Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 4

 

Поиск            

 

Философия в системе культуры

 

             

Философия в системе культуры

ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ.

2. ГЛАВА I

Дофилософские мировоззрения и картины мира.

3. ГЛАВА II

Философия как мировоззрение. Специфика философского знания.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

5. ЛИТЕРАТУРА.

ВВЕДЕНИЕ

Во всяком человеческом обществе создаются сложные многоуровневые системы, специально предназначенные для выработки общих и конкретных знаний, представлений о мире и самом человеке, а также ориентаций и целей не только повседневного поведения, но и рассчитанных на отдаленные перспективы. Еще на заре истории в рамках мифологии, магии и гадательных систем общество вырабатывало некоторые механизмы упорядочивания знаний, представлений и целей, значительную степень вариативности, которая помогала человеку адаптироваться к окружающей обстановке. Вопреки всем позднейшим изощренным специальным "онаученным" формам выработки и переработку знаний и ориентаций, индивиды, социальные группы и общества обращаются к мифо-поэтитческим, мистическим и гадательным системам, которые удовлетворяют некоторые субъективные потребности в повседневных ориентациях, необходимых в ситуационных сплетениях, не поддающихся сколько - нибудь эффективному анализу соотношения причин-следствий. Более развернутую систему выработки общих и конкретных знаний и ориентаций создает религия, содержащая обширный комплекс объяснений, норм и мотиваций, отвечающих огромному объему вариативность человеческой жизнедеятельность. Но хорошо известно, что содержащийся в религиозных системах комплекс знаний и ценностей слишком обременен необходимостью поддержания постоянства поведения и единства общества, что сковывает его реформаторские потенции. Поэтому уже на ранних этапах наряду с религией выработку новых знаний и ориентаций берет, на себя светская культура в ее разнообразных проявлениях: искусство и литература, философия и наука. С одной стороны, в этих формах духовного производства имеется свое "наследие", устоявшиеся результаты, признанные знания и ценность. Вместе с тем их важнейшей характеристикой светской культуры стала устремленность на новаторство, открытые новых горизонтов в познаны, типов ориентации и способов жизнеустройства.

ГЛАВА 1.

ДОФИЛОСОФСКИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

И КАРТИНЫ МИРА.

Философия - мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастическое представления об окружающем мире и о самом себе. Знакомство с мифологией позволяет сделать вывод, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: оно было своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации. Ушла ли мифологическая форма форма мировоззрения в прошлое?

Реликты мифотворчества живут и в современном сознании и культуре. В широком сознании масс сегодня творятся и живут иллюзорные идеи (с полным основанием их следует признать мировоззренческими): о расовом или национальном превосходстве, о непогрешимость некоторых политических партий и бесконечной мудрость их вождей, о коммунизме, к которому ведут "все дороги", и проч. Мифологическое мировоззрение - независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относятся, - такое мировоззрение (или такая система взглядов на объективный мир и на место человека в нем), которое основано не на теоретических доводах рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо -на общественных -иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающих его от науки, заключается в том, что миф объясняет "все", для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современной культуры - архаичной формой мировоззрения. Близким к мифологическому, хотя и отличным от него стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще нерасчленимого, недифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа религия не смешивает земное и сакральное, а разводят их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила - Бог - стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что) душа его бессмертна, что за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом. В центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносятся в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в "вечную" жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию. Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей смыслов присущи обеим формам сознания. Однако есть и различие. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия - всегда, теоретизирование, всегда работа мысли. Взаимоотношение философии и религии в истории культуры не было однозначным. В средние века, когда духовная власть религии основанная на ней политическая власть церкви) над людьми была безраздельной, философии отводилась лишь роль "служанки" богословия. В Новое время, особенно в эпоху Просвещения, философия заявила о своей "эмансипации" от религии, а затем - в лице наиболее радикальных атеистов - предприняла настоящую атаку на религию и ее догматы. В XIX веке великий философ-идеалист Гегель, будучи сам человеком умеренно-религиозных взглядов (протестант-лютеранин) в иерархии форм духа религию и философию отнес к самым его высшим формам, но все же на вершину пирамиды поставил понятийное мышление, то есть философию. По отношению к философскому мировоззрению дофилософские (дорациональные) мировоззренческое формы и исторически и логически оказываются их необходимым, естественным предшествуем. Мифологическое сознание было сознанием глубокой, интимной связи человека и природы в эпоху родового строя. Религиозное сознание было первым человеческим взглядом в вечность, первым осознанием единства человеческого рода, глубоком прочувствованием универсальной целостность бытия.

ГЛАВА II.

ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ. СПЕЦИФИКА

ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.

Для человека и ранее и теперь самым удивительным (а потому и самым важным и первейшим объектом его интереса) был, остается и останется он сам. Но если обыденное сознание "ухватывается", фиксирует лишь случайный (ситуативный) момент человеческой сущность, если даже искусство проникает, в мир человека, раздвигая (и в прошлое и в будущее) границы времени, то философия "перешагивает" и через случай, и через время - она и есть то "волшебное зеркало", смотря в которое человек видит себя как существо космическое, вечное. Философская мысль есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым, содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философской дух, философское сознание - это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно-умозретильная. Научно-теоретическое знание составляет лиь одну (о при этом даже не основную, не главную) сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону образует совсем иной компонент сознания - духовно-практической. Именно он выражает смысложизненный, ценностро-ориентирующий, то есть мировоззренческий, топ философского сознания в целом. Было время (античность, средневековье), когда никакой науке нигде еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития. Более того, сама наука (уже в Новое время) своим происхождением во многом обязана философии. Из этого следует, что и в современном философском сознании "первую скрипку" играет не рассудок, а нравственная, гражданская интуиция-, внутреннее чувство высшей правоты и справедливости.

Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание - это и есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно, императивно (то есть обязывает к определенному образу жизни и действия). Философская истина объективна, но переживается она каждым по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только так знание становятся убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни. В этой главнейшей своей функции философия есть не что иное, как стратегия жизни - ученье о том, "каким надо быть, чтобы быть человеком". (Кант И. Соч. в б т. -и., 1964. Т. 2, стр. 204). Английской философ Б.Рассел определял место философии в духовной -жизни человека как "ничейную землю" между наукой и религией - двумя основными формами освоения им мира. Подобно науке, философия полагается на разум, но в то же время философские проблемы таковы, что однозначного ответа на них получить невозможно. Иначе говоря, вопросы философии, вопросы мировоззрения нельзя разрешить исчерпывающе, раз и навсегда отменно потому, что с каждым шагом истории, прежде всего с каждым новым, более высоком уровнем общественных отношений, в общественном море человека складываются оные ситуации, созревают оные противоречия. Я чтобы понять, осмыслить, оценить их, требуется напряженная о безостановочная работа философской мысли, которая находится в несколько, иной плоскости нежели мысль ученого. Философ не довольствуется объективной, картиной мира. Он обязательно вписывает в нее человека. Отношение человека к миру - вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, "человеческое" измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека. Сокровенная цель философии (как и религии) - вывести человека из сферы обыденность, увлечь его высшими идеалами, продать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Но если религия - это массовое сознание, то философия - сознание элитарное, требующее не только таланта, но и профессиональной выучки. Органическое соединение и философии двух начал - научно-теоретического и практически-духовного - определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории - в реальном процессе наследования, развития идейного содержания философских ученый, которые исторически, во времена связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они - лишь грани, моменты единого целого. Так же, как и в науке и в других сферах рациональность, в философии новое знание не отвергает, а диалектически "снимает", преодолевает свой прежний уровень, то есть включает его в себя как свой частный случай. В истории мыс- ли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение от абстрактного (отвлеченного, одностороннего) знания к знанию все более и более конкретному (полному, многостороннему). Последовательность философских учений - в основном и главном - такова же, как и последовательность в логических определениях самой идеи, то есть история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета. Однако закону восхождения, закону прогресса, как и власть времени, не подчиняется практически духовная (ценностная) составляющая философского знания. Она сродню искусству, к истории которого тоже нельзя подходить с мерками "выше" - "ниже". Ученые, по образному выражению Ньютона, стоят на плечах свои предшественников: все они своим творчеством продолжают, развивают одно общее дело. Художники все не "выстраиваются" в один ряд, каждый из них - это особый мир, особая вселенная (что не исключает преемственность в художественном опыте культурных эпох и поколений). Великий художник - великий выразитель своего времени, ь именно в этом творчество его имеет вечное, непреходящее для людей значение. А философия? Историческое бытье ее двойственно, а потому и уникально: как наука, постигающая реальные отношения в объективном мире и познании, она развивается, ее построения преходящи (что и подчеркивал в своей историко-философской концепции Гегель). Но как ценностно-льчностное проявление духа, как смысложизненная ориентация сознания философское ученье прорывает пелену времени, оно обращается к Вечность, а потому ни устареть, ни уступить свое уникальное, не заменимое ничем и никогда место в культуре ее новым образованиям оно не может. "Новое" и "старое" - на равных - представляют мировую философию, как в разной мере представляют нашу земную цивилизацию Будда ,и Христос, Эсхил и Шекспир, Вергилий и Данте, независимо от веков и тысячелетий, разделяющих и по времени.

Однако и теоретическая составляющая философского знания, то есть его внутренняя логика, наследуется гораздо более сложным образом, чем знание специально-научное.

Сложнее потому, что философская идея многозначна, она может быть развита, продолжена в разные, даже противоположные направления. Так, из философии Локка (английский философ XVII века) его последователи (соотечественник Беркли и французское просветителя Дидро, Гольбах, Гельвеций) сделали прямо исключающие выводы (Беркли - субъективно-идеалиетическиие, французское мыслители - материалистиические). Из философских идей Канта, Гегеля, Маркса выросла почти вся современная мысль. Но у каждого кантианца, гегельянца, марксиста - "свой" Кант, "свой" Гегель,-"свой" Маркс, своя интерпретация предшественников. К тому же ни один крупный философ не "выводим" из одного, единственного источника. Кант опирался на Лейбница и Юма, Маркс - на Гегеля и Фейербаха, Вл.Соловьев - на Платона и христианскую патристику (в каждом случае это были разные источники, которые лично преодолевалось затем в новых построениях и исканиях философов). Все это рисует многомерную, отнюдь не линейную картину рождения и судьбы нового философского знания, где важнейшая, решающая роль принадлежит творческому гению критики. "Ваш любимый девиз?" - спрашивали у Маркса, - "Подвергай все сомнению". Под таким ответом расписалось бы многие философы. В философии теория и история связаны между собой значительно глубже и более сущностным, необходимым образом, чем в любой другой область человеческого творчества. Математик, физик, тем более люди практических профессий (врач, инженер, юрист, учитель) на своем рабочем месте действуют операционально, они могут и не знать, не отдавать себе сознательного отчета об истории, которая предшествовала их деятельности и сделала возможной ее. Решая конструкторскую задачу, инженер-конструктор пользуется готовыми формулами и схемами, как и врач - современными ему средствами диагностики и лечения, почти ничего не сохранившими от далекого прошлого медицины. В этом отношены философия являет собой полную противоположность всем иным формам и сферам человеческой активность. Она возможна лишь в постоянном процессе самообращенности, самовоспоминания. И то и другое совершается как акт рефлексии, то есть осознанно. А это значит, что современный философ, как бы оригинален он ни был, мыслит не только от своего имени, но и от имени философов прошлых веков, от имени философии в целом. Вот почему история философии - не часть ее, а основа, ее суть, ее самосознание. Философию, как умозрение, отличают от "опытной" науки, " для этого есть основания, если "опыт" понимать ограниченно - как наблюдение или эксперимент, специально организованные индивидом или группой людей (наблюдателями и экспериментаторами). Однако возможен и существует другой уровень опыта опыт человечества, опыт истории. Человеческая история (история мысли, история духав особенности) есть самый высший, самый развитый и самый сложный срез реальность. Мир человека - наиболее богат диалектикой. Для философии же человек всегда был "мерой всех вещей" (Протагор, У1 век до н.э.). Познавая этот мир, то есть глубинные процессы, происходящие в человеческой истории, осмысливая радикальные перевороты в духовной жизни, в сознании, философия тем самым признавала всеобщее, ибо в высших проявлениях мирового развития осуществлена действительно всеобщая потенция, всеобщая мощь Универсума. Только этим можно объяснять ту огромную эвристическую и прогностическую силу, которая заключена в философском знании. Философские прозрения не редко и на много опережали открытия и выводы науки. Идеи атомистики, например, быль высказаны еще древними философами за несколько веков до нашей эры, тогда как в естествознании (физике, химии) дискуссии о реальность атомов продолжались даже в XIX веке. То же можно сказать и о других фундаментальных идеях (законах сохранения, принципе отражения), которые быль выдвинуты в философии значительно раньше, чем получили признание и подтверждение в естествознании, в науке. Но, пожалуй, самый ярк ий и поучи тельный для ф илософ ии при мер - открыты е и разработка Гегелем д иалек тик и как ло гик и и теор ии поз нани я. Философствован ие всегда должно быть свободно - от любой внешней для него цел и. Оно не может твори ться по заказу и по указу, иначе это уже не будет фи лософствовани е, а будет пропи сь д ирект ивн ый идеолог ии. Не с лучайно ф илософ ия появи лась там, где роди лась демократи я: в гречески х городах-полю сах, в столи це Древней Эллады - в Афи нах. Неправедной власт и нужна не ист ина, ей нужен м иф. В м ифе нуждается и "агресси вное больши нство", холопствующее перед такой властью. Уже Ари стотель счи тал, что, фи лософствуя, человек и спытывает высшее блаженство, и менно в этом акте он больше, всего при бли жается к Богу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ф илософ ия - это раци онально-теорети ческая форма ми ровоззрени я, которая, выступая рефлекси ей предельных основани й всех в идов человеческо-историческо й практи ки, а) подытожи вает, си нтези рует ее дост ижен ия, форми рует миропонимание ; б) обозначает, обосновывает векторы инд ив идуального и соци ального творчества, задает м ироотношен ие. Из этого следует, что выполнени е тради ци онных функци й ф илософ ии обеспечи вается ее теорети ко-практи ческой сущностью.

Теорет ическ ий фрагмент ф илософ ии - осмыслени е открывающейся человеку познавательной, соци альной и при родной реальность в ходе ее духовного, практи ческого и практ ическ и-духовного освоени я, установлени е рубежей, гори зонтов дости гнутого в каж дую эпоху в целях его преобразовани я (приумножения , преодолени я) - ответственен за выработку (разработку) нормат ивно-ценностной основы убеждени я людей. В этом рефлекси вном плане складывается карто на м ира: онтологи ческо е допущени я, ги потезы существовани я; пр инц ипы, пут и познани я; место человека в грани цах при родного и общественного целого; смыслы, ценность , пр иор итеты, жи зненные установки , и деалы; целеполаган ие, целесообразность и т.д.

Практи ческо й фрагмент философии - деятельно стная проекци я карти ны м ира - определяет настроенность эмоци онально-волевой сферы, при надлежность или предрасположенность субъекта к заданным видам (само) соз идан ия. В этом практикологическом плане оформляются типы жизнедеят ельности, ос уществляется их апробац ия, вхожден ие должного (воз можного) в сущее (действ ительное): целеобразованое, волевые, веровательны е интен ии, программы самореал изац ии, гражданское поз иц ии, реальный смысл о предназначение ж изн и, и т.д.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Бабушки н В.У. О при роде фи лософского знани я. М., 1978.
  2. Брутян Г. А. Очерки по анали зу Фи лософского знани я. Ереван, 1979.
  3. Введени е в ф илософ ию. В 2-х частях. Ч. 1. М., 1989, Глава 1.
  4. Ерасов Б.С. Соци альная культурологи я, в 2-х час тях. Ч. 1. М., 1994.
  5. Ильенков Э.В. Философи я и культура. М., 1991.
  6. Корявко Г.Е. Философ ия как форма общественного сознани я. Очерки теор ии и истор ии. М., 1990.
  7. Мамардашв ил и М.К. Как я пони маю ф илософ ию. М., 1990.
  8. Налетов И.3. Конкретность фи лософского знани я. М., 1986.
  9. Ортега- и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.
  10. Сагатовск ий В.Н. Вселенная фи лософа. М., 1972. - II. Философ ия и ми ровоззрени е. М., 1990.
  11. Фи лософское сознани е: драмати зм обновлени я, М., 1991.
  12. Ф илософ ия в си стем е культуры. Ч.1., Вып. 1., М., МГТУ, 1996.