Главная Учебники - Философия Лекции по философии - часть 5
Задание 1. Определите вид отношений между следующими понятиями, изобразите его с помощью круговых схем: Писатель, журналист. Ответ: Понятия являются сравнимыми, т.е. то есть в их содержании имеются общие признаки, поэтому отношения между понятиями возможны. Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые, в нашем случае понятия относятся в совместимым, т.е. их объемы содержат общие элементы. Данные понятия относятся к виду совместимости – пересечение, т.е. объемы понятий совмещены частично. "Писатель" и "Журналист": некоторые писатели являются журналистами, есть писатели, не являющиеся журналистами, и есть журналисты не являющиеся писателями. Писатель Журналист Задание 2. Проверьте, правильно ли обобщены понятия: Унтер Пришибеев – герой рассказа А.П. Чехова. Ответ: Обобщение – переход от видового понятия к родовому путем отбрасывания от содержания, данного видового понятия его видообразующего признака. Я считаю, что обобщение выполнено правильно, потому что выполнен переход от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием. Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия. Унтер Пришибеев относится к герою рассказа А.П. Чехова как индивид к виду. Задание 3. Проверьте, правильно ли ограничены понятия: Организм – живая клетка. Ответ: Ограничение – переход от родового понятия к видовому путем добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков. Ограничение выполнено не правильно, не выполнен переход от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием (организм), к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием (живая клетка). Задание 4. Проверьте правильность приводимых ниже определений. Укажите, в чем состоит ошибка в неправильных определениях. Кит – рыба, превосходящая остальных своими размерами. Ответ: Данное определение не правильное. Кит – это млекопитающее, а не рыба. Dfd - "Кит" Dfn – "Рыба не правильно", правильно "Млекопитающее" Отличительный признак присутствует – "превосходящее остальных своими размерами. " Правильное определение понятия: Кит – это млекопитающее, превосходящее остальных своими размерами. YDfd = YDfn + C Задание 5. Установите, к какому виду относится каждое из следующих определений. Щелочь - это жидкость, при погружении в которую лакмусовой бумаги последняя окрашивается в синий цвет. Ответ: Вид: Определение через род и видовое отличие. Задание 6. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката. Определенная часть преобразующей деятельности человека негативно изменяет условия развития естественных систем. Ответ: Некоторые S суть Р (SiP) Определенная часть преобразующей деятельности человека негативно изменяет условия развития естественных систем. PS S и Р нераспределены/ Суждение частноутвердительное (J) типа; S (субъект): "часть преобразующей деятельности человека"; Р (предикат): "условия развития естественных систем"; З (квантор существования): " Определенная "; (утвердительная связка): "негативно изменяет". ЗS - P Задание 7. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата, и укажите в каких примерах допущены ошибки и в чем они заключаются. Ложно, что все человеческое мне чуждо; значит истинно, что ничто человеческое мне не чуждо. Ответ: Каждая линия, соединяющая выделенные типы суждений, представляет определенное отношение между двумя типами суждений. Зная истинность или ложность одного суждения в схеме “логического квадрата”, можно сделать вывод об истинности или ложности другого суждения. Вывод об истинности суждений: если истинно А, то ложно О и ложно Е; если истинно Е, то ложно I и ложно А; если истинно I, то ложно Е; если истинно О, то ложно А. Е – ничто человеческое мне чуждо. А – все человеческое мне не чуждо. Значит, если истинно Е, то ложно А. Ошибок не допущено. Задание 8. Преобразуйте суждение по правилам "превращения". Некоторые спортсмены являются мастерами спорта. Ответ: Превращение представляет собой умозаключение, в котором происходит изменение логической связки суждения. Некоторые спортсмены(S) являются мастерами спорта. (P) Некоторые спортсмены(S) не являются не мастерами спорта. (Р) Данное суждение преобразовано по следующему типу превращений: Некоторые S есть P____ Некоторые Sне есть не - P Задание 9. Проверьте правильность "обращения". Если обращение неправильно, сделайте правильный вывод. Все экономические законы являются объективными. Значит все объективные законы являются экономическими. Ответ: Обращение есть такое преобразование суждения, в котором субъект и предикат меняются местами. Обращение неправильно. Правильным будет следующее обращение: Все экономические законы(S) являются объективными. (P) Некоторые объективные законы(P) являются экономическими(S) Данное суждение преобразовано по следующей схеме обращения: Все S есть Р_______ Некоторые Р есть S/ Задание 10. Преобразуйте суждение по правилам "противопоставление предикату" (если это возможно). Проверьте правильность с помощью превращения и обращения. Всякий закон является нормативно – правовым актом. Ответ: Заключение, полученное путем противопоставления предикату, зависит от количества и качества исходного суждения. В соответствии с этим данный вид непосредственного умозаключения осуществляется следующим образом. Все S есть Р - > Ни одно не-Р не есть S/ Всякий закон является нормативно – правовым актом. -> Ни один не нормативно-правовой акт не является всяким законом. С помощью превращения. Все S есть Р Ни одно S не есть не – Р Всякий закон (S) является нормативно – правовым актом. (P) Ни один закон (S) не является не нормативно – правовым актом. (Р) С помощью обращения. Все S есть Р Некоторые Р есть S Всякий закон (S) является нормативно – правовым актом. (P) Некоторые нормативно-правовые акты (Р) являются законами(S) Задание 11. Установите правильность простого категорического силлологизма, определив его фигуру и модус. Сделайте полный разбор силлологизма: укажите заключение, посылки, средний, меньший, больший термины, меньшую и большую посылки. Изобразите в круговых схемах отношения между терминами. Натрий - металл, а металлы электропроводны, следовательно, натрий электропроводен. Ответ: Первая фигура характеризуется тем, что средний термин занимает место субъекта в большей посылке и место предиката - в меньшей. Приведем соответственно её графическое изображение. S M SP Все металлы(М) электропроводны. (Р). Натрий (S) – металл(М) . Следовательно, натрий (S) электропроводен (Р). Модус: Barbara(AAA). (1) Все металлы электропроводны. (2) Натрий – металл. (3) Натрий электропроводен. Большая посылка – суждение (1) Меньшая посылка – суждение (2) Заключение – суждение (3) Средний термин – "металл" (М) Большой термин – "электропроводны" (Р) Меньший термин – "натрий"(S) MS 1. Гетманова А.Д. “Логика” - М. Высш. школа 1986. 2. Евстратов В.Д. “Логика и теория аргументации”, Казань 1999г. 3. Иванов Е.А. “Логика”, М. 1996г.
|