Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 5

 

Поиск            

 

Роль и основные понятия философии

 

             

Роль и основные понятия философии

5. Античная философия

Античнаяфилософия, то есть философия древних греков и римлян, зародилась в VI в. до н.э. в Греции и просуществовала до VI в. н.э. Несмотря на длительность этого периода - около 1200 лет - есть веские основания рассматривать ее как единое и своеобразное явление в развитии философского сознания человечества.

При всех существенных различиях философских систем античности им свойственны некоторые общие черты, обусловленные их принадлежностью к античному типу рабовладельческой формации и единому социокультурному комплексу. Прежде всего становление и развитие античной философии было связано с высвобождением от мифологических представлений о мире и человеке и с переходом к их рациональному постижению, то есть с переходом от «Мифа к Логосу». Своеобразной чертой античной философии являлась также ее первоначально тесная связь с учениями о природе, выступавшая в виде натурфилософии. В ходе дифференциации последней происходит выделение самостоятельных наук и философии как особого компонента духовной культуры. Характерной чертой античной философии является космоцентризм . Центральным элементом этого типа мировоззрения стало учение о космосе, включающем в себя природу, людей и богов. Важной чертой этой философии является также то, что в ней на основе созерцательности вырабатывается первая историческая форма диалектики. Космос мыслится как находящийся во взаимосвязи его составных частей, в изменении, движении, становлении. В отличие от древневосточной философии, которая стремилась к практической полезности, к социально-психологической и этической проблематике, античная философия лишь на закате своего существования выходит на эту проблематику, переходя от общеметафизических проблем к социально-этической проблематике и углублению во внутренний мир человека.

В эволюции античной философии, на основе ее содержательного анализа, выделяются следующие взаимопроникающиеся, а порою накладывающиеся друг на друга, пять периодов: 1) космологический , с его онтологией и вытекающей из него гносеологией и этикой, называемый порою досократическим или натурфилософским (VI-V вв. до н.э.);

2) антропологический , представленный софистами, Сократом и сократическими школами (2-я пол. V-IV вв. до н.э.);

3) классический , связанный с деятельностью Демокрита, Платона и Аристотеля (V-IV вв. до н.э.);

4) эллинистический , связанный с возникновением и распространением эпикуреизма, стоицизма и скептицизма, а также неоплатонизма (конец IV в. – I в. до н.э.);

5) римский , представленный философией Цицерона, Лукреция Кара, а также римским стоицизмом, эпикуреизмом, скептицизмом и философией позднеримского мыслителя Боэция (I в. до н.э. - VI в. н.э.).

Возникновение античной философии тесно связано с относительно высоким уровнем развития материального производства и с общим духовным скачком в VII-VI вв. до н.э. в Греции, который именуется «греческим чудом». Греческая философия выросла и развилась в благоприятных социокультурных условиях децентрализованной Греции на основе знаний, добытых не только в рамках древнегреческой, но и восточной культуры в предшествующие века.

6. философия европейского Средневековья

В I - II вв. формируются начала христианской религиозной философии, которая хотя и зарождается в рамках античной цивилизации, но далеко выходит за рамки философской атмосферы античности. К средневековой религиозной философии относится совокупность философских учений, развивавшихся в западноевропейском и ближневосточных обществах с I в. по XV в. В ее основе лежал способ философствования, своеобразие которого состояло в его сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма, общих для иудаизма, христианства и мусульманства. Для средневековой философии характерны не только способ философствования, но и сами религиозно-философские проблемы: сотворение мира и человека, предопределенность человеческой жизни, соотношение знания и веры и т.д. Последние были обусловлены ее теоретическими источниками - религиозными догматами и некоторыми идеями античной философии. В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, в средневековье господствовала уверенность в открытости истины, в откровении Священного Писания. Отсюда функции философии заключались в обсуждении правильных путей для осуществления причастия к богу и разум считался направленным на выявление сущности сотворившего мир Слова. В силу этого основаниями средневековой философии являлись креационизм и провиденциализм . В развитии средневеков фил можно выделить следующие этапы: 1) становление философии (I - II вв.); 2) патристика (II - IX вв.); 3) схоластика (Х-ХV вв.).

7.философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения (от франц. - возрождение, ренессанс) охватывает период с ХIV в. по 1 первую половину XVII в. В это время в Западной Европе происходил переход от средневековья к Новому времени, зарождались капиталистические отношения и складывались национальные государства. Наряду с этим возникает городская светская культура, связанная, во-первых, с возрождением интереса к античной культуре и, во-вторых, с зарождением новой культуры западно-европейских народов.

Эпоха Возрождения не оставила великих философских систем, однако она обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму и заложила основу философии, свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок. Характерные черты фило эпохи Возр, делающие ее своеобразным периодом в развитии европейской философии и отличающие от философии Средневековья и Нового времени: Во-первых, ренессансная философия перестает быть служанкой теологии, освобождается от церковного влияния и приобретает светское содержание, мирно сосуществуя с религией. Во-вторых, она отрицает “книжную мудрость” и схоластические словопрения на основе исследования самой природы, что проявляется в ее теснейшей связи с современным ей естествознанием и великими географическими открытиями. В-третьих, ей присущ ярко выраженный антропоцентризм, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, утверждающий в процессе творческой деятельности свою индивидуальность и независимость.

В эволюции философии эпохи Возрождения можно выделить четыре основ этапа:

- гуманистический (XIV - сер. XV вв.) - Данте Алигьери, Ф.Петрарка, Л. Валла;

- неоплатонический (сер.XV - первая пол. XVII вв.) - Н.Кузанский, М.Фичино

- натурфилософский (вторая пол.XVI - нач. XVII вв.) - Б.Телезио, Ф.Патрици, Д. Бруно, Т. Кампанелла;

- скептический (нач. XVII в.) - Эразм Роттердамский, Мишель Монтень.

Если в христианском мировоззрении на первом месте стоял Бог, а затем лишь человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а потом говорили о Боге.

Человек обожествляется в философии гуманизма, провозглашается существом «скорее божественным, чем человеческим», атрибуты божества присваиваются его уму и деяниям.

Итак, культура Возрождения, не будучи в состоянии создать истинно новую систему, впадает в скепсис. Скептическое мировоззрение явилось последним словом философии Возрождения.

8. Философия Нового времени

С XVII в. начинается период в развитии западноевропейской фил, который обычно называют философией Нового времени. Формирование и характер новой европейской философии определили наряду с социально-экономическим фактором (разложение феодальных и зарождение капиталистических отношений) по крайней мере три идейных фактора - возрождение античных культурных ценностей, религиозная реформация и развитие естествознания. Они обусловили постановку задачи исследования последних оснований бытия, познания и деятельности человека, способствовали освобождению философии от теологической проблематики и установлению тесной связи философии с наукой. При этом наука становится ферментом ее развития. Все это приводит к тому, что религия утрачивает монопольное положение в духовной сфере общества и возникает новое мировоззрение, отвечающее интересам науки о природе. Во-первых, изменяется предмет философии, а сами философы сосредотачивают свое внимание на решении вопроса о соотношении материи и сознания, а также на логико-гносеологических проблемах. Во-вторых, коренной перелом в развитии естествознания, появление и развитие частных методов и приемов исследования в области естественных наук поставили перед философией задачу обобщения их достижений и разработки общефилософского метода, а также проблему соотношения философии с частными науками. В-третьих, огромные успехи в развитии естественных наук и связанные с ними изменения в области методологии научных исследований чрезвычайно остро поставили перед передовой философией и такие теоретико-познавательные проблемы, которые касаются существа самого познавательного процесса, а именно: о происхождении познания, его источнике; о соотношении чувственного, опытного и рационального в познании; о познавательной роли чувственного опыта и абстрактного, логического мышления, об истине. При решении этих вопросов философы Нового времени разделились на два основных направления: эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Представители эмпиризма, будучи приверженцами экспериментально-опытных наук и опираясь больше на конкретные достижения тогдашней физики, химии, ботаники, зоологии, находившихся в основном на стадии собирания и обобщения довольно ограниченного материала, возводили в ранг всеобщего философского метода индуктивный метод. Они считали, что знание происходит из чувственного опыта, непосредственного наблюдения и эксперимента. Истины всеобщие и необходимые происходят только из опыта, а не из интеллекта.

Представители рационализма, являясь также творцами новой математики и теоретического естествознания, превозносили и абсолютизировали логическое мышление с его дедуктивно-математическим методом. Они стремились сделать его всеобщим методом философского и научного исследования. Источник всеобщности и необходимости математических истин выводился из самого ума: а) либо из понятий, врожденных уму (Декарт), б) либо из врожденных интеллектуальных потенций (Лейбниц). Таким образом, оба эти направления абсолютизировали одну из сторон познавательного процесса.

9. Философия Просвещения

XVIII век в истории европейской мысли справедливо называют эпохой Просвещения. В рамках этого направления была поставлена задача и предприняты решительные шаги «просветить» народные массы и таким образом очистить сознание людей от предрассудков, которые мешали освободиться от устаревших феодальных порядков и накопившихся мерзостей. Просвещение было направлено против церкви и христианства как идеологии, охранительной по отношению к феодализму. Его философско-теоретической основой стали деизм и материализм.

Философия Просвещения зарождается в Англии, где под влиянием почерпнутого из учения Локка положения, что всякое познание возникает из ощущений, ньютоновское учение о тяготении перетолковывается в чисто механическое мировоззрение. Основными лозунгами Просвещения были наука и прогресс. При этом просветители обращаются не просто к разуму, как это было раньше, а к научному разуму, который опирается на опыт и эксперимент и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных гипотез. Вера в мощь человеческого разума, в его безграничные возможности, а также в прогресс наук, создающих условия для экономического и социального благополучия, - таков пафос эпохи Просвещения.

Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Лондона и Парижа. Оно становится предметом широкого обсуждения среди литераторов и самих ученых, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Социальной основой новых идей явилось то, что они выражали интересы поднимающейся буржуазии, стремящейся к установлению своей политической власти.

Ядром философии Просвещения является культ свободы. С ним связаны возникновение новых ценностных ориентаций, утверждение естественных, неотчуждаемых прав личности и становление правовой демократии. Одновременно просветительская философия выступала обоснованием нового деспотизма, облеченного в тогу диктатуры разума. Ее представители исходили из того, что они вправе исправлять сознание другого человека, «переделывать» его в соответствии с универсальными нормами разума и вести людей к всеобщему счастью, совершенно не интересуясь их мнениями и предпочтениями. Все это выливалось в требование полного реформирования нравов, государства и общества.

Просветители верили в возможность морального совершенствования человека и в преобразование общественной жизни на разумных началах. Исходя из противопоставления «естественного» и «цивилизованного» состояния человека, они полагали, что в подлинно цивилизованном обществе «естественный» человек становится одновременно и цивилизованным. Этот процесс они относили к будущему, когда рухнут все препятствия на пути развития культуры и восторжествует «царство разума».

Огромное значение Просвещения в истории западноевропейского общества состояло в том, что оно поставило ряд вопросов, в которых приобрели конкретизацию основные мировоззренческие проблемы философии Нового времени: об овладении стихийными силами природы, о разумном преобразовании общества, об устранении конфликта между личностью и обществом.

10. Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв.) - важнейший этап в истории мировой философской мысли. Ее творцами являются Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель и Фейербах, создавшие оригинальные концепции и выдвинувшие ряд принципиально новых идей.

В немецкой классической философии нашли свое отражение как общие черты эпохи становления капитализма, так и конкретно-исторические особенности, присущие тогдашней Германии. В ней получили продолжение прогрессивные идеи западноевропейской философской мысли - вера в могущество разума, гуманизм, неотъемлемые права человека. Наряду с этим в рамках данного течения была переосмыслена и заново сформулирована проблема соотношения субъекта и объекта, разработан диалектический метод познания и преобразования действительности.

При всем богатстве разнообразных идей и концепций, немецкой классической философии присущ ряд общих существенных черт, позволяющих рассматривать ее как единое духовное образование.

1-особенностью немецкой классики- понимание философии как критической совести культуры, души культуры. Философия, по мнению ее представителей, впитывая живые соки культуры, призвана осуществить глубокую критическую рефлексию по отношению к человеческой жизнедеятельности. Они стремились охватить мыслью особенности развития природы, человеческого бытия и истории.

2-особенностью является разработка философии как сложной дифференцированной системы наук. Философия каждого из представителей немецкой классики является разветвленной системой идей, принципов, концепций, которые тесно связаны с предшествующим философским наследием и новаторски преобразуют его.

3-особенностью является то, что в этой философии происходило смещение акцентов с анализа природы на исследование человеческого мира и его истории. Здесь впервые осуществляется осознание того, что человек живет не только в мире природы, но и мире культуры.

4-особенностью является разработка целостной диалектической концепции развития, приложимой к миру природы, обществу и человеку, познанию, науке и нравственности.

11. Марксистская философия

Крупнейшим направлением мировой философской мысли второй половины XIX и начала XX столетий является диалектико-материалистическая философия, получившая название марксисткой по имени одного из ее создателей. Творческое наследие К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) является единым комплексом идей, хотя каждый из них имел свою «специализацию», особый круг рассматриваемых проблем.

Важнейшими вехами на пути становления марксистской философии стали труды Маркса «Тезисы о Фейербахе», «Нищета философии», а также совместные с Энгельсом работы «Святое семейство» и «Немецкая идеология». К зрелым марксистским философским работам можно отнести «Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Энгельса.

Этапы марксисткой философии -1 характеризуется переходом Маркса и Энгельса от идеализма и революционного демократизма к диалектическому и историческому материализму (с конца 30-х до конца 40-х годов XIX в.). На 2 этапе осуществляется дальнейшее развитие марксисткой философии, расширение круга рассматриваемых проблем и уточнение отдельных положений. Для 3 этапа характерно прежде всего распространение марксисткой философии в различных национальных культурах. 4 этап связан с систематизацией и дальнейшим развитием марксисткой философии в СССР, где философия являлась официальной и имела апологетический характер. Пятый этап развития марксисткой философии в России начался с 1991 г., когда она перестала быть государственной, но продолжает оставаться действенной основой для выдвижения новых философских идей.

Марксистская философия формируется и развивается как единый закономерный процесс - процесс диалектико-материалистического понимания природы, общества и человеческого познания. Она возникла и развивалась в неразрывной связи с практикой революционной борьбы рабочего класса, являясь философией рабочего класса. В ее задачу входило быть духовным оружием освобождения рабочего класса и всех трудящихся от эксплуатации и духовным средством построения коммунизма.

Эта философия базировалась на науке и стремилась сама быть наукой. Она претендовала на установление нового взаимоотношения между философией и наукой, всеобщим и частнонаучным знанием, преодолевая крайности натурфилософии (философия есть наука всех наук) и позитивизма (наука сама себе философия).

Диалектика глубоко пронизывает все мировоззрение марксизма, являясь его душой. Ее органическое соединение с материализмом стало исторической необходимостью для обеспечения прогресса научного знания и решения назревших социальных проблем.

До возникновения марксизма господствовал идеалистический взгляд на общество и его историю. Открытие Марксом материалистического понимания истории устранило коренные недостатки прежних общественных теорий,: идеализм в поним общественной жизни,натурализм в понимании общества и абсолютизация личности в истории.

12. Русская философия

Русская философия является важнейшей составной частью мировой философской мысли. Имея почти тысячелетнюю историю, она складывалась постепенно и оформилась лишь в XVIII в. Сегодня русская философия представляет собой многообразие течений, школ, учений, для которых характерен повышенный интерес к теме духовности как важнейшей характеристике бытия человека и общества.

Русская философия является важным компонентом мировой философии. Наряду с общими, она имеет также специфические черты, вытекающие из своеобразия развития русской культуры

Другой особенностью русской философии является то, что она развивалась долгое время в рамках религиозной формы общественного сознания, исключавшей существование нерелигиозных воззрений. Именно православное направление было всегда ведущим, определяющим в деле формирования оригинальных подходов и решений вопросов бытия и познания. Тесная связь философии с православием проявилась в том, что ряд видных русских мыслителей посвятил свое творчество разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения в его православном варианте.

В-третьих, русская философия всегда была тесно связана с жизнью, имела социальную направленность и определенную историософичность. Они много внимания уделяли вопросам развития истории, ее смысла, размышляли о судьбе России в контексте решения проблемы соотношения Востока и Запада, которая явилась фоном многих историософских исследований.

В-4 в отличие от представителей немецкой классической философии, русские мыслители осознавали недостаточность слишком отвлеченного мышления и рассматривали философию как средство решения коренных проблем человеческого бытия.

В-5, для русской философии характерна идея соборности. Соборность в рамках православия означала сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к богу и всем абсолютным ценностям.

В-6, к основным чертам русской философии относятся также ее несистематичность, некоторая недооценка рационалистических конструкций.

Основные этапы развития: 1) становление философии (X-XVII вв.);2) обособление философии от религии и формирование социального института (XVIII- сер. XIX вв.); 3) начало создания оригинальных философских учений (сер. XIX-начало XX вв.); 4) советский период (1917-1991 г.);5) возрождение русской национальной философии(с 1991)

Значение первого этапа в истории русской философии весьма велико. Прежде всего в его рамках создавались определенные идеи и формировался категориальный аппарат. Здесь сформировались три основных потока отечественной философской мысли: религиозный, нравственный и историософский.

19. Сознание, самосознание

Сознание предполагает выделение себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру ,то выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.. Самосознание есть определенная форма сознания. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Самосознание можно определить как осознание, оценку человеком своего знания, нравственного облика, присущих ему идеалов, мотивов поведения.

Формирование самосознания человека начинается не с осознания им самого себя как личности, противопоставленной природе и родовому коллективу. Процессу формирования осознания человеком самого себя как разумной личности предшествовал процесс формирования осознания родом самого себя как единого целого. Процесс оформления родового самосознания служил одним из условий и предпосылок возникновения личного самосознания. Первоначально выделял себя и противопоставлял окружающему миру, другим людям не отдельный человек, а род.

Самосознание не является созерцанием собственного изолированного индивида. Оно возникает в процессе общения; в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект.

Фомы самосознания: 1) самочувствие, элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей, 2) осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, к культуре, 3) возникновение сознания как «Я» совершенно особого образования, похожего на «Я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого.

Самосознание является высшей формой сознательного отношения человека. Выделив себя из объективного мира и противополагая себя ему, человек осознает себя как личность.

Но оно постоянно проверяется, корректируется и развивается в ходе включения человека в систему меняющихся отношений. Основная функция и жизненный смысл самосознания состоит в необходимости саморегулирования поведения и деятельности человека в системе общественных отношений, в отношении с другими людьми, с обществом в целом.

21. Познание как философская проблема

Теория познания или гносеология (от греч. – знание и – слово, учение)– это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Теория познания занимается поисками предельных оснований знания, которые не являются чем-то общепризнанным и непосредственно очевидным. Поэтому теория познания всегда выступает в виде наличия различных концепций: материалистических и идеалистических, эмпирических и рационалистических, скептических и догматических и т. д. Теория познания от специальных теорий отличается тем, что она ориентирована на поиски всеобщих оснований знания. В ней важен не только результат, но и ведущий к нему путь, способ обоснования этого результата. В развитии теории познания можно выделить следующие основные этапы: 1)Античная философия, когда возникла теория познания, выступая в виде критического обсуждения условий получения истинного знания. Центральной проблемой здесь является отношение знания и мнения, истины и заблуждения; 2) Теория познания Нового времени, эпохи Просвещения (17-18вв.), когда в центре стояло обсуждение вопроса об источнике познания, о научном методе познания, о связи «Я» и внешнего мира, «внешнего» и «внутреннего» опыта, первичных и вторичных качеств; 3)Теория познания немецкой классической философии, где большое внимание уделяется субъекту познания, его творческой активности; 4)марксистская теория познания, критически ассимилирующая достижения классической немецкой философии и главное внимание уделяющая роли практики в познании; 5) Современные неклассические теории познания, в которых осуществляется пересмотр таких традиционных гносеологических проблем, как соотношение субъекта и объекта, проблемы истины.

Познание включает три звена: 1)объект познания , 2)субъект познания , 3)процесс их взаимодействия. Познание – это процесс взаимодействия между субъектом и объектом, результатом которого выступает знание. В самом общем виде субъектом познания выступает тот, кто познает, человек, наделенным сознанием и обладающий знанием. В созерцательном материализме в качестве субъекта выступает отдельный индивид, который пассивно отражает воздействие внешнего мира. В качестве объекта выступает весь мир. В идеализме под субъектом понимается сознание. Так субъективный идеалист Фихте сводит субъекта познания к человеческому сознанию, которое выступает некоей субстанцией, творящей внешний мир или объект. Объективный идеалист Гегель допускает существование мышления вне человека. Существует внечеловеческий субъект, в качестве которого выступает мировой разум. В марксистской философии в качестве субъекта выступает общественный человек, социальные группы и все человечество. При этом подчеркивается активность субъекта в познании. В качестве объекта понимается та сторона реальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. В связи с этим не следует смешивать понятия «объект» и «объективная реальность ». В основе взаимодействия субъекта и объекта лежит практика.

Под практикой понимается целенаправленная предметно-чувственная деятельность людей по преобразованию материальных систем . Важнейшими чертами практики являются: целенаправленность, предметно-чувственный характер, преобразование материальных систем. Практика имеет конкретно-исторический характер, изменяясь в ходе истории. Практика является общественно-историческим, непрерывным процессом, в котором в качестве субъекта выступают сменяющие друг друга поколения людей.

22.23 24. Основные уровни и формы познания

Длительное время в гносеологии противостояли друг другу две концепции: эмпиризм и рационализм, которые расходились в признании источников истинного знания и оценке эффективности существующих форм познания. Эмпирики (Бэкон, Локк, Гоббс) считали, что в основе познания лежит опыт, а чувственные формы являются определяющими в получении научного знания. Недостатком эмпиризма была недооценка роли логического мышления. Близким к эмпиризму является сенсуализм, отводивший логическим формам лишь роль упорядочивания эмпирического материала. Так, Локк считал, что в знании нет ничего кроме чувственного опыта. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) ставили разум, логическое мышление выше чувств. Они считали, что органы чувств дают лишь поверхностное и иллюзорное знание и подлинную научную истину можно установить лишь на основе строгого логического анализа. Эмпиризм и рационализм являются крайностями в гносеологии, возникшими на основе одностороннего и ложного противопоставления в познании чувства и разума.

В реальном познавательном процессе можно выделить два уровня, две ступени познания: 1) чувственный и 2) рациональный . Уяснение сущности перехода от чувственного познания к логическому мышлению является камнем преткновения для всех метафизически мыслящих философов. На субъективно-идеалистической основе принцип единства этих ступеней познания разрабатывал Кант, а на объективно-идеалистической Гегель. С диалектико-материалистических позиций эта проблема решалась К.Марксом и Ф.Энгельсом, которые процесс познания рассматривали как сложный многогранный процесс отражения действительности. Общее движение процесса познания резюмируется в ленинской формуле: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике…» В основе живого созерцания лежит чувственное познание, включающее такие формы как: а)ощущения, б)восприятия, в)представления.

Предметы и явления окружающего мира воздействуют прежде всего на органы чувств человека (вкуса, зрения, обоняния, осязания, слуха). Ощущения возникают под влиянием процессов, исходящих из внешней по отношению к человеку среды и действующих как раздражители на наши органы чувств, а также процессов, происходящих внутри организма (например, пищеварения, сокращения мускулов, выделений) и фиксируют отдельные стороны предметов. Ощущения являются образами, отражениями, копиями или своего рода снимками свойств предметов и явлений объективного мира. Являясь субъективными образами объективного мира, не могут существовать вне конкретной исторической личности со всеми индивидуальными особенностями ее анатомо-физиологической организации, психического склада, опыта, интересов и склонностей, накладывающих свой отпечаток и на ощущения. Ощущения человека содержат в себе в идеальной форме то, что реально находится вне ощущений, в окружающем мире.

Восприятием является целостный чувственный образ, который мы получаем от того или иного объекта, когда одновременно работают несколько органов чувств. Представлением называется чувственный образ, который возникает в нашем сознании в отсутствии того или иного объекта, когда мы вспоминаем об этом объекте. Мы легко можем представить себе своих родных, своих друзей. В представлении мы имеет обобщенный чувственный образ объекта, не связанный непосредственно с его восприятием.

В отличие от чувственных форм логические средства познания не обязательно должны сопровождаться чувственными образами. Элементарными формами логического отражения являются: а)понятия б)суждения в)умозаключения

Понятие – это мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (например: человек, дерево, дом, молекула, клетка и т.д.). Если в восприятии мы отражаем внешний облик данного человека, а в представлении – типичный облик человека с характерными для него внешними признаками (прямой походкой, руками, ногами, головой и т.п.), то в понятии о человеке мы не ограничиваемся отражением этих признаков, а раскрываем его более глубокие, существенные признаки. Содержанием понятия «человек» охватываются его существенные признаки: человек выступает как общественное существо, способное производить орудия труда, использовать их в своем воздействии на окружающий мир и обладающее сложноорганизованным мозгом, сознанием и членораздельной речью. Понятия отличаются от форм чувственного познания по способу образования и выражения, а также по своим познавательным возможностям. С помощью понятий человек проникает в то, что недоступно ощущениям, восприятиям и представлениям. Человек не может, например, воспринимать скорость света, строение атома, работу мозга, но он может отразить все эти явления с помощью понятий. Будучи не в состоянии непосредственно воспринимать эти явления, он может понять их.

Понятия не существуют в голове человека изолированно друг от друга. Чтобы отразить связь и взаимозависимость явлений, понятия должны быть связаны между собой. Они возникают и существуют лишь в определенной связи, в виде суждений. Мыслить – это значит судить о чем-либо, выявлять определенные связи и отношения между различными сторонами предмета или между предметами. Суждения это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем либо. В человеческой речи суждение выражается в виде предложения. По отношению к действительности суждения оцениваются как истинные или как ложные, т.е. соответствуют ей или не соответствуют, что устанавливается в конечном счете в практической деятельности людей. К тому или иному суждению человек может прийти или путем непосредственного наблюдения какого-либо факта, или опосредованным путем – с помощью умозаключения. Умозаключение – это процесс мышления, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение. Таким образом, если суждение представляет собой определенную взаимосвязь понятий, то умозаключение – это получение новых суждений на основе уже имеющихся. В отличие от чувственных форм логические средства познания не обязательно должны сопровождаться чувственными образами. Правда, в понятии как бы в свернутом виде содержится образ предмета.

25. Проблема истины в философии

Проблема истины является ведущей в теории познания. От того как она понимается зависит зачастую и жизненная позиция человека. Имеются различные трактовки истины. В классической гносеологии главным являлось понимание истины как соответствия знаний действительности. Истина – это соответствие, адекватность наших знаний содержанию объекта познания . Это соответствие имеет следующие главные характеристики. Во-первых, это – объективность истины как такой части знания, содержание которой от нас не зависит. Она существует потому, что существует объективный материальный мир, который в ней отражается, а отражение предполагает сходство с оригиналом. Это независящее от нас содержание наших знаний и есть о б ъ е к т и в н а я истина. Во-вторых, по своей форме истина всегда субъективна, так как при взаимодействии субъекта и объекта всегда участвует сознание, определяя форму восприятия. На чувственной ступени познания эта форма определяется предысторией человека и особенностями биохимических и физиологических процессов. На уровне абстрактного мышления субъективность проявляется в зависимости от того, какие знаковые системы мы используем и при каких условиях осуществляется познание. В-третьих, это – абсолютность истины как той части знания, которая не может быть опровергнута дальнейшим развитием познания. В-четвертых, это – относительность истины как приблизительное, верное лишь при определенных условиях знание.

Истина достигается в противоречивом взаимодействии субъекта и объекта и поэтому в ней отражается единство объективного и субъективного моментов познавательного процесса.

Достижение объективной истины является целью познавательной деятельности. Под объективной истиной понимают такое содержание наших знаний, которое целиком и полностью обусловлено объектом, не зависит ни от человека, ни от человечества . Под абсолютной истиной понимается знание полностью, абсолютно совпадающее по своему содержанию с отражаемым объектом . Однако достижение такой истины в процессе познания является скорее идеалом, чем реальным результатом. Обычно приходится довольствоваться относительными истинами. Под относительной истиной понимается такое знание, которое частично, неполно соответствует объекту познания. Относительная истина уточняется и дополняется в ходе познания и она выступает как знание, подлежащее изменению. В реальном процессе познания абсолютная и относительная истины, хотя и противостоят друг другу, но в то же время взаимосвязаны. Путь к абсолютной истине лежит через уточнение и обогащение относительных истин.

наиболее надежным критерием истины, способствующим отграничению ее от заблуждения, является практика. Вместе с тем нельзя абсолютизировать практическую деятельность, поскольку она имеет не абсолютный, а конкретно-исторический характер. Поэтому можно сказать, что критерием истины является практика, взятая в ее историческом развитии.

28. Теории возникновения человека

В глубокой древности возникли 3 основные версии возникновения человека: 1) люди сотворены богами, 2) люди сотворены пришельцами из космоса, 3) люди появились в ходе биологической эволюции. Две первые теории не разделяются учеными-специалистами в области антропогенеза и считаются вненаучными.

Первые мифы о сотворении человека из земли появились у народов Передней Азии примерно 10-11 тысяч лет назад. Так, в аккадских сказаниях боги лепят людей парами из глины, а затем через пуповину вселяют в них жизнь. В Библии говорится: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Книга Бытия). По библейскому сказанию, Адам – первый человек и отец рода человеческого, проживший 930 лет. В отдельных мифах содержится зародыш эволюционного подхода к объяснению появления человека на земле. Так, люди из индийского племени джайвате полагали, что они происходят от бога – обезьяны Ханумана. В качестве доказательства они указывали на то, что у их князей якобы сохранялись более длинные позвоночники с отростками, похожими на хвост, с которым обычно изображался Хануман – герой эпической мифологии «Рамаяна». Согласно некоторым мифам, процесс превращения обезьян в человека происходил не сразу, а в течение нескольких поколений.. У ряда племен Малаккского полуострова в Юго-Восточной Азии сохранились предания о том, что они потомки белых обезьян, которые жили в горах, но однажды послали своих детенышей вниз, в долину, где и произошел процесс превращения обезьян в людей.

Сторонники внеземного происхождения человека утверждают, что он является созданием пришельцев из космоса. Они якобы посетили нашу Землю в глубокой древности и оставили вот такую «визитку». Этот подход называют иногда палеовизит. Такого рода гипотезы реального подтверждения не имеют.

В Х1Х в., особенно после создания Ч.Дарвиным эволюционной теории, получила распространение трудовая теория происхождения человека. Нам она известна в марксистском варианте, хотя и не сводится к ней. Все сторонники этой концепции считают, что именно труд, начинающийся с изготовления орудий труда, способствовал формированию человека, изменению его руки и мозга. Таким образом, 1) орудийная деятельность, 2) сплочение в общество, 3) речь и мышление считаются решающими факторами превращения обезьяны в человека. Затем добавились регулирование брачных отношений, нравственность и др.

Основные принципы марксистской концепции антропосоциогенеза изложены в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Он творчески развил применительно к процессу возникновения человека содержащуюся в «Капитале» идею К. Маркса о том, что социальное значение труда не ограничивается преобразованием внешней природы, но обусловливает также изменение самого человека и всей системы взаимоотношений людей. Формулируя трудовую теорию происхождения человека, Ф. Энгельс не ограничился, однако, чисто социальными факторами развития. В анализе проблемы происхождения человека он искал связующие, промежуточные звенья между различными формами движения материи. В частности, в антропогенезе он стремился проследить переходы биологической формы движения в новую, социальную форму.

Признавая естественно-историческое происхождение человека, Ф.Энгельс вместе с тем доказывал, что человек качественно отличается от животных, поскольку обладает специфическими, только ему присущими признаками и свойствами. Подчеркивая роль труда в возникновении человека, он не отменяет дарвиновскую теорию антропогенеза, а, наоборот, раскрывает ее, дополняет на всех этапах, но, главным образом, на заключительном этапе, когда совершается переход от животного к человеку.

Концепция естественного отбора Дарвина и трудовая теория Энгельса не исключают, а дополняют друг друга: первая объясняет смысл начальной стадии антропогенеза, вторая – его заключительной стадии. С точки зрения марксизма связующим звеном антропосоциогенеза выступает не идеалистическое «чудо» творения и не естественный отбор, а труд. Причем труд есть процесс изменения не только внешней природы, но и внутренней природы человека.

30. Понятие общества

Первоначальное понимание общества, выработанное в обыденном сознании и затем перенесенное в философию и науку, гласило: общество есть совокупность людей. Действительно, без людей не может быть общества, поскольку именно люди образуют ядро общества. Вместе с тем это определение не указывает на связи и отношения, которые соединяют людей в единую целостную систему. Научное понимание общества обычно связывают с возникновением социологии, которая долгое время развивалась в рамках философии. В Х1Х в. сначала социалисты, а затем социологи стали изучать общество в качестве особой реальности. Оперируя понятием «общество», исследователи открывали особый аспект реальности – общественное, социальное бытие , не совпадающее с природным бытием и не сводимое к конкретным видам бытия человека и его природного мира. Лат. слово «социо»-соединять, объединять, затевать совместный труд

Человеческое общество – это высшая ступень развития материального мира, относительно независимое от природы духовно-материальное образование, способом существования которого является производство социальных и природных условий жизни человека.

основные теоретические модели общества, основывающиеся на различном понимании природы человеческого общества:

Договорная теория общества , признаки теории: натурализм в понимании человека и его общественной жизни, идеализм, механицизм, абсолютизация личностного начала и роли разума в общественной жизни. В ней на передний план вышла государственная составляющая общественной жизни. В то же время договорная теория общества имела свое историческое оправдание как первая теоретическая модель, расчищающая путь для научного постижения общества.

Натуралистическая модель общества , Общество, по мнению представителей этой теории, является естественно возникшим образованием, появившимся помимо воли человека. Поскольку общество представлялось по аналогии с организмом, то его сущность выяснялась, исходя из строения и функций организма., исследователи сравнивали мозг с правительством,кровеносные сосуды с путями сообщения,кровяные шарики с деньгами..

В середине Х1Х в. сформировалось материалистическое понимание общества и его истории, создателями которого были К.Маркс и Ф.Энгельс. Главным принципом являлось положение, что не сознание людей определяет их бытие, а общественное бытие определяет их сознание . Суть материалистического понимания общества составляет положение о способе производства , который складывается объективно. Идеалом и целью истории марксисты провозглашали коммунизм как некое идеальное общество, справедливо и разумно организованная ассоциация тружеников.

К. Маркс показал, что общество как специфическое образование отличается от природы: 1) по способу существования (производство материальное и духовное); 2) по содержанию (люди и созданный ими предметный мир); 3) по наличию в обществе духовных компонентов; 4)по наличию социальных закономерностей.

31. Основные сферы жизни общества

Под сферой общества понимают определенную его часть, объективно существующую, структурно оформленную и связанную с другими частями. В качестве основных сфер жизни общества можно выделить:

а) экономическую б) социальную в) политическую г) духовную

Широкими подсистемами являются материальная и духовная сферы. Материальная или экономическая сфера включает в себя проявление материально-производственной деятельности людей,процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Социальная сфера включает в себя различные социальные общности людей: классы, социальные группы, нации и т.д., а также их взаимодействие. Политическая включает политическое сознание, политические отношения, политические организации и институты. Функционирование политической сферы связано с решением вопроса о власти. Духовная сфера – это результат развития духовного производства, воспитания, образования…

Все сферы общества взаимосвязаны между собой.

Функции общества:Внутренние отношения – способ бытия общества, выражающийся в непрерывно идущей перестройке его собственных характеристик. Внешние отношения – способ бытия общества, выражающийся механизмом его связи со средой.

Обеспечение жизнедеятельности общественного организма неразрывно связано с выполнением им внутренних функций. Они призваны перерабатывать входящие извне необходимые для социальной жизни природные компоненты, формировать общественные компоненты и включать их в функционирование общественной системы.

Главной задачей общества является быть основой целенаправленной деятельности людей, их жизнедеятельности . Это является общей универсальной функцией общества, которую можно назвать человекотворческой функцией. Благодаря ей происходит социализация индивида и выделение человека из природного мира. Второй функцией, с которой начинается общественное бытие человека, является та, которая осуществляется в труде, в производстве потребностей и их удовлетворении. Функционирование труда в качестве способа удовлетворения потребностей человека превращает природу в «неорганическое тело» человека. Этот процесс охвата природы разумной деятельностью человека, процесс создания свободы человека по отношению к силам природы, может быть охарактеризован как «свободнотворческая функция труда».

Специфическую роль играет в обществе его духовная сфера, основной функцией которой является духовное обслуживание материальной и духовно-практической жизни. Духовная деятельность общественного субъекта выполняет важные функции духовного обеспечения его преобразовательной деятельности. В разные эпохи эту функцию выполняли различные формы общественного сознания – мифология, религия, политика…

32. Понятие духовной жизни общества

Жизнь тела – это материальная жизнь общества, а жизнь духа – это духовная жизнь общества . Хотя носителем духа является тело, однако это не означает, что тело возникло значительно раньше духа и может существовать без него, всегда является определяющим. Как не может быть общества бестелесного, так не может быть общества бездуховного. Дух и тело, а значит материальная жизнь и духовная жизнь являются важнейшими сторонами человеческого общества, его атрибутами, составляют тот фундамент, на котором происходит усвоение новых знаний и функционирование мировоззрения. Мировоззрение выполняет функцию обеспечения связи между духовной жизнью общества как процессом и общественным сознанием как идеальной системой.

Духовность – это свойство духа общества. Духовное – это проявление не только сознания, но и самосознания, самопереживания, самоощущение человека и общности.

Понятие «духовность» в сочинениях западных гуманистов заключает в себе неприятие западноевропейской техногенной цивилизации, западного образа жизни.

Таким образом, важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Это связано с тем, что духовное или духовность присуще только человеку, оно выделяет и возвышает его над остальным миром. Духовная жизнь – это деятельность людей по производству, потреблению и передаче духовных ценностей.

Основными компонентами духовной жизни общества являются: духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, духовные отношения и духовное общение.

Основу духовной жизни общества как системы составляет духовная деятельность людей, которая является способом их существования, способом бытия. Специфика духовной деятельности заключается в том, что она представлена двумя видами: а) духовно-познавательной деятельностью и б) ценностно-ориентировочной деятельностью.

духовные потребности, на удовлетворение которых направлено духовное производство. Духовные потребности обладают следующими чертами: 1) они тесно связаны с сознанием, 2) их удовлетворение осуществляется, главным образом, в сфере свободного времени, 3) связь между субъектом и объектом духовных потребностей характеризуется бескорыстием, а процесс их удовлетворения практически безграничен, 4) они тесно связаны с социальными интересами и мировоззрением. Духовное потребление – это процесс удовлетворения духовных потребностей. В процессе духовного производства и духовного потребления люди вступают в определенные отношения, которые по своему характеру относятся к идеологическим общественным отношениям. Духовные отношения – это отношения между учителем и учеником, воспитателем и воспитуемым, пропагандистом и слушателем. Эти отношения могут существовать как в сознании, так и вне сознания. Духовное общение выступает формой обмена идеями, представлениями, чувствами. Обмен продуктами духовной деятельности, взаимное познание, взаимное влияние составляет основное содержание духовного общения. Оно осуществляется с помощью материальных посредников: языковых и неязыковых знаков, технических средств (радио, телевидение)

33. Понятие общественное сознание,структура

Общественное сознание – это совокупность идей, взглядов, теорий, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих общественное бытие. Оно существует в многообразных формах (политические и правовые взгляды, мораль, наука и философия, искусство и религия), является вторичным по отношению к нему и определяется им.

В гносеологическом аспекте структурные компоненты общественного сознания различаются главным образом по уровням, формам и способам отражения общественного бытия. Такими компонентами являются: 1) обыденное сознание и теоретическое сознание, 2) формы познания: эмпирическое и теоретическое . В социологическом аспекте структурными компонентами общественного сознания являются: 1) общественная психология и идеология , 2) индивидуальное и общественное сознание , 3) формы общественного сознания . При конкретно-историческом подходе к общественному сознанию можно выделить следующие типы сознания: 1) сознание первобытного общества, 2) сознание классово-антагонистических обществ, 3) бесклассовое коммунистическое общество.

Обыденное сознание возникает и развивается как стихийно, в процессе повседневной практической деятельности, так и сознательно, в результате воспитательной работы.

Оно включает а) эмпирические знания и приобретенный на протяжении исторической жизни людей опыт, б) круг представлений, чувств, эмоций, мыслей, стремлений, побуждений, возникших в результате отражения в сознании людей условий их трудовой деятельности и бытовых условий, т.е. общественную психологию.

Теоретическое сознание включает: а) научные знания в виде определенных понятий, гипотез, аксиом, теорий, законов, отражающих природу и общественную жизнь, б) общественную идеологию, отражающую общественное бытие через призму классовых интересов.

Характерные черты двух уровней общественного сознания, их связи можно раскрыть в процессе рассмотрения их основных компонентов: общественной психологии и общественной идеологии. Общественная психология – это совокупность чувств, эмоций, мыслей, побуждений, привычек, стихийно возникающих у людей на основе непосредственного, практического взаимодействия с обществом (эмпирического мышления и практического житейского опыта). Общественная идеология ––это система взглядов, идей и принципов, которая выражает интересы определенных социальных групп или общества в целом. Она возникает на базе усложнения общественных отношений, с развитием абстрактного мышления, Она возникает не стихийно, а как продукт сознательной деятельности идеологов.

40. сущность глобальных проблем современности

Глобальные проблемы современности – это совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс в современную эпоху.

В современной литературе выделяют три значения термина «глобальный»: 1) повсеместный, т.е. характерный для всей планеты, 2) масштабный, 3) общий, всеобщий.

Глобальность – это единый сплав пространственно-географического размаха, общечеловеческой значимости, всемирно-исторической актуальности, общепланетарной остроты и опасности, социоприродной и биосоциальной универсальности и совместимости.

В настоящее время существует два подхода к рассмотрению времени возникновения глобальных проблем. Представители первого подхода утверждают, что глобальные проблемы возникли в глубокой древности, отличаясь в различные эпохи. Уже в древнем обществе гибли отдельные социальные организмы, и даже цивилизации не только от стихийных бедствий, но и в результате неразумной производственной деятельности людей. При этом мерой глобальности рассматривается не всеземной масштаб (весь глобус), а степень угрозы тому или иному общественному организму – племени, роду, нации, цивилизации. Представители второго подхода относят возникновение глобальных проблем к середине ХХ столетия. Классификация глобальных проблем

Сегодня уже сотни проблем называют глобальными, поскольку с ними в той или иной мере сталкиваются все страны и они оказывают все возрастающее воздействие на жизнь всего мирового сообщества. Возникает настоятельная потребность в их систематизации, классификации и типологизации. Решение глобальных проблем немыслимо без их научной, логически стройной классификации. Именно классификация может помочь выделить существенные связи, установить приоритеты, способствовать боле глубокому пониманию и принятию практических решений. Первые попытки систематизации глобальных проблем были предприняты в начале 70-х годов и связаны, прежде всего с исследованиями, выполненными по заказу Римского клуба.

К 1 группе можно отнести следующие проблемы: а)предотвращение мировой ракетно-ядерной войны, угрожающей гибелью цивилизации и самому существованию жизни на нашей планете; б)установление нового международного экономического порядка на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества; в)борьба за прогрессивные формы политической и экономической интеграции для углубления международного разделения труда и выравнивания уровней социально-экономического развития стран земного шара; г)управление развитием НТР, ее гуманистической направленностью, ликвидация антигуманных тенденций в науке и технике. Ко 2 группе глобальных проблем, связанных с оптимизацией, гармонизацией и гуманизацией отношений между обществом и природой относятся: а)предотвращение стихийных бедствий, в том числе антропогенного или смешанного происхождения (опустынивание, эрозия, засоление почв и т.д.); б) рациональное и экономное использование природных ресурсов (плодородных земель, пресных вод, полезных ископаемых, лесов, фауны и флоры и т.д.); в)управление ростом и качеством народонаселения; г) продовольственная проблема; г)защита окружающей природной среды и механизмы ее самовоспроизводства. К 3 группе относятся глобальные проблемы, связанные с демократизацией отношений общества и личности, ее освобождения и разностороннего развития, гарантий ее лучшего будущего: а)ликвидация эксплуатации, нищеты и других форм социального неравенства, реализация подлинного богатства человеческого общения; б)обеспечение сотен миллионов людей на всех континентах элементарными средствами существования, в первую очередь продовольствием; в)преодоление негативных тенденций урбанизации; г)ликвидация неграмотности и развитие образования с учетом быстрой инфляции знаний и взрыва информации; д)общественный контроль за средствами массовой коммуникации и массовой культуры; е) гарантии прав человека, прежде всего права на жизнь, на существование в здоровой среде.

три группы глобальных проблем современности: 1) общемировые, 2) общепланетарные и 3) общечеловеческие. Изложенная классификация носит весьма условный характер и ее нельзя абсолютизировать. Отнесение проблем к той или иной группе не может быть однозначным. Так, продовольственная проблема не сводится к производству продовольствия, но включает в себя и процесс распределения и потребления. Все это дает основание включать ее во все три группы, выделяя разные аспекты ее изучения. Следует также учитывать, что для разных стран, регионов и для мира в целом характерен свой реестр проблем, требующих первостепенного решения. Это обусловлено как естественными условиями, так и социально-экономическими и политическими причинами.

1. Понятие философии

Философия – одна из древнейших и интереснейших областей человеческого знания. Первым духовным источником философии являются золотые россыпи народной мудрости . Это знание задолго до изобретения письменности было словесно организовано в форме пословиц, поговорок, легенд, былин, афоризмов и т.д. Умнейшие мужи древности резюмировали народную мудрость и некоторые из них, как Фалес, становились философами. Мифология была другим духовным источником философии. В процессе рационализации мифологии происходила трансформация ее образов в мифологии философии, т.е. неразвитых философских положений, формировалось логико-теоретическое мышление. Возникновение философии означало постепенный переход от мифов к самостоятельному, независимому от внешнего авторитета размышлению человека о мире, о человеческой судьбе. Третьим духовным источником философии оказалось возникающее научное знание. Оно способствовало развитию объективного и точного наблюдения явлений природы. Его влияние, в частности, сказалось на использовании в философии такого логического приема из области математики как доказательство выдвигаемых положений.

Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». в переводе с древнеиндийского языка этот термин означает «видение истины».

Философское понимание мира отличается обобщенным и целостным характером. Содержательным его ядром будет построение целостной картины мира и определение места человека в нем. Для обозначения этого ядра употребляется термин «мировоззрение».

Мировоззрениеэто совокупность наиболее общих взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, программу его поведения, действия.

Мировоззрение имеет свою структуру. Одним из компонентов структуры является знание о мире и знание о себе. Оно может быть обыденным, научным, эмпирическим (опытным), теоретическим, техническим и т. д. Может быть полным или приблизительным. Таким образом, знание есть величина переменная.

Другим компонентом структуры мировоззрения являются ценности как эталон, на который можно ориентироваться в определении своего места в этом мире и своего назначения. Ценности выступают характеристикой полноценного бытия мира и человека. Это также переменная величина, ибо по реестру мировоззренческих ценностей проходят ценности в диапазоне от общечеловеческих до групповых и личных. Они могут быть подлинными и мнимыми. Третий компонент структуры мировоззрения представлен идеал . Идеал выступает как образец, прообраз совершенного отношения человека к миру, как высшая цель устремления человека в выборе своего жизненного пути. Но таковым идеал может состояться, если он основан на истинном знании о мире и о себе, если он сложился на основе подлинных ценностей. Ложные знания и ценности ведут не к идеалу, а к идолу. Производной от отмеченных компонентов является психологическая установка конкретного человека на конкретное отношение к миру с целью удовлетворения биологических и социальных потребностей, с целью самовыражения. Психологическая установка является существенной составляющей структуры мировоззрения, ибо в ней реализуется сознание индивида, как соотношение знания о мире и знания о себе, о своих возможностях, способностях, желаниях, потребностях и т. д.

Мировоззрение формируется стихийно и сознательно. В первом случае оно складывается методом проб и ошибок, во втором случае – теоретическим путем, опираясь на накопленный человеческий опыт. Мировоззрение – эмоциональное отношение человека к окружающему миру и самому себе. Огромную роль в мировоззрении играют такие чувства как любовь, надежда, вера, однако мировоззрение может быть окрашено нигилизмом, отчаянием, ненавистью. Теоретическое мировоззрение – понятийное отражение мира. Оно включает в себя, во-первых, повседневное знание, жизненный опыт, здравый смысл, предрассудки, во-вторых, теоретические знания (научные, художественные и т. д.). Ядром теоретического мировоззрения являются философские знания.