Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 5

 

Поиск            

 

Трансфизическое видение мира и человека в новых моделях познания реальности

 

             

 

Трансфизическое видение мира и человека в новых моделях познания реальности

Е.Е.Елькина, Р.К.Стерледев

Специфика современного положения человечества характеризуется, как это всегда бывало на границе сменяющихся эпох, переосмыслением традиционных мировоззренческих установок к миру и человеку, существующих эталонов познания, парадигмы науки, культурных ценностей и т.п. Глобальная компьютеризация и технизация жизненного пространства приводит современное научное сообщество к осознанию границ технологического воздействия на мир. Американский аналитик Р. Алперт в связи с этим замечает: «В настоящее время в нашей культуре происходит технологический, сверхдетерминированный толчок в пространство, независимо от времени. Мы движемся к другому уровню сознания. И вопрос состоит в том, насколько быстро мы дорастем до того, кто мы есть на самом деле. И я утверждаю, что скорость нашего роста зависит от скорости развития нашей сознательности». Развитие компьютерных технологий привело к возможности создания виртуальной реальности, которая может рассматриваться как метафора измененных состояний сознания.

Понимание механизма энергоинформационного воздействия мыслеформ на поведение человека и изменение окружающего мира ставит проблему экологии мышления как одну из самых насущных. До середины XX века бoльшую часть информации человечество получало через слово, в настоящее время слово уступает место образу, что, в свою очередь, изменяет традиционные способы восприятия и модели мышления. Мы движемся к новому типу культуры, в которой воскресают образы мифологического миропонимания с присущей ему логикой смысла.

Сама практика требует каких-то новых, нестандартных идей и подходов на основе синтеза внутренней и внешней установок человека к миру. От степени эффективности разработки новых подходов к пониманию и исследованию сложности мира как целого на основе многоуровневой парадигмы человека и мира во многом будет зависеть судьба человечества и судьба культуры.

В качестве варианта для построения новых моделей познания природы, общества и человека можно использовать теоретические положения и некоторые идеи исследований уровней сознания и внетелесного опыта представителями трансперсональной психологии: С.Грофом, Ф.Воганом и др.; американскими психоаналитиками: Дж.Лилли, Рам Дассом; основателем института исследования человеческого сознания Р.Монро, американским антропологом К.Кастанедой.

Основные теоретические положения указанных представителей сводятся к следующим:

трансфизическое видение мира и человека;

метаисторическая природа функционирования и развития мыслящих существ;

сложная структура любого типа социума, в том числе многоуровневая иерархическая структура «Я»;

нестандартные модели пространства и времени;

оригинальные футурологические концепции;

смысл человеческой эволюции, состоящий в постижении внутренней структуры Вселенной.

Наибольший интерес, на наш взгляд, представляет трансфизическое видение мира при исследовании измененных состояний сознания и внетелесного опыта. Согласно этому видению каждый космический объект предстает в качестве системы разноматериальных уровней, обнаруживающих некоторую целостность, которая развивается по определенной программе эволютивного или инволютивного типа. Поскольку мир обладает уровневой структурой, то аналогичной структурой должен обладать и человек как его часть. Человек состоит из ряда функционирующих тел различной материальной и энергоинформационной природы.

С.Гроф полагает, что результаты исследований в трансперсональной психологии свидетельствуют о том, что каждый человек, являясь автономной «биологической целостностью» в системе Вселенной, имеет доступ к информации обо всей Вселенной. В трансперсональном переживании сознание субъекта охватывает все аспекты нашей планеты, целостность всех ее жизненных форм. «С этой точки зрения, — указывает Гроф, — Земля оказывается сложным космическим организмом с различными аспектами геологической, биологической, культурной и технологической эволюций на этой планете, рассматриваемых как попытка более высокого уровня интеграции и самореализации». В новой структурной модели человеческого сознания Гроф выделяет уровни:

абстрактных и эстетических переживаний;

психодинамических переживаний;

перинатальных переживаний;

трансперсональных переживаний.

В смысловом взаимодействии с окружающей средой данные уровни психической структуры воздействуют на восприятие субъектом самого себя и мира, на его способности «формировать идеи» и осуществлять их в практической деятельности. В соответствии с указанной моделью Гроф дает классификацию трансперсонального опыта, полученного на основе применения психоаналитических и трансперсональных техник, которая включает:

расширение сознания во времени;

расширение сознания за пределы объективной реальности;

пространственное сужение сознания и др.

Указывая на неоднозначную оценку результатов трансперсонального опыта современным научным сообществом, Гроф замечает, что результаты трансперсонального опыта заставляют пересмотреть фундаментальные понятия о природе человека и природе реальности: «Уважаемые ученые с хорошей репутацией — Д.Райн, Г.Мерфи, Д.Эйзенбад, С.Криппнер, Ч.Тарт, Э.Грин, А.Хастинг, Р.Тарг, Х.Таткоф — собрали свидетельства о существовании телепатии, ясновидения, астральных проекций, видения на расстоянии, психодиагностики, психического лечения, психокинеза, которые могли бы дать важные ключи к новому пониманию реальности».

Исследование уровней сознания американским психоаналитиком Р.Алпертом (Рам Дасом) построено на сравнительном анализе западной и восточной моделей мышления. Всякая модель для своей реализации использует соответствующую технику. Западная парадигма мышления строится на субъектно-объектном характере взаимодействия человека и мира, лежащем в основе рациональных методов научного познания.

Различные психотехники, отражающие восточную модель мышления, представляют собой методы управления сознанием. Механизм использования психотехник состоит в своеобразном переключении «каналов» психофизической настройки — управление движением психофизической энергии через систему энергетических центров («чакр»). Каждому энергетическому центру соответствует определенный план психофизической реальности с соответствующим набором параметров, представляющих собой программу возможных проявлений. Среди основных параметров — соответствующий уровень вибраций, определяющий характер пространственно-временной мерности. В практике использования психотехник с увеличением энергетического потенциала личности человек в процессе деятельности может достигать более высоких уровней психофизической реальности с иными пространственно-временными координатами. Как указывает Рам Дасс, задача человека состоит в том, чтобы построить различные части индивидуального сознания. Сущность техник восточного психотренинга состоит в изменении природы вибраций или «природы некоторого уровня сознания» для достижения более высокого уровня проявления человека. Тот же принцип, согласно Рам Дассу, лежит в основе ментальных восточных техник. Звукоряд древних языков (в частности, санскрита) соотносится с различными состояниями сознания. Использование ментальных техник на санскрите погружает человека в присущее им пространство. Рам Дасс разделяет точку зрения представителей трансперсональной психологии в том, что цель развития человечества находится не во внешнем мире, а в поиске внутреннего психофизического пространства и в обретении в связи с этим открытием дремлющих в людях способностей (телепатии, ясновидения, сокращения потребности в пище и сне, нечувствительности к боли и т.д.). Открытие и культивирование этих способностей преобразит человеческую жизнь в целом и будет способствовать гуманизации всех сфер человеческого бытия.

Задачу исследования глубинных уровней сознания другой американский психоаналитик Дж. Лилли формулирует в своей метатеоретической концепции следующим образом: «Нам необходим эффективный философский анализ своего внутреннего мира, столь же хороший, как и тот, который мы применяем при исследовании внешнего мира». Иерархическая структура человеческой личности представлена многими программами, контролируемыми различными «я». Задача путей саморазвития человека состоит в подчинении существующих программ высшей инстанции «метапрограммиста». Операция объединения сверхличностных программ позволяет прийти, согласно Лилли, к концепции Бога, высших сущностей и т.п. Контроль над моделированием Вселенной внутри себя делает человека способным эффективно изменять соответствующие параметры. Качество внутренней модели Вселенной, считает Лилли, определяется тем, насколько хорошо она соответствует реальной Вселенной.

Роберт Монро, основатель института Монро, занимающегося исследованием потенциальных возможностей человеческого сознания с помощью технологии применения звуковых сигналов Hemi-Sync (синхронизирующих работу правого и левого полушарий мозга), в своих книгах «Путешествие вне тела», «Далекие путешествия», «Окончательное путешествие» представил эмпирические исследования внетелесного опыта. Методы и приемы, разработанные институтом, определяются Монро как средства достижения «фазовых переходов» сознания и управления ими. В процессе «фазовых переходов» изменяются представления человека о пространстве и времени: настоящее, прошлое и будущее сосуществуют как различные области энергетического поля сознания, в котором человеческое сознание занимает ограниченную область.

Основные положения эмпирических исследований Монро можно свести к следующим:

Жизнь представляет «организованную слоями, порождающую разум энергию»;

Человек — это не только материальное тело, его энергоинформационная структура продолжает жить после физической смерти. Человек является коллективной личностью, включающей в себя все предшествующие и текущие перерождающиеся индивидуальности;

Смысл земного существования человека — состоит в развитии сознания, совершенствовании его различных функций;

Для развития «иного мировоззрения» существенным является постижение и практическое применение определенных «основ» (см. п.п. 2, 3).

В работах американского антрополога К. Кастанеды представлено исследование магических техник в целостной системе магического знания. В основе данного исследования лежит идея Т. Парсонса о «глоссах», согласно которой мир является, по сути, соглашением, определяющим вид социального соучастия. Использование магической техники призвано дать альтернативное описание мира, выявляющее неадекватность «реальности» «описанию» мира. Техника в магии рассматривается автором как средство познания «объема человеческих возможностей», включая исследование механизмов восприятия и невербального постижения реальности. Обычный человек не может воспринимать всю реальность, а лишь ее фрагмент, определяемый американским антропологом как «модальность времени», которая зависит от способа восприятия (положения «точки сборки»). Задача использования системы магических техник в достижении знания о реальности состоит в «разглоссировании» описания, в разрушении стереотипов восприятия и мышления и изменении психических программ. В результате происходит трансформация метапрограммы личности и достигается свободное управление режимами восприятия на основе высвобождения энергии и синхронизации в работе правого и левого полушарий мозга. Использование системы магических техник развивает волю, вызывающую резонансные явления в энергопотоках Вселенной, что делает возможным высшие достижения магии в знании о реальности.