Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 6

 

Поиск            

 

Научное творчество

 

             

Научное творчество

ПЛАН

1. Сущность научного творчества.

2. Логика, интуиция, творчество.

3. Фазы (этапы) творческого процесса.

4. Некоторые технические приемы творчества.

1. Сущность научного творчества

Творчество обычно определяют как процесс создания чего-то нового, никогда раньше не бывшего. Творчество касается не только научно-исследовательской работы, технических изобретений или решения школьной задачи нешаблонным методом. Оно связано с производством, вопросами управления многими другими сферами деятельности. Творчество, как правило, не начинается с фактов: оно начинается с выявления проблемы и веры в возможность ее решения. Кульминационным этапом творчества является открытие новой, основной, главной мысли или идеи, определяющей, каким образом может быть решена проблема, давшая начало творческому процессу. Конечно, новые идеи открываются не каждому, а лишь подготовленному и заинтересованному уму. Однако история научных открытий и изобретений свидетельствуют, что одних научных и технических знаний и правильных установок еще не достаточно, чтобы выработать новые идеи. Все попытки свести творчество к точной методологии, применяемой каждым, кто занимается творчеством, до сих пор терпят неудачу. Творчество не удается свести к чисто логической процедуре, а это значит, что проблемы творчества должны быть исключены из логики.

Конечно творческое мышление не есть магическое заклинание, изучив которое можно приобрести возможность творить чудеса. И все же глубокое изучение творчества подсказывает, что его различные виды имеют много общего, протекают по сходной схеме, имеется ряд общих технических приемов творчества. Знание того, что представляет творческое мышление, как оно действует дает возможность развивать его с помощью специальных тренировок, организованных совершенно сознательно, а самое главное достаточно эффективно управлять творческой деятельностью. Так что было бы не рационально исключать проблемы творчества из проблем методологии науки и относить их только к психологии творчества.

2. Логика, интуиция, творчество

Гельмгольц, Гаусс, Пуанкаре, Луи де Бройль. Ж.Адамар и другие ученые, специально наблюдавшие за своим творческим процессом и описавшие его, единодушны в том, что новые идеи не обязательно рождаются в результате логического вывода. К решению научных проблем, как правило, не приходят и посредством сознательного планомерного организованного поиска, хотя такой поиск, обычно предваряет нахождение решения. О решении догадываются, его подсказывает интуиция, догадка, озарение, инсайт в другой терминологии.

Исследования психологов, занимающихся творчеством, и педагогов, стремящихся развивать у своих учащихся творческое мышление, также подсказывают, что каких-либо алгоритмов поиска решения проблем, способных заменить инсайт, интуитивную догадку, не существует. Можно лишь в какой-то мере управлять ситуацией, ускоряющей момент наступления инсайта и развивать творческую интуицию учащихся с помощью довольно искусственных приемов.

Еще родоначальник дедукции Аристотель далеко не разделял мнение, что все знание должно выводиться исключительно дедуктивным путем из немногих общих очевидных предпосылок (аксиом). Всегда возникает вопрос: «Откуда берутся сами предпосылки?». Отвечая на него, он указывал, что «надежное знание» должно строиться на том, что непосредственно дано нам в ощущении. Но обобщение материала чувственного восприятия индуктивным путем не дает нам «надежного знания». Когда с помощью индукции мы ищем общее в большом количестве случаев, мы должны учитывать, что никакие два события не совпадают друг с другом. Ощущение, а вместе с ним и знание того, что общее действительно присутствует в исследуемых явлениях, дает нам особое чутье, интуиция, такое понимание сути. Для Аристотеля, таким образом, интуиция составляет в конечном счете «первоисточник науки».

Средневековые схоласты приспособили аристотелевскую логику к решению теологических проблем и превознесли логическое мышление в качестве единственного эффективного способа использования разума.

Ф. Бекон критикуя схоластику в своем главном сочинении «Новый органон» попытался доказать, что науку можно свести к точной методологии, приложимой к фактам чисто механически каждым, кто попытается выявить причины явления. Предлагаемая им, а затем и его последователем Дж. Ст. Миллем процедура состоит в том, чтобы в наблюдении или эксперименте рассмотреть столько случаев проявления некоего феномена, сколько исследователю нужно, чтобы объяснить и проанализировать все обстоятельства или факты, связанные с каждым из этих проявлений. Эти обстоятельства, которые отсутствуют в некоторых из случаев, не могут быть причиной этого явления. В конечном счете, если у явления происходит, и отсутствует всякий раз, когда оно не происходит, может быть причиной.

Однако практика научного исследования подсказывал, что такая процедура хотя и полезна и дает определенный эффект все же не объясняет процесс рождения новых идей. Количество обстоятельств, сопутствующих любому явлению, как правило, бесконечно, и бэконовская исключающая индукция не дают ни каких критериев отбора нужных. Такой отбор требует предварительной гипотезы, а предлагаемый метод не дает ни каких способов выдвижения гипотез.

Первый, кто попытался создать логику интуитивного познания, был Р.Декарт. Картезианская интуиция представляет нечто иное как способность разума мыслить что-то ясно и отчетливо. Она рациональная операция, с помощью которой дается полное и непосредственное определение истин. То, что «2+2=4», «3+1=4», «2+2=3+1», мы, считает Декарт, понимаем интуитивно, т.е. без анализа и доказательств, и такие истины следует выбирать в качестве аксиом. У человека нет никакого другого пути для достижения истины, считает Декарт, кроме самоочевидной интуиции и необходимого доказательства.

Картезианская логика интуитивного познания оказалась малосодержательной и фактически свелась к четырем весьма абстрактным малоэффективным правилам. Но идея ее возможности оказалась весьма плодотворной.

Для Спинозы интуиция – это просто быстрый вывод умозаключения, который облегчается знаковой формой, отображающей используемые понятия. Лейбниц понимал интуицию таким же образом. Тем самым оба эти великие мыслители отводили интуиции весьма скромную роль в процессе познания: суждения выведенные дедуктивным путем – это аналитические суждения, суждения частные, и их предикат мало что добавляет к содержанию субъекта.

Идею об интуиции как способности разума высказывать синтетические суждения, т.е. такие, предикат которых добавляет новое к содержанию субъекта, развивает И. Кант. Для него интуиция – это способность разума с помощью априорных категорий пространства и времени высказывать содержательные (синтетические) суждения арифметики и геометрии и вообще с помощью этих и других априорных категорий (качества, количества и др.) упорядочивать материал чувственности и предписывать законы природе. С помощью интуиции, считает Кант, разум – достоверное знание о чувственно воспринимаемых вещах (явлениях в терминологии Канта).

Итак, одна из великих заслуг мыслителей от Аристотеля до Канта заключалась в том, что они доказали существование интуитивного познания, отстаивали мысль о том, что интуиция - это не какой-то божественный дар или наитие свыше, а способность разума в отличие от чувственного и рационального познания сначала догадываться, а затем уже доказывать. У этих мыслителей логика и интуиция не противостоят друг другу, а предполагают друг друга, помогают друг другу.

Пожалуй от Шеллинга и Шопенгауэра берут начало попытки использовать интуитивное познание для устранения интеллектуальных проблем, для борьбы с рационализмом, эмпиризмом и материализмом. Шеллинг правильно констатирует, что вещи и явления противоречивы. И из этого он делает вывод, что логическое мышление, подчиняющееся закону тождества и непротиворечия, не может дать истинное знание о противоречивом мире. Истина об этом мире, считает Шеллинг, открывается интеллектуальному созерцанию, интеллектуальной интуиции философского и художественного гения. Но все попытки проповеди философии откровения провалились.

Научное познание, считает Шопенгауэр, оперирует понятиями и умозаключениями и не проникает в сущность вещей и явлений. Оно дает лишь знание их отношений. Поэтому понятия разума, относящиеся к вещам и явлениям, должны «черпать свой материал и свое содержание из интуитивного познания», интуиция противостоит разуму и представляет собой нечто иное как способность интеллекта познавать непосредственно и наглядно без помощи доказательства и умозаключений. Иррационалистическое понимание интуиции развили дальше Гельтей, Зиммель, Гуссерль и др.

Идею об интуиции как скрытом, затаенном и бессознательном первоисточнике творчества выдвинули А. Берксон и З. Фрейд. Для них интуиция подсознательное организующее все творчество начало. Многие психологи, изучающие творчество, отмечают, что то, что принято называть интуицией есть не что иное как подсознательное мышление, итогом которого является идея дающая решение проблемы. Человек давно научился использовать его. В подсознании, отмечает Дьюи, могут быть решены очень сложные мыслительные задачи. При этом сам процесс не осознается, а «входит в сознание» лишь его результат (если он получен). На нем фиксируется внимание, а человеку иной раз кажется, что на него «ниспослано озарение» что удачная мысль пришла «неведомо откуда», что кто-то иной, «высший» «водил его рукой, держащей перо». Когда результат на лицо, тогда ретроспективным анализом весь ход решения задачи может быть сознательно прослежен. Однако не всегда полученная последовательность рассуждений и операций совпадает с той, которая на самом деле имела место в подсознании. В этом и состоит одна из основных трудностей изучения подсознательного мышления, что самонаблюдения и самоотчеты часто уводят в сторону от истинного хода подсознательного процесса.

3. Фазы (этапы) творческого процесса

А. Пуанкаре различает четыре фазы творческого процесса: первая – подготовительная, вторая – инкубации или созревания, третья – озарения или инсайта и четвертая - проверки.

Первая фаза творчества не начинается с фактов. Она начинается с осознания проблемы. Факты и ситуации, из которых вытекает проблема, как правило, доступны многим. Но оценить их и сформулировать на основе их анализа проблемы могут лишь немногие подготовленные умы. Умение чувствовать, находить и ставить проблемы – одна из основных черт творческого мышления. И все же объективные источники творческих проблем поддаются анализу. Часто их источником являются праздное любопытство и развлечение. Например, микроскоп изобрели не биологи или медики, а точильщики стекол. Творческие проблемы связаны со всякого рода техническими изобретениями. Творческие проблемы формулируют и при осознании противоречия между наличными знаниями и действительностью. Например, астрономы годами ломали голову над вопросом, почему законы Ньютона хорошо описывают движение всех планет по их орбитам за исключением Меркурия, проявлявшего определенные незначительные отклонения.

Одним из источников творческих проблем является осознание того, что положения, которые оцениваются многими, как истинные, являются заблуждениями. Хотя они и не противоречат фактам, но являются ошибочными. Так люди долго заблуждались относительно устройства мироздания, полагая, что в его центре находится Земля. Система Птоломея, довольно неплохо (хотя и сложно) описывавшая движение планет, поддерживала такие представления. и лишь осознание Н. Коперником их ложности позволило ему создать геоцентрическую картину мира.

Наконец, творческие проблемы могут возникать из стремления найти новый и весьма интересный метод обобщения имеющейся информации. Так, Эйнштейн не делал экспериментов, не собирал новой информации. Единственно, чему он способствовал, - это новому подходу к информации, доступной всем и каждому.

Творческая проблема отличается от простого вопроса, затруднения (так переводится с греческого термин «проблема») тем, что для ее решения нет заранее заданного метода. Его находят в процессе поиска решения. Любой поиск предполагает наличие многих вариантов, путей, состояний. Цель поиска заключается в отборе лучшего из многих сравнимых по результату вариантов. Сознательный поиск возможных путей решения проблемы является продолжением подготовительной фазы творчества. Если удается точно определить, что собой представляет наилучший вариант, то становится возможным самый простой способ поиска – сознательный перебор вариантов. И хотя об этом методе сказано немало осуждающих слов, тем не менее им широко пользуются и ученые, и изобретатели, и детективы. Так, Пауль Эрлих (1834-1915), крупнейший немецкий ученый и нобелевский лауреат скрупулезно изучил свойства 605 препаратов, содержащих мышьяк, прежде чем нашел знаменитый «препарат 606». Но и после этого он не прекращал поиска, синтезировал и изучил еще 308 соединений ради того, чтобы ввести в медицинскую практику «препарат 904».

Если оптимальный вариант поиска поддается математическому выражению, то к поиску обычно подключают компьютер. Сегодня компьютеры – незаменимые помощники творческого мышления особенно в тех случаях, когда объем вычислительной работы или перебор вариантов поиска превышает человеческие возможности.

Одним из самых эффективных способов поиска вариантов решения проблемы, считает Гельмгольц, является рассмотрение ее со всех сторон так, чтобы можно было сознательно учесть и рассмотреть все возможные усложнения и варианты.

«Итак, творить – это значит выбирать, это значит различать». Но творческий процесс тем и отличается, что в поиск и оценку вариантов решения проблемы властно вторгается интуиция. Творческий ум как бы автоматически, подчиняясь подсознательному чувству, отбрасывает не нужные комбинации. «Бесплодные комбинации, - пишет Пуанкаре, - даже не приходят на ум изобретателю. В пределах его сознания появляются комбинации только действительно полезные и народу с этим несколько других, которые он отбрасывает впоследствии, но которые носят до некоторой степени характер полезных комбинаций».

В творческом процессе сознательный поиск очень редко завершается решением проблемы. Как правило, наступает такой момент, когда все доступные методы испробованы, а результата нет. С осознания этого момента начинается вторая фаза творческого процесса - фаза инкубации или созревания, «Общеизвестно, - читаем мы у Дьюи, - что после долгой работы над интеллектуальной темой ум перестает функционировать с готовностью. Он явно идет по проторенной дороге… перестают появляться новые мысли. Ум, как говорит пословица, «сыт по горло». Это условие является предупреждением для обращения сознательного внимания рефлексии на что-либо другое. После того, как ум перестал быть занятым проблемой, осознание ослабило свое напряжение, начинается период инкубации».

Временное отвлечение от проблемы воспринимается как отдых исследователя. «Но с большей уверенностью можно предположить, - пишет Пуанкаре, - что этот отдых был наполнен бессознательной работой», итогом которой часто является подсознательно сделанный эвристический выбор. «Материал, - пишет Дьюи, - перегруппировывается сам, факты и принципы распределяются по своим местам, беспорядок превращается в упорядоченность и часто до такой степени, что проблема по существу решается».

Третья фаза творческого процесса фаза инсайта, внезапного озарения, эмоционально яркого осознания нужного решения, «Эврика» полностью относится на счет интуиции и часто противопоставляется логическому мышлению. Русский математик В. Стеклов отмечал, что творческий процесс происходит бессознательно. Формальная логика здесь никакого участия не принимает, истина добывается не ценой умозаключений, а именно чувством, которое мы называем интуицией. Она (истина) входит в сознание без всякого доказательства. Найденное бессознательной работой творческое мышление решение проблемы вдруг осознается настолько очевидным, что приходится лишь удивляться, как оно раньше не приходило в голову.

Критическая оценка интуитивной догадки проверка ее правильности или верификация составляет содержание четвертой фазы творческого процесса. Проверка необходима, потому что интуиция подводит значительно чаще, чем это принято рассказывать. Ошибочные интуитивные выводы обычно в автобиографические записки не попадают. В процессе проверки интуитивно полученные результаты упорядочивают, им придают стройную логическую форму. Интуиция уступает место логике.

Для проверки найденного решения часто стремятся построить цепочку рассуждений, чтобы проследить логический путь от догадки до отправной точки зрения. Иногда бывает полезным поступать наоборот: за отправную точку зрения взять проблему, а затем попытаться построить цепочку рассуждений, обосновывающих найденную догадку. Если тот или другой путь оказывается логичным, то это дает довольно веские основания считать найденное решение правильным. Иногда логическая проверка состоит в том, что строится новая теория, которая включает в себя как предельный случай прежнюю теорию, но объясняет факты, которые не могла объяснить эта прежняя теория. Так, теория относительности объяснила некоторые незначительные отклонения в движении Меркурия по своей орбите, что не могла сделать теория Ньютона.

Существуют другие более эффективные, хотя и более трудоемкие методы проверки. В области технического творчества самый простой способ состоит в построении образца. Ведь техническое устройство или работает или не работает. В этом случае легко установить и степень эффективности найденного решения. Другой способ состоит в воссоздании явлений, над которым билась творческая мысль, в искусственных условиях, в опыте, эксперименте. Часто, чтобы проверить догадку, из нее логическим путем выводят следствия о новых возможных фактах, а затем ищут подтверждение этих выводов в опыте, эксперименте.

4. Некоторые технические приемы творчества

Существует так много разновидностей творчества, что можно только указать лишь немногие весьма общие и далеко не единственные его принципы. Эдвард де Боне сводит их к следующим:

1) осознание господствующих, или поляризующих идей;

2) поиски различных подходов к явлениям;

3) осознание того, что традиционные подходы и методы являются явно неэффективными;

4) использование случая.

Чтобы избежать влияния господствующей идеи, мешающей появлению новому подходу к решению проблемы, очень полезно четко сформулировать идею, которая кажется господствующей в данной ситуации. Затем полезно дать критику этой идеи, попытаться дискредитировать ее путем доведения ее до абсурда или путем крайнего преувеличения одной из ее черт.

Без альтернатив новые идеи не возникают. Мышление идет проторенными путями. Но поиск альтернативных подходов к одной и той же ситуации – процесс противоестественный. Разум по своей природе стремиться к наиболее правдоподобным объяснениям, чтобы затем исходить из них. Один из приемов, помогающий преодолеть эту естественную склонность разума, заключается в том, чтобы заранее определить возможные подходы к решению проблемы. Их может быть два, три и более. Другой прием заключается в том, чтобы попытаться подойти к проблеме с совершенно противоположной, чем общепринято, точки зрения, а затем посмотреть, что вытекает и что можно объяснить из такого противоестественного взгляда на вещи. Так, положение о том, что Солнце и планеты движутся вокруг Земли, как это мы воспринимаем, Коперник заменил положением о том, что Земля и планеты движутся вокруг Солнца. Иногда полезны аналогии, моделирующие проблемную ситуацию. Аналогиями легче управлять, чем самой проблемной ситуацией, ими легче манипулировать, и это способствует появлению новых идей.

Новая идея может родиться только после осознания того, что старые идеи и старые подходы оказались явно неэффективными и не могут привести к решению проблемы. Первые наметки на новую идею, как правило, бывают такими неопределенными и туманными, что им просто невозможно придать какую-либо четкую логическую форму. Важно суметь избежать слишком ретивого логического внимания к новой идее. Логические суждения о новой идее могут быть ошибочными, поскольку основываются, как правило, на прошлом опыте или прошлых фактах. Когда Маркони высказал мысль, что с помощью радиоволн возможна радиосвязь на дальние расстояния, многие посчитали этот вывод ошибочным: из-за прямолинейного распространения радиоволн и шарообразности Земли радиосигнал должен был быстро покинуть ее пределы. Эти рассуждения были правильными, но они не учитывали наличие высоко над Землей токопроводящего слоя, от которого радиосигнал может многократно отражаться, что и делает возможной дальнюю радиосвязь.

Наилучший способ проверить новую идею – это опробовать ее на практике. Но это часто требует больших затрат. Более простой метод заключается в использовании рационализирующей способности нашего ума. новая идея логически развивается в двух направлениях: обратном – чтобы посмотреть на чем она основана, и поступательном, чтобы посмотреть, куда она может привести. Не исключено, что, защищая, таким образом, даже явно ложную идею можно обнаружить лучшую точку зрения.

Предположение о том, что случайность можно как-то использовать в творческом процессе, кажется парадоксальным, ибо, согласно определению, случайность нельзя вызвать преднамеренно. И все же, случайные явления можно использовать с выгодой. Так, открытие радиоволн последовало в результате того, что Герц случайно заметил искру, возникшую в одном из углов аппаратуры, стоявшем на достаточно отдаленном расстоянии от агрегата, который он в это время испытывал. Ценность случайности для творческого процесса определяется тем, что она может предоставить нечто такое, чего никогда не стали бы искать намеренно. Этот фактор и определяет роль случайности при выработке новых идей. А коль скоро это так, то могут существовать методы ускорения этого процесса.

Дж. Гетцелис, Кюби, Эдвард де Боне и другие считают, что одним из самых эффективных способов использования случайности в творческом процессе является свободная игра воображения исследователя. Игра представляет собой попытку ускорить процесс случайного возникновения какого-то явления, которое мы бы никогда не нашли. Забавляться такой игрой – это своего рода эксперимент со случайностью. Воображение позволяет столкнуть друг с другом в представлении такие явления, которые иначе никогда бы не соединились, позволяет создать такую цепь событий, которая никогда бы не создалась.

Весьма эффективным методом использования роли случайности в стимулировании рождения новой идеи заключается в сознательном стремлении туда, где полно случайных вещей. Универсальный магазин, выставка или библиотека – вот примерно места, которые могут создавать соответствующую обстановку. Сознательно ничего не ищется. Имея проблему, творческое мышление непроизвольно производит отбор материала. И вот однажды замеченный предмет, случайное наблюдение приводит к важному открытию. Так, Кокуля открыл формулу бензола совершенно случайно во время посещения зоопарка и наблюдения за игрой обезьян. Как правило, любой взятый наугад близкий по содержанию к решаемой проблеме журнал содержит по крайней мере одну полезную статью. Если даже такой случайный выбор дает такой результат, то возникает вопрос, что же будет при тщательно организованном поиске? К сожалению ответ на этот вопрос не так прост. Положение гораздо серьезнее, чем кажется. Количество информации растет с такой угрожающей быстротой, что общая масса печатного слова удваивается через каждые десять лет. Даже по одной области знания количество информации столь огромна, что охватить ее всю даже с помощью сложнейших методов машинного поиска невозможно. Единственный выход из создавшегося положения состоит во все большем сужении круга интересов и во все большей специализации. И все же охватить всю необходимую информацию, как правило, не удается. А потому, как это не парадоксально, сегодня более чем когда-либо, приходится полагаться на случай. Речь идет не о том, чтобы исключить планомерный просмотр литературы по специальности, а о привычке заходить в библиотеки, книжные лавки и, целиком доверяясь чутью, перелистывать книги и журналы, которые почему-то привлекли внимание. Если это занятие регулярно, то польза от него огромная. Оно помогает уловить будущие проблемы, знакомит с новыми подходами, необычными приемами мышления, помогает понять, что ищут другие авторы, сталкивает с непривычными ранее сферами деятельности.

Ожидать случайное решение проблемы кажется достаточно сомнительным занятием. Да и само определение случайности предполагает, что случайно ничего не решается, а соблазн придать мыслям определенное направление всегда очень велик. Однако поддаваться этому соблазну иногда равносильно ошибке. Чаще бывает так, что, если ожидать достаточно пассивно, то всегда случай может предоставить идею, и причем чаще всего не одну, а сразу несколько. Но всегда нужно помнить изречение Пастера «Случай благоприятствует подготовленному уму».

Литература

1. Логическое суждение. Руфулаев О.Н. К. – 2005 г.

2. Логика – исскуство мышления. Тимирязев А.К.– К. 2000 г.

3. Философия и жизнь – журнал- К. 2004 г.

4. История логики и мышления – Касинов В.И. 1999.