальное отличие натуралистического пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского.

Натурфилософия эпохи Возрождения открыла путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, созданию философских концепций XVII - XVIII вв., видя в природе не только совершенное божественное творение, но, прежде всего совокупность присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного вмешательства.

С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса?

В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камней, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности и дало название всей эпохе. Эпоха Возрождения – это переворот прежде всего в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни[4] .

Античная философия – единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Она складывалась на основе перенесённых с Востока в греческие города зачатков астрономических. Математических и т. п. знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения мировоззренческих представлений о природе и человеке от мифологических схем. В 6 в. и даже в 5 в. до н. э. философия и знание ещё не были отделены друг от друга. Отсутствие способов экспериментальной проверки вызвало появление большого числа гипотез. Для философии такое множество гипотез имело следствием многообразие типов философского объяснения мира. Исходной точкой развития античной философии был философский материализм.

Материализм (от лат. materialis – вещественный) – одно из главных философских направлений, признающее объективность, первичность, несотворимость и неучтожимость материи , которая существует вне и независимо от сознания и выступает первоосновой действительности.

Второй важной параллелью с античной эпохой является диалектика . В эпоху Возрождения внимание ученых и философов вновь обратилось к изучению и познанию мира и человека в нем, но уже исходя не из религиозных толкований, а объективно, по-научному.

Еще одним сходством эпохи Возрождения и античности является такое течение как гуманизм . Античный философ Эпикур выдвигал на первый план человека, сильного, счастьем которого является удовольствие. Такие же тенденции можно заметить в философии Петрарки, Лоренцо Валлы, Джованни Пико Дела Мирандола. В философии эпохи Возрождения наблюдается склонность к обожествлению человека.

Движение философская категория, отражающая своим содержанием всеобщее неотъемлемое свойство бытия – изменчивость. Процессуальность характеризует смену стадий, состояний, периодов, фаз того, что движется, изменяется.

Итак, основной принцип возрожденческой философии – это антропоцентризм, который реализуется в совокупности антропоцентрических неоплатонических настроений.

Заключение.

“Со времен возникновения науки о культуре проблема Возрождения считается одной из самых трудных и сложных“, пишут Хурсан и Гайдуль.[5]

Эпоха Возрождения является неповторимым образцом для подражания во все времена, и особенно в такое противоречивое время, как наше. В конце моей работы можно сделать вывод, что:

1. Ренессанс был одним из самых выдающихся периодов в истории человеческой культуры.

2. Наши предки принимали полноценное участие в формировании и развитии культуры Возрождения. И современную белорусскую культуру нельзя представить без тех элементов, которые нам принесла эта великая эпоха.

3. Эпоха Возрождения была переходным периодом между Средними веками и Новым временем, между феодализмом и капитализмом, между аскетизмом и свободой.

4. Ренессанс был весьма насыщенным и противоречивым периодом, который нельзя однозначно оценить по системе “хорошо - плохо“. Хорошее и плохое тесно переплетаются, сменяя друг друга. Гении проявляли качества достойные сожаления, а злодеи не лишены добродетелей.

5. Сохранению и восстановлению античной культуры мы во многом обязаны эпохе Возрождения.

6. Люди эпохи Возрождения были многосторонними личностями, наделенными яркими талантами и огромной энергией.

7. Среди видных деятелей эпохи Возрождения, к сожалению, нет женщин. Это свидетельствует о том, как мало способствовала эта эпоха освобождению женщин. Женщина стала модным объектом искусства и наслаждения, но не стала активным субъектом, не смогла вложить свой ум и свою душу в развитие человечества.

8. Возрождение подарило нам прекрасное гуманистическое мировоззрение, которое способно делать людей добрее и справедливее, а человеческую жизнь разумней и прекрасней.

Список литературы.

1. Философия; Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова, 1-3 изд. – М.: 1998-2004

2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М.: 1980

3. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая) – М.: 1996

4. Лосев А.Ф. Эстетика Ренессанса. – М.: 1978

5. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 1997

6. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М.: 2003

7. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004

8. Хурсан А.И., Гайдуль В.Е. Свет сквозь столетия, 1998 г


[1] http://ru.wikipedia.org

[2] В.Н.Лавриненко,В.П.Ратникова, Философия.,Москва.,1998,стр.99

[3] Николай Кузанский. Соч. В 2 т. Т. 1. – М.: Мысль. 1979. – С. 134.

[4] В.Н.Лавриненко,В.П.Ратникова, Философия.,Москва.,1998,стр.97-98

[5] Хурсан А.И., Гайдуль В.Е. Свет сквозь столетия, 1998 г., С. 79