Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 4

 

Поиск            

 

Место и роль «геронто» в этнокультуре

 

             

 

Место и роль «геронто» в этнокультуре

Р.М. Абакарова

Если бы молодость знала,

Если бы старость могла…

Расул Гамзатов

I. О том, что наболело

Прежде чем определить место и роль физиологически старых, духовно зрелых и жизненному опыту мудрых людей в этнокультуре, возникает желание расшифровать смысл короткого изречение поэта — представителя этнокультуры. Что должна знать молодость и что не может старость? Ответ на первую часть этой проблемы можно найти в мыслях того же Расула Гамзатова о том, что « если ты в прошлое выстрелишь из пистолета, то будущее выстрелит в тебя из пушки». Интерпретация этой мысли с точки зрения этнокультуры указывает на связь прошлого, настоящего и будущего. Опыт прошлого служит основой для настоящего и будущего, ибо известно, что ничто из ничего не возникает и не исчезает в ничто. С точки зрения антропологии, человек, чтобы «что- то » отдать, должен это «что- то » иметь, а чтобы иметь это «что- то », должен это «что- то » где- то получить. Если вернуться к мудрой мысли Р. Гамзатова, то если мы недостаточно внимания окажем пожилым, где недостаточность этого внимания олицетворяет пистолет, то наши дети в молодости нам, старикам, совершенно перестанут уделять внимание. Если бы молодость знала насколько важно внимание старикам, если бы старость могла соединить разорванную цепь связи поколений духовной, а не формальной, можно было бы избежать принципа «…до оснований, а потом…», не было бы так много одиноких стариков.

II. О проблеме по сути

Этнокультура состоит в своём целом из ментальности основанной на определении культуры как ненаследственной памяти человечества. Если культура не наследственна генетически, то чем же обеспечивается память или кем будет поставлен вопрос точнее. Этнокультурная традиция выступает охранителем этой памяти. Каким образом это происходит?

Традиция консервативна. «Инновации, которые были пережиты человечеством в далёком прошлом сохранены в преданиях многих народов …»

Традиция для внешнего наблюдателя столь же чужда, как чужд ему и «инстинкт» некоторых животных коллективов. Только тот, кто находится внутри традиции, способен понимать, почему же ставят традицию превыше всего.(1)