Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 7

 

Поиск            

 

История паразитологии. Методология научного познания в ветеринарной науке

 

             

История паразитологии. Методология научного познания в ветеринарной науке

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Воронежский государственный аграрный университет

имени К.Д. Глинки

Кафедра фармакологии, токсикологии и паразитологии

История паразитологии. Методология научного познания

в ветеринарной науке

Выполнил аспирант

Возгорькова Е.О.

Научный руководитель

д.в.н., профессор Беспалова Н.С.

Воронеж 2011


Содержание

Введение

1.История паразитологии

2. Методология научного познания в ветеринарной науке

Заключение

Список используемой литературы


Введение

На протяжении истории своего существования люди выработали множество способов познания и освоения окружающего мира. Среди них одно из важнейших мест занимает наука. Специфической особенностью человеческой жизнедеятельности является то обстоятельство, что она протекает одновременно в двух взаимосвязанных аспектах: естественно-природном и культурном. Изначально человек представляет собой живое существо, продукт природы, но чтобы существовать в ней удобно и безопасно, человек создает внутри природы искусственный мир культуры, «вторую природу». Таким образом, человек существует в природе, взаимодействует с ней как живой организм, но при этом он как бы удваивает внешний мир, вырабатывая знания о нем, создавая образы, модели, оценки, предметы обихода и т.д. Именно такая вещнопознавательная деятельность человека и составляет культурный аспект человеческого бытия.

Неотъемлемой составной частью культуры выступает наука, определяющая многие важные стороны жизни общества и человека. У науки есть свои задачи, отличающие ее от других сфер культуры. [8]

Задача науки — получение объективных знаний об окружающем мире, познание законов, по которым он функционирует и развивается. Обладая этим знанием, человеку намного легче преобразовывать мир. Таким образом, наука представляет собой сферу культуры, наиболее тесно связанную с задачей непосредственного преобразования мира, повышения его комфортности и удобства для человека. [9]

Как указывал академик К.И. Скрябин, по количеству объектов изучения, а также по своей глубине ветеринарная медицина представляет собой самое интересное звено человеческой жизни. Ведь нет другой науки, которая бы исследовала и предохраняла от болезней такое большое количество представителей животного мира. Современная ветеринарная медицина представляет собой обширную и глубоко дифференцированную отрасль научного знания.

Философия науки ставит задачу раскрыть природу, условия и характер научных знаний. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Цель и задача методологического исследования науки и её формирования заключается в развёртывании таких представлений о науке и научной деятельности, которые бы учитывали различные аспекты и характеристики науки, полученные в сложившихся направлениях методологии, логики и науковедения.


1. История паразитологии

Наука, изучающая паразитов и их взаимоотношения с организмами своих хозяев, методы и средства профилактики и борьбы с паразитозами, носит название паразитологии.

В природе за счет организма животных, растений и даже человека существует большое количество различных паразитов, вследствие чего паразитология как наука носит комплексный характер, подразделяясь на ряд дисциплин: микробиологию, микологию, собственно паразитологию и др. Вплоть до XIX в. паразитологии как самостоятельной науки не существовало. Отдельные элементы ее были вкраплены в ветеринарию, медицину и зоологию. Паразитоценозы человека и высших позвоночных животных (в первую очередь домашних) в различные исторические эпохи изменялись в зависимости от характера окружающей среды, образа жизни и питания хозяев паразитов.

Как известно, современная фауна позвоночных сформировалась в миоцене, т. е. тогда, когда уже были представлены все виды беспозвоночных, в которые входили и паразитические простейшие, гельминты и членистоногие. Иначе говоря, все современные высшие позвоночные, и тем более человек, появились на земле тогда, когда мир уже изобиловал паразитами. Например, вши и пухоеды произошли от общего корня с сеноедами и начали паразитировать на теплокровных, как утверждает Д.И. Благовещенский, не позже мелового периода. Паразитические клещи встречались уже в девоне, трематоды и цестоды — в меловом периоде и т. д. Хотя летопись Земли и не сохранила остатков нежных цестод итрематод и у не палеонтологических данных, которые свидетельствовали о давности появления тех или иных паразитов, однако имеются убедительные косвенные материалы. Например, большинство цестод и трематод паразитирует в организмах, обитающих в воде или средах, тесно связанных с водой, что указывает на их древнее происхождение. Так, согласно данным С. Ямагути (1959), из 51 семейства цестод у рыб паразитируют представители 33 семейств, у птиц – 6, а у млекопитающих, как наиболее молодых организмов – всего лишь 2 семейства. Между поколениями паразитов существует неразрывная связь с момента их возникновения.

Формирование паразитофауны позвоночных происходило и происходит из четырех источников:

1) унаследования паразитов от своих предков;

2) заимствования паразитов от других видов организмов, находящихся в одних биоценозах;

3) видообразования новых форм паразитов из ранее приспособившихся к паразитизму у данных хозяев и

4) перехода коменсалов, хищников или свободноживущих организмов к паразитизму.

Немаловажная роль в формировании паразитофауны домашних животных и человека принадлежит хозяйственной деятельности человека. Хотя он унаследовал от своих обезьянообразных предков сравнительно бедную паразитофауну (два вида вшей, детскую острицу, малярийных плазмодиев и др.), однако в процессе хозяйственной деятельности (рыболовства, охоты и особенно скотоводства и земледелия) эта фауна значительно пополнилась. Например, поедая сырую или свежесоленую, вяленую рыбу, человек заражался описторхами, клонорхами, меторхами, метагонимусами, лентецами и др. Одеваясь в шкуры зверей, болевших чесоткой, человек заражался этой болезнью.

Сконцентрировав в населенных пунктах, на выгонах и выпасах различные виды животных, человек тем самым создал предпосылки для взаимообмена паразитами и формирования антропоургических очагов паразитозов. Общая борьба с опасностями и необходимость совместного труда заставили людей объединиться, создав таким образом благоприятные условия для заражения различными возбудителями паразитарных заболеваний.

Доместикация и последующее скученное содержание различных видов домашних животных вблизи жилья человека, особенно в зимний период (при недостаточном кормлении), торговля и обмен животными способствовали распространению паразитарных заболеваний, доместикация животных потребовала от человека заботы о них. Так возникла ветеринария.

До древнегреческого и древнеримского периодов ветеринария и медицина, как правило, развивались вместе. И только идеалистические учения Сократа, Платона и представителей христианства образовали пропасть между ветеринарией и медициной. [13]

Первобытный натуралист, наблюдая за животными, не мог не заметить, что четвероногие нередко прибегают к самолечению: зализывают раны, извлекают занозы, ходят на трёх ногах, сберегая сломанную или больную конечность, а иногда опускают её в холодную воду. Некоторые животные, чтобы освободиться от гельминтов, поедают почки и кору деревьев, землю, полынь и другие растения, губительно действующие на паразитов.

Свиньи в борьбе со вшами, клещами и другими эктопаразитами купаются в грязи, слоны обливаются водой или обсыпают свое тело песком или землей, птицы купаются в песке или воде, обезьяны, собаки, кошки и многие другие животные, а также птицы тщательно и подолгу выискивают у себя в шерсти, перьях эктопаразитов и уничтожают их. Крупный рогатый скот, олени, лошади, услышав жужжание оводов, прячутся от них в густую чащу леса, спасаются в водоемах. Животные хвостом, головой, ногами, а некоторые и развитой кожной мускулатурой энергично защищаются от нападения кровососущих членистоногих. Перелеты птиц и миграция животных обусловлены в значительной степени попыткой избавиться от паразитов. Несомненно, что создатели народной эмпирической ветеринарии и медицины заимствовали отдельные способы и приемы лечения, наблюдая за поведением животных. Например, было замечено, что из прижатой раны не идет кровь, к закрытой ране не лезут мухи, после вскрытия абсцесса уменьшается боль, после удаления вшей, блох, клопов, москитов, слепней, мокрецов и клещей прекращается зуд и т. д. Наиболее одаренные люди, оказывая помощь больным и раненым, могли случайно обнаружить лечебные свойства тех или иных растений, минеральных веществ, органов животных и способы лечения.

Питаясь в течение многих тысячелетий растительной пищей и наблюдая за животными, поедающими различные растения, люди имели возможность убедиться в лечебных, противопаразитарных, токсических и других свойствах растений. По мере накопления опыта они начинали сознательно применять те или иные лечебные средства и приемы. Например, за много веков до нашей эры многим народам были известны лечебные свойства корней ипекакуаны, цитварной полыни, опия, лука, чеснока, семян тыквы, коры хинного дерева и др. Так, по-видимому, постепенно зарождалась у различных народов эмпирическая ветеринария и медицина.

Но первобытный человек на основе эмпирии не мог познать и объяснить явления окружающего мира. Перед грозными силами природы его охватывало чувство страха. Страх породил веру в сверхъестественные силы природы и божества. Человек считал, что и грозные силы природы можно упросить, задобрить путем молитв и жертвоприношений. На этой почве возникла тауматургическая, или теургическая ветеринария и медицина.

С появлением анимизма эмпирическая ветеринария и медицина вступают в связь с тауматургической ветеринарией и медициной. Эта связь продолжается в течение многих тысячелетий вплоть до XIX и даже XX в.

Различные древние народы создавали свои божества, которые якобы охраняли здоровье людей и животных. Среди божеств, ведающих искусством врачевания, встречаем большое количество женщин. У египтян это знатоки лечебных трав - Нить, Изида и Могучая Полидамна; у греков — Артемида, Афина и Агамеда, дочери бога Эсклепиаса (названного римлянами Эскулапом) Панакея (откуда произошло понятие «панацея») и Гигея (от имени которой происходит слово «гигиена»); Анаита и Астарта — у семитов; Мудрая Каза — у чехов; Герта и Фрига — у германцев; Жива-Марина, Берегиня — у славян и т. д. Так как за больными ухаживали главным образом хранительницы домашнего очага — женщины, то можно утверждать, что истоки медицины зарождались в период матриархата. В честь женщины, главы семьи и врачевателя, высечено из камня и вылеплено из глины немало памятников, сохранившихся и до наших дней в виде «каменных баб».

1. В период патриархата роль хранителя медицинских и ветеринарных знаний переходит к главе семьи, рода и племени— пастуху, владельцу стад, в силу чего возникают божества мужского пола; среди них у славянских народов можно назвать Волоса, покровителя сельскохозяйственных животных, злых богов Домового, Кодотта, Чернобога и др.[6]

В раннюю эпоху культурного развития многие народы считали паразитов наказанием божьим, а поэтому молили соответствующие божества об избавлении их самих и домашних животных от паразитов. Например, при расшифровке клинописи древних вавилонян найден рецепт заклинания при зубной боли:

Когда бог Ану сотворил небо, небо — землю, земля — реки, реки — канавы, канавы — слизь, а слизь — червя, то червь при взгляде на солнце, заплакал, и слезы его предстали перед лицом богини Эй.

— Что назначаешь ты мне в пищу и питье? — спросил червь:

— Я дам тебе в пищу гнилую древесину и плоды дерева.

— На что мне гниль древесная и плоды? Позволь мне свить гнездо внутри зуба. Предоставь мне в качестве жилья его пустоты, я хочу высасывать из зуба кровь его.

— Раз ты это сказал, червь, то пусть сразит тебя богиня Эя десницею своею.

Это служит заговором от зубной боли. Ты должен растереть белену, смешать ее с древесной смолой и положить на зуб, трижды произнося это заклинание!»

ветеринарный паразитология познание методология

У древних кельтов примерно в VIII в. также существовала молитва против червей:

«Червь, заклинаю тебя при светлом свете солнца… Вы, чёрные, белые, жёлтые или красные, серые или голубые; ты, круглый червь в кишечнике, ты, рвотный червь или кусающий, ты, спящий или летающий, ты, подвижный или неподвижный, названный или неназванный, или один из твоих сотоварищей, которых существует 77. Как бы ты ни был назван, какой бы ты ни был формы, должен ты не чинить вреда и успокоиться».

Эта теургическая формула также свидетельствует не только о том, что червям отводилась большая роль в патологии, но и о том, что уже в VIII в. знали о существовании различных форм гельминтов, паразитирующих у человека.

Люди первобытного общества, будучи не в состоянии накапливать значительные запасы продуктов питания, полностью зависели от стихийных сил природы. Засуха и связанный с ней неурожай, эпизоотии лишали человека источников пищи и вынуждали его переселяться в другие края и даже страны. Как следствие этого на протяжении всей истории человеческого общества периодически отмечалась волна миграции.

Так, еще в предысторический период в связи с похолоданием массы людей переселились из Центральной Азии в районы Малайи, Индонезии, Австралии и на острова Тихого океана. В начале нашей эры произошло переселение из Центральной Азии на Мадагаскар, Яву и другие острова Тихого океана. Переселенцы несли в новые страны не только свою культуру, но и возбудителей болезней.

К началу нашей эры уже определились торговые пути, по которым шла интенсивная торговля и обмен не только внутри, континентов, но и между континентами.

К концу XV в. была открыта Америка, откуда вместе с золотом вывозились в Европу и Азию хинная кора, хеноподиум, тыква, фикусы, спигелия и другие лечебные средства. Туда переселялись также представители американской фауны вместе со своими паразитами, а из Старого Света в Америку были завезены лошади, крупный рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные. Вместе с рабами из Африки на американский континент проникла Lоа 1оа и некоторые другие паразиты. Иначе говоря, «море людское» не было тихим и неподвижным, его волны перемешивали людские потоки, а заодно перемешивались и спутники человека, домашние и сельскохозяйственные животные. Это способствовало в свою очередь распространению и взаимообмену возбудителями паразитозов. Поэтому не удивительно, что с течением времени многие возбудители заболеваний человека и животных — аскариды, власоглавы, бычий солитер, гименолепис и др. превратились в космополитов, поражая свои жертвы на всех континентах земного шара. То же самое можно сказать и о сельскохозяйственных животных, фауна которых в результате взаимообмена обогатилась паразитами всех континентов, за исключением тех, которые ограничиваются экологическими факторами. В результате массовых перемещений людей и животных возбудители многих паразитозов давно перешагнули границы своих первоначальных ареалов.

Идеи и научные достижения, зародившись в той или иной стране, распространялись по всем странам и там находили своих последователей. Поэтому естественно, что одна и та же теория самопроизвольного зарождения паразитов или зубного червя одинаково господствовала над умами людей Востока и Запада. И как следствие этого при рассмотрении истории становления паразитологии у различных народов находим много общего в развитии науки: одни и те же теории, одни и те же средства и методы борьбы. Однако часто бывает трудно определить, какому из народов принадлежит то или иное открытие.

Историю становления ветеринарной и медицинской паразитологии можно схематически разделить на три периода. Первый (эмпирическая паразитология) продолжался с доисторических времен до XVI в. и ограничивался наблюдениями за небольшим количеством паразитов, видимых невооруженным глазом (крупные гельминты, эктопаразиты), некоторыми кожными болезнями и использованием примитивных способов борьбы с паразитами, а также применением некоторых методов лечения больных.

Второй (научная паразитология) начался в конце XVI в.; в этот период стали широко применять микроскопию и экспериментальные исследования. Третий (экологическая паразитология) относится к началу XX в., когда была начата работа по изучению паразитоценозов.

Развитие эмпирической паразитологии начинается с доисторических времен и охватывает период первобытнообщинного, рабовладельческого и феодально-крепостнического строя. Эмпирической паразитологией были накоплены ценные сведения об отдельных видимых невооруженным глазом возбудителях инвазионных заболеваний. В этот период открыты многие лекарственные средства и некоторые способы борьбы с паразитами, используемые даже и в настоящее время в ветеринарной и медицинской практике.

В период эмпирической паразитологии различные народы Востока и Запада, а также Америки знали о существовании аскарид, энтеробиус, ришты, ленточных червей, вшей, блох, клопов, иксодовых клещей, комаров и мух, о наличии чесотки, малярии, дракункулеза и элефантиазиса и др.

Наряду с достоверными знаниями о тех или иных инвазионных заболеваниях, их возбудителях и средствах борьбы с ними в период эмпирической паразитологии существовало немало ложных теорий. Например, теория самопроизвольного зарождения эндо- и эктопаразитов, появившаяся в глубокой древности, была освящена авторитетом Сушруты, Гиппократа, Аристотеля, Галена, Альберта Великого, Бремзера, Рудольфи и христианской религии и господствовала в течение нескольких тысячелетий вплоть до середины XIX в. Великий индийский врач Сушрута, придерживаясь этой теории, классифицировал гельминтов, живущих в теле человека, на три группы: происходящих из фекалий, родящихся из слизи и родящихся из крови.

В недрах феодального общества в течение ряда веков формировались капиталистические производственные отношения, при которых деньги и товар превращались в капитал.

Такие отношения создались в ряде стран уже в XV— XVII вв. Разорение мелких крестьянских хозяйств в деревне служило источником рабочей силы для капиталистических мануфактур в городе и помещиков в деревне. В этот период королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупные монархии, в которых развивались современные европейские нации и современное буржуазное общество. «...Современное исследование природы, как и вся новая история,— писал Ф. Энгельс,— ведет свое летосчисление с той великой эпохи, которую мы, немцы, по приключившемуся с нами тогда национальному несчастью называем Реформацией, французы — Ренессансом, а итальянцы — Чинквеченто, и содержание которой не исчерпывается ни одним из этих наименований.

Это — эпоха, начинающаяся со второй половины XV в.

Рамки старого Orbisterrarum были разбиты; только теперь, собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности. Духовная диктатура церкви была сломлена; германские народы в своем большинстве прямо сбросили ее и приняли протестантизм, между тем как у романских народов стало все более и более укореняться перешедшее от арабов и питавшееся новооткрытой греческой философией жизнерадостное свободомыслие, подготовившее материализм XVIII века. Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености». (Ф. Энгельс. Диалектика природы. М., 1964, стр. 6—7.) Ученые того времени были энциклопедистами. Им чуждо было узкое разделение специальностей, как и оторванность от практических запросов жизни : они жили в самой гуще интересов своего времени.

Ф. Энгельс считал, что революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости и как бы повторило лютеранское сожжение папской буллы, было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил, хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре, вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теологии, и с этого времени началось бурное развитие наук.

Идеология, которую выдвинули передовые люди эпохи Возрождения, требовала умственной свободы, раскрепощения личности от феодальных и религиозных оков. В центре внимания уже находились человек и реальный, а не загробный мир. Из интереса к человеку родилась поэзия личного чувства—лирика, художественное изображение красоты человеческого тела, необходимость познания закономерностей, управляемых природой и человеком, и необходимость борьбы с недугами человека.

В XVI—XIXвв. в противовес схоластике было создано большое количество научных обществ, академий, зоологических музеев, зоопарков, ботанических садов, где изучалась природа. XVI век справедливо называют веком анатомии и географических открытий. Следуя традициям этого века, ученые уделяли большое внимание изучению анатомии человеческого и животного организма и в последующие века. Изучая строение организма позвоночных, нельзя было не заметить макроскопически видимых паразитов.

К изучению ранее неведомого мира организмов устремились сотни исследователей. С каждым годом накапливалось всё больше и больше коллекций паразитов. Человечество, точно проснувшись после длинной ночи, увидело окружающую природу, изобилующую необычайно большим количеством всевозможных организмов.

Паразитические организмы, причиняющие большие страдания человечеству, не могли оставаться незамеченными. Аскариды, солитеры, лентецы, острицы, личиночные формы цестод, вши, блохи, клопы, иксодовые, аргазовые и гамазовые клещи, комары, мошки, слепни, оводы и мухи были известны человеку с глубокой древности. Не зная законов развития природы, первобытный человек считал паразитов и вызываемые ими болезни наказанием, ниспосланным богом, и поэтому молил своих богов об избавлении от паразитов. Однако, не видя помощи от божеств, люди, руководимые инстинктом самосохранения, эмпирическим путем изыскивали средства и способы борьбы с паразитами и паразитозами. Знания и опыт постепенно накапливались и передавались из поколения в поколение, становились достоянием народов целых континентов.

К сожалению, история паразитологии изобилует примерами глубоких заблуждений, серьезно тормозивших развитие науки. Достаточно назвать теорию о самопроизвольном зарождении паразитов, теории гуморальной патологии, о вымышленных и ложных паразитах, тяготевших над умами человечества в течение целых тысячелетий.

На протяжении всей истории человечества взгляды на роль паразитов в патологии человека и животных многократно менялись. Так, в древнем Китае, Индии, Египте и других странах паразитам отводилась важная патогенная роль. Позднее, в период господства гуморальной патологии, паразитов (гельминтов, вшей) уже считали не причиной болезни, а ее следствием. В XVI—XVIII вв. с расцветом анатомии, внедрением микроскопии и открытием новых возбудителей паразитозов многие ученые считали паразитов виновниками чуть ли не всех болезней. В XVIII—XIX вв. появилось новое течение: отрицание патогенной роли гельминтов и т. д.

Паразитология прошла сложный путь своего развития. Отдельные крупицы знаний о паразитах и их патогенной роли, а также о средствах и способах борьбы с возбудителями паразитозов зародились еще на заре человеческой культуры - в период первобытнообщинного строя. Приручение животных вызвало к жизни ветеринарию, усилило медицину. Постепенно накапливались знания в области паразитологии.

В период расцвета древнегреческой и римской культур зародилась зоология и начала, хотя и медленно, набирать силы анатомия. Развитие этих наук также обогащало паразитологию новыми данными, способствующими ее прогрессу.

В период Ренессанса анатомия и география достигли наивысшего расцвета. Исследуя человеческий и животный организм, анатомы обнаруживали новые паразитические организмы.

В XVII в. появление микроскопа повлекло за собой открытие нового мира неведомых до того микроскопических организмов, в том числе и возбудителей многих заболеваний человека и животных. Микроскопия революционизировала медицину, ветеринарию и необычайно обогатила паразитологию. В этот же период паразитология принимает на вооружение экспериментальный метод исследования и тем самым окончательно порывает с эмпирией.

Использование микроскопии и эксперимента дало возможность в XVIII и особенно в XIX в. не только выявить этиологию болезней, но и изучить биологию большинства главнейших возбудителей паразитозов человека и сельскохозяйственных животных.

Во 2-й половине XIX в. зарождается, крепнет и развивается борбистское направление в паразитологии, проводятся в жизнь в масштабе целых государств мероприятия по борьбе с отдельными паразитозами (финнозами, трихинеллезом, малярией, чесоткой и др.).

Паразитология, зародившись во чреве медицины, ветеринарии, анатомии, зоологии и других наук, выросла и обособилась в самостоятельную и весьма важную науку, благодаря которой человечество получило возможность успешно бороться с паразитозами и их возбудителями. [13]

2. Методология научного познания в ветеринарной науке

Общеизвестно, что наука играет важнейшую роль в современной жизни.

Наука вовлечена в стратегические отношения общества и природы, в переплетение социальных отношений коммуникации, труда, управления, быта.

В прежние века наукой занимались относительно немного людей. Академии и научные общества представляли собой организационные формы, вполне способные охватить небольшое количество работавших в те времена ученых. В целом деятельность научного сообщества играла незначительную роль в социальных процессах. Резкое возрастание роли науки, которое началось на рубеже ХIХ-ХХ вв. и охватило весь XX вв., потребовало сознательного планирования и новой организации социального института науки.

Научная деятельность теперь выглядит как колоссальное предприятие, в котором задействованы многие тысячи участников, дорогостоящее оборудование, разветвленные административные структуры. Современный социальный институт науки получил название феномена большой науки.

Уже в первой половине XX в. складывается понимание того, что такое сложнейшее явление, как наука, само должно служить объектом изучения особой дисциплины. Первой серьезной работой в этом направлении считают книгу английского ученого Дж.Д. Бернала «Общественная функция науки» (1939). В ней были подробно рассмотрены задачи теории науки.

Эта книга стала классической. Позже фундаментальные идеи о социальной значимости научного познания, об организационных структурах науки, ее кадровом потенциале и т.п. получили развитие в дальнейших работах Бернала, особенно в важной работе «Наука в истории общества». Складывающееся новое направление стали называть науковедением, или теорией науки. Оно приобрело очертания интегральной дисциплины, стремящейся к комплексному изучению феномена науки. Видный вклад в становление науковедения внесли также Д. Прайс, Н. Пири и др.

Еще Бернал пытался предложить развернутое определение науки как

сложного социального явления. Однако он пришел к выводу, что феномен науки столь многогранен, что общее определение науки дать невозможно и следует говорить лишь о совокупности конкретных проявлений научной деятельности. Среди различных сторон научной деятельности Дж.Д. Бернал называет институт науки как организацию людей, метод науки, науку как фактор развития производства и др. Сегодня науковедческие исследования проводятся в русле социологии, экономики, психологии, истории и других наук. Наука рассматривается как сложнейшая динамическая самоорганизующаяся система, вовлеченная множеством отношений в процессы жизнедеятельности общества, выполняющая когнитивные и социальные функции. [12]

Познание - это крайне сложный, продолжительный, практически бесконечный и противоречивый процесс.

Знакомство с секретами мира, окружающего человека стремление обнаружить истинную сущность предметов и явлений, внутренние связи, тенденции развития требует совместных усилий многих поколений человека, всех представителей науки. Чем глубже исследователь проникает в сущность материального и духовного мира, тем сложнее и многостороннее становится процесс познания. Поэтому поиск правильных методов научного познания, определение способов и правил приобретения истинных знаний приобретает важное научное и методологическое значение. Современный уровень научного познания показывает, что должны быть верным не только результат исследования, но и пути, ведущие к нему. [5]

В науке отчетливо просматриваются два взаимосвязанных, но, тем не менее, достаточно самостоятельных процесса. Первый направлен на получение новых фактов, обнаружение закономерностей и законов развития тех или иных явлений. Эту сторону науки обычно связывают с методом (способом) получения новых знаний. Второй процесс направлен не столько на саму процедуру получения новых знаний, сколько на задачу максимального приближения этих знаний к истине. Его принято называть методологией. Методология науки - это совокупность положений (целей, идей, принципов и методов), помогающая исследователю получать и теоретически систематизировать объективные знания о действительности. Образно говоря, методология - это логика подбора методов и последовательности их применения, которая позволяет выбрать более прямой путь к истине. [1]

Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т.д.) определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода. [7]

Метод (греч. methodos) - в самом широком смысле слова - "путь к чему-либо", способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие "методология" имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.

Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем. Философ стремился создать такой метод, который мог бы быть "органоном" (орудием) познания, обеспечить человеку господство над природой. Таким методом он считал индукцию, которая требует от науки исходить из эмпирического анализа, наблюдения и эксперимента с тем, чтобы на этой основе познать причины и законы.

Р. Декарт методом называл "точные и простые правила", соблюдение которых способствует приращению знания, позволяет отличить ложное от истинного. Он говорил, что уж лучше не помышлять об отыскивании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода, особенно без дедуктивно-рационалистического.

Существенный вклад в методологию внесли немецкая классическая (особенно Гегель) и материалистическая философии (особенно К. Маркс), достаточно глубоко разработавшие диалектический метод - соответственно на идеалистической и материалистической основах. [4]

Проблемы метода и методологии занимают важное место в современной западной философии, особенно в таких ее направлениях и течениях, как философия науки, позитивизм и постпозитивизм, структурализм и постструктурализм, аналитическая философия, герменевтика, феноменология и в других.

Каждый метод - безусловно, важная и нужная вещь. Однако недопустимо впадать в крайности:

а) недооценивать метод и методологические проблемы, считая все это незначительным делом, "отвлекающим" от настоящей работы, подлинной науки и т.п. ("методологический негативизим");

б) преувеличивать значение метода, считая его более важным, чем тот предмет, к которому его хотят применить, превращать метод в некую "универсальную отмычку" ко всему и вся, в простой и доступный "инструмент" научного открытия ("методологическая эйфория").

Дело в том, что "...ни один методологический принцип не может исключить, например, риска зайти в тупик в ходе научного исследования" (Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М., 1986. С. 86.).

Каждый метод окажется неэффективным и даже бесполезным, если им пользоваться не как "руководящей нитью" в научной или иной форме деятельности, а как готовым шаблоном для перекраивания фактов. Главное предназначение любого метода - на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и т.п.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и развитие тех или иных объектов. [3]

Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования.

Всеобщих методов в истории познания известно два: диалетический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.

Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения.

Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов.

Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие — только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами. Здесь преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения.

На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания — как следствие обобщения научных фактов — возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и “мыслительных операций”. Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность, что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Однако живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса.

Выделяя в научном исследовании указанные два различных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования.

К третьей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Такие методы именуются частнонаучными. Каждая частная наука (биология, химия, геология и т. д.) имеет свои специфические методы исследования.

При этом частнонаучные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания. В частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения, индуктивные или дедуктивные умозаключения и т. д. Характер их сочетания и использования находится в зависимости от условий исследования, природы изучаемых объектов. Таким образом, частнонаучные методы не оторваны от общенаучных. Они тесно связаны с ними, включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов для изучения конкретной области объективного мира. Вместе с тем частнонаучные методы связаны и со всеобщим, диалектическим методом, который как бы преломляется через них.

Еще одну группу методов научного познания составляют так называемые дисциплинарные методы, которые представляют собой системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

К последней, пятой группе относятся методы междисциплинарного исследования являющиеся совокупностью ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий. [2]

Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского и ветеринарного знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы – человека, а в отношении ветеринарной медицины – к животным. На первый план в деятельности современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода.

Диалектический подход основывается на целостном системном мышлении, которое объединяет, а не расчленяет противоположности, а так же учитывает взаимосвязь общего и локального (еще древние врачи заметили, что организм целостен, и если в нем нарушен какой-либо элемент (часть), то в определенной степени изменяется и весь организм, нарушается его жизнедеятельность как целостной системы.).

Задача философии медицины, конечно, не сводится к тому, чтобы просто приводить те или иные положения диалектики в связи с медицинским знанием, её главная цель - учить студентов медицинских и ветеринарных ВУЗов, врачей-клиницистов применять диалектику к анализу конкретных естественно-научных и клинических факторов, а затем от знаний переходить к умению применять диалектику на практике. Врач, не владеющий диалектическим методом, каким бы хорошим специалистом он не был, не сможет правильно оценить взаимопересекающиеся и противоречивые патологические процессы в организме и в лучшем случае интуитивно сможет прийти к правильным выводам – правильно поставить диагноз и назначить лечение.

Диалектический метод, применяемый сегодня в различных областях знания и естественно в современной медицине и ветеринарии, основывается, прежде всего, на системном мышлении. Системный подход, характерный в целом для современной науки, особенно важен в медицине, т.к. она работает с живыми системами. По сути, сама теория лечения есть специфическая теория управления живой системой.

К сожалению, современное состояние теоретической медицины (учения о болезни, компенсаторно-приспособительных процессах, механизмах компенсации нарушенных функций, связях и взаимоотношениях частей в оргагнизме и т.д.) позволяет констатировать тот факт, что теоретическая медицина сегодня не является еще комплексным знанием и пока еще представлена в виде отдельных фрагментов, но не целостной системы. В познании живой природы вообще постоянно возникает противоречие – от элементаризма к целостности и от последней вновь к элементарному расчленению. Мысль исследователей неизбежно сталкивается с познавательным парадоксом, отмеченным еще Шеллингом: как познать целое раньше частей, если это предполагает знание частей раньше целого… Скурпулезное изучение частностей, деталей, столь характерное для медицинской науки, безусловно способствует прогрессу медицинского знания, однако, практически полное отсутствие обобщений частного знания различных разделов медицины в логически и экспериментально обоснованную теоретическую систему (т. наз. общую патологию) тормозит развитие современной медицины и ветеринарии. [14]

Без постоянной опоры на философскую доктрину – общую методологию науки практически невозможно из разрозненных фактов создать единую стройную теоретическую базу современной ветеринарной и гуманитарной медицины. Врач-клиницист сможет действовать наиболее целесообразно и эффективно в каждом конкретном случае только тогда, когда он будет опираться не только на частные знания, но и на знание общих закономерностей работы организма, когда будет рассматривать человека или животное как сложную систему. Решение данной задачи видится только через синтез философского и медицинского знания, на основе интерпретации фактического материала медицинской науки с позиций и через призму философского знания. [11]


Заключение

В заключение стоит отметить, что без постоянной опоры на философскую доктрину – общую методологию науки практически невозможно из разрозненных фактов создать единую стройную теоретическую базу современной ветеринарной и гуманитарной медицины.

Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского и ветеринарного знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы – человека, а в отношении ветеринарной медицины – к животным.

При этом в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.


Список используемой литературы

1) Бряник Н.В. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н.В. Бряник ; отв. ред. О.Н. Дьячкова. - Екатеринбург: Урал, 2007.-318 с.

2) Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия /В.А. Канке.-М.:Логос,2000.

3) Кохановский В.П. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов/В.П. Кохановский и др. – Ростов н/д., 2005

4) Купцов В.И. Философия и методология науки. Под редакцией В. И. Купцова. – М АСПЕКТ ПРЕСС , 1996, 396 с.

5) Микешина Л.А. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Учебное пособие. - М. «Флинта», 2005, 463 с.

6) Минеева Т.И. История ветеринарии: учебное пособие/ Т.И. Минеева СПб.: «Лань», 2005. – 384 с.

7) Рузавин Г.И. Методология научного исследования /Г.И. Рузавин М .:ЮНИТИ-ДАНА, 1999, 256с.

8) Сабиров А.Г. Философия социально-гуманитарных наук: Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей нефилософских спец./А.Г.Сабиров – Елабуга: ЕГПУ, 2006. -55 с.

9) Садохин А.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А.П. Садохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006. - 447 с.

10) Ситникова В.Д. Словарь-минимум философских понятий. Справочно-методическое пособие /В.Д ситникова, Г.В. Кизюн, С.В. Остапенко и др. – Воронеж, 2006, 47 с.

11) Сокольчик В.Н. Философия. Учебно-методическое пособие под научной редакцией к.ф.н. В.Н. Сокольчик. - Минск, 2004. 126 с.

12) Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник / Е.В. Ушаков. — М.: «Экзамен», 2005. — 528 с.

13) Чеботарёв Р.С. Очерки по истории медицинской и ветеринарной паразитологии/Р.С. Чеботарёв – Минск: Наука и техника, 1965 – 192 с.

14) Шевченко Ю.Л. Философия медицины. Учебник ВУЗ. / Ю.Л. Шевченко и др. - М., 2004.- 480 с.