Главная Учебники - Философия Лекции по философии - часть 3
Натурфилософы: Занимались
поисками архэ
– первоначала
всего. Причем,
видели они
это первоначало
в силах природы,
за что и были
названы натурфилософами.
Фалес
из Милета (625 –
547 гг. до Р.Х.). Был
одним из семи
мудрецов. Архэ
– это вода.
Анаксимандр
из Милета (610 –
546 гг. до Р.Х.). Архэ
– апейрон (нечто
беспредельное).
Начало не есть
ни вода, ни любая
другая стихия.
Анаксимен
из Милета (588 –
525 гг. до Р.Х.). Считал,
что архэ – воздух.
Он изначально
колеблется,
уплотняется
и разрежается.
Гераклит
из Эфеса (540 –
480 гг. до Р.Х.). Архэ
у него – это
огонь. Огонь
– символ динамики.
Пифагорейская
школа: 1)религиозно-мистическое. 2)рационально-математическое.
Архэ – число.
Элейская
школа: Ксенофан
(570 – 478 гг. до Р.Х.).
Создатель
элейской школы.
«Боги – порождены
разумом людей.
Земля – субстанция,
породившая
вместе с водой
все многообразие
мира. Лишь мнение
одно – есть
удел всех» Парменид
(540 – 470 гг. до Р.Х.).
Парменид делает
упор на гносеологию.
«Алитея (истина)
– продукт ума;
Докса – мнение
– дает представление
о кажущемся
состоянии
вещей, опирается
это на чувственное
восприятие».
Сократ
(469 – 399 гг. до Р.Х.).
Познай самого
себя. Я знаю,
что ничего
не знаю. Человек
обладает тем,
что нужно для
постижения
истины, нужно
лишь помочь
человеку постичь
ее. От него пошли
два направления
школ: Мегарики
и Киники. Мегарики
развивали
эристику Сократа,
а Киники этику.
Мегарская
школа: Основана
Евклидом из
Мегары (? – 369 гг.
до Р.Х). Развивал
искусство
спора – эристику.
Вещь сама
торжественна
сама по себе.
Мегарики пытались
избежать
двойственности
в изложении
и понимании.
Стилпон
(490 – 370 гг. до Р.Х.)
Утверждал,
что говоря
общими фразами
о конкретных
вещах, человек
делает конкретное
общим. Киники:
Имела
довольно много
последователей.
Но редкие
представители
этой школы
оставили после
себя труды.
Основатель
- Антисфен (450 –
360 гг. до Р.Х.). Мыслить
– только средство,
цель – жить.
Цель жизни –
добродетель.
Подлинное
наслаждение
дает лишь труд. Диоген
из Синопа (404 –
323 гг. до Р.Х.). Он
отвергал
наслаждение,
и ему нужно
было только
Солнце. По мнению
общественности
той эпохи, у
киников все
выливалось
в антикультурность.
Киники были
приверженцами
монотеизма. Платон
(Аристокл) с
о. Эгина (427 – 347 гг.
до Р.Х.). Был ближайшим
другом Сократа,
знаком с философией
Гераклита.
Политика:
«правильные»
и «неправильные»
формы государственности,
идеальная
форма государственности.
Эпикуреизм: Эпикур
(342 – 271 гг. до Р.Х.).
Был продолжателем
Демокрита.
Состояние
атараксии и
наслаждения
и является
истинным счастьем.
Человек не
нуждается в
вечной жизни,
он никогда
не встречается
со смертью.
Общество(государство)
– договор
отдельных
индивидов.
Справедливость
не суща сама
по себе, - она
лишь договор
о ненанесении
вреда. Тит Лукреций
Кар (95 – 55 гг. до
Р.Х.). Атеист.
Продолжатель
Эпикура и
Демокрита.
Религия – продукт
страха и незнания
причин вещей.
Создал небольшую
историческую
периодизацию
по использованию
материала
для орудий
труда.
Стоицизм: Зенон
Китийский
(336 – 264 гг. до Р.Х.).
Основная цель
жизни человека
– жить в согласии
с природой и
добродетелью. Его учениками
были Клеанф
из Афин (330 – 232 гг.
до Р.Х.)., Хрисипп
(281 – 208 гг. до Р.Х.)
из Сол. Сложилась
целая система
в философии
стоиков:
Логика, Физика,
Этика. Луций
Сенека (6 г. до
Р.Х. 65 г. от Р.Х.). Его
стоицизм оказал
значительное
влияние на
формирования
христианства
в Западной
Европе. Нравственный
разум есть
Бог, а Бог и есть
душа. Сенека
говорит о наличии
совести в душе,
о равенстве
людей перед
Богом.
Эпиктет
(50 – 168 гг. до Р.Х.).
Человек имеет
все условия
для свободного
выбора добра.
Человек не
свободен от
того, что зависит
от него. Наши
поступки в
нашей власти.
Эпиктет против
идеи бессмертия
души. Марк
Аврелий Антонин
(121 – 180 гг. до Р.Х.).
Был римским
императором.
Натурфилософия
должна освободить
человека от
праздности.
Материальные
ценности и
некоторые
обряды не имеют
в себе абсолютно
ничего особенного. Зенон
(515 - ? гг. до Р.Х.).
Обоснования
свои он строит
на опориях.
Опории строятся
на миромнении.
«Всего очень
много и оно
неподвижно». Эмпедокл
из г. Акрогант
на о. Сицилия
(484 – 424 гг. до Р.Х.).
Архэ всего
4: огонь, вода,
земля и воздух.
Есть так же
связь их, и
последующий
разрыв.
Анаксагор
из г. Клазомены
в Ионии (500 – 428 гг.
До Р.Х.). «Из ничего
не возникает
нечто, а значит
нечто существует
изначально.
Все возникает
из подобного
себе, из семян.
Изначально
были семена,
эфир и огонь.
Движет всем
лишь разум(гнус). Атомисты: Левкипп
из Элеи (500 – 440 гг.
до Р.Х.). Знал
Элейскую традицию.
Создал учение
об атомах. Атом
– единый и
неделимый.
Но их множество.
Они совершенно
различны по
форме, размеру,
расположению,
массе и весу.
Есть лишь атомы
и пустота. Демокрит
из Абдер (460 –
370 гг. до Р.Х.). Продолжил
учение Левкиппа
об атомах. Душа
должна иметь
атомную природу.
Ее образовали
шаровидные
огненные атомы.
Душа же после
смерти телесной
оболочки перестает
существовать,
а атомы ее
рассеиваются
в пространстве. Скептицизм:
Пиррон
из Элиды (360 –
270 гг. до Р.Х.). Основатель
скептицизма,
который ведет
свое развитие
от софистики.
Следует не
доверять,
воздерживаясь
от мнений,
говорить же
нужно так:
рассматриваемое
столь же мало
существует,
как не существует.
И после этого
люди обретут
отказ от высказывания,
невозмутимость. Энесидем
(1 в. до Р.Х.). Говорил
об относительности
всякого знания.
В выводах же
он говорит о
невозможности
достоверного
знания. Секст
Эмпирик (180 – 210
гг. от Р.Х.). Был
даксографом.
Изучал все
течения философской
мысли прошлого
для нахождения
в них элементов
скептического
взгляда на
мир.
Иудейско
– греческий
Духовный
синтез: Филон
Александрийский
(20 г. до Р.Х. – 40 г.
от Р.Х.). Пытался
осмыслить
Ветхий завет.
Бог – единственно
подлинное
бытие, логос,
совершенство.
В человеке
обитает частица
Бога. Человек
есть микрокосмос.
Идеи Филона
были популярны
в патристике. Гностицизм: Главным
вопросом, которым
занимались
гностики, был
вопрос о взаимоотношении
божественного
и человеческого.
Существовало
два варианта
гностицизма:
близкий к религии
и философский. Эриней
Лионский ввел
понятие плеромы
и эона. Эон –
эпоха, век, жизнь.
Плерома –
изначальный
и совершенный
эон. Ей противостоит
сама природа.
Плерома – есть
благо, природа
– зло. Плерома
природа.
Существуют
эоны деградации
плеромы. Гностиками
были Валентин,
Василид. Софисты: Протагор
из г. Абдеры
(481 – 411 гг. до Р.Х.).
В гносеологии
приходил к
идеалу. Материя
текуча и изменчива,
а восприятие
с возрастом
меняется. Причина
вещей само
наличие материи.
Человек – мера
всех вещей,
несуществующего,
что оно не
существует,
а существующего,
что оно существует. Горгий
из Лариссы
(483 – 473 гг. до Р.Х.).
Был против
воззрений
элеатов. «Ничто
не существует…»
Вообще позиция
софистов такова:
не существует
окончательной
истины. Протагор
из г. Абдеры
(481 – 411 гг. до Р.Х.).
О всяком предмете
можно сказать
двояко.
Неоплатонизм: Плотин
(205 – 270 гг. от Р.Х.).
Положил в основу
неоплатонизма
средний платонизм,
неопифагореизм.
Аристотелизм
же служит
введением в
общую систему
взглядов.
Порфирий
(232 – 304 гг. от Р.Х.).
был учеником
Плотина. Восхождение
к уму и единству
(благу) позволит
все.
Учеником
Порфирия был
Ямвлих (? – 330 гг.
от Р.Х.). Впервые
ввел в неоплатонизм
теургию. Его
реформа комментария
произвела
большие изменения
в неоплатонизме.
И его стали
делить на периоды
до и после
Ямвлиха.
Прокл(410
– 485 гг. от Р.Х.)
подвел итог
развитию
платонизма
в рамках языческого
политеизма
и дал детально
разработанную
сводку –основных
понятий и методов
неоплатонизма. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ РЕНЕСАНС НОВОЕ
ВРЕМЯ НОВЕЙШЕЕ
ВРЕМЯ ПАТРИСТИКА Тертулиан
(160-230 гг.). Философия
– наследство
язычества и
она противоположна
богословию.
«Верю в то, что
абсурдно».
Триединство:
ум, душа и тело. Ориген
(185-254 гг.). из Александрии.
Сотворение
мира – вечно
длящийся акт.
Прежде этого
мира были и
другие миры.
В конце времен
абсолютно
все соединяться
с богом.
Боэций
Северин (480-524 гг.).
из Рима. Сочинение:
«Утешение
философией».
Бог – личность,
любящая свой
мир, пожелавшая
создать человека
по своему образу
и подобию и
внемлющая
его молитвам.
Аврелий
Августин (354-430
гг.). из Тагаста
(Сев. Африка).
Сочинения:
«Исповедь»,
«О Троице»,
«О граде божьем».
Бог является
высшей сущностью,
и все от него
зависимо. Воля
– есть проявление
божественного
в человеке.
Она – самый
авторитетный
источник познания.
СХОЛАСТИКА Иоанн
Эскотт Уршренна
(810-877 гг.). из Ирландии.
Сочинение «О
разделении
природы». Бог
есть природа.
Существуют
четыре вида
природы:. Гильом
Коншский
(1070-1121 гг.). из Парижа.
Сочинения:
«Философия
мира», «Дагматикон
философии».
Нужно полагаться
на логику в
аргументации
при рассмотрении
поросов
естественно-научного
характера.
Ансельм
Кентерберийский
(1033-1109 гг.). Пытался
рационально
обосновать
главные догматы
христианства:
сотворение
мира из ничего,
единство и
раздельность
св. троицы,
бессмертие
души и др.
Иоанн
Расцелин
(1050-1110 гг.). из Компьена
(Франция). Существуют
три самостоятельные
божественные
сущности. «Верю,
а потому знаю». Авероэс
(Ибн Рудж) (1126-1198
гг.). из Кордовы.
Сочинение
«Опровержение
опровержения»
направленное
против сочинения
Аль Газали
«Опровержение
философов».
Материальный
мир вечен, как
и Бог, но в пространстве
ограничен.
Бог не сотворил
мир из ничего.
Индивидуальная
душа не бессмертна.
Материя и дух
неразделимы.
Альберт
Великий (1193-1280 гг.).
из Парижа. Пытался
использовать
Аристотелизм
для систематизации
христианского
учения. Был
учителем Фомы
Аквинского.
Фома
Аквинский
(1225-1274 гг.). из Парижа.
Сочинения:
«Сумма теологии»,
«Сумма философии…».
Вера должна
находиться
в гармонии с
разумом. Нужно
признать то,
что разум сможет
обосновать
бытие бога и
и опровергнуть
филос. Доводы
против «истин
веры».
Роджер
Бэкон (1210-1294 гг.).,
англичанин.
Истинное только
то знание, которое
было получено
в результате
эксперимента.
Вильям
Оккам. (1285-1349 гг.).
англичанин,
представитель
позднего
номинализма.
Cущности
вещей не следует
умножать без
необходимости
(«бритва Оккама.) Николай
Коперник
(1473-1543 гг.). итальянец.
Обосновал
гелеоцентризм. Иоган
Кеплер (1571-1630 гг.).
немец. Математически
обосновал
движение планет.
Галилео
Галилей (1546-1642 гг.).
обосновал
закон инерции,
изобрел телескоп,
сделал много
открытий в
астрономии.
Николай
Кузанский
(1401-1464 гг.). немец.
Сочинение:
«Ученое незнание».
Познание трудно.
Бог есть природа.
Бытие есть
абсолютное,
божественное
бытие. Принцип
познания:
соединять
видимые
противоположности
в предшествующим
им единстве.
МИСТИКА Мастер
Экхард (1260-1327 гг.).
немецкий
мыслитель-мистик.
Состоял в
Доминиканском
ордене. Сочинение:
«Духовные
проповеди и
рассуждения».
За триединым
божеством
стоит безличное
и бесконечное
божество. Человек
познает бога
только через
искру божественного
абсолюта в
самом себе.
Душа – есть
порождение
богом самого
себя и мира.
Якоб
Беме (1575-1624 гг.).
Сочинение:
«Аврора – утренняя
заря в восхождении». Предполагал
самораскрытие
бога в природе.
Для познания
нужно делить
единое на
множество
мелких частных.
Человек – книга
сущностей и
тайн. Он подобен
богу; если живешь
свято – ты бог. Френсис
Бэкон (1561-1626 гг.).
английский
эмпирист.
Сочинение:
«Великое
восстановление
наук», «Новая
Атлантида».
Знание – сила.
Эксперимент
и наблюдение
– основные
источники
для строгой
индукции.
Рене
Декарт (1596-1650 гг.).
французский
ученый-рационалист.
Сочинения:
«О методе»,
«Геометрия».
Я мыслю – значит
я существую. Томас
Гобс (1588-1679 гг.).
английский
государственный
деятель. Есть
два рода опыта:
первичное
знание, знание
об именах вещей.
«Право всех
на все».
ПРОСВЕЩЕНИЕ Джон
Локк (1632-1704 гг.).
английский
философ. Сочинение:
«Опыт о человеческом
разуме».
Сознание
– пустая доска.
Важен эмпирический
опыт. Есть
первичные и
вторичные
качества. Они
возникают
под воздействием
мельчайших
частиц воздуха.
Главный познавательный
принцип: нет
ничего в интеллекте,
чего раньше
не было бы в
чувствах.
СУБСТАНЦИОНАЛИЗМ
в метафизике. Бенедикт
Спиноза (1632-1677 гг.).
Сочинение:
«Этика, изложенная
способом,
используемым
в геометрии»,
«Богословско-политический
трактат».
Субстанция
есть бог, который
является причиной
самого себя.
Душа – идея
человеческого
тела. Воля есть
разум.
Лейбниц
Готфрид Вильгельм
(1646-1716 гг.). Сочинения:
«Рассуждение
о метафизике»,
«Теодицея»
и др. Существует
множество
субстанций.
Самостоятельное
существование
субстанции
– монада.
Лаплас
Пьер Симон
(1749-1827 гг.). – француз.
Природа может
быть с помощью
законов механики.
Мы называем
случайностью
то, что неизвестно
нам и не объяснено
с помощью науки.
Человек – существо
социальное.
Жак
Лаветри (1709-1751 гг.).
Сочинение:
«Человек-машина».
Беспорядок
в государстве
происходит
из недостаточного
знания частных
интересов.
Человек по
природе добр.
Общественный
порядок обусловлен
равенством
и справедливостью.
Дидро
Дени (1713-1784 гг.).
французcкий
философ-материалист.
Сочинение:
«Философские
основания
материи и
движения».
Религия – продукт
страха и обмана
духовенства.
Человек по
нейтрален.
Добрым или
злым его делает
окружающая
среда.
Жан-Жак
Руссо (1712-1778 гг.).
французский
просветитель.
Бог приводит
в движение
вселенную.
Общество возникло
в результате
договора между
людьми.
Вольтер
Франсуа Мари
Аруэ (1694-1778 гг.).
французский
просветитель.
Сочинения:
«Философские
письма». «Философский
словарь»,
«Метафизический
трактат». Религия
– продукт
невежества
и обмана.
Идеал
есть религия
разума.
Поль
Анри Гольбах
(1723-1789 гг.). немецкий
философ-материалист.
|