Главная      Учебники - Философия     Лекции по философии - часть 3

 

Поиск            

 

Шпаргалка для экзамена по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)

 

             

Шпаргалка для экзамена по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)

редмет и функции философии.


Предметом ф. явл. всеобщие св-ва и связи (отн-я) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, матер. и идеальн., бытия и мышления. Всеобщее - это св-ва, связи, отн-я, присущие как объ. дейст-сти, так и субъ. миру человека. Количественная и качественная определённость, структура и прич.-следств. связи и др. св-ва, связи относятся ко всем сферам дейст-сти: природе, о-ву, сознанию.

Хотя многие философы не призн. вопр. об отн. мышленияя к бытию основным вопросом философии, к нему сводятся другие вопр., дающие в совокупности целостную картину мира. Дать такую картину, представить мир как целое - мировоззренческая функция философии (F). В отличие от других наук философия исклисключает подробности, выделяя только наиболее общие св-ва и связи. Гносеологическая F состоит в изуч. отношения “мир-человек”. Теория познания рассматривается как отношение объекта и субъекта познания, выявляет связь чувственного и рацианального, исследует пробл. истины и др. гносеол. вопр. Каждая ф. концепция является взглядом на мир, представляя собой метод познания. Ф. разрабатывает всеобщ., обоснованные частные и общенауч. методы познания - выполняя методологич. F. Ф. обобщает выводы наук, объединяя их на осн. своих ф-й и методов познания - выполняя интегрир. F, распростр. ее и на другие области духовной культуры (вкл. полит., правов., моральн., эстет., религ./атеист. формы общ. созн-я). Ф. система не только выдвигает и обосновывает положения, но и интерпр. их, дает оценку, формир. сист. ценностей - аксиологич. F. Подвергает критической оценке то, что не соотв. ф. системе - выполняя критич. F.


3.Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.


Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопр.: что предст. собой окружающий мир и каково место и предназн. человека в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир каким-либо законам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопр. наз. мировоззренч. Центральной мировоззренческой проблемой - отнош. мышления к бытию/чел-ка к миру/сознания к материи/ идеального и материального, что явл. первичным - формир. ОВФ, т.к. через отношение человека, его мышл-я, созн-я, духовной, деят-сти осознаетсяся место человека в мире, его предназн-е, смысл сущ-я. Любое ф. учение основыв. на его решении, опир. на него как на исх. принцип при ответах на др. вопр.: о сущности, отношении матер./дух., о природе истинного знания, о жизни/смерти и др. ОВФ делит филос-в на материалистов, признающих первичн. эл-том материю, сущ-ю вне и независимо от созн-я, а созн. - вторичным, производным от материи. и идеалистов, считающих, что дух, созн-е предшеств. материи, творит ее. Существует две разновид. идеализма: объ./субъ. О.И. признает основой всего существующего объективное, незав. от человека дух. начало - мировой дух, внечел. разум. С.И. счит. первич. сознание ч-ка, кот. признается единств. реальностью, при этом действ-сть явл. рез-том дух. творч-ва субъекта. Ид-м близок к религии, ф. интерпрет. Бога, но не искл. обоснования своих положений рац. ср-вами, используя логич. приемы аргументации. матер-м тесно связан с наукой, опирается на ее полож-я и выводы. Сущ. дуалистич. сист., призн. мат. и дух. двумя независ. началами. Напр., ф-ы, матер-ски объясн. природу, идел-ски - обществ. явл-я. Хотя многие ф-ы не призн. вопр. об отн. мышл-я к бытию ОВФ, к нему сводятся другие вопр., дающие в совокупности целостную картину мира.


4. Проблема метода в философии. Метафизика и диалектика.


Диал-ка - наука о наиболее общих законах разв-я прир., о-ва и мышл-я. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первонач. смысла термина. Уже античн. ф. подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действит-сть как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, пифагорейцы). К подобным иссл-ям еще не применялся термин Д. Первонач. этим термином обозначались: 1) способность вести спор посредством вопр. и отв.; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Арист. отличает Д. от аналитики как науку о вероятн. мнениях от науки о док-ве. Д. есть, согласно Гегелю, движущая душа всякого научного развертывания мысли. Истинно научное понимание Д. было создано Марксом и Энгельсом.

Отбросив идеалистич. содержание ф. Гегеля, они построили Д. на основе материалистич. понимания историч. процесса и развития познания, обобщения реальн. процессов, происх. в природе, о-ве и мышлении. В научной Д. органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Гл. категорией материалистич. Д. является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диал. развития: развитие путем перехода колич. изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки, отрицание исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе нек-рых сторон, черт первоначального состояния. Материалистич. Д. предст. собой ф. метод иссл-я природы и общества. Только с позиции Д. можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абс. и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к др.,

Метафизика. Термин М. возник в 1 в. до н.э. как обознач. части ф. наследия Аристотеля и буквально означает то, что следует после физики. Сам Арист. называл этот, по его убеждению важнейший, раздел своего ф. учения первой философией, исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязат. для всех наук. В этом смысле термин М. употреблялся в последующей ф. В средние века М. служила теологии как ее ф. обоснование. Прибл. к 16 в. наряду с термином М. применялся в равном значении термин онтология. У Декарта, Спинозы и др. фил-в 17 в. М. выступала еще в тесной связи с ест.-науч. и гуманит. знанием. Эта связь была утрачена в 18 в. В Нов. время возник. понимание М. как антидиалектич. способа мышления, как рез-та односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутр. противоречия как источник развития в природе и обществе. Впервые термин М. в смысле антидиалектики употребил Гегель, имел в виду также то, что прежняя М., как правило, строилась антидиалектически. Это сближает два разных значения термина М.


5. Проблема бытия в философии. материальное и идеальное бытие.


БЫТИЕ - философская категория, обозначающая существующий независимо от сознания объективный мир, материю. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Категория Б. - одна из самых древних философских категорий.

Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи, организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли человека. Природа, человек, мысли, идеи, оьшество сущ; различные по формам своего сущ-я, они обр. единство бесконечного, непреходящего мира. Третий аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд. индивидов. Ф. фиксирует не просто сущ-е вещи (человека, идеи, мира в целом), а более сложн. связь всеобщ. хар-ра: предметы (люди,состояния) вместе с их св-вами, особенностями сущ-ют и тем самым объединятся со всем тем, что сущ. в мире. Антитезой Б., или нечто, явл. ничто. Все конкретные формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму Б. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида Б. и превращение, становление его в иной форме. Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост. природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров. (внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б. отд. человека в обществе и процессе истории) и б. общества. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю.


6. Филосовское учение о материи.


МАТЕРИЯ - объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания. Материя - (лат. materia - вещество) вещественное значение термина удерживалось до XX в., когда произошла рев-ция в физике означавшая кризис одностороннего основанного на обязательном чувственном восприятии, понимании материи, составляющего суть концепции метафизического мат-зма (см. глоссарий). Материя (Ленин) есть философская категория для обозначения объективной реальности, к-рая дана человеку в ощущениях его, к-рая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них

Понятие "материя" является основным в материалистическом философском учении. Без глубокого понимания сущности материи нельзя познать мир, что нас окружает, в котором есть беспредельное количество предметов, тел, веществ, организмов.

Возникает вопрос: есть ли что-то общее между этими разнообразными предметами и явлениями объективной реальности? Да, есть. Все они существуют независимо от сознания человека, представляют собой разные формы проявления материи в разных сферах реального мира.

В истории философии понятия материи нередко отождествляют с понятием субстанции (СУБСТАНЦИЯ - единое неделимое вещество, из которого состоят все вещи,внутренняя сущность вещей активно самопорoждающее и саморазвивающееся начало). В частности, материалисты древности признавали существование в мире какой-то первичной, неизменяемой субстанции как носителя всех наблюдаемых предметов и явлений.

В новое время материя представлялась как качественная однородность материальной субстанции. Позитивным является то, что материалисты уже и в древности, и в средневековье, и тем более в новое время исходили из существование материи как объективной, независимой от сознания основы мира. И все же их взгляды на материю были ограниченными. Сущность мира, его основа воображалась абсолютной и неизменяемой.