Главная Учебники - Философия Лекции по философии - часть 5
Задание 1.
Укажите требования, каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках. Учитель: «Надеюсь, Том, что я не увижу, что списываешь с чужой тетради». Том: «Я тоже на это надеюсь». Ответ: Нарушен закон тождества. В примере произошла подмена понятий, что противоречит этому закону. Нам не ясно на что надеется Том: или на то, что учитель действительно не увидит, как он списывает с чужой тетради, или на то, что он не будет списывать с чужой тетради. То есть, допущена типичная логическая ошибка- двусмысленность. Задание 2.
Дайте полную логическую характеристику понятиям: 2.1 Диктатура; 2.2 Следователь; 2.3 Бескорыстие. Ответ: 2.1 Диктатура - это общее (нерегистрирующее), несобирательное, абстрактное, положительное, безотносительное. 2.2 Следователь - это общее (нерегистрирующее), несобирательное, абстрактное, положительное, безотносительное. 2.3 Бескорыстие - это общее (нерегистрирующее), несобирательноe, абстрактное, отрицательное, безотносительное. Задание 3.
Укажите вид деления понятий, делимое понятие, члены деления, основания деления: 3.1 Конституция Российской Федерации гарантирует всю полноту социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан. 3.2 Суждения по качеству делятся на утвердительные и отрицательные. Ответ: 3.1 Вид деления понятия - деление по видоизменению признака; делимое понятие - Конституция Российской Федерации; члены деления - социально-экономические, политические и личные; основание деления - по виду прав и свобод. 3.2 Вид деления понятия - дихотомическое деление; делимое понятие - суждения; члены деления - утвердительные и отрицательные; основание деления - по качеству суждений. Задание 4.
Дайте объединенную классификацию суждений (вид суждения, субъект, предикат, связку, количество и качество суждения, кванторное слово, распределенность терминов суждения). 4.1. Только талантливый оратор не говорит заученными фразами. 4.2 70 процентов мирового грузооборота перевозится морским путем. Ответ: 4.1 Вид суждения – атрибутивное (Sесть P). Субъект - «только талантливый оратор»(S). Предикат - «не говорит заученными фразами» (Р). Связка - «не говорит». Кванторное слово - «только». По количеству суждение общее, по качеству - отрицательное. В общеотрицательном суждении S и P-распределены. 4.2 Данное суждение - атрибутивное (S- P). Субъект-« 70 процентов мирового грузооборота» (S). Предикат - « перевозится морским путем» (Р). Связка - « перевозится». Кванторное слово-« 70 процентов». По количеству суждение частное, по качеству – утвердительное. В частноутвердительном суждении ни S, ни Р не распределены. Задание 5.
Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения); запишите суждения с помощью символов. Используя логические связки. 5.1Сахар, брошенный в чай, тем быстрее растворяется, чем горячее чай. 5.2. Если я видел дальше других, то потому, что я стоял на плечах гигантов. (Ньютон). Ответ: 5.1 Данное суждение является условным (импликативным), состоит из двух простых, связанных логической связкой « чем,… тем». Его составными частями являются простые суждения: 1- «Сахар, брошенный в чай, растворяется» (р); 2- « Чем горячее чай, тем быстрее растворяется сахар»(q). Символическая запись: p→ q- импликация. 5.2 Данное суждение является эквивалентным (двойная импликация), при этом связка « если и только если, то…» подразумевается. Составными частями сложного суждения являются простые суждения: 1-« Я видел дальше других» (а); 2-«Я стоял на плечах гиганта» (b). Логическая связка: «если, то потому что ». Символическая запись: a ≡ b, или a↔b- двойная импликация. Задание 6.
Сделайте полный разбор силлогизма: укажите посылки и заключение, средний, меньшим и больший термины, меньшую и большую посылки. 6.1 Переводчику принадлежит авторское право на выполненный им перевод. Л.- переводчик, поэтому ему принадлежит авторское право на выполненный им перевод. Ответ: Это простой категорический силлогизм, являющийся распространенным видом опосредованного умозаключения. Заключение получено из двух категорических суждений: 1 Переводчику (М) принадлежит авторское право на выполненный им перевод.(S) 2 Л.(Р) - переводчик. (М) Запись силлогизма выглядит следующим образом: Переводчику (М) принадлежит авторское право на выполненный им перевод.(S) Л.(Р) - переводчик. (М) Л.(Р) Принадлежит авторское право на выполненный им перевод.(S) Больший термин (Р): «Л.», т. к. в заключении он является предикатом. Меньший термин (S): « авторское право на выполненный перевод», т. к. в заключении он является субъектом. Средний термин (М): «переводчик», т.к. он есть в обеих посылках, и отсутствует в заключении. Большая посылка: «Л.- переводчик», т. к. в данной посылке находится больший термин. Меньшая посылка: «Переводчику принадлежит авторское право на выполненный им перевод» т. к. в данной посылке находится меньший термин. Заключение: «Л. Принадлежит авторское право на выполненный им перевод» Задание 7.
Можно ли получить данные заключения с помощью полной индукции? 7.1. Все крестьянские войны терпели поражения. Задание 8.
К данным тезисам подберите аргументы, использую дедуктивную форму обоснования. 8.1 Данное государство является федеративным. Ответ: а) Записываем тезис: «Данное государство является федеративным»; б) Находим аргументы, используя дедуктивную форму обоснования: «Все государства, имеющие в своем составе административно-территориальные или национальные образования, - члены(субъекты) федерации, обладающие значительной степенью самостоятельности или даже суверенитетом, являются федеративными» (а1); «Данное государство имеет в своем составе административно-территориальные образования, - члены (субъекты) федерации, обладает значительной степенью самостоятельности »(а2). Задание 9.
Установите несостоятельность демонстрации. 9.1 Несомненно, что Древняя Греция дала миру многих выдающихся мыслителей-философов. Свидетельством тому является философское наследие Аристотеля. Ответ: В данном случае истинность аргумента «Свидетельством тому является философское наследие Аристотеля» не достаточна для признания истинным тезиса «Несомненно, что Древняя Греция дала миру многих выдающихся мыслителей-философов», поскольку философское наследие одного Аристотеля не дает достаточного основания утверждать ,что Древняя Греция дала миру многих выдающихся философов. Нарушено требование точного описания довода. Задание 10.
В приведенных текстах определите логические ошибки, укажите какие правила нарушены. 10.1 « Быстрый способ развеять заблуждения о роли происхождения в Англии - взглянуть на ее премьер-министров. Все они выходы из рабочего класса. Гарольд Вильсон (лейборист) - сын химика-технолога, который большую часть своей жизни жил и работал среди рабочего класса. Джеймс Коллаген (лейборист) - главный старшина Британского военного флота. Эдвард Хит (консерватор) - сын рабочего-строителя, который открыл собственное небольшое строительное дело в приморском курортном городке. Маргарет Тэтчер (консерватор) - происходит из той же среды. Ее отец имеет бакалейную лавочку в провинциальном городе Грэнтем» Ответ: а) Находим тезис и аргументы: «Быстрый способ развеять заблуждения о роли происхождения в Англии - взглянуть на ее премьер-министров» (Т) «Все они выходы из рабочего класса» (а1). «Гарольд Вильсон (лейборист) - сын химика-технолога, который большую часть своей жизни жил и работал среди рабочего класса» (а2). «Джеймс Коллаген (лейборист) - главный старшина Британского военного флота» (а3). «Эдвард Хит (консерватор) - сын рабочего-строителя, который открыл собственное небольшое строительное дело в приморском курортном городке» (а4). «Маргарет Тэтчер (консерватор) - происходит из той же среды. Ее отец имеет бакалейную лавочку в провинциальном городе Грэнтем» (а5). б) Определяем характер ошибок, допущенных в доказательстве: - в аргументах 2, 4, 5 допущена ошибка двусмысленности, нарушено правило непротиворечивости аргументов; -в аргументе 3 допущена ошибка « мнимая логическая связь», поскольку из суждения «Джеймс Коллаген (лейборист) - главный старшина Британского военного флота» не следует необходимость утверждения «Быстрый способ развеять заблуждения о роли происхождения в Англии - взглянуть на ее премьер-министров ». Также нарушено правило неизменности тезиса, т. к. в процессе рассуждения произошло отступление от первоначально сформулированного тезиса.
|