Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 5

 

Поиск            

 

Гуманизм как общественно-историческое явление

 

             

Гуманизм как общественно-историческое явление

Гуманизм как общественно-историческое явление


Содержание

Введение

1 Исторический аспект в развитии понятия гуманизма

2 Понятие гуманизма в рамках отечественной философской науки

3 Понятие гуманизации

Заключение

Список литературы


Введение

Гуманизм как система взглядов, как направление общественной мысли оформился в эпоху Возрождения. Он был провозглашен в противовес феодально-церковной идеологии, которая утверждала мысль о ничтожности человеческой природы, а аскетизм и презрение к «бренным благам» и «плотским удовольствиям» объявляла в качестве высших добродетелей человека. Гуманистические идеи, связанные с пониманием человека как части природы и самоценности его личности, требованием полного удовлетворения его «земных» потребностей в реализации присущих индивиду способностей и возможностей, составили основу ведущей мировоззренческой ориентации прогрессивных общественных движений. Гуманизм как идейно-ценностный комплекс стал включать в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития и получившие название общечеловеческих: человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и интернационализм и др. Основным началом в гуманизме, таким образом, при всех его изменениях в историческом развитии, остается человечность, человеческая личность.


1 Исторический аспект в развитии понятия гуманизма

Гуманизм, являясь общественно-историческим явлением, имеет определенную специфику проявления в различных социально-экономических условиях, у разных народов, в различных культурах и религиях. Однако везде и во все времена гуманизм как мировоззрение отражает наиболее прогрессивные идеи людей, способствующие совершенствованию человеческого сознания и бытия в самом широком смысле. И хотя историческим началом гуманизма считают, чаще всего, Эпоху Возрождения, однако истоки его находятся гораздо глубже в историческом времени. Так, ещё Античность воспела человека как прекраснейшее, совершеннейшее существо на земле, и несмотря на свою аристократическую ограниченность, произведения искусства и философской мысли Древней Греции и Рима до сих пор сохраняют силу своего эстетического воздействия.

Эпоха Возрождения превозносила не просто природную красоту человека, а его борьбу за самоутверждение в мире, за человеческое достоинство. Художники и мыслители стремились очистить ум и чувства людей от невежества и предрассудков Средневековья.

В дальнейшем поколения мыслителей многих народов стремились разбудить в человеке чувства свободолюбия, гордости и высшего гражданского достоинства, освободить человеческое сознание от раболепия и низкопоклонства, от оков феодализма, показывали величие человека вне зависимости от происхождения, лишь в связи с его нравственными и интеллектуальными качествами.

В наше время гуманизм как прогрессивное мировоззрение и течение общественной мысли, связанное с общественной деятельностью, борется против всех современных бед человечества: войны, безработицы, голода и нужды, болезней и бесправия, политической обработки масс, растления сознания, экологических проблем, преступности, терроризма, наркомании, проституции, - то есть против всего того, что унижает, губит человека, заставляет его страдать, лишает благ, мешает его самореализации и самосовершенствованию. Современный гуманизм опирается на систему общечеловеческих ценностей и совокупность этических норм и отношений в обществе, создающих наиболее благоприятные условия для полноценного развития личности.

Однако современный гуманизм не является течением однородным, к нему иногда относят некоторые разновидности прагматизма, позитивизма и т. п.

Наименее соответствующей истинному духу гуманизма является так называемая «гуманистическая этика», являющаяся по сути откровенным индивидуализмом и оправданием эгоизма, поскольку отрицает общие нормы морали и считает каждого человека – единственным судьей своих действий.

2 Понятие гуманизма в рамках отечественной философской науки

В отечественной науке сложились различные подходы, в рамках которых понятие гуманизма трактуется неоднозначно. Согласно одному из них гуманизм рассматривается как характеристика морали. Такой подход реализован при определении понятия гуманизм в «Большой советской энциклопедии», в которой она раскрывается как «взгляды, идеи, произведения искусства, проникнутые уважением к достоинству человека, воспитывающие у людей моральные качества». Имеются подходы, в которых гуманизм выступает как черта марксистской идеологии и практики рабочего класса. Так, в «Философской энциклопедии» дано определение гуманизма как черты последовательного научного мировоззрения и практики рабочего класса, цель которого – освобождение трудящихся всех рас и наций от классового и национального гнета и неравенства, утверждение действительной свободы и счастья человека путем создания коммунистического общества».

Гуманизм в «Философском словаре» (под ред. М. М. Розенталя) определяется как «совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, из всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни». В «Словаре по этике» (под ред. И. С. Кона) гуманизм рассматривается как «принцип мировоззрения (в т. ч. нравственности), в основе которого лежит убежденность в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества».

Таковы определения понятия «гуманизм», которые содержатся в различных словарях. Однако еще более многообразны они в научной литературе, анализ которой позволил установить, что понятие «гуманизм» употреблялся еще по крайней мере в десяти смысловых значениях: название эпохи Возрождения и различных культурных движений, идейных течений, направлений общественной мысли; название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам; характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни; обозначение нравственных качеств личности – человечности, доброты, уважения; определение важнейшего фактора гармонического развития личности; выражение особого отношения к человеку как высшей ценности, как к цели; название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов и др.

Аналогичное положение наблюдается и в отношении понятия «гуманность», которое часто отождествляется с понятием «гуманизм». В публикациях гуманность, как и гуманизм, называют одновременно мировоззрением, чертой характера, качеством, принципом, элементом морали, составной частью воспитания. Отсюда в психолого-педагогических работах появляются словосочетания, употребление которых является неправомерным (например, воспитание гуманизма). В учебниках и учебных пособиях по педагогике также нет четкого разделения понятий «гуманизм» и «гуманность», а «воспитание гуманизма» и «воспитание гуманности» употребляется как синонимичные.

В связи с понятийной неопределенностью гуманизм рассматривается то как фактор воспитания нового человека или его принцип, то как средство воспитания гуманных отношений. Попытки развести понятия «гуманизм» и «гуманность», однако, в литературе встречаются. Так, Н. Д. Левитов, пытаясь развести понятия «гуманизм» и «гуманность», отмечал, что гуманизм – понятие идеологическое и поэтому его исследование прежде всего входит в компетенцию философских наук, а гуманность – понятие не только идеологическое, но и психологическое, поскольку гуманность – одна из важнейших черт направленности или, по другой терминологии, системы отношений личности. На необходимость различения понятий «гуманизм» и «гуманность» указывала М. И. Петросян, которая считала, что «гуманизм часто отождествляется с гуманностью и рассматривается лишь как черта или принцип коммунистической нравственности, идеологии. Такое понимание вопроса неполно. Понятие гуманизм… гораздо шире, чем гуманность, человечность». Естественно, что такая терминологическая неупорядоченность негативно сказывается в ситуациях использования аксиологического подхода к изучению проблем личности и образования. В этой связи проставляется целесообразным обращение к этимологическому толкованию этих слов.

Гуманизм и гуманность – латинские слова (humanus и humanitas). Humanus – человеческий, свойственный человеку; человечный, человеколюбивый; высокообразованный. Humanitas - человеческая природа, человеколюбивый; человеческое достоинство; человеколюбие, гуманность, доброта, обходительность; образованность, духовная культура; утонченный вкус, тонкость обращения, изящество манер, изысканность речи, учтивость, воспитанность. Сравнительный анализ семантического значения данных слов приводит к выводу, что оба они связаны выражением взглядов, качеств, свойств, отношений духовного мира человека. Однако слово humanitas в большей степени отображает готовность помогать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу, соучастие, без которых невозможно существование человеческого рода. «Гуманность», по-видимому, является первичным понятием по отношению к «гуманизму», хотя последнее представляется гораздо шире первого.

Такое понимание гуманности согласуется с его толкованием в словаре В. Даля и философски определением гуманизма. «Гуманный… - человеческий, человечный, людской; свойственный человеку, истинно просвещенному; человеколюбивый, милостивый, милосердный». «Гуманизм… - исторически сменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки деятельности социальных институтов, а принцип равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми». В этом определении подчеркивается практическая, «бытийная» сторона гуманизма, которая предполагает создание отношений и поведение людей, соответствующих данной системе воззрений.

Глобальность гуманизма как философской системы воззрений определяется такими его аксиологическими признаками, как автономность, универсальность и фундаментальность гуманистических идей, отражение в них единства целей и средств, приоритета идеи и свободы.

Автономность гуманизма объясняется тем, что его идеи не могут быть выделены из теологических, онтологических и идеологических посылок. Уровень развития гуманистического мировоззрения всецело зависит от накопленного человечеством опыта по реализации транскультурных норм совместной жизни: сотрудничества, благожелательности, честности, лояльности и терпимости к другим, следование закону и др.

Универсальность гуманистических идей обусловлена их применимостью во всем людям и социальным системам. В гуманистическом мировоззрении возможен выход за рамки культурной относительности, национальных, экономических, религиозных, расовых или идеологических различий. Это находит отражение в праве всех людей на жизнь, любовь, образование, нравственную и интеллектуальную свободу и др. При этом принципиально важным является не противопоставление универсальных ценностей гуманизма национальным, а взаимодействие с ними, которое предполагает переход ко множественности и многообразию (плюрализм) культурно-гуманистических позиций, сочетающих и дополняющих друг друга.

Универсальность идеологии гуманизма проявляется и в том, что его ценности, и прежде всего человек как «мера всех вещей», выступают общечеловеческими критериями личной и социальной рефлексии. Основанная на таких критериях рефлексия требует поиска путей разрешения глобальных, групповых и индивидуальных конфликтов с точки зрения социально-ценностных установок гуманизма.

Фундаментальность гуманистических ценностей определяется тем, что они не могут рассматриваться как нечто вторичное, отражающее основные условия общественной жизни. Ценности гуманизма не второстепенные элементы определенной надстройки. По своей значимости они соотносятся с наиболее фундаментальными явлениями социальной структуры.

Единство целей и средств в гуманистическом мировоззрении означает пересечение всяких попыток любыми средствами добиться своих целей. Нельзя поступаться гуманистическими принципами по соображениям стратегической необходимости. Так, насилие и террор не могут использоваться в качестве средств регулирования отношений между людьми или в качестве методов социальных преобразований, какими бы благородными целями это не обосновывалось.

Приоритет идеи свободы в системе гуманистических ценностей обусловлен тем, что именно свобода индивида является той ценностью, с помощью которой реализуются другие социальные ценности (например, равенство, справедливость и др.). Идея свободы проявляется в различных формах и прежде всего как свобода мысли и духа. Она относится ко всем областям, включая политику, науку, образование, мораль. В русле действия этой формы никто не имеет монополии на истину. Другая форма проявления свободы – это моральная свобода или смысложизненное самоопределение личности. Данная форма, с одной стороны, тесно связана с «правом на личную жизнь», а с другой стороны – она требует создания условий для самоутверждения и самореализации личности. Следующая форма осуществления идеи свободы – это политическая свобода, проявляющаяся в приверженности личности к демократии и выступающая защитой целого ряда гражданских свобод: свободы совести и слова, права на создание политических партий, права на легальную оппозицию. Наконец, особой сферой проявления свободы является свобода экономической деятельности.

Итак, гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра – человека. Если гуманизм – это система определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности.

Прежде всего отметим, что гуманность не может быть просто чертой личности, так как черта – это только «свойство, отличительная особенность». Представляется правомерным рассматривать гуманность как качество личности, поскольку качество – это «объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств». В. Н. Мясищев считал, что гуманность «нельзя представлять как часть или сторону, как элемент, а следует понимать как интегральную «позицию» личности в целом». Развивая эту точку зрения, Я.Л. Коломинский утверждает, что гуманность представляет собой комплекс качеств личности, в которых выражается отношение человека к человеку. Эти качества и проявляются, и формируются в сфере человеческих взаимоотношений. В гуманных отношениях, по мнению З.Г. Нигматова, выражаются высшие духовные потребности личности видеть в человеке товарища, друга, брата, жить для блага людей труда, видеть человека, удовлетворенного жизнью, счастливым. Именно отношение к людям (гуманное и негуманное) определяет сущность человеческой личности с нравственной стороны. В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи». Однако, если исходить из связи гуманизма и гуманности, то содержание понятия «гуманность» должно раскрываться прежде всего через признание ценности человека, которая понимается как единство двух сторон – естественной жизни каждого индивида и социальной, куда входят все функции, выполняемые человеком в обществе, в том числе и уровень развития его личностных качеств.

Обе стороны личности непосредственно связаны с гуманностью. Эта связь заложена в гуманистической сущности морали, которая выступает изначальной формой отношения к человеку как к ценности. Гуманность соответственно представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

3 Понятие гуманизации

Проведенный анализ содержания понятий «гуманизм» и «гуманность» позволяет определить и содержание понятия «гуманизация». Как производное от предшествующих, данное понятие выступает социально-ценностной и нравственно-психологической основой общественной жизни, отношений между людьми.

В настоящее время перед всем человечеством стоят актуальные задачи гуманизации труда, гуманизации личности и отношений. Решение этих задач во многом зависит от преобразований в такой важной сфере культуры, которой является образование. Таким образом, гуманизация является магистральной линией гуманизма, основным путем достижения его главных целей.

Идея гуманизации является на сегодняшний день и в России самой плодотворной идеей, давшей жизнь многим современным концепциям развития школы.

Суть данной идеи заключается в повороте школы к человеку, в том числе к человеку, формирующемуся в условиях школьной жизни. С человека как наивысшей ценности должны начинаться все педагогические решения. Но ни в коем случае нельзя сводить это широкое понятие до узкого понятия «ребенок». «Гуманизированная школа – это школа, в которой счастливо живется каждому человеку: ребенку и учитeлю, директору и техническому работнику. Было бы опасным рассматривать всех взрослых как средство развития и воспитания ребенка, а ребенка единственного как цель этого развития и воспитания. Любая ситуация, когда на глазах ребенка другого человека используют в качестве средства для достижения цели, является дегуманизирующим фактором».

Поэтому в расширенном толковании гуманизация подразумевает всё, что способствует расцвету человечного, человеческого в человеке и в окружающем мире.

Таким образом, гуманизация в образовании как процесс, результатом которого должна стать сформированность гуманистического мировоззрения и воспитанность гуманистических качеств развития личностей – субъектов взаимодействия – педагогов и воспитанников. Здесь не случайно мы употребили слово «качеств» (во множественном числе), поскольку гуманность сегодня представляет собой сложное личностное образование, интегративное качество, включающее в себя когнитивные, эмоционально-мотивационные и поведенческие характеристики, о чем подробнее будет рассказано в следующем параграфе. Здесь же в нашу задачу входит разграничение и установление взаимосвязей между основными понятиями, связанными с предметом нашего исследования.

Гуманизация образования соответственно может быть рассмотрена как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции в построении и функционировании системы образования. Сущность данного феномена выявляется на пересечении нескольких смысловых координат.

По своим целевым функциям гуманизация образования является условием (фактором) гармоничного развития личности, обогащения ее творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности. Гуманизация образования составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе. И, наконец, гуманизация – аксиологический компонент педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом данного процесса является развитие личности как единства непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального становления.

Итак, мы рассматриваем «гуманизм» как определенное мировоззрение; «гуманность» - как качество личности, являющегося идеалом гуманизма; а «гуманизацию» - как процесс формирующий данное качество и характеризующий данное мировоззрение.

Высшими элементами любого мировоззрения являются ценности и идеалы. Уровень принятия этих ценностей и идеалов отражается в принципах и нормах поведения и отношений людей, а усвоение этих норм и принципов конкретным человеком свидетельствует о сформированности соответствующих качеств или социально-психологических характеристик личности.

Среди других понятий, связанных с проанализированными здесь, необходимо также отметить следующее:

· «гуманист» - деятель или сторонник гуманизма, гуманный человек;

· «гуманитарный» - обращенный к человеческой личности, правам и интересам человека;

Гуманитарный означает также человеческую природу, образованность. «Представляется, что образование вообще и образованность человека есть прежде всего его компетентность в сферах человекознания, а потом уже следует конкретная специализация в той или иной области знаний вообще и их практическом использовании».


Заключение

Сегодня, помимо словосочетаний «гуманитарный предмет», «гуманитарное образование», «гуманитарная наука», появилось новое понятие, характеризующее, на наш взгляд, перспективное поле научных исследований: «Гуманитарная культура педагога – оптимальная совокупность общечеловеческих идей и ценностей, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности».

Итак, основные понятия подхода транслированы из различных отраслей гуманитарного знания: понятие «гуманизм» является общефилософской категорией, «гуманность» – этико-психологическое понятие, «гуманизация» – одна из важнейших социально-политических категорий, а производное от них – «гуманизация образования» представляет собой социально-педагогическое понятие, вобравшее в себя весь комплекс философских, этических, социально-психологических и идейно-политических установок. Этим объясняется неправомерность потребления широко распространенного в научной литературе и образовательной практике словосочетания «воспитание гуманизма».


Список литературы

1. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. – Ростов н/Д, 2004.

2. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с.

3. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фотхи Т.Б. Философия для аспирантов. – Ростов н/Д, 2003.

4. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. – Ростов н/Д, 2005.

5. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. – М., 2004.

6. Лебедев С.А., Ильин В.В., Лазарев Ф.В., Лесков Л.В. Введение в историю и философию науки. – М., 2005.